Старая Москва (прогулка с А.М.Васнецовым) |
"Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва - народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице - месте моей учительской деятельности, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было "кружение около Кремля"; я любовался его башнями, стенами и соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной тому, что для всех, интересующихся искусством, на мне написано: "Старая Москва".
А.Васнецов
А.М. Васнецов Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.
В картинах из истории Москвы Васнецов выступил основоположником исторического пейзажа - особого жанра в русской живописи, воссоздающего облик древних русских городов на основе исторических документов и археологических изысканий.
Начало работы Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья", "Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная площадь" .
Васнецов отнесся к этому заданию с исключительной добросовестностью. Ему пришлось основательно заняться историей и археологией Москвы, изучить планы старого города. С альбомом в руках собирает художник нужный ему графический материал по библиотекам и музеям.
Н. Д. Кузнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897
"...поселившись в Белокаменной, как раз напротив Кремля, он постепенно возгорелся настоящей страстью к Москве и весь отдался ее воспеванию — как в современном ее обличье, так и в том представлении, которое у него образовалось на основании преданий и всяких документов о прошлом. Воссоздание Москвы великих князей и царей стало его задачей, и он весь ушел в нее, превратившись в какого-то художественного археолога. Тут ему стало совершенно не до техники, не до вопросов, волновавших в те времена “настоящих живописцев”. Картины у него выходили несколько грубоватые, но в них возродился подлинный дух московский; они убеждали, они служили каким-то средством для совершения путешествия в глубь прошлого..."
А.Бенуа
Многие исторические рисунки А.М. Васнецова и особенно поздние его произведения исполнены в излюбленной художником смешанной технике, сочетающей рисование углем, итальянским карандашом и акварельными красками; встречаются сочетания акварели и туши, акварели, угля и белил, к чему все чаще обращались в начале XX века Валентин Серов, Александр Бенуа и другие мастера.
Наиболее излюбленной темой исторического цикла работ А. Васнецова была Москва XVII столетия - эпохи, которую сам художник изучал и любил больше всего. Однако в целом охват интересующих его исторических периодов у этого художника-ученого был, конечно, более широким. Так, например, создавалась в 1920-х годах последовательно задуманная художником серия акварелей с видами Кремля от строительства первых деревянных стен до его расцвета в XVII веке.
Углубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению с историками и археологами. Он становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе.
За активную и плодотворную работу в комиссии в 1903 году Васнецов избирается членом-корреспондентом, а в 1906 году - действительным членом Московского археологического общества. Это было большой честью для художника и свидетельствовало о признании его работы над изучением старой Москвы видными русскими учеными-историками и археологами.
В Московском археологическом обществе состояли такие ученые, как известный антрополог, этнограф и историк Д. Н. Анучин, архитектор К. М. Быковский, историки В. О. Ключевский, И. Е. Забелин и М. В. Довнар-Запольский, историки искусства Д. В. Анналов и Н. П. Кондаков, историк литературы А. Н. Веселовский и многие другие русские ученые.
Совместная работа и тесное общение Васнецова со специалистами-учеными было для него в высшей степени плодотворным. Широкий и разнообразный круг тем, затрагиваемых в докладах историками и археологами на заседаниях общества, методика их исследовательской работы несомненно заинтересовали Васнецова и помогли ему выработать собственный метод в работе над воссозданием облика древней столицы.
Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации.
Немного о творчестве А.М.Васнецова можно прочесть вот здесь: Воспоминания Александра Бенуа.Аполлинарий Васнецов
О МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! В твоей судьбе, - о, русская земля! - В твоей глуши с лесами и холмами, Где смутной грустью веет старина, Где было все: смиренье и гордыня - Навек слышна, навек озарена, Утверждена московская твердыня! Мрачнее тучи грозный Иоанн Под ледяными взглядами боярства Здесь исцелял невзгоды государства, Скрывая боль своих душевных ран. И смутно мне далекий слышен звон: То скорбный он, то гневный и державный! Бежал отсюда сам Наполеон, Покрылся снегом путь его бесславный... Да! Он земной! От пушек и ножа Здесь кровь лилась... Он грозной был твердыней! Пред ним склонялись мысли и душа, Как перед славной воинской святыней. Но как - взгляните - чуден этот вид! Остановитесь тихо в день воскресный - Ну, не мираж ли сказочно-небесный Возник пред вами, реет и горит? И я молюсь - о, русская земля! - Не на твои забытые иконы, Молюсь на лик священного Кремля И на его таинственные звоны... Рубцов Николай |
Стены деревянного города. Старая Москва Москва XVII века 1920 Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век 1918 Медведчики (развлечение). Старая Москва 1911 |
Московскому Кремлю В.Тузлуков |
Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. 1901 Красная площадь |
По снегу тень - зубцы и башни; В.Брюсов |
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903 Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1902 |
Облака - вокруг, М.Цветаева |
Двор удельного князя Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913 |
Из рук моих - нерукотворный град М.Цветаева |
Московский застенок. Конец XVI века 1912 Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле 1904 |
Нет тебе на свете равных, В.Брюсов |
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке 1924 У Мясницких ворот Белого города в XVII веке 1926 |
- Москва! - Какой огромный М.Цветаева |
Московский Кремль. Соборы 1894 Новодевичий монастырь. Башни 1926 |
Рубрики: | русские творцы графика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |