-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32878
        Написано: 47778


        ЖЗЛ (СОФИЯ СТРЫЕНЬСКА. ИСТОРИЯ ПРИНЦЕССЫ И НИЩЕНКИ. (Часть VI))

        Суббота, 17 Мая 2014 г. 22:28 + в цитатник
        Часть VI

        Глава XIX. Эмиграция и последние годы

        Предпосылки к тому, чтобы покинуть родину, конечно, были. Ее дети уже жили за границей – Магда вышла замуж за швейцарца и уехала жить к мужу еще до войны, сын Яцек воевал во Франции, затем был интернирован в Швейцарию и после войны остался там жить. В Бельгии жила сестра Софии – Янина. Но решение покинуть Польшу не было легким, художница боялась менять «насиженное» место и ехать «в никуда». Практически, повторилась история ее переезда в Варшаву для участия в подготовке к Всемирной парижской выставке. Несколько раз София покупала и сдавала билеты. Наконец, решившись, после долгих приключений она прибыла в Швейцарию.



        Rafał Malczewski (1892-1965) Kobieta w stroju narciarskim (Zofia Stryjeńska?). 1925-28 гг.
        Женщина в горнолыжном костюме (Возможно портрет Софии Стрыеньской).

        К удивлению, с видом на жительство не было никаких проблем, благодаря какому-то предку ее первого мужа по фамилии Стрыеньский. Оказалось, этот Стрыеньский был известным инженером и создал когда-то что-то такое значимое для Швейцарии, что все Стрыеньски отныне имели право на швейцарский паспорт. Не знаю, легенда это или вообще шутка, но София без труда «выправила» документы и более 30 лет прожила между Женевой, Парижем и Брюсселем, попеременно гостя у родственников.




        Изначально она хотела уехать в США и даже обращалась за помощью в американский Фонд имени Костюшко, но Наблюдательный совет Фонда отказал в просьбе и ей, и сыновьям.
        София очень скромно жила в Женеве, как правило, отказываясь от помощи даже своих сыновей. Ян, видя, что мать живет практически в нищете, но не принимает от детей деньги и помощь, предлагал Софии просто купить ее картины или помочь в организации их продажи, но она отказала сыну и в этом. По-моему, потеряв духовную связь с детьми еще в годы своего становления и семейных перипетий, Стрыеньска так до конца жизни и не смогла наладить с ними контакт, хотя, как и любая мать, питала к ним нежные чувства.
        Внуки художницы родились и выросли уже после войны, их с бабушкой разделял даже языковой барьер. (Помните, в юности, живя в Париже, София не удосужилась выучить французский язык!).
        Сведения о жизни Стрыеньской в эмиграции известны из рассказов ее внучки Мартины. «Бабушка была щуплой и маленького роста, в ее глазах всегда были искорки юмора. Никогда она не была похожа на старушку, даже когда была уже в преклонном возрасте. Ее голову с вьющимися волосами всегда украшала хорошенькая шляпка. Элегантная, с определенной степенью экстравагантности, она напоминала Коко Шанель. Мы очень редко встречались в кафе или у нее дома, иногда мы с мамой видели ее в церкви, но я знала, что мы не должны подходить к ней. Бабушка жила в однокомнатной квартире, спала на щите, расположенном на ванне. Почему – не знаю, но бабушка рассказывала что-то о привидениях. В холодильнике она хранила плед, а на мой вопрос – зачем?, отвечала: «Я не ем много». Помню ее дома в свитере с отрезанными до локтя рукавами и ее рабочий стол, заваленный карандашами, мелками и красками».
        София периодически ездила погостить к сестре в Бельгию, несколько раз даже посещала Францию, очень часто болела и в 1960-е годы практически потеряла зрение.
        После переезда за границу художница не создала ничего нового и существенного, известно, что после 1945 года, ее работы серии «Польские танцы» были выпущены в Швейцарии в виде переводных картинок на декоративных тарелках.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Zwiastowanie (Благовещение). 1960 г.

        Как напишут историки уже после ее смерти, она «эмоционально была связана с Польшей и польской культурой, она не смогла найти себя в чужой стране». «Ее потерянным домом навсегда осталась Польша» - говорил ее сын Ян.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Портреты ученого Николая Коперника и художника Станислава Выспяньского.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Портреты писателя Генрика Сенкевича и полководца начала XVII века Станислава Жолкевского.

        Но и для родины художница оказалась чужой, ее «вычеркнули» из списка выдающихся деятелей польского изобразительного искусства, хотя продолжали активно использовать ее творчество, печатали ее картины, например, на открытках, выпускали репродукции, не платя за это самой художнице ни копейки. Не знаю, так ли это было нагло и бесцеремонно на самом деле, как об этом пишут польские журналисты, но могу предположить, что при авторитарном коммунистическом режиме могли делать так. Еще перед отъездом из Польши София отказалась присоединиться к Союзу польских художников, организованным новой властью. Именно поэтому, как считают историки, официальные органы культуры практически игнорировали ее, как художника, «пытаясь стереть ее имя из истории польской культуры».



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Pływające wianki dół Wisły (Плывущие венки вниз по реке Висла). 1950 г.

        Интересно, что София никогда не жаловалась о том, что доходы от использования ее работ к ней не приходят, она только однажды выразила сожаление по поводу низкого качества выпускаемых репродукций.
        В 1961 году Стрыеньска с трудом перенесла очередной удар судьбы - смерть сына Яцека. В 1962 году художница навсегда осела в Женеве, ее любимым местом было кафе «Eaux Vives», где она любила выпить чашечку кофе и встретиться с редкими гостями. В 1974 году София Стрыеньска была награждена ежегодной американской премией Фонда Альфреда Юржиковского, которая вручается за перевод польских произведений на английский язык. Смешно, что и американцы отметили литературный талант и наградили художницу не за картины…
        Спустя два года, в 1976 году, София Стрыеньска в возрасте 85 лет тихо скончалась в Женеве, и была похоронена на местном кладбище Ченебург. Могилу художницы украшает крест, выполненный в закопанском народном стиле. Исследователь жизни и творчества художницы Мария Гроньска утверждает, что Стрыеньска умерла в феврале 1974 года, но остальные энциклопедии и исследования называют годом смерти – 1976-й.

        Глава XX. Memory

        Только в 1989 году имя Софии Стрыеньской было «реабилитировано» в Польше, и ее вновь признали известным и талантливым живописцем.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Wiejska zagroda (Сельская ферма). 1960 г. Коллекция города Кракова

        В 1991 году биограф художницы Мария Гроньска опубликовала монографию, посвященную жизни и творчеству Стрыеньской. Автор утверждает, что Стрыеньска была художником с не меньшим талантом, чем, например, Фрида Кало, но Польша не смогла вовремя должным образом оценить этот талант и представить его всему миру, несмотря на то, что еще при жизни художницы весь мир открыл ее имя на Всемирной выставке в Париже.
        А еще спустя четыре года, в 1995-м, после почти 20 лет после смерти Стрыеньской, ее потомки дали, наконец, разрешение на публикацию дневников Софии. Книга под названием «Хлеб почти ежедневно» была издана в том же году.



        Опубликованные дневники художницы.

        Самая большая коллекция работ художницы собрана в Национальном музее в Варшаве. Здесь находятся и декоративные панели «Времена года », написанные для парижской выставки, и аллегории «Огонь» (Ogień) и «Вода» (Woda), созданные в 1928 году для польской дип.миссии в Софии, и цикл «Пасха» (1917-1918). В коллекции музея хранятся работы серии «Славянские Боги», над которой Стрыеньска работала в 1918, 1922 и 1934 годах, а также монументальные композиции на эту же тему, созданные для Сенаторской башни замка Вавель в 1917 году.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Woda. 1928 г.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Ogień. 1928 г.

        Уже в XXI веке в Польше и Германии прошли большие ретроспективные выставки работ Софии Стрыеньской: в Национальном музее Кракова (2008), Национальных музеях Познани и Варшавы (2009). В Мюнхене, в Галерее Польского культурного центра, в 2009 году прошла выставка Стрыеньской из фондов польского музея в швейцарском городке Рапперсвиль. К выставкам в Польше был выпущен богато иллюстрированный каталог, под редакцией Святослава Ленартовича.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Bez tytułu.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Bez tytułu.

        А в 2011 году портрет Софии Стрыеньской был отчеканен на памятной польской монете достоинством в два злотых.



        Польские живописцы XIX-XX веков - София Стрыеньска (монета номиналом в 2 злотых (2 zł)).

        Спустя столько лет художница вернулась на родину!

        Источники – Википедия, сайты 1, 2, 3, 4, 5 и др.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Польша
        Женщины-художницы
        Метки:  

        Процитировано 5 раз
        Понравилось: 4 пользователям

        FRAY_TATIANA   обратиться по имени Воскресенье, 18 Мая 2014 г. 07:09 (ссылка)
        Парашутов,очень интересный рассказ.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 18 Мая 2014 г. 14:32 (ссылка)
        Татьяна, спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        татьяна_магаева   обратиться по имени Воскресенье, 18 Мая 2014 г. 16:21 (ссылка)
        Благодарю Вас за рассказ о судьбе интересной женщины и талантливой художницы! Ее жизнь круче всякого романа...
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 18 Мая 2014 г. 17:02 (ссылка)
        Татьяна, спасибо за добрые слова! Действительно, странно, что поляки до сих пор ни роман не написали, ни фильм не сняли...
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку