-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32881
        Написано: 47781


        ЖЗЛ (СОФИЯ СТРЫЕНЬСКА. ИСТОРИЯ ПРИНЦЕССЫ И НИЩЕНКИ. (Часть IV))

        Четверг, 15 Мая 2014 г. 13:42 + в цитатник
        Часть IV

        Глава XI. Развод

        Увы, в личной жизни Софии всё было не так радостно. София по-прежнему страдала и ревновала Кароля, терпела его выходки, но, как она написала в дневнике, «то, что глаза не видят - сердцу не жаль». Последний роман с какой-то дамой, ради которой Кароль потребовал от жены, чтобы та уехала из Закопане, стал «началом конца».
        В 1927 году София вновь обратилась к мужу с желанием примириться, она практически умоляла его вернуться и начать всё «с чистого листа». То, что произошло потом, стало окончательным разрывом и закончилось шумным разводом.



        Zofia Stryjenska (photo)

        1 сентября 1927 года Кароль согласился на встречу с женой и пригласил ее в театр, счастливая София даже одолжила у подруги элегантное вечернее платье из тафты. Когда она села в такси, муж сказал, что ему нужно заехать на минутку к знакомому доктору. В результате, Кароль отвез супругу в психиатрическую клинику и сдал ее там врачам, которые заперли ее в палате, стены которой были обиты войлоком.




        София был шокирована. Позже она напишет в дневнике: «Молчание. Сердце умерло - пропасть - моральный шок - прозрение. Я сижу на больничной койке в вечернем наряде – это странный кошмар. Потом меня принудительно уложили в постель. Я лежала тихо, стиснув зубы, держа себя в руках, но я дрожала от страха к этому аду Данте, который дышал на меня открытым ртом».
        Пресса узнала об этом инциденте уже на следующий день, газетные заголовки гласили: «София Стрыеньска насильно помещена в санаторий для душевнобольных», «Похищение художницы Стрыеньской», «Отвратительная интрига на фоне дела о разводе» и т.д. Причем, журналисты приукрасили эту историю, добавив туда факты, которых на самом деле не было.
        Газета «Вечерний обзор» писала: «Вчера вечером в квартире известного художника С.Стрыеньской неожиданно появилась полиция и врачи, которые женщину, подозреваемую в безумии, отконвоировали из Закопане в закрытый санаторий».
        «Красный Курьер» добавил подробностей: «Вечером в квартиру художницы приехал курортный врач, доктор Габришевский в сопровождении представителей полиции. Стрыеньску насильно похитили и отвезли в закрытый санаторий в Батовичах, недалеко от Кракова. По мнению очевидцев, лицо, совершившее это похищение - муж художницы г-н Кароль Стрыеньский, против которого она собиралась начать бракоразводный процесс. Похищение и тюремное заключение в санаторий - как говорят врачи – было совершено для подтверждения диагноза, что г-жа Стрыеньска страдает от безумия. Если этот факт подтвердится, тогда дети Софии Стрыеньской останутся жить с отцом».
        И еще одна цитата из «Варшавского курьера»: «В соответствии с информацией, полученной из официальных источников, 31 августа г-жа Стрыеньска, из-за отсутствия врачей-специалистов в Закопане, в результате встречи с доктором из Кракова была доставлена в частный санаторий в Батовичах, чтобы получить консультацию у ряда видных краковских врачей».
        Позже журналисты написали, что сопровождения художницы полицейскими властями и докторами не было, они, мол, «были введены в заблуждение предвзятыми и вредоносными слухами из Закопане».
        Станислав Игнацы Виткевич через два дня после случившегося, в письме своей жене написал: «Об этом деле спорят обе парафии!» (Парафия - церковный округ у лютеран и католиков, охватывающий определённую местность).
        Директор Музея Татр в Закопане Юлий Зборовский написал: «Громкое дело Стрыеньских разделило общественность города на два лагеря. За честь Кароля вступились Шимановский, Виржинский, Фердинанд Готель, Новачинский и большая часть Закопане». На стороне Софии были многие художники.
        Директор Школы деревообрабатывающей промышленности в Закопане, действительно, имел сильные позиции и большую поддержку в городе. Напомню, что и его отец был одним из самых уважаемых горожан. Ирония этой «борьбы мнений» заключалась в том, что некоторые из тех, кто защищал Кароля и верил в безумие Софии, совсем недавно были друзьями их семьи.
        Спустя несколько дней после вмешательства ее родителей Софии удалось выйти из больницы, она тут же написала заявление в полицию и ходатайство о разводе. В дневнике появилась лишь лаконичная фраза: «Кароль больше не может жить со мной…»
        Дело было передано в суд, судебное решение удовлетворило просьбу о разводе и подтвердило, что деяние Кароля было недопустимым и преступным. Нарекание получил доктор Габришевский, оказавшийся хорошим другом Кароля, за то, что без оснований удерживал Софию в клинике. А полицейский комиссар муниципалитета Закопане в сентябре вообще был уволен со своего поста, как виновный в том, что «не предотвратил и не досмотрел» (!!!). В этом случае подумалось – нашли стрелочника! Самому Каролю присудили… оплатить расходы, связанные с пребыванием Софии в этом частном «санатории».



        Karol Stryjenski

        Отмечу, что Софии даже не пришло в голову требовать иск о возмещении хотя бы морального ущерба. Она ничего не хотела для себя, на протяжении многих лет этого десятилетнего странного брака художница жила очень скромно, все свои доходы от продажи картин она передавала для детей, с которыми была разлучена, а сама, чтоб выживать, часто занимала деньги у друзей.
        Но выиграв процесс, София в моральном плане проиграла дважды.
        Художница до конца боролась за детей, но суд постановил, что дочь Магда и близнецы Ян и Яцек останутся с семьей мужа. Их отдали на воспитание бездетной и незамужней сестре Кароля – Иоанне Стрыеньской, которую все звали Занця (Żancią). Отношения между Софией и Иоанной до конца жизни оставались более чем прохладными, но сами дети были очень привязаны к своей тетке. Внук Софии, сын близнеца Яцека – Лукаш Стрыеньский, который сейчас живет в Женеве, в одном из интервью сказал: «Тетя Занця была полна жизненной энергии и сердечного отношения к детям. Она заменила им родителей, которые до этого ими практически не занимались».
        Потеряла художница репутацию и в социальном плане. Несмотря на довольно эксцентричную личность и некоторые чудачества, она все же не была больным человеком, но долгое время о ней говорили, как о человеке, «побывавшем в психушке».
        Когда у внучки Софии – Мартины Жак-Далькроз Соколовской, спросили: Была ее бабушка в здравом уме?, она ответила: «Как вам сказать? С ней было очень трудно жить, но в целом всегда трудно жить с художником. Она разрывалась между двумя несовместимыми желаниями - быть с детьми, которых она любила, и творчески работать, чтобы стать знаменитой, независимой и хорошо зарабатывать. Конечно, она не была сумасшедшей, она была просто внутренне разорвана этими стремлениями».

        Глава XII. Напоследок о Кароле

        Поскольку Кароль Стрыеньский покинул сюжет моего рассказа, то стоит напоследок рассказать и о нем. Не знаю, женился ли он на той дамочке, из-за которой «заварил кашу» с псих. лечебницей, но в том же 1927 году Кароля назначили профессором скульптуры и металлических методов Варшавской Школы изящных искусств. Кароль переехал в столицу. В 1929 году он стал одним из основателей Кооператива художников, который занимался дизайном интерьера и декоративно-прикладным искусством. В 1929 году по заказу Министерства иностранных дел Стрыеньский для дипломатических центров разработал «кубические» спальни, с характерным геометрическим декором и кристаллическими формами. В том же году Кароль стал инициатором создания Кооператива скульпторов «Форма», в котором объединил профессоров и своих студентов Школы изящных искусств.
        А в 1930 году он участвовал в создании важной для польской художественной жизни 1930-х годов организации – Института по развитию искусства в Варшаве (еще его называют Институтом искусствоведения и пропаганды). Сначала Кароль стал его членом, в 1931 году был назначен вице-председателем Совета, а в январе 1932 года стал директором этого института.



        (слева направо) Композитор и пианист Кароль Шимановский, композитор и дирижер Жорж Фительберг и Кароль Стрыеньский в Институте пропаганды искусства в Варшаве после концерта, посвященного творчеству Шимановского.

        В том же году Кароль Стрыеньский скоропостижно умер. Говорили, что случилось это в Закопане вскоре после его дуэли с художником Виткевичем. О причинах и подробностях этой дуэли мне ничего неведомо.
        Кароль до конца своих дней вел жизнь «светского льва» и «бонвивана», оставаясь великолепным организатором и занимая ключевые посты в художественных организациях. В дневнике Софии есть запись: «Когда мы встретились с Каролем в Варшаве, мы были абсолютно чужими друг другу людьми…»



        Могила Кароля Стрыньского

        Глава XIII. Второй брак

        Так уж устроена жизнь человека, которую описывают журналисты и биографы, что кроме анализа творчества, помещаются и интересующие обывателя подробности личной жизни. Я обратил внимание, что в статьях, посвященных художнице, о ее жизни пишут больше, чем о картинах. Возможно, потому что судьба насыщена была неординарными событиями, возможно потому, что с картинами и талантом итак всё было понятно. Поэтому открываю новую страницу жизнеписания Софии Стрыеньской.
        После развода художница тоже переехала в Варшаву, чтобы сменить обстановку. К тому же, к 1930-м годам столица Польши стала настоящим центром всех искусств.
        В 1928 году София вместе с художником Владиславом Островским (Władysław Ostrowski, 1878-1942) создала дизайн фасадного украшения дома в районе рынка в Старом городе (Stare Mieście) в Варшаве.



        Дом в Старом городе в Варшаве с фресками Софии Стрыеньской в 1939 году и сегодня.

        К сожалению, работы художников были уничтожены после подавления нацистами Варшавского восстания в августе-сентябре 1944 года. Позже некоторые фрески на фасаде были восстановлены, и сегодня один из домов района Старый город по-прежнему украшают две работы художницы.





        Фрески Софии Стрыеньской на доме в Старом городе.



        София Стрыеньска во время работы над фресками в Старом городе в Варшаве.

        В 1929 году София вновь вышла замуж, ее избранником стал актер театра и кино Артур Клеменс Соха (Artur Klemens Socha, 23 ноября 1896 – 19 июля 1943). Ради брака София даже перешла в протестантскую веру.



        Artur Socha.

        Актёрскому мастерству Соха учился в драматической Студии при варшавских государственных театрах, с 1913 года начал работать в Малом театре в Варшаве. В 1915 году он был призван в армию, служил в русском полку, после Февральской революции 1917 года - в Первом польском корпусе, а после его распада воевал в Сибирской дивизии против Красной армии. Попал в плен, бежал из тюрьмы, добрался до Владивостока, оттуда на пароходе - во Францию и только после этого вернулся в Польшу, где продолжил актерскую карьеру. Артур играл на сценах театров Катовице, Кракова и Лодзи, с 1930 по 1939 год был актёром варшавского театра «Народовы» (Narodowy).



        Артур Соха в спектакле Маски (1927).

        В кино Артур дебютировал в 1929 году, снялся в восьми фильмах, в основном, в ролях второго плана, среди которых: писатель Ежи Гурский (Сильный человек - Mocny czlowiek, 1929), Пётр Высоцкий (Княгиня Ловицкая - Księżna Łowicka, 1932), прокурор (Знахарь - Znachor, 1937), инженер (Последняя бригада - Ostatnia Brygada, 1938) и др.



        Кадры из фильмов "Княгиня Ловицкая" и "Сильный человек".

        В семейной жизни Артур оказался даже не «донжуаном», как Стрыеньский, а настоящим «бабником». Имея кучу любовниц, он не гнушался даже походов к проституткам в публичные дома. Правда, София в дневнике призналась, что отношения с Артуром отучили ее от ревности.
        Очень скоро стало понятно, что для актера это был брак по расчету. Хотя Софию можно было назвать известной, но не преуспевающей художницей. Она по-прежнему много работала, но на фоне мирового экономического кризиса, все деньги уходили, чтобы поддержать детей, себя и оказывающегося часто без работы мужа. Они поддерживали видимость супружеской жизни (брак все-таки продлился 6 лет!): ходили в кино и кафе, на прогулки, часто, чтобы увидеть «блудливого мужа», София покупала билеты на спектакли, где он был занят, и ходила в театр.



        Артур Соха в спектакле "Знак на двери" (1927).

        Иногда Артур зависал на день-два дома, выпрашивал у жены несколько злотых, чтобы тут же прокутить их в ближайшем кафе. Не трудно догадаться, что такой брак должен был когда-нибудь закончиться разводом. Это произошло после того, как София узнала, что Соха заразился венерическим заболеванием. «Он даже не мог ходить к шлюхам, от которых заразился сифилисом. – откровенничала она своему дневнику. – Свинья, она и есть свинья, но я чувствую жалость к нему…»
        К сожалению, Артур наградил и жену «Венеровой болезнью», о чем София даже не догадывалась.
        В 1935 году супруги развелись. В начале Второй мировой войны Соха уехал в Венгрию, оттуда - во Францию, потом - в Великобританию. Карьера актерская так и не сложилась, он выступал с концертами перед польскими солдатами. Несколько месяцев даже пробыл в лагере для поляков в Шотландии. В результате тяжёлой болезни на почве сифилиса актер потерял голос. 19 июля 1943 года в городе Аберфельды в Шотландии Артур Соха скончался.

        Глава XIV. Романы

        Завершая «смаковать» личную жизнь Софии Стрыеньской, отмечу, что распрощавшись с мужем-бабником, у нее в середине 1930-х годов всё же случилось несколько краткосрочных романов. Сначала – с архитектором Ахиллесом Бреза (Achillesem Brezą) «с губами спелой черешни», как писала София, затем - с известным путешественником и писателем Аркадием Фидлером (Arkady Fiedler, 28 ноября 1894-1985).



        Arkady Fiedler 1950-е г.

        Сын известного издателя Антони Фидлера из Познани закончил философский факультет Ягеллонского университета в Кракове, а затем Берлинский и Познанский университеты, где изучал естествознание. До встречи с Софией Аркадий уже совершил путешествия в Норвегию (1927), Бразилию (1928), Перу (1933-34), написал об этих путешествиях книги, переведенные на пятнадцать языков мира, и получил от Польской Академии литературы премию «Золотой лавровый венок» за научную и литературную деятельность.
        Роман с Аркадием начался небанально, а подробности его историки опять-таки вычитали в дневнике художницы. Дважды «обжегшись» на браке, София по-прежнему мечтала о страстной любви и ждала ее.
        Писатель поразил ее с первого взгляда, и София сама пригласила его на обед в баре. Фидлер начал рассказывать женщине истории о своих любовных похождениях, не давая ей даже открыть рот. Это даже возмутило Стрыеньску, поэтому после возвращения домой она послала в аптеку за пачкой презервативов, обернув ее в розовую бумагу и обвязав золотой лентой, с букетом цветов она отправила презент с посыльным Фидлеру с пожеланиями дальнейших успехов. На следующий день писатель прислал ответный букет с благодарностью за подарок, «которого ему хватит ненадолго» и приглашением на ужин в кругу своих друзей. София сразу согласилась с этим предложением, поскольку она жаждала вступить в близкие отношения с Аркадием. «Постельное воздержание», которым она страдала в обоих браках, ее очень докучало. София даже боялась, что оно может нанести вред ее здоровью. «Это не нормально - быть здоровым и жить в добродетели» - писала она. Впрочем, повторюсь, романс о Фидлером был коротким.
        После расставания Фидлер продолжил путешествовать в самые экзотические уголки планеты, он побывал в Канаде и Мексике, на Дальнем Востоке, Кавказе и в Якутии, во Вьетнаме, Лаосе и Кампучии, в Гвинее, Гане и на Мадагаскаре, в джунглях Гаяны и на островах Карибского моря. Последнее путешествие он совершил в возрасте 88 лет. За свою деятельность Фидлер был удостоен многих премий и правительственных наград, в том числе Государственной премии Польши I степени, высшего ордена страны — Ордена «Строителей Народной Польши» и «Ордена улыбки», присваиваемого деятелям науки, культуры и искусства детьми. Аркадий Фидлер скончался в марте 1985 года на 91-м году жизни.

        Глава XV. И снова о творчестве

        Надо отметить, что с самого переезда в столицу, Варшава буквально влюбилась в Стрыеньску. Сыпались заказы, она была популярна и востребована. Например, для издательства Мортковича София создала серию «Пястичи» (Piastowie), посвященную первой польской династии, правившей с 960 по 1370 год.



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Piast Kołodziej (Пяст - колесный мастер). 1932 г.

        Согласно польским хроникам Пяст был сыном бедного пахаря Котышко и легендарным предком династии Пястов. Имя он получил, потому что «ростом был мал, но крепок телом и красив наружно». Если пробежаться быстро по истории, то, по одной версии, сын Пяста - Земовит изгнал князя полян Попеля II, и сам стал князем полян, а по другой, - сам Пяст был выбран на княжение и управлял польским народом 50 лет, скончавшись в возрасте 120 лет. В разные века образ Пяста был символом «польскости» и «честного предка», действующего на благо государства не силой оружия, идеалом добродетели и символом демократии. Образ Пяста был очень популярен и в период Молодой Польши в первой половине ХХ века. Идеальным «пястом» представлялся последний король династии Пястов - Казимир III Великий (1310-1370).



        Zofia Stryjeńska Król Władysław Łokietek.
        Zofia Stryjeńska Bolesław Wstydliwy.

        Художнице даже «простили», что она на одной из картин изобразила Казимира, курящим сигарету. Кстати, портрет этого короля Стрыеньска продала в 1930 году за рекордную сумму - 7000 злотых.
        В 1929 году на Национальной выставке в Познани Софии вручили Большую золотую медаль. А в 1930 году художница была награждена Крестом Офицерского ордена «За Возрождение Польши».



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Miłość w Highlands (Любовь в горах).



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Przy studni (У источника).



        Zofia Stryjeńska (1894-1976) Zaloty (Ухаживание).

        А потом в ее жизни всё как-то сразу пошло «наперекосяк». Работы перестали продаваться, критики все чаще писали: «Стрыеньска повторяется, притупляя нашу чувствительность к своему ослепительному ранее творчеству. Содержание ее работ поверхностно». Самые дотошные критики обвиняли художницу в том, что она пишет на одни и те же народные темы, используя иногда даже одни и те же формы и композиции. Историки резюмируют просто – мода на Стрыеньску стала исчезать!
        Конечно, можно было бы всё свалить на мировой кризис, начавшийся в конце 1920-х годов, но художница сама понимала, что внутренняя динамика ее искусства, как она сама говорила, «снизила полет» на фоне царивших вокруг новых направлений и веяний в искусстве. Поэтому она раздражалась, когда журналисты, бравшие у нее интервью, начинали задавать ей вопросы о живописи. Одному из них художница заявила: «Давайте не будем говорить о живописи. Я не люблю! Это так скучно. Любой со мной хочет поговорить об этом. А я люблю… бокс !», чем обескуражила интервьюера.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Польша
        Женщины-художницы
        Метки:  

        Процитировано 4 раз
        Понравилось: 6 пользователям

        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 19:09 (ссылка)
        Александр, можете у меня в дневнике в рубрике ЖЗЛ посмотреть материалы о польских художниках, там есть немало интересных и талантливых персон. Например, творчество Мальчевского, Выспяньского, Станислава Виткевича (Игнация), думаю, Вам тоже понравится! Спасибо за добрые слова!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 21:42 (ссылка)
        В теме детских игр не только мои подборки, но и цитаты моих друзей по Ли.ру, с которыми я собирал эти темы. Вся беда в том, что в старых постах из-за сбоев фотохостингов отображаются не все картинки... Всегда рад видеть Вас, Александр, у себя в гостях! Удачи!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        FRAY_TATIANA   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 06:07 (ссылка)
        Парашутов, Благодарю за интересный рассказ.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 11:12 (ссылка)
        Татьяна, рад, что материал понравился.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку