Мои постоянные читатели знают, что меня увлечь новой темой очень просто, меня всегда интересуют художники с интересными судьбами и интересными темами творчества. Об этой художнице я узнал совсем недавно, благодаря моему читателю Алексею Шмелькину.
В интернете я нашел замечательное эссе директора музея Герцена в Москве Ирины Желваковой «Кинемо с Маяковским» (Путешествие из Москвы в Париж и обратно), от которого и оттолкнулся в работе над этим материалом. Эссе посвящено больше дяде художницы - Льву Александровичу Гринкругу - близкому другу Владимира Маяковского и Лили Брик, но есть в этой статье и рассказ о самой художнице, и ее воспоминания, поскольку, чтобы собрать материал, госпожа Желвакова специально ездила в Париж и встречалась с Алекс Григ. Цитаты из этого эссе, посвященные художнице и ее предкам, я использовал в этом материале, за что отдельная благодарность автору!
Алекс Григ
Alex Grig
Настоящее имя – Александра Онисимовна фон Гринкруг
Alex Grig Self-Portrait 1963 г.
Французская художница, иллюстратор, декоратор и гравер.
Алекс родилась в 1938 году в Париже в семье русских эмигрантов.
О предках
Дед художницы - Александр Миронович фон Гринкруг родился в Смоленске, он был прекрасным хирургом, во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. проявил себя героически в боях на Шипке, за что был пожалован орденом св. Владимира 4-й степени.
Гринкруги принадлежали к весьма немногочисленным в России потомственным дворянам-евреям, отсюда и высокородная частица “фон”. Пожалование деду столь высокого ордена и автоматически дворянского звания вызвало тогда в России целую бурю. Дело даже рассматривалось в Сенате, который и подтвердил правомерность потомственного дворянства, распространяемого и на евреев, награжденных орденом св. Владимира.
Александр Миронович был женат на дочери крупного московского банкира Анне Германовне Шмелькиной. После брака дед приобщился к банковскому делу и стал директором смоленского отделения Московского международного банка.
В семье было четверо сыновей – Владимир (1885-1937), Михаил, Лев (1889 – 1987) и Онисим (которого в семье ласково называли – Ника). Все они родились в Смоленске. Младший сын - Онисим Александрович фон Гринкруг (1895 – 1977) и был отцом героини сегодняшнего материала.
О судьбе старшего сына Владимира известно совсем немного. В Книге памяти Омской области есть информация о том, что Владимир Александрович Гринкруг жил в Омске и работал директором группы товарооборота госбанка.
3 августа 1937 года был арестован, 21 ноября 1937 года по решению Тройки при УНКВД по Омской области осужден "за контрреволюционную деятельность без ссылки на закон" и 23 ноября 1937 года расстрелян. Реабилитирован 8 января 1957 г. военным трибуналом СибВО за отсутствием состава преступления.
Михаил, ставший продюсером, работал в России, а потом и за рубежом с режиссером Еврейского театра Грановским.
Лев и Онисим почти всю свою жизнь посвятили кинематографу. Правда, в начале Лев после гимназии переехал в Москву и в 1911 году окончил юридический факультет Московского университета. Лёва и Ника были неразлучны, они много путешествовали, знали языки, учились в Гейдельберге и Льеже. В 1915 году, опять же на фоне любви к кино, они сблизились с Маяковским, годом раньше Лев познакомился с семьей Лили Брик. В фильме «Не для денег родившийся», к которому Маяковский написал сценарий по мотивам романа Дж. Лондона «Мартин Иден» и в котором сыграл главную роль, Льву тоже досталась эпизодическая роль.
Лёва Гринкруг был почти членом “семьи” Маяковского – Бриков. В день смерти Маяковского именно он отослал Лиле Брик, находившейся в Берлине, телеграмму: «Сегодня утром Володя покончил собой. Лёва, Яня (Яков Агранов)».
Революция развела братьев «по обе стороны баррикад»: Владимир и Лев остались в России, а Михаил и Онисим уехали на Запад. Маяковский и Лиля Брик, бывая в Париже часто встречались с Никой, а после смерти поэта дочь Онисима - Александра Гринкруг, ставшая художницей и взявшая себе псевдоним – Алекс Григ (очень созвучно с Брик, не находите?) продолжала общаться с Лилей Брик и даже приезжала в Москву. Старший Гринкруг - Александр Миронович, тоже эмигрировал, он умер в Германии и был похоронен в Берлине.
Лев Александрович, оставшись в России, стал литературным редактором, он работал на киностудии, переводил иностранные фильмы и принимал участие в их дублировании. В 1960-х годах он приезжал в Париж в гости к брату. Алекс рассказывала Ирине Желваковой: «Наша квартира тогда была довольно большая, шестикомнатная, как полагается, с салоном и столовой. Лёва все удивлялся – зачем такая огромная комната, где не живут, а просто обедают иногда? А салон? Там ведь никто не спит? Отец улыбался: “Лёва, ты все забыл. Разве ты не жил в нашем огромном доме в Смоленске, с бильярдным залом? Оставайся. Оставайся здесь”. Но Лёва был непреклонен».
Конец его жизни был печален. Ирина Желвакова пишет: «В конце 70-х и в 80-х годах мы встречались – он был по-прежнему деятелен, невозмутим и доброжелателен. Только в конце этой долгой жизни стала давать сбои его память, и в один из дней он просто вышел в “город” из Дома творчества кинематографистов в Матвеевском, где подолгу любил бывать, все забыл и исчез».
Повторюсь, братья Михаил и Ника эмигрировали во Францию, где продолжали работать в кино. Они были продюсерами и создали немало знаменитых фильмов, которые считаются одними из лучших довоенных фильмов Франции. Алекс в интервью И. Желваковой называла такие кинокартины, как “Отель дю Норд” Марселя Карне и “Баржа” с Жаном Габеном и Мишель Морган в главных ролях. Перед началом второй мировой войны братья с семьями переехали в США. Они работали в Голливуде, но больших успехов не добились. После войны семья Гринкруг вернулась в Париж.
Александра, ставшая Алекс
Пройдясь по родословной художницы, пришло время рассказать и о ней самой.
Напомню, Алекс Григ родилась в Париже в 1938 году. Ее художественный талант был замечен в раннем возрасте одним из ее учителей. Однажды он заметил, что в ее рисунке воздушных шаров веревочки были изображены очень точно по форме и ярко выражали движение, о чем он поспешил порадовать маму девочки. Александре в ту пору было четыре или пять лет. Видимо, с этого возраста и началось серьезное увлечение живописью. В спальне художницы до сих пор висят картины, которые она написала, когда ей было одиннадцать лет.
Художественное образование Алекс получила по всем правилам академической школы.
Она окончила с отличием (правда, в некоторых источниках пишут - с серебряной медалью) Парижскую Школу декоративно-прикладного искусства, где ее педагогами были такие известные мастера, как художник и скульптор Андре Лот (André Lhote, 5 июля 1885 – 25 января 1962), фовист Отон Фрис (Achille-Émile Othon Friesz, 6 февраля 1879 - 10 января 1949), французский скульптор, выходец из России Осип Цадкин ( Ossip Zadkine, настоящее имя - Иосель Аронович Цадкин, 14 июля 1890—25 ноября 1967), художники Клод Шурр (Claude Schurr, 1901-?) и Эдуард Мак-Эвой (Edouard Georges Mac-Avoy, 1905-1991). Кроме этого Алекс посещала занятия в Академии Жюлиана и Академии "La Grande Chaumiure".
После учебы Алекс много путешествовала, часто она бывала в Соединенных Штатах, где регулярно получала заказы на портреты известных режиссеров и актеров в Голливуде, а также известных людей в Аспене, Вашингтоне, Чикаго и Нью-Йорке.
Alex Grig New York.
Позже художница вспоминала: «В каждом портрете я словно рассказываю историю. Ведь каждый человек индивидуален, у него различные выражения лица, и одет он по-разному. Я люблю делать портреты, потому что в них так много граней». В каталоге выставки художницы в Мадриде было написано: “В магических портретах Григ сливаются душа и тело”.
Alex Grig Sans titre.
Alex Grig Sans titre.
Alex Grig Sans titre 2000 г.
Alex Grig Sans titre 2000 г.
Казалось бы, художнице уготована специализация портретиста. Но Алекс находит вдохновение в других темах. Например, сценах из повседневной жизни улиц Парижа, она любит изображать толпы - в кафе, галереях и даже на стадионах.
Alex Grig A Red Hot Night in Saint Tropez. 1962 г.
Alex Grig The Tennis Match. 1996 г.
Alex Grig Le Métro. 1965 г.
Или тема музыкальных инструментов, где скрипки, виолончели и гитары она представляет, как женские фигуры (впрочем, это известное клише – Прим. мое), в то время, как саксофоны и другие духовые инструменты представлены мужчинами. Симбиозом взаимоотношений мужчины и женщины у художницы является пианино.
Alex Grig Orchestre Rouge. 1969 г.
Alex Grig Sans titre 1989 г.
«Я была под влиянием голландского художника Брейгеля» - говорила позже художница.
Правда, в тексте, который я переводил, указана фамилия Beugel (возможно, опечатка!), но мне кажется, что Алекс Григ имела ввиду бельгийского импрессиониста Фрица ван ден Берга (Frits Van den Berghe, 3 апреля 1883 – 23 сентября 1939) – он ближе по стилистике работам художницы.
Alex Grig Sans titre.
Alex Grig L'Orchestre.
С 1956 года картины художницы участвовали в выставках официальных парижских Салонов.
Григ участвовала в групповых художественных выставках в Париже и Каннах (Франция), Марино (Италия), Лос-Анджелесе и Чикаго (США), Тель-Авиве (Израиль).
Картины Алекс Григ экспонировались на Всемирных ярмарках в Базеле и Кельне (1979, Германия), а также в Париже с 1979 по 1998 год.
Alex Grig Une exposition de l'artiste Alex Grig. 1967 г.
В конце ХХ века персональные выставки художницы прошли в галерее «Акрополь» в Ницце (1996) и галерее «La Grange au Lac» в Эвиане, а также в галерее де Арчи в Париже (2000).
Занималась Алекс Григ и преподавательской деятельностью. Она преподавала рисование сначала в Нью-Йорке во время своих частых поездок в США, а позже в Италии – в художественной школе Сан-Джорджо в Венеции, в Риме и в Позитано.
Alex Grig.
Alex Grig Sans titre.
Alex Grig Sans titre.
Алекс Григ выражает себя в разных направлениях – это картины и гравюры, рисунки театральных костюмов и декораций, гигантские мозаики и книжные иллюстрации. Искусствоведы называют это разнообразие, эту «всеядность» индивидуальным стилем художницы. В попытке классифицировать этот стиль, критики часто употребляют такие термины, как «экспрессионизм», «сюрреализм» и даже «музыкализм», но один из авторов статьи о художнице нашел точное определение для ее работ – «движение». Ее стиль – движение, и это слово наиболее подходяще.
Alex Grig The Flower Market. 1967 г.
Alex Grig La Pluie or The Rain.
Композиции Алекс Григ рождаются из поисков беспредметного абсолютизма и декора.
Без ложных эффектов, без сентиментальности художница поэтично и ярко выражает внутреннюю красоту вещей и явлений с присущим ей чувством юмора, ритмом и ловкостью кисти или карандаша.
Alex Grig Sans titre.
Alex Grig Verdun or The Human Jungle.
Алекс Григ живет в престижном 16-м квартале Парижа, она продолжает путешествовать по миру, по-прежнему находя вдохновение во взаимоотношениях человека с природой.
Alex Grig Public benches.
Alex Grig Hommage à Menzel. 1995 г.
Использованы – материалы с официального
сайта Алекс Григ,
эссе Ирины Желваковой «Кинемо с Маяковским» и переводы статей Джона Топа и Лестера Слоуна из каталога художницы и периодической печати.