-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109899
Комментариев: 6802
Написано: 118372


5 июля родились...

Четверг, 05 Июля 2018 г. 07:07 + в цитатник
Николай Александрович Гарбузов  (516x700, 254Kb)
1880
Николай Александрович Гарбузов
советский музыкальный акустик и теоретик музыки. Доктор искусствоведения (1940). Родился в Москве. Окончил Горный институт в Санкт-Петербурге (1906), музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу композиции А.Н.Корещенко (1916). В 1921—1931 возглавлял созданный при своем непосредственном участии Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), где вел исследовательскую работу. В 1923—1951 профессор (класс музыкальной акустики), в 1933—1948 руководитель акустической лаборатории и декан историко-теоретического факультета, в 1934—1937 директор НИИ при Московской консерватории. В 1944—1945 руководитель сектора музыки в институте истории искусств Академии Наук СССР, в создании которого принял активное участие. Основное направление исследовательской деятельности Гарбузова посвящено проблемам гармонии и природы слухового восприятия. Им впервые экспериментально доказана зонная природа слуха. На основе анализа экспериментальных данных выдвинул положение о том, что музыкальное восприятие имеет не точечный, а зонный характер; восприятие высоты, громкости, тембра, ритмики, интонационных соотношений происходит в пределах известного количественного диапазона, на протяжении которого сохраняется данное качество звука. В пределах зоны (например, в пределах одного определенного ступеневого качества) музыканты различают множество оттенков звука, каждый из которых может быть использован в высокохудожественном исполнении музыки как средство музыкальной выразительности. Выдвинул идею зависимости выбираемой интонации от музыкальных отношений между звуками и от образно-эмоционального содержания произведения. В отношении звуковысотной организации музыки пришел к выводу, что математические строи существуют только отвлеченно теоретически, что реально музыка исполняется в зонном строе, который заключает в себе бесчисленное множество интонационных вариантов, а каждое исполнение музыкального произведения представляет собой неповторимый вариант этого строя. На основании своих экспериментов уточнил типологию музыкального слуха и показал, что внутризонный интонационный слух при помощи специальных упражнений может быть активно развит. Разработал теорию многоосновности ладов и созвучий, занимался также вопросами русского народного многоголосия, научной систематизацией терминологии по элементарной теории музыки. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 3 мая 1955 года. Работы: Теория многоосновности ладов и созвучий, части 1—2. — Москва, 1928—1932; О многоголосии русской народной песни. — Москва-Ленинград, 1939; Музыкальная акустика (в соавт.). — Москва-Ленинград, 1940, 1954; Терминология по элементарной теории музыки. — Москва-Ленинград, 1944; Древнерусское народное многоголосие. — Москва-Ленинград, 1948; Зонная природа звуковысотного слуха. — Москва-Ленинград, 1948; Зонная природа темпа и ритма. — Москва, 1950; Внутризонный интонационный слух и методы его развития. — Москва-Ленинград, 1951; Зонная природа динамического слуха. — Москва, 1955; Зонная природа тембрового слуха. — Москва, 1956. Список научных работ Н.А.Гарбузова: Натуральные призвуки и их гармоническое значение. — В книге: Труды ГИМНа. Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Москва, Музсектор Госиздата, 1925, выпуск 1, страницы 7—15; Акустическая природа мажора и минора. — Там же, страницы 16—19; Новые течения в музыкальной науке в период революции. — Музыка и революция, 1926, № 1; Акустика и теория музыки. — Музыка и революция, 1926, № 3; Некоторые вопросы психологической акустики. — Музыка и Октябрь, 1926. № 4—5; Слышим ли мы интервалы и аккорды так, как они написаны? — Музыка и революция, 1927, № 2; Теория многоосновности ладов и созвучий. Труды ГИМНа. Москва, Музсектор Госиздата, 1928, [часть 1]; Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками. — В книге: Труды ГИМНа. Сборник работ по музыкальной акустике. Музсектор Госиздата, Москва, 1929, выпуск 2, страницы 9—33; Современная музыкальная система и правописание натурального звукоряда. — Там же, страницы 34—44; К вопросу о единичной и двойной системах Б.Яворского. — Музыкальное образование, 1930, № 1; Зависит ли гармоническое движение от неустойчивости тритона? — Музыкальное образование, 1930, № 3; О консонирующих и диссонирующих интервалах. — Музыкальное образование, 1930, № 4_5; От редактора. — В книге: Рабинович А.В. Краткий курс музыкальной акустики. Москва, Музсектор Госиздата, 1930; Теория многоосновности ладов и созвучий. Процесс становления звуков как причина ладового движения. Москва, Музгиз, 1932, часть 2. Введение.—В книге: ТаргонскийЯ. Флажолеты смычковых инструментов. Москва, Музгиз, 1936, страницы 3—7; Зависимость высоты флажолета от места возбуждения струны.— В книге: Труды Научно-исследовательского музыкального института при МГК. Акустический сборник. Москва, Музгиз, 1936, выпуск 1, страницы 5—8; Работа Научно-исследовательского института при Московской консерватории (1934—1936). —Советская музыка, 1937, № 2, страницы 88—91; О многоголосии русской народной песни. Москва-Ленинград, Музгиз, 1939; Акустика музыкальных систем. (Отдел третий.) Принцип звукового дирижирования. (Приложение.) — В книге: Музыкальная акустика. Под редакцией Н.А.Гарбузова. Москва-Ленинград, Музгиз, 1940, страницы 163—220, 226—227; Терминология по элементарной теории музыки. Москва-Ленинград, Музгиз, 1944; Зонная природа слуховых восприятий. Сообщение 1. Зонная природа интервального слуха. — Физиологический журнал СССР, том 31, № 3—4, 1945, страницы 177—190; Зонная природа слуховых восприятий. Сообщение 2. Зонная природа абсолютного слуха. — Физиологический журнал СССР, том 32, № 3, 1946, страницы 329— 335; Зонная природа звуковысотного слуха.— Москва-Ленинград, Издательство Академии Наук СССР, 1948. Древнерусское народное многоголосие. Москва-Ленинград, Музгиз, 1948. К вопросу о «громкости» слуховых представлений. — Доклады Академии наук СССР, 1948, том 7, страницы 1297—1300; Зонная природа музыкального слуха (строй мелодии при свободном интонировании интервалов). — Проблемы физиологической акустики, Москва-Ленинград» Издательство Академии Наук СССР, 1949, том 1, страницы 138—152; Возникновение гармонических образов при восприятии мелодий. — Там же, страницы 153—158; Зонная природа тонального слуха. — Проблемы физиологической акустики. Москва-Ленинград, Издательство Академии Наук СССР, 1950, том 2, страницы 139—152; Зонная природа темпа и ритма. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1950. Виутризонный интонационный слух и методы его развития. Москва-Ленинград, Музгиз, 1951; Колебательные движения. Восприятие звуковых колебаний. (Отдел первый.) Акустика музыкальных систем. (Отдел третий.) Акустика закрытых помещений. (Приложение.) —В книге: Музыкальная акустика, Москва, Музгиз, 1954, страницы 5—33, 180—218, 219—223. Зонная природа динамического слуха. Москва, Музгиз, 1955; Критика идеалистических взглядов по вопросам теории ощущения (Гельмгольц, Плеханов и др.). Рукопись, название условное, хранится в ГЦММК имени М.И.Глиики, 1955, страницы 1—39. Зонная природа тембрового слуха. Москва, Музгиз, 1956. Литература: Гарбузов Н.А. // Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. — Москва, 1969—1978; Н.А. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог. — Москва, 1980; Гарбузов Н.А. // История психологии в лицах. Персоналии. — Москва: ПЕР СЭ, 2005.

 (504x699, 79Kb)
1880
Ян Кубелик (чешское имя - Jan Kubelík)
чешский скрипач и композитор. Отец Рафаэля Кубелика. Родился в Праге. Окончил Пражскую консерваторию, ученик Отакара Шевчика. Концертировал по всему миру с 1898 г. Один из лучших скрипачей-виртуозов своего времени. Автор оригинальной музыки, в том числе шести концертов для скрипки с оркестром. В пору расцвета таланта Кубелика называли «Чародей скрипки», «чешский Паганини». Ян Кубелик родился в Михле близ Праги. Его отец Йозеф-Матвей в качестве оркестрового скрипача играл в различного рода ансамблях на танцевальных площадках и в гостиничных барах. Он рано стал приучать мальчика к музыке: Яну купили скрипку, когда ему исполнилось всего 4 года. Мальчик быстро пристрастился к занятиям. Однажды в ансамбль, в котором играл отец Кубелика, не явился кларнетист. Его партию уверенно сыграл на скрипке Ян. Талант мальчика был очевиден. В 1892 году Кубелик предстал перед консерваторской комиссией и сыграл Седьмой концерт Берио. Его исполнение понравилось. Но комиссию смутили его внешние данные: юный музыкант был очень мал и тщедушен. Яну порекомендовали позаниматься ещё год под руководством Отакара Шевчика. Шевчик преподавал в Пражской консерватории всего один год. Дебютант-педагог сразу стал давать Яну трудные пьесы для разработки техники. Уже в 15 лет Кубелик выучил Третий концерт Сен-Санса и с блеском его исполнил. Как пишет Л.Н.Раабен, "Увлечённый виртуозными данными юноши, Шевчик все же воспитывал его односторонне. «Он превзойдет Паганини», — сказал как-то Шевчик отцу, а когда в 18 лет Ян попросил у учителя концерт Бетховена, то вместо него получил концерт fis-moll Венявского. На выпускном экзамене он сыграл концерт Брамса, и о нём после экзамена заговорили все пражские газеты. Для усовершенствования мастерства его оставили при консерватории ещё на два года. По воспоминаниям Карела Моравеца, соученика Яна, талант юноши был необычайным. Однажды Ян забыл, что Шевчик задал ему выучить к следующему уроку каприс Паганини. Оставалось всего 2 часа до урока. И всё же на уроке Кубелик сыграл каприс блестяще и наизусть. Обращаясь к другим ученикам, Шевчик сказал назидательно «Вот видите, что получается, когда человек примерно работает!» В 1897 году Кубелик завершил обучение у Шевчика. Решающую роль сыграло его выступление в Вене на второстепенном концерте в честь съезда велосипедистов. Кубелик так сыграл концерт Паганини, что критик Б. Львовский написал о нём восторженные строки, назвав одним из лучших скрипачей мира. Статья вызвала резонанс, и Кубелика пригласил к себе венский капиталист, «магнат спирта» Брош. Он предложил Яну давать уроки его дочери. Одновременно из Праги пришло приглашение сыграть в Филармонии концерт Эрнста. После возвращения в Вену музыкант начинает работать у Броша. В 1899—1900 годы проходят первые международные турне скрипача. Он едет в Италию, Канны, Монте-Карло и Ниццу. Из Франции Кубелик направился в Лондон. Его называют «Листом скрипки», восхищаются виртуозностью его техники и сладостностью звука. Успех Кубелика привлек внимание импресарио, одним из которых был Скшиван. Чешский журнал «Roshledy» писал: «Ян Кубелик, которому теперь 22 года, является феноменом в отношении несамостоятельности и безволия, а потому немудрено, что талантливейший скрипач совершенно подчинён своему импресарио, который имеет на него влияние, подобно Свенгали на Трильби. Скшиван заставил Кубелика прервать едва ли не все родственные связи и знакомства; но главное, конечно, в том, что новый Свенгали немилосердно эксплуатирует гениальное искусство чешского скрипача. Он не даёт ни последнему, ни родным отчета по своим „концертным“ операциям. Друзья скрипача надеются, в конце концов, вырвать Яна из когтей Скшивана, который держит теперь Кубелика уже восьмой месяц в Дрездене, не подпуская к нему никого». В 1902 году Кубелик приезжает в Россию. Вот отзыв «Русской музыкальной газеты»: «Ян Кубелик — новый баловень Санкт-Петербургской публики. Он приехал сюда, как и Гофман, без предварительной рекламы, а теперь концерты его в Дворянском — событие, привлекающее густую толпу народа. Молодого чешского скрипача ходят слушать все артисты и любители скрипки, артисты и любители музыки вообще, в главной же массе — равнодушные и к скрипке, и к музыке, и к концертам, но любопытные ко всему, что является живою темой сегодняшнего разговора. Кубелик действительно явление выдающееся, яркий, здоровый талант, законченный артист, с техникою, доведённой до пределов „чудесного“. Когда он играет многоголосные пьесы (Ария, Чакона Баха, Секстет из „Лючии“ в аранжировке С. Любена и пр.), слух с трудом верит, что вся эта полнозвучность, плавность, гармоническая сродненность и вместе с тем ясная индивидуализация каждого из голосов ансамбля — дело четырёх струн и одного смычка. …Это красота чистой виртуозности, и в этом отношении Кубелик прямо волшебен; неукротимо изобретательное творчество фантаста Паганини нашло себе в нём достойного представителя». В 1902 году Кубелик отправляется в первое путешествие в США по приглашению агентства «Фроман и Горлиц», которое гарантировало ему 500 000 крон. На пароходе «Океаник» музыкант обнаружил рекламные плакаты со своим именем, где его называли «Новый Паганини». Концерты в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне не обманули ожиданий — он заработал целое состояние — 22 000 долларов. После гастролей по Америке музыкант прибыл в Лондон, где был удостоен медали Бетховена и звания почетного члена Лондонской филармонии. Жизнь Кубелика проходит в постоянных разъездах. В России до Первой мировой войны он концертировал в 1904, 1909 (3 раза), 1910 и в 1912 годах. В США он совершил 7 концертных турне. Кроме того, он побывал в Австралии (1908), Новой Зеландии, Южной Америке (1910) и даже на Кубе. Каждый день он давал концерт в новом городе. Была ещё одна сложность — Кубелик знал наизусть весь скрипичный репертуар и требовал того же от аккомпаниаторов. Добавляла трудностей и импровизационность его игры. Моравец, слышавший его неоднократно, утверждал, что одну и ту же вещь Кубелик играл каждый раз по-разному. Женой Кубелика была венгерская аристократка. Как-то после одного из концертов в артистическую музыканта вошёл граф Сзелл и предложил стать учителем дочери Марианны. Ян согласился послушать её. Девушка играла средне, но Кубелик безумно влюбился в неё. Марианне, в свою очередь, очень понравился знаменитый скрипач, и она старалась не пропустить ни одного его концерта. Их свадьба состоялась 25 августа 1903 года. После свадьбы молодожены переселились в Прагу. Вскоре Ян стал отцом. Всего у Кубеликов родилось 6 дочерей и 2 сына. Дочь Анита позже стала концертирующей исполнительницей, а сын Рафаэль — известным дирижёром. До начала мировой войны Кубелик пользовался феноменальным успехом. Так, в Санкт-Петербурге, желая попасть на концерты чешского скрипача, публика занимала очередь у билетной кассы с утра, приходя туда с самоварами и едой. На родине его принимали как национального героя. Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф предложил ему герб и дворянство, от чего Кубелик отказался, заявив, что он чех и простой человек. Внук Паганини презентовал ему фотографию и локон волос деда. Всю войну Кубелик прожил на родине, занимаясь композицией и игрой в домашнем квартете. С наступлением мира он вновь начал концертировать. Однако довольно скоро посетители его концертов и пресса стали замечать падение мастерства исполнителя. Дошло до того, что в Австралии ему отказали в записи на грампластинки, а его концерты все чаще проходили при полупустых залах. К.Флеш писал «С течением времени из феномена Кубелик превратился в закатившуюся звезду. Он принадлежал к тому несчастливому типу художника, которые, достигая высшей точки развития, останавливаются и быстро начинают угасать. Он едва достиг 30 лет, когда стали замечаться первые признаки угасания; появилась суховатость в звуке, стала портиться безупречная техника, исполнение сделалось холодным, чего в юности не было, сказался недостаток музыкальной культуры». Кубелик так и не вернулся на свой прежний блистательный уровень, но продолжал концертировать почти до самой смерти. В 1930-е годы он часто совершал концертные турне с Рафаэлем и Анитой по Чехии, Италии, Румынии, США. Во второй половине 1930-х годов музыкант сократил концертную деятельность. Теперь он большую часть времени посвящал композиции. Так, в 1937 году Кубелик написал симфонию, которая была исполнена в Голливуде. Последние концерты Кубелика состоялись 8 мая 1940 года в Праге и 11 мая — в Невеклове. После концерта у него начался тяжёлый приступ желудочных болей. Несмотря на лечение, 5 декабря 1940 года Кубелик скончался. В романе «Ни дня без строчки» Юрий Олеша писал: «Из знаменитых имен моего детства я помню имя Яна Кубелика. Это был прославленный скрипач, чех, приехавший в Россию на гастроли. Я его не слышал и не видел, потому что родители на концерты не ходили, да и ходи они на концерты, тоже меня маленького не взяли бы. Однако имя это задело мое детское внимание, потому что его часто повторяли дома, за столом. Оно было сенсационно, так как он был небывалый скрипач, как говорили за столом, первый в мире. Мне нравилось, что он именно Кубелик; я не воспринимал эту фамилию как чешскую, и потому она звучала странно, интересно. Сенсация усилилась, когда распространился по Одессе слух, что некий студент, прослушав концерт Кубелика, застрелился и что Кубелик прислал на его гроб венок. Кубелик — слышу я в далеком прошлом — Кубелик; вижу скрипку и венок.» Литература: Современные музыкальные деятели. Ян Кубелик, "Русская музыкальная газета", 1902, № 51—52; Hoffmeister К., J. Kubelik, Praha, 1941.

earnest-j-h-mackay (469x700, 167Kb)
1880
Эрнест Маккей (Ernest John Henry Mackay)
английский историк и археолог. В 1927—31 и 1935—1936 руководил раскопками Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и других памятников; результаты этих исследований внесли много нового в понимание древнеиндийской цивилизации (Хараппская цивилизация). Умер 2 октября 1943 года. Сочинения: Further excavations at Mohenjo-Daro, 1927—1931, v. 1—2, New Delhi, 1937—1938; Chanhu-Daro excavations, 1935—1936, New Haven, 1943 (American Oriental Series, № 20); Древнейшая культура долины Инда, перевод с английского, Москва, 1951.

Leo Bagrow1 (466x700, 125Kb)
1881
Лео Багров (Лев Семёнович Багров; Leo Bagrow)
русский буржуазный историк, учёный и путешественник, историк картографии. Родился в Соликамске (Пермская губерния, Российская империя). Окончил Санкт-Петербургский университет (1903). Профессор навигации в Технической школе (1916—1918), заведующий кафедрой истории в Институте географии в Петрограде. В 1918, после Октябрьской революции покинул Россию и поселился в Берлине. В 1945 переехал в Стокгольм, где жил до конца жизни. На всех этапах своей жизни совершал продолжительные путешествия с целью знакомства с ранними картами и содействия развитию международного научного сотрудничества. Автор более 70 научных работ. Основатель и редактор периодического международного журнала "Имаго мунди" ("Imago Mundi", v. 1-13, 1935-1957), публиковавшего материалы по истории и географические карты. При жизни основателя вышло 13 годовых выпусков; журнал издаётся и по сей день. Основные исследования Багрова посвящены истории картографирования Каспийского и Чёрного морей, Азиатской России, а также истории отдельных карт 16-18 вв. Подготовил к выпуску факсимильное издание Атласа чертежей Сибири 17 в. С.У.Ремезова (1958). Основной труд Багрова - "История география. карты" (Петроград, 1917). В 1943 закончил работу над обобщающей монографией «История картографии», в которой были отражены основные этапы развития картографии с древнейших времён и вплоть до XVIII века; охват не ограничивался только европейской картографической традицией. Впервые книга была издана в берлинском издательстве «Safari Verlag» в 1951. Книга выдержала несколько переизданий, была переведена на несколько языков. Для последующих изданий была заметно переработана автором. Подготовил к выпуску факсимильное издание рукописной «Xорографической чертёжной книги» (1697—1711) С.У.Ремезова (1958). Лео Багров оставил после себя уникальную коллекцию старинных карт, в основном — карт России. Умер в Гааге 9 августа 1957 года. Издания: Багров Л.С. Материалы к историческому обзору карт Каспийского моря. — Санкт-Петербург, 1912; Багров Л.С. Карты Азиатской России. — Петроград, 1914; Багров Л.С. История географической карты. — Петроград, 1917; Leo Bagrow. A history of the cartography of Russia up to 1600. Edited by Henry W. Castner. — Ontario: The Walker Press, 1975. — 140 p. ISBN 0-9690514-1-7; Leo Bagrow. A history of the russian cartography up to 1800. Edited by Henry W. Castner. — Ontario: The Walker Press, 1975. — 312 p. ISBN 0-9690514-2-5; Багров Лео. История картографии. — Москва: Центрполиграф, 2004. — 320 с. ISBN 5-9524-1078-2; Багров Лео. История русской картографии. — Москва: Центрполиграф, 2005. — 524 с. ISBN 5-9524-1676-4. Литература: Полевой Б. П. Двухтомная история картографии России Л.С.Багрова (до 1800 г.) // Известия Академии Наук СССР, серия географическая, 1979, № 5, страницы I3I-I36; О нём : [Skelton R.A.] Leo Bagrow (obituary) // Imago Mundi. A Review of Early Cartography. 's-Gravenhage: Mouton, 1959, № 14. pp. 5 — 12. Библиография — 73 nn.

Henri Le Fauconnier (463x700, 219Kb)
1881
Анри Ле Фоконье (французское имя - Henri Le Fauconnier; полное имя - Анри Виктор Габриель Ле Фоконье, Henri Victor Gabriel Le Fauconnier)
французский художник. Родился в посёлке Эсден, близ Кале, в семье врача. В 1901 году приезжает в Париж, учится в мастерскоей художника Ж.-П.Лорана, в 1906 году поступает в Академию Жюлиана. С 1905 Ле Фоконье выставляет свои картины в Салоне Независимых. В 1908 он проводит год в Плуманаше, в Бретани, где много рисует. В 1909 знакомится с художниками Альбером Глезом и Робером Делоне. В 1910 году Ле Фоконье вступает в Новый союз художников Мюнхена и совершает путешествие по Италии. В 1912 художник участвует в выставке Художественного музея Хагена; к каталогу выставки он пишет вступление. В этом же году он становится руководителем парижской Академии палитры. В том же 1912-м Ле Фоконье женится на Марии Баранниковой. Во время Первой мировой войны он находится в Нидерландах (до 1919 года), так как не желает служить во французской армии. В 1920 вернулся в Париж. С 1923 года каждое лето проводил в Гросрувре близ Парижа, в арендованном доме. Здесь же и умер от инфаркта 25 декабря 1946 года; тело художника обнаружили лишь через 2 недели после его смерти. Похоронен в Париже. Художественное творчество Де Фоконье пережило несколько различных фаз. Начинал он как неоимпрессионист (1905—1907), затем последовал бретонский период Наби и фовизма (1908). Третьим была для художника эпоха кубизма (1909—1913), которому следовал голландский период в экспрессионистском стиле (1914—1919). Наибольшей известности Ле Фоконье достиг своими кубистскими и футуристическими работами, созданными в канун Первой мировой войны. Картины его, написанные в Нидерландах, указывают на усиливающееся значение цветовой гаммы. Послевоенные же полотна несут на себе трезвый, реалистический отпечаток.

Петр_Леонтьев (499x700, 207Kb)
1883
Пётр Иванович Леонтьев
советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (26 октября 1949), заслуженный артист РСФСР (31 июля 1945). Родился в Саратове. В 1899 — 1900 — слесарь, кочегар и помощник машиниста маневрирующего паровоза «Кукушка» в депо Рязанско–Уральской железной дороги в Саратове, в 1900 — 1902 — масленщик, кочегар и весовщик на товарной станции «Саратов–2», в 1902 — 1903 — конторщик юридического отдела Управления Рязанско–Уральской железной дороги, одновременно участвовал в любительских спектаклях народного театра, в 1903 — 1905 — учился в школе МХТ, в июле — декабре 1905 — артист театра–студии МХТ под руководством К.С.Станиславского, в 1905 — 1906 — артист Царицынского театра, летом 1906 — артист Архангельского театра Пожарного общества, в 1906 — 1911 и в 1913 — 1914 — артист Киевского драматического театра Соловцова, летом 1907 — артист Прилукской антрепризы К.З.Лебедева, летом 1908 — артист Екатеринодарской антрепризы В.Н.Дагмабова, в 1911 — 1913 — артист Московского театра Незлобина, в 1914 — 1916 — артист Самарской антрепризы Н.Д.Лебедева, в 1916 — 1917 — служил в Царской Армии (ратник 2–го ополчения), в январе — феврале 1917 — артист Московского Камерного театра, в октябре — ноябре 1917 — сотрудник Союза артистов–воинов при РТО, в 1917 — 1918 — заведующий театральным отделом и комендант Военного театра Московского Совета содатских депутатов, в 1918 — 1924, 1925 — 1927 и в 1930 — 1933 — артист Московского театра «Комедия» (бывшего Корш), в 1924 — 1925 и в 1937 — 1938 — артист Ленинградского государственного Большого драматического театра, в 1927 — 1929 — артист Харбинского театра КВЖД «Желсоб», в 1929 — 1930 — артист Самарского театра Средне–Волжского Краевого Совета, в 1933 — 1935 — артист Московского театра имени МОСПС, в 1935 — 1937 — артист Ростовского театра драмы имени М.Горького, в 1938 — 1951 — артист Государственного академического Малого театра Союза ССР. Лауреат Сталинской премии I степени (1949, за исполнение роли Федора Степановича Гринева в спектакле «Московский характер» в Государственном академическом Малом театре СССР). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (26 октября 1949) и медалями «За оборону Москвы» (1 мая 1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (6 июня 1945). Умер в Москве 22 октября 1951 года.
Могила_народного_артиста_РСФСР_Петра_Леонтьева (525x700, 480Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Театр Корша: «Смерть Дантона» Г. Бюхнера — Робеспьер; «Освобождённый Дон Кихот» А. В.Луначарского — Дон Кихот; «Александр I» Чижевского — Александр I. Театр имени МОСПС: «Гордость» А.К.Гладкова — Байкалов. Ростовский театр: «Слава» В.М.Гусева — профессор Черных; «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского — Сиплый; «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина — Барон; «Очная ставка» братьев Тур и Л.Р.Шейнина — Келлер. Малый театр: «Богдан Хмельницкий» А.Е.Корнейчука — Максим Кривонос; «Волк» Л.М.Леонова — Григорий Иванович Рощин; «Варвары» М.Горького — Маврикий Осипович Монахов; «Фронт» А.Е.Корнейчука — Гайдар; «Нашествие» Л.М.Леонова — Шпурре; «Бедность не порок» А.Н.Островского — Африкан Савич Коршунов; 1948 — «Московский характер» А.В.Софронова — Фёдор Степанович Гринёв; 1949 — «Заговор обречённых» Н.Е.Вирты — кардинал Бирнч. Фильмография: 1916 — Больная любовь (роль), Дело доктора Мореля (роль), Звезда, блеснувшая вдали (Фраппе, артист), На грани трех проклятий (старик, отец юноши), Неприступная (роль), Петроградский человек (доктор); 1917 — Батальон 1 Марта (Илья Скворцов, дезертир), Болотный цветок (Витольд, ксендз), В их крови мы неповинны (сионист), Великосветский скиталец (роль), Венчал их сатана (Семен, жених Дуни), Властелин (отец Алины, муж Ады), Невеста–сорванец (роль), Расплата (Огрезель, таинственный незнакомец), Рокамболь (роль), Ткачи (Иван Зарудный), Черные вороны (Виктор Александрович Пальмский, студент–репетитор);1919 — Девяносто шесть (красноармеец); 1923 — Комбриг Иванов (Комбриг Иванов); 1924 — Банда батьки Кныша (чекист Стальной, «батька Кныш»), Долина слез (хан Тамга), В дебрях быта, Км (Гусев, рабочий); 1926 — Крепыш (мельник); 1930 — Твердый характер (Иван Егорович Шарапов, рабочий); 1932 — Готов к труду и обороне (начальник штаба ПВО, Отец Василия Слободы); 1938 — Борьба продолжается (дядюшка Фриц); 1939 — Ошибка инженера Кочина (Галкин), Степан Разин (царь Алексей Михайлович); 1940 — Брат Героя (Кирилл Степанович, директор школы).

 (515x699, 1109Kb)
1884
Айви Комптон-Бернетт (Ivy Compton-Burnett)
английская романистка. Родилась в Пиннере (Англия), изучала античные языки и литературу в Лондонском университете (1902–1906). Первый ее роман – Пасторы и хозяева (Pastors and Masters, 1925). Начиная с романа Братья и сестры (Brothers and Sisters, 1929) она ежегодно публиковала по книге вплоть до 1963 (Господь и его дары – God and His Gifts). В 1951 и 1967 была награждена орденами Британской империи III и II степени. Бóльшую часть жизни провела в Лондоне. В романах леди Айви бушуют семейные страсти, торжествует порок, а добродетель попирается. В романе Женщин больше, чем мужчин (More Women Than Men, 1933) деспотическая директриса убивает жену своего приемного сына, к которому одержима страстью, и ее преступление остается безнаказанным. В итоге она становится «лучше», чем была прежде, поскольку теперь она счастлива. Почти все художественные задачи решаются с помощью диалога – лаконичного, точного, часто абстрактного. Комптон-Бернетт прибегает к традиционным сценическим приемам, таким, как реплики в сторону и подслушивание. Ранние ее романы, в том числе Мужья и жены (Men and Wifes, 1931), Дом и его хозяин (House and its Head, 1935), посвящены теме убийства в семье. В последующих шести, за исключением романа Семья и состояние (A Family and a Fortune, 1939), появляются словоохотливые дети, причем их диалоги нисколько не отличаются от диалогов старших. Это Дочери и сыновья (Daughters and Sons, 1937), Родители и дети (Parents and Children, 1941), Те, кто старше и лучше (Elders and Betters, 1944), Слуга и служанка (Manservant and Maidservant, 1947), Два мира – два пути (Two Worlds and Their Ways, 1949). В последний период творчества писательница выпустила романы Темнота и свет (Darkness and Day, 1951), Настоящее и прошлое (Present and the Past, 1953), Мать и сын (Mother and Son, 1955), Отец и судьба (Father and his Fate, 1957), История одного наследства (A Heritage and Its History, 1959), Падение великих (The Mighty and Their Fall, 1961). Посмертно опубликован роман Последний и первый (The Last and The First, 1971), где проглядывает ее прежняя художественная манера. Умерла Комптон-Бернетт в Лондоне 27 августа 1969 года.

Andronnikov_Vladimir_Nikolaevich (464x700, 101Kb)
1885
Владимир Николаевич Андронников
русский революционер, советский партийный и государственный деятель, крупный хозяйственник, один из организаторов советской власти на Урале. Родился в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии (с 1925 года в составе города Вичуги), в семье священника. Окончил Костромское духовное училище, вышел из 2-го класса духовной семинарии. Трудовую деятельность начал в 1903 г. учителем в школе в деревне Загзы Варавинского уезда Костромской губернии. В 1905 году вступил в РСДРП(б). Партийную работу вёл в Костроме, Киеве, Самаре и других городах. Организатор боевых дружин в Кинешемском уезде. В 1908 секретарь Иваново-Вознесенского, а в 1914 Киевского комитета большевиков. За революционную деятельность 11 раз был арестован, два раза бежал, отсидел в тюрьме в общей сложности 5 лет, более 2-х лет находился в ссылке. В 1907 г. вместе с Фрунзе сидел во Владимирском централе, где помогал ему вести революционную работу среди заключенных. В 1912 году выслан в Вологодскую губернию. В 1916 г. арестован в Самаре и вместе с Куйбышевым и Бубновым отправлен в Сибирь, в Туруханскую ссылку. После февральской революции в марте 1917 г. вернулся из ссылки и становится одним из организаторов борьбы за установление Советской власти на Урале: он стал членом Уральского областного комитета РСДРП(б), членом комитета Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов. 9-14 июня 1917 года состоялся 1-й Екатеринбургский окружной съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, одним из руководителей которого был Андронников. На съезде он был избран председателем Екатеринбургского окружного Совета. 30 ноября 1917 г. Уральским Областным Советом рабочих и солдатских депутатов Урала была созвана специальная сессия Заводского совещания (орган Особого совещания по обороне государства на Урале, регулировавший работу промышленности посредством распределения оборонных заказов), на которой делегаты демократической группы Совещания выразили недоверие его Рабочему бюро. После бурных дебатов по новой программе действий Заводского совещания представители заводовладельцев и высших конторских служащих покинули заседание. В результате было избрано новое Рабочее бюро, председателем которого стал В. Н. Андроников (с 3 декабря переименованное в Исполнительное бюро). В декабре 1917 г., будучи избранным в члены Учредительного собрания, находился в Петрограде, где неоднократно встречался с Лениным. В январе 1918 стал председателем Совета комиссаров Урала и проводит национализацию промышленности региона. С марта 1918 по февраль 1919 года — комиссар производства Урала. В мае 1918 г. участвовал в I Всероссийском съезде совнархозов, где выступал за хозяйственную независимость регионов и предприятий. В 1919 возглавил губсовнархоз в Вятке, а после освобождения края от Колчака переехал в Екатеринбург и работал членом бюро отдела металлов ВСНХ на Урале. В 1920 направлен на Украину, где руководил восстановлением металлургических заводов. В 1924 перешёл на работу в Главметалл, а в 1925 вновь вернулся на Урал, год работал в Уралплане, в ноябре 1925 г. стал первым председателем Уральского областного радиобюро, в 1926 назначен председателем областного совнархоза, а в 1929 — зампредом Уралоблисполкома. С весны 1931 был представителем Уралсовета при ВЦИК в Москве. В 1933 назначен председателем Госплана Казахстана и заместителем председателя СНК республики. В мае 1938 арестован, приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер в Алма-Ате 5 января 1942 года. Представительская деятельность: Член Всероссийского Учредительного собрания от РСДРП(б), избранный по Пермскому избирательному округу (ноябрь 1917- январь 1918); Делегат съездов РКП(б)-ВКП(б): XI-го (1922), XII-го (1923), XV-го (1927), XVII-го (1934). Увековечивание: Улица Андронникова в городе Алма-Ате (Казахстан); Улица Андронникова в городе Вичуге Ивановской области. Литература: В.Н.Андроников, «Тяжёлая промышленность» (в книге «15 лет Казахской АССР: 1920—1935».- Алма-Ата-М., 1935); Рычкова Г. Солдат ленинской гвардии В.Н.Андроников (1885—1942) // Сердца, отданные революции. — Свердловск. — 1971; Кукушкина И.Л. Андроников Владимир Николаевич (1885—1942) // Большевики-ленинцы на Урале. — Свердловск. — 1989; Абрамовский А.П. Андроников Владимир Николаевич // Челябинская область. Энциклопедия. Том 1. — Челябинск. — 2003.

André Lhote (451x700, 249Kb)
1885
Андре Лот (французское имя - André Lhote)
французский скульптор, художник, педагог, художественный критик и теоретик искусства. Родился в Бордо. С 12 лет учился деревянной скульптуре и резьбе по дереву. В 1898—1904 гг. учился в Школе искусств в Бордо, в 1906 г. перебрался в Париж, занимаясь преимущественно живописью. Первоначально находясь под впечатлением от живописи Гогена и Сезанна, Лот примыкал к фовизму — однако затем, начиная с 1912 г., сдвинулся к кубизму. . Однако он никогда не принадлежал к радикальному кубизму и стремился достичь примирения абстракции с реальностью. После перерыва в занятиях искусством, вызванного армейской службой во время Первой мировой войны, Лот быстро приобрёл значительный вес среди французских кубистов. В 1918 г. он стал одним из соучредителей журнала «Nouvelle Revue Française», где публиковал рецензии и статьи об искусстве вплоть до 1940 г. С этого же времени начинается преподавательская деятельность Лота: он учил в нескольких художественных школах Парижа, пока в 1922 г. не открыл на Монпарнасе свою собственную. В поздние годы Лот также много преподавал в других странах, включая Египет и Бразилию. Среди его многочисленных учеников были будущие известные фотографы Анри-Картье Брессон, Лизетт Модел, Георгий Гойнинген-Гюне. В 1950-е гг. Лот занимал пост президента Международной ассоциации художников, граверов и скульпторов при ЮНЕСКО. Лоту принадлежит также несколько значительных книг по искусству — прежде всего, общетеоретические «Трактат о пейзаже» (французское название - Traité du paysage; 1939) и «Трактат о фигуре» (французское название - Traité de la figure; 1950), а также обзоры «Новые французские художники» (французское название - Les peintres français nouveaux; 1926) и «Шедевры египетской живописи» (французское название - Les Chefs-d’œuvre de la peinture égyptienne; 1954) и др. Первая персональная выставка Лота состоялась в 1910 г. в галерее Дрюэ. Умер Лот в Париже 24 января 1962 года.

Willem Drees (535x700, 200Kb)
1886
Виллем Дрес (нидерландское имя - Willem Drees)
премьер-министр Нидерландов с 1948 по 1958 год. Одна из наиболее значимых фигур в послевоенной политике Нидерландов. Дрес руководил правительством во время послевоенного восстановления экономики страны и во время деколонизации Голландской Ост-Индии. Дрес был убеждённым социал-демократом, но проводил прагматическую политику. Виллем Дрес пользовался широкой популярностью, которая распространялась далеко за пределы его партии, и получил прозвище «Папаша Дрес» (нидерл. Vadertje Drees). Он инициировал принятие многих социальных законов. В 1947 году он, занимая пост министра социальной защиты, он, с принятием закона о пенсионной реформе (нидерландское название - Noodwet Ouderdomsvoorziening), заложил основы для новой социальной политики, ставшей определяющей для послевоенного развития Нидерландов. В 1970-е годы, когда его сын Виллем Дрес младший, стал одним из основателей новой партии Демократические социалисты 70 умеренно левого направления, сам Дрес вышел из Партии труда в знак несогласия с курсом партии, который, по его мнению, был слишком радикальным и далёким от действительности. Виллем Дрес был премьер-министром в четырёх кабинетах, которые обычно обозначаются следующим образом: Кабинет Дреса - ван Схаика (1948—1951); Первый кабинет Дреса (1951-1952); Второй кабинет Дреса (1952-1956); Третий кабинет Дреса (1956-1958). Согласно также употребляющейся альтернативной нумерации, Кабинет Дреса - ван Схаика обозначается как Первый кабинет Дреса, а нумерация трёх последующих сдвигается на единицу. Родился в Амстердаме. Отец Виллема Дреса, Йоханнес Михиел Дрес, был служащим банка Twentsche Bank и умер, когда сыну было пять лет. Имя матери Дреса — Анна София ван Доббенбюрг. Семья принадлежала к ортодоксальному крылу Голландской реформатской церкви. Сам Виллем Дрес был воспитан в традициях этого крыла, но со временем стал агностиком. С 1898 по 1901 год он посещал среднюю школу для мальчиков, расположенную на улице Марниксстраат (Marnixstraat) в Амстердаме, затем с 1901 по 1903 год — школу Eerste Openbare Handelsschool на площади Рамплеин (Raamplein), где изучал торговлю. В 1902 году он участвовал в Амстердаме в праздновании победы социалистов на выборах в парламент, и с тех пор был горячим сторонником социалистов. В 1904 году Дрес получил диплом бухгалтера, в 1910 — диплом среднего образования по экономике и статистике. В 1910 году он женился на Катарине Хент (Catharina Hent). В их браке родились два сына и две дочери, одна из дочерей умерла в детстве. Один из сыновей, Виллем, позже стал политиком. занимая посты министра и депутата парламента. До 1906 года Дрес работал в Twentsche Bank в Амстердаме, как и его отец ранее. Затем он стал стенографистом в мэрии Амстердама, а с 1907 по 1919 год — в Генеральных штатах. В 1904 году он вступил в Социал-Демократическую Рабочую партию, которая в 1946 году, объединившись с двумя более мелкими партиями, превратилась в Партию труда. С 1910 по 1931 год он был председателем гаагского отделения партии, с 1913 по 1941 год — членом совета коммуны Гааги, в том числе с 1919 по 1931 год отвечал за социальную защиту, а с 1931 по 1933 год — за финансы и общественные работы. С 1919 по 1941 год Дрес был членом Провинциальных штатов Южной Голландии, а с 1927 по 1946 год входил в правление Социал-Демократической Рабочей партии. С 1933 по май 1940 года он был членом нижней палаты парламента от своей партии. В 1939 году социал-демократы впервые с 1918 года вошли в правительство, и Дрес стал председателем фракции. Во время экономического кризиса 1930-х годов он, вместе с другими представителями социал-демократов, работал над так называемым Планом труда — плана, который должен был стимулировать спрос и увеличить количество рабочих мест и, тем самым, вывести экономику из застоя. Во время Второй мировой войны Дрес был взят немецкими оккупационными властями в заложники и с 1940 по 1941 год содержался в концентрационном лагере Бухенвальд. С 1944 по 1945 год он был одним из пяти (затем девяти) членом Коллегии Поверенных (нидерл. College van Vertrouwensmannen), органа, формально управляющего освобождёнными территориями Нидерландов до формирования правительства. С 24 июня 1945 года по 7 августа 1948 года Виллем Дрес был министром социальной защиты (minister van Sociale Zaken) в правительствах Схермерхорна и Бела. С 7 августа 1948 года по 22 декабря 1958 года он был премьер-министром (minister-president) и министром общих дел (minister van Algemene Zaken) в четырёх последовательных кабинетах. 22 декабря 1958 года, уйдя в отставку с поста премьер-министра, он был назначен Государственным министром — почётный титул, который в качестве исключения присваивается политиком, которые более не будут выполнять публичные функции. 8 ноября 1948 года Дресу было присуждено звание почётного доктора Нидерландской Высшей Школы Экономики в Роттердаме, в 1952 году — Мэрилендского университета. 24 мая 1971 года Виллем Дрес вышел из Партии труда, что было связано с его несогласием с курсом партии, проводимым так называемыми Новыми левыми — по его мнению, слишком радикальным и оторванным от жизни. До конца жизни он более не вступал в политические партии. Дрес умер в Гааге 14 мая 1988 года, став вторым премьер-министром в мире после норвежского премьера Кристофера Хорнсруда, дожившим до ста лет. Входит в число 14 глав государств и правительств проживших более 100 лет.
Willem_Drees_Monument_Eric_Claus (625x700, 609Kb)
Памятник Виллему Дресу в Гааге, у южного входа в Бинненхоф. Скульптор Эрик Клаус, 1988.
Виллем Дрес сыграл большую роль в развитии Нидерландов и, в частности, нидерландской социал-демократии. Во время войны он участвовал в движении Сопротивления. Основным его вкладом в историю считается построение социальной системы защиты населения (социального государства), которое сохраняется в Нидерландах и по настоящее время. Он стоял за принятием многих социальных законов, призванных защитить, в первую очередь, безработных, престарелых и жителей с низкими доходами. Его имя связано также с послевоенным восстановлением нидерландской экономики. Для периода, когда не хватало основных продуктов, Виллем Дрес оказался в нужном месте в нужное время, и успешно справился с возложенными на него обязанностями.
В обязанности Дреса как премьер-министра входило следующее:
С 1948 года его кабинет должен был преодолеть разрушительные последствия войны и оккупации. Усилия кабинета были направлены на восстановление разрушенной промышленности, устранение дефицита жилья, стимулирование экспорта, модернизацию и упорядочение сельского хозяйства и экономики (в частности, организация предприятий в соответствии с законами), восстановление платёжного баланса, оздоровление финансов и стимулирование эмиграции.
Построение социального государства в Нидерландах шло путём принятия социальных законов, в частности, о безработных, о престарелых, о вдовах и сиротах. Принятие этой политики было облегчено относительным социальным спокойствием (в частности, отсутствием забастовок), а также введением новых форм управления, в частности, реформой профсоюзов. Министрами в кабинетах Дреса, отвечавшими за развитие промышленности, были Ян ван ден Бринк и Йелле Зейлстра. Финансовая политика отличалась умеренностью, бюджетный дефицит никогда не был большим, в чём заслуга, в частности, министра финансов Пита Лифтинка. В 1957 году, когда экономике угрожал перегрев, было принято решение об ограничении расходов. С 18 по 31 декабря была проведена крупная военная операция в Голландской Ост-Индии, приведшая к принятию резолюции Совета Безопасности ООН, созданию комиссии ООН, и, в конечном счёте, независимости Индонезии. Дрес и другие министры из Партии труда были противниками военной операции, но подчинились решению большинства кабинета. В январе 1949 года Дрес посетил Ост-Индию, но визит не принёс никаких результатов. Под его председательством в Гааге 23 августа и 2 ноября 1949 года состоялись круглые столы с участием делегаций Нидерландов и Ост-Индии. 27 декабря 1949 года в Амстердаме и Батавии суверенитет над Нидерландской Ост-Индией был передан Индонезии.
Между 1949 и 1951 годами вопрос Индонезии, в особенности в связи с Западным Ирианом, всё ещё играл важную роль во внешней политике Нидерландов. В прочих вопросах внешней политики Нидерланды вступили в НАТО и поддерживали политику США (в частности, в Корейской войне), а также всячески стимулировали сотрудничество в Европе и в 1957 году подписали Римский договор. После вторжения СССР в Чехословакию в 1948 году были повышены меры внутренней и внешней безопасности. Несколько раз Виллем Дрес вынужден был исполнять обязанности различных министров кабинета, в частности, министра иностранных дел, министра обороны, министра финансов и министра социальной защиты. Так, в 1950 году в роли министра обороны он представлял парламенту концепцию военного сотрудничества с США. В 1950 году разрешился продолжавшийся перед тем несколько лет так называемый «кризис Хофманс», когда целительница Грете Хофманс, оказавшаяся при дворе, получила слишком большое влияние на королеву Юлиану и пыталась проводить политику разоружения. Была организована комиссия, расследовавшая дело, и по результатам выводов комиссии все связи двора с Хофманс были прекращены. К столетию со дня рождения Дреса, ещё при его жизни, в Нидерландах была выпущена почтовая марка с его изображением, а в Амстердаме на доме, где он родился (Haarlemmerplein 23), открыта мемориальная доска. После его сметри в парламенте была проведена специальная мемориальная сессия, а 5 июля 1988 года, в 102-ю годовщину со дня рождения Виллема Дреса, в Гааге был открыт памятник ему работы скульптора Эрика Клауса. Памятник позже был перенесён к южной стене Бинненхофа. В 2004 году в телевизионной программе «Великий Нидерландец» («De grootste Nederlander»), в которой проводились выборы величайшего нидерландца всех времён, Виллем Дрес занял третье место, вслед за недавно убитым и потому прибавившим в популярности Пимом Фортёйном и Вильгельмом Оранским. В январе 2006 года по результатам голосования на вебсайте, принадлежащем одной из основных медийных организаций Нидерландов, VPRO, Виллем Дрес был назван лучшим премьер-министров после Второй мировой войны. Публикации: "Werklozensteun", in "Gemeentebestuur" (1924); "Het Amsterdamsche werkloosheidsrapport", in: "Gemeentebestuur" (1928); "Het Internationale stedencongres", in: "Gemeentebestuur" (1929); "Haagsche Werkloosheidsrapporten", in: "Gemeentebestuur" (1930); "Werklozenzorg en de verhouding tussen Rijk en Gemeenten", in: "Gemeentebestuur" (1931); "Luchtbescherming en luchtverdediging", in: "Gemeentebestuur"; "Op de kentering" (1945); "Drees aan het woord" (1952) (redevoeringen en artikelen, red. K. Voskuil); "Van mei tot mei. Persoonlijke herinneringen aan bezetting en verzet" (1958); "Een jaar Buchenwald" (1961); "Zestig Jaar Levenservaring" (1962); "De vorming van het regeringsbeleid" (1965); "Lasalle en Marx" (1967); "De burgemeester in de branding" (1968); "Monarchie, Democratie en Republiek" (1969); "Het Nederlandse Parlement vroeger en nu" (1975); "Marx en het democratisch-socialisme" (1979); "Herinneringen en Opvattingen" (1983).

Вячеслав Павлович Полонский  (488x700, 254Kb)
1886
Вячеслав Павлович Полонский (псевдоним; настоящая фамилия - Гусин)
российский, советский критик, редактор, журналист, историк. С 1919 года был членом Российской (с 1925 года — Всесоюзной) коммунистической партии (большевиков), в 1927 году исключен из партии «за фракционную деятельность». Родился в Санкт-Петербурге. С 1905 участвовал в революционном движении (примыкал к меньшевикам). Учился в психоневрологическом институте (с 1907), откуда был исключен за участие в студенческой забастовке. В годы Гражданской войны 1918—1920 руководил Литературно-издательским отделом Политического управления Красной Армии. Опубликовал краткую биографию М.А.Бакунина (1920, 3-е издание, 1926), исследование "М.А.Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление" (1922), книгу "Спор о Бакунине и Достоевском" (1926); три тома "Материалов для биографии Бакунина". Автор сборников литературно-критических статей: "Уходящая Русь" (1924), "Марксизм и критика" (1927), "О современной литературе" (издание, 1928, 1929, 1930), "Сознание и творчество" (посмертно, 1934) и др. Писал о Д.А.Фурманове, И.Э.Бабеле, Артеме Веселом, Ю.К.Олеше, А.А.Фадееве и Б.А. Пильняке. Полонский не смог по достоинству оценить послеоктябрьскую поэзию Маяковского; в духе "единого потока" критиковал крестьянскую литературу 1920-х гг., иногда вместе с критиками "Перевала" допускал идеалистические ошибки в истолковании художественного творчества. Полонский был организатором и председателем (1919—1923) Дома печати, редактором журнала "Печать и революция" (1921—1929), журнала "Новый мир" (1926—1931), ректором Литературно-художественного института имени В.Я.Брюсова (1925), в 1926—1932 редактором отдела литературы, искусства и языка 1-го издания БСЭ, директором Музея изящных искусств (1929—1932), ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Директорство в Музее изящных искусств было для него своеобразным понижением в должности. В феврале 1927 года поместил в газете «Известия» статью «Заметки журналиста. ЛЕФ или блеф?», в которой выступил с жёсткой критикой ЛЕФовцев, считавших себя единственными настоящими представителями революционного искусства и конкурировавших на этом поле с пролетарскими группами «Октябрь» и ВАПП. Реакцией на статью Полонского стал диспут литераторов (23 марта 1927 г.) под председательством В.М.Фриче, на котором выступали В.В.Маяковский (вступительное и заключительное слово), В.П.Полонский (дважды), В.Б.Шкловский, М.Ю.Левидов, И.М.Нусинов, Н.Н.Асеев, Л.Л.Авербах. Полемика между Маяковским и Полонским продолжалась и далее.
Polonski (493x700, 175Kb)
В.П.Полонский. Рисунок В.Маяковского, сделан в редакции журнала «Летопись» 22 января 1917 г. Собрание Л.Ю.Брик, Москва.
Исследователь революционного плаката. Среди заслуг Полонского — расширение Гравюрного кабинета музея, в первую очередь приобретение графики современных художников, для чего директору удалось достать огромные средства, не израсходованные даже к 1936 году. В 1930 году в музей был передан ряд полотен из Государственного музея нового западного искусства, а также 73 картины старых мастеров из Государственного Эрмитажа. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. Умер в поезде, возвращаясь из Магнитогорска в Москву 24 февраля 1932 года. Похоронен в Москве. Сочинения: Вяч.Полонский. Бакунин. Монография. Том 1. — Москва: ГИЗ, 1922. — 3+418 страниц; Вяч.Полонский. Русский революционный плакат. — Москва: ГИЗ, 1925; Вяч.Полонский. На литературные темы. — Москва: Круг, 1927. — 216 страниц, 3 000 экземпляров; Вяч.Полонский. О Маяковском. — Москва-Ленинград: ГИХЛ, 1931. — 68 страниц; Вячеслав Полонский. Моя борьба на литературном фронте. Дневник. Май 1920 — январь 1932; Вяч.Полонский. Сознание и творчество. — Ленинград: Издательство писателей в Ленинграде, 1934. — 216 страниц; На литературные темы. (Вступительная статья А.Г.Дементьева), Москва, 1968. Литература: Маяковский В., Полное собрание сочинений, том 12, Москва, 1959, страницы 321—350; Переписка А.М.Горького с В.П.Полонским, в сборнике: М.Горький и советская печать. Архив Горького, том X, книга 2, Москва, 1965; Дементьев А., Дикушина Н., Пройденный путь, "Новый мир", 1965, № 1.

Ioann_Konstantinovich_of_Russia (516x700, 162Kb)
1886
Иоанн Константинович
князь императорской крови, сын племянника Александра II великого князя Константина Константиновича; штабс-ротмистр Лейб-Гвардии Конного полка, флигель-адъютант (1908), награждён Георгиевским оружием за храбрость, проявленную в ходе августовских боёв 1915 года, при выполнении опасных для жизни заданий в качестве ординарца при штабе 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии. Родился в Павловске. Иоанн принадлежал к ветви династии Романовых, именовавшейся Константиновичами, — он был её третьим представителем, и первенцем в большой семье великого князя Константина Константиновича, драматурга, поэта, переводчика, «скрывавшегося» под хорошо запоминающимся инициальным литературным псевдонимом К.Р. Матерью Иоанна Константиновича была принцесса Елизавета Августа Мариа Агнеса Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская, в браке — великая княгиня Елизавета Маврикиевна (1865—1927). Иоанн Константинович стал первым князем императорской крови Российского императорского дома. Константин Константинович поведал о переживаниях, связанных с рождением своего сына, в колыбельной, где словно предначертана его судьба (4 марта 1887):
« Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок, ненаглядный,
В тёплом своем уголку!…
В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.
Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей.»
В Мраморном дворце была устроена детская часть в русском стиле, и даже комнатам в ней были даны соответствующие тому названия: опочивальня, гуляльня, мыльная. Об атмосфере, в которой Иоанн, по-домашнему — Иоанчик, и его братья и сёстры росли и воспитывались, можно получить хорошее представление по воспоминаниям Гавриила Константиновича: «Отец был с нами строг и мы его боялись. „Не могу“ или „не хочу“ не должны были для нас существовать. Но отец развивал в нас и самостоятельность: мы должны были делать все сами, игрушки держать в порядке, сами их класть на место. Отец терпеть не мог, когда в русскую речь вставляли иностранные слова, он желал, чтобы первым нашим языком был русский. Поэтому и няни у нас были русские, и все у нас было по-русски». Потомкам великого князя сызмальства были привиты начала православия, и всё воспитание их шло в полном соответствии канонами православной веры. Вечером родители присутствовали на молитве сыновей; Гавриил Константинович пишет: «Сперва мой старший брат, Иоанчик, а за ним и я становились на колени перед киотом с образами в нашей спальне и читали положенные молитвы, между прочим, и молитву Ангелу-Хранителю, которую, по семейному преданию, читал ребёнком император Александр II. Отец требовал, чтобы мы знали наизусть тропари двунадесятых праздников и читали их в положенные дни. Часто и дяденька (младший брат отца, великий князь Дмитрий Константинович) присутствовал при нашей вечерней молитве; когда мы ошибались, родители или дяденька нас поправляли. <…> В углу гуляльни висел большой образ Владимирской Божьей Матери, а на нём полотенце, расшитое разноцветными шелками и золотом, на концах обшитое старинными кружевами. Перед образом всегда теплилась большая лампада». В детстве Иоанчик был очень впечатлителен. По воспоминаниям брата, перед сном к ним приходил дядюшка Дмитрий Константинович, который тоже жил в Мраморном, и служил тогда в Конной гвардии. Дети его очень любившие, «…бежали к нему навстречу и бросались на шею. Дяденька любил иногда шутить над нами. Показывая Иоанчику конец ремня, которым он затягивал рейтузы, говорил, что это — его хвост. При этом Иоанчик чуть не плакал, страшно боясь этого „хвоста“. Он также боялся шкуры белого медведя с большой головой, лежавшей в приемном кабинете отца, и плакал, когда его к ней подводили». «Благочестивый, любящий, вежливый, скромный, немного разиня, не обладающий даром слова, несообразительный, но вовсе не глупый и бесконечно добрый», — характеризовал своего сына великий князь Константин Константинович в день его двадцатилетия. Окончил Первый кадетский корпус (1905) и Николаевское кавалерийское училище (1907). Был штабс-ротмистром лейб-гвардии Конного полка. С 1908 года состоял флигель-адъютантом при царе. Характерной чертой Иоанна Константиновича была его особая склонность ко всему церковному. Будучи человеком высокой духовной настроенности, он выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Князь даже думал посвятить себя духовной карьере, но влюбился, встретив сербскую принцессу Елену. Когда началась Первая мировая война Иоанн Константинович, как настоящий патриот, отправился на фронт. На войну отправились все сыновья Константина Константиновича. Вскоре их семья понесла первые потери: Олег Константинович погиб под Вильно.
Prince_Ioann_Konstantinovich_and_his_wife_Princess_Elena_Petrovna_(daughter_of_King_Peter_I_of_Serbia) (517x700, 325Kb)
Иоанн Константинович с женой Еленой Сербской.
2 сентября 1911 года Иоанн Константинович женился на принцессе Елене Петровне Сербской (1884—1962), дочери Петра I Карагеоргиевича и Зорки Черногорской. В браке родилось двое детей: Всеволод (1914—1973); Екатерина (1915—2007). Участвовал в Первой мировой войне. Князь был на фронте, когда в России произошла Октябрьская революция. Вернувшись в Петроград, Иоанн был вынужден подписать расписку о невыезде. По декрету большевиков от 26 марта 1918 года князь Иоанн вместе с братьями Константином и Игорем были высланы из Петрограда в Вятку, затем в Екатеринбург, а 20 мая они прибыли в город Алапаевск. Здесь в заточении в Напольной школе князья находились два месяца. Елена Петровна пожелала поехать с мужем, но ей было отказано. Князь Иоанн Константинович был убит вместе с другими членами дома Романовых 18 июля 1918 года, их тела были сброшены в одну из шахт под Алапаевском. Реабилитирован посмертно 8 июня 2009 года. После вступления в Алапаевск Белой армии тела Романовых были извлечены. Было установлено, что рана князя, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Пальцы князя Иоанна были сложены для крестного знамения. В кармане пальто Иоанна Константиновича оказалась деревянная икона среднего размера, образ которого стерт, а на обратной стороне надпись: «Сия святая икона освящена» и «На молитвенную память отцу Иоанну Кронштадтскому от монаха Парфения. (Афонского Андреевского скита) г. Одесса 14 Июля 1903 г.» Останки были захоронены в апреле 1920 года при храме святого Серафима Саровского в Пекине. Русской православной Церковью за рубежом Князь Иоанн причислен к лику Новомучеников Российских. Многие факты говорят о том, что во время заключения Иоанн Константинович был рукоположен во диакона и священника: 6 февраля 1918 года великая княжна Ольга Николаевна сообщала из Тобольска о том, что князь Иоанн Константинович «сделался иподиаконом, кажется, и пойдет дальше. Страшно доволен, но жена его не одобряет». в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1918, 2/15 марта. — № 7-8. — С. 329) было сделано данное свидетельство: «3 марта в Иоанновском монастыре на Карповке, во время архиерейской литургии, состоялось посвящение в диаконы Князя Иоанна Константиновича. В следующее воскресенье состоялось возведение его в сан иерея. Иоанн Константинович женат на сербской княжне Елене Петровне, с которой разводится, принимает монашество и будет, как ожидают, возведен в сан епископа». Цитируемое сообщение было вскоре опровергнуто: «Появившееся в различных газетах известие о посвящении в диаконы, а затем в иереи князя Иоанна Константиновича неточно: Иоанн Константинович получил лишь право принимать участие в богослужении и надевать облачение» [т. е. принял посвящение в стихарь] («Наш век». 1918, 4 апреля/22 марта. — № 65. — Страница 3). Согласно дошедшим до нас сведениям, в Вятке в соборе св. благоверного Вел. Кн. Александра Невского отец Иоанн сослужил священникам, пел на клиросе. В дальнейшем известно о посещении им Екатерининского кафедрального собора в Екатеринбурге. Ходил он и в церковь в Алапаевске под конвоем красноармейца. Однако служил ли он в этих храмах — неизвестно. Библиография: Гавриил Константинович, Великий князь. В Мраморном дворце. — Санкт-Петербург, 1993; Григорян В.Г. Биографический справочник. — Москва: АСТ:Астрель: Хранитель, 2007; Думин С.В. Романовы. Императорский дом в изгнании. — Захаров-АСТ, 1998; Пчелов Е.В. Романовы. История династии. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

Felix_Timmermanns (525x700, 175Kb)
1886
Феликс Тиммерманс (Felix Timmermans)
бельгийский писатель и художник. Писал на нидерландском языке. Родился в городе Лир (Бельгия). Учился в художественной школе в Лире. С 1925 г. - член-корреспондент Королевской фламандской академии. Автор сборника новелл "Сумерки смерти" (1910), романа "Паллитер" (1916), повестей "Прекрасные часы в жизни госпожи Симфорозы" (1918), "Я увидел, как пришла Цецилия" (1938), романа "Крестьянский псалом" (1935), исторических романов "Анна-Мария" (1921), "Арфа святого Франциска" (1932), "Семья Хернат" (1941) и романов из жизни художников "Питер Брейгель" (1928) и "Адриан Брауэр" (1948). Среди живописных и графических работ наиболее известны его иллюстрации к собственным сочинениям, исполненные под влиянием П.Брейгеля Старшего и других старонидерландских мастеров. Умер в городе Лир (Бельгия) 24 января 1947 года. Литература: Ceulaer J. de, De mens in het werk van Felix Timmermans, Amst., 1957; Lampo ., Felix Timmermans. 1886-1947, Bruss., (1961); Kroniek van Felix Timmermans. 1886-1947, (Brugge, 1972); Remoortere Ju. van, Felix Timmermans, Antw., 1972.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку