-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ПолитАзбука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 36


«Пианист»: когда за барабаном не слышно флейты

Вторник, 04 Ноября 2008 г. 14:47 + в цитатник


В народе бытует мнение, что обыватель – это человек, ничем не примечательный и совершенно не испытывающий интерес к политике. И то и другое – ложь. Обыватель может интересоваться чем угодно: политикой, музыкой, растениеводством. И не так уж и важно, насколько он компетентен в выбранной им теме (как правило: абсолютно не компетентен) или известен миру (обычно: совсем не известен – отсюда и «довод» о якобы непримечательности). Важно – что этим своим интересом он пытается оградиться от участия в общественной жизни, затмить им для себя естественную тягу человека к обществу.
История, поведанная нам в фильме Романа Полански «Пианист» (Германия-Великобритания-Польша-Франция, 2002 г.) лишний раз подтверждает это. Тем более, что в ленте нашли отражение реальные события, описанные их непосредственным участником – музыкантом и композитором Владиславом Шпильманом – в его «Варшавских дневниках», из которых мы узнаём, что и гении могут являться обывателями – от профессиональной пригодности здесь мало что зависит. Главное – ощущение вокруг себя мира: иллюзорного – полного фантазий, оторванных от реальности, или мира реального – гнусного, подлого, но, чёрт подери, поддающегося изменению!




Весь фильм – замечательная экранизация действия в жизни принципа невмешательства и тех выгод, которые он может принести индивидууму при правильном пользовании им. Это для одних. Для других же каждая сцена фильма является неким экзаменом: «Здесь бы вы уже вскипели, набросились бы на истязателей – или нет?». Борцы отдают свои жизни за свободу; отчаявшиеся и давно опустившие руки люди погибают на улицах; а замечательный музыкант, покорно снося все немилости судьбы, надеется на чудо, которое, само по себе, унесёт все несчастья и даст ему, великому страстотерпцу, наконец-таки притронуться к клавишам, чтобы извлечь из них божественную музыку. Как же это трогательно и вместе с тем – отвратительно!

По ходу фильма режиссёр выводит немало негодяев: членов юденратов (нем. Judenrat – «еврейский совет»; административный орган самоуправления в гетто) и сотрудников еврейской полиции; быстро сориентировавшихся в обстановке спекулянтов и, в частности, мошенника Шаласа, грабившего подпольную организацию сопротивления; обезумевших от голода людей, вырывающих из рук своих же товарищей по несчастью жалкую порцию пищи; ну и, конечно, самих фашистских отморозков… Но самый большой негодяй среди всей этой выживающей массы – «замечательный польский пианист», который ни шагу не делает для своего спасения, полагаясь на заботу о нём других людей. Все же те мелкие, почти рефлекторные, «милости», которые он иногда случайно оказывает кому-то, – не носят характер сознательного движения человеческого в Шпильмане.

Кроме того, фильм полон ужасающих и возмутительных сцен – нет, не насилия – покорности! Разумеется, Шпильман не один такой «мирный». Он – продукт той среды, в которой вырос и которую питал сам; среды, «вожаки» которой обеспечивали себе и своим детям существование за счёт страхов собственного народа. Сначала мы слышим досадные «ахи» еврейского населения по поводу их «небольшого» ущемления в правах; затем следуют облегчённые вздохи, когда стук сапог обрывается этажом ниже; неразличимое бурчание – когда их, покорных «воле божьей», сгоняют в гетто; чуть слышный шёпот – когда их превращают в рабов… И тогда, когда каждый третий, выйдя из шеренги, ляжет лицом вниз на грязный асфальт, а проходящий рядом унтер-офицер разрядит в эти покорные головы весь магазин, – они будут молчать. Не шелохнутся и те, кто остался жив. Почему? Неужели же потому, что они – «жалкие еврейские животные»?

Как же здесь не припомнить строки о покорности русских крестьян конца XIX – начала XX вв., приводимые Г.В. Плехановым:

«Я не раз замечал, что на телесное наказание рабочие смотрят как на крайнюю степень унижения человеческого достоинства. Иногда они с негодованием показывали мне газетные сообщения о порках крестьян, и я всегда затруднялся решить, что больше возмущает их: свирепость истязающих или безответная покорность истязуемых» («Русский рабочий в революционном движении»).


Или возьмём французский фильм «Игрушка» (1976 г.), в одном из эпизодов которого работодатель требует от высокопоставленного сотрудника обнажиться и, удивляясь покорности экономически зависимого от него человека, задаёт ему естественный вопрос: «Да кто же здесь чудовище: вы или я?». Вывод: покорность питает насилие – и с этим не могут согласиться разве что религиозные фанатики.

И трагическая незаинтересованность и нерешимость главного героя «Пианиста» в принятии участия хоть в каком-нибудь мероприятии, задачей которого ставилось бы избавление от мук (себя ли, других), – поражают! С первых до последних секунд фильма мы видим, как евреи Варшавы из послушного стада овец в большинстве своём развиваются под действием обстоятельств в сознательных борцов за свободу своего народа, готовят восстание в гетто (в подготовке которого Шпильман не принимает сознательного участия, ибо и здесь он просто «выполняет свою работу» – словно аутист, которого не интересует осязательный мир и который, претерпевая от несправедливостей последнего, не стремится что-либо изменить; отметим также, что в момент восстания Шпильмана уже нет в гетто – ему помогают сбежать те, кто завтра отдаст свои жизни за свободу человека от рабства).

Перековываются и поляки, отговаривавшиеся ранее тем, что «беды евреев – это не наша забота и не наши беды». Прозрение постепенно приходит и к немцам, подтверждение чего мы находим в офицере Вильме Хозенфельде. И лишь один Шпильман всегда, везде и при любых обстоятельствах остаётся – нет, не человеком – музыкантом. Рабочие берут в руки винтовки, прачки набивают бомбами тайники, сапожники принимаются за печать воззваний, которые распространяют сотни людей, в том числе и дети, – и не потому что «так нужно, чтобы быть как все», но потому, что от успеха этого дела зависит судьба доверившихся друг другу людей и объединивших свои усилия в борьбе, в сопротивлении! Ария Вильнер, один из участников восстания в Варшавском гетто, писал: «Мы не собираемся спасать себя. Из нас никто не выживет. Мы хотим спасти честь народа» (при этом последние патроны Вильнер всё-таки призвал тратить на умерщвление себя, а не фашистов; но даже это – уже прогресс по сравнению с ползанием на брюхе). Это, что, слова жалкого слизняка? тряпки?? фанатика??? Нет, это слова человека, готового отдать свою жизнь за свободу других людей. В том числе и Шпильмана, который на такой подарок для Вильнера и миллионов борцов с фашизмом не готов, зато он может сыграть им Чопина. То бишь Шопена. Четвёртую балладу.

И «талантливому польскому пианисту» всё по боку! Можно было бы подумать, что в его голове постоянно звучат слова «А я в домике! Тра-та-та!», но это не так: в голове гения играет музыка, он общается с ней, живёт ею, и очень удивляется, когда из крана не течёт вода, а посыльные с едой задерживаются. Может быть, Шпильман просто болен, а потому и не замечает происходящего вокруг? Но тогда какого же чёрта подробности всех этих злоключений и чудесных избавлений от них расписаны в дневниках уважаемого гения?! Или они записаны «рукой божьей»?

А чьей тогда «рукой» (или «духом») направлялись на фронт артисты и музыканты Советского Союза, не только воодушевлявшие наших бойцов выступлениями, но и встававшие с ними в одни ряды и погибавшие за свободу? А.В. Покровский, председатель ЦК союза работников искусств, 9 мая 1947 года писал:

«О масштабах работы, проведённой советскими артистами за годы войны, известное представление дают цифры: состоялось 1 350 000 художественных выступлений, а из них 473 000 концертов и спектаклей непосредственно в условиях боевой обстановки. Интересно проследить за тем, как из года в год возрастало количество артистических выступлений на фронте. В 1941 году было дано 32 400 концертов, в 1942 году – 117 000 концертов, в 1943 – 150 000, в 1944 – 135 000, в 1945 – 39 000. На фронте побывало 3 685 артистических бригад. В их концертах принимали участие свыше 42 000 творческих работников. Наиболее активно участвовали в этих концертах артисты Москвы (свыше 700 бригад), Ленинграда (508 бригад), Украины (108 бригад), Грузии (102 бригады)» («Артисты на фронте»).


А сколько молодых талантов погибло в боях с нацистами? Например, молодые исполнители ролей Пушкина, Пущина и Дельвига в фильме «Юность поэта» (1937 г.) – Валя Литовский, Толя Мурузин и Олег Липкин…

Интересно, что слова «может быть это скоро кончится» и «они должны нам помочь» – лидируют по количеству упоминаний в фильме «Пианист». А такую запись сделал в своём дневнике 1 января 1944 года уже упоминавшийся немецкий офицер Хозенфельд:

«Немецкие газеты возмущаются тем, что американцы вывозят из Южной Италии произведения искусства. Такую реакцию на преступления других можно назвать поистине наивной, если принять во внимание, какие культурные богатства мы вывезли из Польши и уничтожили в России. Тот, кто сейчас защищает тезис: "Отчизна — плохая или хорошая, но моя", даже не пытаясь над чем-то задуматься, — тот погряз во лжи и делает из нас посмешище» («Фрагменты из дневника капитана Вильма Хозенфельда»).


Это касается не только немцев. К слову, чрезвычайно показательны кадры подавления восстания в гетто: немцы не боятся выстрелов из окон польских домов. «Разделяй и властвуй» – на практике. И что же в момент жестокой расправы фашистов над отчаявшимися узниками гетто делает Шпильман? Правильно: он стоит у окна, выглядывая из-за занавесочки.

В заключение мы могли бы сказать, что Шпильман – человек, в котором погибло общество, освободив место музыке. Но это не так: Шпильман – человек, в котором было угроблено общество, а на могильную плиту – взгромождён рояль.

Александра ТОПОЛЬСКАЯ
Алексей ХРОМОВ

3–4 ноября 2008 г.
«ПолитАзбука»
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку