![(200x200, 15Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/1/18527/18527176_23047616_l3.gif)
1902 - родился Семен Афанасьевич ЧУЙКОВ (1902 -18.05. 1980) - художник, мастер живописи, основоположник современного киргизского изобразительного искусства.
Родился в Пишпеке (ныне Бишкек) в семье военного писаря. В 1912 г. Чуйковы переехали в Верный (ныне Алма-Ата), где Семен сперва зарабатывал на жизнь, помогая семье, а затем, все более увлекаясь искусством, брал уроки живописи у видного местного художника и педагога Н.Г.Хлудова (1918–1920).
В 1924–1930 гг. учился в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) в мастерской Р.Р.Фалька. Позднее много работал как педагог – в том числе в Институте пролетарских изобразительных искусств (бывший Высший художественно-технический институт, Вхутеин) в Ленинграде (1930–1932).
Был одним из создателей и председателем правления Союза художников Киргизской ССР (1933–1937, 1941–1943). В 1934 г. по его инициативе во Фрунзе (бывший Пишпек) была открыта первая в республике картинная галерея (ныне Киргизский музей изобразительных искусств). Вскоре Чуйков организовал при ней и школу-студию, в 1939 г.получившую статус Художественного училища, для здешних мест – тоже первого в своем роде. Жил в основном во Фрунзе, часто наезжая в Москву.
Уже в 1930-е годы продемонстрировал незаурядное живописное дарование и тонкий эстетический такт, создавая пейзажи и типажные портреты, привлекавшие ярким местным колоритом. Отдал немалую дань стандартной соцреалистической мифологии, но завоевал известность в первую очередь «киргизской колхозной сюитой» (1939–1948; Сталинская премия 1949), циклом, лучшие образы которой поэтизируют – несмотря на эпитет «колхозная» – традиционные, «вечные» черты природы и быта родного края. Даже картина «Дочь советской Киргизии», 1948, которую советские масс-медиа превратили почти что в плакат о торжестве социализма в Средней Азии, есть на деле просто яркий и свежий этюд о сельской девочке-школьнице на фоне дальних гор, чья фигура выразительно и емко символизирует отнюдь не социализм, а Киргизию как таковую.
С годами его колоризм, мастерство красочной лепки – родственные по духу позднему стилю художников «Бубнового валета» – лишь дополнительно обогащались.
Особую роль сыграли впечатления от двух поездок в Индию (1952, 1957). И в
данном случае Чуйков наиболее естественно выражал себя не в программно-идеологических образах, а в простых по мотиву картинах-этюдах, привлекающих своей эмоциональной живописностью. Издал три книги путевых и мемуарных очерков: «Образы Индии» (1956), «Заметки художника» (1962), «Итальянский дневник» (1966).
http://maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=71
http://www.sovcom.ru/creators/?symbol=&CreatorID=320
http://www.arba.ru/article/668