-Метки

Власть аборт аборты австралия англия аскетика байкеры барды биоэтика бог борзова бпс брак братство православных следопытов вера война волшебство высоцкий гарри поттер голгофа гомосексуализм грех демография день святого валентина дети дума душа евангелие жизнь здоровье интернет ислам история кино кинчев конфликт культура кураев литература любовь медицина мигранты мизулина миссионерская комиссия миссия миссия к детям миссия к молодежи молитва молодежь монахи москва опк основы православной культуры пасха патриарх погиб геннадий бачинский подростки полемика политика пост поэзия право православная молодежь православная педагогика православные следопыты прага праздник президент проблема проблемы рождество рок россия саймак святые семья следопыты смерть смех сми спасение спорт сталин стихи студенты суицид счастье творение толерантность украина фашизм христос церковь человек школа эвтаназия эко экономика ювенальная юстиция юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dmpershin

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 14565


Из заплеванных колодцев не пить

Четверг, 27 Октября 2011 г. 05:52 + в цитатник
В юбилейном сотом номере журнала "Фома" была опубликована статья М.А. Журинской о поэтике Виктора Цоя "ДЕТИ МИНУТ, или Письмо священнику о культуре". В октябрьском номере - серия откликов на этот текст. Среди них - мой (в авторской редакции):

1. Чувство обрыва, за которым нет человечности бытия, - вот та тревога, что пронизывает рок как культуру надвигающейся катастрофы. Виктор Цой в предсмертной песне "Нам с тобой" ("Черный альбом") вскрывает фальшь и мнимость жизни, в которой извращены все смыслы, все предметы, в которой всё зыбко и неверно, ибо опирается на ложь. А эта всепоглощающая трясина каждого, кто доверился ей, уволакивает на дно, где нечем дышать.

Апокалипсис наших дней - это откровение того, что наползает на мир людей, все более мутирующих в не-совсем-людей, а затем и просто в людские оболочки, за которыми таится жуткая тоска и привычка лгать.

Цой перемахнул через все политические перевороты и нервотрёпки к тем предсмертным судорогам, в которых бьется наш мир, падший, но любимый Богом, посылающим в него Своих пророков, таких, как Илия, и Своих поэтов, один из которых - автор настоящей песни.

И те, и другие не склонили колен перед Ваалом.

Значит, можно жить по иной траектории и из "заплеванных колодцев не пить".


2. Джон Руэлл Толкин как-то заметил, что все настоящие сказки, - с чьей бы помощью и в каком бы тысячелетье они не явились на свет, - доносят до нас эхо евангельских событий (эссе «О волшебных сказках»). Просто потому, что в них все испытания и катастрофы, включая крушение вселенной и встречу с самой смертью, пронизаны надеждой на конечную победу тех, кто по подлым правилам падшего мира никак бы не мог победить, - и эта надежда сбывается.
Именно в этой перспективе мы начинаем постигать мировую и русскую, как её часть, культуру, благодаря текстам Марины Андреевны Журинской, посвященным поэтике Виктора Цоя и генезису современного рока в глубинах истории и искусства на Земле.

В этой перспективе нет прошлого и грядущего – есть подлинное. Не политика, не идеология, не корысть, не власть и не слава, но тоска по непреходящему, нерастворимому в суете, по тому, чтобы все вещи были названы своими именами, а ложь была бы нетерпима во всех её проявлениях – вот приводные ремни рок-культуры, но ведь это и приводные ремни живой души. А душа шире рока, и по слову Спасителя, она дороже культуры и даже целого мира.

Вот почему она слышит смысловые ритмы рока в самых, казалось бы, невозможных измерениях жизни и понимает, что земная жизнь подойдет к концу, падший мир сгорит, а она, подобно Нигглю (герою еще одного толкиновского эссе «Лист кисти Ниггля»), будет восходить к своему Творцу, созидая свою вечность в сотворчестве с теми, кто некогда окрылил её любовью и правдой. Среди этих поэтов были Цой и Бутусов, а стало быть, их творчество значимо не только как явление культуры: оно выходит за пределы времени.

Может быть, нам будет радостнее жить в мире, осененном Промыслом о поэтах и не только о них?

и. Дм. (Першин)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку