-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110925
Комментариев: 6802
Написано: 119398


11 сентября родились...

Пятница, 11 Сентября 2015 г. 11:07 + в цитатник
zaharov (557x700, 199Kb)
1878
Сергей Александрович Захаров
русский советский ученый-почвовед, доктор сельскохозяйственных и геолого-минералогических наук, исследователь почв Северного Кавказа, ученик В.В.Докучаева. Окончил естественное отделение Московского университета (1901). В 1915 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «К характеристике высокогорных почв Кавказа», которая получила высокую оценку современников. Докторские степени почвенных и сельскохозяйственных наук присуждены ему по совокупности научных работ (без защиты диссертаций). Баллотировался в члены Академии Наук. С.А.Захаров родился в Тбилиси, в семье художника-учителя. Он рос любознательным и наблюдательным ребенком: коллекционировал образцы горных пород, растений, насекомых. Неудивительно, что после окончания с отличием классической гимназии в 1886 г. Сергей Александрович поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Здесь ему довелось слушать лекции Тимирязева, Прянишникова, Павлова, Вернадского, Докучаева и других известных ученых. В 1900 г. С.А.Захаров участвует в экспедиции В.В.Докучаева на Кавказ, где изучает под его руководством горные черноземы Лорийской степи, и по итогам этого исследования публикует в журнале "Почвоведение" одну из первых научных работ. В 1903 г. он заканчивает изучение магистерского курса наук в Московском университете сдачей государственных экзаменов, и по приглашению профессора П.С.Коссовича приступает к работе в его лаборатории в Лесном институте (Санкт-Петербург). Переехав в Москву, С.А.Захаров организовывает кафедру почвоведения в Константиновском Межевом институте, читает лекции по почвоведению и в Московском университете, принимает самое деятельное участие в работе Почвенного Комитета. В эти годы заметным явлением в почвоведении стал выход в свет оригинальной работы С.А.Захарова "Почвенные растворы", в которой были изложены результаты, полученные им на основе авторского метода исследования почв с помощью анализа водных вытяжек. Кстати, этот метод оказался настолько прост и информативен, что практически в неизмененном виде используется почвоведами всего мира и поныне. Впервые была показана генетическая суть почвенных растворов, их значение в почвообразовании, сформулирована идея о быстротечности и изменчивости почвенных водорастворимых соединений во времени, и необходимость их изучения в динамике. В 1915 г. Захаров защищает диссертацию на тему "К характеристике высокогорных почв Кавказа", получившую высокую оценку современников; в конце года он снова переезжает в Санкт-Петербург и становится заведующим кафедрой почвоведения Лесного института. В 1917 г. С.А.Захаров, к тому времени известный в научных кругах ученый, получил приглашение принять участие в создании Политехнического института в Тбилиси. Он принял это приглашение, и с этого времени начинается новый этап его жизни – кавказский. Этот период характеризуется масштабной организационной работой. Вначале С.А.Захаров в должности ректора активно претворяет в жизнь планы создания Политехнического института в Тбилиси, затем в 1919 г. переезжает в Краснодар, где принимает участие в создании Кубанского Политехнического института (впоследствии Кубанский сельскохозяйственный институт, а ныне Кубанский государственный аграрный университет). После стабилизации политической обстановки в Закавказье ученый возвращается в Тбилиси (1922 г.), где в должности декана сельскохозяйственного факультета и проректора по науке Политехнического института развивает кипучую деятельность по развитию науки, организации лабораторий, почвенных научных экскурсий, одновременно читает лекции на курсах при Наркомземе Грузии. С 1925 по 1935 гг. С.А.Захаров заведует кафедрой общего земледелия Кубанского сельскохозяйственного института. Одновременно он ведет активную организационную работу по комплексному обследованию почв Азербайджана и Грузии, возглавляет секцию почвоведения СКАНИА в Ростове-на-Дону, организовывает и редактирует «Ежегодник по изучению почв Северного Кавказа». Таким образом, С.А.Захаров в разное время был первым ректором обоих вузов (в Краснодаре и в Тбилиси), деканом сельскохозяйственного факультета и заведующим кафедрами почвоведения и общего земледелия. В 1934 г. С.А.Захаров получает приглашение руководства Ростовского университета организовать на геологическом факультете кафедру почвоведения. В короткий срок вместе с Ф.Я.Гаврилюком – своим ассистентом, молодым ученым, только что защитившим кандидатскую диссертацию после окончания аспирантуры Московского университета, он проводит необходимые работы. В следующем году официально открывается почвенное отделение, факультет переименовывают в геолого-почвенный, а С.А.Захаров становится его деканом и заведующим кафедрой почвоведения. На этой должности он оставался до самой своей кончины в 1949 г. Во всех переездах рядом с ним жена – Евгения Иосифовна, и дети – два сына и две дочери. Квартира Захаровых на Ворошиловском проспекте – центр притяжения для коллег и студентов. Может быть, и этим объясняется то, что в семье ученого пять почвоведов. Несомненно, что плодотворная организаторская деятельность С.А.Захарова не была следствием случайного стечения обстоятельств жизни, он придавал исключительное значение делу продвижения науки и ее достижений в жизнь. Все эти годы С.А.Захаров был не только организатором науки и учебного дела, но и сам активно занимался исследованиями. Поэтому закономерным явилось присвоение 1 ноября 1935 г. Сергею Александровичу Захарову ученой степени доктора почвенных наук, а через несколько дней и ученой степени доктора сельскохозяйственных наук. Обе докторские степени были присуждены ученому по совокупности опубликованных работ, т.е. без защиты докторской диссертации, что является редким исключением из правил. Велика роль С.А.Захарова в развитии мирового почвоведения, особенно в 1920-е годы. Он активный участник Международных конгрессов почвоведов: первого, проходившего в Вашингтоне (1927 г.) и второго – в Москве (1930 г.). Известный американский почвовед И.С.Иоффе отмечал, что характерной чертой первого конгресса было "нашествие" генетической школы почвоведения: "Русские господствовали на конгрессе и намечали новые пути для почвоведов всего мира". О втором конгрессе этот же автор сказал, что это «...был триумфальный, еще более захватывающий успех почвоведения. Все мировые почвы ... прошли пред глазами зрителей, показанные мастерами своего дела – русскими почвоведами". В успехе отечественной науки на форумах почвоведов С.А.Захаров был одним из главных действующих лиц. На первом конгрессе он сделал сообщение о работах по морфологии почв, на втором – сразу три доклада на разные темы. В частности, ученый выдвинул идею и план международной организации обследования почв для составления карты мира, который и был принят конгрессом, но начал претворяться в жизнь только три десятилетия спустя под эгидой ФАО—ЮНЕСКО. Кроме того, на втором конгрессе С.А. Захаров был руководителем почвенной экскурсии делегатов конгресса на Кавказ. Много внимания было уделено Кавказу и Закавказью: экскурсанты посетили Ростов-на-Дону, совхоз "Гигант", Кисловодск, Орджоникидзе, Тбилиси, Ереван, Батуми. Комментировал почвенные разрезы Сергей Александрович. Наиболее значительным событием этих лет стала подготовка и издание фундаментального труда – учебника "Курс почвоведения", увидевшего свет в Москве в 1927 году, в короткий срок (1931) дополненного и переизданного. Учебник "Курс почвоведения" С.А. Захарова стал замечательным явлением своего времени, и имел огромное значение не только для подготовки специалистов-почвоведов, но и для развития науки о почвах в целом. С высоты сегодняшнего дня можно уверенно сказать, что этот учебник был и остается лучшим по манере изложения, широте охвата и глубине проникновения в суть проблем почвоведения. И только тот факт, что за истекшие полвека почвоведение ушло далеко вперед в познании почв, не позволяет рекомендовать его студентам и ныне в качестве основного пособия. В изданиях тех лет впервые в науку и практику почвоведения вошло учение о морфологии почв. Разработанные С.А.Захаровым схемы и методы внешнего описания почвенных тел практически без изменения вошли в десятки последующих учебников и практикумов и по настоящее время считаются классическими. С.А.Захаровым положено начало разработке многих проблем, которые сейчас считаются фундаментальными в почвоведении. Отметим некоторые из них. Ученый впервые поднимает вопрос о "типовых процессах", таких, как гумификация, оподзоливание, оглеение, сочетание которых дает начало развитию основного процесса почвообразования и формированию генетических горизонтов. Эти его взгляды в дальнейшем стали истоками учения об элементарных почвообразовательных процессах, развитого в трудах И.П.Герасимова. М.А.Глазовской, А.А.Роде, в идеях Ф.Дюшофура и американских почвоведов о диагностических горизонтах. Разрабатывая учение о факторах почвообразования, С.А.Захаров особо подчеркивает роль антропогенного фактора. В то время это было новым словом в почвоведении. Главными антропогенными явлениями – почвообразователями – профессор Захаров считал орошение и заиление почв, осушение болот, лесонасаждение, обработку и удобрение почв, создание искусственных почв. "С деятельностью человека в роли почвообразователя все более и более приходится считаться, по мере того как увеличивается численность и плотность населения земного шара", – писал Сергей Александрович в своем учебнике «Курс почвоведения». Особая заслуга С.А.Захарова – разработка классификации и систематики почв. В предложенной им классификации, основной классификационной единицей остаются почвенные типы, под которыми он подразумевал группы почв, различающиеся по характеру почвообразования (что соответствует современному пониманию этого понятия). Далее типы делятся, по Захарову, на подтипы – по степени выраженности основного процесса почвообразования, подтипы – на группы (по гранулометрическому составу, сейчас это разновидности), а группы – на разности (по характеру материнских пород). Данная классификация явилась значительным вкладом в развитие теории генезиса почв Кавказа. Обусловлено это было тем, что воплощался эволюционный подход (различались фазы и стадии почвообразования), учитывалось залегание почв по рельефу. При выделении более низких таксонов были разработаны классификации почв по скелетности и окультуренности. Сергей Александрович неоднократно возвращался в своих исследованиях к вопросу о классификации почв Кавказа (1938, 1940), и итогом этого явилась новая редакция классификации, опубликованная в 1954 г. в юбилейном сборнике, посвященном 70-летию С.А.Захарова. В заключительной части этой работы ученый писал: "Для меня, как для автора, весьма ясна неполнота и несовершенство проведенной выше классификации. Я сделал, что мог, стремясь быть кратким, и опасаясь сильно развивать дальнейшее подразделение почв, памятуя мудрое высказывание почвоведа еще классического мира". Здесь автор подразумевал Коллумелу, слова которого привел в качестве эпиграфа к работе: "Наука не должна блуждать среди бесчисленных видов, – ее путь пролегает через роды, которые легче охватить мыслью и словом". И далее: "Нужно учесть только главные типы и ряды почв Кавказа, охватить же все разнообразие почвенного покрова такой сложной горной страны – задача сейчас невыполнимая, да пожалуй, и нецелесообразная". Однако нельзя забывать, что С.А.Захаров состоял членом комиссии по классификации почв при Почвенном институте Академии Наук СССР. За время работы в этой комиссии он сделал ряд докладов по проблеме классификации горных почв, составил соответствующие очерки, и его идеи были учтены в более поздних разработках. В географических исследованиях главный вклад С.А.Захарова – раскрытие на примере Кавказа и Средней Азии закономерностей вертикальной зональности почв. Им было показано, что поясность почвенного покрова изменяется в связи с положением горной страны. В зависимости от этого находится как состав почвенных зон, так и изменение их высотного положения. Ученый подчеркивал, что вертикальные почвенные зоны представляют собой не простое повторение широтных зон, а только аналогичны им. В разные годы С.А.Захаров обосновывает в качестве самостоятельных самобытных почвенных типов выделение таких почв, как коричневые (серо-коричневые), горно-луговые, слитые горные черноземы, карбонатные аллювиальные, темноцветные лесные на карбонатных продуктах базальтовых лав. Профессор В.М.Фридлянд, много сделавший для развития учения о структуре почвенного покрова, называл С.А.Захарова в числе зачинателей этого учения, ссылаясь на ранние работы ученого по "комбинациям почв подзолистой зоны". В 1929 г. С.А.Захарову за совокупность работ по географии почв присуждается "Золотая медаль Географического общества СССР". Предвоенные годы работы в Ростове-на-Дону ознаменовались значительным развитием картографических исследований. С.А.Захаров стремился создать фундаментальный научный труд по почвам Нижнего Дона. В период с 1936 по 1940 год под его руководством, редакторской правкой, личным написанием отдельных больших разделов была подготовлена и издана в четырех книгах коллективная монография "Почвы Ростовской области и их агрономическая характеристика" (50 п. л.) и почвенная карта области в масштабе 1: 500 000. К моменту выхода в свет этой монографии такой обширной почвенной сводки, ориентированной на решение многих агрономических вопросов не было ни по одному региону страны. Сегодня этот фундаментальный труд, не потерявший своего важного научного и производственного значения, к сожалению, не доступен не только широкому читателю, но и специалистам. Весь тираж этой книги был уничтожен во время Великой Отечественной войны прямым попаданием авиабомбы. После войны был выпущен сильно сокращенный вариант, так как средств на полное восстановление издания в разоренной стране не было. В 1939 г. была опубликована еще одна работа С.А.Захарова, посвященная обобщению знаний о почвах нашего региона – "Почвы Предкавказья". Это большой раздел трехтомной монографии "Почвы СССР", подготовленной по инициативе Л.И.Прасолова Почвенным институтом имени В.В.Докучаева. Сделал несколько сот докладов на конгрессах, съездах, конференциях, совещаниях различного уровня, составил несколько сотен рефератов и рецензий, опубликованных в различных журналах. В разные годы он вел преподавательскую работу в семи ВУЗах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Краснодара, Ростова-на-Дону. Учениками С.А.Захарова считали себя видные ученые страны: академик Я.Н.Афанасьев, профессора В.В.Акимцев, Е.С.Блажний, И.З.Имшенецкий, Н.А.Качинский, К.И.Кириченко, В.А.Ковда, Н.П.Кренке, А.М.Налбандьян, М.А.Орлов, Н.М.Сабашвили и многие другие. Им опубликовано свыше 250 работ, а с учетом рефератов – более 500, каждая из которых была заметным явлением в мире почвоведения. В том числе известные учебники и монографии. Награжден Золотой медалью имени П.П.Семенова-Тянь-Шанского, Золотой медалью имени В.В.Докучаева, орденом «Знак почета» (1944), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне I94I—I945 гг.» и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Киргизской ССР в 1944 году. Умер в Ростове на Дону 2 января 1949 года. Сочинения: Ампелопедология. — Вестник виноделия Украины, Одесса, 1926, № 12; Почвенные ресурсы Северо-Кавказского края. [Материалы Северо-Кавказского научно-исследовательского института энергетики и электрификации]. — Ростов на Дону, 1931; Почвы низменности Куры-Аракса. — В книге: Материалы к общей схеме использования водных ресурсов Кура-Араксинского бассейна. Тифлис, 1932, выпуск 4; Почвы Ростовской области и их агрономическая характеристика. — В книге: Научная конференция по изучению и развитию производительных сил Дона и Северного Кавказа (23—27 декабря 1940 г.). Ростов на Дону, 1940. Литература: Крупеников И.А. С.А.Захаров: Жизнь и научное творчество.

Asta_Nielsen (502x654, 226Kb)
1881
Аста Нильсен (датское имя - Asta Nielsen, урождённая - Аста Софи Амалия Нильсен, Asta Sofie Amalie Nielsen)
датская актриса немого кино, получившая признание в Германии. Аста Нильсен выросла в Швеции и Дании. Ещё ребёнком она познакомилась с миром театра. С 1902 года Аста Нильсен постоянно работала в Копенгагене. Первый же фильм с её участием «Бездна» (Afgrunden, 1910) обеспечил ей и режиссёру Урбану Гаду контракт на производство нескольких фильмов в Германии, который впоследствии был продлён до 1915 года. В начале Аста Нильсен снималась только в фильмах своего мужа режиссёра Урбана Гада. Это были преимущественно роли противоречивых женщин, чьё поведение не соответствовало общественным нормам, как, например, в фильме «Чужая птица» (Der fremde Vogel, 1911) или «Бедная Дженни» (Die arme Jenny, 1912). Но Нильсен демонстрировала также талант в комических ролях: роль в фильме «Ангелочек» (Engelein, 1914) произвела такой фурор, что было снято продолжение фильма. В 1916 году Аста Нильсен уехала в Данию и вернулась в Германию лишь после окончания Первой мировой войны. Теперь она снималась преимущественно в экранизациях литературных и драматических произведений. В 1920—1922 году она выступила продюсером трёх собственных фильмов, сыграв заглавную роль в одном из них, в «Гамлете». Снискали признание образы женщин из низших слоёв общества, сыгранные Астой Нильсен в «Безрадостном переулке» (Die freudlose Gasse, 1925) Георга Вильгельма Пабста и «Трагедии о служанках» (Dirnentragцdie, 1927) Бруно Рана. В 1923 - 1930 гг была женой и партнером русского актера Григория Хмары. Аста Нильсен была признанной звездой немого кино и считалась одним из первых секс-символов. Её кинокарьера закончилась с появлением звукового кино, в котором она снялась лишь один раз. Нильсен обратилась к театру, а в 1946 году опубликовала автобиографию «Молчащая муза» (Die schweigende Muse). Умерла в Фредериксберге 25 мая 1972 года. Сочинения: Безмолвная муза, (перевод с датского), Москва, 1971.

1882
Лилия Петровна Бреславец
российский цитолог и цитогенетик. Окончила Московские высшие женские курсы (1907) и Московский сельскохозяйственный институт (1910). В 1912-1917 гг. работала на Орловском опытном поле, в Петроградском ботаническом саду и в Бюро по прикладной ботанике в Петрограде. С 1917 г. преподавала цитогенетику в Московском университете (с 1937 г. - профессор), одновременно в 1928-1931 гг. работала в Биологическом институте имени К.А.Тимирязева в Москве. В 1931-1938 гг. - заведующая Лабораторией цитологии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, в 1938-1947 гг. - заведующая лабораторией морфологии растений в Ботаническом саду Московского университета. В 1947-1965 гг. работала в лаборатории изотопов и излучений института физиологии растений Академии Наук СССР, преобразованной в 1952 г. в институт биофизики Академии Наук СССР. Основные научные работы посвящены изучению хромосом и ядер растительных клеток, развития и строения пластид, влияния различных физико-химических факторов на растения, полиплоидии. Пришла к выводу, что пластиды у низших растений размножаются делением, у высших образуются из митохондрий, что является прогрессивным признаком в эволюции растений. Одной из первых изучала влияние ионизирующих излучений на растительные клетки. Применила предпосевное облучение семян для ускорения роста и повышения урожайности ряда растений. Выполнила ряд теоретических и методических работ по полиплоидии растений. Умерла 25 мая 1967 года. Источники: Т.П.Бабий и др. Биологи. - Киев, Наукова думка, 1984

 (500x700, 94Kb)
1882
Борис Степанович Житков
русский писатель. Родился в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Санкт-Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал. Печатался с 1924 – сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сборнике Злое море, 1924; рассказы для детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925; Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927; Кружечка под елочкой, 1929; Белый домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939; циклы Морские истории, 1925–1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав, Черные парус, обе 1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная повесть Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в том числе Одень меня, 1928). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в том числе к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе Погибель, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата, Компас, Пекарня), доброжелательно-назидательный – в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.). Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике, адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор Вавич (кн. 1–2, 1929–1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938 года.
… Штурман дальнего плавания, моряк, кораблестроитель, химик, он был одновременно и музыкантом, и рыбаком, и плотником, и учёным-ихтиологом, и дипломированным фотографом. В разное время и в разных местах он проектировал суда для среднеазиатских рек, организовывал вечерние курсы для рабочих, составлял учебники, устраивал театр теней, дрессировал животных, летал на аэроплане, плавал на подводной лодке, изучал на практике бондарное, токарное, слесарное и другие производства, ставил балет в Народном доме, читал лекции рабфаковцам, занимался агротехникой… Талантливость его проявлялась буквально во всём, за что бы он ни брался» (Л.Пантелеев).
«Принцип его письма исходил из этого знания вещей и людей. Житков в своих книгах раскрывал вещи и людей. В делании и в устройстве мира, окружающего нас, он находил увлекающую поэзию. И его рассказы увлекательно-поэтичны.
<…>
Мы очень часто в писательской среде применяем слово “мастер”. Но мастеров среди нас не очень много. Житков был истинным мастером, потому что у него можно учиться письму: он писал, как никто другой, и в его книгу входишь, как ученик — в мастерскую» (К.Федин). Книги для детей, наглядно и просто объясняющие устройство окружающего мира, необходимы в любые времена, но, когда мир меняется слишком сильно, они, как правило, устаревают. Всё, что создано Борисом Житковым, сохранило свою познавательную ценность и содержательность по сей день, несмотря на то, что реалии современной жизни радикально отличаются от тех, что описаны в его «почемучкиных» книжках. На сайте мы часто и по самым разным поводам обращаемся к личности и творчеству Бориса Степановича; нам очень хочется, чтобы нынешние дети и родители не прошли мимо книг этого широко и многообразно одарённого человека. О его жизни и лучших изданиях читайте в разделе «О писателях». Взгляды Житкова на детскую литературу внятно изложены в его статье «Что нужно взрослым от детской книги», которую мы поместили в «Суть дела», а в рубрике «Писатели о писателях» есть интересные рассуждения Бориса Степановича о творчестве Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского. Его же собственной книге, вошедшей в классику детского чтения, — «Что я видел» — посвящён не вполне обычный, «двойной», «Портрет книги». Сочинения: Избранное, Москва, 1963; Избранное, Москва, 1969. Литература: Жизнь и творчество Б.С.Житкова. Сборник статей, Москва, 1955; Чуковская Л., Борис Житков, Москва, 1955; Ивич А., Борис Житков, в его книге: Воспитание поколений, 2-е издание, Москва, 1964.

 (502x699, 119Kb)
1883
Григорий Евсеевич Зиновьев (настоящее имя - Овсей-Гершен Аронович Радомысльский)
советский партийный и государственный деятель. Родился в семье владельца молочной фермы. Получил домашнее образование. С 15 лет зарабатывал на жизнь уроками, служил конторщиком. С конца 1890-х гг. Зиновьев участвовал в подготовке первых экономических стачек рабочих на юге России. Из-за начавшихся преследований в 1902 эмигрировал. Работая в социал-демократических группах в Берлине, Париже, Берне, познакомился с В.И.Лениным и Г.В.Плехановым. В 1903 на II съезде РСДРП стал большевиком. После года активной революционной деятельности на юге России в 1904, заболев, отправился за границу и поступил в Бернский университет на химический факультет, затем перешел на юридический, но, не доучившись, в 1905 вернулся в Россию, участвовал в партийной работе; стал известен как агитатор и был избран в Санкт-Петербург, комитет РСДРП. В 1908 Зиновьев был арестован, но через 3 месяца освобожден из-за болезни, находился под надзором полиции. В октябре 1908 уехал в Женеву, где вместе с Лениным и Л.Б.Каменевым вошел в редакцию большевистской газеты "Пролетарий". Зиновьев выступал против ликвидаторов и отзовистов. На VI (Пражской) конференции РСДРП был вместе с Лениным избран в Заграничное бюро ЦК. В 1915 совместно с Лениным Зиновьев написал работу "Социализм и война", ведя полемику с лидерами II Интернационала. После Февральской революции 1917 Ленин, Зиновьев с группой большевиков через Германию, Швецию и Финляндию вернулись в Петроград. Зиновьев вошел в редакцию "Правды", выступал в поддержку "Апрельских тезисов" Ленина. С окончанием двоевластия Зиновьев вместе с Лениным скрывался в шалаше в Разливе. На VI съезде партии Зиновьев был избран в ЦК, получив лишь на один голос меньше, чем Ленин. В октябре 1917 Зиновьев и Каменев проголосовали против курса на вооруженное восстание, полагая более правильным проводить комбинированные действия в Советах и Учредительном собрании, чтобы не отпугнуть большинство крестьянской страны. Оказавшись в меньшинстве, они заявили о своем несогласии с решением ЦК в газете "Новая жизнь", тем самым сообщив правительству факт подготовки восстания. Ленин потребовал исключения Зиновьева и Каменева из партии, но его не поддержали. Зиновьев впоследствии признал свою ошибку и его разногласие с Лениным было преодолено, хотя в "Письме к съезду" Ленин указал, что октябрьский эпизод "не явился случайностью". После Октябрьского переворота Зиновьев поддержал меньшевиков и эсеров, требовавших создания однородного социалистического правительства, допуская возможность невхождения в правительство Ленина и Троцкого. Когда большевистское большинство выступило против, он отказался от своих слов. Зиновьев участвовал в работе Киевской конференции, где призывал рабочих свергнуть правительство Украинской Рады. Зиновьев - единственный член ЦК, поддержавший Ленина во время споров о немедленном заключении Брестского мира. Выступал за политику "красного террора" в Петрограде. В 1919 - 1926 Зиновьев был председателем Исполкома Коминтерна, поощрял фракционные склоки и первый ввел термин "социал-фашизм" по отношению к социал-демократическим партиям Западной Европы. В 1921 - 1926 являлся членом Политбюро. Стремясь стать политическим вождем, Зиновьев выступал с отчетными докладами на XII и XIII съездах РКП(б). Пропагандировал ленинское наследие, печатая огромное количество книг со своими статьями, речами и т.д. Было начато 22-томное издание сочинений Зиновьев (вышли в свет тома 1 - 8, 15, 16). Вместе с Каменевым и Сталиным вел борьбу против Троцкого и много сделал для формирования режима личной власти Сталина. После смерти Ленина Зиновьев внес предложение о переименовании Петрограда в Ленинград. Тогда же ВЦИК принял решение о переименовании города Елисаветграда в Зиновьевск. На XIV съезде партии Зиновьев, полагавший себя главным партийным теоретиком, выступил против усилившейся власти Сталина и был назван оппозиционером (т. н. "новая оппозиция"). Выступление Зиновьева против Сталина, как и поддержка Сталиным Бухарина определялись не столько идеями, сколько беспринципной борьбой за власть. Как написал об этой борьбе Э.Х.Карр, "парадоксально, но победа Бухарина и поражение Зиновьева на съезде не привели к победе или поражению тех идей, которые они отстаивали". Попытка Зиновьева пойти на союз с Троцким вызвала лишь недоумение его бывших сторонников. В 1927 Зиновьев был исключен из партии, в следующем году восстановлен, но политическая карьера его была кончена. В 1932 его снова исключили из партии. В 1934 на XVII съезде Зиновьев выступил с раскаянием и славословием в адрес Сталина. В 1934 после убийства С.М.Кирова был арестован, осужден на 10 лет, а в 1936 Зиновьев "сознавшись" в "предательстве против социализма", "измене", "вероломстве" и прочих инкриминируемых ему действиях на процессе по делу "Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра", был приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1988.

Yanyshev_MP (420x700, 176Kb)
1884
Михаил Петрович Янышев
участник революционных событий 1905 года, один из организаторов Федерации русских социалистов Социалистической партии Америки, участник Октябрьского переворота, председатель Московского революционного трибунала, член Московской ЧК по борьбе с контрреволюцией, комиссар Гражданской войны. Родился в селе Жаворонково, ныне Тейковского района Ивановской области, в крестьянской семье. С 1898 года был рабочим в Ярославле и Иванове-Вознесенске, где участвовал в стачке 1905 года. В 1905 году вступил в РСДРП. С 1906 года в эмиграции в Германии, США; был одним из организаторов Федерации русских социалистов Социалистической партии Америки. В апреле 1917 года вернулся в Россию, работал в Московском областном бюро РСДРП(б). Участник октябрьских боев в Москве за Советскую власть, затем член исполкома Моссовета, председатель Московского ревтрибунала, член коллегии Московского ЧК, член ВЦИК. Во время наступления войск генерала Юденича под Петроградом (весна 1919 года) командовал отрядом московских коммунистов. В ноябре 1919 года был назначен военным комиссаром 15-й Инзенской стрелковой дивизии на Южном фронте. Погиб в бою в июле 1920 года под посёлком Гохгейм. Похоронен 13 июля 1920 года на Красной площади у Кремлёвской стены. Именем М. П. Янышева в 1920 году была названа Триумфальная площадь, но переименование не было утверждено. С 1957 по 1996 год его имя носил Крестовоздвиженский переулок. В городе Ейск, Краснодарского края, имя Янышева носити одна из улиц. Литература: Статья в БСЭ Герои Октября. — Москва, 1967. Жохов М. Кристально чистая душа. // Комиссары. — 2-е издание — Москва,1967. Герои Гражданской войны. — Москва, 1974.

 (534x699, 63Kb)
1885
Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence; Дэвид Герберт Лоренс)
английский романист, поэт, эссеист. Родился в горняцком поселке Иствуд (графство Ноттингемшир), четвертый ребенок в семье шахтера. После окончания Ноттингемской мужской школы Лоуренс несколько месяцев работал на фабрике медицинской техники. Четыре года работал учителем, не имея соответствующего диплома, затем закончил двухгодичные учительские курсы при Ноттингемском университете и стал преподавать в школе на окраине Лондона. Тогда же начал работать над романом, а в 1909 послал несколько стихотворений в журнал «Инглиш ривью» («English Review»), редактируемый Ф.М.Фордом. Форд опубликовал стихи и несколько рассказов Лоуренса, помог напечатать роман Белый павлин (The White Peacock, 1911) и ввел Лоуренса в столичные литературные круги. В это время Лоуренс уже работал над вторым романом, «Нарушитель» (The Trespasser, 1912), и первым вариантом «Сыновей и любовников». Смерть матери от рака в декабре 1910 глубоко потрясла писателя. Собственное скверное здоровье вынудило его оставить преподавание и целиком сосредоточиться на литературной работе. Весной 1912 Лоуренс бежал в Европу с Фридой Уикли (урожденной фон Рихтхофен), женой ноттингемского профессора Э.Уикли. В 1913 вышел в свет первый сборник его стихотворений и роман «Сыновья и любовники» (Sons and Lovers). Тогда же он начал работать над романом под условным названием «Сестры» (The Sisters) – впоследствии тот распался на «Радугу» (The Rainbow, 1915) и «Влюбленных женщин» (Women in Love, 1920). В 1914 был опубликован первый сборник рассказов Лоуренса «Прусский офицер» (The Prussian Officer). После вступления Англии в войну Лоуренсам закрыли выезд из страны. «Радугу» запретили сразу же после опубликования в 1915, а для «Влюбленных женщин» Лоуренс вообще не смог найти издателя (за счет автора роман был напечатан в Нью-Йорке в 1920). В 1916 увидела свет первая книга путевых заметок писателя «Сумерки в Италии» (Twilight in Italy). Спустя два года Лоуренс начинает печатать в журнале свой труд «Этюды о классической американской литературе» (Studies in Classic American Literature), ставший первым серьезным исследованием творчества таких крупных американских писателей, как Г.Мелвилл и Н.Готорн. В 1919 Лоуренс покинул Англию и с тех пор лишь изредка наведывался на родину. Он путешествует по Италии, Сицилии, Цейлону, Австралии, приезжает в США (где живет на ранчо близ Таоса, штат Нью-Мексико), посещает Мексику. Он исступленно работает в труднейших условиях, превозмогая недуг; из-под его пера выходят романы «Погибшая девушка» (The Lost Girl, 1920), «Флейта Аарона» (Aaron's Rod, 1922), «Кенгур»у (Kangaroo, 1923) и «Пернатый змей» (The Plumed Serpent, 1926), несколько сборников эссе, множество рассказов и стихотворений. Опубликованные Лоуренсом книги «Психоанализ и подсознательное» (Psychoanalysis and Unconscious, 1921) и «Фантазии подсознательного» (Fantasia of Unconscious, 1922) открывали доступ к его мировоззрению. В 1926 он закончил первый из трех вариантов «Любовника леди Чаттерли» (Lady Chatterley's Lover) и в 1928 издал по частной подписке окончательный текст романа. В 1929 по обвинению в непристойности полицейские власти закрыли выставку живописных работ Лоуренса в Лондоне. Умер Лоуренс на юге Франции, в Вансе, департамент Приморские Альпы, 2 марта 1930 года. Хотя многие считают лучшей частью наследия писателя его рассказы, все же именно романы – «Сыновья и любовники», «Радуга», «Влюбленные женщины» и «Любовник леди Чаттерли» – позволяют назвать Лоуренса выдающимся писателем 20 в.
DHLawrenceChapelTaosNM (525x700, 241Kb)
Надгробие Лоренса в Таосе, Нью-Мексико, США.
Сыновья и любовники – художественное исследование губительных сил, воздействовавших на сознание, волю и дух. Помимо присущих писателю мощи письма, умения тонко передать «чувство места», поражает его способность точно воссоздать социальную, психологическую и историческую обстановку Англии времен промышленной революции. В Сыновьях и любовниках Лоуренс не просто описывает свои личные трудности: он вводит их в круг более значимых социальных и исторических тем. Та же тенденция в «Радуге», где Лоуренс показывает, как современное самосознание постепенно вызревает в семье Брэнгуэнов, фермеров из центральной Англии; тесные кровные узы, связывавшие семейство в годы, предшествовавшие промышленной революции, ослабевают; писатель изображает любовные отношения трех поколений Брэнгуэнов, последняя представительница которых, Урсула, – современная (и одинокая) женщина, яркая и сильная личность. Хотя во Влюбленных женщинах Урсула находит себе пару, в новом романе отсутствует социальный оптимизм «Радуги». Тень Первой мировой войны легла на книгу, и хотя Лоуренс нигде прямо не говорит о войне, она постоянно напоминает о себе горечью тона и предчувствием неизбежного культурного оскудения Европы. В послевоенный период Лоуренс приходит к выводу, что мало пытаться спасти новое общественное самосознание – нужно менять само общественное устройство. Все граждане должны подчиниться воле одного человека – личности, подобной карлейлевским «героям», живому воплощению божественного начала, платоновскому королю-философу. Эта мысль высказывалась писателем в так называемых романах о «вождях» – «Флейте Аарона», «Кенгуру» и «Пернатом змее». В своем последнем романе, «Любовник леди Чаттерли», Лоуренс выражает слабую надежду на то, что лишь немногие осчастливленные «близостью» мужчины и женщины могут укрыться от давления обстоятельств. Сочинения: The Phoenix edition. (Ed.By.Heinemann), L., 1954-57; A D. . Lawrence miscellany, ed. by . T. Moore, Carbondale, 1959; в русском переводе - Урсула Брэнгуэн, М., 1925; Джек в дебрях Австралии, Ленинград, 1927. Литература.: Мирский Д., Интеллиджентсиа, Москва, 1934; Аллен У., Традиция и мечта, Москва, 1970: Leavis . R., D.H.Lawrence novelist, L., 1955; Moore . Т., The intelligent heart. The story of D.H.Lawrence, L., 1960.

Herbert Stothart (563x700, 177Kb)
1885
Герберт Стотхарт (Herbert Stothart; также Херберт Штотгарт, Штотхарт, Штотхард, Штозарт, Стотарт, Стозарт)
американский композитор, аранжировщик, автор песен, дирижёр; лауреат премии «Оскар». Герберт Стотхарт родился в городе Милуоки, штат Висконсин. Он изучал музыку в Европе и университете Висконсин-Мадисон, где позже преподавал. Первым Стотхарта заметил продюсер Артур Хаммерстайн, пригласив композитора быть художественным руководителем гастролей бродвейских шоу. Вскоре он уже писал музыку для племянника Хаммерстайна Оскара. Он сочинил часть музыки к известной в то время оперетте «Роз-Мари». Вскоре он присоединился к коллективу известных авторов мюзиклов, среди них Винсент Юманс, Джордж Гершвин и Франц Легар. В 1929 году Стотхарт подписал контракт с Луисом Майером в Голливуде, проработав в «MGM Studios» последние двадцать лет своей жизни. Он был девять раз номинирован на «Оскар», став один раз лауреатом за адаптацию музыки к фильму «Волшебник страны Оз». Кроме музыки к фильмам, Стотхард сочинял музыку к песням. Русскому зрителю Герберт Стотхарт известен прежде всего песней «I Wanna Be Loved By You» в исполнении Мэрилин Монро из фильма «В джазе только девушки». Стотхарт скончался в Лос-Анджелесе 1 февраля 1949 года. Супруга — Мэри Вулф, двое детей. Признание: Премия «Оскар» за лучшую музыку к фильму (номинации). Саундтрек к драматическому или комедийному фильму: 1946: Долина решимости (1945); 1945: Кисмет / Kismet (1944); 1944: Мадам Кюри (1943); 1943: Тысяча приветствий (1942). Саундтрек к музыкальному фильму: 1943: Случайная жатва (1943); 1942: Шоколадный солдат (1941) Shared with: Bronislau Kaper. Лучший оригинальный саундтрек: 1941: Мост Ватерлоо (1940); 1940: Волшебник страны Оз / (1939) победа; 1939: Мария-Антуанетта (1938). Лучший саундтрек: 1939: Sweethearts (1938). Фильмография: 1948: Родные холмы / Hills of Home; 1948: Три мушкетёра / The Three Musketeers; 1948: Three Daring Daughters; 1947: If Winter Comes; 1947: Desire Me; 1947: The Unfinished Dance; 1947: High Barbaree; 1947: Undercover Maisie; 1947: Море травы / The Sea of Grass; 1947: Могучий Макгурк / The Mighty McGurk; 1946: Оленёнок / The Yearling; 1946: Undercurrent; 1946: Musical Masterpieces; 1946: Юные годы / The Green Years; 1945: Adventure; 1945: They Were Expendable; 1945: Поднять якоря / Anchors Aweigh; 1945: Долина решимости / The Valley of Decision; 1945: Сын Лесси / Son of Lassie; 1945: Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray; 1944: Национальный бархат / National Velvet; 1944: Тридцать секунд над Токио / Thirty Seconds Over Tokyo; 1944: Lost in a Harem; 1944: Oriental Dream; 1944: Семя дракона / Dragon Seed; 1944: Белые скалы Дувра / The White Cliffs of Dover; 1944: Песнь о России / Song of Russia; 1943: Парень по имени Джо / A Guy Named Joe; 1943: Мадам Кюри / Madame Curie; 1943: Сумасшедший дом / Crazy House; 1943: Thousands Cheer; 1943: Three Hearts for Julia; 1943: Человеческая комедия / The Human Comedy; 1943: Combat America; 1942: Tennessee Johnson; 1942: Случайная жатва / Random Harvest; 1942: Каир / Cairo; 1942: Pierre of the Plains; 1942: I Married an Angel; 1942: Амурные истории Марты / The Affairs of Martha; 1942: Миссис Минивер / Mrs. Miniver; 1942: Приключения Тарзана в Нью-Йорке / Tarzan’s New York Adventure; 1942: Рио-Рита / Rio Rita; 1941: Улыбка вопреки / Smilin' Through; 1941: Шоколадный солдат / The Chocolate Soldier; 1941: Они встретились в Бомбее / They Met in Bombay; 1941: Цветы в пыли / Blossoms in the Dust; 1941: Ziegfeld Girl; 1941: Men of Boys Town; 1941: Andy Hardy’s Private Secretary; 1941: Come Live with Me; 1940: Bitter Sweet; 1940: Гордость и предубеждение / Pride and Prejudice; 1940: Новолуние / New Moon; 1940: Сьюзен и бог / Susan and God; 1940: Мост Ватерлоо / Waterloo Bridge; 1940: Зрелость Эдисона / Edison, the Man; 1940: Северо-Западный проход / Northwest Passage; 1939: Балалайка / Balalaika; 1939: Henry Goes Arizona; 1939: Волшебник страны Оз / The Wizard of Oz; 1939: Broadway Serenade; 1939: Восторг идиота / Idiot’s Delight; 1938: Happy Day; 1938: Мария-Антуанетта / Marie Antoinette; 1938: Девушка с Запада / The Girl of the Golden West; 1938: Приключения Тома Сойера / The Adventures of Tom Sawyer; 1938: Of Human Hearts; 1938: Captain Kidd’s Treasure; 1937: The Bad Man of Brimstone; 1937: Розали / Rosalie; 1937: Манекен / Mannequin; 1937: Мария Валевская / Conquest; 1937: The Rainbow Pass; 1937: Светлячок / The Firefly; 1937: Майские дни / Maytime; 1937: Man of the People; 1937: Добрая Земля / The Good Earth; 1936: За тонким человеком / After the Thin Man; 1936: Дама с камелиями / Camille; 1936: The Devil Is a Sissy; 1936: The Gorgeous Hussy; 1936: Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet; 1936: Сан-Франциско / San Francisco; 1936: Master Will Shakespeare; 1936: Absolute Quiet; 1936: Провинциалка / Small Town Girl; 1936: Moonlight Murder; 1936: The Robin Hood of El Dorado; 1936: Жена против секретарши / Wife vs. Secretary; 1936: Роз-Мари / Rose Marie; 1935: Повесть о двух городах / A Tale of Two Cities; 1935: Ah, Wilderness!; 1935: Ночь в опере / A Night at the Opera; 1935: Мятеж на «Баунти» / Mutiny on the Bounty; 1935: I Live My Life; 1935: Анна Каренина / Anna Karenina; 1935: Here Comes the Band; 1935: Китайские моря / China Seas; 1935: Pursuit; 1935: Age of Indiscretion; 1935: Chasing Yesterday; 1935: Reckless; 1935: Капризная Мариетта / Naughty Marietta; 1935: Vanessa: Her Love Story; 1935: The Winning Ticket; 1935: Дэвид Копперфильд / The Personal History, Adventures, Experience & Observation of David Copperfield the Younger; 1935: The Night Is Young; 1935: Biography of a Bachelor Girl; 1934: Секвоя / Sequoia; 1934: Разрисованная вуаль / The Painted Veil; 1934: The Flame Song; 1934: Что знает каждая женщина / What Every Woman Knows; 1934: Весёлая вдова / The Merry Widow; 1934: Outcast Lady; 1934: The Spectacle Maker; 1934: Барреты с Уимпол-стрит / The Barretts of Wimpole Street; 1934: Цепи / Chained; 1934: Остров сокровищ / Treasure Island; 1934: Bachelor Bait; 1934: Смеющийся мальчик / Laughing Boy; 1934: Вива Вилья! / Viva Villa!; 1934: Riptide; 1934: Кот и скрипка / The Cat and the Fiddle; 1933: Королева Христина / Queen Christina; 1933: По дороге в Голливуд / Going Hollywood; 1933: Christopher Bean; 1933: Ночной полёт / Night Flight; 1933: Поверните время вспять / Turn Back the Clock; 1933: Варвар / The Barbarian; 1933: Белая монахиня / The White Sister; 1933: Живем сегодня / Today We Live; 1932: Распутин и императрица / Rasputin and the Empress; 1932: The Son-Daughter; 1932: Гранд-отель / Grand Hotel; 1931: The Cuban Love Song; 1931: The Man in Possession; 1931: The Prodigal; 1930: Madame Satan; 1930: Новолуние / New Moon; 1930: The Devil’s Cabaret; 1930: The Lottery Bride; 1930: Call of the Flesh; 1930: Golden Dawn; 1930: The Florodora Girl; 1930: Песня пламени / The Song of the Flame; 1930: In Gay Madrid; 1930: Песнь плуга / The Rogue Song; 1930: Montana Moon; 1929: Дьявол не любит ждать / Devil-May-Care; 1929: Поцелуй / The Kiss; 1927: Конец Санкт-Петербурга / The End of St. Petersburg.

