СЛЕПОТА ДЖОЙСА |
К теме прогрессировавшей слепоты Джойса, связанной, как можно полагать, с его «люциферическим», по определению ССХ, «противотворением» во тьме. Слепота поэта / пророка — мотив общечеловеческий; но есть у него и специфически ирландское воплощение. Вот что пишет отечественный исследователь (опускаю ссылки на цитированные им западные исследования):
«Филиды получали образование в специальных школах, продолжавших, вероятно, в какой-то мере традицию школ друидов, о которых писал Цезарь (Bel. Gal. VI. 14). <...> Утром учитель вводил учеников в низкое здание с наглухо закрытыми окнами. После объяснения нового правила учитель давал задание, которое проверял вечером. Всё это время ученики должны были находиться в темноте. Никаких записей не допускалось. Указания на подобную процедуру, но не учения, а работы, есть в более ранних памятниках. Так, например, рассказывается, что король Кормак мак Арт, для того чтобы подготовить закон, удалялся в тёмное помещение. Видимо, привычка сочинять в темноте становилась профессиональной условностью. Среди поэтов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallán от dall ‘слепой’»[1].
Если принять это хоть сколько-нибудь всерьёз, то есть видеть в слепоте Джойса нечто большее, нежели просто соматическое заболевание или вымученную метафору, тогда получится, что непостижимая кривая развития вела его в некие художественные миры, куда более сложные, разумеется, чем любой «постмодернизм», но при этом же возвращала в его родную ирландскую стихию священного знания / поэзии. Мне эта мысль (точнее, интуиция) дорогá, и в её подтверждение можно было бы привести ещё кое-какие соображения: в частности, о технике «расчленения слов» и анаграмм.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |