Art nouveau, Jugendstill, Sezession, Liberti, русский модерн - вот имена национальных школ, сплотившихся в единстве последнего “Большого стиля” мировой культуры. На переломе XIX и XX веков в Европе, которой бесстыже подражала Америка, сложился самый вычурный, нарочито усложненный, уподобляющий “природным организмам” - архитектурные объемы, капризно извивающиеся скульптурные формы, с текучими и плавно льющимися полосами-линиями, со знаменитым следом изгиба “удара бича” - стиль модерн. Стиль последней эпохи Счастья и Прогресса. В России эта баснословная по мощи развития культуры эпоха получила имя - “Серебряный век”:
Я знал тебя, Москва, еще невзрачно скромной.
Как изменилось все! На месте флигельков
Восстали небоскребы, и всюду запестрел
Бесстыдный стиль модерн..
- писал в 1902 году Валерий Брюсов. А Дягилев с художниками-модернистами “Мiра искусств”, Анной Павловой и Нижинским, чуть позже покорял Париж. В США Сергей Коненков с 1923 года стиль модерн плавно переводил - в скульптуре, декоре и дизайне - в арт деко.
Ровно через сто лет - после двух непоправимых мировых боен и двух, сброшенных на голову человечества, атомных бомб - художников опять потянуло к несуществующей уже Красоте и возвышающему нас Обману. Мир вернулся к нереальным уже идеям модерна, и мифологичность эту назвал именем пост-модерна. Именно радикальное противопоставление Высокого Мира Искусств - апокалиптической реальности стоит за этой маленькой при-ставкой пост.
Анна СЛОНИМ - знаковый художник постмодерна. Русско-американский. Язык, метод, стиль, онтологическая картина мира Анны СЛОНИМ относятся уже к эстетике истины-алетейи Мартина Хайдегера. И его учеников - философов постмодерна: от Ролана Барта - до Жака Дарида. Прощай, Александр Баумгартен с твоей парадигмой - прекрасного, героического, возвышенного! Прости, наивный XVIII век.
artrussian.com