Shliapnikov-alexander (416x700, 103Kb)
1885
Александр Гаврилович Шляпников
российский революционер, советский государственный деятель, лидер группы «рабочей оппозиции», первый народный комиссар труда РСФСР (1917—1918). «Отец умер в раннем возрасте; мне не было еще трех лет, когда он утонул и оставил мою мать с четырьмя маленькими детьми, младшему из коих было всего лишь несколько месяцев. Жизнь вдовы, оставшейся без средств и без работника, была чрезвычайно тяжела. С самых малых лет все члены семьи приучались к какой-нибудь работе, чтобы быть полезными и помогать матери в ее трудной борьбе за жизнь.» — Из автобиографии. Родился в Муроме Владимирской губернии, в большой старообрядческой мещанской семье и с детства познакомился с религиозными преследованиями. Рано оставшись без отца, Шляпников, в 1895 году окончив три класса Муромского начального училища, стал выполнять неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. С 1898 работал на заводе. К двадцати годам стал одним из лучших токарей Санкт-Петербурга. Большую часть зарплаты тратил на самообразование и приобретение книг. Участвовал в стачечном движении, в 1901 году вступил в РСДРП, после раскола 1903 года стал большевиком. С 1908 по апрель 1914 года работал на заводах Франции, Германии и Англии; в совершенстве изучил немецкий и французский языки. Состоял в романтических отношениях с Александрой Коллонтай. В 1914 году жил и работал на заводах Петрограда под фамилией Жакоба Ноэ. В конце сентября 1914 года был вынужден уехать из России. Утверждается, что в 1915 году он был кооптирован в члены ЦК РСДРП. В 1917 году был членом Русского бюро ЦК РСДРП и одним из организаторов отрядов народной милиции. На государственной и профсоюзной работе. Совет Народных Комиссаров — правительство России во главе с В.И.Лениным. А.Г.Шляпников — 6-й слева. Нарком труда в первом составе Совета Народных Комиссаров Российской Советской Республики. В ноябре 1917 поддерживал точку зрения о необходимости создания «однородного социалистического правительства» из всех партий, входивших во ВЦИК, не получил поддержки, но не оставил своего поста, добавив к нему обязанности наркома торговли и промышленности. В 1918—1919 годах — кандидат в члены ЦК РКП(б). В конце мая 1918 года Шляпников со Сталиным, получив чрезвычайные полномочия, был направлен на юг России, чтобы, по словам Ленина, «помочь выкачать оттуда хлеб». В 1918 был назначен членом РВС Южного фронта, председателем РВС Каспийско-Кавказского фронта, затем членом РВС 16-й армии Западного фронта. В 1920 отозван для работы в ВЦСПС. В 1921—1922 годах — член ЦК РКП(б). Шляпников выступал против Троцкого с его идеей о милитаризации трудовой жизни страны, принял активное участие в дискуссии о профсоюзах. Шляпников и Коллонтай возглавили группу «рабочей оппозиции», заявив, что задачей профсоюзов является организация управления народным хозяйством, лишив этой функции партию, — точка зрения, резко раскритикованная в ходе дискуссии и на Х съезде РКП(б) Лениным. Вячеслав Молотов вспоминал: «Шляпников принадлежал к большевистской группе. Мы его считали лидером… Потом очень погорел. „Рабочую оппозицию“ создал. Мало ли таких было? Неподготовленный рабочий человек». В 1923 Шляпников открыто выступил с критикой ЦК по вопросам экономического положения, внутрипартийной и рабочей демократии, после чего был отправлен на дипломатическую работу. Недолго пробыв торгпредом во Франции, в 1925 вернулся в СССР. Под давлением Политбюро был вынужден заявить, что «никакой фракционной работы» вести более не будет. До 1929 работал председателем правления акционерного общества «Металлоимпорт». В 1923—1931 вышли в свет его воспоминания «Семнадцатый год». 19 февраля 1932 г. было принято постановление Оргбюро ЦК об исторических произведениях Шляпникова: «Ввиду того, что тов. Шляпников не только не признает этих своих ошибок, а продолжает настаивать на своих клеветнических, против Ленина и его партии, измышлениях, ЦК постановляет: 1. Прекратить печатание и распространение „исторических“ работ т. Шляпникова („1917 год“, „Канун 1917 года“). 2. Предложить т. Шляпникову признать свои ошибки и отказаться от них в печати. В случае же отказа со стороны т. Шляпникова выполнить пункт второй — исключить его из рядов ВКП(б)» (РГАСПИ. Фонд 81. Опись 3. Дело 77. Лист 6). В 1933 Шляпников был исключён из партии, в 1934 административно выслан в Карелию, в 1935 за принадлежность к «рабочей оппозиции» осуждён на 5 лет — наказание, заменённое ссылкой в Астрахань. В 1936 был вновь арестован. Его обвинили в том, что, будучи руководителем контрреволюционной организации «Рабочая оппозиция», он осенью 1927 года дал директиву харьковскому центру этой организации о переходе к индивидуальному террору как методу борьбы против ВКП(б) и Советского правительства, а в 1935—1936 годах давал директивы о подготовке террористического акта против Сталина. Шляпников виновным себя не признал, но по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР был расстрелян 2 сентября 1937 года. Как пишет Олег Хлевнюк: «в марте-апреле 1935 г. в Москве Особым совещанием при НКВД СССР ряд известных деятелей партии (А.Г.Шляпников, С.П.Медведев, С.И.Масленников и др.) были осуждены по сфальсифицированному делу так называемой «московской контрреволюционной организации — группы „рабочей оппозиции“». Фактически они пострадали за то, что в 1921 г. во время дискуссии по материалам X съезда партии поддерживали платформу „рабочей оппозиции“». 31 января 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Александра Гавриловича Шляпникова за отсутствием в его действиях состава преступления. 21 декабря 1988 года Комитет партийного контроля при ЦК КПСС восстановил Шляпникова в партии (посмертно). Семья: Сын — Юрий Александрович Шляпников; Дочь — Ирина Александровна Шляпникова; Сын — Александр Александрович Шляпников; Внук - Кирилл Александрович Шляпников, российский врач невролог, аллерголог-иммунолог. Мемуары: Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. Том 1: Канун семнадцатого года rar; Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. Том 2: Семнадцатый год rar.

1887
Александр Васильевич Нагорный
украинский физиолог и биохимик, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (с 1948). Окончил Харьковский университет (1912). Работал там же на кафедре физиологии человека и животных, с 1924 г. - заведующий кафедрой и директор Института биологии Харьковского университета. Основные направления научных работ - возрастная физиология и биохимия. Подробно исследовал процессы дегидратации тканей. Доказал существование возрастной инверсии в реакции тканей к действию тестостеронпропионата и некоторых кортикостероидов. Развил концепцию о постепенном структурировании протоплазмы в процессе старения. Показал, что нервная система сохраняет функциональную полноценность значительно дольше, чем многие другие системы организма. Член Всесоюзного и Украинского общества физиологов, биохимиков и фармакологов, председатель Харьковского отделения Украинского физиологического общества (с 1946).

1888
Маулана Абул Калам Азад
индийский политический деятель и учёный. Один из лидеров национально-освободительного движения, сторонник индусско-мусульманского единства. Происходил из старинного рода делийских мусульманских улемов (законоведов). В 1912-1914 издавал на языке урду газету "Аль-Хиляль" ("Полумесяц"). Один из руководителей кампании гражданского неповиновения в 1919-1922 и в 1930. Возглавлял индийские делегации во время переговоров с Англией в 1942, 1945, 1946. Автор комментариев к Корану и работ по философии и истории литературы урду. В августе 1947 стал министром просвещения Индии.

1889
Котэ Поцхверашвили
грузинский композитор, автор слов и музыки гимна «Славься, небесный благословитель». Умер в 1959 году.

 (451x698, 129Kb)
1890
Александр Васильевич Свешников
советский хоровой дирижёр, педагог, руководитель Государственного академического русского хора, народный артист СССР, профессор. Родился в городе Коломна Московской области. Русский. В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 года преподавал пение в московских школах. В 1921-1923 годах руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (руководитель церковного хора). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1963 годах руководил хором Всесоюзного радиокомитета, в 1936-1937 годах – Государственным хором СССР, в 1937-1941 годах возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 году организовал Государственный хор русской песни (впоследствии – Государственный академический русский хор) в Москве, которым руководил до конца своих дней. С 1944 году Свешников преподавал в Московской консерватории (с 1946 – профессор), в 1948 году был назначен её директором и оставался на этом посту более четверти века (1948-1974), продолжая вести хоровой класс. Среди учеников Свешникова: В.Н.Минин, Л.Н.Павлов, В.С.Попов, К.Б.Птица, В.В.Ровдо, Б.Г.Тевлин, М.Б.Турецкий, А.А.Юрлов и другие. В 1944 году организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7-8 лет. 24 декабря 1956 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР». Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества, член жюри Международного конкурса имени П.И.Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974). Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу запись «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова, осуществлённая им в 1970-х годах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1970 года Свешникову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Автор многих статей о музыкальном искусстве. Сборники обработок для хора: «Сборник песен народов СССР» (1936), «Сборник песен советских композиторов» (1938), «Русские народные песни» (1943), «26 русских народных песен» (1948), «Песни друзей» (1952), «Шуман «Грёзы» (1955-1958), «Югославские народные песни» (1956), «Сборник русских народных песен» (1956), «Сборник итальянских песен» (1956). Жил в городе-герое Москве. Скончался 3 января 1980 года, на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 9). Награждён тремя орденами Ленина (29 июля 1960, 14 октября 1966, 11 сентября 1970), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1 июня 1940, 24 ноября 1950), медалями. Лауреат Сталинской премии (1946), Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1967).
Svechnikov_memdoska_Moskva (458x600, 64Kb)
В городе Москве, на доме, где в 1950-1980 годах жил А.В.Свешников (улица Тверская, 9) установлена мемориальная доска. Литература: Тевлин Б., Мастер хорового искусства, "Музыкальная жизнь", 1962, № 5; Птица К., Большой русский талант, "Советская музыка", 1965, № 10.

1891
Александр Бажбеук-Меликян
художник, представитель символизма. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), в семье служащего. Занимался в Тифлисском художественном училище (1906–1910) и Санкт-Петербургской Академии художеств (1911–1913). Как и Л.Гудиашвили (вместе с которым он в 1919 устроил в родном городе свою первую выставку), изначально тяготел к поэтике символизма. При этом его как художника вдохновляли в первую очередь не современники, но классики: старые венецианские мастера, голландско-фламандские живописцы, в первую очередь А.Ватто. Жил преимущественно в Тбилиси, иногда, в особенности в поздний период, наезжая в Москву. Его творчество органично вошло в состав равно армянской и грузинской культур, поскольку столица Грузии долгое время была крупнейшим центром современного армянского искусства. Острота кубофутуристических форм, свойственная ранним работам Бажбеука, со временем все больше смягчалась приглушенным, «музейным» колоритом; в образах, обычно совсем небольших по формату, воцарялась атмосфера магического ритуала (Оптическая иллюзия, 1928, частное собрание, Тбилиси), либо театрализованного – но тоже таинственного – действа (цикл картин Цирк, 1930–1940; Курдский танец, 1966, Картинная галерея Армении, Ереван). В наиболее характерных его произведениях нет мужских фигур, все подчинено теме «вечной женственности», полной романтического обаяния. Романтически типажны, посвящены скорее прекрасному полу как таковому, а не конкретной модели и лучшие из его портретов (Девушка с цветком, 1946; Фокусница, 1965; обе работы – Музей искусств Грузии). Тонкое живописное мастерство художника проявлялось в игре теплых, сочных мазков, рождающих эффект внутреннего свечения красок. Эротико-поэтический, созерцательно-камерный мир Бажбеука всегда противостоял официальной соцреалистической программе, примыкая к умеренно-оппозиционному «тихому искусству» (недаром с начала 1930-х годов он долгое время почти не выставлялся). Преподавал в Народной художественной студии М.Тоидзе (1922–1929). Умер в Тбилиси 20 июля 1966 года.

1891
Александр Саввич Предводителев
советский физик, член-корреспондент Академии Наук СССР. Родился в селе Букрино, ныне Старожиловского района Рязанской области. Окончил Московский университет (1915), с 1935 профессор там же. Одновременно с 1939 заведующий лабораторией Энергетического института Академии Наук СССР. Основные труды по молекулярной физике, гидродинамике, теплофизике. Исследовал процессы горения, распространения волн в жидких и газовых средах, физические свойства жидкостей и др. Разрабатывал теорию гетерогенного горения. Автор трудов по молекулярной физике, газо- и гидродинамике, физике горения, акустике, "Таблиц термодинамических функций воздуха" и монографии "Горение углерода" (Сталинская премия, 1950). Предложил методы расчета констант рабочих веществ. Награжден 2 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями. Умер в Москве 27 декабря 1973 года. Литература: Александр Саввич Предводителев (К 80-летию со дня рождения), "Успехи физических наук", 1971, том 105, выпуск 3.

1893
Александр Федорович Андреев
русский изобретатель. Родился в пригороде Санкт-Петербурга – Колпино. Получил среднетехническое образование. В 1919 году разработал первый в мире ранцевый ракетный аппарат на жидкостном кислородно-метановом топливе реактивном двигателе для полета на расстояние до 20 км. Внёс большой вклад в отечественное реактивное ракетостроение. Скончался в блокадном Ленинграде от дистрофии 15 декабря 1941 года.

1893
Пауль ван Зеланд
бельгийский государственный деятель, премьер-министр Бельгии (1935-1937 г.).

1893
Александр Павлович Оленич-Гнененко
участник Гражданской войны в Сибири и Великой Отечественной войны, партийный работник, поэт, прозаик (автор мемуаров "Суровые дни"), переводчик (Л.Кэрролл, Э.А.По). Родился в селе Кегичевка Полтавской губернии. Он участвовал в революционных событиях и Гражданской войне в Западной Сибири, а также в Великой Отечественной войне. Ему принадлежит один из переводов "Алисы в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла. Умер в Ростове-на-Дону 13 марта 1963 года.

1894
Сергей Михайлович Романович
русский художник, один из наиболее значительных живописцев, вышедших из круга «Маковца». Родился в Москве в семье чиновника. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1912–1918). Испытав большое влияние своего друга М.Ф.Ларионова, примкнул к футуристическому авангарду, участвовал на выставке «Ослиный хвост» (1912). Писал беспредметные картины, – впрочем, из ранних его работ ничего не сохранилось. В 1920–1928 жил в Москве и Воронеже, преподавал в региональных отделениях Вхутемаса, затем обосновался в Москве. С 1921 стал одним из самых активных членов общества «Маковец», душой которого был В.Н.Чекрыгин. Опубликовал во втором номере журнала «Маковец» (1922) программную статью О реализме, ознаменовавшую его отход от радикальных форм авангарда. Выдвинул понятие «реализма в высшем смысле, соприкасающегося с пророчеством и исходящего из нравственной и светоносной природы человека». С тех пор тяготел к религиозному символизму, сделав главным критерием своих произведений особого рода «светоносный» колорит. В его искусстве 1920–1930-х годов преобладают антично-мифологические сюжеты (Три грации, 1927, Русский музей; Воспитание Зевса, 1930-е годы, Третьяковская галерея), а также вариации на темы старых мастеров – Тинторетто, П.П.Рубенса, А.Ватто и других. В 1940-е годы на первый план выходит евангельская тема, которой Романович посвятил огромное число полотен. Понимая христианство в духе эстетизированной теософии – как откровение-в-искусстве, – он стремился превратить в нагядную стихию этого откровения саму красочную стихию, то феерически-светлую, то трагически-мрачную (Христос перед первосвященником, 1952; Благовещение, 2 варианта 1950-х годов, все – в Русском музее; Поругание Христа, 2 варианта 1950-х годов, Третьяковская галерея; Возложение тернового венца, 1960-е годы, частное собрание, Москва). Символизм перерастает здесь в лирико-мистический экспрессионизм. В этот период написал также немало замечательных по колориту портретов (Автопортрет на фоне циновки, 1942–1943, Третьяковская галерея) и цветочных натюмортов С конца 1920-х годов мастер перестал участвовать в выставках (да и при всем желании представить на публичный показ что-либо из его евангельского цикла в тот период было бы невозможно). Примкнул к «неофициальному» искусству, на жизнь зарабатывал как педагог, оформитель общественных интерьеров, а в 1960-е годы – также как изготовитель скульптурных бюстов и надгробий. Умер Романович в Москве 21 ноября 1968 года. Оставил и литературное наследие (размышления об искусстве, воспоминания о Ларионове), большей частью не опубликованное.


Процитировано 1 раз

Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 11 Сентября 2015 г. 16:24 (ссылка)
Григорий Евсеевич Зиновьев - его именем был назван город Зиновьевск в Кировогорадской обл в 1924-34, с 1939г - Кировоград, Украина
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку