-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109574
Комментариев: 6802
Написано: 118047


9 марта родились...

Суббота, 09 Марта 2019 г. 10:13 + в цитатник
 (497x700, 148Kb)
1930
Орнетт Коулман (Ornette Coleman)
американский джазовый саксофонист и композитор, руководитель ансамбля, композитор, один из родоначальников и главных представителей негритянской школы авангардного джаза. Родился в Форт-Уэрте, штат Техас. Музыкой начал заниматься самостоятельно; играл на альт-саксофоне, впоследствии освоил также тенор-саксофон, трубу, скрипку. Профессиональным музыкантом стал в конце 40-х годов. В эти годы работал главным образом в оркестрах ритм-энд-блюза (например, у К.Сэмюэлса, «Пи Ви» Крэйтона и других), с которыми совершил ряд гастрольных поездок. В 1952-1954 выступал в ряде ансамблей современного джаза, активно экспериментируя и широко используя в импровизации элементы атональности. Из-за радикальности своих идей долго не мог добиться признания. В 1956 Коулман познакомился с трубачом Д.Черри, который стал его сподвижником и единомышленником. Первые записи — Something Else! (1958 г. и Tomorrow Is The Question (1959) — помог организовать Рэд Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмана (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хэйденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе Five Spot (1959). В 1959-1963 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтерее). С 1965 неоднократно выезжал на гастроли в различные страны, с успехом выступал на европейских джазовых фестивалях. Шуллер провозгласил Коулмана самым ярким новатором современного джаза после Чатли Паркера. Прежде всего Коулман известен как представитель фри-джаза (само название данного стиля появилось впервые на его пластинке, записанной в 1960 — Free Jazz (A Collective Improvisation), Atlantic, 1964). В своем творчестве Коулман также продолжил развитие идей хот- и кул-джаза, способствовал сближению джазового искусства с современной европейской концертной музыкой. Он оказал влияние не только на молодых музыкантов-экспериментаторов, но и на некоторых ведущих представителей модерн-джаза (Джон Колтрейн, Эрик Долфи, А.Эйлер, А.Шепп и других).

 (466x699, 123Kb)
1930
Афанасий Иванович Кочетков
советский и российский актёр. Народный артист РСФСР (1976). Родился в селе Балахоновка Клявлинского района Куйбышевской области, в крестьянской семье. В 1956 году окончил Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина и вступил в труппу Театра киноактера. До 1962 года играл в Театре-студии киноактера, с 1962 — в Московском драматическом театре имени Пушкина, с 1979 — в Малом театре. В Малом театре А.Кочетков сыграл несколько десятков ролей. Он создавал образы в пьесах Островского, Гоголя, Толстого, Шиллера. Последняя работа артиста — спектакль по водевилям Антона Павловича Чехова «Свадьба, свадьба, свадьба», на репетицию которого он не пришёл. Много работал Афанасий Кочетков и в кинематографе, особенно он известен как исполнитель роли пролетарского писателя Максима Горького, которого он сыграл в шести фильмах. Известные работы актёра — роль Герасима в фильме «Муму», а также роль К.Черненко в телесериале «Брежнев» (2005). Скончался в Москве от травмы головы, полученной при невыясненных обстоятельствах 24 июня 2004 года.

1930
Томас Шипперс
американский дирижер.

1931
Януш Кидава
польский режиссер и сценарист.

1931
Леон Фебрес Кордеро Риваденейра
эквадорский государственный и политический деятель, президент Эквадора (1984-1988).

1931
Масахиро Синода
японский режиссер и сценарист.

1932
Виктор Ефимович Попков
русский советский художник, живописец, один из лидеров «сурового стиля». Родился в Москве в семье рабочего. Занимался в Художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952) и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1952–1958), где его главным наставником был Е.А.Кибрик. Жил в Москве. Известность молодому Попкову принесли Строители Братской ГЭС (1961), один из изо-манифестов «сурового стиля» – с его острой, жесткой ритмикой в духе искусства А.А.Дейнеки. С годами Попков разработал тип особого рода драматической картины-метафоры, монументально-графичной по композиции, контрастной по колориту. Так, впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл Мезенские вдовы (1965–1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах Шинель отца (1972) и Хороший человек была бабка Анисья (1973; все – в Третьяковской галерее). Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в Северной часовне, 1972, Русский музей; А.С.Пушкин в Осенних дождях, 1974, Третьяковская галерея). Сам «суровый стиль» с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи – характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне-оцепенении (Работа окончена, 1972, Русский музей). Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала мастера человеком-легендой. Легенду эту трагически закрепила его нелепая смерть: Попков погиб в Москве 12 ноября 1974 года, застреленный инкассатором, к машине которого он спьяну кинулся, приняв ее за такси. Литература: В.Е.Попков. Выставка произведений. Живопись. Графика. Каталог, Москва, 1976.

1933
Анатолий Никандрович Калягин
доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института имени В.И.Ильичева ДВО Российской Академии Наук. А.Н.Калягин – коренной дальневосточник, родился в селе Подгорное Кировского района Приморского края, закончил Дальневосточный политехнический институт имени В.В.Куйбышева в городе Владивостоке по специальности горный инженер-геолог. Свою трудовую деятельность он начал в Приморском территориальном геологическом управлении. В составе Южно-Приморской экспедиции проводил маршрутные наблюдения и опробование при производстве геолого-съемочных и поисковых работ в южных районах Приморья; выполнял геологические и инженерно-гидрологические изыскания для размещения объектов строительства Большого Владивостока; возглавлял комплексные геолого-съемочные работы в северных районах Приморья, в закрытых горных районах Сихотэ-Алиня, в рудных районах Монголии. Кандидатскую диссертацию защитил в 1980 г. С 1984 г. А.Н.Калягин работает в Тихоокеанском океанологическом институте ДВО Российской Академии Наук. Здесь он активно участвует в морских научно-исследовательских работах. Основное научное направление, которое А.Н.Калягин успешно развивает, – трансструктурные разломы и металлогения. Его докторская диссертация (2006 г.) посвящена данной теме. А.Н.Калягиным выделена и охарактеризована система продольных и поперечных структурно-тектонических дислокаций литосферы Тихого океана и континентальных окраин, разработаны синтетические основы трансструктурной геологии в качестве нового направления в науках о Земле. Основы трансструктурной геологии изложены в одноименной монографии А.Н.Калягиным совместно с доктором геолого-минералогических наук В.А.Абрамовым в 2003 г. Результаты исследований А.Н.Калягина и его опыт послужат важным фундаментом для развития геологической науки на Дальнем Востоке.

1933
Анатолий Львович Кремер
российский дирижер, главный дирижер Московского театра сатиры, композитор. Работает главным дирижером в Московском Театре сатиры. Его называют "московским Кальманом", поскольку современный репертуар Театра оперетты пополняется в основном за счет созданных им спектаклей. Жена - актриса оперетты Татьяна Шмыга.

1933
Ллойд Прайс
американский певец, композитор. Был одним из ведущих исполнителей и авторов нью-орлеанского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла в период становления и развития этих музыкальных направлений. В 1952 г. по заказу одной из местных радиостанций написал 8-секундный джингл, на базе которого записал песню «Lewdy Miss Clawdy». Композиция понравилась президенту фирмы «Speciality», и с ним был подписан контракт, а сингл возглавил хит-парад по категории ритм-энд-блюз. Это был один из первых рок-н-роллов, который покорил как белую, так и черную аудитории. На следующий год записал еще несколько хит-синглов; с 1954 по 1956 гг. воевал в Корее. После демобилизации переехал в Вашингтон, где сумел подписать новый контракт с фирмой «KRC (Kent Record Company)», которая выпустила его сингл-балладу «Just Because», вошедший в Тор 30. В дальнейшем все чаще отходит от канонов новоорлеанского блюзового саунда и обнаруживает склонность к новому мэйнстриму поп-музыки. В середине 60-х гг. решил серьезно заняться музыкальным бизнесом и организовал две собственные фирмы грамзаписи, «Double L» и «Turntable»; кроме того, в Нью-Йорке открыл ночной клуб, который также назывался «Turntable». В начале 70-х гг. записал довольно интересный альбом «To The Roots And Back». После этого долго не выходил на сцену, а в 1993 г. Джерри Ли Льюис и Литтл Ричард уговорили его совершить совместное европейское турне. В настоящее время выступает в джазовых программах на телевидении и на различных джазовых фестивалях.

 (699x528, 102Kb)
1934
Михай (Михаил) Ермолаевич Волонтир
молдавский советский актёр театра и кино, народный артист СССР (снимался в фильмах "Дмитрий Кантемир", "В зоне особого внимания", телевизионном фильме "Цыган"). Михай Волонтир родился в Молдавии в селе Глинжены. Уже в 18 лет он стал преподавать в сельской школе, в селе Попоуцы. В 1955 году окончил Оргеевское педагогическое училище и стал заведующим клубом в селе Липчены Резинского района. В 1957 году, после республиканского смотра самодеятельности был приглашен в учебную актерскую группу Бельцкого музыкально-драматического театра имени Александри, а после стал актёром этого театра. Дебют в кино состоялся в 1968 году, когда Михай Ермолаевич снялся в фильме «Нужен привратник». Затем снимался в картинах «Это мгновение», «Десять зим за одно лето», «Крутизна», «Это сладкое слово — свобода». В 1976 году получил звание Лауреата Государственной премии Молдавской ССР за главную роль в историко-биографической картине «Дмитрий Кантемир». Также широко известен фильм «В зоне особого внимания» (1978), в котором главные роли сыграли Михай Волонтир и Борис Галкин. В 1981 году на экраны вышел фильм «Ответный ход», где главные роли сыграли те же актёры. Наиболее широкую известность Волонтиру принёс многосерийный фильм «Цыган» (1979). Режиссёр — Александр Бланк. Он сыграл роль цыгана Будулая, который скитается по свету в поисках свободы и счастья. Фильм получился очень успешным и в 1985 году выходит продолжение — «Возвращение Будулая». В 1990 году в парламенте МССР выступал против «проклятых русских оккупантов». Несмотря на всесоюзную известность и славу, Михай Волонтир никогда не покидал свой город Бельцы и продолжал театральную деятельность в любимом театре. Михай Волонтир болен диабетом, с осложнением на глаза. Начиная с конца 1990-х годов были проведены ряд операций. Финансовую помощь актёру оказали правительство Республики Молдова, предприниматели Москвы, актёры театра и поклонники творчества Волонтира. В последнее время актёр жил у себя на родине и продолжал играть в спектаклях театра имени Александри в Бельцах. Умер в Кишинёве 14 сентября 2015 года.

 (488x699, 93Kb)
1934
Юрий Алексеевич Гагарин
пилот космического корабля (КК) «Восток», лётчик-космонавт СССР № 1; первый космонавт планеты Земля! Родился в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника. В 1941 году начал учиться в средней школе, но учёбу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в город Гжатск, где Гагарин продолжал учиться в средней школе. В 1951 году он с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы по специальности "формовщик-литейщик" и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 году также с отличием окончил индустриальный техникум и аэроклуб в городе Саратове.
9 марта 1934 года родился — Юрий Алексеевич Гагаринpost-13108-129965297803 (700x352, 231Kb)
В Советской Армии с 1955 года, поступил в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К.Е.Ворошилова в городе Чкалове (с 1957 года и ныне Оренбург), которое окончил в 1957 году по первому разряду. Служил лётчиком в 769-м истребительном авиационном полку Военно-воздушных сил Северного флота (аэродром Луостари).Член КПСС с 1960 года. В 1960 году старший лейтенант Юрий Гагарин зачислен в отряд космонавтов. С 1961 года был его командиром. 12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени Юрий Алексеевич Гагарин стартовал с космодрома Байконур, совершив первый в истории человечества космический полёт на корабле-спутнике «Восток».
9 марта 1934 года родился — Юрий Алексеевич Гагаринpost-13108-12996527728 (700x365, 215Kb)
Полёт проходил на околоземной орбите на высотах 181-327 километров. За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11175) майору Гагарину Юрию Алексеевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года. Приказом министра обороны СССР старшему лейтенанту Гагарину Ю.А. присвоено внеочередное воинское звание «майор». После полёта Ю.А.Гагарин непрерывно совершенствовал своё мастерство как лётчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полётами космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз».
9 марта 1934 года родился — Юрий Алексеевич Гагаринpost-13108-129965277669 (700x350, 236Kb)
Был дублёром В.М.Комарова при подготовке к полёту на КК «Союз-1». В 1964-1968 годах Ю.А.Гагарин был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В 1968 году он с отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. Темой его дипломного проекта был космический корабль многоразового использования. Ю.А.Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы, почётным членом Общества "Финляндия - Советский Союз". С миссией мира и дружбы он посетил многие страны. 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полёта в сложных метеоусловиях самолёт учебно-тренировочный истребитель (УТИ) "МиГ-15" вошёл в штопор, а для вывода не хватило высоты. Самолёт упал в лес вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Экипаж в составе полковника Ю.А.Гагарина и командира учебного полка Центра подготовки космонавтов Героя Советского Союза полковника-инженера В.С.Серёгина погиб.
 (700x551, 105Kb)
На месте гибели Ю.А.Гагарина и В.С.Серёгина в селе Новосёлово Киржачского района Владимирской области установлен памятный знак
 (700x697, 160Kb)
и обелиск.
Урны с прахом Гагарина Ю.А. и Серёгина В.С. захоронены в Кремлёвской стене на Красной площади в городе-герое Москве.
 (700x700, 157Kb)
Надгробная плита установлена на Красной площади в Москве. Урна с прахом в Кремлёвской стене (на левой стороне).
Первый космонавт был награждён орденом Ленина, медалями, иностранными орденами: Георгия Димитрова (НРБ), Карла Маркса (ГДР), Звездой II-го класса (Индонезия), Грюнвальдским крестом I-й степени (Польша), Знамени 1-й степени с бриллиантами (Венгрия), «Ожерелье Нила» (Египет), Большой лентой Африканской Звезды (Либерия), «За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия), «Плайя-Хирон» (Куба), медалью Колумба (Италия), золотой медалью города Сен-Дени (Франция) и другими. Ему присвоены звания: Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики, Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии, Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам. В целях увековечения памяти Ю.А.Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР в 1968 году переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин.
9 марта 1934 года родился — Юрий Алексеевич Гагаринpost-13108-129965277878 (700x347, 198Kb)
Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии. Учреждена стипендия имени Ю.А.Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. ЦК ВЛКСМ и FAI учредили медали имени Ю.А.Гагарина. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, научно-исследовательской судно, учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Чебоксарах, Гагарине, Звёздном городке, Софии (Болгария) были установлены памятники первому космонавту.
 (523x698, 163Kb)
Памятник в городе Чебоксары (Чувашская республика) установлен на пересечении проспекта Гагарина и проспекта Ленина.
 (700x664, 231Kb)
Памятник Гагарину установлен в посёлке городского типа Сосница Черниговской области (Украина) на территории Сосницкого профессионального аграрного лицея. Открыт в 1967 году.
 (505x698, 88Kb)
Мемориальная доска установлена в Киеве (Украина) на здании фабрики «Киянка» (улица Васильковская, 30), которую Ю.А.Гагарин посетил 24 апреля 1966 года, и был навечно зачислен почётным работником фабрики.
 (699x556, 78Kb)
Аннотационная доска установлена в городе Иваново на перекрестке улицы Гагарина и проспекта Ленина.
 (699x480, 70Kb)
Аннотационная доска установлена в городе Мурманск на улице Гагарина.
 (366x699, 58Kb)
Аннотационная доска установлена в городе Курган на доме №2 по улице Гагарина.
 (700x418, 68Kb)
Аннотационная доска установлена в городе Кировоград (Украина) на перекрёстке улиц Гагарина и Карла Маркса. Открыта в 1961 году.
У деревни Смеловки, на месте приземления первого космонавта, установлен памятный знак. В городе Гагарине открыт мемориальный дом-музей Юрия Гагарина. Гагарину Ю.А. присуждены Золотая медаль имени К.Э.Циолковского Академии Наук СССР, медаль де Лаво (FAI), почётный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции, Большая золотая медаль и диплом FAI, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, премия Галабера по астронавтике.
 (699x429, 101Kb)
Мемориальная доска в Краснодаре установлена на административном здании краснодарского аэропорта, где осенью 1960 года проходили тренировки космонавты из первого отряда. С 1966 года Ю.А.Гагарин являлся почётным членом Международной академии астронавтики. Почётный гражданин городов Калуга, Новочеркасск, Смоленск, Саратов (Россия); Винница, Севастополь (Украина); Сумгаит (Азербайджан); София, Перник (Болгария); Афины (Греция); Фамагуста, Лимасол (Кипр); Сен-Дени (Франция); Тренчанске-Теплице (Чехия). Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны. Сочинения: «Есть пламя!» - Москва, 1971; «Дорога в космос». Записки лётчика-космонавта СССР. — Москва: "Правда", 1961.

1935
Ольга Ивановна Доброхотова
российский музыковед, заслуженный деятель искусств России

1936
Микки Гилли
кантри-певец.

1936
Лидия Дёмёльки
венгерская фехтовальщица, олимпийская чемпионка 1964 года в командном первенстве.

Zhunushov_Kasymbek (527x700, 292Kb)
1936
Касымбек (Казымбек) Жунушов
старший чабан совхоза «Чолпон» Кочкорского района Нарынской области Киргизской ССР. Родился в селе Чолпон ныне Кочкорского района Нарынской области Киргизской Республики в крестьянской семье. Киргиз. В 1950-1958 годах – помощник чабана колхоза. Получил среднее образование. С 1958 года – старший чабан совхоза «Чолпон» Кочкорского района (с декабря 1962 по декабрь 1970 года район находился в прямом республиканском подчинении) Тянь-Шанской (до декабря 1962 года, с декабря 1970 года – Нарынской) области Киргизской ССР. В 1970 году вступил в КПСС. В 1970 году рукоодимая им бригада чабанов, обслуживая отару в 500 голов, вырастила 157 ягнят от 100 овцематок и настригла в среднем по 3,7 килограмма шерсти с каждой овцы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении пятилетнего плана продажи государству продуктов животноводства, Жунушову Касымбеку присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва (1974-1979). Член ЦК Компартии Киргизии. Жил в селе Чолпон Кочкорского района Нарынской области (Киргизия). Дальнейшая судьба неизвестна. Награжден 2 орденами Ленина (8 апреля 1971; 6 сентября 1973), орденом Октябрьской Революции (25 декабря .1976), медалями.

1936
Эдуард Николаевич Патлаенко
композитор, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР и Карельской АССР, кавалер ордена Дружбы (2002), лауреат премии Республики Карелия в области музыкального искусства (2002). Член Союза композиторов СССР (1965).

1937
Юрий Александрович Богомолов
российский киновед, кинокритик, кандидат искусствоведения. Автор книг "Проблемы художественного времени на телевидении", Михаил Калатозов", "Ищите автора", "Курьеры муз", "Между мифом и искусством", "Хроника пикирующего телевидения"

Melkova_Evdokiya_Semenovna (483x700, 100Kb)
1937
Евдокия Семёновна Мелькова
мастер машинного доения совхоза «Половодовский» Соликамского района Пермской области. Родилась в деревне Попово-Останино ныне Соликамского района Пермского края. Русская. С ранней юности работала дояркой, вначале на ферме в родной деревне, а затем оператором машинного доения на молочно-товарном комплексе совхоза «Половодовский» Соликамского района Пермской области (с декабря 2005 года – Пермского края). Группа её коров давала рекордно высокие результаты. Неоднократно была признана победителем социалистического соревнования. За высокие трудовые достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) награждена орденом Ленина, а за успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства в зимний период 1972-1973 годов – орденом Октябрьской Революции. В декабре 1974 года в совхозе был создан первый в Пермской области молочный комплекс на 800 коров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть при выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других сельскохозяйственных продуктов в 1976 году Мельковой Евдокии Семёновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работала в совхозе до выхода на пенсию. Живет в селе Половодово Соликамского района. Почётный гражданин Соликамского района и села Половодово. Награждена 2 орденами Ленина (8 апреля 1971; 23 декабря 1976), орденами Октябрьской Революции (6 сентября 1973), Трудового Красного Знамени (5 декабря 1985), медалями, а также серебряной медалью ВДНХ СССР.

1937
Алла Семеновна Санникова
актриса Нового Драматического театра.

1937
Александру Татос
румынский режиссер и сценарист.

 (466x699, 37Kb)
1937
Владимир Ильич Чечулин
лётчик-испытатель авиационного завода «Знамя труда».Родился в городе Воронеж в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1958. Окончил 10 классов и Воронежский аэроклуб. В армии с 1954. В 1955 окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1958 – Батайское военное авиационное училище лётчиков, в 1960 – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (город Грозный). В 1958-1962 – лётчик-инструктор Батайского военного авиационного училища лётчиков. С 1962 майор В.И.Чечулин – в запасе. С 1963 года по декабрь 1978 года – на лётно-испытательной работе на авиационном заводе «Знамя труда» (ныне – Московское авиационное производственное объединение) в городе Луховицы Московской области. Испытывал серийные сверхзвуковые истребители «Су-9», «Су-11», «МиГ-21», «МиГ-23» и их модификации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Владимиру Ильичу Чечулину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11401). Лётчик-испытатель 1-го класса В.И.Чечулин жил в городе Луховицы Московской области, а в последние годы – в Москве. Работал в Управлении по обслуживанию дипломатического корпуса, в Центральном Доме авиации и космонавтики. Умер 22 августа 1983 года. Похоронен в Москве, на Химкинском кладбище. Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, медалями.

1939
Николай Александрович Кузнецов
российский ученый в области проблем управления информационными процессами, теоретических основ информатики и ее приложений, директор Института проблем передачи информации имени Харкевича Российской Академии Наук, заведующий кафедрой телекоммуникационных сетей и систем Московского физико-технического института, академик Российской Академии Наук (1994). Главный редактор журнала «Автоматика и телемеханика», заместитель главного редактора журнала «Проблемы передачи информации».

 (452x699, 77Kb)
1940
Лариса Ивановна Голубкина
советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1991). Лариса Голубкина родилась в Москве. В 1955 году поступила в Московское музыкальное педагогическое училище, окончила его в 1959 году, Затем поступила в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии. Во время учёбы в ГИТИС начала сниматься в кино, дебютом актрисы стала комедия Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». После окончания ГИТИС в 1964 году Лариса становится актрисой Центрального академического театра Советской Армии. Мать Голубкина Клавдия Михайловна (1914–1985) была закройщицей, отец Голубкин Иван Павлович (1916–1996) — военным. Гражданский муж Николай Щербинский - режиссер и оператор документальных фильмов. Первый официальный муж Андрей Миронов. Дочь — актриса Мария Голубкина. Внуки: Анастасия и Иван. Двоюродная бабушка (тётя отца) — скульптор Анна Семеновна Голубкина. Признание и награды: Орден Дружбы (2000); Два ордена "Знак Почета".Помимо съемок в кино Лариса Голубкина также появлялась и в качестве ведущей телепередач «Артлото» и «Утренняя почта».Принимала участие в телевизионном представлении «Бенефис Ларисы Голубкиной», снятом режиссером Евгением Гинзбургом по сюжету спектакля «Пигмалион» Бернарда Шоу, где Голубкина сыграла Элизу Дулитл. Спектакль был дополнен музыкальными номерами, современными песнями, забавными пародийными эпизодами и лирическими отступлениями. В 1999 году вместе с другими известными артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где с успехом выступила как исполнительница русских романсов. Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».

1940
Александр Христович Исоян
генеральный директор ОАО "Зубр"

1940
Светлана Игоревна Кармалита
российский кинодраматург, сценарист. Родилась в Киеве. Автор сценариев фильмов "Торпедоносцы" (Государственная премия СССР 1986 г.), "Хрусталев, машину!" (премия "Ника" 1999 г.). В кино — с 1976 года. Работает в содружестве с режиссером А. Германом. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000). Окончила филологический факультет МГУ (1965).

1940
Джон Кейл
американский и французский композитор (родом из Англии).

1940
Вячеслав Викторович Хотулёв
режиссер документального кино, драматург. Писатель. Родился в Москве. В 1964 году окончил киноведческий факультет ВГИК. Автор романа-биографии «Клавдия Шульженко. Жизнь. Любовь. Песня.» (1998, Издательство «Олимп»), романа «Трагедия России» (1999, Издательство «Русич». «Олимп»). Автор сценария сериала «Два миллиарда ударов». В 2000 году за создание фильмов о Православии награжден Патриархом Алексием орденом Преподобного Сергия Радонежского. Призер отечественных кинофестивалей.

 (699x494, 75Kb)
1940
Рауль Хулиа (испанское имя - Raúl Juliá; имя при рождении - Рауль Рафаэль Карлос Хулия и Арселай)
американский актёр пуэрториканского происхождения. Родился в пуэрториканской столице Сан-Хуан в семье владельца ресторана. Окончив университет Пуэрто-Рико, Хулия решил выбрать актёрскую карьеру и в 1964 году переехал в Нью-Йорк, несмотря на пожелания родителей, которые хотели, чтобы он стал юристом. В США Хулия начал играть в театре и на телевидении. С начала 1970-х годов он снимался в кино. Умер в Нью-Йорке от инсульта 24 октября 1994 года.

1941
Лев Николаевич Бутенин
актер театра Содружества актеров Таганки.

1941
Иван Семёнович Жижелев (Жижилев)
фрезеровщик Омского электромеханического завода Министерства общего машиностроения СССР. Родился в деревне Чиганы Тевризского района Омской области. Трудовую деятельность начал в 1958 году на одной из строек Омска. Затем работал учеником фрезеровщика, а затем фрезеровщик на Заводе транспортного машиностроения имени Октябрьской Революции. С 1963 года – фрезеровщик на предприятии именовавшегося «Организация п/я № 51» (с 1966 года – Омский электромеханический завод, а с 1985 года – производственное объединение «Омский электромеханический завод» Министерства общего машиностроения СССР, ныне – АО «Сибирские приборы и системы»). Пытливый ум и постоянное совершенствование мастерства помогали Ивану Семеновичу повышать производительность труда. На его счету десятки рационализаторских предложений, внедрение которых принесло большой экономический эффект. Так, при его участии восемь деталей были переведены на более прогрессивные методы обработки, что сократило производительный цикл. Одним из первых на предприятии возглавил бригаду, которая стала работать на единый наряд и всю продукцию сдавать с первого предъявления. В бригаде выросли мастера, которые возглавили другие трудовые коллективы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1976 года («закрытым») Жижелеву Ивану Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Трудился на предприятии до выхода на заслуженный отдых. Живет в Омске. Награжден орденами Ленина (12 августа 1976), Трудового Красного Знамени (26 апреля 1971), медалями.

1941
Валерий Васильевич Никитин
российский актер, народный артист РСФСР (1983). В 1963 г. окончил театральную студию при Саратовском ТЮЗе. Работал в театрах провинции. С 1988 г. в Горьковском (с 1990 г. Нижегородском) театре драмы. Роли: Макар Девушкин («Бедные люди» по Ф.М.Достоевскому), Марат («Преследование и убийство Жан-Поля Марата» П.Вайса), Дикой и Несчастливцев («Гроза» и «Лес» А.Н.Островского), Антипа Зыков («Зыковы» М.Горького), Горас («Хелло, Долли!» Т.Уайддера), Метелл («Калигула» А.Камю), Эдмунд Кин («Кин IV» Г.И.Горина) и др.

1942
Ион Карамитру
румынский актер.

 (560x700, 62Kb)
1942
Джон Кейл (John Davies Cale)
английский композитор, аранжировщик, инструменталист. В Лондоне начал эксперименты с электронной музыкой, а затем, получив стипендию от Леонарда Бернстайна, перебрался в США, где начал изучать современную композицию. В начале 1960-х гг. познакомился с композитором-авангардистом Ла Монте Янгом, а позже - с Лу Ридом, что привело к образованию группы «The Velvet Underground». В 1968 г. он вышел из состава группы и начал сольную карьеру, сделал аранжировки бывшей коллеге Нико - альбом «Marble Index» (1969), продюсировал альбомы «The Stooges» и «The Modern Lovers», играл на альбомах Ника Дрейка и Майка Херона. Дебютный сольный альбом «Vintage Violence» содержал одиннадцать интересно аранжированных песен, вполне мелодичных, но два следующих его альбома - были концептуально-экспериментальными. Альбом «Paris 1919» ознаменовал собой возвращение к стилистике первого альбома, здесь ему удалось сочетать классику с рок-н-роллом. Затем начал сотрудничать с Брайаном Иноу, в результате чего появился диск «Fear». В последующие годы записывал свои альбомы и с успехом продюсировал чужие работы, альбомы Пэтти Смит, групп «Squees», «Sham 69» и др., записывался как сессионный музыкант, а в 1978 г. организовал собственную фирму «Spy», на которой записывал как свои, так и чужие работы. Продюсировал первый альбом группы «The Happy Mondays», затем вместе с Лу Ридом записал альбом в память основателя «The Velvet Underground» Энди Уорхола «Songs For Drella», а в 1990 г. вновь объединил усилия с Брайаном Иноу, результатом чего стала работа «Wrong Way Up».

1942
Марк Линдей (Mark Linday)
американский певец и гитарист, работал с группой «Paul Revere & The Raiders».

1942
Александр Львович Волынский
российский ученый в области химии и наук о материалах, специалист в области высокомолекулярных соединений, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук. Заведующий лабораторией структуры полимеров химфака МГУ имени М.В.Ломоносова. Лауреат премии имени В.А.Каргина Академии Наук СССР (1987)

1943
Триш Ван Дивер
американская актриса.

1943
Дэвид Мэтьюз
английский композитор

 (523x698, 116Kb)
1943
Джеф Раскин (Jef Raskin)
специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 1970-x. Раскин оставил Apple в 1982 и основал фирму Information Appliance, Inc. для реализации его собственных концепций исключённых из проекта Макинтош. Его первым продуктом стал SwyftCard, карта расширения для компьютера Apple II, содержавшая программный пакет SwyftWare. Позже Information Applicane поставляла Swyft как отдельный компьютер. Раскин заключил договор с фирмой Canon о производстве похожего продукта под именем Canon Cat. Компьютер был выпущен в 1987 году и содержал ряд инновационных решений в области юзабилити, но не имел коммерческого успеха. В 2000 году была издана книга Джефа Раскина «The Human Interface», посвящённая проблемам взаимодействия человека с машиной и разработке интерфейса с учётом принципов когнетики. В начале XXI века Раскин начал проект The Human Environment (THE), разработку компьютерного интерфейса основанную на его тридцатилетних работах и исследованиях в этой области. В 2005 году проект был переименован в Archy. Работы продолжены его сыном, Азой Раскиным, в компании Humanized, которая была основана вскоре после смерти Джефа Раскина, чтобы сохранить его наследие. Позже, Humanized выпустили программу Enso, посвящённую памяти Джефа и основанную на его работах по интерфейсу. Работы по проекту Archy были приостановлены в 2008 году, разработчики переключились на создание плагина Ubiquity к Mozilla Firefox, воплощающего некоторые концепции интерфейса из задумок Джефа Раскина. Умер 26 февраля 2005 года. Литература: Раскин Д., Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. — Перевод с английского — Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2004. — 272 страницы, иллюстрации. ISBN 5-93286-030-8

 (700x480, 170Kb)
1943
Роберт Джеймс Фишер
11-ый в истории шахмат чемпион мира (1972 - 75), международный шахматный гроссмейстер (1958). Обладатель приза "Оскар" (1970 - 1972). Родился в Чикаго. Когда ему было 2 года, мать разошлась с мужем и переехала с сыном и дочерью в район Нью-Йорка Бруклин. Познакомился с шахматами в возрасте 6 лет. С самого начала привык работать над своим шахматным совершенствованием самостоятельно. Когда ему исполнилось 13 лет, начал заниматься с Джеком Коллинсом, мастером, воспитавшим ряд юных шахматистов, таких как Роберт Бирн и У.Ломбарди. Взлет Фишера был стремительным. В возрасте 14 лет он побеждает в юношеском первенстве США, а затем и в открытом чемпионате США среди взрослых. Получив право выступить в межзональном турнире (Порторож, 1958), Фишер делит в нем 5–6 места с Фредериком Олафссоном, получает звание гроссмейстера, самого юного гроссмейстера в мире (ему только 15 лет) и становится претендентом на мировое первенство. В турнире претендентов (Блед, Загреб, Белград, 1959) занимает 4-е место, но проигрывает все четыре партии победителю соревнования М.Талю. В том же году принимает решение стать шахматным профессионалом, бросает школу, отсекает все, что не связано с шахматами. Его цель – превзойти советских гроссмейстеров, стать первым шахматистом мира. Уже крупный международный турнир в Бледе (1961) показывает, что Фишер заметно преуспел в своем совершенствовании – он занимает второе место, без поражений, и побеждает в личной встрече выигравшего турнир Таля. В межзональном турнире (Стокгольм, 1962) Фишер первый, опередив на 2,5 очка ставших за ним советских гроссмейстеров Ефима Геллера и Тиграна Петросяна. На турнир претендентов (Кюрасао, 1962) едет как фаворит, но оказывается только на 4 месте, после чего обвиняет Тиграна Петросяна, Пауля Кереса и Ефима Геллера в сговоре, в том, что играя друг с другом вничью, они не позволили ему занять первое место. Следующий цикл борьбы за корону чемпиона пропускает. В это время он уходит в религию, становится членом фундаменталистской секты типа адвентистов 7 дня. Когда начался новый цикл борьбы за первенство мира, выиграв уже в 8-й раз первенство США, причем один раз, в 1964 со стопроцентным результатом, Фишер получает снова право выступить в межзональном турнире. В 1967 он заранее приезжает в Европу, побеждает в двух международных турнирах в Охриде и Монте-Карло. На межзональном турнире в Сусе (Тунис) становится лидером, но затем вступает в конфликт с организаторами соревнования и судейской коллегией, требуя изменения регламента, хотя перед началом соревнования регламент был специально подстроен под религиозные праздники Фишера и Решевского, пропускает одну за другой три встречи и выбывает из турнира. Борьбу за мировое первенство Фишер возобновляет в 1970. После того, как в матче «СССР против остального мира» (Белград, 1970), играя на второй доске, он победил Петросяна – 3:1, Фишер триумфально выигрывает межзональный турнир (Пальма на Майорке, 1970), опередив на 3,5 очка разделивших второе-четвертое места Ефима Геллера, Бента Ларсена и Роберта Хюбнера, и получает, наконец, право снова стать претендентом на мировое первенство. В следующем, 1971 он показывает еще более феноменальные результаты – со счетом 6:0 в четвертьфинале побеждает Марка Тайманова, в полуфинале с тем же нулевым результатом Бента Ларсена и в финале Петросяна – 6,5:2,5 (+5–1=3). Матч Спасский – Фишер вызвал огромный интерес во всем мире: впервые советской гегемонии на шахматном Олимпе серьезно угрожал американец. В обстановке холодной войны этот поединок приобрел и политический характер. Матч начался с серии скандалов: Фишер предъявил организаторам финансовые требования и не приехал на открытие. Финансовая проблема была решена английским банкиром Д.Слейтером, добавившим к призовому фонду еще 50 тыс. английских фунтов. В результате соревнование началось на 9 дней позже, чем было намечено. Начало матча сложилось для Фишера неблагоприятно – он проиграл первую партию, демонстративно не явился на вторую, заявив, что ему мешают телевизионные камеры, и потребовал, чтобы третья партия игралась без зрителей в закрытом помещении. Спасский согласился с этим требованием и проиграл. Следующие встречи Фишер провел очень сильно. Уже после 10 партий счет матча был 6,5:3,5 в его пользу. Несмотря на все попытки Спасского перехватить инициативу, ему так и не удалось хотя бы сократить разрыв. Фишер набрал необходимые для победы 12,5 очков против 8,5 у Спасского (+7–3=11) и был провозглашен чемпионом мира. Свой титул он должен был защищать в 1975, однако до матча дело так и не дошло. В 1973 Фишер выдвинул кардинально новые условия для матчей на мировое первенство – в частности, что соревнование должно играться до 10 побед одного из участников, причем ничьи не считаются и при счете 9:9 чемпион сохраняет свое звание. Созданная ФИДЕ комиссия под председательством президента ФИДЕ Макса Эйве, в которую входили также представители США и СССР, решила, что матч должен играться только до 6 побед. На очередном конгрессе ФИДЕ (Ницца, 1974) вокруг этих условий развернулись ожесточенные споры, тем более, что Фишер прислал телеграмму, в которой настаивал на обязательном принятии всех его предложений. В конце концов делегаты согласились с условием играть до 10 побед. Когда выяснилось, что ФИДЕ не согласилось полностью со всеми его требованиями, он телеграммой сообщил, что играть матч не будет и слагает с себя титул чемпиона мира ФИДЕ. В 1975 американцам удалось собрать чрезвычайный конгресс ФИДЕ, чтобы пытаться уломать делегатов полностью принять требования Фишера. Хотя из 64 его требований в итоге ФИДЕ не было принято лишь одно, но и этого оказалось достаточно, чтобы он отказался играть матч, и был лишен звания чемпиона. Поссорившись с ФИДЕ, Фишер почти на 20 лет ушел из шахмат, не сыграв официально ни одной партии, полностью прекратил участие в соревнованиях. Правда в 1976–1977 он вел переговоры о матче с Анатолием Карповым вне рамок ФИДЕ, но они кончились безрезультатно. В печати иногда появлялись сообщения о переговорах между Фишером и Энрике Мекингом, Светозаром Глигоричем, Виктором Корчным и Яном Тимманом, но они также ни к чему не привели. Однако в 1992 в ответ на предложение югославского банкира Е.Василевича сыграть матч со Спасским с призовым фондом в 5 млн. долл. Фишер согласился. Матч этот, проходивший в Югославии, вызвал огромный интерес: он должен был ответить на вопрос – сохранил ли Фишер тот высочайший класс, который он демонстрировал 20 лет назад. Игра проходила полностью на условиях, выдвинутых им ранее. Фишер победил со счетом +10–5=15, но игранные партии отчетливо показали, что качество его игры далеко от того уровня, который он показывал в начале 1970-х. В те годы он был шахматистом универсалом, глубоко понимавшим позицию и прекрасно ориентирующемся в комбинационных осложнениях. Обладал исключительно высокой техникой, умело использовал даже малозаметные промахи противников. Фишер не признавал ничьих и боролся до конца даже при самых минимальных шансах на успех. При этом он никогда не попадал в цейтнот. Стоит отметить, что изобретенные им электронные часы с добавлением времени на каждый ход в настоящее время стали использоваться ФИДЕ. Cкончался в Рейкьявике 17 января 2008 года. Сочинения: Мои 60 памятных партий. Москва, 1972.

Trevor Burton (700x488, 191Kb)
1944
Тревор Бартон (Trevor Burton)
участник популярной британской группы 1960-х «Move».

1944
Юрий Иванович Еремин
российский режиссер, народный артист РСФСР (1986). В 1970 г. окончил актерский факультет ГИТИСа. В 1973-1977 гг. главный режиссер ТЮЗа (Ростов-на-Дону), поставил спектакли: «Орфей» Л.А.Жуховицкого (1974), «Парень из нашего города» К.М.Симонова (1975), «В поисках радости» В.С.Розова, «Дон Кихот» по литературному сценарию Е.Л.Шварца (оба 1976), «Три сестры» А.П.Чехова (1978) и др. В 1978-1980 гг. главный режиссер Драматического театра имени Горького (Ростов-на-Дону). Среди спектаклей: «Мгновение над пропастью» Н.И.Мирошниченко (1979), «Судьба человека» по М.А.Шолохову, «Последние» М.Горького (оба 1980), «Закон вечности» по Н.В.Думбадзе (1981). Для его режиссерского почерка характерны заострение драматических конфликтов, эмоциональность, открытая театральность. В 1981-1987 гг. главный режиссер Центрального театра Советской Армии, поставил: «Старик» Горького (1981), «Счастье мое...» («Бумажный патефон») А.М.Червинского (1982), «Идиот» по Ф.М.Достоевскому (1984), «Рядовые» А.А.Дударова (1985), «Статья» Р.X.Солнцева (1986) и др. В 1987-2000 гг. главный режиссер Московского драматического театра имени Пушкина, поставил: «Палата № б» по Чехову (1987), «Подонки» Я.Гловацкого, «Светит, да не греет» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева, «Одержимые» А.Камю по роману «Бесы» Достоевского (все 1988), «Новое московское преступление» по повести В.А.Пьецуха (1990), «Черный монах» по Чехову (1991), «Эрик XIV» А.Стриндберга, «Призраки» Э.Де Филиппо (обе 1992), «История одной лестницы» А.Буэро-Вальехо (1993), «Комната смеха» по повести «Подходцев и двое других» А.Т.Аверченко (1994), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1995), «Где любезная моя?» по пьесам «Праздничный сон - до обеда» и «Свои собаки грызутся - чужая не приставай» Островского, «Террористы» Камю (обе 1996), «Повести Белкина» по А.С.Пушкину, «Эти свободные бабочки» Л.Герша (обе 1997), «Пизанская башня» Н.М.Птушкиной (1998), «Preisiebenas» («Тройкасемеркатуз») по мотивам повести «Пиковая дама» Пушкина, «Царь Эдип» Софокла (обе 1999) и др. Среди спектаклей в др. театрах: «У врат царства» К.Гамсуна (1992), «Не будите мадам» Ж.Ануя и «Мадам Бовари» по Густаву Флоберу (оба 1998) - все в Театре имени Моссовета, «Капитанская дочка» по Пушкину (1994, Российский академический молодежный театр) и др. Работает на ТВ (фильм-спектакль «Палата № 6», 1992).

1944
Галина Михайловна Ясногородская
режиссер документального кино.

Robert Calvert (700x492, 173Kb)
1945
Роберт Кальверт (Robert Calvert)
вокалист и поэт британской группы «Hawkwind», позднее сольный артист. Ныне покойный.

1945
Рэй Ройер
гитарист («Procol Harum»).

1945
Вячеслав Валентинович Тихомиров
генерал-полковник. На военной службе с 1963г. Окончил военное училище, Военную академию имени М.В.Фрунзе и Военную академию Генштаба. Службу проходил в ряде военных округов, командовал подразделениями, частями, соединениями. Был начальником штаба 14-й армии в Приднестровье. В 1995— 1996 гг. зам. командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, командовал Объединенной группировкой войск в Чеченской республике, затем войсками Уральского военного округа. С 2000 г. заместитель министра внутренних дел - главнокомандующий внутренними войсками МВД Российской Федерации.

Robin Trower (445x700, 207Kb)
1945
Робин Трауэер (Robin Trower)
английский гитарист, в прошлом - музыкант группы "Proсol Harum", сольный музыкант.

Jim Cregan (636x700, 306Kb)
1946
Джим Криган (Jim Cregan)
гитарист известной британской группы «Family», позднее работал с «Cockney Rebel» и с Родом Стюартом

00Arnaud-de-Rosnay-que-cachait-le-play-boy-de-l-extreme_exact1900x908_l (700x334, 41Kb)
1946
Арно де Роснэ (Arnaud de Rosnay)
великий пионер виндсерфинга, экстремал — марафонец. Арно де Роснэ родился в Париже. Он вырос в аристократической семье, которая когда-то имела собственные сахарные плантации во французской колонии на острове Маврикий. Детство прошло во Франции, на Маврикии и в Швейцарии, где тоже было имение. С раннего детства Арно вместе со своим старшим братом Жоэлем увлекался серфингом. Кстати Жоэль считается первым серфером на Басском побережье и в 1964 стал чемпионом Франции по серфингу. Вместе они стали организаторами федерации серфинга в Беарице и кроме того, стали европейскими пионерами нового снаряда – лонгборд на колесах. Братья организовали первый французский чемпионат на лонгбордах в Осегоре, а в 1966 году Арно стал чемпионом Франции в этом виде спорта. В 18 лет Арно влюбился в 17-летнюю фотомодель Марису Беренсон. Итогом стало знакомство с известнейшим мастером фотографии Ричардом Аведоном. Тот, в свою очередь, нанял Арно ассистентом. Фотографии для журнала «Вог» и других глянцевых изданий, быстро сделали нашего героя известным и востребованным фотографом. В 18 лет он бросил школу и посвятил себя проектам. Кроме гламурных фотографий моделей и драгоценностей, де Роснэ становится штатным фотографом американского журнала Surfer Magazine. Долгие годы сотрудничества с журналом приводят к тому, что он, позднее женится на дочери главного редактора – Дженни Свенсон. Амплуа великосветского плейбоя помогало Арнольду пропагандировать виндсерфинг, чем он охотно пользовался: снимал фильмы о виндсерфинге, привлекал спонсоров и организовывал соревнования. Один из первых, устраивал заезды на скорость. В 1981 году он основал виндсерфинг-марафон на Гаваях, от острова Мауи до Молокаи и обратно. Кстати, сам пришел в этом марафоне вторым, после Робби Нэша. Как большинство великих виндсерферов того времени, Арно делал доски сам, став изобретателем первых трапеций для виндсерфинга. Многие улучшения доски в ходу до сих пор. А придумав лэндсерфинг или, как он называл его speedsail, он не просто предложил новый вид публике, но и пересек на нем африканскую пустыню. Как покоритель пространств на виндсерфинге, Арно де Роснэ не превзойден до сих пор. Первое большое путешествие началось 31 марта 1979 года, стартовав из Нуадибу в Дакар. Для передвижения Арно использовал виндсерфинг, к которому присоединил колеса. Никто до этого не пробовал столь экзотический способ путешествий. Доска позволяла катиться не только по суше, но и пересекать проливы. К удивлению Арно, главной проблемой стали не пески и солнце, а обычные колючки. В иной день, ему приходилось заклеивать колеса по 16 раз. Несмотря на трудности, за 12 дней он проехал 1380 км и финишировал в Дакаре. В итоге, гора публикаций, документальный фильм о путешествии и даже статья в советском журнале «Вокруг Света».
В августе того же года, Арно стартует на виндсерфинге с Аляски через Берингов пролив в Советский Союз. Друзья отговаривали спортсмена от этого путешествия, ведь при наступлении темноты, шансов выжить в море не останется: воздух +8С, вода +1С, порывистый ветер и бурные течения. Разрешения, ни от американских, ни от советских властей он не получал. Зато Бари Спаниер сшил ему парус в виде двух флагов, сверху СССР, снизу США. 29 августа в 10:15 Арно вышел и за 8 часов, преодолев 125 километров, ступил на чукотское побережье, недалеко от поселка Наукан. Все время, пока спортсмен был в пути, друзья передавали на всех радиочастотах: «В сторону Чукотки движется безоружный Арно де Роснэ на виндсерфинге. Будьте снисходительны». Пограничники были снисходительны: обогрели, переодели, напоили чаем и отправили обратно в Штаты. В интервью Арно сказал, что его мечта, пересечь водные границы противостоящих стран, чтобы показать – людям нужен мир и свобода передвижений. Следующий, 1980 год, Арно посвящает подготовке еще более грандиозного путешествия: он собирается пересечь Тихий океан от Маркизских островов до Гаваев. Строится специальный виндсерфинг, который на ночь можно превращать в тримаран, чтобы спать на нем в океане. Экспериментируя с различными конструкциями, он совершает небольшое путешествие, используя изобретенный для этого парафойл, прикрепленный к доске. Да-да, Арно де Роснее, был еще и пионером кайтбординга – запущенный кайт двигал тримаран ночью, чтобы можно было отдохнуть. После года подготовки, он понимает, что 4000 километров ему в одиночку не преодолеть и решает изменить маршрут. 31 августа, смелый путешественник стартует с Нука Хива в сторону Туамоту. Первой проблемой становится яркое солнце – темных очков с собой нет. В глазах появляется страшный зуд. На следующий день добавляются мозоли и синяки на руках. Постепенно Арно нашел свой ритм: «Я начал погружаться в ритм путешествия, думаю о виндсерфинге, воздушном змее, сне, ветре, штиле, силе и воде». По расчетам, он должен был добраться до Туамоту за 5-7 дней. Но прошла неделя, а вокруг бескрайний океан. 7 дней от него нет вестей — семья, в беспокойстве снаряжает спасательную экспедицию, обследуя все острова и атоллы в районе Туамоту. Все безрезультатно, дни уходят. Многие предлагают прекратить поиски, но брат Жоэль непреклонен – «Арно может продержаться в океане и 40 дней!» И вот, с атолла Ахе приходит весть – Арно жив. «После двенадцати дней в море, пройдя 500 миль, пропавший без вести, отбивший пять нападений акул, я вышел на атолл Ахе. Я весь разбит, поранен, но я победил». После путешествия Арно сильно ослаб и понадобилось много времени, чтобы восстановиться. До сих пор кажется невозможным, пройти в одиночку, без поддержки, связи и навигации 900 километров по Тихому океану на виндсерфинге, оставшись в живых. С тех пор это никому не удавалось. Уже на следующий год предпринимается попытка пересечь Ламанш вместе с Кеном Винером. Налетает шторм – Арно спасают вертолетом. Кен почти доходит до финиша, но его тоже приходится спасать. Прошло долгих три года, прежде, чем Арно решился на новое путешествие. Следуя идее – преодолевать политические барьеры, избран путь от США на Кубу. В январе 1984 года, после серьезной подготовки, Арно стартует от Флориды. Все 160 километров рядом катер сопровождения с репортерами и операторами. 6 часов и Арно ступает на берег Кубы. После трех суток отдыха, обратный путь, но уже на катере. В середине пролива мотор заглох, на катере легкая нервозность, Арно успокаивает: «не нервничайте, если что, схожу за помощью на доске». Но это не понадобилось, через 2 часа пришло спасательное судно. Если помните, в 1983 году случилась трагедия на Дальнем Востоке, когда советская ПВО сбила южно-корейский пассажирский Боинг. Катастрофа сильно охладила отношения между СССР и государствами юго-восточной Азии. Барон Роснэ решается на путешествие из Японии в Советский Союз. Ни японские, ни советские власти в известность не ставились, ибо о разрешении не могло быть и речи. Арно приехал, как он говорил, тренироваться. 31 июля 1984 года «тренировка» была прямым ходом направлена с острова Хоккайдо в сторону Сахалина. Через час ветер почти прекратился, зато наплыл густой туман. Постепенно ветер немного усилился, туман остался. В страхе столкнуться с льдиной Арно двигался по компасу. Вдруг в тумане раздался звук мотора. «Я решил – это русские пограничники — накатил страх, что они меня сейчас арестуют прямо в море и не дадут закончить переход» — вспоминал Арно. Наконец туман стал рассеиваться, впереди показалась земля. Но прежде, чем спортсмен смог достичь острова, пришлось бороться с течением. И вот, наконец, после трех с половиной часов в проливе Лаперуза, желанный пляж. На берегу никого, однако, не успел Арно собрать свой виндсерфинг, как появились два пограничника. Нарушителя репатриировали обратно в Японию на самолете, Арно ликовал: «Для виндсерфинга нет границ, ни политических, ни идиологических». Еще никогда Арно не чувствовал себя настолько тренированным и подготовленным, он решается на третий переход в год. Теперь намечен путь из коммунистического Китая на капиталистический остров Формоза, известный нам под именем Тайвань. Старт назначен на субботу, 7 часов 30 минут, 24 ноября 1984 года. Не считая 170- километровый переход большой проблемой, Арно берет с собой два банки апельсинового сока и уходит за горизонт. На той стороне, в 12 милях от берега его уже ждут два судна береговой службы Тайваня. Но Арно де Роснэ так и их никогда и не достигнет, исчезнув в Южно-китайском море. Поиски китайских и тайваньских береговых служб ничего не дали. Впоследствии, при участии американских и французских специалистов, удалось выяснить, что Арно исчез в первой трети своего пути. За свои 38 лет барон совершил столько, что хватит на несколько жизней. Технологии поменялись, доски и паруса для виндсерфинга стали удобнее, но когда выходишь в океан, то остаешься с ним один на один. Тут дело не в технологиях, а в характере. Вот поэтому мало желающих стать новыми Арно де Роснэ.

1947
Кэри Хьюм
новозеландская писательница. Роман «Костяные люди» (1990, премия Букера), рассказы (сборник «Пожиратель ветра», 1986), стихи (сборник «Нити», 1990)

1948
Анатолий Иванович Кобенков
советский поэт. Родился в Хабаровске. Жил в Биробиджане, Ангарске, Иркутске; с 2005 в Москве. Окончил Литературный институт имени Горького. Работал слесарем, геологом, редактором заводского радио, корреспондентом газеты «Советская молодежь». Возглавлял в течение семи лет Иркутское отделение Союза российских писателей. Стихи публикуются с 1963 Автор двенадцати поэтических книг и сборника литературных эссе, посвященных творчеству поэтов Сибири. Выступал как литературный и театральный критик, писал о живописцах и театральных деятелях Иркутска. Редактор-составитель иркутских альманахов «Зеленая лампа» и «Иркутское время». Входил в редколлегии журналов «Сибирские огни» (Новосибирск), «День и ночь» (Красноярск), «Рубеж» (Владивосток). Был организатором Фестиваля Поэзии на Байкале (в 2005 прошел в пятый раз). Переводил еврейских, латышских и польских поэтов. В 2001 году, по просьбе сибирского католичества, создал текст драматической мистерии «Благодарение Заступнице», которая, положенная на музыку Владимиром Соколовым и поставленная режиссером Вячеславом Кокориным, была благосклонно принята папским нунцием, прозвучала на театральных подмостках Иркутска, Томска и Москвы, вышла отдельным изданием в оформлении художника Андрея Шолохова. Лауреат премии Иркутского комсомола имени И.Уткина (1980). С 2005 г. жил в Москве. Скончался в Москве 5 сентября 2006 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку