-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дивный_сад

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 946


Какими талисманами дорожил Пушкин?

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 03:14 + в цитатник

1137_or (405x500, 25Kb)

В 1827 году живописец Тропинин писал портрет превосходного поэта Александра Пушкина. Тот позировал ему с некой нарочитой небрежностью – в домашнем халатике. Но даже дома Александр Сергеевич изредка снимал с пальцев свои возлюбленные кольца. И на этом портрете мы лицезреем правую руку поэта, придерживающую стопку бумаги: на большенном пальце – перстень с зеленоватым камнем, схожим на изумруд, а на указательном пальце – кольцо витой формы.

Пушкин довольно серьезно относился к различным талисманам, и у него в протяжении всей жизни недочета в их не было. Один из самых узнаваемых – перстень-печатка с сердоликом. Финтифлюшку подарила русскому гению Е.К. Воронцова перед его отъездом из Одессы в Михайловскую ссылку. Скоро Пушкин отблагодарил дарительницу стихотворением «Талисман».

Л. Звягинцев в очерке «Перстни-талисманы» писал о том, что 2-ой вточности такой же перстень носила сама Воронцова. Она запечатывала им свои любовные письма, адресованные поэту. А ее подарок Пушкину экспонировался на выставке в Петербурге в Одна тыща восемьсот восемьдесят году. Один из гостей оставил последующее описание перстня: «Это большое золотое кольцо витой формы с огромным камнем красноватого цвета и вырезанной на нем восточной надписью». Другими словами на портрете Тропинина Пушкин, вероятнее всего, изображен с талисманом от Воронцовой. Просто камень с надписью, по всей вероятности, оказался повернутым в другую сторону.

В. П. Анненков утверждал, что Александр Сергеевич «...соединял даже талант собственный с участью перстня, усыпанного какими-то кабалистическими знаками и заботливо хранимого им.» («Материалы для биографии А.С.Пушкина», 1855 г.).

Перед гибелью Пушкин подарил этот перстень Василию Жуковскому. «Наследник» также очень дорожил кольцом и носил, фактически не снимая, рядом с обручальным. А потом отпрыск Жуковского передал талисман Ивану Тургеневу. Желая укрепить традицию передачи кольца наилучшему продолжателю пушкинских традиций, Тургенев просил после собственной кончины преподнести его графу Л.Н. Толстому, но Полина Виардо отвезла перстень в Пушкинский музей Александровского лицея. Через пару лет его оттуда украли.

В XIX веке подбирать для себя камни-символы было модным. Увлечение захватило всю знать Москвы и Петербурга. Книжки с описанием волшебных параметров минералов назывались лапидариями и расползались впечатляющими для тех пор тиражами. К ювелирным изделиям с природными камнями люди нередко относились конкретно как к талисманам, а не как к украшениям. И Пушкин не являлся исключением. О перстнях поэта и при его жизни прогуливались легенды, а после его погибели все заволокла густая дымка мистики.

Самым первым перстнем-печаткой поэт обзавелся в период общения с масонской «Зеленой лампой». Каждый участник группы имел печать в виде древнего осветительного прибора. Под таковой меткой прогуливалась вся внутренняя почта. Сохранилось всего одно письмо Пушкина, запечатанное масонской печаткой. Но куда позже делся сам перстень, из какого металла он был изготовлен и рассматривал ли его Пушкин как талисман – непонятно.

Не расставался он и с другим кольцом – золотым перстнем с изумрудом квадратной формы. История его возникновения у поэта покрыта мраком. Может быть, он сам заказал его себе лично либо купил. Этот перстень также приметен на тропининском портрете и так же, как и сердоликовый, удостоился чести зваться талисманом. Некие исследователи творчества Пушкина даже считают, что стихотворение «Храни меня, мой талисман» посвящено этому перстню, а не подарку Е.К. Воронцовой.

К тому же Пушкину, рожденному под зодиакальным созвездием Близнецов, он подходил еще больше, чем сердолик. Ведь изумруд давно считается камнем поэтов и живописцев, типичным «генератором» вдохновения. Его «унаследовал» В.И. Даль. Будущему создателю «Толкового словаря» его дала вдова поэта Наталья Николаевна. На данный момент изумрудный перстень хранится в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12.

Тонкое кольцо с бледноватым сердоликом, на котором изображены три херувима, садящиеся в лодку, перебежало в семью князей Волконских. В Одна тыща девятьсот пятнадцать году внук княгини М.Н. Волконской передал его в Пушкинский дом с сопроводительной запиской последующего содержания: «Прошу Вас принять и передать в дар Пушкинскому Дому Императорской Академии прилагаемое кольцо, принадлежавшее А. С. Пушкину. Оно было положено в лотерею, разыгранную в доме Н. Н. Раевского, и выиграно бабушкой моей – Марией Николаевной – супругой декабриста и подарено мне моим папой Князем Сер. Волконским, когда я закончила гимназию... в 1880 г».

А в кольцо с бирюзой, приобретенное от В.П. Нащокина, Пушкин веровал как в защиту от насильной погибели. Незадолго до дуэли он подарил его Данзасу, собственному товарищу по лицею и будущему секунданту. Данзас его потом растерял, о чем не один раз сожалел.

«Моя скверная бирюза» – так называл Пушкин и браслет, увенчанный, как выяснилось в предстоящем, не бирюзой, а зеленоватой яшмой. Его он преподнес в дар Екатерине Ушаковой, но ревнивый жених дамы свирепо сломал финтифлюшку. После погибели поэта отец Ушаковой повелел вырезать на тыльной стороне камня его инициалы и воткнуть в кольцо. Предстоящая судьба пушкинской яшмы неясна.

Может быть, у Пушкина были и другие талисманы-украшения, но никаких сведений о их не сохранилось.

Источник: info-svoboda.ru

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку