-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183488


К.Коровин. Портрет Шаляпина

Воскресенье, 28 Октября 2007 г. 12:01 + в цитатник
MariiaSi все записи автора Бусыгина Екатерина "К.Коровин. Портрет Шаляпина"

К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921. Х., м. К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911. Х., м. К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1905. Х., м.
А.Я. Головин. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912. Х., темпера, фольга. В.А. Серов. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1905. Х., уголь, мел. Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922. Х., м.


Творческая жизнь рубежа 19-20 веков была насыщена различными исканиями в области искусства. Искали новые приемы живописного изображения импрессионисты, ломали форму кубисты, примитивисты, сюрреалисты, футуристы. Много сделано открытий в книжной графике, новую жизнь получил театр. Художники подвержены «течениям», ломают старое, ругают Академию, желают создавать новые стили.

В России ослабла волна «передвижничества», появились новые творческие имена: В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.И. Левитан. Новое поколение художников отвергает предвзятую сюжетность, критическую направленность творчества передвижников, желая показать радость чистого цвета, красок, блеск живописи в своих работах.

Константин Алексеевич Коровин блестящий живописец – станковист и декоратор. Талант яркий и самобытный, глубоко национальный и уловивший важнейшие искания импрессионистов, стремления живописцев нового времени к чистоте цвета. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для  Большого театра и Частной оперы С.И. Мамонтова. Тонкий колорист, «Моцарт живописи», как назвал Коровина Б.В. Иогансон. Пейзажист, портретист, жанрист, Коровин писал на пленэре, желая добиться максимальной цветовой точности изображаемого. Его работы поражали современников яркостью палитры, красотой верного тона и цвета, звучностью красок. Коровин большое внимание уделял технической стороне живописи, благодаря чему работы Коровина великолепно сохранились до наших дней.

Коровин ценился далеко не всегда. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Над его работами – «мазней», смеялись; известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного, идейного, только «этюдики». И даже ученик Коровина – Б.В. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий. То есть ожиданий большой серьезной работы, которую, по мнению многих, должен создать настоящий художник. М.В. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи. Таким образом, Коровина ругают все: те, кто любит – за безыдейность, набросочность работ; те, кто завидуют славе или не понимают его – за широкую манеру письма, опять же за безыдейность. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.

В данной работе автор хочет показать действительные удачи или промахи художника, поразмышлять над его счастливым творчеством, удачной, по мнению многих, творческой жизнью, при этом сложной судьбой, которую он будто не признавал ни своим добродушным характером, ни радостной живописью. Нам теперь легче согласиться со сложным гением Врубеля или Серова, чем с блистательным и непривычно живым, непродуманным Коровиным.

Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф.И. Шаляпиным. Оба талантливые, близкие по характеру, они и в творческой деятельности перенимали мастерство друг друга. Коровин неплохо пел, а Шаляпин под влиянием Коровина и его друзей, начал рисовать и лепить. Даже слепил собственный бюст.

Многие художники писали Шаляпина. На портретах одних он сумрачен, других - озарен вдохновением или изображен в какой-нибудь роли, например, Бориса Годунова на портрете Головина. Коровин же изобразил друга, общительного человека. Особенно ему удался портрет 1911 года, где Шаляпин показан как бы продолжающим беседу в непосредственной, изящной позе.

 

 

Искусство К.А. Коровина хорошо изучено. Художнику посвящены многочисленные статьи и монографии. Тепло и интересно написано о Коровине современниками: Нестеровым, Головиным, Комаровской, Иогансоном, Шаляпиным, Бенуа и другими.

Еще при жизни Коровина появилась книга Б.Н. Терновца «Коровин – Серов», где автор сопоставляет творчество двух ведущих художников рубежа 19-20 веков. Книга Терновца – первое серьезное исследование творчества Коровина. В 1969 году издается монография Р.И. Власовой «Константин Коровин. Творчество». К сожалению, в ней о замечательном портрете Ф.И. Шаляпина 1911 года практически ничего не сказано. В другом издании – альбоме-проспекте В.Ф. Круглова «Коровин: 125 лет со дня рождения» портрету посвящена целая страница. «Улыбающийся, светящийся – и тон лица, и цвет волос его содержали какую-то лучезарность. Она не передается Головиным и великолепно передается Коровиным, - там, где Шаляпин изображен на веранде, в светлом костюме. Отношение к работам Коровина и к самому живописцу неоднозначно. Например, В.В. Стасов пишет: «Можно и должно с почетом и симпатией упомянуть о портретах и этюдах К.Коровина, но этот талантливый художник чересчур офранцузился и все менее и менее становится способен интересовать индивидуальным и самостоятельным искусством. Он слишком раб других. У него, кроме внешнего мастерства ничего нет;. Иное пишет А.Бенуа: «Коровин был типичнейшим русским человеком, «искусство Коровина было самым передовым и самым европейским». Самым интересным и полным исследованием творчества Коровина, его литературной деятельности, связей с другими художниками и деятелями искусства, можно назвать книгу Н.М. Молевой
К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911. Холст, масло; 65х81. Государственный Русский музей

Импрессионизм в творчестве Коровина

«В тенистом саду стоял уютный особняк. В нем помещался отель.<…> Константину Алексеевичу была предложена лучшая комната в отеле, с окнами в сад, светлая и просторная <…>. Плодотворным было это лето для Коровина. «Какой здесь замечательный свет!» – повторял он и работал с раннего утра до вечера <…>. В Виши им был написан один из лучших портретов Шаляпина. На низком соломенном стуле в белом костюме сидит Шаляпин. Через раскрытое окно видны зеленые кусты деревьев. На столе розы, красное вино в бокале».

Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М.И. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Пресса сразу объявила, что Шаляпин намерен привлечь Коровина к третейскому суду, так как портрет продан без его разрешения, на что сам Шаляпин отвечал: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял»p>

Коровин был превосходным театральным декоратором, театр принес ему славу и доход, но он оставался верен станковой живописи. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования»p>

Коровин всегда и везде писал с натуры. Это особенное восприятие красоты мира, желание изображать прекрасное, а бытовое сделать красивым через живопись. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Долгое время Коровина считали художником неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся портретам. Художник, который основную свою задачу видит в цвете, в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче внешнего, а не внутреннего содержания.

К.Коровин. Портрет хористки. 1883Но чаще К.Коровина называли импрессионистом. Насколько это правильно и к какому течению вообще отнести художника – спорный вопрос. Поздний период творчества Коровина, несомненно, находиться под влиянием французского импрессионизма. Коровин был неоднократно во Франции, познакомился с творчеством Клода Моне, Сислея, Ренуара, Писсарро и другими. Вера в «правильность» того, что и как он пишет, возросла. Но и до встречи с французской живописью, Коровин уже был своеобразным импрессионистом. Достаточно посмотреть, например, его «Хористку» (1883 г.), написанную независимо от какого бы то ни было влияния.

А.К. Саврасов и В.Д. Поленов – учителя Коровина, оказали влияние его на живопись. Но только тем, что Коровин увидел возможность писать чисто и светло, празднично писать. И если Саврасов и Поленов еще подвержены «идеи» в живописи, которую пропагандировали передвижники; то Коровин не думает и не ищет «идею», для него важен «цвет в форме», колорит, живопись.

Сам художник в «Автобиографических рукописях» очень понятно излагает свое мировоззрение в разговоре со своим преподавателем – профессором Е.С. Сорокиным. Это столкновение учителя еще старой закалки с задорным молодым Коровиным. Коровин пишет бревенчатую дачу и объясняет, как он видит цвет:

-- Там, в натуре, разно – а все одинаково. Вы видите бревна, стекла в окне, деревья. А для меня это краски только. <…> Когда верно взять краску, тон в контрасте, то выйдут бревна.

-- Ну уж нет. Надо сначала все нарисовать, а потом раскрасить.

-- Нет, ничего не выйдет. <…> Рисунка нет. Есть только цвет в форме.Хорошо сказал о Коровине-импрессионисте Иогансон: «Очень часто широкое коровинское письмо 1910-х годов путали с импрессионистическим методом. В каком смысле Коровина можно считать импрессионистом? Только в том, что он любил и верил в непосредственное написание прямо с натуры. И в этом он был большой мастер».Композиционное построение

Всякий художник, прежде чем приступить к написанию картины – будь-то натюрморт, пейзаж, жанровая сценка или сложная многофигурная композиция, прежде всего, представит ее мысленно, компонует. Компоновка, в отличие от композиции, не раскрывает идейного смысла художественного произведения. В картине важна уравновешенность всех деталей, цельность восприятия, «Все держится на чуть-чуть», сказал К. Коровин. Как бы великолепно не была собрана, скомпонована картина, она не может еще называться хорошим художественным произведением, если в ней нет внутренней смысловой композиции. Из любой тщательно сделанной, верно построенной работы может выйти ненужная штудия, если в ней нет души, искры, озаряющей картину, когда зритель и критик может сказать: в этом произведении все хорошо, оно живет.

Портрет можно называть живым, например, если он погрудный, когда основная проработка отдана глазам и чертам лица; если изображена фигура полностью, – художник более тщательно прописывает лицо, как смысловой центр. Фигура же портретируемого может быть намечена в общем. То есть происходит выявление существенного и изъятие незначительного.

Правил для построения композиции нет, и художники обычно говорят: композиции научить нельзя, она «является сама собой» (Крамской). Это действительно так. У каждого художника индивидуальный подход к своей будущей картине, кто-то годами строит взаимосвязи отдельных элементов, выявляет главное; иные и вообще наугад зарисовывают композицию, а если промахнуться, то удлиняют или укорачивают материал, на котором пишут. Композиция – личное дело художника. Можно высчитать ее почти математически, а можно – по вдохновению.

Коровин был из тех художников, которые компонуют сразу, даже без предварительных набросков. И его картина обычно начиналась и заканчивалась на одном холсте. «В живописи маслом и акварелью Коровин не прибегал к точному рисунку карандашом или углем, избегая связывать свою кисть с каким-либо предварительным рисунком.<…> Рисунок-набросок кистью был им введен в новый принцип, которого он постоянно придерживался во всех своих работах».

И в портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа. Шаляпин изображен сидящим возле стола. Поза его свободна, изящна, вместе с тем спокойна. Лицо обращено к зрителю в три четверти; Шаляпин смотрит вглубь комнаты, возможно, беседует с невидимым собеседником. Свет падает слева, из открытой двери. Летний день или утро, настроение, должно быть, и у певца и у портретирующего его художника, превосходное. «Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина, но точность ее живет и играет только в целом, мазок в совокупности с мазком, цвет с цветом.

Нет надобности повторять, что Коровин был живописцем милостью природы, как говорят, от Бога. И что все его полотна – это прежде всего цвет. Ученики, товарищи Коровина удивлялись, как это он так верно цвет берет, а сам Коровин говорил: «У меня все полуотсебятина. Я не добиваюсь натуры. Нужно не только скопировать натуру, нужно ее передать ловко, любя, не долго тратя время, сразу, просто рассказать. Искусство должно быть легко, – как Мазини спел и готово <…> но должна быть суть, суть передана». В этих словах весь Коровин. Не легкость через сложность, как часто говорят художники. Сначала мучиться, а после выдать нечто оригинальное. Нет, сразу почувствовать и быть «умно оригинальным от сердца в живописи», уловить свежесть первого мгновения, впечатления, и, вместе с тем, не оставить все в зыбкости впечатления, а выявить главное.

Портрет Шаляпина построен по живописным законам импрессионистов – по мгновенному состоянию натуры, вместе с тем целен, образ и характер артиста ясно читаются. Перед нами живой человек внарядном костюме. Он еще молод, но уже прославлен. Коровину нет до этого дела. Изображая «суть», он не ищет конкретного образа, не типизирует Шаляпина, как Серов в своем графическом портрете (1905 г.), где Шаляпин изображен с лицом вдохновенным, поэтичным и надменным. Даже сама поза уже показывает его недоступность.

Серов, как и Головин, изображают артиста, то есть ставят перед собой задачу написать конкретный образ, у обоих тон, колорит подчинены содержанию, идее картины. У Коровина – наоборот. В «Автобиографической рукописи» он пишет: «Чувствовать красоту краски, света – вот в чем художество выражается немного, но правдиво, верно брать, наслаждаться свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей – они содержание. Надо сюжет искать для тона».

Живопись дело не одного вдохновения. Коровин очень внимательно относился к выбору живописных материалов, «отличное знание их свойств и особенностей, умелый отбор давали возможность художнику избежать различного рода неприятных неожиданностей – проваливания отдельных тонов, пожухания красок и других «сюрпризов». Коровин маслом писал на холсте, загрунтованном фабрично или вручную. Подготавливая холст для портрета Шаляпина, Коровин покрыл его тоном – светлой охрой. Цвет охры стал объединяющим в картине, так как художник не везде записал холст, чем внес еще более изящества, виртуозности и продуманности в картину.

Не броский, уравновешенный тонально с другими цветами, общий тон сделал живопись экспрессивной, динамичной. Основная густота красочного слоя приходится на верхний левый угол картины, он же самый светоносный, разнообразный в колористическом отношении. Остальная часть картины, в которую словно вписан сидящий Шаляпин, мало отличается по цвету. Этот участок напоминает по форме зеркально отображенную букву “L”, богат тоновыми различиями. Наиболее яркое пятно – белая рубаха Шаляпина, светлый охристый костюм и освещенное лицо; наиболее темное пятно приходится на галстук. Источник света исходит из окна, но проем окна по тону темен и написан в холодной гамме. Таким образом, давая свет, он не привлекает на себя дополнительное внимание.

 «Цвет в форме» и никак иначе. Коровин писал по-новому, с новым, свежим мировидением. Его сейчас же заклеймили в импрессионисты. Возможно, импрессионист. Но слишком самостоятельный, цельный в изображении образа, что бы укладываться в рамки этого течения. Его, как и Врубеля и Серова, нельзя отнести к какому-либо течению. Ибо настоящий художник самобытен, он пишет себя, от себя, свою суть, то есть то, что заложено в нем природой.

 

Заключение

К.А. Коровин – один из виднейших художников конца 19 – начала 20 веков. При жизни наибольшую славу принесли ему работы для театра, как декоратора и художника по костюмам. Станковая же живопись основное признание получила после смерти художника.

Рассмотренный автором портрет Шаляпина (1911) уже современниками назывался одним из лучших произведений Коровина. В курсовой работе автор желал познакомиться с творчеством Коровина, с отношением современников к художнику, внимательно изучить одну из его работ и дать ей всестороннюю оценку.

Коровин привлекал и привлекает ярким колоритом, убедительной живописью. Как теплое, солнечное привлекает глаз больше пасмурного, так и живопись Коровина влечет своей радостностью. Вначале радостных красок Коровина не понимали, как не понимали, например, импрессионистов. Но время все расставило по своим местам.

У Коровина появились последователи, его ученики известны не менее своегоучителя (Сапунов, Сарьян, Юон, Иогансон, Судейкин, Петров-Водкин, Фальк и др.) Работы художника находятся в постоянной экспозиции Русскогомузея и Третьяковской галереи.

Искусство всегда побеждает, если идет от искренности и любви.

 

Список использованной и рекомендованной литературы

1. Басыров А.Я. К.А.Коровин.- Л.: Художник РСФСР,1985.

2. Бенуа А.Н. Александр Бенуа размышляет…- М.: Советский художник, 1968.

3. Власова Р.И. Константин Коровин. Творчество. – Л.: Художник РСФСР, 1969.

4. Виннер А. Живописная техника К.Коровина // Художник. – 1968.-№5.- стр.35-40.

5. Головин А.Я. Встречи и впечатления. Воспоминания художника. – М.-Л.: Искусство, 1940.

6. Досекин Н.В. Русское искусство в 1894 году // Артист. – 1894.- №37.-стр.143.

7. Зотов А. Константин Коровин. К столетию со дня рождения // Искусство. –1961.-№12.- стр. 52-54.

8. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. – М.: Изд-во АХ СССР, 1959.

9. Коган Д.З. К.Коровин. – М.: Искусство, 1964.

10. Комаровская Н.И. О Константине Коровине. – Л.: Художник РСФСР, 1961. 

11. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает… - М.: Изобразительное искусство, 1971.

12.  Круглов В.Ф. Коровин: 125 лет со дня рождения. – Л.: Художник РСФСР, 1987.

13. Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. – М.: Книга, 1989

14. Молева Н.М. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. – М., 1963.

15. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. –М.: Искусство, 1959.

16. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х томах. 3 т. – М., 1952.

17. Терновец Б. Коровин-Серов. – М.: Искусство, 1925.

18. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни. Маска и душа. – Пермь: Пермское издательство, 1969.

 

">
Рубрики:  русские творцы
живопись
интересные статьи
Метки:  

Процитировано 4 раз

Александра_Саша_Шура   обратиться по имени Воскресенье, 28 Октября 2007 г. 13:33 (ссылка)
прекрасная подборка картин.
спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку