Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
Всегда под рукойаналогов нет ^_^
Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
Домский монастырь построен в 13 в. практически одновременно с собором, заложенным самим основателем города Риги епископом Альбертом Буксгевденом. Монастырь пристроен к южной стене Домского собора в виде буквы U (см. план выше). Строительство вначале велось из известняка, позже для готовых конструкций использовались валуны и кирпич.
Почти квадратный в плане двор (клуатр, 33х36 м) с трех сторон опоясывает внутренняя галерея с крестовыми сводами. Во дворе и галерее находилось кладбище. Основные помещения Домского монастыря находились в восточном крыле (ризница, зал капитула, общая спальня – дормиторий) и южном крыле (общая столовая – рефекторий, кухня, хозяйственные помещения). Домский монастырь был резиденцией Домского капитула, высшего собрания рижского духовенства, проживавшего здесь до 15 в. подобно монахам.
Домский собор (нем. Domkirche - соборная церковь, латыш. Doma baznica) или церковь Св. Марии, наиболее значительный памятник средневекового зодчества Латвии. Величественная простота пространственных решений романской архитектуры сочетается здесь со скупым готическим декором. Заложен (1211 - около 1215) основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом как трехнефная романская базилика с монастырем для капитула (высшего духовенства Ливонии), завершен около 1270 г. неизвестным мастером из Кельна по типу зального храма с башней на западном фасаде. Изначально церковь имела форму креста, наиболее старинная алтарная часть построена из тщательно обтесанных известковых блоков в романском стиле, позднее была преображена в готическом стиле.
Вид собора при епископе Альберте (реконструкция)
Около 1300 г. достроен как базилика, перекрытая готическими сводами (высота среднего нефа 26 м). С веками собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей – романского, готического, барокко, классицизма. Частично перестраивался до конца 19 в. Первая башня собора сгорела в пожаре 1547 г., вместо нее в 1595 г. была построена новая башня. В 1775 г., когда деревянные конструкции башни подгнили и стали ненадежными, шпиль разобрали и вместо него воздвигли нынешний купол в стиле барокко. Боковые капеллы - 13(?) и 15 вв.; клуатр и зал капитула с резьбой на капителях - 1-я половина 13 в.; в 1776 г. завершение собора получило барочные очертания. В интерьере собора: резные кафедра (1641), скамьи и эпитафии (16-17 вв.) - маньеризм, барокко; скульптурные надгробия (14-17 вв.); живопись - преимущественно на хорах (в основном 18 в.); витражи (19 в.).
После реставрации (1959-60) собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР органов, был преобразован в концертный зал-музей. Ныне передан в собственность Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но в специально отведенные часы здесь проводятся концерты органной музыки. Большой художественной ценностью обладает многоярусное обрамление центральной части органа, одного из крупнейших в мире (и самого большого в мире на тот момент), установленного в 1884 г. фирмой Walcker & Co в Людвигсбурге (Германия), имеет 6718 деревянных и металлических труб, 124 регистра, 2 пульта с 4 мануалами и педальной клавиатурой, отличается насыщенностью и красотой звучания.
На фотографии монастырского комплекса среди строений, окружающих внутренний двор, заметен дом с красно-оранжевой крышей – это восточное крыло Домского монастыря. С внешней стороны к нему была сделана пристройка, осуществленная в 1898 г. архитектором Вильгельмом Нейманом. Как архитектор и историк искусства он не мог не понимать двух вещей: что классические формы нового фасада никак не сочетаются со средневековыми постройками, но с другой стороны само здание никак не воспринималось в застройке этого квартала именно как часть средневекового собора, и потому он позволил себе этот шаг в духе веяний новых времен. Несведущий зритель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса. Адрес здания – улица Яуниела 22, вход со двора. На открытке начала 20 в. здание имеет приятный желтый колер.
Улица Яуниела в Риге образовалась с северной стороны Домского собора, после возведения в 1599 г. каменной стены, отделявшей церковное кладбище от города. Первоначально Яуниела (тогда еще Neustrasse) начиналась от улицы Пилс и пройдя дугой по нынешней територии Домской площади (возникшей лишь в 1936-37 гг.), огибала северную сторону собора и завершалась на набережной реки Даугава. Часть этой дуги видна на старинном изображении 1780 г. В конце 19 и начале 20 вв. улицу также называли Лиела Яуна иела (Большая Новая улица). А во время большого переименования улиц в 1923 г. стала называться просто Яуна иела. Длина улицы 225 м.. Называлась ул. Яуна (Новая; Neustrasse – нем.яз.), в 19 в. и в начале 20 в. также ул. Лиела Яуна (Большая Новая), в 1923 переименована просто в Яуниела.
С южной стороны монастырского комплекса пролегает улица Маза Сколас (Малая Школьная), на которой виден фасад здания музея Истории города Риги и мореходства, а по сути все то же здание Домского монастыря, его южный фасад. В западном крыле монастыря располагалась Домская школа, в которой готовили священнослужителей. После Реформации (16 в.) Домский собор стал собственностью города Риги. Помещения монастыря начали использовать для хозяйственных нужд, крестовая галерея и двор были преобразованы под рынок, на нижнем этаже оборудовали городскую библиотеку. Домская школа стала первым светским учебным заведением высшего типа в Риге. В честь Домской школы и видимая на фото улочка именуется Малой Школьной (Маза Сколас).
До 1588 г. школяры учились 3 года, а в дальнейшем срок обучения увеличился на два года. Первоначально здесь изучались античная литература, труды средневековых просветителей, грамматика, метрика и математика. В дальнейшем учебная программа пополнилась физикой, историей и географией. В низшем классе (квинте) занятия проводились на немецком языке, а в старших на латыни. В 1631 г. был создан класс академической гимназии, где обучали профессора, а учащиеся защищали диссертации. В 1675 г. во время чумы школа была закрыта и вновь открылась только через 20 лет, превратившись в нечто наподобие гимназии. Теперь здесь изучали закон божий, философию, риторику, историю, греческий язык, математику и юриспруденцию.
В Домской школе преподавали известные преподаватели и ученые, такие как поэт Р.Писторий, Г.Марсов, Г.Меллер. В 18 веке ректором школы был писатель И.Г.Линдер. Кроме того здесь преподавали такие люди как И.Г Хаманис, К.Ф.М. Снели. А с 1764-69 год учителем в школе работал И.Г.Гердер (о нем мы еще поговорим в следующий раз). Одно время 6 лет здесь учился Гарлиб Меркель (1776-1782). В 1806 г. школа была преобразована в уездное училище, в 1859 г. в реальное училище, а с 1873 стала классической гимназией (Рижская городская гимназия) В 1868 г. гимназия переехала в свой новый дом в котором она находиться и поныне, на бульвар Престолонаследника (ныне бульвар Райниса), 5.
С 1791 г. здесь также размещался один из старейших музеев Европы, созданный в 1773 г. на основе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля (1729-1764). После того, как школа переехала, появилась возможность расширения и реставрации помещений. Монастырский двор был реставрирован в 1888-92 по проекту архитекторов В. Неймана и К. Нейбургера. По проекту последнего были переделаны южное и западное крылья монастыря, к которым в 1888-1890 гг. в стиле неороманики были пристроены дополнительные здания, причем эти строения с их декором удачно сочетаются с монастырским внутренним двором с аркадами 13 в. и несведущий вполне может принять их за средневековые.
В 1959 г. ансамбль Домского собора и монастыря был передан Музею истории Риги и мореходства, в 1962 г. образован его филиал (Домский музей). В экспозиции отражена история Риги с ее основания до 1940 г., история мореходства Латвии с Х века до наших дней. В собрании музея полмиллиона материалов, здесь регулярно устраиваются выставки. Музей предлагает экскурсии по экспозиции, хранилищу, Домской церкви и Крестовой галерее, а также образовательные программы для учащихся, консультации.
Перед западным фасадом Домского собора и монастыря располагается площадь Гердера. Часть площади Гердера с птичьего полета видна на старинной открытке, сделанной в начале 20 века. Домский собор, рядом с ним пристройка к монастырю, где находилась первая рижская школа. А в самом низу пока еще чахлое деревце отмечает начало малюсенького скверика, в котором установлен памятник тому, чье имя носит площадь: Иоганну Готфриду Гердеру. Иоганн Готфрид Гердер - немецкий философ-просветитель, литератор, фольклорист. Изучал богословие в университете Кенигсберга (1762-1764). В 1764 г. Гердер получил место проповедника и заведующего Домской школой в Риге, а с 1767 г. служил еще и как пастор.
Площадь Гердера (720 кв.м) обозначена на плане Риги уже в 1650 г. До 1864 на ней находились малые городские весы, и она называлась Малой Весовой. Нынешние вид и размеры обрела в конце 19 в., когда была снесена застройка с западной стороны Домского собора. В ознаменование 100-летия со дня прибытия в Ригу И.Г. Гердера на площади в 1864 г. был установлен памятник Гердеру (это был первый памятник деятелю культуры в истории города), а сама площадь получила его имя. Вид площади в 19 веке:
Бронзовый бюст является слепком верхней части воздвигнутого в Веймаре памятника Гердеру работы скульптора Л. Шаллера, цоколь и ограда были выполнены по проекту архитектора Г. Шееля. До наших дней сохранились бюст и ограда, постамент был восстановлен в граните в 1959 г. (скульпт. М. Заурс). На площади расположены рабочие помещения и фондохранилище Музея истории Риги и мореходства.
На заднем плане виден портал Домского собора, внесенный в число памятников скульптуры города.