В Москве в ГМИИ им. А.С.Пушкина открыта выставка "Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век", на которой кураторы пытаются проиллюстрировать одноименную статью, опубликованную в 1978 году, автор которой - известный искусствовед Нина Александровна Дмитриева (1917–2003), чье столетие музей отмечал в ушедшем году. Выставка открылась в декабре 2017 и продлится до 25 февраля 2018 г.
Автор идеи и проекта: Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина.
От кураторов:
"В первую очередь мы опирались на размышления и выводы Нины Дмитриевой о том, что оба художественных направления были конкретной формой творческого сознания, характерного для данного исторического периода, оба оказали влияние на дальнейшее развитие искусства. И в этом смысле они являются неотъемлемой частью друг друга – отражением и выражением общественного сознания целой эпохи, ее устремлений и чаяний.
Сопоставление творчества русских и французских мастеров, передвижников и импрессионистов, в едином выставочном пространстве – это яркая демонстрация двух величайших явлений в художественной культуре XIX столетия."
Цитата из статьи Дмитриевой:
"Считается, что истоки нынешнего искусства восходят к постимпрессионистическим течениям рубежа столетий, но нельзя забывать, что все постимпрессионисты, сколь они ни были разными, начинали с импрессионизма. Импрессионизм был стартовой площадкой и для Сезанна, и для Гогена, и для Ван Гога. А у нас подобную же роль играла передвижническая концепция. Врубель считал себя «чистяковцем» и был немало обязан Васнецову и Ге; Серов учился у Репина, Нестеров – у Перова."
Вся статья здесь: https://design.wikireading.ru/
Ван Гог - Репин
Писсаро-Коровин
Выставка интересная, очень легкая, воздушная, что ли. Кураторы старались, подбор, конечно, очень точен и соответствует заявленным тезисам статьи. Все картины много раз видены каждым, даже если не в музее, то в репродукциях от ста раз до тысячи, а то и более, но это нисколько не мешает. Все картины из наших музеев. Правда, те, которые хранились в отделе русского искусства ГМИИ, знакомы меньше, но их немного - 10-15, не более. Остальное в памяти и сердцах каждого, кто хоть капельку интересуется живописью. Мне эта выставка очень понравилась, Антонова остается молодцом. Было приятно не видеть разного рода мешающих восприятию живописи артефактов, как это было в прошлом году. Значит ПРЕЗИДЕНТ - это не звание свадебного генерала и Ирина Александровна Антонова снова в строю...