-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ермоловская_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2008
Записей: 11906
Комментариев: 18680
Написано: 31773


Николаев, Украина

Пятница, 18 Июня 2010 г. 20:38 + в цитатник
Это непростой город – до 1992 г. он был центром крупного судостроения, как гражданского, так и военного. Его можно даже назвать инкубатором океанского флота СССР (надводного) – там было построено множество крупных кораблей, которые составляли костяк Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Именно там строили самые крупные корабли – авианесущие крейсера и вертолётоносцы, там же были заложены и полноразмерные авианосцы (недостроенные в связи с распадом СССР). Поэтому распад Союза привёл к колоссальному удару по Николаеву – большинство населения, занятого на судостроении, стали невостребованными, а многие – и безработными, городское хозяйство провалилось в глубокую депрессию, даже приведшую в 1990-е к приостановке трамвайного движения. Многие заложенные суда гражданских проектов тоже были остановлены в постройке.



Большой Флот Союза ССР строили в основном два крупных завода – им.61 Коммунара и Черноморский (ЧСЗ). Мы посетили окрестности обоих судостроительных гигантов, поэтому получится две части, на каждый завод. Кроме того, попозже постараюсь рассказать и в целом о Николаеве. Сейчас – рассказ о походе по периметру судостроительного завода им.61 коммунара. Мы посмотрим его с суши (со стороны города), а затем пройдём на плашкоутный мост через Ингульский лиман и посмотрим акваторию завода и советский недострой у стенки – ракетный крейсер пр.1164, ныне “Украина”.

1. Большое Судостроение Николаева в целом выглядит так: один завод расположен на севере города (им. 61 Коммунара, цифра 1), второй - ЧСЗ - на юге (цифра 2). Сам город расположен как бы между двумя большими заводами. Акватории заводов я пометил синим, чтобы было нагляднее видно; единственно, у ЧСЗ прихватил немного лишку с востока - поэтому пространство правее цифры 2, это не ЧСЗ, это уже морской порт. Завод "им.61 Коммунара" примерно равен Балтийскому заводу в Питере по масштабу, это был при СССР крупный, мощный завод. ЧСЗ - это вообще сверхгигант, равный разве что северодвинскому СМП, больше аналогов в экс-СССР никаких нет. О ЧСЗ рассказ будет в следующей части. Ну что ж, теперь - в путь.

От ул. Большая Морская мы пойдём к северу по широкому бульвару (точнее, ул. Садовая), в конце которого виднеется красивое сталинское здание со шпилем, несколько похожее на питерское Адмиралтейство.

Это и есть здание заводоуправления завода, основанного в 1788 году, а свою нынешнюю территорию получившее в 1920 г., после объединения трёх верфей. Его в Николаеве действительно так и зовут - Адмиралтейство.

Напротив - красивое здание колледжа. Если я верно понял, раньше, при СССР, это было корабельное училище (или техникум).

Кораблик на здании николаевского Адмиралтейства.

Перед входом - бюст Григория Потёмкина.

Оформление ограды Адмиралтейства - морское, с якорями.

Теперь пойдём направо, вдоль периметра завода, по ул. Адмиральской. Она сейчас сонная и тихая.

Между Адмиралтейством и главной заводской проходной расположены барельефы и композиции времён наивысшего расцвета завода (60-80-е). Ниже Ленина кое-что содрано и замазано, раньше тут явно что-то было ещё.

Барельефы персонажей времён Революции.

Композиции на революционную тематику.

То же самое, дальше, но тематика уже времён 1960-х - "космос", ледокол "Ленин", "атом".

Памятная доска, объясняющая название завода, а также юбилейная, 1967 г.

А вот и главная проходная завода. Тихо-тихо тут, только редко мимо машина проедет...

Монументальные въездные ворота у проходной. По бокам - какие-то русалочьи кони.

Напротив завода, вдоль Адмиральской, тянется линейка старых домов, возможно, даже дореволюционных.

Ещё дальше заводоуправления - очень просторная, тихая и полузаброшенная площадь с памятником коммунарам в центре.

Памятник изрисован и хорошо видно, что за ним давно уже не ухаживают.

За памятником - аллея. Меня поразило такое наглое сочетание табличек. Хотя бы прежнюю надпись полностью закрыли, что ли...)

А теперь - вернёмся к зданию Адмиралтейства и пойдём налево по улице. Вдоль периметра завода тянется улица Набережная, постепенно спускающаяся к Ингульскому лиману.

За забором видны многочисленные недвижимые краны и сооружения завода.

Затем периметр завода краешком касается центра (тут не показываю, это тема другого поста) и спускается к лиману. С обзорной площадки он очень похож на кремль или крепость.

Революционная композиция с броненосцем "Потёмкиным" на углу.

А теперь - спускаемся с вершины холма к лиману. Завод - правее кадра, чуть видна его акватория, а впереди немного виден плашкоутный мост. Дальше - парк Победы.

Вот он, поближе (зум). На самом деле мост довольно длинный, это просто зум так изменил пропорции.

Мост с берега лимана.

Заходим на него. Он перегорожен барьерами, чтобы мотоциклисты не гоняли.

Теперь посмотрим на акваторию завода. Тут показана южная и восточная части её.

Вдали справа - огромные наклонные стапеля для постройки крупных кораблей (класса крейсеров, БДК, БПК) . Слева - некоторые из доков.

Недостроенные корпуса советского времени, северная часть акватории.

Парные наклонные стапеля, поближе. Они пусты, завод стоит.

Правее стапелей, у стенки, стоит недостроенный ракетный крейсер пр. 1164. В постсоветское время наименован как "Украина", но понятно, что никто его не достраивал. Кончилось огромное государство, флот деградировал, производство остановилось, и такие мощные корабли небольшой нищей стране-осколку стали не нужны.

Композиция с "Украиной", правее хорошо видно Адмиралтейство со шпилем, которое мы посмотрели с другой стороны в начале этого похода.

Если присмотреться, то можно различить полустёртое, проржавевшее название корабля.

Уйдём с моста и посмотрим Ингульский лиман и плашкоутный мост ещё раз, с берега.

Ближе к Бугскому лиману расположен высокий автодорожный мост, с каким-то сооружением в середине. Я подумал так, что должен быть разводной пролёт, иначе как отсюда выводить такие большие корабли с завода в открытое море.
Жжурнал periskop


tatasoz-
Рубрики:  КУЛЬТУРА/Фото. Обои.
ИСТОРИЯ./Назад в СССР.
ПУТЕШЕСТВИЯ.
Армия, Флот, Авиация.
Метки:  

Процитировано 1 раз

Виктория_Тронько   обратиться по имени Воскресенье, 20 Июня 2010 г. 19:55 (ссылка)
Спасибо за пост!!!! Люблю свой родной город!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку