-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ленивый_Консерватор

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Frozen_Amigo MY_HIT pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 12710


Школы Квебека

Четверг, 27 Мая 2010 г. 08:35 + в цитатник
Очень интересная статья, опубликованная на православном портале, особенно рекомендуется ура-патриотам, долбящим мозг по-поводу того, что совейская средне-образовательная система была лучшей в мире. Фигня, все лучшее совейская система позаимствовала и старого дореволюционного образования, однако в те времена, в отличе от эсесеровских, ученики заканчивали гимназии владея несколькими языками, сегодня же русские, наверное, единственный европейский народ, кроме, естественно, англичан, который никакими иными языками, кроме родного, не владеющий, да и родным в своей массе - не очень.
Про советскую же школу... Как вспомню эту казенщину, муштру, - от всей души воротит, в ее условиях выживали сильнейшие, одаренные (а таких в нашем народе всегда хватало) поднимались, бездарей и хулиганов тащили за уши, сводолюбцы и творческие натуры ломались об коленку... И, конечно, СпасиБо настоящим учителям, которых от общего педагогического коллектива набиралось процентов сорок, а сейчас, при нынешних зарплатах, боюсь хорошо если и двадцать наберется.

http://www.pravmir.ru/kvebekskoe-obrazovanie/

Школы Квебека – достижимый идеал
Татьяна Федорова
Мне знакомы две системы образования – отечественная и канадская, хочу поделиться своими соображениями о преимуществах последней.

 (580x385, 78Kb)

Свой рассказ я буду строить в виде ответов на два вопроса:

1. Что из отечественного образования не хватает канадской системе?

2. Что наоборот хорошего в канадской системе очень бы не помешало лично мне в свое время?

В первую очередь, хочу уточнить, что говорить я буду исключительно о системе образования провинции Квебек. Дело в том, что в разных провинциях свои порядки, причем зачастую весьма различающиеся между собой, поэтому я не отважусь говорить, что приведенная ниже информация характерна для всех прочих территорий.

Ответ на первый вопрос будет прост и краток. Ничего. В моем понимании квебекская система образования настолько в принципе превосходит ту российскую, которую я застала, что заимствовать из отечественного опыта не нужно абсолютно ничего.

Второй вопрос требует более обширного ответа.

Лично мне бы не помешала вся система целиком. Если брать ключевые моменты, то это:

- уважение к личности ученика и его человеческому достоинству;

- искренний интерес к каждому ученику и стремление максимально полно раскрыть его потенциал, выявить склонности и помочь определиться с оптимальной профессией;

- возможность во время обучения близко познакомиться не только с академическими дисциплинами, но и с огромным спектром прочих профессий;

- отработка базовых навыков работы в команде, подготовки проектов, библиотечной работы, оформления документов, устных докладов и презентаций;

- возможность не только получать (знания), но и отдавать (благотворительные проекты, адресованные населению района и не только);

- развитие личностных качеств, формирование христианского мировоззрения;

- гибкая система выбора учебных дисциплин, адаптированная к возможностям конкретного ученика и его выбору дальнейшей специальности;

- четко детерминированная цепочка prerequisits (досл.: предпосылка, предварительное условие) для каждой последующей ступени обучения, позволяющая спланировать процесс подготовки и обеспечить получение высшего образования в зависимости от реально вложенного труда, а не от везения-невезения на экзаменах и т.п.;

- высокий уровень школьного образования, дающий требуемый уровень подготовки без привлечения репетиторов.

Принцип организации учебного процесса сильно отличается от привычного нам, на что с непривычки часто ропщут родители-иммигранты. Считается, что основная задача начальной школы не столько дать знания, сколько выработать у детей привычку к систематическим занятиям, к самостоятельной и командной работе, регулярному выполнению домашних заданий. При этом обучение в начальной школе строится по методу комплексному, когда программы по разным дисциплинам согласовываются таким образом, чтобы дать детям максимально объемное представление о взаимосвязи самых различных явлений и событий.



photo-franklin-school-quebec-roots-copyright-monique-dykstra-2009_5

Приведу такой пример. Допустим, темой недели является празднование Дня Благодарения. В рамках этой темы дети не только узнают историю праздника, но и массу смежной информации. День Благодарения это праздник первых европейских поселенцев в Северной Америке. Стало быть, есть повод поговорить о том, из каких стран эти люди прибыли, в какую историческую эпоху. Что в это время происходило в их странах, какие важные события? Какие известные ученые, деятели культуры, военачальники жили в этих странах в ту эпоху? Какие были взаимоотношения между странами? Какие литературные, музыкальные, живописные произведения создавались? Что из себя представляли морские путешествия? Как вообще была открыта Америка? В чем была важность установления морского пути в Индию и Китай?

Соответственно, все дисциплины недели – математика, история, география, литература – отталкиваются от одной и той же темы и помогают детям лучше понять изучаемый материал.

В средней школе обучение идет уже с очень высокой нагрузкой, при этом в высокорейтинговые школы существует система тестового отбора. Но как говорят сами педагоги, для них важны не столько знания, накопленные претендентами в начальной школе, сколько гибкость мышления, способность решать нестандартные задачи, и личная мотивированность учиться в данной конкретной школе. Так что из двух равных кандидатов предпочтут зачислить того, который расскажет, как и почему он сам выбрал именно эту школу, а не того, который скажет, что его мама с папой сюда привели, потому что им эта школа нравится. Возраст кандидатов, кстати, 11 лет (зачисление в среднюю школу идет в середине шестого класса начальной школы).

Гибкость системы обеспечивается тем, что по базовым дисциплинам существует широкий спектр учебных программ разного уровня сложности. В двух младших классах средней школы (аналог отечественных 7 и 8-го) детям дают возможность «попробовать» все учебные и внешкольные дисциплины, чтобы помочь выявить их тип – гуманитарный или технический. Учебная программа включает фиксированное количество часов по базовым дисциплинам, плюс каждую четверть ребенок должен обязательно брать один – два дополнительных курса из так называемых «обогащающих» дисциплин – музыка, театр, живопись, фото-дело, кулинария, командные виды спорта, предмет на расширение общей эрудиции.


Планируешь на годы - посади семена. Планируешь на десятилетия - посади дерево. Планируешь на всю жизнь - учи детей.
Успехи оцениваются не только учителем по данному предмету, но и начальником курса и школьным консультантом по профориентации. В течение третьего класса, если ребенок сам пока не определился, у него есть возможность попробовать еще дополнительные дисциплины. В то же самое время, с каждым ребенком отдельно работает специалист по профориентации, чтобы на основании накопленной информации и личных склонностей помочь ребенку выбрать то направление, к которому у него есть от природы наибольшие склонности.

В четвертом классе уже можно выбрать базовые дисциплины того уровня, которые соответствуют будущей специальности. Естественно, в 14 – 15 лет говорить об однозначной ориентации еще рано, но понять, гуманитарий ребенок или технарь, уже можно.

Соответственно, гуманитариям достаточно в старших классах математики минимального уровня сложности, зато для них существует продвинутый блок социо-гуманитарных наук. В свою очередь, естественникам в принципе достаточно математики среднего или продвинутого уровня. А господа будущие инженеры (как мой старший сын) предпочитают самый высокий уровень, super-advanced level. У них доля математики-физики-химии в расписании очень велика, а части дисциплин гуманитарного блока нет вообще.

У каждой учебной дисциплины есть свой код, плюс существуют жестко детерминированные цепочки, какая программа является prerequisite для какого учебного курса. В целом учебный процесс состоит из четырех этапов:

- начальная школа (классы с первого по шестой, по желанию можно отдать ребенка в школу совсем рано – в нулевой класс или даже «пред-нулевой», фактически являющийся детским садом при школе);

- средняя школа (классы с первого по пятый);

- колледж-техникум (двух- или трехгодичная программа):

- университет.

Два первых этапа являются обязательными, третий – очень желательным, четвертый – факультативный. Однако поступить в университет, минуя техникум, нельзя, поскольку иначе из prerequisite цепочки выпадут очень важные звенья.



Для ясности приведу пример. Допустим, для поступления на инженерную специальность в университет требуется, чтобы абитуриент на последнем курсе техникума учился по программе A586. Чтобы взять эту программу, на предыдущем курсе необходимо брать А486 (коды условные). Техникум у нас обычно двухгодичный. Стало быть, чтобы начинать техникум с программы А486, среднюю школу нужно закончить по программе А386 (продвинутый уровень) или А386Х (супер-продвинутый уровень). Это означает, что в четвертом классе средней школы математика должна быть с кодом А286 или А286Х. Гуманитарий же в 4 классе берет программу с кодом В286 или С286.

Теперь предположим, что ребенок в школе выбрал одно направление, соответственно, выстроил учебный план определенным образом, а с возрастом решил учиться в университете по совсем другой специальности. В этом случае он может в вечерней школе для взрослых или в колледже добрать необходимые prerequisits. При здешней системе образования это не составляет проблемы.

Во всех школах провинции программы с одинаковым кодом преподаются на абсолютно одинаковом уровне, поэтому по уровню знаний никакой разницы между учениками нет. В конце каждого учебного года проводятся типовые экзамены, опять-таки единые по всей провинции. Для поступления в колледж и в университет требуется только наличие всех prerequisits и определенный уровень успеваемости по итогам предыдущего учебного года (запись обычно производится на последнем году обучения). Ну и последний класс нужно все-таки закончить без переэкзаменовок.



photo-franklin-school-quebec-roots-copyright-monique-dykstra-2009_7

Отдельного внимания заслуживает воспитание социальной ответственности и милосердия, также обеспечиваемое канадской школьной образовательной системой.

Средняя школа патронирует малообеспеченные семьи своего квартала (затрудняюсь сказать, сколько их конкретно, но школа, в которой учатся мои дети, патронирует как минимум несколько десятков). Каждый год к Рождеству и Пасхе школа организует сбор продуктов, игрушек и предметов первой необходимости, плюс сбор финансовой помощи. Собственно говоря, так делают на абсолютно любом предприятии, но поскольку речь мы сейчас ведем об образовании, я ограничусь описанием только школы.

 (450x600, 226Kb)

Вот такие коробки ставятся в вестибюле за полтора месяца до праздника. Все желающие могут туда анонимно положить свои дары. Между классами проводится соревнование, кто соберет больше средств, и победители торжественно награждаются.
Очень важно, что средства берутся не из родительского кармана, а ребятам дают самим заработать, продавая, например, чай, кофе, шоколад, календари. Для этого нужно самому ходить из дома в дом, из квартиры в квартиру, объяснять, на какой благотворительный проект идут средства.

Перед праздником школьники сами, под руководством учителя, упаковывают подарочные корзины и разносят их по домам нуждающихся.

В младшей школе, правда, к помощи родителей в формировании благотворительных фондов все-таки прибегают. Ежегодно проводится диктант в пользу бедствующих детей Африки. Для этого сначала дети с родителями договариваются, какую сумму каждый взрослый готов выделить за каждое правильно написанное слово. Причем в этот формуляр-обязательство могут вписаться все желающие – родители, другие родственники, соседи. Дело ребенка – уговорить как можно больше знакомых ему взрослых.

По итогам диктанта школа рассылает семьям результаты, после чего взрослые дают обещанную сумму. Звучит забавно, а на деле суммы получаются очень большие. Предположим, муж, отец и я пообещали ребенку по десять центов за слово. Полностью правильно написанный диктант из ста слов – это уже тридцать долларов только с одной нашей семьи. Двадцать пять человек в классе, двадцать классов в школе… Сколько школ в городе, я не знаю. Зато знаю, что многие подписываются на гораздо большие суммы, чем по десять центов за слово. А у детей считается делом чести написать диктант как можно лучше.

В выпускном классе нашей средней школы проводится еще такое мероприятие, в котором участвовал наш младший сын. Дети-добровольцы едут на пасхальные каникулы в Доминиканскую республику, в ее беднейший район. Там они работают, в частности, на тростниковых плантациях, и еще в разных местах. Все заработанные ими суммы идут на оплату учебы доминиканских ребят в тамошних университетах. Кроме того, дети отвезли туда огромный груз медикаментов, одежды, предметов гигиены, потому что страна в буквальном смысле слова нищая, и помощь требуется постоянно.



photo-franklin-school-quebec-roots-copyright-monique-dykstra-2009_81

Подобные трудовые десанты организуются во многих не только канадских, но и американских школах, и зарабатываемые при этом суммы получаются достаточно большими. Частично оплачиваем эту поездку мы – родители, а частично сами дети, зарабатывая на нее средства.
(Сайт Доминиканского проекта на французском языке: http://www.tiersmonde.net/)

Назову еще несколько проектов, которые курируют сами старшеклассники:

- круглогодичный сбор средств на лечение больных детей (операция Enfant Soleil) – студенческие спектакли, лотереи, аукцион цветов;

- кампания в поддержку «узников совести» в рамках сотрудничества с Международной Аминистией;

- экологический проект, направленный на экономию природных ресурсов (экономия воды, электричества, протесты против вырубки лесов…).

Я перечислила только малую часть проектов. Возраст детей, участвующих в подобной благотворительной деятельности, от 5 до 17 лет. И только в Доминикану по понятным причинам пускают лишь старшеклассников.

Таким образом, квебекская система образования формирует не просто эрудита и интеллектуала, но и социально ответственную личность, человека, готового оказать деятельную поддержку ближнему.


 (400x600, 181Kb)

Zavarka3   обратиться по имени Четверг, 27 Мая 2010 г. 15:21 (ссылка)
По второму вопросу очень похоже на нашу школу, в которой работаю. И выбор профиля, и предпрофильная подготовка, и проектная деятельность, презентации, МДО (междисциплинарное обучение). Не думаю, что так уж сильно различие. Может, просто со школой не повезло?
Ответить С цитатой В цитатник
Ленивый_Консерватор   обратиться по имени Четверг, 27 Мая 2010 г. 15:44 (ссылка)
Zavarka3,не думаю, возможно, в нынешних современных лицеях все иначе, но я то заканчивал школу в постсоветском 1994 году. Причем, одну из лучших в казани - медицинский лицей при КГМУ им. Курашова. Мне кажется основным злом в той школе было отсутсвия отношения к ученику как к личности, мы были - пдотчетной массой, не более. К старшим классам, конечно, кое-что поменялось, но очень сильно. Ну а уж совдеповские времена с произволом учителей-самодуров (не все были такими, но даже одна зараза могла не только испортить аттестат, но еще и нанести серьезный удар по самосозанию ребенка) казенным линейками, уроками мира, пионерскими собраниями, где у доски разбирали худших...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку