Дмитрий_Шепелев все записи автора
Эннио Морриконе. Сегодня это имя известно всем любителям хорошей музыки. Его композиции – легкие по стилю и глубокие по содержанию – передают тончайшие движения души и проникают в самую суть вещей. Но когда-то он даже не подписывался своим именем в титрах фильмов, для которых он писал музыку.
Будущий маэстро вырос в послевоенной Италии, еще помнящей наследие фашистской диктатуры Бенито Муссолини. Старшее поколение привыкло к консервативной, тяжеловесной музыке, под стать военным маршам. А поколение молодых композиторов, к которому принадлежал и Эннио Морриконе, тянулось к свету и стремилось выразить в своей музыке все богатство человеческой души – это было предвкушение чего-то нового и прекрасного. Морриконе был не одинок. Где-то неподалеку, под щедрым средиземноморским солнцем, творили два других композитора – Генри Манчини и совсем молодой Нино Рота. Первый из них получит известность своей музыкой к комедийному детективу – а позднее и мультсериалу – «Розовая пантера», а второй прославится музыкой к гангстерской семейной саге «Крестный отец». Так, постепенно возникало новое поле деятельности для композиторов – музыка к фильмам.
Особенность киномузыки состоит в том, что она должна подчеркивать атмосферу происходящего на экране, выражать настроение киногероя и сообщать его зрителю. И музыка Эннио Морриконе прекрасно справляется с этой задачей. Стоит вспомнить хотя бы проникновенную композицию Chi Mai, звучащую лейтмотивом в политическом триллере «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли: здесь и боль одиночества, и противостояние героя враждебным силам, и высокая романтика.
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме. Отец будущего композитора, Марио Морриконе, был трубачом, игравшим самую разную музыку – от оперы до джаза, и с раннего детства приобщил своего сына к миру музыки. Эннио оказался способным учеником и сочинил свое первое произведение в возрасте шести лет! Он имел удивительно чуткий слух, словно весь окружающий мир состоял из звуков, которые так и просились на нотную бумагу. Эннио Морриконе обладал невероятно богатым чувством музыки, которое не ограничивалось традиционным музыкальными инструментами; его творческое воображение вбирало в себя различные звуки, которые трогают душу – женский смех, мелодичный свист, губная гармоника, перезвон колокольчиков… Все это можно различить в музыке Эннио Морриконе.
В 1938 году он начал заниматься в консерватории святой Цецилии по классу трубы, в 1944 году, прослушав курс гармонии, приступил к изучению композиции. В октябре 1946 года Эннио Морриконе, следуя по стопам отца, получил диплом трубача. Он сочиняет музыкальные произведения, делает аранжировки народных песен, а также пишет музыку для радио, телевидения и театра.
В 1950 году Эннио Морриконе познакомился со своей будущей женой Марией Травиа. Вскоре после этого он был призван в армию, где в свободное от службы время аранжировал музыку различных композиторов для военных оркестров. В 1956 году Эннио и Мария обвенчались 13 октября в церкви "Santa Cosima e Damiano" в Риме. В 1957 году у них родился сын Марко. Всего в семье Морриконе родится четверо детей: три сына и дочка. В течение следующих примерно десяти лет Морриконе попеременно сочиняет музыку для телепередач и фильмов, руководит оркестрами и читает лекции в консерваториях. В 1961 году он написал свой первый саундтрек для фильма «Федерал» режиссера Лучано Сальче, но не стал указывать свое настоящее имя. Морриконе будет скрываться под разными псевдонимами еще несколько лет. Быть может, одной из причин было то, что на итальянском сленге слово amoricon означает «гомик»?
В 1964 году к нему обратился школьный товарищ Серджио Леоне, начинающий режиссер, с просьбой написать музыку для его фильма «Ради нескольких долларов». Эннио Морриконе с радостью согласился. Саундтрек к этому фильму получит приз "Nastro d'Argento" и откроет долгий путь творческого сотрудничества Морриконе и Леоне, которое будет продолжаться до самой смерти Леоне в 1989 году. Первая известность в мире кино пришла к Морриконе как к автору музыки к фильмам-вестернам, которые снимал Леоне, с малоизвестным, но подающим надежды актером по имени Клинт Иствуд. «Однажды на Западе», «Хороший, плохой и злой», «Ради нескольких долларов» - сегодня это признанная классика жанра, и не последняя заслуга в этом принадлежит Эннио Морриконе. Лучшей совместной работой двух школьных товарищей станет фильм «Однажды в Америке» (1984), история жизни двух неразлучных друзей-гангстеров, в блестящем исполнении Роберта Де Ниро и Джеймса Вудса, выходцев из еврейского гетто в пригороде Нью-Йорка. Сценарий фильма был основан на автобиографической книге Гарри Грея «Бандиты», написанной им в тюрьме и отражающей непростые жизненные перипетии человека, выросшего в трущобах Бруклина и с детства познавшего жестокий закон улиц. Музыка к фильму получит награды "Серебряная Лента" и Приз Британской Академии кино и телевидения (BAFTA). В 1966 году Морриконе начал сотрудничество с режиссером Пьером Паоло Пазолини и написал музыку для его фильма «Декамерон». В 1967 году он избирается членом жюри 20-го Международного Каннского Кинофестиваля. В 1968 году Морриконе полностью переходит к сочинению саундтреков, и пишет в течение этого года музыку к 20 фильмам. В 1974 году умирает отец композитора, Марио Морриконе, а также режиссер Пьер Паоло Пазолини. В этом же году фильм Пазолини «Цветок 1001 ночи», поставленный по мотивам арабских сказок «1001 ночь», музыку к которому написал Морриконе, получает в Америке премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года. В 1984 году Эннио Морриконе становится одним из основателей «Института изучения театральной музыки».
Морриконе довелось сотрудничать с такими маститыми режиссерами, как Бернардо Бертолуччи («Двадцатый век»), Роман Поланский («Неистовый»), Дарио Ардженто («Синдром Стендаля») и Эдриан Лайн («Лолита»). Также Морриконе написал музыку к фильму «72 метра» российского режиссера Владимира Хотиненко. По словам Морриконе, его тронула история героизма русских подводников, рассказанная в фильме. В 1990-е годы Эннио Морриконе, в числе прочих работ, сочиняет музыку к итальянскому криминальному телесериалу «Спрут». К слову говоря, редчайшую композицию Морриконе к мистическому триллеру «Синдром Стендаля», это завораживающее сочетание флейты и таинственного женского вокала, который сменяют ближе к концу зловещие шепоты, можно прослушать на сайте You Tube.
За долгую творческую жизнь Эннио Морриконе написал музыку почти к пяти сотням фильмов и получил множество самых разных международных наград – и не только за свои саундтреки, но также и за дирижерскую, преподавательскую и общественную деятельность. Однако, до недавнего времени среди этих наград недоставало «Оскара», хотя музыка Морриконе и не раз выдвигалась американской кино-академией в претенденты на золотую статуэтку. В этом году, когда композитору исполняется 80 лет, «академики» решили исправиться, и вручить Морриконе награду «за внушительный и многогранный вклад в искусство музыки к кино». Награждение должно состояться на официальной церемонии вручения премии «Оскар» 25-го февраля 2007 года.
Предваряя это событие, Морриконе впервые выступил в США в качестве дирижёра оркестра в концертном зале ООН, исполнившего его новое произведение «Voci dal Silenzio» («Голоса из тишины»), написанное в связи с трагедией 11-го сентября 2001 года.
Успех не изменил Эннио Морриконе. Он не обзавелся великосветским снобизмом – ни в жизни, ни в творчестве, и по-прежнему, как и в молодости, старается сочинять простую и душевную музыку, которая понятна каждому слушателю. Его сын, Андреа Морриконе – тоже композитор. Похоже, что род Морриконе становится музыкальной династией.