1998-год… Я — на повторном просмотре этого фильма в тогда еще детском кинотеатре «Салют». В первый и последний раз видел, когда толпы тинэйджеров разных школ сидели молча, смеялись и плакали. А в конце фильма — аплодировали.
На это был способен только он — лихой сюжет моцартовской фантазии, которая в России всегда напоминала гусарскую рулетку.
Великолепный Меньшиков — с его юной искренностью, верой, наивностью, горячностью, безумием — не верилось, что ему больше 18. Ормонд — даже её насквозь фальшивую героиню (которую актриса сыграла отлично) «пронимает» эта странная русская душа… И тем не менее, ей остается до конца недоступен Андрей, как «недоступен» этот фильм и западному зрителю.
В фильме все «неправильно» — сюжет, любовь, концовка… и море иронии, граничащей с реальностью: русской зависти (Башаров), необузданности (Петренко), преданности (Ильин). Актеры — как части большого зеркала, в которое смотрится зритель и не может оторваться.
Просто фильм действительно русский. И не причем тут «русская идея», просто фильм цепляет какие-то особые струны души, обгоревшие в огнях мировых войн и революций. Его главная мысль — трагичность и комичность нашей жизни, восприятия мира, истории, нравов… «Раненая духовность» — где-то я слышал эту необычайно тонкую и точную фразу.
Лучший фильм за историю российского кино. Фильм, который останется в Душе, а не на статуэтке Оскара.