-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111650
Комментариев: 6803
Написано: 120124


13 мая родились...

Понедельник, 13 Мая 2024 г. 03:33 + в цитатник
Sullivan-GS (472x700, 68Kb)
1842
Артур Сеймур Салливан, также Са́лливен (Arthur Seymour Sullivan)
(продолжение)
Статьи: Bond, Ian; Farron, Jim. The Sapphire Necklace // Howarth, Paul. — Gilbert and Sullivan Archive, 2003; Crowther, Andrew. The Carpet Quarrel Explained — Gilbert and Sullivan Archive, 1997; Eden, David. Ivanhoe on Tour 1895 // Sir Arthur Sullivan Society Magazine. — 2008. — Summer (no. 68); Field, Kate. Arthur Sullivan // Scribner's Monthly. — 1879. — Vol. 18, no. 6. — P. 904—910; Fowler, Simon. The Absent-Minded Beggar — An introduction— Fowler History site, 2001; Grove, George. Arthur Sullivan 1842–1900 — The Musical Times, 1900. — December; Howarth, Paul. Te Deum Laudamus (A Thanksgiving for Victory) (англ.). — Gilbert and Sullivan Archive, 2010; Howarth, Paul. The Miller and His Man (англ.). — Gilbert and Sullivan Archive, 2012; Jacobs, Arthur. Sullivan, Sir Arthur Seymour (1842–1900) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford University Press, 2004; Klein, Hermann. An Account of the Composition and Production of Ivanhoe // Thirty Years of Musical Life in London, 1870–1900. — 1903; Lamb, Andrew. Ivanhoe and the Royal English Opera // The Musical Times. — 1973. — May (vol. 114, no. 1563). — P. 475—478; Lawrence, Arthur H. An Illustrated interview with Sir Arthur Sullivan (англ.) // The Strand Magazine. — 1897. — Vol. XIV, no. 84; Mackenzie, Alexander. The Life-Work of Arthur Sullivan (англ.). — Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft, 1902. — P. 539—564; Sands, John. Dance Arrangements from the Savoy Operas (англ.) // Gilbert and Sullivan Archive. — 2010; Turnbull, Stephen. Sullivan Biography — Gilbert and Sullivan Archive, 2004; Wright, David. The South Kensington Music Schools and the Development of the British Conservatoire in the Late Nineteenth Century (англ.) // Journal of the Royal Musical Association. — Oxford University Press, 2005. — Vol. 130, no. 2. — P. 236—282; A Talk With Mr. Sullivan // The New York Times. — 1879. — 1 August.

00Михрдат Ованесович Амрикян 1 (551x700, 54Kb)
1843
Михрдат Ованесович Амрикян (армянское имя — Միհրդատ Ամրիկյան (Հովհաննես Ամերիկյան)
армянский актёр, театральный деятель. Один из основоположников армянского театра нового времени. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил духовную семинарию Нерсесян в Тифлисе. С 1859 принимал участие в школьных спектаклях. Завоевал признание исполнением роли Михрдата в трагедии "Смерть Михрдата" Ванандеци. С 1863 работал в труппе Г.Чмшкяна. Вместе с Чмшкяном боролся за утверждение реализма в армянском театре, отстаивал обществ. значение театрального искусства. С именем Амрикяна связаны традиции сценического воплощения образов в пьесах Г.Сундукяна.С обличительной силой играл роли Замбахова, Саркиса, Зимзимова ("Хатабала", "Ещё одна жертва", "Пэпо"). Одна из лучших ролей Амрикян - Франц Моор. С успехом играл роли в водевилях Тер-Григоряна и др. Творчество Амрикяна отмечено ярким национальным колоритом, острой характерностью, мастерством ведения диалога. Был театральным критиком, в своих статьях выступал за общественно-значимое театральное искусство, против национальной ограниченности, мелодраматизма, напыщенности. Амрикян следовал эстетическим взглядам Белинского, в одной из своих работ подверг критике националистические исторические трагедии. Последние годы жизни провёл в Константинополе. Вследствие материальных трудностей застрелился в Константинополе 17 февраля 1879 года.

Paul_de_Smet_de_Naeyer (473x700, 273Kb)
1843
Поль Жозеф, граф де Смет де Нейер (Paul Joseph de Smet de Naeyer)
бельгийский католический политический деятель. Родился в Генте, сын хлопкового промышленника, сам был промышленником и банкиром. В его собственности было несколько угольных шахт. Представлял Гент в Палате представителей с 1886 до 1908 года, был членом Сената по 1908 до 1913 года. Занимал посты в различных кабинетах: министра финансов (1894 — 1896, 1899 — 1907). Возглавлял правительство в 1896 — 1899 и снова в 1899 — 1907 годах. Умер в Брюсселе 9 сентября 1913 года.

George_Charles_Spencer-Churchill00 (505x700, 260Kb)
1844
Джордж Чарльз Спенсер-Черчилль, 8-й герцог Мальборо (George Spencer-Churchill, 8th Duke of Marlborough)
британский аристократ и английский пэр. Старший сын Джона Спенсера-Черчилля (1822—1883), 7-го герцога Мальборо (1857—1883), и леди Френсис Энн Эмили Вейн (1822—1899), дочери Чарльза Вейна, 3-го маркиза Лондондерри. Носил титулы графа Сандерленда (1844—1857) и маркиза Блэндфорда (1857—1883). Старший брат лорда Рэндольфа Генри Спенсера Черчилля и дядя Уинстона Спенсера Черчилля. В 1857—1860 годах учился в Итонском колледже, затем поступил на военную службу, в 1863 году получил чин лейтенанта королевской конной гвардии. В январе 1871 года Джордж Спенсер-Черчилль вместе с младшим братом Рэндольфом вступил в масонское ложе в доме Черчилль в Лондоне. В июле 1883 года после смерти своего отца Джордж Спенсер-Черчилль унаследовал титул герцога Мальбора, став пэром Англии. Получил должность заместителя лорда-лейтенанта Оксфордшира. 9 ноября 1892 года 48-летний Джордж Чарль Спенсер-Черчилль, 8-й герцог Мальборо, скончался в Бленхеймском дворце. Ему наследовал единственный сын Чарльз Спенсер-Черчилль, маркиз Блэндфорд, ставший 9-м герцогом Мальборо. Семья и дети: 1-я жена — Леди Альберта Фрэнсис Энн Гамильтон (29 июля 1847 — 7 ноября 1932), дочь Джеймса Гамильтона, 1-го герцога Аберкорна, и Леди Луизы Рассел, дочери Джона Рассела, 6-го герцога Бедфорда. Бракосочетание состоялось 8 ноября 1869 года в Вестминстерском дворце. Супруги развелись 20 ноября 1883 года вскоре после того, как Джордж Спенсер-Черчилль унаследовал титул герцога Мальборо. Супруги имели в браке четырёх детей: Леди Фрэнсис Луиза Спенсер-Черчилль (15 сентября 1870 — 13 ноября 1954) муж с 6 июня 1893 года сэр Роберт Гресли, 11-й баронет; Чарльз Ричард Джон Спенсер-Черчилль (13 ноября 1871 — 30 июня 1934), 9-й герцог Мальборо; Леди Лилиан Мод Спенсер-Черчилль (9 июля 1873 — 4 января 1951), муж с 6 октября 1898 года полковник Сесил Гренфелл (1864—1924); Леди Нора Беатрис Генриетта Спенсер-Черчилль (1 сентября 1875 — 28 апреля 1946), муж с 1 декабря 1920 года Фрэнсис Брэдли Брэдли-Берт; Во время брака у герцога Мальборо родился внебрачный сын Гай Бертран (род. 4 ноября 1881) от связи с Эдит Пьерс-Вильямс (ум. 1897), женой Хениджа Финча (1849—1885), 7-го графа Эйлсфорда; 2-я жена — Лили (Джейн) Уоррен Прайс (1854—1909), дочь командора Цицеро Прайса (1805—1888) и Элизабет Гомер Пайне (1828—1910), вдова американского миллионера Луи Карре Хамерсли (умер в 1888). Гражданский брак произошел 29 июня 1888 года в Мэрии Нью-Йорка, церемонией руководил мэр Нью-Йорка Абрам Стивенс Хьюитт. Церковная церемония состоялась в тот же день в баптистской церкви. Второй брак был бездетным.

Рааб_Вильгельмина_Ивановна (604x700, 252Kb)
1848
Вильгельмина Ивановна Рааб (урождённая - Вильгельмина Ивановна Билык; по первому мужу - Рааб, по второму — Плющевская-Плющик)
русская (чешского происхождения) оперная, концертная певица (сопрано), вокальный педагог. Родилась в Аустерлице (ныне — Славков-у-Брна, район Вышков, Южноморавский край, Чехия), в семье музыканта. Училась игре на скрипке в Пражской, затем — в Венской консерватории, где обучалась также пению в классе А. Бухгольц-Фалькони. В 1869 году, переехав в Санкт-Петербург, дебютировала в концерте Русского музыкального общества под управлением Э.Ф.Направника. В 1872 году с большой серебряной медалью окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (класс Г.Ниссен-Саломан). В 1871—1885 годы — солистка Мариинского театра (дебют — Матильда в «Вильгельме Телле» Дж.Россини). В 1884—1917 годах преподавала в Петербургской консерватории (с 1901 — профессор); в числе её учеников — Ц.О.Ивкова, Н.А.Папаян. Умерла в Петрограде 23 ноября 1917 года.
Вильгельмина Ивановна Рааб  (479x700, 38Kb)
Рааб в роли Антониды. «Жизнь за царя» М.Глинки
Творчество
Обладала сильным, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и обширного диапазона; её исполнению были свойственны лиризм и естественность сценической игры. Партнёрами В.И.Рааб на сцене были П.П.Булахов, В.И.Васильев, М.Д.Васильев, П.Н.Дюжиков, М.Д.Каменская, Ф.П.Комиссаржевский, Б.Б.Корсов, М.М.Корякин, А.П.Крутикова, В.Я.Майборода, И.А.Мельников, Д.А.Орлов, И.И.Палечек, О.А.Петров, И.П.Прянишников, М.И.Сариотти, Ф.И.Стравинский, О.Э.Шредер. Пела под управлением Э.Ф.Направника, А.Г.Рубинштейна. Её обширный репертуар включал 32 партии в 29 операх, сольные партии в симфонических произведениях («Странствие Розы» Р.Шумана, «Венгерская коронационная месса» Ф.Листа, финал 9-й симфонии и «Торжественная месса» Л.Бетховена, «Реквием» В.А.Моцарта), романсы (Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Мендельсона-Бартольди, Ц.А.Кюи, А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского). 1-я исполнительница партий: Натальи ("Ермак" М.Л. де Сантиса, 1873), Ксении ("Борис Годунов" М. Мусоргского, полная версия 2-й редакции, 1874), Натальи ("Опричник" П.Чайковского, 1874), Ассирийской женщины ("Сарданапал" А.Фаминцына, 1875), Тамары ("Демон" А. Рубинштейна, 1875; эту партию подготовила под руководством композитора), Оксаны ("Кузнец Вакула" П.Чайковского, 1876), Катарины ("Анджело" Ц.Кюи, 1-я редакция, 1876), Алёны Дмитриевны ("Купец Калашников" А.Рубинштейна, 1880), Агнессы Сорель ("Орлеанская дева" П.Чайковского, 1881); на русской сцене — Ноэми ("Маккавеи" А.Рубинштейна, 1877), Ирены ("Риенци" Р.Вагнера, 1879). Лучшие партии: Людмила ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Катерина, Наталья ("Опричник" П.Чайковского), Маргарита ("Фауст" Ш.Гуно), Елизавета ("Тангейзер" Р.Вагнера), Эльза ("Лоэнгрин" Р.Вагнера), Ирена ("Риенци" Р.Вагнера). Другие партии: Антонида ("Жизнь за царя" М.Глинки), Горислава ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Купава ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Снегурочка (одноим. опера Н. Римского-Корсакова), Юдифь (одноим. опера А.Серова); Донна Анна и Донна Эльвира ("Дон Жуан" В.А.Моцарта), Алиса ("Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера), Маргарита Валуа ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Урбан ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Миссис Форд ("Виндзорские кумушки" О.Николаи), Джильда ("Риголетто" Дж.Верди), Аида (одноим. опера Дж.Верди). Партнёры: Пав.П.Булахов, В.И.Васильев 1-й, М.Д.Васильев 3-й, П.Н.Дюжиков, М.Д.Каменская, Ф.Комиссаржевский, Б.Б.Корсов, М.М.Корякин, А.П.Крутикова, В.Я.Майборода, И.А.Мельников, Д.А.Орлов, И.И.Палечек, О.А.Петров, И.П.Прянишников, М.И.Сариотти, Ф.И.Стравинский, О.Э.Шредер. Пела под управлением Э.Ф.Направника, А.Г.Рубинштейна. Рааб была выдающейся концертной певицей. Репертуар включал романсы Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Мендельсона-Бартольди, Ц.Кюи, А.Рубинштейна, П.Чайковского (композитор посвятил ей романс "Канарейка" op. 25 № 4, 1875) и постоянно пополнялся произведениями русских и зарубежных композиторов. В симфонических концертах Русского Музыкального Общества под управлением Э.Ф.Направника исполняла сольные партии в "Странствии Розы"/Der Rose Pilgerfahrt Р.Шумана (1872), "Венгерской коронационной мессе" Ф.Листа (1874), финале 9-й симфонии Л.Бетховена (1874, 1879), "Реквиеме" В.А.Моцарта (1875), "Торжественной мессе" Бетховена (1880). Талант артистки высоко ценили Ц.Кюи, А.Рубинштейн, Г.Ларош, П.Чайковский. В 1884—1917 преподавала в Санкт-Петербургской консерватории (с 1901 профессор). Среди её учеников — Ц.Ивкова, Н.А.Папаян. Литература: [Кюи Ц.А]. О В.И.Рааб // Музыкальное обозрение. 1885. 14 ноября.; Памяти В.И.Рааб // Русская музыкальная газета. 1918. № 1—2. Столбцы 15—19; Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. — Москва, 1953. Страницы 134, 285; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Ленинград, 1973. Страница 325.

Гулишамбаров (583x700, 275Kb)
1849
Степан Иосифович Гулишамбаров (армянское имя — Ստեփան Գուլիշամբարով)
российский экономист, публицист, редактор, тайный советник. Родился в городе Гори, Тифлисская губерния Российская империя, в армянской семье. В 1874 году окончил химическое отделение Петербургского технологического института со званием технолога 1-го разряда. Научно-литературную деятельность начал отчётом о венской всемирной выставке 1873 года под названием «Технологические очерки» (1874). С 1876 по 1879 год редактировал газету «Бакинские известия». Командированный в Европу и Америку для изучения нефтяного дела, он издал ряд трудов по истории и экономическому состоянию нефтяной промышленности в Российской империи и за границей, составил карты нефтяных месторождений и планы нефтеобрабатывающих заводов. С 1891 года С.И.Гулишамбаров принялся за изучение торгово-промышленной деятельности Российской империи, в связи с состоянием всемирного рынка. По этому предмету он написал ряд монографий по отдельным товарам и очерки отдельных эпох (царствование Николая I и Александра III). В тесной связи с этими работами находятся его исследования по международному товарному обмену и сравнительной статистике России в ряду великих держав. Гулишамбаров автор ряда статей по экономике в ЭСБЕ. С 6 апреля 1903 года — действительный статский советник. Был награждён российскими орденами Святого Станислава I степени. (1908) и Святого Владимира III степени (1905); иностранными; кавалерским крестом французского почётного легиона (1901) и командорским крестом бельгийского ордена Леопольда I (1907). Умер в родном городе в чине тайного советника 21 апреля 1915 года. Похоронен в Гори. Всё своё состояние в размере около 80 000 рублей он завещал Армянскому благотворительному обществу, Тифлисскому политехническому институту (ныне Грузинский технический университет), Тифлисским высшим курсам, литературному фонду, Русскому географическому обществу и своей Альма-матер. В Тифлисский политехнический институт и Армянское благотворительное общество в Тифлисе, Степан Иосифович Гулишамбаров ещё при жизни передал всю свою обширную библиотеку. Наиболее значительные труды: Состояние нефтяной промышленности и фотогенового производства в Баку. — 1879; «Библиография нефтяной промышленности» (на русском, немецком, английском, французском, латинском, итальянском, голландском, шведском, испанском, польском и японском языках); «Русские и иностранные законы о нефти»; «Нефтяное отопление пароходов, паровозов, металлургических и других печей»; «Обзор фабрик и заводов Закавказского края»; Краткий очерк развития керосинового производства на Кавказе; Краткий очерк нефтяной промышленности на Кавказе / Русское техническое общество. Выставка предметов освещения и нефтяного производства, 1887-1888 гг. — Санкт-Петербург : типография братьев Пантелеевых, [1887]. — 32 страницы; Обзор фабрик и заводов Тифлисской губернии: Историко-статистическое описание фабрично-заводской деятельности Тифлисской губернии в связи с развитием в ней кустарных промыслов. — Тифлис: типография Канцелярии главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1888. — III, 232 страницы; «Нефтяная промышленность Соединённых Штатов»; «Обзор международного товарного обмена за 1888—1893 гг.»; «Итоги торговли и промышленности России в царствование Николая I»; Всемирная торговля в XIX в. и участие в ней России. — Санкт-Петербург : типография В.Киршбаума, 1898. — XIV, 230 страниц; «Историко-статистический обзор торговли и промышленности России»; Международная торговля птицей и птичьими продуктами в 1888-1889 гг. — Санкт-Петербург : типография С.Н.Цепова, 1901. — 65 страниц, 1 лист таблиц; Предметы одеяния: готовое платье, белье, обувь, шляпы и проч. : Пр-во и торговля в главнейших странах; Первая Международная выставка исторических и современных костюмов. — Санкт-Петербург : печатня Р.Голике, 1902. — II, 111 страниц; «Благородные металлы и камни в мировой промышленности» (1903); «Сравнительная статистика России в мировом хозяйстве и в ряду великих держав в царствование Александра III» (1905); Сравнительная статистика России в мировом хозяйстве и в ряду великих держав в первое десятилетие царствования императора Николая II 1894—1904 г.г. — Санкт-Петербург : типография «Север», 1907. — XVIII, 96 страниц; «Распределение женского населения на земном шаре по полам и частям света» (1910); «К 40-летию уничтожения невольничества в Средней Азии» (1913); «Экономический обзор Туркестанского района, обслуживаемого Среднеазиатской железной дорогой» (1913). Источники: Гулишамбаров, Степан Иосифович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Гулишамбаров Степан Иосифович // Список гражданским чинам IV класса: Исправлен по 1-е сентября 1910 года. — Страницы 627—628.

Myrnyi (456x700, 122Kb)
1849
Панас Мирный (настоящее имя — Афанасий Яковлевич Рудченко)
украинский писатель. Афанасий (украинское имя — Панас) Яковлевич Рудченко родился в семье бухгалтера уездного казначейства, в городе Миргороде на Полтавщине. После нескольких лет обучения в Миргородском приходском, а затем в Гадячском уездном училище четырнадцатилетний мальчик идёт работать. Чиновничья служба Рудченко началась в 1863 году в Гадячском уездном суде. В следующем году переходит на работу в уездное казначейство помощником бухгалтера, а позднее, после краткого пребывания в Прилуках, занимает такую же должность в Миргородском казначействе. На первые 8 лет работы чиновником приходятся его первые литературные опыты, а также сбор фольклорного материала (часть собранных материалов позднее опубликовал его брат, писавший под псевдонимом Иван Билык, в сборниках «Народные южнорусские сказки» (1869, 1870) и «Чумацкие народные песни» (1874)). С 1871 года Панас Рудченко живёт и работает в Полтаве, занимая различные должности в местной казённой палате.
Myrnyi_Birthplace (700x525, 415Kb)
Памятник на месте дома, где жил Панас Мирный
Начало литературной деятельности
Именно в это время он начинает пробовать силы в литературе, причём примером для него служит старший брат Иван, уже с начала 1860-х годов публиковавший свои фольклорные материалы в «Полтавских губернских ведомостях», в «Основе», а позднее издавший отдельные сборники сказок и песен, переводил на украинский язык рассказы Тургенева, выступал в львовском журнале «Правда» с критическими статьями. Первые произведения — стихотворение «Україні» («Украине») и рассказ «Лихий попутав» («Бес попутал»), подписанные псевдонимом Панас Мирний, опубликованы за рубежом, во львовском журнале «Правда» в 1872 году. Несмотря на то, что в 1870 — 1880-х годах писатель много написал, его произведения остались неизвестными широкой публике на Украине в связи с цензурными преследованиями украиноязычной литературы. Почти все они появились за рубежом. Так, в 1874 году в журнале «Правда» были опубликованы очерк «Подоріжжя од Полтави до Гадячого» и рассказ «П’яниця», а в 1877 году в Женеве появляется повесть «Лихі люди».
ПанасМирний (483x700, 41Kb)
В молодости
Ещё в 1875 году в соавторстве с братом Иваном Билыком закончена работа над романом «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», который был передан в цензуру, однако в связи с так называемым Эмским указом 1876 году в России это произведение опубликовано не было и впервые появилось в Женеве в 1880 году. Только с середины 1880-х годов произведения Панаса Мирного начинают публиковать на Украине на страницах альманаха «Рада», который издавал М.Старицкий в 1883 — 1884 годах, публикуются первые две части романа «Повія» и два рассказа из цикла «Як ведеться, так і живеться». В 1886 году в Киеве выходят сборник произведений писателя «Збираниця з рідного поля» и комедия «Перемудрив». Одновременно Панас Мирний продолжает выступать с публикациями в галицких (в Австро-Венгрии) сборниках и журналах, где публикуются такие его произведения, как «Лови», «Казка про Правду та Кривду», «Лимерівна», вольный перевод «Дума про військо Ігореве».
13 мая 1849 года родился — Панас Мирныйpost-13108-130526209158.gif (700x352, 244Kb)
Общественная деятельность
Не афишируя свою литературную деятельность, Мирный активно принимал участие в общественной деятельности. В молодости был связан с революционном кружком «Унія» в Полтаве, при обыске у него нашли запрещённые издания, однако последствий это событие для него не имело. Панас Мирный поддерживал тесные связи со многими известными деятелями украинской культуры — Н.Лысенко, М.Старицким, И.Карпенко-Карым, М.Кропивницким, М.Коцюбинским, Л.Украинкой, М.Заньковецкой, К.Билиловским, Жарко. Как член комиссии городской думы он принимает активное участие в сооружении памятника Ивану Котляревскому в Полтаве. После издания царского манифеста в 1905 году Панас Мирный выступает с публикациями, в которых призывает к равноправию женщин. Сотрудничает с журналом «Рідний край», который начал издаваться в Полтаве в 1905 году. В ряде своих произведений («До сучасної музи», «Сон», «До братів-засланців») комментирует революционные события. Когда в 1914 было запрещено отмечать 100-летний юбилей Шевченко, писатель в статье, написанной по этому поводу, высказал глубокий протест и возмущение действиями царской власти. Уже в 1915 году полиция начала розыск «политически подозрительной личности» Панаса Мирного. Панас Мирный никогда не раскрывал своего псевдонима, не желая, чтобы его писательская деятельность испортила его карьеру, поэтому личность П.Мирного осталась для властей неизвестной. После революции 1917 года Мирный поддержал Центральную раду, а позднее Петлюру. Упоминание об этом содержалось в изданной в 1930-е годы «Литературной энциклопедии», однако позднее советская критика изображала Мирного сторонником Советской власти, при которой он, несмотря на возраст, работал в Полтавском губфинотделе. Умер в Полтаве 28 января 1920 года MirnyRus_Convert- (700x488, 264Kb)
и похоронен в Полтаве.
Почтовый конверт СССР
MyrnyiStamp_of_Ukraine (487x700, 347Kb)
На почтовой марке Украины, 1999 год
Память: Согласно постановлению Совнаркома Украинской ССР в доме, где жил писатель с 1903 года, создан литературно-мемориальный музей. В 1951 году в Полтаве был открыт памятник Мирному. В 1999 году была выпущена памятная монета Украины, посвященная Панасу Мирному. В СССР был выпущен почтовый конверт, а на Украине — почтовая марка, посвященные Панасу Мирному. По сюжету повести П.Мирного «Повія» И.Кавалеридзе поставил художественный фильм «Гулящая» (в роли Христины — Л.Гурченко). Рассказы: «Лихий попутав», цикл рассказов «Як ведеться, так і живеться», «Пасічник», «Яків Бородай», «Замчище», «Визвол», «Морозенко». Повести: «П’яниця». Романы: «Хіба ревуть воли, як ясла повні?»; «Повія».Новелла: «Лови». Пьеса: «Лимерівна». Сочинения: Твори, тома 1-5, Киïв, 1960; в русском переводе. - Собрание сочинений, тома 1-4, Москва, 1951; Избранное, Москва, 1952. Литература: Евдокименко В.Ю., Суспiльно-полiтичнi погляди Панаса Мирного, Киïв, 1955; Бiлецький О., Панас Мирний, в его книге: д давнини до сучастностi, том 1, Киïв, 1960; Пивоваров Н.Ф., Панас Мирний, Киïв, 1965.

Anatol_Chaykovsky (537x700, 170Kb)
1850
Анатолий Ильич Чайковский
русский судебный и государственный деятель, сенатор, тайный советник. Младший брат композитора П.И.Чайковского. Из потомственных дворян. Сын генерал-майора Ильи Петровича Чайковского и Александры Андреевны Ассиер (1813—1854). Младший брат знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского, брат-близнец Модеста Чайковского. В юности брал уроки игры на скрипке, увлекался драматическим театром. По окончании Императорского училища правоведения в 1869 году, начал службу по Министерству юстиции в Киевской палате уголовного суда. Впоследствии служил в Минске, Петербурге и Москве. В 1885 году был назначен прокурором Тифлисского окружного суда. В 1888 году был произведен действительные статские советники. В следующем году перешел в МВД и 8 декабря 1889 года был назначен Тифлисским вице-губернатором. В 1891 году был переведен на ту же должность в Эстляндскую губернию, а в 1892 году — в Нижегородскую губернию. На должности Нижегородского вице-губернатора пробыл до 1895 года. В 1897—1905 годах состоял сверхштатным чиновником особых поручений IV класса при министре внутренних дел. В 1901 году был произведен в тайные советники. В 1906 году был членом Совета Главного управления по делам печати. В 1907 году был назначен исполняющим обязанности товарища обер-прокурора Уголовного департамента Сената и членом консультации при Министерстве юстиции учрежденной. 24 февраля 1911 года назначен сенатором, присутствующим в первом общем собрании. Несмотря на службу не оставлял увлечения музыкой. В Тифлисе был избран членом дирекции местного отделения Русского музыкального общества, участвовал в камерных ансамблях в качестве скрипача. По его приглашению Пётр Ильич приезжал на Кавказ в 1886—1890 годах). Братья вели постоянную переписку. Кроме того, Петр Ильич посвятил Анатолию шесть романсов, ор.38 (1878). Умер в Петрограде 2 февраля 1915 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Награды: Орден Святого Станислава I степени (1893); Орден Святой Анны I степени (1898); Орден Святого Владимира II степени (1904); Орден Белого Орла (1910); знак отличия беспорочной службы за XL лет; персидский орден Льва и Солнца I степени (1890). Был женат на Прасковье Владимировне Коншиной (1864—1956), дочери коммерции-советника В.Д.Коншина. Их дочь: Татьяна (1883—1970), в замужестве Веневитинова, затем Унгерн-Штернберг, затем Уоррен Кросс. В эмиграции во Франции. Источники: Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1 сентября 1914 года. — Петроград, 1914. — Страница 199; Общие росписи начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1874—1911 годы; Мурзанов Н.А. Словарь русских сенаторов, 1711—1917 гг. — Санкт-Петербург, 2011. — Страница 468; Н.Л.Пашенный. Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты; Биография на сайте «Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора»

Modest_Ilyich_Tchaikovsky (567x700, 95Kb)
1850
Модест Ильич Чайковский
русский драматург, оперный либреттист, переводчик, театральный критик; младший брат Петра Ильича Чайковского. Брат-близнец Анатолия Ильича Чайковского. Родился в Алапаевске. Закончил Училище правоведения, но всю жизнь посвятил искусству. Литературную деятельность начал в 1874 как музыкальный и театральный критик. В том же году под псевдонимом Говоров написал свою первую пьесу («Благодетель»; позднее переработана в пьесу «Борцы», 1897). Успехом пользовались пьесы «Лизавета Николаевна» (1884), «Симфония» (1890), «Похмелье» (1890), «День в Санкт-Петербурге» (1892), «Предрассудки» (1893), «Боязнь жизни» (1895), «Борцы» (1897), которые ставились в Малом, Александрийском и других театрах. Кроме написания пьес Модест Ильич переводил сонеты Шекспира, он автор либретто опер брата «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), а также опер «Дубровский» Эдуарда Направника (1895), «Ледяной дом» Корещенко (1900), «Наль и Дамаянти» Антона Аренского (1904), и «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова (1904). Будучи ближайшим другом великого брата-композитора, он стал и его первым биографом, а также основателем музея Чайковского в Клину. Кроме написания пьес Модест Ильич переводил сонеты Шекспира (1914). Модест Чайковский — автор либретто для опер брата «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891). Автор либретто опер «Дубровский» Эдуарда Направника (1895), «Ледяной дом» Арсения Корещенко (1900), «Наль и Дамаянти» Антона Аренского (1904) и «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова (1904). Будучи ближайшим другом великого брата-композитора, он стал его первым биографом, основателем музея Чайковского в Клину. Также Модест Ильич унаследовал от брата многие права интеллектуальной собственности на его сочинения. Умер в Москве 15 января 1916 года. Библиография: Tchaikovsky, Modest: The Life And Letters Of Peter Ilich Tchaikovsky, University Press of the Pacific (2004) ISBN 1-4102-1612-8. Либретто: Дубровский : Опера в 4-х действиях : (Сюжет заимствован из повести Пушкина) / Либретто Модеста Чайковского / Музыка Э.Направника. — Санкт-Петербург, 1894. — 78 страниц. — (Собрание либретто типографии императорских Санкт-Петербургских театров / (Главное управление уделов) ; № 87); Дубровский : Опера в 4-х действиях: Сюжет заимствован из поэмы А.С.Пушкина / Либретто М.И.Чайковского. — Горький: Горьковский областной театр оперы и балета имени А.С.Пушкина, 1937. — 38 страниц; то же. — 2-е издание. — Киев: С.М.Богуславский, 1909. — 16 страниц; Иоланта : Опера в 1 действии : Сюжет заимствован из драматической поэмы датского поэта Генриха Герца / [Сочинение] П.Чайковского; Текст М.Чайковского. — Москва: паровая скоропечатня нот П.Юргенсона, 1892. — 46 страниц; то же. — 2-е издание — Москва: паровая скоропечатня нот П.Юргенсона, 1892. — 46 страниц; Иоланта : Опера в 1-м действии / Либретто по поэме Герца «Дочь короля Рене» М.И.Чайковского : Содержание оперы с сохранением текста гл.авныхарий. — Киев: С.М.Богуславский, 1908. — 15 страниц; «Иоланта» П.И.Чайковского : [Лирическая опера в 1-м действии] / Либретто М.И.Чайковского по драме Г.Герца «Дочь короля Рене» : Музыка П.И.Чайковского. — 2-е издание. — Москва: Музыка, 1977. — 56 страниц. — (Оперные либретто). — 10 000 экземпляров;то же. — 3-е издание — Москва: Музыка, 1986. — 58 страниц. — (Оперные либретто). — 25 000 экземпляров; Калькабрино : Фантастический балет в 3-х действиях / Сочинение М.Чайковского ; Музыка Л.Минкуса ; Постановка и танцы М.Петипа. — Санкт-Петербург, 1891. — 16 страниц. — (Программы балетов / Типография императорских Санкт-Петербургских театров); Ледяной дом : Опера в 4 действиях и 7 картинах : (Сюжет заимствован из романа Лажечникова) / [Сочинение] М.Чайковского ; Музыка А.Корещенко. — Москва: А.Гутхейль, 1900. — 77 страниц; Наль и Дамаянти : Опера в 3 действиях и 6 картинах / Либретто Модеста Чайковского : (Составлено по Жуковскому) ; Музыка А.Аренского. — Москва: П.Юргенсон, 1903. — 37 страниц; то же. — Москва: П.Юргенсон, 1908. — 38 страниц; Пиковая дама : Опера в 3 действиях и 7 картинах (на сюжет А.С.Пушкина) / Музыка П.Чайковского ; Текст Модеста Чайковского. — Москва: П.Юргенсон, 1890. — 67 страниц; то же. — 11-е издание. — Москва: П.Юргенсон, 1915. — 64 страницы; Пиковая дама : Опера в 3 действиях и 7 картинах: (На сюжет А.С.Пушкина) : [Либретто] / Музыка П.И.Чайковского ; Текст М.Чайковского. — Москва: Государственное издательство, 1928. — 63 страницы; Пиковая дама : Опера в 3 действиях по А.С.Пушкину : [Полный текст] / Музыка П.И.Чайковского ; Либретто М.И.Чайковского. — Москва: Музгиз, 1937. — 94 страницы; Пиковая дама П.И.Чайковского : [Опера в 3 действиях и 7 картинах : Сюжет заимствован из повести А. С. Пушкина : Полный текст / Либретто М.И.Чайковского. — 3-е издание. — Москва: Музыка, 1979. — 79 страниц. — (Оперное либретто). — 20 000 экземпляров; Чайковский М.И.Евгений Онегин : Лирические сцены в 3 действиях по А.С.Пушкину : [Полный текст либретто]. — Москва: Музгиз, 1937. — 80 страниц. Пьесы: Чайковский М.И. Боязнь жизни : Комедия в 4 действиях. — Москва: Театральная библиотека С.Рассохина, 1895. — 93 страницы. — (Сцена : Драматический сборник ; 1895, выпуск 10); Чайковский М.И. Драматические сочинения. — Москва: С.Рассохин, 1900. — Том 1. — 286 страниц. — (Лизавета Николаевна : Комедия. Симфония : Пьеса. Женская любовь : Этюд. Пробный камень : Комедия); Чайковский М.И. Катерина Сиенская : Мистерия. — Москва: типо-литография товарихества И.Н.Кушнерев и К°, 1907. — 117 страниц; Чайковский М.И. Симфония : Пьеса в 5 дейстиях. — Москва: Литограяия Московской театральной библиотеки Е.Н.Рассохиной, 1889. — 135 страниц. Переводы: Потеха за потеху : Драматическая поэма в 4 действиях. = La cena delle beffee / Перевод М.Чайковского. — Москва: типо-литография товарищества И.Н.Кушнерев и К°, 1911. — 80 страниц; Вильденбрух Э. Песня ведьмы : Баллада / Перевод М.И.Чайковского. — Санкт-Петербург: типография С.Л.Кинда, 1904. — 4 страницы. — (К IV-му концерту А.Зилоти ; Сезон (2-й) 1904—1905 гг.); Корнель П. Гораций : Трагедия в 5 действиях / Перевод [в стихах] М.Чайковский. — Санкт-Петербург: А.С.Суворин, 1893. — 80 страниц. — (Дешевая библиотека ; № 149); Шекспир У. Сонеты / Перевод М.Чайковский. — Москва: типо-литография товарищества И.Н.Кушнерев и К°, 1914. — 157 страниц; Шекспир У. Трагедия о короле Ричарде II-м = Shakespeare’s Tragedy of king Richard II / Перевод [и предисловие] Модеста Чайковского. — Москва: типо-литография товарищества И.Н.Кушнерев и К°, 1906. — 207 страниц. — (Текст параллельно русский и английский ; Страниц 3: Подражание Шекспиру: (посвящение в стихах Константину Константиновичу Романову) / Модест Чайковский); Улыбышев А.Д. Новая биография Моцарта / Перевод М.Чайковского. — Москва: П. Юргенсон, 1890-1892. — Том 1-3. — 208+195+269 страниц. — 25 000 экземпляров. Биографии: Апухтин А.Н. Сочинения : в 2-х томах / С биографическим очерком Модеста Чайковского. — 4-е издание, дополненное. [1-е посмертное.]. — Санкт-Петербург: типография М.М.Стасюлевича, 1895; то же. — 7-е издание, посмертное. — Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина, 1912. — 663 страниц; Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского : По документам, хранящимся в Архиве имени покойного композитора в Клину : В 3 томах : С прибавлением портретов, снимков и факсимиле, исполненных фото-цинкографическим способом. — Москва: Лейпциг: П.Юргенсон, 1900-1902; то же. — 2-е издание, исправленное. — Москва: Лейпциг: П. Юргенсон, 1903; Жизнь Петра Ильича Чайковского : (По документам, хранившимся в архиве в Клину) : В 3 томах — Москва: Алгоритм, 1997. — 511+607+593 страниц. — 6000 экземпляров. — ISBN 5-88878-007-3; Tchaikovsky M. The Life And Letters Of Peter Ilich Tchaikovsky. — University Press of the Pacific, 2004. ISBN 1-4102-1612-8. Иные произведения: Белый камень : Альманах индивидуального искусства, индивидуальной мысли. — Москва: Маска, 1907. — Том 1. — 140 страниц. — (Авторы: Модест Чайковский [и другие.]); Ларош Г.А. Собрание музыкально-критических статей : в 3-х томах / Со вступительной статьей М.И.Чайковского. — Москва; Петроград : Общества «Музыкально-теоретическая библиотека в Москве» ; Государственное музыкальное издательство, 1913—1924. — 396+182+158 страниц; Нечаев Е.Е. Вечерние песни : Стихотворения. — Москва: М.Чайковский, 1914. — 152 страницы; Письма П.И. Чайковского и С.И.Танеева / С предисловием М.Чайковского. — Москва: П.Юргенсон, 1916. — 188 страниц. Литература: Альзуцкий И.Я. Критика музыки и либретто оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского и М.И.Чайковского. — Санкт-Петербург: типо-литография «Печатное искусство», 1910. — 132 страницы.

Kellner (469x700, 182Kb)
1851
Оскар Кельнер (немецкое имя — Oscar Kelner)
немецкий биохимик, агрохимик и физиолог. Родился Оскар Кельнер в Тилловице. В 1874 году окончил Лейпцигский университет. С 1874 по 1880 год работал ассистентом в сельскохозяйственных академиях в Проскау и Вюртемберге. В 1880 году переезжает в Японию в длительную командировку как иностранный советник при правительстве, где с 1880 по 1882 год становится профессором агрохимии в Токийском университете. В 1892 году возвращается в Германию и занимает должность директора сельскохозяйственной опытной станции в Мёккерне. Данную должность Оскар Кельнер занимает до смерти. Скончался Оскар Кельнер в Мёккерне, Германия, 22 сентября 1911 года.
Kellnerгроб (525x700, 521Kb)
Похоронен на Южном кладбище Лейпцига
Научные работы
Основные научные работы посвящены биохимии животных и растений, а также агрохимии. Показал возможность образования в организме животного жира из углеводов. Разработал новую систему питательности кормов по их продуктивному действию. Увековечение памяти: Институту животноводства в Германии присвоено имя Оскара Кельнера. Членство в обществах: Почётный профессор Токийского государственного университета. Литература: БСЭ, 3-е издание; 1984 — Биологи. Биографический справочник.

87061648_large_LazaLazareviclekaripisac_slika_O_762743 (504x700, 75Kb)
1851
Лаза Лазаревич (сербское имя — Лаза К.Лазаревић)
сербский писатель. По профессии — психиатр. Родился в Шабацк, в семье купца. Окончил начальную школу и низшую ступень высшей школы. В 1865 получает высшее образование, затем изучает право в Белграде, затем медицину в Берлине. По окончании образования становится врачом в государственной больнице в Белграде. Был военным врачом, участвовал в войнах 1876—1878 против Турции и в сербско-болгарской войне 1885, подполковник. Опубликовал 22 медицинских статьи в сербских и зарубежных изданиях. Последняя должность перед смертью — личный врач короля Милана Обреновича. В 1886 появился первый сборник его рассказов «Шест приповедака Лазе Лазаревиһа», обратившие на себя общее внимание свежестью темы, незлобным юмором и прекрасным слогом. Рассказы дали автору репутацию самого талантливого сербского писателя, «сербского Тургенева». Некоторые рассказы («У колодца» («Ha бунару») и «Мой отец» («Moj отац») были переведены на русский язык в «Неделе» и «Мире божьем» 1890. За своё последнее произведение, повесть «Он зна све», Лазаревич получил премию сербской королевской академии. Умер в Белграде 10 января 1891 года. Литература: Милан Кашанин, "Светлост у приповеци", "Летопис Матице српске", 142/1966, 397, 6; Живомир Младеновић, "Српски реалисти", Београд, 2007, 85-103, 356-376, 516-525.

mueller-breslau2 (521x700, 59Kb)
1851
Генрих Франц Бернхард Мюллер-Бреслау (немецкое имя — Heinrich Franz Bernhard Muller-Breslau)
немецкий механик. Родился в Бреслау (ныне Вроцлав). Самоучкой изучил математику и механику. В 1875 работал инженером-конструктором, специализировался в теории сооружений и мостостроении. С, 1883 - профессор Ганноверского политехнического института, затем Высшей технической школы, Берлин-Шарлоттенбург (в 1895-1890 и 1910-1911 -ректор).Один из основоположников современной строительной механики. Изучал графостатику сооружений, давление грунта на подпорную стенку. Его работа "Графическая статика строительных конструкций" получила мировое признание. Умер в Берлине 23 апреля 1925 года.

1852
Сигизмунд Михайлович Блуменфельд
российский композитор, певец, пианист и музыкальный педагог, брат Феликса Михайловича Блуменфельда. Родился в Одессе. По совету П.И.Чайковского поступил в Московскую консерваторию, учился у Дж.Гальвани (вокал) и Э.Лангера (фортепиано). Затем жил и работал в Санкт-Петербурге, где сблизился с Н.А.Римским-Корсаковым и А.К.Глазуновым, получил известность в качестве аккомпаниатора. Высоко ценил обоих Блуменфельдов В.В.Стасов, писавший, что «Сигизмунд <…> поёт почти так, как Феликс играет» В 1906 году в Санкт-Петербурге было отпраздновано 35-летие его музыкальной деятельности, почитатели во главе со Стасовым поднесли ему составленный последним поздравительный адрес. В 1918—1920 годах был хранителем музея имени М.И.Глинки в Петроградской консерватории. Умер в Петрограде 12 февраля 1920 года.
Творчество и сочинения
Его первые романсы были изданы в 1871 году. Всего написал свыше 60 романсов. Помимо романсов издал небольшие фортепианные пьесы и две пьесы для виолончели. Ему же принадлежат и некоторые переложения. Опубликовал статью «Новая (естественная) система Густава Нейгауза» («РМГ», 1910, № 3).

Wallis (479x700, 197Kb)
1852
Эдвард Валлис (Edward Wallis)
английский шахматист. Умер 25 июня 1922 года.

1852
Джон Дернесс (John Dearness)
канадский миколог, ботаник и энтомолог. Джон Дернесс родился в городе Гамильтон в Онтарио. В 1881 году Дернесс женился на Хэрриет Эмме Уилкинсон. В 1888 году он стал профессором Университета Западной Онтарио. В 1890-х годах вместе с Джобом Эллисом Дернесс начал издавать научные публикации, посвящённые грибам Канады. В 1902 году он получил степень бакалавра искусств, а в 1903 — магистра в Университете Западной Онтарио. С 1909 по 1930 Джон был редактором журнала Mycologia. В 1922 году Дернесс стал доктором юриспруденции. Джон Дернесс скончался 6 декабря 1954 года в возрасте 102 лет в своём доме в городе Лондон в Онтарио. Род и некоторые виды организмов, названные в честь Дж.Дернесса: Dearnessia Bubák, 1916; Acrotheca dearnessiana Sacc., 1912 [syn. Fusicladium pyrorum (Lib.) Fuckel, 1870]; Aspidiotus dearnessi Cockerell, 1898 [syn. Rhizaspidiotus dearnessi (Cockerell, 1898)]; Cercosporella dearnessii Bubák & Sacc. 1913 [syn. Cercosporella virgaureae (Thüm.) Allesch., 1895]; Hypoxylon dearnessii Y.M.Ju & J.D.Rogers, 1996; Isariopsis dearnessii Bubák, 1917 [syn. Phacellium dearnessii (Bubák) U.Braun, 1992]; Lalaria dearnessii R.T.Moore, 1990; Mycosphaerella dearnessii M.E.Barr, 1972; Phenacoccus dearnessi King, 1901; Taphrina dearnessii Jenkins, 1939. Литература: Tamblyn, W.F. John Dearness // Mycologia : journal. — Taylor & Francis, 1955. — Vol. 47, no. 6. — P. 909—915.

Amalio_Gimeno,_de_Christian_Franzen (560x700, 133Kb)
1852
Амалио Химено-и-Кабаньяс (испанское имя —Amalio Gimeno y Cabañas)
врач, учёный, политик, министр народного просвещения и изящных искусств (1906—1907), министр флота (1912—1913), министр иностранных дел (1916—1917), министр внутренних дел (1918—1919) и министр общественных работ (1919—1920) в правительстве Испании при короле Альфонсе XIII. Родился в Картахене, Королевство Испания.а После изучения медицины в Университете Мадрида продолжил обучение на кафедре патологии в Университете Сантьяго-де-Компостела в 1875 году и терапии в Университете Валенсии в 1877 году. Завершив образование в 1888 году переехал в Мадрид, где поступил на работу на кафедру частной и общественной гигиены в Университете Мадрида, а в 1891 году перевелся на кафедру патологии. Сыграл важную роль в подавлении эпидемии холеры, поразившей Испанию в 1885 году, проведя массовую вакцинацию населения. В 1894 году был назначен директором Национального института бактериологии и гигиены. В 1898 году стал членом Королевского совета здравоохранения. В 1915 году назначен президентом Института школьной гигиены, а в 1927 году — главой Королевского совета по здравоохранению. Амалио Химено-и-Кабаньяс был президентом Королевской академии медицины, членом Королевской испанской академии, Королевской академии наук и Академии художеств. Среди его научное наследие включает «Трактат по элементарной терапии» («Tratado elemental de terapéutica», 1877), «Трактат по общей патологии» («Tratado de patología general», 1885—1886) и «Профилактические прививки против азиатской холеры» («La inoculación preventiva contra el cólera morbo asiático»). Свою политическую карьеру он начал со вступления в Либеральную партию начал в 1886 году, получив место заместителя после выборов в избирательном округе Валенсии, а в 1893 году прошел сенат, как представитель Университета Валенсии. В 1908 году он был назначен пожизненным сенатором, а в 1910 и 1911 годах был вице-президентом сената. Начиная с 1906 года и по 1920 год Амалио Химено-и-Кабаньяс возглавлял различные министерства в правительствах Домингеса, Каналехаса, Романонеса, Прието и Альендесалазара. В 1910 году король Альфонс XII наградил его Большим Крестом Государственного Ордена. В 1913 году он был награждён Большим Крестом ордена за Морские заслуги. После выхода на пенсию в 1920 году был оставлен штатным профессором медицинском факультета Университета Мадрида с присвоением ему титула потомственного графа де Химено. В 1923 году он выступал в качестве представителя Испании на IV Ассамблее Лиги Наций, состоявшейся в Женеве 3 сентября. Умер в Мадриде, Королевство Испания, 13 сентября 1936 года.

delage-1909 (483x700, 39Kb)
1854
Ив Делаж (французское имя — Yves Delage)
французский зоолог, член Академии Наук в Париже (1901). Иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1901). Родился в Авиньоне. Свои работы по морфологии беспозвоночных (о развитии паразитических ракообразных (саккулины), турбеллярий, губок и др.) обобщил в многотомном труде "Руководство частной зоологии" (1896-1901), написанном совместно с Э.Эруаром. Особое внимание Делаж уделял изучению оплодотворения и партеногенеза; добился развития партеногенетической личинки морского ежа до взрослого состояния. Основал журнал "L"Année biologique". Умер в Со, департамент О-де-Сен, 7 октября 1920 года. Сочинения: La parthénogénése naturelle et expérimentale, P., 1930 (совмнстно с М.Goldsmith)

Itigelov (571x700, 259Kb)
1852
Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов
бурятский религиозный деятель, глава буддистов Восточной Сибири в 1911—1917 годах. Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до Анинского дацана (на территории современного Хоринского района), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение. Со второй половины 1880-х годов население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай Анинского дацана попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Плата вносилась более 15 лет, и Итигэлов смог продолжить своё образование. Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи. В последующие годы совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Цогчен-дугана (соборного храма).
Русско-японская и Первая мировая войны
В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян. Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Чойнзоном Иролтуевым. В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии — Орденом Драгоценного жезла. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени. В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.
После 1920 года
Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монгольской революции 1921 года. По легенде, Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с советской властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».
Последние дни
По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.
Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
Литературное творчество
Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.
Храм-дворец_Итигэлова (700x525, 548Kb)
Дворец хамбо-ламы Итигэлова в Иволгинском дацане
Обретение нетленного тела
Согласно завещанию, в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн (в переводе с бур. Голубое сердце) с телом Хамбо-ламы Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан. В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела. 7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Хамбо-ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм.
Научное изучение тела ламы
Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить учёным. По разрешению высших буддийских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников.
«… трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.» — Виктор Звягин, заведующий отделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы
Виктор Звягин, заслуженный врач Российской Федерации, профессор, в ответ на прямой вопрос корреспондента: «Можно сказать, что лама жив?» ответил: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов — абсолютный признак смерти». (Россия, N28, 14.07.2005, страница 11). Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз. При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушенные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько раз в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5—10 кг и составил 41 кг. С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева.
Память
Янжима Васильева, чей дед был племянником старшей сестры ламы, в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а в 2004-м — Институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил президент России В.В.Путин, который, по сообщению СМИ, «дважды в духовном уединении общался с Нетленным». В 2005 году в местности Улзы Добоо близ улуса Оронгой, где родился Итигэлов, был обнаружен источник целебной воды (аршан) и возведён субурган, посвящённый XII Пандито Хамбо-ламе. Буддийский комплекс «Улзыта Аршан» ныне является центром паломничества верующих. Литература: Амоголонова Д.Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова в контексте постсоветской десекуляризации общественного сознания // Tartaria Magna. — Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского Отделения Российской Академии Наук, 2012. — № 1. — Страницы 128—147; Жуковская Н. Л. «Феномен Итигэлова»: версии религиозные, научные, антинаучные и другие // О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011 / Н.Л.Жуковская, В.И.Корнев. — Москва: Ориенталия, 2013. — Страницы 262—279. — 480 страниц. — ISBN 978-5-91994-023-4 ISBN 978-5-94303-047-5.

Giulio_Alessio (483x700, 160Kb)
1853
Юлий Алессио (итальянское имя — Giulio Alessio)
итальянский экономист и государственный деятель. Родился в городе Падуя, Италия. Был профессором государственных финансов и финансового права в городе Падуе. Член парламента с 1897 года, сначала от партии «Крайне левая», затем от Итальянской радикальной партии. Занимал высокие государственные посты. Алессио был заместителем по финансам в Министерстве Соннино (1906), вице-президентом палаты (1913-1919), министром почт и телеграфов (1919), министром промышленности и торговли (1920-1921), министром юстиции (1921). Юлий Алессио был убеждённым антифашистом. В 1925 году Алессио был одним из тех, кто подписал «Манифест антифашистской интеллигенции» («Manifesto degli intellettuali antifascisti») Бенедетто Кроче опубликованный в либеральной итальянской газете «Il mondo» в ответ на «Манифест фашистской интеллигенции» («Manifesto degli intellettuali fascisti») группы интеллигентов, физиков, музыкантов во главе с Дж. Джентиле, в котором сотрудничающие с фашистским правительством обвинялись в предательстве идеалов итальянского Рисорджименто. Юлий Алессио скончался в ролдном городе 19 декабря 1940 года. Библиография: «Dei limiti della divisione del lavoro nell'opera scientifica» (Венеция, 1875); «II dazio di consumo, i suoi effeti e la sua riforma» (Рим, 1879); «Di alcuni criterii deirinsegnamento soperiore dell'economia politica» (Падуя, 1880); «Saggio sul sistema tributario in Italia, e sui suoi effeti economici e sociali» (Турин, 1883—1887); «Studi sulla teorica del valore del cambio interno» 1890; «La rivalutazione della lira» (1926; «Lo stato italiano» (1939); «La crisi dello stato parlamentare e l'avvento del fascismo» (1946). мИсточники: Алессио, Юлий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Yves_Delage._Photograph._Wellcome_V0028126 (504x700, 333Kb)
1854
Ив Делаж (французское имя —Yves Delage)
французский зоолог. Родился в Авиньоне. С 1901 по 1920 год являлся членом Парижской Академии Наук. Скончался в Со 7 октября 1920 года. Научные работы: Основные научные работы посвящены морфологии различных групп беспозвоночных; Проводил экспериментальные исследования процессов оплодотворения и партеногенеза; 1901 — Совместно с Э. Эруаром написал многотомный труд «Руководство по частной зоологии»; Иву Делажу удалось добиться развития морского ежа от искусственно оплодотворённой икры до взрослого состояния. Членство в организациях: Иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1901-1920). Литература: Биологи. Биографический справочник.— Киев.: Наукова думка, 1984. — Страница 219.

Paul-Klengel (567x700, 102Kb)
1854
Пауль Кленгель (немецкое имя ― Paul Klengel)
немецкий скрипач и композитор. Брат Юлиуса Кленгеля. Окончил Лейпцигскую консерваторию, затем в 1886 году защитил в Лейпцигском университете диссертацию «К эстетике музыкального искусства» (немецкое название — Zur Ästhetik der Tonkunst). В 1888—1891 годах был вицекапельмейстером в Штутгарте, затем вернулся в Лейпциг. Преподавал в Лейпцигской консерватории, выступал, помимо скрипки, как альтист и пианист, а также как хоровой дирижёр — приняв, в частности, в 1898 году руководство немецким Хоровым обществом в Нью-Йорке, где его дебют (также и в качестве аккомпаниатора местной вокалистки) был благожелательно принят прессой, слегка попенявшей, впрочем, Кленгелю на вольность темпов.Умер в Лейпциге, Саксония, Свободное государство Пруссия, Германия, 24 апреля 1935Преимущественно известен своими транскрипциями — в частности, переложением Сонаты для скрипки и фортепиано № 1 Иоганнеса Брамса для альта и фортепиано (это переложение некоторое время приписывалось самому композитору), различных камерных ансамблей Брамса — для фортепиано, транскрипцией для скрипки и фортепиано скрипичного концерта Антонио Вивальди Op. 3 No. 6 (RV 356), различных сочинений Арканджело Корелли, Карла Стамица, Тартини, Генделя, Моцарта, Антонина Дворжака и др. Самому Кленгелю принадлежит некоторое количество камерных сочинений, в том числе Шесть пьес для альта и фортепиано (1910), Серенада для скрипки и альта (1911), Три романса для альта и фортепиано (1912), а также сборники этюдов. Источники: Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #10391076X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.

Chrispijn.sr.louis.portrait.cc (487x700, 269Kb)
1854
Луис Германус Хриспейн (нидерландское имя — Louis Hermanus Chrispijn)
нидерландский актер, писатель и кинорежиссёр, один из зачинателей нидерландского кинематографа.Родился и умер в Амстердаме 1 ноября 1926 года. Луис Хриспейн является режиссёром фильмов: Лестница жизни (De Levende ladder, 1913); Nederland en Oranje (1913); Сильвия Силомбра (Silvia Silombra, 1913); Кратес (Krates, 1913); Берта (De Bertha, 1914); Опекун любви (Liefde waakt, 1914); Его скрипка (Zijn viool, 1914); Цыгане (De zigeunerin, 1914); Обмен под кроватью (De verwisseling onder het bed, 1914); De Bloemen, die de ziel vertroosten (1914); Святое дело (Heilig recht, 1914); Weergevonden (1914); Воздушные замки (Luchtkastelen, 1914); Проклятие Завета (De Vloek van het Testament, 1915) и другое. Снялся в 12 фильмах, в том числе: Silvia Silombra (1913); Nederland en Oranje (1913); De drie vrijgezellen (1914) — эпизодическая роль; Weergevonden — Vader/Father (1914); Heilig recht (1914); Een telegram uit Mexico (1914) — эпизодическая роль; De zigeunerin — Prof. Mortman — эпизодическая роль; Liefdesstrijd (1915); De vrouw Clasina — Schipper/Bargee (1915); Majoor Frans — Von Zwenken (1916); Het geheim van den vuurtoren — Van der Meulen (1916); Het geheim van Delft — Van Haaften (1917).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку