-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110730
Комментариев: 6802
Написано: 119203


14 декабря родились...

Четверг, 14 Декабря 2023 г. 10:33 + в цитатник
Charles_Canning_1st_Earl_Canning_-_Project_Gutenberg_eText_16528 (513x700, 70Kb)
1812
Чарльз Каннинг (Charles John Canning, 1st Earl Canning)
виконт, затем граф, генерал-губернатор Индии (1856), после подавления восстания сипаев — первый в истории вице-король Индии (1858). Младший сын премьер-министра Джорджа Каннинга. В 1836 г. Каннинг-младший унаследовал от матери титул виконта, а за год до этого был избран в Парламент. В консервативном правительстве Роберта Пиля он служил товарищем министра иностранных дел (1841-1846), затем руководил лесным ведомством и британской почтовой системой. После смещения в 1856 г. маркиза Дальхузи с поста генерал-губернатора Индии Каннинг по протекции лорда Пальмерстона заступил его место. Его первым мероприятием была экспедиция против персидского шаха, который вздумал занять британский протекторат в Герате. Закрепление Герата в британской сфере влияния было важным шагом в Большой Игре. Результатом этого мероприятия стал дружественный договор с афганским эмиром. В 1857 г. внимание Каннинга было занято подавлением восстания сипаев, для чего ему понадобилось привлечь отряды, отбывавшие на Опиумную войну в Китай. Одержав победу над повстанцами, Каннинг противодействовал тем, кто требовал примерно наказать за непослушание весь индийский народ. Во избежание новых волнений он усилил военные части европейцами. Именно Каннингу выпало проведение реформы управления Индией, связанной с передачей бразд правления колонией из рук Ост-Индской компании официальному представителю британской короны. Он продолжил политику «просвещения» индийского народа путём основания университетов в Калькутте, Бомбее и Мадрасе. После смерти супруги Каннинг в 1862 г. отошёл от дел. Умер в Лондоне 17 июня 1862 года, не оставив по себе наследника.

1813
Август Генрих Ганзен (немецкое имя — August Heinrich Hansen)
педагог, редактор, приват-доцент Дерптского университета (ныне Тартуский университет). Август Генрих Ганзен родился в селе Дерен (Ганновер), образование получил в Гамельнской прогимназии, Билефельдской гимназии и на богословском факультете Боннского университета (1832—1835). Мечтая о путешествии на Восток, он изучал географию и языки (арабский и английский). Был домашним учителем в одном ирландском семействе в Германии, а затем, с 1836 года, у К. Бруннова в Митаве. В этом же году выдержал при Митавской гимназии экзамен на звание домашнего учителя и в 1837 года — при Дерптском университете на звание старшего учителя. 1 января 1838 года был назначен в Дерптскую гимназию старшим учителем истории. В августе 1839 года Ганзен получил в Йене степень доктора философии за описание 43 куфических монет, найденных в Прибалтийском крае (этот труд первоначально был напечатан в Программе Дерптской гимназии 1838 г.). В апреле 1840 года Август Генрих Ганзен защитил в Дерпте диссертацию на степень магистра философии под названием «De vita Aetii particule prior». Вторая часть этого труда принесла ему звание приват-доцента Дерптского университета. 25 ноября 1840 года он допущен к чтению лекций и 15 января 1842 года утвержден в должности штатного приват-доцента. В университете читал лекции по самым разнообразным предметам: по истории римской, всеобщей (средней, новой и новейшей), славянских народов, Прибалтийского края, по исторической географии и этнографии, сравнительному языкознанию, английскому языку, еврейской грамматике, арабской нумизматике, объяснял Хронику Генриха Латвийского, Известия Геродота о Южной России, Политику Аристотеля, Германию Тацита. Как правило, по каждому объявленному курсу он читал шесть лекций в семестр. Лекции его пользовались успехом и привлекали слушателей. Август Генрих Ганзен состоял членом и председателем Эстонского ученого общества (основатель Фридрих Роберт Фельман), оказавшего большое влияние на развитие эстонской науки, языка и литературы, и был одним из учредителей Дерптского педагогического общества. В 1848 году ганзен был главным редактором журнала «Das Inland». Ганзен переиздал и перевел на немецкий язык «Хронику Ливонии» летописца Генриха Латвийского. Свои небольшие заметки он преимущественно печатал в «Abhandlungen» Дерптского Эстонского ученого общества и в журнале «Das Inland». Август Генрих Ганзен умер в городе Дерпте 3 мая 1849 года. Литература: Биографический Словарь профессоров Юрьевского университета, том I.

1813
Михаил Николаевич Турунов
действительный тайный советник, сенатор, председатель Санкт-Петербургского цензурного комитета, член Совета Главного управления по делам печати. Родился в купеческой семье. Окончил полный курс наук в Московском университете со степенью кандидата словесных наук. 13 апреля 1835 года определён на службу в Павловский кадетский корпус учителем истории. 13 июня 1838 года причислен к военно-походной Его Императорского Величества канцелярии с оставлением в прежней должности. 4 февраля 1839 года причислен к департаменту генерального штаба с оставлением на службе в Павловском кадетском корпусе. 7 сентября того же года утверждён в чине титулярного советника. 14 апреля 1840 года произведён в коллежские асессоры. 12 октября назначен секретарем канцелярии департамента генерального штаба. С 31 декабря 1842 года — учёный секретарь военно-ученого комитета по отделению генерального штаба, с оставлением в прежней должности. 16 апреля 1843 года переведён в военное министерство для занятии во 2-е отделение. 4 ноября того же года назначен старшим чиновником отделения свода военных постановлений. 27 мая 1844 года уволен от должности учёного секретаря. 5 мая 1850 года получил чин статского советника. С 28 июня по 14 сентября временно исполнял обязанности начальника отделения свода военных постановлений. 14 октября 1851 года был назначен членом комиссии для расследования преступлении губернского секретаря Штейна. 11 апреля того же года временно исполнял должность главного редактора свода военных постановлений, и в том же году за исполнение этой должности ему была объявлена благодарность директора канцелярии. 30 апреля того же года назначен членом комиссии для разбора и пересмотра протоколов, актов и брульонов представленных комиссией по приведению в известность количества и качества земель, занимаемых Уральским казачьим войском и Букеевской орды. 24 апреля 1853 года назначен производителем дел общего присутствия инженерного департамента с оставлением в директоре. 28 марта 1857 года переведён в 3 отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии старшим чиновником. В 1860 году получил чин действительного статского советника. С 21 февраля 1862 года — член Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания. Одновременно 12 июня 1863 года назначен временно председательствующим в Петербургском цензурном комитете. С 11 сентября 1865 года он — член Совета Главного управления по делам печати. С 6 марта 1868 года — сенатор. Скончался в Санкт-Петербурге 31 марта 1890; похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры. Награды: Орден Святого Владимира IV степени (1846); Орден Святой Анны II степени с Императорской короной (1848); Знак отличия беспорочной службы; Орден Святого Владимира III степени (1852); Бриллиантовый перстень с вензелевым изображением имени Его Величества (1854); Бронзовая медаль в память войны 1853—1856 (1856). Источники: Белов С.В. Энциклопедический словарь «Ф.М.Достоевский и его окружение». — Москва: Алетейя. — 2001. — Том 2. — Страница 328; Августа Владимировна Мезьер Словарь русских цензоров: материалы к библиографии по истории русской цензуры 2000 год. страница113; Столетие военного министерства. 1802-1902: Указатель биографических сведений, архивных и литературных материалов, касающихся чинов общего состава по канцелярии военного министерства с 1802 до 1902 г. включительно. Книга 1. — Санкт-Петербург: Типография М.О.Вольф, 1909.

1815
Гайд Кларк (Hyde Clarke)
английский инженер-лингвист. Родился в Лондоне. Участвовал в сооружении железной дороги и телеграфных линий в Индии и разработал систему укреплений для британской Индии. Ряд его работ по гидравлике, инженерному искусству, финансам, политической экономии напечатаны в разных журналах. Кларк говорил на сорока языках и наречиях, а понимал и того больше — до сотни, которые он изучил при продолжительных путешествиях по Кавказу, Азиатской Турции, Восточному Туркестану и Тибету, собрав в то же время много документов по этнографии и археологии этих стран. Умер в родном городе 1 марта 1895 года. Избранная библиография: «Theory of railway-investment» (1846); «Engineering of Holland» (1849); «Colonization, defence and railways in our Indian empire» (1857); «Handbook for comparative philology»; «The Iberians and praehellenic inhabitants of Asia Minor»; «The Holy Land and Europe»; «Comparative Grammar of Egyptian, Coptic and Ude»; «Researches on prehistoric and protohistoric comparative philology and archaeology» (1875); «The early History of mediterranean population» (1882); «Notes on the Ligurians, Aquitanians and Belgians» (1883); «The causes of the depression of prices» (1885); «The Picts» (1886). Источники: Кларк, Гайд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Елизавета Николаевна Ахматова (527x700, 199Kb)
1820
Елизавета Николаевна Ахматова
русская писательница и переводчица. На литературное поприще вступила в начале 1840-х годов. Коллекция документов об Ахматовой находится в личном фонде В.П.Самаренко, под названием: «Елизавета Николаевна Ахматова − первая писательница астраханка». В течение полувека имя этой писательницы, переводчицы, издательницы и журналистки пользовалось широкой известностью среди читателей. Родилась в селе Началово Астраханской губернии, в дворянской семье, владевшей небольшим имением в селе Началово − Черапаха. Увлекаясь литературой и языкознанием, она в совершенстве овладела русским, английским и французским языками и приступила к переводам художественных произведений с иностранного языка. Первый свой перевод большого исторического романа и повести она отправила в 1842 в журнал «Библиотека для чтения» Сенковского, где произведения и были напечатаны. Неизвестная переводчица из далекой провинции обратила на себя внимание редактора журнала Сенковского. Между ними завязалась переписка, а затем и дружба, которая продолжалась много лет. Позже она приступила к изданию собственного журнала «Собрание иностранных журналов, повестей, рассказов». Елизавета Ахматова поместила здесь свыше трёхсот переводов Густава Эмара, Эмиля Габорио, Виктора Гюго, Жорж Санд, Фридриха Шпильгагена, У.Коллинза, У.Теккерея, Уйда, Бульвера, Ж.Верна и других иностранных романистов. Журнал выходил в течение 30-ти лет, на его страницах читатели знакомились с произведениями многих европейских писателей: Гюго, Диккинса и других. Ее язык отличался чистотой и изяществом. «Собрание иностранных романов» пользовалось в провинции популярностью. Кроме того, в 1864—1866 она издавала детский журнал «Дело и отдых». Вслед за этим последовал и «Сборник переводов для легкого чтения в картинках». Печаталась Ахматова на страницах столичных журналов: «Санкт-Петербургские ведомости», «Сын отечества», «Собрание романов». Она состояла корреспондентом журнала «Современник», выступала под псевдонимом «Лейла». Переехав в Санкт-Петербург, Е.Н.Ахматова организовывала по субботам литературные вечера. Частыми посетителями «субботника» были писатели, критики, историки. Находясь в столице, она сумела занять достойное положение в литературно-художественных кругах того времени, снискать себе уважение и оставить заметный след в истории нашей национальной культуры. Скончалась в Санкт-Петербурге 25 апреля 1904 года. Имя писательницы астраханки вошло во все крупные словари дореволюционной эпохи. Литература: Г.А.Крылов. Ахматова. — Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Том 1: А — Г. Москва : Советская энциклопедия, 1989. Страницы 128—129.

1821
Густав Греф (немецкое имя — Gustav Graef)
немецкий исторический и портретный живописец. Член Прусской академии искусств с 1880 года. Родился в Кëнигсберге. В 1842 году поступил в Кёнигсбергский университет, где был активным членом студенческого сообщества и создал свою первую литографию. В 1843—1846 годах обучался в Дюссельдорфской королевской академии художеств под руководством Фердинанда Теодора Хильдебрандта и Фридриха Вильгельма фон Шадова, затем совершил несколько поездок в Антверпен, Париж, Мюнхен, провëл четыре года в Италии. По возвращении в Кёнигсберг женился на художнице Франциске Либрейх (1824—1893), сестре фармаколога Оскара Либрейха и офтальмолога Рихарда Либрейха. Один из их сыновей, Бото стал известным историком искусств. Дочь Сабина вышла замуж за художника Рейнгольда Лепсиуса и сама стала известной художницей. С 1852 года жил в Берлине. В 1849 году получил заказ на создание фресок в купольной зале Нового музея. Им была написана огромная картина «Карл Великий усыновляет Видукинда» (эпизод Саксонской войны) по эскизу Вильгельма фон Каульбаха, стилю которого он подражал и в других своих монументальных работах. Затем последовал заказ на создание четырёх, исполненных восковыми красками сцен из сказаний о Геракле и Тезее для берлинского Старого музея. Перейдя потом от древности и мифологии к новейшей истории, Греф написал, между прочим, прекрасные жанровые картины: «Любовь к отечеству в 1813 г.» (находится в Берлинской национальной галерее), «Выступление восточнопрусского ландвера в поход» и «Прощание литовского ополченца со своею возлюбленной». После 1862 года, он сосредоточился на портретной живописи, написании идеализированных женских портретов, которые принесли ему большой коммерческий успех. В 1868—1870 гг. украсил вестибюль университетского здания в Кенигсберге четырьмя большими историческими картинами, изображающими Солона, Фидия и Демосфена в важнейшие моменты их жизни, и некоторые другие работы в том же роде. Густав Греф стал членом Прусской академии искусств в 1880 году. Состоял профессором Берлинской академии художеств. На пике своей славы, в 1885 году Греф был арестован и обвинен в связи несовершеннолетней моделью. Это вызвало крупный скандал в берлинском обществе, так как молодая девушка была из знатной семьи, благосклонно настроенной к художнику. Впоследствии он был оправдан, не без большого ущерба для обеих сторон. Умер в Берлине 6 января 1895 года. Галерея: Выступление восточнопрусского ландвера в поход (1861); Восточная девушка (1887); Русалка (до 1895); Портрет Фрэнсиса Гальтона. Источник: Сомов А.И.Греф, Густав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1821
Алоиз Вячеславович Едличка (немецкое имя — Alois Jedliczka)
украинский композитор и музыкальный педагог чешского происхождения. Родился в селе Куклени, ныне в составе города Градец-Кралове, Чехия. Отец Эрнста Едлички. Окончил Пражскую консерваторию (1842), ученик Диониса Вебера и Джованни Баттиста Гордиджани. С 1848 г. жил и работал в Полтаве, преподавал в Институте благородных девиц; среди его учениц была и будущая оперная певица Александра Сантагано. Известен, прежде всего, фортепианными обработками украинских народных песен, составившими сборник «Собрание 100 малороссийских песен» (1861, переизданы в издательстве Юргенсона в 1869 г.); обработал также музыку Опанаса Марковича к драме Ивана Котляревского «Наталка Полтавка». Автор собственных фортепианных пьес и романсов. Умер в Полтаве 14 декабря 1894 года.

 (558x699, 68Kb)
1821
Николай Федорович Щербина
русский поэт XIX века. Родился в Миусском округе Земли Войска Донского, в имении своей матери. Его отец был украинец, а мать — гречанка. Это последнее обстоятельство, а также переселение его родителей в Таганрог (в 1829 году), населённый по преимуществу греками, имело большое влияние на воспитание эстетического чувства Щербины, познакомив его с греческим бытом и преданиями. Учился в Таганрогской мужской гимназии, но курса не окончил. Уже с самой ранней юности Щербина пристрастился к изучению греческого языка и литературы и в 13 лет написал поэму «Сафо». В 1838 году в «Сыне Отечества» появилось его первое произведение «К морю». Принуждённый вследствие бедности снискивать пропитание уроками, Щербина не мог окончить систематического курса высшего образования. После издания в Одессе книжки «Греческие стихотворения» — переселился в Москву, где был помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей», писал стихи в «Москвитянине». В 1854 году перебрался в Санкт-Петербург, получил место чиновника особых поручений при товарище министра народного просвещения, князе П.А.Вяземском. Последние годы жизни Николай Щербина служил в Министерстве внутренних дел при главном управлении по делам печати. Умер в Санкт-Петербурге 10 апреля 1869 года. В 1850 году он издал книжку «Греческие стихотворения», очень благосклонно принятую публикой, и переселился сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где был причислен к главному управлению по делам печати. Щербина стал известен в русской литературе главным образом как автор мастерских антологических стихотворений из древнегреческой жизни, отличающихся чистотой и музыкальностью языка, но отвлечённое содержание, далёкое от запросов и интересов современности, придало его произведениям слишком книжный характер и тем лишило их живой и непосредственной поэзии. В 1855 году во время осады Таганрога был в составе парламентёров (прокурор Война, Ю.Франк и Н.Щербина), доставивших ответ на ультиматум англичан о сдаче Таганрога. Стихотворения Щербины были изданы 5 раз до революции: в 1850, 1851, 1857, 1907 годах и полное собрание сочинений в 1873 году. Неоднократно издавался и в советское время. Романс А.Гурилёва на стихи Щербины «После битвы» был весьма популярен в среде российского флота. По мотивам этого романса Г.Д.Зубаревым в 1900-е годы была написана (по другой версии — записана из фольклора) песня «Раскинулось море широко», ставшая знаменитой (в 1937 записана Леонидом Утёсовым, в 1996 записана Юрием Шевчуком для проекта «Митьковские песни») и часто обозначаемая как народная. В последние годы жизни приобрёл известность как сатирик («Сонник современной русской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному „Соннику Мартына Задеки“», 1857, «Альбом ипохондрика», 1841—1861; «Сатирическая летопись», 1861—1869). По замечанию ЭСБЕ, «некоторые из его эпиграмм по неприличию тона не могли быть напечатаны даже после его смерти». Издания сочинений: Греческие стихотворения.-- Одесса, 1850; Новые греческие стихотворения Н.Ф.Щербины (1850--1851).- Москва, 1851; Стихотворения; В 2 томах- Санкт-Петербург, 1857; Полное собрание сочинений- Санкт-Петербург, 1873; Из неизданных стихотворений Н.Ф.Щербины.- Санкт-Петербург, 1907; Альбом ипохондрика / Редактор и примечания Р.В.Иванова-Разумника.- Ленинград, 1929; Стихотворения / Вступительная статья, редакция и примечания И.Айзенштока.- Москва; Ленинград, 1937; Поэты 1840--1850-х годов / Вступительная статья и общая редакция Б.Я.Бухштаба; Библиографические справки, примечания В.С.Киселева.-- Москва; Ленинград, 1962; Избранные произведения / Вступительная статья И.Д.Гликмана; Составитель, подготовка текста и примечания Г.Я.Галагана.- Ленинград, 1970. Литература: Щербина, Николай Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Щербина, Николай Федорович // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — Санкт-Петербург— Москва, 1896—1918; Щербина, Николай Фёдорович — статья из Большой советской энциклопедии; Щербина Николай Федорович. // «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Том 2. М-Я. Под редакцией П.А.Николаева. Москва, «Просвещение», 1990. Из БСЭ: Магина Р.Г., Стихотворный цикл «Ямбы и элегии» Н.Ф.Щербины, «Учёные записки Московского государственного педагогического института», 1967, том 256, часть 2.

Pierre-Cécile_Puvis_de_Chavannes_BNF_Gallica (501x700, 235Kb)
1824
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (французское имя — Pierre Puvis de Chavannes)
французский художник-символист. Пюви де Шаванн родился в Лионе, в старинной бургундской семье. Отец — горный инженер — хотел, чтобы сын продолжил его дело. По болезни не поступил в Политехническую школу. Учился в Лионском коллеже и Лицее Генриха IV в Париже. Однако после окончания учёбы Пьер Сесиль увлекается живописью. Писать начинает самостоятельно, одновременно и обучаясь живописи в процессе работы, опять же самостоятельно. Некоторые уроки он получил под руководством Ари Шеффера и Тома Кутюра в Париже, а в течение двух недель был учеником Эжена Делакруа. В наставниках разочаровался. Будучи материально обеспеченным, в 1852 году вместе с друзьями создаёт собственную мастерскую на площади Пигаль, много работает, ежедневно штудируя модель. Дружеские советы и собственный опыт дали, по словам художника, больше, чем пребывание в трёх школах. Наибольшее влияние на развитие индивидуальной творческой манеры Пюви де Шаванна оказали фрески мастеров Раннего Возрождения (произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии) и творчество Энгра. Работал он преимущественно в области монументально-декоративной живописи. Как правило, его работы представляет собой стилизацию под античность в духе итальянских живописцев XV столетия. Многие полотна Пюви де Шаванна — это монументальные вещи, написанные маслом в мастерских и закреплявшиеся затем на стенах у заказчиков. Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, «Bellum» и «Concordia», были написаны в 1861 году для амьенского музея. За ними следовали: «Отдых» (1862), «Труд» (1863), «Осень» (1865), «Славь­ся, Пи­кар­дия-кор­ми­ли­ца» (1865) с символическим изображение сельской жизни в Пикардии и «Массилия, греческая колония» (1869) — идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая картина Пюви де Шаванна в том же роде, «Pro patria ludus», была написана в 1882 году, также для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей, упражняющихся в метании копий. В композициях Пюви де Шаванна пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Настоящая известность пришла к Пюви де Шаванну после создания двух композиций под одинаковым названием «Надежда» (1871—1872). На обеих картинах на фоне скромного весеннего пейзажа изображена молодая девушка, аллегория Надежды (обнажённая в варианте 1871 года и одетая в белое платье в варианте 1872 года).
14 декабря 1824 года родился Пьер Сесиль ПЮВИ ДЕ ШАРВАННpost-154-129230853617 (608x700, 371Kb)
Фигура девушки помещена на переднем плане, а пейзаж создаёт ощущение плоского фона, из-за чего находящаяся в руках обнажённой девушки оливковая ветвь (символ мира) воспринимается скорее как дерево на заднем плане картины. Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, Пюви де Шаванн ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие две сцены из жизни святой Женевьевы (1874—1877), «Священная роща» (на лестнице дворца искусств в Лионе), «Науки и искусства» (1887—1889, в амфитеатре Сорбонны), «Inter artes et naturam» (на лестнице Руанского музея), «Четыре времени года» (в парижской ратуше, 1889—1893), «Музы» (1893—1895, библиотека университета, Бостон). Менее удачны его патриотические аллегории: «Вооружённая богиня-покровительница города Парижа следит глазами за воздушным шаром»; «Богиня, принимающая письмо от почтового голубя»; «Париж, приветствующий Виктора Гюго». Сам художник лучшей своей работой считал полотно «Девушки у моря» (1879), представляющее собой живописную аллегорию гармонии человека и природы. Здесь блестяще проявилось умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию. Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт интимной сцене «глубокое дыхание» монументальной росписи. В манере художника заметно также влияние Эжена Делакруа и Теодора Шассерио. Пюви де Шаванн был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был С.П.Дягилев, что, безусловно, сказалось и на развитии художественной группы «Мир искусства». В 1897 году В.Э.Борисов-Мусатов, покорённый искусством Пюви де Шаванна, пытался поступить к нему в ученики, но опоздал. Художник закрыл своё ателье. Пюви де Шаванна своим вторым учителем (после А.И.Куинджи) называл Н.К.Рерих, ознакомившийся с его творчеством во время командировки в Париж с 1900 года. Женился Пюви де Шаванн в 75 лет на Марии Кантакузен. Но семейная жизнь продолжалась совсем не долго — через год после свадьбы жена умерла, а через два месяца 24 октября 1898 года умер в Париже, и сам мастер. Картины Пюви де Шаванна: «Работа» (1863); «Осень» (1865); «Сон» (1867); «Массилия, греческая колония» (1869); «Мария Магдалина в пустыне» (1869); «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1869); «Надежда» (1871); «Надежда» (1872); «Молитва святой Женевьевы» (1876); «Девушки у моря» (1879); «Бедный рыбак» (1881); «Pro patria ludus» (1882); «Лето» (1891); «Песня пастуха» (1891); «Мадлен» (1897). Литература: Vachon, Marius. Puvis de Chavannes, un maǐtre de ce temps. — Paris: Société d'Edition Artistique, 1895. — 258 p; Werth, Leon. Puvis de Chavennes. 2st ed. — Paris: Les Editions G. Cres & Cie, 1926. — 126 p; Тугендхольд Я. Пювис де Шаванн. — Санкт-Петербург: Огни, 1911. — 92 страницы; Lemoine,Serge. From Puvis de Chavannes to Matisse and Picasso toward Modern Art. — London: Thames & Hudson, 2002. — 568 p;. Пювис де-Шаванн, Пьер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Пювис де Шаван // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 томах — Санкт-Петербург, 1907—1909; Алёхин А. Пьер Пюви де Шаванн // Юный художник. — 1989. — № 7. — Страницы 30—34.

Gershelman_KI (521x700, 329Kb)
1825
Константин Иванович Гершельман
русский военный деятель, генерал-адъютант (29 апреля 1876), генерал от инфантерии (26 мая 1896), участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Воспитывался в Павловском кадетском корпусе, откуда произведённый 22 августа 1844 года в первый офицерский чин прапорщика и поступил в лейб-гвардии Павловский полк. По окончании Императорской военной академии (по 1-му разряду) в 1848 году был причислен к Генеральному штабу; 23 апреля 1848 произведён в подпоручики. В 1849 году он участвовал в военных действиях против венгров и при форсировании переправы через реку Тису у Токая был контужен ядром в голову; за отличия в Венгерском походе награждён орденами Святой Анны IV степени «За храбрость» и Святой Анны III степени с мечами и бантом. С 18 декабря 1849 — поручик. Занимая различные должности по Генеральному штабу в пределах Санкт-Петербургского военного округа, он 27 сентября 1864 года был произведён в генерал-майоры и назначен помощником начальника штаба войск этого округа, в 1868 г. зачислен в свиту Его Императорского Величества. 11 сентября 1873 года произведён в генерал-лейтенанты, в 1876 году пожалован генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству и назначен начальником 24-й пехотной дивизии, с которой и отправился на европейский театр войны с Турцией. «Эта дивизия, — писал очевидец шипкинской обороны Н.Бороздин, — считалась почти равной гвардии, её командир был близок ко двору и, посылая своих солдат на перевал, он рекомендовал офицерам „не нежить нижних чинов и показать шипкинцам, как должен вести себя настоящий солдат“». В октябре 1877 г. дивизия прибыла на Шипку, а в ноябре начались сильные морозы и снежные ураганы, гибельно отозвавшиеся на дивизии, «щегольски одетой» и «воспитанной на строгой опеке», но обутой и одетой не для зимней кампании в горных условиях Балкан. Потеряв в течение месяца больными и ознобившимися в трёх полках 5425 человек, дивизия, получившая название «замёрзшей», 18 декабря 1877 г. была снята с шипкинской позиции. В.И.Немирович-Данченко сообщал: «В убогом соборе в Габрово лежали ряды солдат 24-й дивизии. Это были замерзшие мученики Шипки… Замерзнувшие потому что их жизнь никому не была дорога. Шаркунам, фразерам, карьеристам не было дела до этих сотен наших тружеников». После Шипки Гершельман был назначен состоять в распоряжении главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, а по окончании войны, формально оставаясь командиром 24-й пехотной дивизии (до 1880 г.), был прикомандирован к войскам гвардии и Петербургского военного округа; в 1894 г. отчислен в свиту Его Императорского Величества, в 1896 г. произведён в генералы от инфантерии. Умер 28 ноября 1898 года; похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Награды и премии: Орден Белого орла; Орден Святой Анны I степени с мечами; Орден Святой Анны III степени; Орден Святой Анны IV степени; Орден Святого Станислава I степени; Кавалер Большого креста ордена Франца Иосифа; Кавалер ордена Короны II класса (Пруссия); Орден Железной короны I степени. Сыновья Гершельмана также дослужились до генеральских чинов: Сергей Константинович (1854—1910) — генерал от инфантерии, во время русско-японской войны командовал 9-й пехотной дивизией и затем был Московским генерал-губернатором; Фёдор Константинович (1853—не ранее 1927) — генерал от кавалерии, был начальником штаба Варшавского военного округа и известным военным писателем. Дмитрий Константинович (1859—1913) — генерал от инфантерии (1913), начальник штаба Отдельного корпуса жандармов (1907—1913). Источники: Гершельман, Константин Иванович // Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1898 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1898. — Страница 85; Бороздин Н. Шипка — Плевна (1877—1878). — Москва, 1912; Гершельман, Константин Иванович // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие.]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915; Немирович-Данченко В.И. Год войны (дневник русского корреспондента). Том 2. — Санкт-Петербург, 1879.

Ezequiel3 (436x700, 98Kb)
1825
Эсекиель Уртадо Уртадо (испанское имя — Ezequiel Hurtado Hurtado) —
колумбийский военный и политик, президент Соединённых Штатов Колумбии. Родился в городе Сильвия, Каука, департамент Каука, Колумбия, его родителями были Николас Уртадо и Мария Тринидад Уртадо. В 1852 году получил диплом юриста в Университете Кауки, затем стал там же преподавателем. В 1854 году принял участие в гражданской войне, развернувшейся после государственного переворота, организованного генералом Мело. В 1860 году принял участие в другой гражданской войне на стороне поднявшего восстание Мариано Оспины. В 1861 году был произведён в генералы. В 1863 году принял участие в состоявшемся в Рионегро после победы в гражданской войне Конституционном Конвенте, в результате которого была принята новая конституция, и страна была преобразована в Соединённые штаты Колумбии. В 1868 году был избран в Палату представителей колумбийского парламента, впоследствии стал сенатором. Хулиан Трухильо, избранный в 1878 году президентом страны, сделала Эсекиеля Уртадо министром армии и флота в своём правительстве. С 1879 по 1883 годы был президентом Суверенного штата Каука. Принятая в 1863 году Конституция отменила в стране пост вице-президента, и ввела посты «Designado Presidencial» — первый (Primer), второй (Segundo) и третий (Tercer); занимающие эти посты люди должны были исполнять обязанности президента (в указанном порядке) в случае его отсутствия (а также невозможности исполнения президентских обязанностей предыдущим Designado Presidencial). На выборах 1884 года президентом был избран Рафаэль Нуньес, а Эсекиель Уртадо стал первым Designado Presidencial. В связи с тем, что Нуньес не смог сразу приступить к своим обязанностям, Уртадо был главой исполнительной власти страны с апреля по август 1884 года. В ходе очередной гражданской войны выступил против программы «Регенерации» президента Нуньеса, в 1885 году был арестован и выслан в Коста-Рику. Получил разрешение вернуться на родину лишь в 1889 году, незадолго до смерти. Умер в городе Попаян, департамент Каука, Колумбия, 24 сентября 1890 года.

1827
Поль Альбер (французское имя — Paul Albert)
французский писатель и педагог. Поль Альбер родился в городе Тионвиль. С 1859 года профессор факультета в Пуатье, читал потом лекции по латинской литературе в парижской «Ecole normale», сделался в 1878 году преемником Ломени в «Collège de France». Поль Альбер скончался в Париже 21 июня 1880 года. Лекции, читанные им по приглашению министра Дюрюи для девиц в Сорбонне, собраны под заглавием: «La poésie, études sur les chef-d’oeuvres des poètes de tous les temps et de tous les pays» (1869) и «La prose, études sur les chef-d’oeuvres des prosateurs de tous les temps et de tous les pays» (1870). Избранная библиография:: Saint Jean Chrysostome considéré comme orateur populaire, thèse, 1858; La Poésie. Leçons faites à la Sorbonne, pour l'enseignement secondaire des jeunes filles, 1868; La Prose. Leçons faites à la Sorbonne, pour l'enseignement secondaire des jeunes filles, 1869; Histoire de la littérature romaine, 2 vol., 1870-1871; La Littérature française des origines à la fin du XVIe siècle, 1872; La Littérature française au dix-septième siècle, 1873; La Littérature française au dix-huitième siècle, 1874; La Prose. Études sur les chefs-d'œuvre des prosateurs de tous les temps et de tous les pays, 1874; La Poésie. Études sur les chefs-d'œuvre des poètes de tous les temps et de tous les pays, 1874; Lettres de Jean-François Ducis, 1879; Variétés morales et littéraires, 1879; Oeuvres choisies de Diderot, 1879; Poètes et Poésies, 1881; La Littérature française au dix-neuvième siècle, 2 vol., 1882.

Izabella_Działyńska2 (433x700, 272Kb)
1830
Изабелла-Елизавета Дзялынская (урождённая княжна Чарторыйская; польское имя — Izabella Elżbieta z Czartoryskich Działyńska)
польская художница и коллекционер из княжеского рода Чарторыйских. Родилась в Варшаве, в семье Адама Чарторыйского (1770—1861) и Анны Софии Сапеги (1799—1864). Выросла в Париже. В 1852 году была в числе кандидаток при выборе будущей жены для Наполеона III, подходя своей царственной внешностью к положению императрицы. В 1857 году вышла замуж за графа Иоанна Дзялынского (1829—1880). В браке детей не было. После польского восстания 1863 года нарушилась семейная жизнь Дзялинських, в частности возникли имущественные споры. Иоанн Дзялыньский был вынужден покинуть Польшу и пять лет скрываться во Франции, получив от прусского правительства заочно смертный приговор. Впоследствии смог вернуться домой, поскольку в 1869 году получил амнистию. От своего отца Изабелла унаследовала Отель Ламбер - резиденцию Чарторыйских в Париже, политический штаб и культурный центр польской эмигрантской диаспоры во Франции. Вместе с братом Владиславом Чарторыйским занималась делами Отеля, особенно Польским институтом. Много путешествовала по Европе, а также Алжиру, Египту, Святой Земле. Большую часть жизни жила в Париже, а после брака - также в Голухувском замке, который в качестве компенсации получила в 1872 году от своего мужа за то, что одолжила ему деньги на Январское восстание. Считают, что страсть к коллекционированию унаследовала от своей бабушки — княгини Изабеллы Чарторыйской, которая основала первый в Польше музей. Елизавета Дзялынская собрала коллекцию античных ваз, икон, мебели, разместив коллекцию в замке, сделав из него музей. Умерла в городе Ментона (департамент Приморские Альпы, Франция) 18 марта 1899 года, погребена в склепе в селе Голухув. Источники: Danuta Marek, Ordynacja gołuchowska Izabelli z Czartoryskich Działyńskiej (1830-1899), Muzeum Narodowe w Poznaniu 1994, ISBN 83-85296-20-4; Róża Kąsinowska, Gołuchów. Rezydencja magnacka w świetle źródeł, Ośrodek Kultury Leśnej w Gołuchowie 2006, ISBN 83-922-141-1-0; Teresa Jakimowicz, Elżbieta Działyńska, w: Wielkopolski Słownik Biograficzny, Warszawa-Poznań 1981.

MadarГЎsz_Viktor_Г¶narckГ©p (562x700, 79Kb)
1830
Виктор Мадарас (венгерское имя – Viktor Madarász)
венгерский художник-романтик. Родился в городе Четнек. Восемнадцатилетним участвовал в Революции 1848—1849 годов, некоторое время находился в эмиграции. После изучения юриспруденции Мадарас учился живописи в венской Академии художеств и в частной школе Фердинанда Вальдмюллера. Работал в ателье Конье. Испытал в творчестве влияние Поля Делароша. Наиболее продуктивными в его творчестве стали годы, проведённые в Париже. В 1860 году его драматические полотна заслужили золотую медаль на выставке в Париже. Вернувшись в Пешт в 1870 году, бросил живопись и занялся унаследованным делом отца, но обанкротился. Известен романтико-патетическими полотнами по мотивам венгерской истории и портретами. Работы Виктора Мадараса хранятся в Венгерской национальной галерее. Картина Мадараса «Габор Бетлен в кругу своих учёных» украшает банкноту в 2000 венгерских форинтов. Умер в Будапеште 10 января 1917 года. Литература: Szekely Z., Madarasz Viktor, Bdpst, 1954.

MAkmulla (489x700, 147Kb)
1831
Акмулла (башкирское имя – Аҡмулла; казахское имя – Ақмолла; татарское имя — Акмулла; настоящее имя — Мифтахетдин Камалетдинович Камалетдинов; башкирское имя — Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы, казахское имя – Мифтахетдин Камалетдинұлы Мұхамедияров)
башкирский, казахский и татарский поэт-просветитель, поэт-философ, поэт-мыслитель. Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Также оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур, а также его творчество было широко известно среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов. Родился в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской воблости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). Происхождение писателя точно не известно. Согласно ревизским сказкам XIX века, отец — Камалетдин Искужин (родился в 1805), указной имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (родилось в 1809), оба являются башкирами-вотчинниками Кульиль-Минской волости Белебеевского уезда. По другой же версии, отцом Акмуллы является казах Мухаммедьяр. Риза Фахретдин же пишет, что его отец был башкиром, а мать из «казанцев». Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами, в частности, работал плотником, а также получил известность как талантливый поэт-импровизатор. Будучи не в состоянии жить на одном месте, в 25 лет он отправился путешествовать. Согласно X ревизии 1859 года, Мифтахетдин в 28 лет ещё жил в семье отца. Акмулла путешествовал по югу Башкортостана, а затем в Зауралье. Мифтахетдин Акмулла на своей телеге, в специальных отсеках которой он хранил книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, кочевал по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана, распространяя среди людей гуманистические идеи, в том числе взгляды татарских просветителей. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, а также читал свои стихи перед народом. Не понаслышке зная жизнь простого народа, Мифтахетдин Акмулла сам сталкивался с притеснениями со стороны богачей. По доносу казахского бая Батуча Исянгильдина был осуждён за уклонение от службы в царской армии и на четыре года (1867—1871 гг.) заключён в Троицкую тюрьму. Будучи в заключении, Акмулла создал множество широко известных произведений: «Место мое — в зиндане» («Мәҡамым минең — зиндан») и другие. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 20 октября 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса. По версии башкирских ученых большинство своих произведений Акмулла создавал на башкирском и казахском языках, а также на языке тюрки. Согласно исследователям старотатарской литературы, язык большинства произведений Акмуллы - смешанный казахско-татарский, поскольку сочетает в себе элементы двух языков. Встречаются также некоторые элементы башкирского языка. Отдельные стихи написаны в полном соответствии с канонами старотатарского литературного языка. До Октябрьской революции его книги выходили на татарском языке, с частым включением отдельных башкирских и казахских слов и словосочетаний, идиоматические выражения и сравнения, не говоря уже о традиционных образах из башкирского и казахского фольклора. Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но использовал и другие поэтические формы. Творчество Мифтахетдина было пронизано гуманистическими идеями того времени, включило в себя передовые веяния общественной жизни России. В своем творчестве он проповедовал просветительские идеи, утверждал стремление человека к свету и прогрессу. Оно заслужило любовь и признание среди населения, а также оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Его псевдоним Акмулла означает «светлый, праведный учитель». В стихотворении «Башкиры всем нам нужно просвещенье!» Акмулла одним из первых обратился к башкирскому народу с призывом овладевать знаниями. Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в борьбе против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Основным способом добиться облегчения жизни простого народа он видел в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. В мировоззрении Акмуллы центральное место занимал вопрос о месте знаний в жизни общества. Придерживался позиций идеализма в понимании законов общественного развития, считал, что социальное бесправие народа можно устранить путём просвещения. Это отразилось, например, в стихотворении «Назидания». Для Акмуллы центральное место в системе его ценностей занимали знание и воспитанность, внутренняя чистота человека, проблемы морального, нравственного порядка. Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Г.Тукай, М.Гафури, Ш. Бабич, Д.Юлтый, Ш.Аминев-Тамьяни, Сайфи Кудаш и др. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Башкортостане и Российской Федерации, но и в странах СНГ. До настоящего времени дошло далеко не всё из творческого наследия Мифтахетдина Акмуллы. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трёх тысяч строк. Однако многие произведения поэта или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Причиной тому являлось то, что Акмулла большую часть своих произведений хранил в памяти, поскольку они создавались для устного исполнения. Стихи поэта распространялись в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта небольшая книга стала первым и последним прижизненным изданием произведений поэта. Произведения и публикации: «Место мое — в зиндане»; «Башкиры мои, надо учиться!»; «Элегию в память о Шигабутдине Марджани»; «Назидания» («Нәсихәттәр»); «Письмо отцу» («Атайыма хат»); Памяти Шигабутдина Марджани. Казань, 1892 (на татарском языке); Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи. Казань, 1907 (на татарском языке); Сборник стихов. Алма-Ата, 1935 (на казахском языке); Акмулла. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1981, 223 с. (на башкирском языке); Говорят…; Весна; Вот слово Акмуллы.
Akmullah_monument_in_Ufa (700x525, 562Kb)
Памятник Мифтахетдину Акмулле в Уфе.
В 1911—1916 гг. выходит сатирический журнал для мусульман «Акмулла». На родине поэта — в деревне Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан Музей Мифтахетдина Акмуллы. В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. (Лауреаты премии: Р.Шакур (1989), А.Вильданов (1990), Р.Султангареева (1993), Р.Сахаутдинова (1994), Г.Шафиков (1995) и другие). Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет. 8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Мифтахетдину Акмулле в одноимённом сквере на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции. В честь поэта названа муниципальная газета Миякинского района — «Аҡмулла төйәге» (башк. «родная земля Акмуллы»). Выпускается еженедельное литературно-юмористическое приложение «Акмулла» к республиканской газете «Башкортостан». В честь поэта названа улица в городе Альметьевск. Литература: Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX в. Москва, 1981; Шакуров Р.З. Звезда поэзии. Уфа, 1981; Вильданов Ә. Х. Аҡмулла — яҡтылыҡ йырсыһы. Өфө, 1981; Башҡорт әҙәбиәте тарихы, 6 томда. 2-се том. Өфө, 1990;

000Arsenio_Martinez_Campos_cph.3c34807 (489x700, 202Kb)
1831
Арсенио Мартинес де Кампос (испанское имя — Arsenio Martínez-Campos Antón)
испанский генерал в государственный деятель. Родился в городе Сеговия. В 1870-х годах успешно сражался с карлистами; способствовал воцарению Альфонса XII; в 1877 году принял начальство над испанскими войсками на о-ве Куба и покончил с тамошним восстанием. Обещания, данные им инсургентам, возбудили неудовольствие министра-президента Кановас-дель-Кастильо, поэтому в марте 1879 года Мартинес сам принял управление государственными делами, чтобы защитить перед кортесами заключенное им соглашение, но не имел успеха и сложил с себя должность министра-президента. При помощи Сагасты в 1881 году снова сверг министерство Кановаса дель-Кастильо, принял в новом кабинете военное министерство и удержал его до октября 1883 года. Позже не раз был избираем президентом сената.
0000General_Arsenio_Martínez_Campos_(1831-1900) (443x700, 426Kb)
В 1894 году заключил договор с Марокко, которым были удовлетворены все требования Испании. В 1895 году снова был послан на вновь возмутившуюся Кубу, где ему с самого начала пришлось бороться с большими затруднениями. В 1896 году уволен от должности главнокомандующего на острове Кубе, так как вследствие недостатка войск и всеобщего возмущения против Испании он не мог подавить восстания, и быть может еще более вследствие сделанного им правительству предложения произвести на острове реформы. С 1899 года — президент сената. Арсенио Мартинес де Кампос скончался в городе Сараус 23 сентября 1900 года.

000Гатцук_Алексей_Алексеевич (567x700, 216Kb)
1832
Алексей Алексеевич Гатцук
русский археолог, публицист и писатель. Алексей Алексеевич Гатцук происходил из малороссийских дворян Черниговской губернии. Родился в Одессе. Учился в Москве, в 1-й и в 4-й гимназии, затем на филологическом факультете Московского университета. Окончил университетский курс со званием действительного студента в 1857 году, а затем выдержал испытание на степень кандидата. В 1859 году Алексей Алексеевич Гатцук получил должность адъюнкта по кафедре русской словесности в Ришельевском лицее, в Одессе. Тогда же он проявил себя как публицист статьями «Новости малороссийской литературы» («Московские Ведомости» № 98 и 112) и «Евреи в русской истории и поэзии» («Сион» 1861 г., № 1, 5, 10, 11, 38, 39). Его брат, Николай Алексеевич Гатцук, выпустил малороссийскую азбуку — «Украінська Абетка». Большой известностью пользовались издаваемые им «Газета Гатцука» и «Крестный Календарь». Похоронен в Донском монастыре. А.А.Гатцук был членом-основателем Московского Археологического Общества. А.А.Гатцук известен как исследователь курганов Московской губернии. Он предполагал, что Москва-река служит резкой археологической границей. Он указывал, что к югу от Москва-реки жили родственные, хотя и разновременные, финские племена, а к северу по его мнению были следы славянского племени. В качестве члена Археологического Общества А.А.Гатцук настаивал на систематическом наблюдении за земляными работами в древних городах Руси. Когда на первом съезде организованном Московским археологическим обществом возник спор о происхождении слова «Русь», А.А.Гатцук не поддержал ни одну из сторон, а старался определить правильную форму для самого спора. В своих сообщениях «О каменных бабах Московской губернии» А.А.Гатцук принял участие в спорном вопросе о так называемых «каменных бабах». Умер в Москве 23 октября 1891 года. C Новости малороссийской литературы («Московские Ведомости» № 98 и 112); Евреи в русской истории и поэзии («Сион» 1861 г., № 1, 5, 10, 11, 38, 39); Старина Русской земли; О курганах Московской губернии (в «Чтениях общества истории и древностей», 1863—1864); Отчёт об археологических раскопках в окрестностях Москвы («Голос», № 4, 1864); О некоторых древних вещах из Чертковского собрания («Русский архив», 1864); О курганах, господствующих в Московской губернии («Чтения в ОИДР», 1869, книга 4; Заметка о «каменных бабах» близ Москвы (Тамсама, 1870, книга 3); А.С.Пушкин под секретным надзором в Москве в 1829 («Русская старина», 1884, № 6); Николай Коперник, основатель новой астрономии (Москва, 1873 г., издание «Общества распространения полезных книг»); Житие Святого Тихона Задонского (Москва, 1884 г.); О Бисмарке русском, главноначальствующем южной (украинской) армией в 1747 г. (Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей, 1871, книга 3); Об указе царя Алексея Михайловича касательно немцев («Русский Архив», 1871, книга 6); Очерк истории книгопечатного дела в России («Русский Вестник», 1872, книга 5); 300-летие присоединения Сибири («Газета Гатцука», 1882, № 50—52). Литература: Быков П.А. А.Гатцук (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1891. — Том 46, № 1194. — Страница 403; Гатцук, Алексей Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

1834
Карл Вольфсон (немецкое имя — Carl Wolfsohn)
американский пианист и музыкальный педагог германско-еврейского происхождения. Родился в городе Альцай. В 1846—1848 гг. учился во Франкфурте у Алоиса Шмитта, в декабре 1848 г. дебютировал публично как пианист в квинтете Людвига ван Бетховена для фортепиано и духовых инструментов. Затем занимался в Мангейме у Винценца Лахнера. В 1851 г. аккомпанировал скрипачке Терезе Миланолло в её гастрольном туре по Баварии. В 1852—1854 гг. работал в Лондоне. С 1854 г. жил и работал в Чикаго. В 1873 г. основал Бетховенское общество — крупнейший смешанный хор в Чикаго — и руководил им на протяжении 12 лет. По утверждению некоторых источников, Вольфсон был одним из первых в мире пианистов, начавших давать серии концертов, посвящённых одному композитору, — в частности, утверждается, что в начале 1860-х гг. он провёл цикл концертов из музыки Фридерика Шопена, а в 1873 г. исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. В 1861 г., с началом Войны Севера и Юга, написал музыку на стихи Дугласа Брюэртона «Боже, благослови Союз» (May God Save the Union) — эта песня стала популярным гимном в армии северян. Вольфсону принадлежит ряд других песен, салонных фортепианных пьес, фортепианные переложения арий из оперы «Фауст» и др. Был дружен с Теодором Томасом, поддерживал, в том числе и финансово, создание будущего Чикагского симфонического оркестра. Среди учеников Вольфсона были Альфредо Барили, Фанни Блумфилд-Цейслер, Августа Котлоу и др. Умер 30 июля 1907 года. Источники: The Cambridge Companion to Chopin / Ed. by Jim Samson. — Cambridge University Press, 1992. — P. 198; Frances Cheney Bennett. History of music and art in Illinois — Societe Universelle Lyrique, 1904. — P. 42; Brainard’s Biographies of American Musicians (1877—1889) — Greenwood Publishing Group, 1999. — P. 297.

81028061_large_Erzbischof_Hubert_Simar_KGln (463x700, 46Kb)
1835
Губерт Теофил Зимар (немецкое имя — Hubert Theophil Simar)
профессор католической догматики в Бонне, позже — епископ падерборнский и архиепископ Кёльнский. Родился в Эйпене, Германия. Губерт Теофил Зимар обучался на теологических факультетах в университетах Бонна и Мюнстера. В 1867 году получил научную степень доктора богословия. В 1892—1899 гг. был епископом Падерборна, в 1899—1902 гг. — архиепископом Кёльна. Умер в Кёльне, Германия, 24 мая 1902 года.
StampSimar1 (700x499, 116Kb)
Почтовая карточка Германии, посвящённая архиепископу Губерту Теофилу Зимару.
Губерт Теофил Зимар является автором богословских сочинений: «Die Theologie des heil. Paulus» (2-е издание, 1883); «Lehrbuch der kathol. Moraltheologie» (2-е издание, 1877); «Gewissen und Gewissensfreiheit» (1874); «Lehrbuch der Dogmatik» (2-е издание, 1887); «Die Lehre vom Wesen des Gewissens in der Scholastik des XIII Jahrh.»(1885); «Der Aberglaube» (2-е издание, 1877). Литература: Eduard Hegel: Das Erzbistum Köln zwischen der Restauration des 19. Jahrhunderts und der Restauration des 20. Jahrhunderts (=Geschichte des Erzbistums Köln, Band 5). Köln 1987, S. 90 f., ISBN 376160873X

Johannard_Jules (525x700, 237Kb)
1837
Жюль-Поль Жоаннар (французское имя — Jules-Paul Johannard)
французский революционер-социалист, активный участник и один из руководителей Парижской коммуны. Один из создателей 1-го Интернационала, в 1868—1869 годы член его Генерального совета, вел его дела по Италии (секретарь-корреспондент). В 1870 году вошёл в состав Федерального совета парижских секций. В том же году был арестован и за революционную деятельность приговорён к тюремному заключению и крупному штрафу. С момента создания Парижской коммуны принимал участие в её работе. 16 апреля 1871 года был избран жителями 2-го парижского округа членом Коммуны. 21 апреля вошёл в состав Комиссии внешних сношений Коммуны, 16 мая был назначен комиссаром в одну из её армий. После падения Коммуны был заочно приговорён к смертной казни. Вынужденный уехать в Англию, продолжал свою работу в 1-м Интернационале. В 1872 году принимал участие в работе его Гаагского конгресса. В том же году стал членом Генерального совета Интернационала. Умер в Лондоне 16 ноября 1892 года. Литература: Слуцкий А.Г. Парижская Коммуна 1871. — Москва, 1964; Хейфец Ф.А. Парижские коммунары. — Москва, 1961; Буржен Ж. История Коммуны. — Ленинград, 1926.

Михаил_Старицкий (523x700, 39Kb)
1840
Михаил Петрович Старицкий
украинский писатель и театральный деятель. Родился в селе Клещинцы Золотоношского уезда на Полтавщине (ныне Чернобаевский район Черкасской области Украины), в семье мелкого помещика. Учился в гимназии в Полтаве. В возрасте 8 лет у него умер отец, отставной ротмистр, а в 1852 году умерла мать и Михаил стал круглым сиротой. Михаил Старицкий остался на попечении своего дяди Н.В.Лысенко. Продолжил обучение в университетах Харькова и Киева, в 1865 году окончил Киевский университет. В 1864 году Михаил Старицкий начал выступать в театральных кружках. В 1882 году он организовал вместе с М.Л.Кропивницким первую украинскую профессиональную театральную труппу. В 1885—1891 годах руководил собственной труппой. Под впечатлением от выступления в Минске труппы Михаила Старицкого поэт Иван Неслуховкий (Янка Лучина) начал писать на белорусском языке. Первое его белорусскоязычное произведение «Усёй трупе дабрадзея Старыцкага беларускае слова» было посвящено театру Старицкого и содержало следующие строки: «Спявайце ж, братцы, смела і звонка: не згіне песня і Украіна! Будзьце здаровы! Янка Лучына». Мировоззрение Старицкого сформировалось под влиянием революционно-демократических идей Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова. С 1864 выступал в любительских театральных кружках. В 1882 организовал вместе с М.Л.Кропивницким первую украинскую профессиональную театральную труппу, в 1885—1891 руководил собственной труппой. Старицкий — один из основоположников профессионального украинского театра; ему принадлежит заслуга создания целостного сценического ансамбля. Поставленные Старицким спектакли отличались яркой театральностью, этнографической достоверностью. Литературную деятельность начал переводами на украинский язык русских и зарубежных поэтов. В 1881 издал сборник оригинальных стихов "Из старой тетради. Песни и думы".
Post_convert-2010_Starickiy (700x481, 167Kb)
Художественный конверт почты Украины, посвящённый 170-летию со дня рождения М.П.Старицкого. 2010 г.
Широкую известность приобрела драматургия Старицкий — реалистические социально-бытовые пьесы "Не суждено" (1883), "Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерницы" (1890), "Во тьме" (1893), "Судьба" (1894) и др., в которых раскрываются существенные противоречия послереформенной эпохи, показаны паразитизм эксплуататоров и тяжелая, подневольная жизнь трудящихся. В исторических драмах Старицкого "Богдан Хмельницкий" (1887), "Маруся Богуславка" (1897), "Оборона Буши" (1899) отражена героическая борьба украинского народа с польской шляхтой и турецко-татарскими завоевателями в 16—17 вв. Старицкому принадлежат также инсценировки произведений Н.В.Гоголя, Э.Ожешко и др. В конце жизни Старицкий написал несколько исторических романов на русском языке (трилогия "Богдан Хмельницкий" — "Перед бурей", 1894; "Буря", 1896; "У пристани", 1897, и др.). Творчество Старицкого высоко ценил И.Я.Франко. Пьесы Старицкого постоянно входят в репертуар украинских театров. Пьесы: «Черноморцы»; «Зимний вечер»; «Ой, не ходи Грицю…»; «За двумя зайцами» (по мотивам комедии «На Кожумяках» И.С.Нечуй-Левицкого); «Не суждено» (1883); «Богдан Хмельницкий» (1887); «Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерницы» (1890); «Во тьме» (1893); «Судьба» (1894); «Маруся Богуславка» (1897); «Оборона Буши» (1899). Романы: Трилогия «Богдан Хмельницкий»; «Перед бурей» (1894); «Буря» (1896); «У пристани» (1897); Молодость Мазепы (1898). Умер в Киеве 27 апреля 1904 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище Киева. Сочинения: Твори, t. 1—8, Киев,1963—1965: Пьесы, Ленинград — Москва, 1958; Кармелюк, Киев, 1959; Перед бурей, Киев,1960; Буря, К., 1961; У пристани, Киев,1962. Литература: Франко I., Михайло Старицький, Твори, тjv 17, Киев,1955; Куриленко И., М.П.Старицький (Життя i творчicть), Киев,1960; Сокирко Л., М.П.Старицький. Критико-бioграфiчний нарис, Киев,1960; Комишанченко М., М.Старицький, Киев, 1968.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку