Сколько за войну налетали Ил-2? |
Принято считать, что средняя боевая живучесть Ил-2 за войну -, определяемая как среднее количество боевых вылетов на одну безвозвратную потерю самолёта, равна 53,5. Теперь считаем собственно боевые вылеты
Потери Ил-2 за годы войны [1]:
ВВС КА 10759, Флот 807, итого потерь 11566
Общее число вылетов, соответственно, 618781
Сколько вылетов было в каждый год войны — вопрос интересный.
Имеется версия распределения вылетов по годам от Алексея "Alex_59" Полякова в итнернет-издании «Аргументы времени»
http://svgbdvr.ru/voina/aviatsiya-v-velikoi-oteche...ine-istoriya-bez-protivorechii
По версии Alex_59, в 1941 при боевой живучести 13 вылетов на потерю при 520 потерянных Ил-2 — 6760 вылетов. В 1942 - при боевой живучести 26 вылетов на потерю при 1662 потерянных Ил-2 - 43212 вылетов, в 1943 - при боевой живучести 50 вылетов на потерю при 3475 потерянных Ил-2 — 173750 вылетов, в 1944 - при боевой живучести 85 вылетов на потерю при 3400 потерянных Ил-2 — 289000 вылетов, в 1945 - при боевой живучести 90 вылетов на потерю при 1683 потерянных Ил-2 — 151470 вылетов.
К Alex_59 сразу есть несколько вопросов. Первое — откуда такие данные по потерям? Если их просуммировать, получится 10740 против 11566.
Второе. По данным Растренина [1] боевая живучесть 13 вылетов на 1 потерю распространяется не на 1941 год, а на интервал с 26.06.1941 по 01.07.1942, живучесть 26 вылетов на 1 потерю распространяется не на 1942 год, а на интервал с 01.08.1942 по 01.06.1943, живучесть 85 вылетов на 1 потерю распространяется не на 1944 год, а только на 01.11.44, на один день в конце 1944 г.
Третье. Откуда взялась боевая живучесть в 1943 году 50 вылетов на 1 боевую потерю — непонятно, в то время, как Растренин в [2] указывает, что осенью 1943 года боевая живучесть Ил-2 не превышала 30 вылетов на 1 боевую потерю.
Кстати, у Alex_59, несмотря на занижение потерь, количество боевых вылетов Ил-2 оказалось на 7% больше, чем по данным Растренина.
Предварительный вывод:
Количество боевых вылетов Ил-2 в 1942 и 1943 году у Alex_59 завышено совершенно точно. Чтобы установить, насколько именно завышено, обратимся к источнику [3], чтобы установить:
Среднегодовую численность Ил-2 в действующей армии по годам;
сравнить количество вылетов Ил-2 с суммарным количеством вылетов дневной авиации для нанесения ударов по наземным целям
Чтобы отделить от суммарного количества вылетов для нанесения ударов по наземным целям долю истребительной авиации, обратимся к источнику [4]. Следует учесть, что в источнике [4] распределение по задачам вылетов приведено не для всех авиаполков. В частности, оно не приведено для полков, расформированных в 1941-1943 годах, а только в 1942 году, было расформировано 23 истребительных аваиполка. Кроме того, количество вылетов истребительной аваиции должно быть заведомо больше, чем в 1941 году, так как в июне 1942 был приказ наркомата обороны об использовании истребителей в качестве дневных бомбардировщиков. В таблице 1 занесены предварительные результаты вычислений, и для сравнения — данные Alex_59.
Таблица 1 — Оценка числа дневных вылетов на удары по земле/морю
Год |
Среднегод числ. самолётов дневн. ударн. авиации |
В т.ч. численность Ил-2
|
Доля Ил-2
|
Всего вылетов дневной ударной авиации |
В т ч ИА |
Ударные без ИА |
Ил-2 макс оценка |
В том числе Ил-2 ( Alex_59) |
1941 |
1018 |
125 |
0,12 |
124303 |
35668 |
88635 |
10636,2 |
6760 |
1942 |
1825 |
902 |
0,49 |
177843 |
34627 |
143216 |
70784,02 |
43212 |
1943 |
4286 |
2956 |
0,69 |
178081 |
23174 |
154907 |
106837,4 |
173750 |
1944 |
6061 |
4105 |
0,68 |
222010 |
21394 |
200616 |
135873,4 |
289000 |
1945 |
6486 |
4076 |
0,63 |
209467 |
30024 |
179443 |
112767,45 |
151470 |
Невооружённым взглядом видно, что на 1944 год Alex_59 насчитал для Ил-2 вылетов чуть не на 100 тысяч больше, чем их было сделано всей дневной авиацией всех типов для действия по наземным/морским целям. После урезания осетра с учётом ранее сделанных замечаний, получилось распределение боевых вылетов Ил-2/Ил/10 по годам, попавшее в таблицу 2. И там же выполнена оценка интенсивности боевого применения как по времени, так и относительно количества произведённых самолётов.
И да. Всего за войну с немцами боевых вылетов у Ил-2 вместе с Ил-10 пока выходит 405449, плюс-минус пара тысяч. Скорее, пожалуй, минус. Ибо, оценка числа боевых вылетов Ил-2 пропорционально числу имевшихся самолётов предполагает равную интенсивность использования и тех, и других. Насчёт Пе-2 по воспоминаниям воевавших [5], эта интенсивность измерялась интервалом 1 вылет в среднем каждые 5 дней. Соотвественно, результат оценки боевой живучести Ил-2 по выбранной мной методе определяется тем, насколько Ил-2 применялись более или менее интенсивно, чем ударные самолёты других типов. Интенсивность боевого применения Пе2 выбрана в качестве ориентира потому, что Пе-2 был самым массовым советским фонтовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны.
Таблица 2 — Оценка интенсивности боевого применения штурмовиков Ил-2
Год |
Среднегодовая численность |
Произведено Ил-2/Ил-10 |
Вылетов |
Вылетов на 1 произв Ил-2 |
Средний интервал между вылетами, сут |
1941 |
125 |
1542 |
6760 |
4,38 |
3,51 |
1942 |
902 |
8195 |
43212 |
5,27 |
7,62 |
1943 |
2956 |
10782 |
106837 |
9,91 |
10,1 |
1944 |
4105 |
10752 |
135873 |
12,64 |
11,06 |
1945 |
4076 |
5974 |
112767 |
18,88 |
4,34 |
Ну вот, получается, что Ил-2 применялись в полтора-два раза менее интенсивно, чем Пе-2. Это означает, что даже оценка количества боевых вылетов для Ил-2 вместе с Ил-10 в 405449 вылетов безусловно завышена. Может, только на две тысячи, а скорее, на все двадцать. Но остановимся пока на ней, так как остался ещё вопрос — откуда взялась цифра 618781 вылетов для Ил-2?
Тут снова обратимся к источнику [3], и выясним, что штурмовая авиация в ВВС КА была представлена не только Ил-2. А именно, 10 июля 1941 года она была представлена 29 Ил-2 и 99 И-15, И-152 и И-153. По состоянию на 01.10.1941 советская штурмовая авиация была представлена 144 (в том числе 70 неисправных) Ил-2 и 36 ( в том числе 13 неисправных) И-15, И-152 и И-153.
По состоянию на 05.12.1941 советская штурмовая авиация была представлена 137 (в том числе 43 неисправных) Ил-2, 7 ЛаГГ-3, 12 И-16 и 8 И-15, И-152 и И-153.
По состоянию на 01.07.1942 наша штурмовая авиация была представлена 731 (в том числе 168 неисправных) Ил-2, 13 «Харрикейнами» и 15 И-15, И-152 и И-153. В общем, полностью однородной штурмовая авиация стала только в 1943 году. Следует заметить, что всякие И-15 летали существенно почаще, чем Ил-2, со средней интенсивностью один вылет каждые 2-3 дня, и даже 4% самолётов по численности от полного состава штурмовой авиации давали до 15% от общего числа боевых вылетов. В начале же войны 15%, приходящихся на старенькие бипланы, давали до половины общего числа боевых вылетов штурмовой авиации. Кроме того, хитроумная советская статистика явно поставила в зачет штурмовикам вылеты, совершенные истребителями, входившими в состав штрмовых авиасоединений. Если кто не в курсе, в состав некоторых штурмовых авиакорпусов входили истребительные авиадивизии. Например, в состав 5-го ШАК входила 331я ИАД. А в состав 1-го гв. ШАК входила 12-я гв. ИАД (6). При этом интенсивность боевого прменени истребителей составляда в среднем, по данным этого же источника, один боевой вылет в 2-2,5 дня. То есть, самолеты одной такой истребительной дивизии совершали боевых вылетов столько же или немного меньше, чем самолеты всех штурмовых дивизий авиакорпуса.
Теперь осталось закрыть два вопроса — какова же была средняя боевая живучесть Ил-2 с учётом новых данных и как выглядела в реальности боевая деятельность Ил-2 при интенсивности один вылет в 7-10 дней, и почему?
На первый вопрос ответить совсем просто — средняя за войну боевая живучесть Ил-2/Ил-10 составила не более 35 вылетов на боевую потерю.
Второй вопрос ненамного сложнее. Из таблицы 2 следует, что интенсивность боевой работы Ил-2 в перый и в последний годы войны в 2-3 раза выше, чем в 1942-1944. В 1941 новоиспечённые лётчики-штурмовики думали, что брогнекорпус Ил-2 реально их защищает, а главное, так думало командование. В 1945 году риск стать жертвой немецкого истребителя был на порядок ниже, чем в 1943, да и многие технические неурядицы с Ил-2 были к тому времени преодолены. Что же касается 1942-1944 годов, то понятно, что сформировалась «оперативная» концепция применения штурмовой авиации. Заключалась концепция в том, что штурмовая авиация действовала главным образом в рамках крупных наступательных (обычно) операций, проводимых силами минимум 2-3 общевойсковых армий. Штурмовые авиаполки составляли 2-3 эшелона. Какая-то часть полков включалась «в войну» с первого дня операции и за 3-5 дней сшоркивала матчасть до нуля или почти до нуля. С этого момента, а может, и за день до него, в дело включались полки второго эшелона, а полки первого эшелона в течение нескольких недель, до следующей такой операции, занимались боевой подготовкой и ремонтом матчасти.
1 Растренин О.В. Штурмовик Ил-2 - «Летающий танк», «Чёрная смерть»- М,: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007.
2 Растренин О.В. Ил-2 за кадром боя. Авиация и космонавтика 2009 №№07-12,
3 Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах, М.,1962 http://militera.lib.ru/h/sovaviation/index.html
4 Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия
5 А. Драбкин Я дрался на бомбардировщике.
6 Сто сталинских соколов : Лучшие из лучших. М.: Яуза-Эксмо, 2009. - 640 с.
Рубрики: | Вторая мировая Национальная гордость РФ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |