"Разум ошибается, чувство - никогда", - Роберт Шуман |
«Разум ошибается, чувство — никогда», — говорил Шуман. Эту «максиму» он последовательно воплощал во всех своих произведениях.
Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54
Шумановский фортепианный концерт ля минор — один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке XIX столетия и один из самых моих любимых. Сам композитор задумывал это произведение «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом» (Шуману, как и всем романтикам, было тесно в рамках какого-либо одного «классического» жанра).
История создания концерта весьма необычна. В 1840 году Шуман написал «Фантазию ля минор», но никто из издателей не соглашался публиковать ее как самостоятельную вещь. Через пять лет композитор «развил и дополнил» свою «Фантазию», сделав ее первой частью (Allegro affettuoso) трехчастного фортепианного концерта. Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.
Несмотря на то, что формально концерт ля минор выглядит вполне традиционным, однако формой сходство шумановского концерта с классическими образцами этого жанра и ограничивается. Композитор, вопреки всем классическим канонам, не разделяет части концерта содержательно, проводя через все произведение одну идею. Интересно, что в концерте очень немного технических эффектов, рассчитанных на то, чтобы поразить воображение слушателя. Сознательно отказываясь от виртуозных пассажей, Шуман предельно обнажает художественную мысль (или, вернее, чувство), легшую в основу произведения. Почти интимная лиричность, которой пронизан весь концерт, была воспринята современниками неоднозначно (казалось, все-таки, что это «немного слишком»), и лишь впоследствии лирическая линия в концертном жанре нашла своего продолжателя в лице Грига.
Марта Аргерих, ф-но
Основное в шумановской музыке – сфера духовности. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем – тема любви. Шуман – композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира – это не последовательный философский охват действительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий nvy
Ответ на комментарий gekata-panti
Ответ на комментарий Barucaba
Ответ на комментарий nvy
Ответ на комментарий natali_100
Ответ на комментарий HelenaMS
Ответ на комментарий Barucaba
Ответ на комментарий HelenaMS
Ответ на комментарий Barucaba
Ответ на комментарий nadia_obo
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |