-Видео

Monaster
Смотрели: 11 (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в starowier

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 46


Новые мысли о старой вере

Среда, 30 Мая 2012 г. 22:02 + в цитатник
Новые мысли о старой вере
Хорошо иметь преданных поклонников! Они не дадут пропасть ярким проявлениям твоего искрометного таланта. Вот написал я 1 октября 2009 года кое-что в ЖЖ, потом удалил. А Алексей Корякин любовно выложил мою запись на старообрядческом форуме, где она и затерялась. И так удаленная запись не пропала, но сохранилась. Снова выкладываю ее в ЖЖ, хотя теперь категорически с нею не согласен.



Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…
Сижу дома с насморком. Ничего не делаю, только изредка читаю или смотрю ТВ. Скучно… Дела стоят, отпуск кончается, а надо бы кое-чем срочно заняться.
Когда мы гуляли по Питеру с venzenait, а я слушал и слушал его разнообразные суждения о старообрядчестве, то неожиданно прозрел для себя некую мысль, которую хотел бы закрепить в письменной форме, пока она не улетела.
Мысль такая – в последние годы изменилась мотивация прихода людей в старообрядчество. Если раньше (при митрополите Алимпии) люди приходили в Церковь ЗА чем-то, то теперь (при митрополитах Андриане и Корнилии) люди приходят в Церковь ОТ чего-то.
Я пришел в Церковь при митрополите Алимпии с умом, совершенно не отягощенным каким-либо религиозными, философским или мистическим опытом – я был еще слишком молод (ну, так мне кажется). В детстве я не был крещен, родители меня по церквям не таскали, о религии дома вообще не говорили, никаких представлений о Московском Патриархате у меня не было. Весь мой опыт общения с Патриархатом сводился к тому, что я несколько месяцев по совету друга Романа ходил в храмы РПЦ перед тем, как уйти в старообрядчество.
Но в тоже время я молился дома по старообрядческим книгам, крестился дома и в храмах двумя перстами, читал доступные книги о старообрядчестве. Ни одной специфической РПЦ-шной книги (про Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и пр.) я не прочел. Если не считать трудов диакона А. Кураева, единственная прочитанная мною книга специфической РПЦ-шной тематики – «Житие Матронушки». Но читал я его уже убежденным старовером и исключительно как сборник анекдотов. И после прочтения этого «Жития» у меня не возникло никакого желания дальше знакомиться с литературой РПЦ.
Поэтому, когда я пришел в Церковь, мне было совершенно безразлично, что происходит у современных никониан. И как-то так получилось, что меня окружили люди, которым это также было безразлично. Никто вокруг не говорил о епископах-гомосексуалистах, о церковной торговле нефтью, водкой и табаком, агентах КГБ в рясах, да и о прочих мелочах архиерейской жизни…
Да, вокруг были люди, ушедшие из РПЦ, но они уходили оттуда не из-за личных обид, а, например, из эстетических соображений (там искажен богослужебный устав и поют отвратительно). Или оттого, что не может человек, знающий русскую историю и ощущающий себя русским патриотом, быть среди никониан. И, повторюсь, никто не говорил о гомосексуалистах, водке и табаке. Люди, покидая РПЦ, руководствовались более возвышенными причинами.
Не интересовало этих людей и остальное «многомиллионное старообрядчество» – беглопоповцы и беспоповцы. Их как бы не было, о них даже не говорили. Соприкосновения с этой средой для меня ограничивалось книжными лавками: у беглопоповцев я несколько раз покупал молитвенные книги, а у беспоповцев – литые иконы и старопечатные книги. Там же, за пределами интересов чад Старообрядческой Церкви, были и католики, и баптисты, и мусульмане…
От общения с митрополитом Алимпием и нашим священством у меня сложилось впечатление, что и им глубоко безразличны никониане, беглопоповцы, беспоповцы, католики и пр. Они жили без этого или над этим. Я сейчас приведу очень грубое сравнение, но, надеюсь, друзья мои, вы поймете, какую тонкую материю я имею ввиду…
Я единожды обедал с митрополитом Алимпием и многажды с его братом – протопопом Леонидом Гусевым. Это были простые люди, даже излишне простые, доверчивые и бесхитростные. Так вот, щи на этих обедах подавали в гигантских тарелках – прямо-таки в тазах. Только ты съедал свою порцию, как тотчас подливали добавки. Черный хлеб резался грудами – горами возвышался над столом. После обеда и чая подавали арбуз или какие-нибудь моченые яблоки. Одним словом, это был такой бесхитростный обед, простой быт и доверчивое обращение.
И вот это и есть для меня старообрядчество. И я безмерно скорблю о том, что это сейчас у нас утрачивается. Новые люди, пришедшие в Церковь недавно, принесли с собой новые нравы и новый обиход. Простота утратилась…
Теперь неофиты любят поговорить о епископах-гомосексуалистах, о гундяевской торговле водкой и табаком, о «красной церкви» под крылом КГБ, о «прозорливых старцах» и «блаженных матушках» (конечно, со знаком «минус»). То есть о том, ОТ чего они ушли. Для них то, ОТ чего они избавились, важнее того, что они приобрели.
И старообрядчество для этих людей есть бесконечное, утомительное, трудное, денное и нощное противопоставление себя никонианам – косоворотки, сапоги, кафтаны, сарафаны… А я купил себе Псалтырь Преображенской печати! А у меня Часовник Уральской печати! А кто даст выкройку косоворотки времен князя Владимира?
И рефрен всему этому: а вот у поганых собак-никониан ничего этого нет! И Николай II курил! И Серафим Саровский курил! А епископ N – «голубой»!
Я слушаю такие разговоры (точнее говоря, чаще всего наблюдаю их на просторах и-нета) и думаю, бедные людишки! Какое вам дело до Николая II и епископа N? Вы же ушли от них! Почему вы не можете отряхнуть с себя эту пыль и идти дальше? И к чему вся эта этнография, нарочитая игра в деревенских мужиков и баб XIX века, к чему это тряпье a la russе? Уже в начале ХХ века это все было мертвой этнографией и музейным фольклором…
И теперь нам до всего есть дело! Если раньше внешние события мало волновали членов Церкви, то теперь народ до охрипу обсуждает, что сказал патриарх Кирилл, куда поехал Папа Римский, с кем спит епископ N. Боже мой! Ну что вам до этого? Вам за них пред Богом не отвечать, Вам за себя отвечать, собой и занимайтесь.
И пришло с этими новыми людьми еще два поветрия – восхищаться всем беспоповским и хаять наше священноначалие.
Первое поветрие – просто смешно. Не надо возводить беспоповские этнографические и бытовые особенности в ранг новых догматов поповства. Стрижки под горшок, гнусавое наонное пение, чтение ТЭБЭ МЭНЭ ХОРИСОТОСО БОЖЭ – это чуждые для Церкви традиции. Пусть они остаются у полубрачных дырников и малоначальных рябиновцев, не было этого в поповщине! И не надо выискивать в экзотических сектах мнимую старину – нет ее там…
Второе поветрие – просто печальное. Я знал только одного (!!!) человека, который убежденно хаял митрополита Алимпия. Но у него было много развитых комплексов и нереализованных амбиций, ему простительно. Остальные всегда говорили о митрополите уважительно, что, впрочем, не мешало им сдержано критиковать его неспешность, безынициативность и простоту. Но такого хая, который обрушился со стороны неофитов на митрополитов Андриана и Корнилия, даже представить себе было нельзя!
Причем хают такие люди, которые крестились только вчера, но уже обо всем составили свое мнение, все знают, со всеми знакомы, обо всех церковных делах душою поболели. Я одному такому «болельщик» писал, ты, сынок, сначала в церковную стену хоть один кирпич вложи, хоть что-то сделай для своего Господа, а потом и критикуй. Нет у тебя права на критику, пока ты не попахал на церковной ниве! Но, друзья мои, критиковать в сторонке легче, чем пахать. Согласитесь!
http://papanda.livejournal.com/174738.html
http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=714

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку