-ß - ôîòîãðàô

Æåíñêèé îáðàç â æèâîïèñè 18-20 âåêîâ ÷àñòü 1

 -Ïîèñê ïî äíåâíèêó

Ïîèñê ñîîáùåíèé â Dmitry_Shvarts

 -Ïîäïèñêà ïî e-mail

 

 -Ñòàòèñòèêà

Ñòàòèñòèêà LiveInternet.ru: ïîêàçàíî êîëè÷åñòâî õèòîâ è ïîñåòèòåëåé
Ñîçäàí: 17.04.2008
Çàïèñåé: 14821
Êîììåíòàðèåâ: 116949
Íàïèñàíî: 134514


ÐÈÃÎËÅÒÒÎ (Rigoletto) - Äæóçåïïå Âåðäè

Ïÿòíèöà, 06 Àâãóñòà 2010 ã. 07:47 + â öèòàòíèê

Rigoletto

 

Äæèëüäà - ÌÀÐÈß ÊÀËËÀÑ (MARIA CALLAS)
Ðèãîëåòòî - ÒÈÒÎ ÃÎÁÁÈ (TITO GOBBI)
ãåðöîã Ìàíòóàíñêèé - ÄÆÓÇÅÏÏÅ ÄÈ ÑÒÅÔÀÍÎ (GIUSEPPE DI STEFANO)
Ñïðàôó÷èëå - ÍÈÊÎËÀ ÄÇÀÊÊÀÐÈÀ (NICOLA ZACCARIA)
Ìàääàëåíà - ÀÄÐÈÀÍÀ ËÀÖÖÀÐÈÍÈ (ADRIANA LAZZARINI)
Äæîâàííà - ÄÆÈÓÇÅ ÄÆÅÐÁÈÍÎ (GIUSE GERBINO)
ãðàô Ìîíòåðîíå - ÏËÈÍÈÎ ÊËÀÁÀÑÑÈ (PLINIO CLABASSI)
êàâàëåð Ìàðóëëî - ÓÈËËÜßÌ ÄÈÊÊÈ (WILLIAM DICKIE)
Ìàòòåî Áîðñà - ÐÅÍÀÒÎ ÝÐÊÎËÀÍÈ (RENATO ERCOLANI)
ãðàô ×åïðàíî - ÊÀÐËÎ ÔÎÐÒÈ (CARLO FORTI)
ãðàôèíÿ ×åïðàíî - ÝËÜÂÈÐÀ ÃÀËÀÑÑÈ (ELVIRA GALASSI)
îôèöåð - ÂÈÒÒÎÐÈÎ ÒÀÒÎÖÖÈ (VITTORIO TATOZZI)
ïàæ ãåðöîãèíè - ËÓÈÇÀ ÌÀÍÄÅËËÈ (LUISA MANDELLI)

Õîð è îðêåñòð òåàòðà Ëà Ñêàëà. Õîðìåéñòåð Íîðáåðòî Ìîëà (Norberto Mola), äèðèæ¸ð Òóëëèî Ñåðàôèí (Tullio Serafin)
Çàïèñü 3-16 IX. 1955, òåàòð "Ëà Ñêàëà", Ìèëàí.

 

 (280x40, 39Kb)

 (280x40, 39Kb)

 

Âðåìÿ äåéñòâèÿ: XVI âåê.
Ìåñòî äåéñòâèÿ: Ìàíòóÿ.
Ïåðâîå èñïîëíåíèå: Âåíåöèÿ, òåàòð Ëà Ôåíè÷å, 11 ìàðòà 1851 ãîäà.

Òåïåðü âñå òàê õîðîøî çíàþò ìåëîäèè èç «Ðèãîëåòòî», - «La donna å mobile» («Ñåðäöå êðàñàâèöû»), êâàðòåò («Bella, figlia dell'amore» - «Î, êðàñîòêà ìîëîäàÿ») è äðóãèå, - ÷òî òðóäíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, ÷òî êîãäà-òî îíè ñ÷èòàëèñü îïàñíûìè è ÷åðåñ÷óð âîëüíûìè. Òåì íå ìåíåå ñàìûå ïåðâûå ÷èòàòåëè ëèáðåòòî, — à ýòî áûëè âåíåöèàíñêèå öåíçîðû,- íàøëè åãî ñòîëü íåïðèñòîéíûì, ÷òî íàñòîÿëè íà ðÿäå âåñüìà ñóùåñòâåííûõ èçìåíåíèé. À çà íåñêîëüêî ëåò äî òîãî êàê áûëà íàïèñàíà îïåðà, ïüåñà, ëåãøàÿ â åå îñíîâó, áûëà çàïðåùåíà â Ïàðèæå è ñíÿòà ïîñëå äâóõ èñïîëíåíèé. È ýòî íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî àâòîðîì åå áûë âåëèêèé Âèêòîð Ãþãî.

Ýòîé ïüåñîé áûëà äðàìà «Le roi s'amuse» («Êîðîëü çàáàâëÿåòñÿ»), è ãëàâíûìè ïåðñîíàæàìè â íåé - èñòîðè÷åñêèå ôèãóðû, êîðîëü Ôðàíöèè Ôðàíöèñê I è åãî øóò Òðèáóëå. Ñþæåò åå, â îñíîâíîì, òîò æå, ÷òî è ðàññêàçàííûé â îïåðå. Öåíçîðîâ æå, êàê â Ïàðèæå, òàê è â Âåíåöèè, áåñïîêîèë òîò íåëåñòíûé îáëèê, â êîòîðîì ïðåäñòàâàë ðåàëüíî ñóùåñòâîâàâøèé ôðàíöóçñêèé êîðîëü. Ýòî áûëî â 1832 ãîäó, êîãäà â Åâðîïå îò÷åòëèâî îùóùàëèñü èäåè ðîìàíòèçìà è ðåâîëþöèè. Ôðàíöóçñêèå öåíçîðû ïîëàãàëè, ÷òî ïðåäñòàâëåíèå òàêîé ïüåñû íà ñöåíå ìîæåò âäîõíîâèòü íàðîä íà ðåâîëþöèîííûå äåéñòâèÿ. Ëèáðåòòî, êîòîðîå ÷èòàëè âåíåöèàíñêèå öåíçîðû, èìåëî äðóãîå íàçâàíèå — «La maledizione» («Ïðîêëÿòüå»), íî ïîñòûäíûì ïðàâèòåëåì â ýòîì âàðèàíòå îïåðû ïî-ïðåæíåìó áûë âñå òîò æå Ôðàíöèñê I.

Âåðäè ïðèøëîñü ñòîëêíóòüñÿ ñ òåìè æå ïðîáëåìàìè, êîãäà îí äàë íà ÷òåíèå íåàïîëèòàíñêèì öåíçîðàì «Áàë-ìàñêàðàä».  ñëó÷àå ñ «Ðèãîëåòòî» èçìåíåíèÿ ìîæíî áûëî ñäåëàòü ñðàâíèòåëüíî ëåãêî. Ìåñòî äåéñòâèÿ áûëî ïåðåíåñåíî â Èòàëèþ; êîðîëü áûë ïîíèæåí â ðàíãå è òåïåðü ñòàë ãåðöîãîì, à åãî èìÿ áûëî èçìåíåíî òàêèì îáðàçîì, ÷òî, åñëè è íå ñòàëî âûìûøëåííûì, òî, ïî êðàéíåé ìåðå, íå îòíîñèëîñü ê ñóùåñòâîâàâøåìó ãåðöîãñêîìó ðîäó. Èìÿ øóòà òîæå áûëî èçìåíåíî íà ïîëíîñòüþ âûìûøëåííîå — Ðèãîëåòòî. Ïî ýòîìó èìåíè, êîòîðîå, êàê ïîëàãàþò íåêîòîðûå, äîëæíî «ïðîãëàòûâàòüñÿ ñòîëü æå ëåãêî, êàê ñóï èëè ñâåæèé õëåá», áûëà è íàçâàíà îïåðà.

Äðàìà Ãþãî òîæå âíîâü ïðåäñòàëà íà ñöåíå óæå â ìåíåå òðåâîæíîå âðåìÿ ïîä íàçâàíèåì «Ìåñòü ãëóïöà». Îíà ñòàëà î÷åíü ïîïóëÿðíîé áëàãîäàðÿ, ïîìèìî ïðî÷åãî, çàìå÷àòåëüíîé èãðå Ýäâèíà Áîòà, èñïîëíèâøåãî â íåé ðîëü øóòà.

ÄÅÉÑÒÂÈÅ I

 

Ý.Êàðóçî â ðîëè Ãåðöîãà
Ý.Êàðóçî â ðîëè Ãåðöîãà

Ñöåíà 1. Ðàñïóòíûé ãåðöîã Ìàíòóàíñêèé äàåò áëåñòÿùèé áàë â ñâîåì äâîðöå. Åãî îòíîøåíèå ê æåíùèíàì âûðàæàåòñÿ â ôðèâîëüíîé àðèè "Questa o quella, per me pari sono" ("Òà èëü ýòà - ÿ íå ðàçáèðàþ").  êàêîé-òî ìîìåíò îí íåíàäîëãî ïîêèäàåò ñöåíó, ÷òîáû ïðîâîäèòü æåíó îäíîãî èç ñâîèõ ïðèäâîðíûõ. Âíåçàïíî îáùåå âåñåëüå è òàíöåâàëüíàÿ ìóçûêà ïðåðûâàþòñÿ ãðîçíûì ãîëîñîì. Ýòî ñòàðûé ãðàô Ìîíòåðîíå, êîòîðûé ÿâèëñÿ ñþäà ñ ïðîêëÿòüåì ãåðöîãó çà ïîðóãàííóþ ÷åñòü ñâîåé äî÷åðè.  ýòîò ìîìåíò ïðîôåññèîíàëüíûé øóò ãåðöîãà, ãîðáóí Ðèãîëåòòî, âûõîäèò âïåðåä è çëî íàñìåõàåòñÿ íàä ñòàðèêîì. Ìîíòåðîíå ñîõðàíÿåò äîñòîèíñòâî. È â òîò ìîìåíò, êîãäà ãåðöîã ïðèêàçûâàåò çàêëþ÷èòü ãðàôà ïîä ñòðàæó, Ìîíòåðîíå ãðîçèò ãåðöîãó ñòðàøíûì ìùåíèåì è ïðîêëèíàåò Ðèãîëåòòî. Ýòî áûëî ïðîêëÿòüå, ïðîèçíåñåííîå îñêîðáëåííûì îòöîì, è Ðèãîëåòòî, êîòîðûé ñàì îòåö è ãëóáîêî ñóåâåðíûé ÷åëîâåê, â óæàñå îòâîðà÷èâàåòñÿ.

Ñöåíà 2. Ïîä áðåìåíåì óæàñíîãî ïðîêëÿòüÿ Ìîíòåðîíå Ðèãîëåòòî âîçâðàùàåòñÿ äîìîé. Ó ñàìîãî ñâîåãî äîìà îí íàòàëêèâàåòñÿ íà äëèííóþ, çëîâåùåãî âèäà ôèãóðó. Ýòî Ñïàðàôó÷èëå, íàåìíûé óáèéöà. Êàê ïðîôåññèîíàë ïðîôåññèîíàëó Ñïàðàôó÷èëå ïðåäëàãàåò ïðèäâîðíîìó øóòó ñâîè óñëóãè â ëþáîé ìîìåíò, êîãäà åìó ïîíàäîáèòñÿ. Ïîêà ýòîò ñòðàøíûé ÷åëîâåê óäàëÿåòñÿ, áîðìî÷à íà î÷åíü íèçêîé íîòå ñâîå ñîáñòâåííîå èìÿ - "Ñïàðàôó÷èëå", - Ðèãîëåòòî âîñêëèöàåò: "Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale" ("Ñ íèì ìû ðàâíû: âëàäåþ ñëîâîì, à îí êèíæàëîì") è ïîåò ìîíîëîã - Îäèí èç øåäåâðîâ Âåðäè, - ïðîêëèíàÿ ñâîé îáëèê, ñâîþ ñóäüáó, ñâîé õàðàêòåð. Çà ýòèì ñëåäóåò ïðîäîëæèòåëüíûé è î÷åíü êðàñèâûé äóýò Ðèãîëåòòî ñ äî÷åðüþ, þíîé Äæèëüäîé ("Figlia!.. Mio padre!.." - "Äæèëüäà!.. Ìîé îòåö!.."). Äëÿ øóòà îíà âñå â æèçíè. Ïîñëå ñìåðòè æåíû ó Ðèãîëåòòî áîëüøå íåò íèêîãî íà ñâåòå, è îí ñòðàñòíî æåëàåò óáåðå÷ü äî÷ü îò êîçíåé ìèðà. Ïîêèäàÿ äîì, îí îòäàåò ïðèêàçàíèå ñëóæàíêå Äæèëüäû, Äæîâàííå, äåðæàòü âñå äâåðè íà çàïîðå.

Ïðèêàç Ðèãîëåòòî, îäíàêî, íå âûïîëíÿåòñÿ. Íå óñïåë îí ïîêèíóòü ñâîé äîì, êàê ãåðöîã Ìàíòóàíñêèé, ïåðåîäåâøèñü áåäíûì ñòóäåíòîì (íî ïðè ýòîì áðîñèâ Äæîâàííå êîøåëåê, äàáû ïîäêóïèòü åå, ÷òîáû îíà îòêðûëà åìó äâåðü), ïðîíèêàåò â ñàä. È âîò îí óæå ïûëêî îáúÿñíÿåòñÿ Äæèëüäå â ëþáâè ("E il sol dell'anima" - "Âåðü ìíå, ëþáîâü - ýòî ñîëíöå è ðîçû"). È êîãäà, âñòðåâîæåííûé êàêèì-òî øóìîì íà óëèöå, îí óäàëÿåòñÿ, Äæèëüäà ïîåò àðèþ "Caro nome che il mio con" ("Ñåðäöå ðàäîñòè ïîëíî"), ïîëíóþ ýêñòàòè÷íîé þíîé ëþáâè.

Øóì íà óëèöå - ýòî ïðèøëè ïðèäâîðíûå (îíè â ìàñêàõ), êîòîðûå çàäóìàëè ïîõèòèòü Äæèëüäó, ïîëàãàÿ, ÷òî îíà ëþáîâíèöà Ðèãîëåòòî, à íå äî÷ü åãî. ×òîáû ñäåëàòü øóòêó âåñåëåé, îíè ïðèçûâàþò ñàìîãî Ðèãîëåòòî ïîìî÷ü èì, îáúÿñíÿÿ åìó, ÷òî õîòÿò ïîõèòèòü æåíó ãðàôà ×åïðàíî, æèâóùåãî ïîáëèçîñòè: åìó çàâÿçûâàþò ãëàçà è çàñòàâëÿþò åãî, íè÷åãî íå ïîäîçðåâàþùåãî, äåðæàòü ëåñòíèöó. Òîëüêî ïîñëå òîãî êàê êîìïàíèÿ óäàëèëàñü âìåñòå ñ Äæèëüäîé, Ðèãîëåòòî ðàçðûâàåò ïîâÿçêó íà ãëàçàõ. Ïðåä÷óâñòâóÿ ñòðàøíîå, îí ñ âîïëåì îò÷àÿíèÿ óñòðåìëÿåòñÿ â äîì, êðè÷à: "Gilda, Gilda!" ("Äæèëüäà, Äæèëüäà!"). Äåéñòâèå çàâåðøàåòñÿ â òîò ìîìåíò, êîãäà Ðèãîëåòòî ñ óæàñîì è äðîæüþ âñïîìèíàåò îòöîâñêîå ïðîêëÿòèå ñòàðîãî Ìîíòåðîíå - La meledizione.

ÄÅÉÑÒÂÈÅ II

 

Äæ.Ôàððàð â ðîëè Äæèëüäû
Äæ.Ôàððàð â ðîëè Äæèëüäû

Çàë âî äâîðöå. Ãåðöîã âçâîëíîâàí. Íàêàíóíå îí âåðíóëñÿ â äîì Äæèëüäû, íî íå íàøåë åå òàì. Òåïåðü îí êëÿíåòñÿ íàéòè ïîõèòèòåëåé è îòîìñòèòü èì. Îí ïîåò î ñâîåé âîçëþáëåííîé Äæèëüäå. Åãî àðèÿ ("Parmi veder le lacrime" - "Âèæó ãîëóáêó ìèëóþ") ñòîëü âûðàçèòåëüíà, ÷òî ïî÷òè íå îñòàâëÿåò ñîìíåíèé â èñêðåííîñòè åãî ëþáâè. È êîãäà ïðèäâîðíûå ñîîáùàþò åìó - â þìîðèñòè÷åñêîì íàñìåøëèâîì õîðå, - êàê îíè ïîõèòèëè ëþáîâíèöó Ðèãîëåòòî (îíè âñå åùå íå çíàþò, ÷òî Äæèëüäà åãî äî÷ü) è ïðèíåñëè åå â åãî äâîðåö, îí, ïåðåïîëíåííûé ðàäîñòè, ñïåøèò ê íåé, ÷òîáû óâèäåòü åå.

Ïðîèñõîäèò îäíà èç ñàìûõ âîëíóþùèõ è äðàìàòè÷åñêèõ ñöåí, êîãäà-ëèáî íàïèñàííûõ Âåðäè. Âõîäèò Ðèãîëåòòî, îí â îò÷àÿíèè, íàïåâàåò, êàê è äîëæåí äåëàòü ïðèäâîðíûé øóò, ïåñåíêó "La-ra, la-ra, la-ra, la-ra " ("Ëà-ðà..."), íî íà ñåé ðàç åãî âåñåëàÿ ïåñåíêà ïîëíà òðåâîãè è áîëè. Îí ïîâñþäó èùåò ñâîþ äî÷ü, è êîãäà íà ìãíîâåíèå ïîÿâëÿåòñÿ ïàæ ñ ñîîáùåíèåì äëÿ ãåðöîãà, òî ïî åãî ñëîâàì Ðèãîëåòòî äîãàäûâàåòñÿ, ÷òî åãî äî÷ü çäåñü, â çàìêå ó ãåðöîãà.  íåãîäîâàíèè è îò÷àÿíèè áðîñàåòñÿ îí íà ïðèñóòñòâóþùèõ, êðè÷à: "Cortigiani, vil razza" ("Êóðòèçàíû, èñ÷àäüå ïîðîêà"). Îí ïûòàåòñÿ ïðîáèòüñÿ ñêâîçü íèõ ê äâåðè; ðûäàÿ, îí ïàäàåò íà ïîë; îí æàëîáíî ìîëèò èõ - íî, óâû, âñå òùåòíî. Òîëüêî êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ äî÷ü è áðîñàåòñÿ ê íåìó â îáúÿòèÿ, ïðèäâîðíûå ñòûäëèâî óäàëÿþòñÿ. Ïîëíûé ñëåç äóýò îòöà è äî÷åðè ïðåðûâàåòñÿ, êîãäà ìèìî ïðîõîäèò Ìîíòåðîíå, êîòîðîãî ãâàðäåéöû âåäóò íà êàçíü. Ðèãîëåòòî êëÿíåòñÿ, ÷òî îòîìñòèò ãåðöîãó. Äåéñòâèå çàâåðøàåòñÿ ðåøèòåëüíûì è ñóðîâûì ïîâòîðåíèåì êëÿòâû Ðèãîëåòòî ("Si, vendetta, tremenda vendetta" - "Äà, íàñòàë ÷àñ óæàñíîãî ìùåíüÿ"), Äæèëüäà æå, åãî äî÷ü, ìîëèò åãî î ïðîùåíèè åå âîçëþáëåííîãî.

ÄÅÉÑÒÂÈÅ III

 

Ð.Ìåððèëë â ðîëè Ðèãîëåòòî
Ð.Ìåððèëë â ðîëè Ðèãîëåòòî

Íî÷üþ ó çàáðîøåííîãî ïîñòîÿëîãî äâîðà íà áåðåãó ðåêè ñòîèò Ðèãîëåòòî, âñå ïîâòîðÿþùèé ñâîè ïðîêëÿòüÿ ãåðöîãó, òåì âðåìåíåì Äæèëüäà ïî-ïðåæíåìó óìîëÿåò åãî ïðîñòèòü ãåðöîãà. Ïðèòîí, îêîëî êîòîðîãî îíè îêàçàëèñü, ïðèíàäëåæèò Ñïàðàôó÷èëå, áàíäèòó, è â ãîñòÿõ ó íåãî â ýòó íî÷ü íå êòî èíîé, êàê ãåðöîã, íà ñåé ðàç ïåðåîäåâøèéñÿ îôèöåðîì. Îí ïîåò ñàìóþ ïîïóëÿðíóþ ìåëîäèþ èç ýòîé îïåðû - ïåñåíêó "La donne e mobile" ("Ñåðäöå êðàñàâèöû..."), çàòåì îí îáúÿñíÿåòñÿ â ëþáâè Ìàääàëåíå, õîðîøåíüêîé ñåñòðå Ñïàðàôó÷èëå. Íà÷èíàåòñÿ âåëèêîëåïíûé êâàðòåò: â õèæèíå ãåðöîã ðàñòî÷àåò ëþáîâíûå ïðèçíàíèÿ Ìàääàëåíå, íà êîòîðûå òà êîêåòëèâî è íàñìåøëèâî îòâå÷àåò; â òî æå ñàìîå âðåìÿ Äæèëüäà, ïîäñìàòðèâàþùàÿ çà íèìè ñíàðóæè, ïðèõîäèò â îò÷àÿíèå èç-çà îòêðûâøåãîñÿ åé îáìàíà åå âîçëþáëåííîãî; Ðèãîëåòòî ñòàðàåòñÿ óòåøèòü åå.

Äàëåå ñîáûòèÿ ðàçâèâàþòñÿ ñòðåìèòåëüíî. Ðèãîëåòòî îòñûëàåò Äæèëüäó ïåðåîäåòüñÿ, ÷òîáû åõàòü â Âåðîíó, ãîðîä, ãäå íè åå, íè Ðèãîëåòòî íèêòî íå çíàåò è ãäå îíè íà÷íóò íîâóþ æèçíü. Ó íåãî ñàìîãî ïîêà íà ýòó íî÷ü ñâîè ïëàíû. Çà äâàäöàòü ñêóäî îí íàíèìàåò Ñïàðàôó÷èëå, ÷òîáû òîò óáèë ãåðöîãà. Äîãîâîðèâøèñü ñ íèì îá ýòîì, Ðèãîëåòòî óäàëÿåòñÿ. Ãåðöîã çàñûïàåò. Òåïåðü Ìàääàëåíà óãîâàðèâàåò ñâîåãî áðàòà ïîùàäèòü ïðèãëÿíóâøåãîñÿ åé ìîëîäîãî ÷åëîâåêà è ïîäìåíèòü òåëî, óáèâ êàêîãî-íèáóäü ïîñòîðîííåãî, êòî çàéäåò ê íèì ýòîé íî÷üþ ("Somigla un Apollo quel giovine" - "Íàø ãîñòü, è êðàñèâûé, è ëàñêîâûé"). Ðàçðàæàåòñÿ áóðÿ. Äæèëüäà, ïåðåîäåâøàÿñÿ â ìóæñêîå ïëàòüå, âåðíóëàñü ñþäà è ñòàëà ñâèäåòåëüíèöåé ðàçãîâîðà Ñïàðàôó÷èëå è Ìàääàëåíû. Îíà ñòó÷èòñÿ â äâåðü èõ òàâåðíû. Äæèëüäà ðåøèëà ïîæåðòâîâàòü ñîáîé, òîëüêî áû ñïàñòè ñâîåãî íåâåðíîãî âîçëþáëåííîãî. Ñïàðàôó÷èëå îãëóøàåò åå è çàñîâûâàåò â ìåøîê. Âåðíóâøèéñÿ Ðèãîëåòòî, ïîëó÷èâ òÿæåëûé ìåøîê è óâåðåííûé, ÷òî â íåì òåëî ãåðöîãà, çëîðàäñòâóåò íàä ñâîåé æåðòâîé. Íî íåäîëãî äëèòñÿ åãî ðàäîñòü. Èç äîìà äîíîñèòñÿ çíàêîìûé ãîëîñ ãåðöîãà, ñíîâà íàïåâàþùåãî - íà ñåé ðàç ýòî çâó÷èò îñîáåííî èðîíè÷íî - ïåñåíêó "Ñåðäöå êðàñàâèöû..."  óæàñå Ðèãîëåòòî ðàçðûâàåò ìåøîê è íàõîäèò â íåì ñâîþ äî÷ü. Äæèëüäà ïðîùàåòñÿ, èçäàâàÿ ñâîé ïîñëåäíèé âçäîõ; îí æå ìîëèò åå íå óìèðàòü. È êîãäà îíà óìîëêàåò íàâñåãäà, - îí ãðîçèò êóëàêîì íåáåñàì è âîñêëèöàåò åùå ðàç "Ah! La maledizione!" ("Àõ! Âîò ãäå ñòàðöà ïðîêëÿòüå!"). Ïðîêëÿòèå ñâåðøèëîñü.

Ãåíðè Ó. Ñàéìîí (â ïåðåâîäå À. Ìàéêàïàðà)




 

 


 

Îïåðà Äæóçåïïå Âåðäè 'Ðèãîëåòòî' (Rigoletto) Óñïåõ âåíåöèàíñêîé ïðåìüåðû (ïîñëå ìíîãî÷èñëåííûõ èçíóðèòåëüíûõ ðåïåòèöèé) áûë ïîëíûì, è ïîñëåäóþùèå ïðåäñòàâëåíèÿ (äâàäöàòü îäíî) åãî ïîäòâíðäèëè. Áîëåå íàñòîðîæåííûìè áûëè îöåíêè êðèòèêè, ñêîðåå íåäîóìåâàâøåé ïî ïîâîäó òåõ "íîâøåñòâ", êîòîðûå òåïåðü íàì êàæåòñÿ ëåã÷å âñåãî ïðèçíàòü è îöåíèòü. Øåäåâð Âåðäè íà÷àë òðèóìôàëüíîå øåñòâèå ïî òåàòðàì Èòàëèè è äðóãèõ ñòðàí (çà èñêëþ÷åíèåì, äî 1857 ãîäà, Ôðàíöèè èç-çà ïðîòåñòà Ãþãî, àâòîðà ëèòåðàòóðíîãî èñòî÷íèêà îïåðû, äðàìû "Êîðîëü çàáàâëÿåòñÿ").

Õàðàêòåðû è îáñòàíîâêà, êàê èçâåñòíî, ïðåäñòàëè íà ñöåíå âî âñåé èõ æèçíåííîé ñèëå. Ãåðöîã Ìàíòóàíñêèé - îáðàç áëèñòàòåëüíûé, óäèâèòåëüíûé, ïðîèçâîäÿùèé âïå÷àòëåíèå öåëüíîñòè ïðè âñåé àíòèïàòèè, êîòîðóþ âûçûâàþò åãî íðàâû. Î í¸ì ñëåäóåò ñóäèòü, êîãäà îí íàõîäèòñÿ â öåíòðå ñâîåãî äâîðà, ñ èçîáðàæåíèåì êîòîðîãî Âåðäè áûñòðî îñâîèëñÿ, ñóçèâ åãî ðàçìåðû ïî ñðàâíåíèþ ñ äâîðîì ôðàíöóçñêîãî êîðîëÿ Ôðàíöèñêà I (äåéñòâóþùåãî ëèöà äðàìû Ãþãî); âûâåäåíèå êîðîëÿ íà ñöåíó âåíåöèàíñêàÿ öåíçóðà íå îäîáðèëà, êàê íå îäîáðèëà îíà ãîðá Ðèãîëåòòî è ìåøîê, â êîòîðûé êëàäóò óìèðàþùóþ Äæèëüäó,- ýòè äåòàëè îñòàëèñü áåç èçìåíåíèÿ áëàãîäàðÿ òâ¸ðäîé âîëå Âåðäè. Êîíñåðâàòèâíàÿ öåíçóðà âûñòóïèëà ñ íàïàäêàìè íà îïåðó è âíå Âåíåöèè, âñÿ÷åñêè òðåòèðóþ îïàñíûé ñþæåò. Ìåæäó òåì ïåðåíîñ äåéñòâèÿ èç Ôðàíöèè â Ìàíòóþ è çàìåíà âåëèêîëåïíîãî ôðàíöóçñêîãî äâîðöà ìàíòóàíñêèì îêàçàëèñü âåñüìà íà ðóêó äðàìàòè÷åñêîé ìàíåðå Âåðäè ýòèõ ëåò: â áîëåå êàìåðíîé îáñòàíîâêå ãåðîè ñíèæåíû è âäâèíóòû â òåñíûå ðàìêè, ïî÷òè íåâîçìîæíûå, ñóäÿ ïî èõ "ñòàòóàðíîñòè", íî ïðè ýòîì îíè ïðèáëèæåíû ê çðèòåëÿì (è â äàëüíåéøåì, äàæå ïðåäïî÷èòàÿ áîëåå îáøèðíîå ïðîñòðàíñòâî, Âåðäè áóäåò èñïîëüçîâàòü ïðè¸ì ïîäîáíûõ îãðàíè÷åíèé äëÿ íåïîñðåäñòâåííîãî âîçäåéñòâèÿ íà çðèòåëåé).

Ìàíòóàíñêèé äâîð î÷åíü õîðîøî èçîáðàæ¸í óæå â ïåðâîì äåéñòâèè, íàñòîÿùåì èñõîäíîì ïóíêòå âñåõ ëèíèé ñþæåòà, ðàçâèâàþùèõñÿ è ïåðåñåêàþùèõñÿ âïîñëåäñòâèè. Òùåñëàâèå ïðèäâîðíûõ óñóãóáëÿåòñÿ èõ ðàçâÿçíîé ãðóáîñòüþ, êîòîðóþ ãåðöîã - Äîí Æóàí ñ áîëüøèì ïðàâäîïîäîáèåì ïûòàåòñÿ êîìïåíñèðîâàòü ñêëîííîñòüþ ê íåæíîé ëþáâè, ñîâåðøåííî ÷óæäîé íàñòîÿùåìó Äîí-Æóàíó, ãåðîþ Ìîöàðòà. Èìåííî òàêàÿ ëþáîâü âëå÷¸ò åãî ê Äæèëüäå, äèêîé ãîëóáèöå, è âíîñèò âî âñå ãàëàíòíûå êëèøå íåæíî-ïàòåòè÷åñêîå è ÷ðåçìåðíî ñòðàñòíîå ÷óâñòâî. Äàæå â åãî âîñõâàëåíèè ñåñòðû Ñïàðàôó÷èëå åñòü âîçâûøåííàÿ ÷èñòîòà, ÷òî êàê áóäòî ïðîòèâîðå÷èò íàòóðå ýòîãî öèíè÷íîãî âîëîêèòû. Êîãäà áåç åãî âåäîìà ïîõèùàþò Äæèëüäó, âîëíåíèå þíîãî ãåðöîãà òîæå èñêðåííå, õîòÿ èñïîëíèòåëè ýòîé ðîëè åãî îáû÷íî ïðåóâåëè÷èâàþò, è õîòÿ ñ òàêîé æå íåïðèòâîðíîé ë¸ãêîñòüþ (òàê êàæåòñÿ) îí ïîñïåøèò îâëàäåòü äåâóøêîé, à çàòåì áåñïå÷íî ïåðåíåñ¸ò ñâî¸ âíèìàíèå íà äðóãèå ïðåäìåòû. Ïðèäâîðíûõ Âåðäè îáúåäèíÿåò îáùíîñòüþ îáðàçà ìûñëåé íàïîäîáèå òîãî, êàê ýòî áûëî â êîìè÷åñêèõ îïåðàõ Ìîöàðòà è Ðîññèíè. Íà âñåõ íèõ ïàäàåò ïðîêëÿòüå íàñòîÿùåãî àðèñòîêðàòà, Ìîíòåðîíå: ýòî ñèãíàë ê ðàñêðûòûþ ñóäüáû Ðèãîëåòòî, óæå äàâíî íàâåêè ïðîêëÿòîãî, îáðàçà ïî÷òè âíåâðåìåííîãî.

Äæèëüäà êàê äî÷ü ñâîåãî îòöà-ïàðèè äîëæíà áûëà áû èëè äîñòè÷ü íåîæèäàííîãî, îãðîìíîãî ñ÷àñòüÿ, êîòîðîå áû ñîâåðøåííî îòäåëèëî å¸ îò ñåìüè, èëè ïîéòè äðóãèì ïóò¸ì, ñòîëü æå ïðåäðåø¸ííûì è ïîñëåäîâàòåëüíûì, ïóò¸ì ñàìîïîæåðòâîâàíèÿ.

Êàêîå-òî âðåìÿ áóäóùåå å¸ ïîëíî ÷óäåñíîé íåîïðåäåë¸ííîñòè (ýòî ïåðåäàþò âîêàëèçû è ÷èñòûå, ãèáêèå, âûñîêèå íîòû àðèè "Ñåðäöå ðàäîñòè ïîëíî"). Çàòåì âñ¸ èä¸ò, êàê ìû óæå çíàåì. Äæèëüäà ñëèøêîì áåñïëîòíà, ÷òîáû áûòü ñ÷àñòëèâîé. Ýòî äåêîðàòèâíûé îáðàç ðàííåãî ðîìàíòèçìà, åù¸ íåñóùèé ïå÷àòü XVIII âåêà, è áåçóìèå ñîâðåìåííûõ ëþäåé, îò êîòîðûõ îíà òàê äàëåêà, ìîæåò òîëüêî ëèøèòü å¸ äåâñòâåííîé ÷èñòîòû.

Âñå íèòè äåéñòâèÿ ñõîäÿòñÿ â òðåòüåì àêòå â êëàññè÷åñêîé ôîðìå êâàðòåòà, âåðíîãî ýñòåòè÷åñêèì êàíîíàì ðàííåãî ðîìàíòèçìà, åù¸ ñîáëþäàþùåãî êëàññè÷åñêèå ôîðìû. Öåíòðîì ÿâëÿåòñÿ îñíîâíàÿ ìåëîäèÿ òåíîðà, êîòîðûé âûäåëÿåòñÿ êàê ïîäëèííàÿ ìèøåíü Ðèãîëåòòî, áîðìî÷óùåãî â òåìíîòå. Îáå æåíùèíû îñòàþòñÿ, íàïðîòèâ, âî âëàñòè î÷àðîâàíèÿ ãåðöîãà: Ìàääàëåíà ùåáå÷åò, Äæèëüäà ïîäõâàòûâàåò å¸ ìîòèâ (è êàê áû ñáëèæàåò ñ ïîðûâàìè è òðåïåòàìè òåíîðà), íå â ñèëàõ îòîðâàòüñÿ îò íåãî, õîòÿ å¸ ñäåðæèâàåò è ïðåðûâàåò îòåö. Èç ñî÷åòàíèÿ äðàìàòè÷åñêîé ñèòóàöèè è âûáðàííîé ìóçûêàëüíîé òåõíèêè, ïî÷òè èíñòðóìåíòàëüíîé, ðîæäàåòñÿ ðåäêîñòíûé ïî ñèëå òåàòðàëüíûé, âèçóàëüíî-ñöåíè÷åñêèé ýôôåêò. Êëàññè÷åñêè ñòðîãàÿ êîíñòðóêöèÿ, â êîòîðîé êîíòðàñòû äîïîëíÿþò äðóã äðóãà, íåîæèäàííî ðóøèòñÿ ïîä íàòèñêîì áóðè, íàñòîÿùåãî øàáàøà; ñêâîçü áóðþ äîíîñÿòñÿ æàëîáû íåñ÷àñòíûõ ãåðîåâ è ðàâíîäóøíûé ñìåõ óáèéöû, Ñïàðàôó÷èëå. Ýòîò ïåðñîíàæ â öåëîì ïðîèçâîäèò þìîðèñòè÷åñêîå âïå÷àòëåíèå, òî ëè ïîòîìó, ÷òî åãî çëîäåéñêèé íðàâ íå ÷óæä ïðîáëåñêà ñî÷óâñòâèÿ, òî ëè ïîòîìó, ÷òî áåäíûé ãîðáóí äóìàåò íàéòè â ýòîì âèñåëüíèêå òîâàðèùà. Èõ âñòðå÷à ïðîèñõîäèò íî÷üþ â ïåðåóëêå, â ò¸ìíîé ãëóáèíå ñîçíàíèÿ. Ïðîáóæäåíèå ïðèíåñ¸ò óæàñ, æåñòîêèé ñâåò ðàçî÷àðîâàíèÿ. Äî÷ü ñòàíîâèòñÿ æåðòâîé "ïðàâîé ìåñòè" Ðèãîëåòòî, ïðàâîé, ïî ìíåíèþ íåñ÷àñòíîãî, òùåòíî âîññòàâøåãî ïðîòèâ íåñïðàâåäëèâîé ñóäüáû è òåì ñàìûì ïðèçâàâøåãî íîâîå íàêàçàíèå "ñòðàøíîãî áîãà". Áåçæàëîñòíàÿ èðîíèÿ ñóäüáû. Äàæå ñïàñåíèå ãåðöîãà âûçûâàåò ñî÷óâñòâèå ïóáëèêè, è êàæåòñÿ, ÷òî òîëüêî â ãëàçàõ Ðèãîëåòòî îí âûãëÿäèò íåãîäÿåì. Âèíà ëîæèòñÿ íà òåõ, êòî ïîæèë. Èì â êà÷åñòâå óòåøåíèÿ îñòàþòñÿ ñë¸çû, êàêèõ, áûòü ìîæåò, íèêîãäà íå ïðîëèâàëè â ìóçûêàëüíîé äðàìå.

Ã. Ìàðêåçè


ÈÑÒÎÐÈß ÑÎÇÄÀÍÈß

 

Ë.Óîððåí â ðîëè Ðèãîëåòòî
Ë.Óîððåí â ðîëè Ðèãîëåòòî

 îñíîâó ñþæåòà îïåðû ïîëîæåíà äðàìà Â. Ãþãî «Êîðîëü çàáàâëÿåòñÿ», íàïèñàííàÿ â 1832 ãîäó. Ïîñëå ïåðâîãî ïðåäñòàâëåíèÿ â Ïàðèæå, âûçâàâøåãî ïîëèòè÷åñêóþ ìàíèôåñòàöèþ, îíà áûëà çàïðåùåíà êàê ïîäðûâàþùàÿ àâòîðèòåò êîðîëåâñêîé âëàñòè. Ãþãî ïîäàë â ñóä, îáâèíèâ ïðàâèòåëüñòâî â ïðîèçâîëå è âîññòàíîâëåíèè öåíçóðû, óíè÷òîæåííîé ðåâîëþöèåé 1830 ãîäà. Ñóäåáíûé ïðîöåññ ïîëó÷èë øèðîêèé îáùåñòâåííûé ðåçîíàíñ, íî çàïðåò ñíÿò íå áûë — âòîðîå ïðåäñòàâëåíèå ïüåñû «Êîðîëü çàáàâëÿåòñÿ» ñîñòîÿëîñü âî Ôðàíöèè ëèøü ïîëâåêà ñïóñòÿ.

Äðàìàòóðãèÿ Ãþãî ïðèâëåêëà Âåðäè ÿðêèìè ðîìàíòè÷åñêèìè êîíòðàñòàìè, áóðíûì ñòîëêíîâåíèåì ñòðàñòåé, ñâîáîäîëþáèâûì ïàôîñîì, íàïðÿæåííûì, äèíàìè÷íûì ðàçâèòèåì äåéñòâèÿ. Ñþæåò «Ðèãîëåòòî» Âåðäè ñ÷èòàë ëó÷øèì èç âñåõ, ïîëîæåííûõ èì íà ìóçûêó: «Çäåñü åñòü ñèëüíûå ñèòóàöèè, ðàçíîîáðàçèå, áëåñê, ïàôîñ. Âñå ñîáûòèÿ îáóñëîâëåíû ëåãêîìûñëåííûì è ïóñòûì õàðàêòåðîì ãåðöîãà; ñòðàõè Ðèãîëåòòî, ñòðàñòü Äæèëüäû è ïð. ñîçäàþò çàìå÷àòåëüíûå äðàìàòè÷åñêèå ýïèçîäû». Êîìïîçèòîð ïî-ñâîåìó òðàêòîâàë îáðàçû Ãþãî, ÷òî âûçâàëî ïðîòåñò ñî ñòîðîíû ïèñàòåëÿ.  èñòîðè÷åñêîé äðàìå ñ áîëüøèìè ìàññîâûìè ñöåíàìè è ìíîãî÷èñëåííûìè ïîäðîáíîñòÿìè æèçíè è áûòà äâîðà Ôðàíöèñêà I (1515—1547). Âåðäè ïðåæäå âñåãî î÷åíü çàèíòåðåñîâàëà ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äðàìà.

Òåêñò Ãþãî ïîäâåðãñÿ ñîêðàùåíèþ. Ñþæåò ïðèîáðåë áîëåå êàìåðíîå çâó÷àíèå; àêöåíò áûë ïåðåíåñåí íà ïîêàç ëè÷íûõ âçàèìîîòíîøåíèé ãåðîåâ â ïñèõîëîãè÷åñêè îñòðûõ ñèòóàöèÿõ. Íåêîòîðûå ñîêðàùåíèÿ áûëè âûçâàíû íå òîëüêî ñïåöèôè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè îïåðíîãî æàíðà è èíäèâèäóàëüíûì çàìûñëîì êîìïîçèòîðà, íî è îïàñåíèÿìè öåíçóðíîãî çàïðåòà. Îäíàêî èçáåæàòü ñòîëêíîâåíèÿ ñ öåíçóðîé Âåðäè íå óäàëîñü.  íà÷àëå 1850 ãîäà îí ðàçðàáîòàë ïîäðîáíûé ïëàí îïåðû, íîñèâøåé íàçâàíèå «Ïðîêëÿòüå», è ïîðó÷èë íàïèñàòü òåêñò Ô. Ïèàâå (1810—1876) — îïûòíîìó ëèáðåòòèñòó, êîòîðûé ñîòðóäíè÷àë ñ Âåðäè íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò. ×àñòü ìóçûêè áûëà óæå íàïèñàíà, êîãäà öåíçóðà ïîòðåáîâàëà êîðåííîé ïåðåðàáîòêè ëèáðåòòî. Êîìïîçèòîðó ïðåäëîæèëè óáðàòü èñòîðè÷åñêèé ïåðñîíàæ — êîðîëÿ, çàìåíèòü áåçîáðàçíîãî ãëàâíîãî ãåðîÿ (øóòà Òðèáóëå) òðàäèöèîííûì îïåðíûì êðàñàâöåì è ò. ä. Âåðäè ðåøèòåëüíî îòâåðã òðåáîâàíèÿ öåíçóðû, îäíàêî äåéñòâèå îïåðû äîëãî ïåðåíîñèëè èç ñòðàíû â ñòðàíó, èçìåíÿëè çàãëàâèå, ïîêà, íàêîíåö, Ôðàíöèñê I íå ïðåâðàòèëñÿ â ãåðöîãà Ìàíòóàíñêîãî, Òðèáóëå — â Ðèãîëåòòî, à îïåðà ïîëó÷èëà áîëåå íåéòðàëüíîå íàçâàíèå ïî íîâîìó èìåíè øóòà.

Ïàðòèòóðà «Ðèãîëåòòî» áûëà çàêîí÷åíà ÷ðåçâû÷àéíî áûñòðî — â ñîðîê äíåé. Ïðåìüåðà ñîñòîÿëàñü 11 ìàðòà 1851 ãîäà â Âåíåöèè. Îïåðà áûëà ïðèíÿòà âîñòîðæåííî è áûñòðî ðàñïðîñòðàíèëàñü ïî âñåì åâðîïåéñêèì ñöåíàì, ïðèíåñÿ Âåðäè øèðî÷àéøóþ ïîïóëÿðíîñòü.

ÌÓÇÛÊÀ

 

Ë.Íó÷÷è â ðîëè Ðèãîëåòòî
Ë.Íó÷÷è â ðîëè Ðèãîëåòòî

«Ðèãîëåòòî» — îäíî èç íàèáîëåå èçâåñòíûõ ïðîèçâåäåíèé Âåðäè. Äåéñòâèå îïåðû ñòðîèòñÿ íà ðåçêèõ äðàìàòè÷åñêèõ êîíòðàñòàõ.  öåíòðå åå îñòðàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äðàìà, ìíîãîñòîðîííå î÷åð÷èâàþùàÿ îáðàç Ðèãîëåòòî — ÿçâèòåëüíîãî ïðèäâîðíîãî øóòà, íåæíîãî, ãëóáîêî ñòðàäàþùåãî îòöà, ãðîçíîãî ìñòèòåëÿ. Åìó ïðîòèâîñòîèò ëåãêîìûñëåííûé è ðàçâðàùåííûé ãåðöîã, îáðèñîâàííûé íà ôîíå ïðèäâîðíîé æèçíè. Äóøåâíàÿ ÷èñòîòà, áåççàâåòíàÿ ïðåäàííîñòü îëèöåòâîðåíû â îáðàçå þíîé Äæèëüäû.

Ýòè êîíòðàñòíûå õàðàêòåðû âûïóêëî, ñ çàìå÷àòåëüíûì áîãàòñòâîì ïñèõîëîãè÷åñêèõ îòòåíêîâ âîïëîùåíû â ìóçûêå îïåðû.

 îðêåñòðîâîì âñòóïëåíèè çâó÷èò òðàãè÷åñêàÿ ìåëîäèÿ ïðîêëÿòüÿ, êîòîðàÿ èìååò â îïåðå âàæíîå çíà÷åíèå; îíà ñìåíÿåòñÿ áåççàáîòíîé ìóçûêîé áàëà, îòêðûâàþùåé ïåðâûé àêò. Íà ôîíå òàíöåâ è õîðîâ òàíöåâàëüíîãî ñêëàäà çâó÷èò áëåñòÿùàÿ æèçíåðàäîñòíàÿ áàëëàäà ãåðöîãà «Òà èëü ýòà — ÿ íå ðàçáèðàþ». Íàïðÿæåííûé äðàìàòèçì âíîñèò ïðîêëÿòüå Ìîíòåðîíå «Âíîâü îñêîðáëåíüå»; ïàòåòè÷åñêàÿ âîêàëüíàÿ ìåëîäèÿ ïîääåðæèâàåòñÿ ãðîçíûì íàðàñòàíèåì îðêåñòðîâîé çâó÷íîñòè.

Âî âòîðîì àêòå1 ñöåíà ñî Ñïàðàôó÷èëå è ýïèçîä ïîõèùåíèÿ ñâîåé çëîâåùåé îêðàñêîé îòòåíÿþò ñâåòëûå ýïèçîäû, ñâÿçàííûå ñ îáðàçîì Äæèëüäû. Íåáîëüøîé äóýò Ðèãîëåòòî è Ñïàðàôó÷èëå ïðåäâàðÿåòñÿ ìîòèâîì ïðîêëÿòüÿ.  ìîíîëîãå Ðèãîëåòòî «Ñ íèì ìû ðàâíû» ðàñêðûâàåòñÿ øèðîêèé äèàïàçîí ïåðåæèâàíèé ãåðîÿ: ïðîêëÿòüå ñóäüáå, íàñìåøêè íàä ãåðöîãîì, íåíàâèñòü ê ïðèäâîðíûì, íåæíàÿ ëþáîâü ê äî÷åðè. Äóýò Ðèãîëåòòî è Äæèëüäû ïëåíÿåò ëèðè÷åñêè òåïëûìè íàïåâíûìè ìåëîäèÿìè. Äóýò Äæèëüäû è ãåðöîãà íà÷èíàåòñÿ â ìå÷òàòåëüíûõ òîíàõ; êðàñèâàÿ ìåëîäèÿ ïðèçíàíèÿ ãåðöîãà «Âåðü ìíå, ëþáîâü — ýòî ñîëíöå è ðîçû» ñîãðåòà èñêðåííèì ÷óâñòâîì. Êîëîðàòóðíàÿ àðèÿ Äæèëüäû «Ñåðäöå ðàäîñòè ïîëíî» âîïëîùàåò îáðàç ñ÷àñòëèâîé ëþáÿùåé äåâóøêè. Åå ñâåòëîìó, áåçìÿòåæíîìó íàñòðîåíèþ ïðîòèâîïîñòàâëåí òðåâîæíûé êîëîðèò ñöåíû ïîõèùåíèÿ, â öåíòðå êîòîðîé — òàèíñòâåííûé, ïðèãëóøåííûé õîð ïðèäâîðíûõ «Òèøå, òèøå».

Òðåòèé àêò íà÷èíàåòñÿ àðèåé ãåðöîãà «Âèæó ãîëóáêó ìèëóþ»; ïåâó÷àÿ ìåëîäèÿ ïåðåäàåò íåæíîå, âîñòîðæåííîå ÷óâñòâî. Çà àðèåé ñëåäóåò õâàñòëèâûé õîð ïðèäâîðíûõ.  áîëüøîé äðàìàòè÷íîé ñöåíå ïåðåäàíû äóøåâíûå ìóêè Ðèãîëåòòî; âçîðû ãíåâà («Êóðòèçàíû, èñ÷àäüå ïîðîêà») ñìåíÿþòñÿ ñòðàñòíîé ìîëüáîé («Î ñèíüîðû, ñæàëüòåñü âû íàäî ìíîþ»). Äóýòó Ðèãîëåòòî è Äæèëüäû ïðåäøåñòâóåò áåñõèòðîñòíûé ðàññêàç Äæèëüäû «Â õðàì ÿ âîøëà ñìèðåííî»; çàòåì ãîëîñà ãåðîåâ îáúåäèíÿþòñÿ â ïðîñâåòëåííîé è ñêîðáíîé ìåëîäèè. Ìðà÷íûì êîíòðàñòîì çâó÷èò ïðîêëÿòüå Ìîíòåðîíå. Åìó îòâå÷àþò ïîëíûå ðåøèìîñòè ôðàçû Ðèãîëåòòî «Äà, íàñòàë ÷àñ óæàñíîãî ìùåíüÿ».

 ÷åòâåðòîì àêòå âàæíîå ìåñòî çàíèìàåò õàðàêòåðèñòèêà ãåðöîãà — ïîïóëÿðíåéøàÿ ïåñåíêà «Ñåðäöå êðàñàâèöû».  ìóçûêå êâàðòåòà ñ çàìå÷àòåëüíûì ñîâåðøåíñòâîì âîïëîùåíû ïðîòèâîðå÷èâûå ÷óâñòâà: ëþáîâíîå ïðèçíàíèå ãåðöîãà, çàäîðíûå, íàñìåøëèâûå îòâåòû Ìàääàëåíû, ñêîðáíûå âçäîõè Äæèëüäû, ìðà÷íûå ðåïëèêè Ðèãîëåòòî. Ñëåäóþùàÿ ñöåíà, ñîïðîâîæäàåìàÿ õîðîì çà êóëèñàìè, ïîþùèì ñ çàêðûòûì ðòîì, ïðîõîäèò íà ôîíå ãðîçû, êîòîðàÿ ïîä÷åðêèâàåò äóøåâíîå ñìÿòåíüå Äæèëüäû; äðàìàòèçì äîñòèãàåò àïîãåÿ â òîò ìîìåíò, êîãäà äîíîñèòñÿ áåççàáîòíàÿ ïåñåíêà ãåðöîãà. Çàêëþ÷èòåëüíûé äóýò Ðèãîëåòòî è Äæèëüäû «Òàì, â íåáåñàõ»2 ïåðåêëèêàåòñÿ ñ èõ äóýòîì âòîðîãî àêòà; â êîíöå îïåðû âíîâü ãðîçíî çâó÷èò ìîòèâ ïðîêëÿòüÿ.

1 Ó Âåðäè — âòîðàÿ êàðòèíà ïåðâîãî àêòà.
2 Íåðåäêî â ïîñòàíîâêàõ âûïóñêàåòñÿ.

Ì. Äðóñêèí

Ðóáðèêè:  Ìóçûêà íà âåêà
Àóäèîàëüáîìû
Îïåðà, îïåðåòòà, êëàññè÷åñêàÿ ìóçûêà, áàëåò.
Ìåòêè:  

Ïðîöèòèðîâàíî 39 ðàç
Ïîíðàâèëîñü: 9 ïîëüçîâàòåëÿì

Ðèíà_Ñàøèíà   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Ñóááîòà, 07 Àâãóñòà 2010 ã. 01:25 (ññûëêà)
Ñïàñèáî îãðîìíîå! ×òî áû ÿ áåç âàñ, Äìèòðèé äåëàëà, âû âîëøåáíèê!
 (500x333, 53Kb)
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
TIRUKALI1   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Ñóááîòà, 07 Àâãóñòà 2010 ã. 12:28 (ññûëêà)
Ñïàñèáî çà çàìå÷àòåëüíûå ïîñòû. Ïî÷òè êàæäûé áåðó ñåáå. Íå öèòèðó, à â êîìï. Ñïàñèáî.
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Mischell   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Ñóááîòà, 07 Àâãóñòà 2010 ã. 16:33 (ññûëêà)
Îãðîìíîå ñïàñèáî!!!....!!!:clapping:
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Tamara_Potashnikov   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Âîñêðåñåíüå, 08 Àâãóñòà 2010 ã. 20:34 (ññûëêà)
ÎÃÐÎÌÍÎÅ ÑÏÀÑÈÁÎ!!!!!!! ÂÀØÈ ÏÎÑÒÛ _ ÝÒÎ ÊËÀÄ!!!!!!!!! ÁÅÐÓ ÂÑÅ ÎÏÅÐÛ, è ÏËÀ×Ó ÎÒ Ñ×ÀÑÒÜß!!!!! ÄÀ ÅÙÅ Â ÒÀÊÎÌ ÈÑÏÎËÍÅÍÈÈ!!!!!!

Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Àëèöèÿ_Ãàäîâñêàÿ   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Âòîðíèê, 10 Àâãóñòà 2010 ã. 02:09 (ññûëêà)
ñïàñèáî..
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Ñòóäèÿ_ÒÍÑ   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Âîñêðåñåíüå, 27 Ôåâðàëÿ 2011 ã. 23:35 (ññûëêà)
Ïîòðÿñàþùå êðàñèâûé ïîñò....ñïàñèáî... Îêàçûâàåòñÿ î÷åíü óäîáíûé ïðîèãðûâàòåëü, à ÿ â íà÷àëå åãî çàáðàêîâàëà...
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Ñòóäèÿ_ÒÍÑ   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Âîñêðåñåíüå, 27 Ôåâðàëÿ 2011 ã. 23:36 (ññûëêà)
Ïîòðÿñàþùå êðàñèâûé ïîñò....ñïàñèáî... Îêàçûâàåòñÿ î÷åíü óäîáíûé ïðîèãðûâàòåëü, à ÿ âíà÷àëå åãî çàáðàêîâàëà...
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Ñòóäèÿ_ÒÍÑ   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Âîñêðåñåíüå, 27 Ôåâðàëÿ 2011 ã. 23:36 (ññûëêà)
Ïîòðÿñàþùå êðàñèâûé ïîñò....ñïàñèáî... Îêàçûâàåòñÿ î÷åíü óäîáíûé ïðîèãðûâàòåëü, à ÿ âíà÷àëå åãî çàáðàêîâàëà...Æàëü òîëüêî, ÷òî íåëüçÿ ñêà÷àòü. Èëè âñå-òàêè ìîæíî?
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Dmitry_Shvarts   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Ïîíåäåëüíèê, 28 Ôåâðàëÿ 2011 ã. 07:07 (ññûëêà)
Ñêà÷àòü ìîæíî òîëüêî â ñåòè.
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
adilinis_jenny   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Ñðåäà, 06 Àïðåëÿ 2011 ã. 19:39 (ññûëêà)
Merci!
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
sdor   îáðàòèòüñÿ ïî èìåíè Âòîðíèê, 10 ßíâàðÿ 2012 ã. 20:37 (ññûëêà)
.
12007 (549x398, 109Kb)
Îòâåòèòü Ñ öèòàòîé Â öèòàòíèê
Êîììåíòèðîâàòü Ê äíåâíèêó Ñòðàíèöû: [1] [Íîâûå]
 

Äîáàâèòü êîììåíòàðèé:
Òåêñò êîììåíòàðèÿ: ñìàéëèêè

Ïðîâåðêà îðôîãðàôèè: (íàéòè îøèáêè)

Ïðèêðåïèòü êàðòèíêó:

 Ïåðåâîäèòü URL â ññûëêó
 Ïîäïèñàòüñÿ íà êîììåíòàðèè
 Ïîäïèñàòü êàðòèíêó