-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 112554
Комментариев: 6804
Написано: 121029


15 июня родились...

Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 00:17 + в цитатник
Johanna_Gadski (528x700, 180Kb)
1871
Йоханна Агнес Гадски (Johanna Gadski)
немецкая артистка оперы (драматическое сопрано). Музыке обучалась в Штеттине. Впервые выступила на оперной сцене в Берлине ("Кролль-театр") в 1889, где пела до 1893. С 1894-1896 гастролировала в Майнце, Бремене, Амстердаме, Гааге; в 1896-1898 работала в США в составе оперной труппы В.Дамроша. В 1898 - 1917 Гадски - солистка театра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); одновременно выступала в Байрёйте (1899), Лондоне (1899-1901), Мюнхене (1906, фестиваль опер Моцарта и Вагнера) и др. городах. В 1929- 1931 Гадски солистка немецкой оперной труппы в Нью-Йорке. Партии: Изольда, Брунгильда, Елизавета ("Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга", "Тангейзер" Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера), Эльвира ("Дон Жуан"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Валентина ("Гугеноты"), Аида и др. Пользовалась широкой известностью; Гадски с особенным успехом выступала в партиях вагнеровского репертуара. Умерла 23 февраля 1932 года.

1872
Александр Львович Погодин
российский историк и филолог-славист, доктор славянской филологии. Родился в Витебске. В 1894 году окончил Санкт-Петербургский университет. С 1901 года — магистр (тема диссертации «Из истории славянских передвижений»), с 1904 года — доктор славянской филологии (тема диссертации «Следы корней-основ в славянских языках»). Был профессором Варшавского университета (c 1902 по 1908 годы). Покинул оный университет, по собственному признанию, в числе профессоров, доказывавших справедливость польских требований ("Варшавский университет", статья А. Л. Погодина в Новом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона). Был профессором Харьковского университета (с 1910 по 1919 годы). Во второй половине 1919 года — гласный Харьковской городской думы. С конца 1919 года в эмиграции. В 1919 — 1941 годах Погодин работал в Белградском университете, с 1939 года состоял профессором Белградского университета. В 1941 г., после немецкой оккупации Югославии, был уволен в отставку. Работы Погодина по истории и литературе славянских народов написаны с позиции позитивиста. Часть из них опубликована в «Русском филологическом вестнике». Резко критиковал взгляды славянофилов. Отстаивал права польской историографической школы (как член Академического союза)... Одним из первых в России занялся историей и этнографией гуцулов. Среди русского населения Прикарпатской области особенно любопытны в этнографическом отношении гуцулы, сохранившие, благодаря своей неприступности, много любопытных черт старого быта. Сами гуцулы, название которых происходит, вероятно, от какого-то румынского слова, называют себя руснаками или русскими людьми. - писал Погодин ("Зарубежная Русь"). В годы Первой мировой войны полонофильство Погодина пошло на убыль. Учёный сочувственно относился к Олексе Довбушу, коего именовал последним карпато-русским вождём восстанцев-опрешков (опришков). Умер в Белграде 15 мая 1947 года. Сочинения: Основной курс общего языкознания (Санкт-Петербург, 1896); Из истории славянских передвижений. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский археологический институт, 1901. — 167 страниц; Две эпохи в изучении славянских древностей. — Санкт-Петербург: тип. Министерства внутренних дел, 1905. — 16 страниц; Религия Зороастра. — Санкт-Петербург: О.Н.Попова, 1903. Главные течения польской политической мысли (1863-1907 гг.). — Санкт-Петербург: Просвещение, 1907. — 662 страниц; Очерк истории Польши. — Юная Россия. — Москва: Типография К.Л.Меньшова, 1909. — 139 страниц; Лекции по славянским древностям. — Санкт-Петербург: типо-литография С.Иванченко, 1910. — 452 страниц; Адам Мицкевич, тома 12, Москва, 19121913; Варшавский университет, статья в Новом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, том 9, 1911; Язык как творчество, Харьков, 1913; Лекции по истории сербской и болгарской литературы. — Харьков: Типо-литография С.Иванченко, 1914. — 279 страниц; Зарубежная Русь: Очерк профессора Харьковского университета А.Л.Погодина. — Петроград: П.П.Сойкин, 1915; Лекции по истории польской литературы с извлечениями из писателей и пособий. — Харьков: Типо-литография С.Иванченко, 1915. — 765 страниц; Славянский мир: Политическое и экономическое положение славянских народов перед войной 1914 г. — Москва: типография товарищества И.Д.Сытина, 1915. — 420 страниц; История польского народа в XIX веке. — Москва: Г.А.Леман и С.И.Сахаров, 1915. — 297 страниц; „Идиот“ Достоевского и „Калисте“ Де-Шарьер. — Белград, 1930. — 36 страниц; Русско-српска библиографиja, тома 12, Београд, 1932-1936; Боги и герои Эллады. — 2. — Москва: URSS, 2007. — 232 страницы — (Из наследия мировой философской мысли. Философия античности). — ISBN 978-5-382-00107-4; История государственного и общественного строя Польши. — Москва: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. — ISBN 5-93662-018-2; Краткий очерк истории славян. — 2. — Москва: Едиториал УРСС, 2003. — ISBN 5-354-00306-7:1000. Литература: Погодин, Александр Львович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Погодин, Александр Львович — статья из Большой советской энциклопедии; Биографический словарь; Соловьев А.В., Александр Львович Погодин, «Краткие сообщения института славяноведения Академии Наук СССР», 1958, выпуск 23; Блинова Л.В. Психологические и социальные основы творчества речи в работах А.Л.Погодина // Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского. — 2009. — № 3. — Страницы 302–308; Лаптева Л.П. Александр Львович Погодин (1872-1947) как исследователь истории славян // Средневековый город: межвузовский научный сборник. — Саратовский государственный университет, 2006. — Выпуск 17. — Страницы 166 – 184; Лаптева Л.П. Русский историк-славист Александр Львович Погодин: Жизнь и творчество (1872—1947) / Л.П.Лаптева. — Москва: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына, 2011. — 148 страниц— 500 экземпляров — ISBN 978-5-98854-038-0 (обложка).

Anton_Strashimirov_ok._1910_C_I (454x700, 198Kb)
1872
Антон Тодоров Страшимиров
болгарский писатель-демократ, драматург, публицист, журналист. Родился в Варне. Сын мастерового-каменщика. Брат Димитра Страшимирова (1868—1939), историка и писателя. Рано осиротев, долгие годы вел скитальческую жизнь. Был рабочим, служащим. Окончил сельскохозяйственную школу, работал сельским учителем. Позже слушал лекции на историко-филологическом факультете университета в Берне. Занимался активной просветительской деятельностью. Увлекся народничеством. Редактировал вестник «Глас от Изток» в Бургасе. Участвовал в македонском народно-освободительном движении в качестве четника у Я.Санданского. Избирался депутатом Народного собрания Болгарии в 1911 и 1929 годах. С 1901 издавал журнал «Наша жизнь» («Наш живот»). Сотрудничал в социал-демократических изданиях, пропагандировал социалистические идеи. После младотурецкой революции в Салониках издавал вместе с Г. Петровым журнал «Културное единство». Рядовым участвовал в Первой Балканской войне. В годы Первой мировой войны — военный корреспондент и сотрудник газеты «Военни известия» и журнала «Отечество». После войны — редактор общественно-культурного журнала «Наши дни» (1921). Создатель и редактор в 1922—1923 годах «Болгарской общедоступной библиотеки». Пребывание в разных глухих уголках Болгарии дали А.Страшимирову большой запас наблюдений. Литературный дебют Страшимирова состоялся в 1890 году. Автор более 30 томов и сборников рассказов, очерков, повестей, романов, драматургических произведений и статей по всевозможным вопросам литературы и общественности. Из наиболее крупных художественных произведений можно отметить: романы «Смутное врме» (1899), «Есенни дни» (1902), «Срща» (1904), «Бена» (1921, 2 издание, 1927), «Без пть» (1919), «Хоро» (1926), «Роби» (1930); повести и рассказы — «Смех и слъзи» (сборник, 1897), «Кръстоцть» (1903), «Преход» (1926) и другие; драмы — «Сватба в Болярово» (1900), «Вампир» (1902), «Отвд» (1906), «Км слънцето» (1917), «Ревека», «Към слънцето» («Отрешени»), «Свети Иван Рилски», «Над безкръстни гробове» и др.; комедии — «Мрак» (1901), «С векърва» (1906) и др. В своих многочисленных произведениях из сельского быта и жизни городской интеллигенции писатель дает широкую картину классовой борьбы и разложения болгарской буржуазии. В его творчестве также глубоко раскрыта крестьянская тема. В одном из лучших произведений Страшимирова — романе «Хоровод» (1926), с особой силой звучали антифашистские мотивы. Умер в Софии 7 декабря 1937 года. В честь писателя названо село в Варненской области Болгарии — Страшимирово. Сочинения: Съчинения, тома 1-7, София, 1962-1963; в русском переводе - Хоро. Избранные произведения, Москва, 1967. Литература: Ильина Г.Я., А.Страшимиров, в книге: Очерки истории болгарской литературыХХ-ХХ вв., Москва, 1959; Николов М., А.Страшимиров, София, 1965; Василев В., Антон Страшимиров, «Български писатели», том V, София, страницы 138—154, и отдельно, София, 1931; Литературная энциклопедия 1929—1939. Страшимиров Антон

Varneke (559x700, 122Kb)
1874
Борис Васильевич Варнеке
русский филолог-классик, историк театра, преподаватель древних языков в Царскосельской Императорской Николаевской гимназии с января 1902 по август 1904 года. Как свидетельствует метрическая выпись, Б.В.Варнеке родился в Москве 3 июня 1874 года в квартире некоей бабки Варнеке, фамилию которой он как незаконнорожденный и унаследовал. Вынужденный с 8 лет работать в театре статистом, он вплоть до 1902 года выступал как актёр и помощник режиссёра на профессиональной и любительской сцене». Сам собой напрашивается вывод, что матерью Варнеке была актриса, которая держала ребёнка при себе и вырастила его за кулисами. Известно, что Борис Васильевич Варнеке окончил I Московскую гимназию, хотя мы не располагаем данными о времени его обучения там. Достоверно известно, что ещё в гимназические годы Борис увлёкся изучением латыни и греческого. Встреча с академиком-филологом Фёдором Евгеньевичем Коршем сыграла в жизни Варнеке решающую роль. В 1894 году он не без помощи академика Корша поступает в С.-Петербургский историко-литературный институт, по окончании которого проходит стажировку в университетах Геттингена и Лейпцига. Умница и большой труженик, Варнеке заявляет о себе в научном мире. 1899–1904 гг. — преподавание классических, а также немецкого и французского языков в 5-й Петербургской гимназии и одновременно в Царскосельской Императорской Николаевской гимназии (1902–1904); одновременно он был приват-доцентом по кафедре классической филологии С.-Петербургского университета (1901–1904). В Царскосельской Николаевской гимназии в то время директором был И.Ф.Анненский. Ценя в Анненском ученого-эллиниста, Варнеке отрицательно относился к его деятельности на посту директора гимназии и не воспринимал его поэтическое творчество. Позднее писал рецензии на трагедии И. Ф. Анненского, с которым состоял в переписке. Успешно продвигается научная работа, несмотря на большой объём преподавательской деятельности. 1903 год — защита магистрской диссертации «Очерки из истории древнеримского театра» в С.-Петербургском университете. 1905 год — защита в Московском университете докторской диссертации «Наблюдение над древнеримской комедией. К истории типов». Германский Археологический институт избирает молодого учёного членом-корреспондентом. 1904–1910 гг. — в Казанском университете занимает кафедру классической филологии в качестве профессора. Забота о состоянии здоровья супруги — Елены Сергеевны Матросовой-Варнеке вынуждает Бориса Васильевича вступить в переговоры с профессурой Новороссийского университета в Одессе. В одном из своих писем он сообщает: «Главнейшей причиной, заставляющей меня желать переезда на юг, является тяжёлая и хроническая болезнь жены, которая, как уроженка Киева, не переносит климата Казани». 1910 г. — Варнеке единогласно избран профессором Новороссийского университета. Очевидно, в Киеве тоже рады были бы заполучить учёного такого ранга как Варнеке. В начале 1912 года в частном письме читаем такие строки: «…в Одессе я устроился великолепно. В университете, кроме ординатуры, я имею ещё поручение по истории Рима, да на женских курсах, где я состою деканом, я читаю ещё восемь лекций. Разве могу я в Киеве, при обилии у Вас профессоров, рассчитывать на такой заработок? <…> С товарищами по факультету у меня наилучшие отношения, и это тоже заставляет меня стыдиться уйти из Одессы только на столь же хорошие условия». Таким образом, ординарный профессор кафедры классической филологии Б.В.Варнеке читал студентам исторического, классического и словесного отделений лекции по истории Рима, античной литературе, в частности, комедии; проводил со слушателями толкования текстов Тацита, Саллюстия, Цицерона. Б.Варнеке серьёзно занимался археологией, а также много и плодотворно работал в области театроведения. Поистине человек ренессансной широты. Написанная им двухтомная «История русского театра» (1908–1910) переиздавалась в последующих 1913, 1939 годах. И сейчас востребована книга «История античного театра» (Москва-Ленинград, 1940). Социальные потрясения в стране повлекли за собой цепь различных так называемых реорганизаций и преобразований. В 1920 году Одесский университет был ликвидирован, и Варнеке продолжил преподавание в Институте народного образования. Большой учёный был вынужден подрабатывать чтением лекций в санаториях и домах отдыха. Впрочем, это могли быть и бесплатные лекции с целью просвещения трудящихся. Профессор Варнеке, несомненно, был блестящим лектором. Это утверждали все, слышавшие его лекции. Сказался, очевидно, врождённый артистизм, да и уроки Цицерона не прошли даром. В 1933 году был восстановлен Одесский университет, и Варнеке возобновил в нём свою преподавательскую деятельность. Ошеломляла не только эрудиция учёного. Особенно впечатляла слушателей его безукоризненная русская речь, которая не поддавалась весьма заразительному одесскому сленгу. Заслуженный деятель науки УССР, доктор филологических наук, профессор Б.В.Варнеке был автором более 150 научных работ. Успешная научная деятельность учёного рухнула с началом войны. Семья Варнеке не успела эвакуироваться из Одессы. В период румынской оккупации нацистами был открыт Румынский королевский университет (7 декабря 1942 г.). Борис Васильевич был приглашён читать там лекции по античной литературе. А как он их читал, мы узнали из архивов КГБ. Свидетельница М., преподаватель университета, «признала, что лекции профессора Варнеке читал очень хорошо, увлекая студентов как глубоким содержанием, так и формой изложения. Читая античную историю, делал очень смелые сопоставления с историческими событиями античности не в пользу оккупантов. Имел очень желчный характер, умел зло, но тонко высмеять человека, его языка боялись». В мае 1943 года был открыт Институт антикоммунистических исследований и пропаганды. Профессор Варнеке не прочёл там ни одной лекции, хотя институт был организован при историко-филологическом факультете университета. Казалось, можно было и прочитать. Есть основания утверждать, что Б.В.Варнеке хотел сохранить себя как личность и не терял человеческого достоинства. Он говорил то, что хотел и когда хотел. К чести профессора Варнеке нужно сказать, что он не покинул Одессу в обозе оккупантов. А условия были весьма заманчивы. Маршал Антонеску обещал гостеприимство и работу эвакуировавшимся из Одессы профессорам. Только в Бухарестском университете было предложено 12 мест. Однако уехали только два профессора и три доцента. 10 апреля 1944 года Одесса была освобождена советскими войсками, и Варнеке приступил к работе. Но уже 10 мая он был арестован постановлением УНКВД по Одесской области по обвинению в измене Родине (статья 541а УК УССР), а также в шпионской деятельности в пользу Италии. Дело в том, что итальянский консул в Одессе Коппини всячески стремился упрочить итальянские связи. Известно, что в пушкинской Одессе итальянский язык звучал чаще любого другого. В период оккупации действовали курсы итальянского языка, были открыты 2 кинотеатра, где демонстрировались художественные фильмы на итальянском. Гастролировали итальянские актёры и певцы. Естественно, что Борис Васильевич Варнеке, в совершенстве владевший шестью языками, в том числе и итальянским, попал в поле зрения Коппини. Варнеке прочёл по радио лекцию о Данте. Согласно свидетельским показаниям, он прочёл её так, как читал и до войны. Не уберегло Варнеке от вздорного обвинения и то, что немецкое командование арестовало Коппини осенью 1942 года и был назначен новый консул. 70-летний Варнеке на допросах держался достойно. Он умер в Киевской тюрьме 31 июля 1944 года, и дело его было прекращено за смертью. Супруга Варнеке Елена Сергеевна писала во все инстанции, отстаивая доброе имя замученного учёного. Профессор Варнеке был реабилитирован 29 ноября 1955 года. Военный прокурор прекратил дело «за недоказанностью предъявленного обвинения». Как сказал бы Варнеке: Tempora mutantur, et nos mutamur in illis (времена меняются, и мы меняемся вместе с ними). Профессор Варнеке оставил нам воспоминания об И.Анненском, К.Бальмонте, Н.Лескове, Д.Мамине-Сибиряке, П.Гнедиче, Д.Овсянико-Куликовском, Н.Кондакове, А.Бертье-Делагарде, о русских и западноевропейских антиковедах конца XIX — начала ХХ вв. И некому написать воспоминания о самом Борисе Васильевиче Варнеке. Статьи и монографии: Как играли древнеримские актёры // «Филологическое обозрение», 1900; Очерки из истории древнеримского театра, Санкт-Петербург, 1903, (магистерская диссертация); Политическая роль античного театра //Филологические записки, 1904, выпуск.1; Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905, (докторская диссертация); Женский вопрос на афинской сцене, Казань, 1905; Античные терракоты // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Том XXII. Выпуск 4. Казань, 1906. Страницы 231—248; Новейшая литература о мимах. Казань, 1907; Новый сборник документов по истории аттического театра // Ученые записки Казанского университета. 1908. № 1. Страницы 1—32. Новые комедии Менандра // Ученые записки Казанского университета, 1908; История русского театра, Казань, 1908—1910 — в 2-х томах (2-е издание — 1913; 3-е издание — «История русского театра XVII--XIX вв.». — Москва—Ленинград, 1939); Новые домыслы о происхождении греческой комедии // Сборник статей, изданный Императорским Одесским обществом истории и древностей в честь почетного члена Э.Р. фон Штерна. Одесса, 1912. Страницы 284—328; Новые древности из Керчи // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Том XXXII. Одесса, 1915. Страницы 128—137; Актеры древней Греции. Одесса, 1919; К истолкованию «драмы сатиров» // Доклады Академии Наук СССР. 1925. Серия В, июль—декабрь. Страницы 67—69; Театр в греческих колониях северного побережья Черного моря // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии, выпуск1 (58), Симферополь, 1927, Страницы 28-29; Античный театр, Харьков, 1929; История античного театра, Москва—Ленинград, 1940. Варнеке об Иннокентии Анненском:
Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях Б.В.Варнеке; Некролог // Журнал Министерства народного просвещения. — часть XXVI, 1910, март, отдел IV. — Страницы 37—48. О нём: Библиографический список научных трудов профессора Б.В.Варнеке. 1889—1924. Одесса, 1925; Алексеев М. П. Профессор Б.В.Варнеке. (К 35-летию его литературной и научной деятельности). Силуэты, Одесса, 1924. № 5 (43), 3 декабря.

Eduard Verkade (535x700, 303Kb)
1878
Эдуард Веркаде (Eduard Verkade)
нидерландский актёр и продюсер. Родился в Амстердаме. Скончался в Утрехте 11 февраля 1961 года.

wallon henri (521x700, 159Kb)
1879
Анри Валлон (французское имя - Henri Wallon)
французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ, общественный и политический деятель левого толка. Внук Анри-Александра Валлона, которого иногда называли «отцом» Третьей республики во Франции. Будучи убеждённым марксистом, Анри Валлон совмещал общественно-политический активизм и научные разработки в сфере психологии развития. Научную работу начал в области психиатрии. До 1931 года работал в знаменитой клинике Сальпетриер, там же заинтересовался психологией раннего возраста. В 1908 году защитил докторскую диссертацию по медицине «Мания преследования», в 1925 году — вторую диссертацию «Стадии и расстройства психомоторного и двигательного развития ребенка». В 1920—1937 годах преподавал детскую психологию в Сорбонне. С 1937 года вёл исследовательскую и преподавательскую деятельность в Коллеж де Франс, где специально для него была образована кафедра психологии и воспитания ребёнка. В 1931 году вступил в Социалистическую партию (СФИО). Принимая участие в Движении Сопротивления в годы Второй мировой войны, пришёл к выводу, что его основной силой являются коммунисты и в 1942 году вступил во Французскую коммунистическую партию. В качестве её представителя избирался секретарём Министерства образования и молодёжи Франции (1944), а затем депутатом парламента Франции (1945—1946). Являясь депутатом от ФКП, совместно с другим учёным-коммунистом Полем Ланжевеном возглавлял комиссию по реформированию образования страны, разработавшую «план Ланжевена-Валлона». Опираясь на патопсихологические (клинические) и экспериментальные данные, осмысленные в свете философии диалектического материализма, Валлон выдвинул ряд концепций. Наибольшую известность приобрели его исследования о связи действий с познанием («От действия к мысли», 1942), а также разработанная им схема онтогенетических стадий в развитии эмоциональных и познавательных сфер личности. Работы Валлона повлияли на психологию не только во Франции, но и в ряде других стран (Польша, Италия, Швейцария, Бельгия). Умер в Париже 1 декабря 1962
М.В.Гамезо, Е.А.Петрова и Л.М.Орлова приводят следующие стадии развития личности по Валлону:
1. Стадия внутриутробной жизни. Плод полностью зависит от материнского организма
2. Стадия моторной импульсивности (до 6 месяцев). На основе потребностей младенца в пище и движении формируются простейшие условные рефлексы.
3. Эмоциональная стадия (6 месяцев — 1 год). Посредством мимики и жестов ребёнок создаёт систему отношений с близкими людьми, в первую очередь матерью.
4. Сенсомоторная стадия (1—3 года). Сформированные навыки хождения и речи, ориентировочный рефлекс распространяют внимание малыша к миру за пределы узкого круга взрослых.
5. Стадия персонализма (3—5 лет). В ходе кризиса трёх лет у ребёнка появляется чувство собственного «Я»; распадается на 2 периода:
а) период негативного персонализма: «Я» проявляется в демонстративной самостоятельности;
б) период позитивного персонализма: «Я» проявляется в тяге быть центром внимания, сопровождается привязанностью и подражанием другим людям.
6. Стадия различения, иначе называемая категориальная стадия (6—11 лет). Расширение круга отношений ребёнка порождает стремление к социальным достижениям; прогрессируют умственные способности.
7. Стадия полового созревания и юношества. Развитие носит дисбалансированный, противоречивый характер; действия во многом направляются идеалами; развиваются самооценка и самоанализ.
Следует подчеркнуть, что в своих работах Валлон лишь намечал периодизацию психического развития, из-за чего выделение и возрастные границы стадий у других авторов (например, у Л.Ф.Обуховой), могут несколько отличаться.

Alfred_de_Quervain (487x700, 205Kb)
1879
Альфред Огюст де Кервен (Alfred August de Quervain)
швейцарский геофизик. Профессор Цюрихского университета (с 1915). Родился в Цюрихе. Основные работы в области аэрологии, сейсмологии, гляциологии. В 1901 г. произвёл серию подъёмов шаров-зондов в России (в Санкт-Петербурге и Москве). Усовершенствовал методы аэрологических наблюдений и сконструировал теодолит для шаропилотных наблюдений. В 1912-1913 гг. принимал участие в Швейцарской экспедиции, которая пересекла Гренландию с 3апада на Восток. Сконструировал и построил 21-тонный сейсмограф совместно с А.Пикаром. Умер в Цюрихе 6 января 1927 года. Литература: Хргиан А.Х., Очерки развития метеорологии, Ленинград, 1948; Billwiller R., Alfred August de Quervain (1879 — 1927), "Vierteljahrsschrift der naturforschen-den Gesellschaft in Zьrich", 1927, 72 Jahrgang, . 424 — 432 (приведена библиография трудов Кервена).

Сергей_Антимонов (546x700, 44Kb)
1880
Сергей Иванович Антимонов
российский и советский актёр театра и кино, драматург. Сергей Антимонов родился в Курске, в семье мещан. Родители Сергея были купцами, культурой не интересовались. Сергей же стал самоучкой. Тянулся к актёрскому ремеслу. Пробовал писать. Однажды Сергей отправил письмо в Москву, в МХТ Немировичу-Данченко. Он сообщил, что хочет выйти на сцену театра в качестве актёра. Антимонову повезло. Спустя год театр открыл школу-студию и Владимир Иванович вспомнил дерзкое письмо юноши из Курска. Сергей выдержал труднейший конкурс и был зачислен в студенты. Будучи студентом, Антимонов участвовал почти во всех постановках МХТ (с 1901 по 1903 гг.), исполняя небольшие роли. По окончании школы Сергей Антимонов начал гастролировать по провинциальным труппам: Тверь, Самара, Екатеринбург, Моршанск, Херсон, Нежин, Красноярск, Белгород. В 1904 году Сергей Антимонов поставил свою первую пьесу «Белое, серое, черное». А позже, в 1908 году, после знакомства с Марией Яроцкой, которая сыграла в его пьесе «Притча о любви», Мария Каспаровна стала его супругой. С 1908 по 1919 год Сергей Антимонов работал в пародийном театре «Кривое зеркало» в Санкт-Петербурге, став одним из его создателей. Там он много играл, как главных персонажей, так и в эпизодах. Сезон 1919—1920 года Сергей Антимонов играл в театре имени Луначарского Покровской Слободы (ныне город Энгельс), затем три сезона работал в Саратовском театре драмы имени К.Маркса. Сезон 1923—1924 года - в театре «Кривой Джимми» в Москве. С 1924 года годы Антимонов работал в Театре сатиры. С середины тридцатых много снимался в кино. В 1933—1937 — актёр Камерного театра. С 1937 года актёр на киностудии «Союздетфильм». Последние годы Сергей Антимонов работал в Театре-студии киноактёра, но выходил на сцену мало из-за тяжёлой болезни. Умер в Москве 8 мая 1954 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (22 участок), рядом с женой актрисой Марией Яроцкой. Пьесы: «Притча о любви» (1908); «Водотолчея» (1909); «Женщина и смерть» (1911); «Мужья и жены» (1914); «Любовь и доктор» (1915); «Молодое вино» (1916); «Бова-королевич» (1918); «Колумб» (1920); «Нужная бумажка» (1924); «Петровы потехи» (1924); «Чужая голова» (1925); «Женихи» (1927, с Н.Адуевым); «Спящий красавец» (1932, с А.Арго). Роли в кино: 1936 — Цирк — Шпрехшталмейстер; 1936 — Партийный билет — Куликов; 1937 — На Дальнем Востоке — Янков; 1938 — Волга-Волга — дворник Охапкин; 1939 — Ленин в 1918 году — Поляков; 1939 — Степан Разин — астраханский воевода; 1940 — Любимая девушка; 1947 — Русский вопрос — Кеслер; 1947 — Весна.

1881
Поль Корню
французский конструктор, первым в мире взлетевший вертикально в воздух на аппарате тяжелее воздуха. В ноябре 1907 года он поднялся в воздух на геликоптере собственной конструкции с двумя несущими винтами.

 (437x698, 47Kb)
1881
Елена Александровна Полевицкая
русская драматическая актриса, педагог. Родилась в Ташкенте в семье банковского служащего. В 1893 была принята в Александровский институт в Санкт-Петербурге, после продолжила учебу на двухгодичных педагогических курсах, окончив их с большой серебряной медалью. Участвовала в ученических спектаклях. В 1901 поступила в Художественное училище О.Л.Штиглица, после четырехлетнего пребывания в нем отчислена за участие в студенческом движении (с мотивировкой «за малоуспешность», несмотря на высшую премию за акварель). Одновременно брала уроки пения у З.И.Ивановой-Иваницкой. В 1906 была зачислена на Курсы драматического искусства Е.П.Рапгофа, занималась под руководством А.П.Петровского. В 1908 впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе, Павловске, Казани. Играла в пьесах разных жанров и в разных амплуа. В 1909–1910 в Ново-Драматическом театре на Офицерской (в помещении бывшего театра В.Ф.Комиссаржевской) в антрепризе Леванта играла Далю (Верность Б.Зайцева), Наташу (На дне М.Горького), Ниночку (Анфиса Л.Андреева), Оль-Оль (Дни нашей жизни Андреева); преподавала в Школе сценического искусства на Почтамтской (школа Петровского). Летом 1910 поступила в труппу Казенного театра под руководством Н.Д.Кручинина и М.Н.Мартова, игравшую в Тифлисе. С 1910 по 1914 – в труппе Н.Н.Синельникова в Харькове. Приобрела всероссийскую известность воплощением на сцене женских образов русской и мировой классики: Мария Стюарт (Мария Стюарт Фр.Шиллера), Катерина (Гроза) и Лариса (Бесприданница А.Н.Островского), Лиза (Живой труп Л.Н.Толстого), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова), Маша (Три сестры А.П.Чехова), Маша (Чайка Чехова), Порция (Венецианский купец) и Катарина (Укрощение строптивой У.Шекспира), Лиза Калитина (Дворянское гнездо по И.С.Тургеневу), Настасья Филипповна (Идиот по Ф.Достоевскому) и др. Синельников отмечал ее прекрасный голос, благородство движений и богатейшую мимику. Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе Санкт-Петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева). В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени». Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз. В 1917 состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке на сцене венского «Йозефштадттеатра» Рейнхардта в роли Маргариты Готье. С большим успехом выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актерского мастерства и режиссуры («актерский и режиссерский семинар» Рейнхардта). В 1935 выступила в Берлине в роли Анны Карениной на немецком языке. Шмидт, заподозренный нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, и супруги переехали в Эстонию. В декабре 1939 после смерти мужа Полевицкая была репатриирована в Германию и отправлена в концлагерь в Деппе на Северном море. Была освобождена благодаря вмешательству друзей, в частности Г.Грюндгенса. В октябре 1940 сыграла Гурмыжскую (Лес Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. С 1945 преподавала актерское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. После 1945 преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, на семинаре имени М.Рейнхардта в Шенбрунне, работала на венском радиовещании, выступала в Бургтеатре (Вена). В 1955 вернулась в Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове с большим успехом прошли ее творческие вечера, в 1958 на вечере в Театре имени Евг.Вахтангова Полевицкая выступила в одноактной пьесе Б.Брехта Винтовка Тересы Каррар. Читала на концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, преподавала в театральном училище имени Б.В.Щукина, снималась в кино: Ошибка сердца (режиссёр А.Ханжонков, 1916), Черная пантера (Берлин, 1929), Господин Пунтила и его слуга Матти (Вена, 1955), Муму (режиссёр А.Бобровский и Е.Тетерин, 1959), Пиковая дама (режиссёр Р.Тихомиров, 1960) и др. Умерла Полевицкая в Московском доме ветеранов сцены имени А.А.Яблочкиной 4 ноября 1973 года.

 (600x662, 204Kb)
1882
Ион Антонеску (Ion Victor Antonescu)
военно-фашистский диктатор Румынии в 1940-44, генерал. Участвовал в подавлении крестьянского восстания 1907, а также в военной интервенции против Венгерской советской республики (1919). В 1933 начальник румынского Генштаба, с 1938 министр обороны. В сентябре 1940 стал диктатором Румынии. А. и его правительство ввергли Румынию в развязанную Гитлером войну против СССР. После народного восстания 23 августа 1944 был арестован и как военный преступник по приговору народного трибунала Бухареста казнён 1 июня 1946 года.

Grekov_Rostov-on-Don2 (546x700, 51Kb)
1882
Митрофан Борисович Греков (настоящая фамилия – Мартыщенко; до 1911 года - Митрофан Павлович Мартыщенко)
русский художник. Родился на хуторе Шарпаевка (Ростовская губерния) в семье крестьянина, потомственного казака. Учился в Одесском художественном училище у К.К.Костанди (1899–1903), а также в Санкт-Петербургской Академии художеств (1903–1911) у Ф.А.Рубо и И.Е.Репина. В год окончания Академии переменил фамилию на «Греков». Создал циклы полотен на темы истории Гренадерского, Кирасирского и Павловского полков (1913). В качестве рядового конника участвовал в Первой мировой войне, сделав массу фронтовых зарисовок. Был членом АХРР. Жил в Новочеркасске, а с 1931 в Москве. Вступив добровольцем в Красную армию, стал художником-летописцем боевых походов Первой конной армии С.М.Буденного. Лучшие образы Грекова – с их динамичной композицией и желтоватым «степным» колоритом – это импрессионистически-живые фрагменты истории: таков одинокий казак, едущий «в отряд к Буденному», в одноименной картине (1923) или военный оркестр, лихо играющий в пыли, поднятой конным отрядом (Трубачи Первой конной, 1934; обе работы в Третьяковской галерее). В многофигурных композициях Грекова зачастую откровенно доминирует установка на официозную «картину-документ», переиначивающий историю Гражданской войны в угоду К.Е.Ворошилову и И.В.Сталину: таковы, в первую очередь, полотна на тему обороны Царицына (1928–1929). В традициях своего учителя Рубо Греков руководил созданием первых советских батальных диорам и панорам. Умер Греков в Севастополе 27 ноября 1934 года. В 1957 был открыт Дом-музей М.Б.Грекова в Новочеркасске. Литература: Грекова Т.Т. Певец подвига М.Греков. Издание 2-е. — Москва: Воениздат, 1973. — 125 страниц; М.Б.Греков в воспоминаниях современников. — Ленинград: Художник РСФСР, 1966. — 136 страниц; Тимошин Г.А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. — Москва: Советский художник, 1961. — 358 страниц.

1884
Гарри Лэнгдон
американский актер.

1884
Йозеф Хегенбарт (Hegenbarth)
немецкий график и живописец, член-корреспондент Академии Художеств ГДР (1955). Родился в Ческа-Каменице, ныне Чехия. Учился в Академии Художеств в Дрездене (1908-1915), там же профессор в 1946-1949 гг. Работал преимущественно в технике рисования тушью. Анималист, автор остроэкспрессивных, выполненных в нервной, иронической манере серий рисунков, иллюстраций к «Рейнеке-Лису» И.В.Гете (1950), «Мертвым душам» Н.В.Гоголя (1952), драмам У.Шекспира (1957). Национальная премия ГДР (1954). Умер в Дрездене 27 июля 1962 года. Литература: Lцffler ., Josef Hegenbarth, Dresden, (1959).

1887
Дмитрий Петрович Жлоба
герой Гражданской войны 1918-1920. Член КПСС с 1917. Родился в Киеве в семье украинского батрака. Активный участник Революции 1905-1907, состоял в боевой рабочей дружине в Николаеве. Работал на шахтах Донбасса. В мае 1916 за участие в Горловско-Щербиновской стачке арестован и направлен в армию. Окончил авиашколу в Москве (1917). В 1917 был избран членом Московского совета. Во время Октября вооруженного восстания 1917 в Москве командовал красногвардейским отрядом. В конце 1917 направлен военным комиссаром в Донбасс, создал шахтёрский красногвардейский отряд, с которым участвовал в боях при освобождении Донбасса, Киева, Ростова, и затем командовал полком, бригадой и Стальной дивизией в боях против белогвардейцев на Кубани. В октябре 1918 дивизия Жлобы совершила 800-км поход от Невинномысской до Царицына и нанесла 15 октября удар по тылам войск генерала П.К.Краснова, оказав большую помощь защитникам Царицына. В 1919 командовал особым партизанским отрядом и группой войск под Астраханью, кавалерийской бригадой в составе конного корпуса Б.М.Думенко, участвуя в освобождении Новочеркасска (январь 1920). С февраля 1920 командир 1-го конного корпуса и конной группы, действовавших летом 1920 против войск Врангеля. В марте 1921 командовал 18-й кавалерийской дивизией, совершившей трудный переход через Годерзский перевал и освободившей Батуми. С 1922 - на хозяйственной работе на Северном Кавказе. Награждён 2 орденами Красного Знамени: первым - за умелое руководство частями 1-го конного корпуса и личную храбрость, вторым - за боевые отличия, проявленные в борьбе за установление Советской власти в Грузии. За храбрость и мужество награждён золотым оружием. Репрессирован и расстрелян 10 июня 1938 года. Полностью реабилитирован 30 мая 1956 года.

1887
Эрик Хеглунд (шведское имя - Erik Hдgglund)
шведский химик-органик, технолог, специалист по химии древесины и продуктов ее переработки, главным образом лигнина и лигносульфоновых кислот. Родился в Хёсшё, Вестернорланд. Окончил Стокгольмский университет (доктор философии, 1914). В 1920-1930 гг. - профессор Академии в Турку, в 1930-1953 гг. - Королевского технологического института в Стокгольме, с 1953 г. - директор Центральной лаборатории целлюлозной промышленности в Стокгольме. Основные научные работы относятся к химии древесины. Изучал (с 1911) процесс спиртового брожения сахаров, образующихся в качестве побочного продукта при сульфитной варке целлюлозы. Исследовал влияние на этот процесс водородного показателя. Предложил (1917) совместно с Ф.Бергиусом способ гидролиза целлюлозы с использованием соляной кислоты, приводящей к получению сахаров, пригодных для спиртового брожения. На основе разработанной ими технологии был пущен (1935) спиртовой завод в Рейнау. Изучал лигнин и лигносульфоновые кислоты. Почетный член многих иностранных научных обществ. Умер в Стокгольме 13 марта 1959 года. Сочинения: The chemistry of wood, N. Y., 1951; Holzchemie, 2 Aufl., Lpz., 1939. Литература: Gustavson К.H., Professor Erik Hдgglund, «Chemistry and Industry», 1959, № 6, p. 511.

1887
Мальвина Хоффман
американский скульптор, автор скульптур русских балерин.

1888
Рамон Лопес Веларде (Lуpez Velarde)
мексиканский поэт. Родился в Хересе, штат Сакатекас, в семье фольклориста А.Мачадо Альвареса. Окончил юридический факультет в Сан-Луис-Потоси. Его первые стихи, навеянные впечатлениями провинциальной жизни (сборник "Набожная кровь", 1916), проникнуты страстной любовью к родной земле. В дальнейшем лирика, становясь все более субъективной и драматической, продолжает сохранять связь с реальной действительностью. Наиболее значительна поэма "Нежная отчизна" (1921), воспевающая Мексику и ее народ. Умер в Мехико 19 июня 1921 года. Сочинения: Obras completas, Мйх., 1944. Литература: Обрегон Моралес Р., Человек выходит на первый план, "Иностранная литература", 1970, №6; Guillйn ., Lopez Velarde, el poeta de la suave patria, "Bohemia", 1960, № 51; "Mйxico en la cultura", 1971, 20 de Junio, № 1, 160 (номер, посвященный Лопес Веларде).

1888
Вильгельм Лейшнер
профсоюзный деятель, участник немецкого движения Сопротивления. Родился в Байрейте. Гравер по профессии. Еще подростком вступил в рабочее движение, в котором оставался до последних дней жизни. Член ландтага земли Гессе, в 1933 стал заместителем председателя Германского объединения профсоюзов. Одновременно критиковал как коммунизм, так и национал-социализм. Был арестован членами СА, подвергался пыткам. После освобождения Лейшнер организовал группу профсоюзного сопротивления нацизму. Для маскировки своей политической деятельности он создал небольшую торговую фирму. Во время 2-й мировой войны сотрудничал с генералом Людвигом Беком и Карлом Фридрихом Герделером с целью свержения нацистского правительства и образования переходного коалиционного правительства. Арестованный после провала Июльского заговора 1944, Лейшнер был отправлен на виселицу 29 сентября 1944 года.

1890
Георг Вюст
немецкий физик-океанолог, профессор (1946). Приобрел известность исследователя-мореведа после участия в 1925-1927 гг. экспедиции на «Метеоре» в Атлантическом океане. В работе «Научные результаты экспедиции в Атлантику на "Метеоре"» (1925-1927) систематизировал сведения по океанологии Атлантического океана. В 1938 г. океанограф экспедиции на «Альтаире» в районе Гольфстрима. В 1946-1959 гг. профессор океанологии, директор Института морских исследований при университете г. Киля. Удостоен многих почетных званий и наград: в 1965 г. награжден медалью К. Риттера от Германского географического общества, почетный член географического общества многих стран. Автор многочисленных статей, посвященных стратификации и циркуляции морских вод, испарению с поверхности океана, распределению температур и течений в Атлантическом, Индийском и Тихом океане.

Razumov_V_V (458x700, 103Kb)
1890
Владимир Васильевич Разумов
советский учёный в области ракетной техники. Один из организаторов и первый Председатель Ленинградской Группы изучения реактивного движения. Родился в Екатеринославле (ныне Днепропетровск), (по другим данным в Санкт-Петербурге). В 1908 году, после окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но через год перешёл в Морское инженерное училище. В 1913 году окончил Морское инженерное училище в Кронштадте и направлен на Адмиралтейский завод корпусным инженером. В том же году из корабельных гардемаринов-судостроителей произведён в подпоручики. Был назначен помощником главного строителя В. И. Невражина линейных крейсеров «Бородино», «Наварин», а затем линейных кораблей «Полтава» и «Гангут». 6 декабря 1915 года произведён в поручики Корпуса корабельных инженеров. В 1915—1916 годах руководил установками на кораблях крупнокалиберных орудий. В 1917 году был командирован Адмиралтейским судостроительным заводом в Мурманск для работы по перестройке крейсеров на Северной судостроительной верфи. В 1920-е годы являлся Военно-морским атташе РСФСР в Великобритании. Работал в судостроительной промышленности, принимал участие в достройке и переоборудовании линкора «Гангут» (позже — «Октябрьская революция»). С 1925 по 1930 год работал в должности начальника конструкторского бюро и начальника цеха № 17 судостроительного завода имени «Марти», строил по проектам А.Н.Туполева торпедные катера. С 1930 по 1932 годы был главным инженером завода «Петрозавод». С 1931 года — первый Председатель Ленинградской Группы изучения реактивного движения. В 1932 г. в состав ЛенГИРД входило более 400 членов. Большую помощь в организации ЛенГИРД и ее работе оказывали сотрудники Газодинамической лаборатории В.А.Артемьев, Б.С.Петропавловский и другие. ЛенГИРД активно пропагандировала ракетную технику, организовывала показательные запуски небольших пороховых ракет, разработала ряд оригинальных проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеорологическая ракета и др.), в частности, ракету Разумова — Штерна с ротативным ЖРД. В 1932 году ЛенГИРД создала курсы по теории реактивного движения. В 1933 году назначен начальником конструкторского бюро по постройке цельнометаллического дирижабля К. Э. Циолковского (Москва). Был репрессирован. Арестован 9 декабря 1933 года и приговорён к высшей мере наказания с заменой на 10 лет лишения свободы (Приговор КОГПУ от 20 апреля 1934 года, обвинение: 58-6). В годы Великой отечественной войны работал в лагерной «шарашке» — Особом техническом бюро при НКВД. Освобождён 24 мая 1947 года и сослан в ссылку в Коми АССР на 5 лет, как СОЭ (Социально Опасный Элемент). (Приговор ОС МГБ СССР 24 мая 1947 г., обвинение: СОЭ.) Освобождён 20 августа 1954 года. Реабилитирован 20 октября 1956 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР. В сентябре 1941 года при бомбежке Ленинграда погибла вся семья В.В.Разумова. С 1956 года — работал в Москве в институте Гражданского воздушного флота СССР. Умер в Ленинграде 4 сентября 1967 года. Похоронен на Введенском кладбище, в Москве. В 1976 году именем Разумова был назван кратер на Луне (Razumov, диаметр 75.08 км). В здании Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска в честь В.В.Разумова, на которой написано: «Здесь работал воспитанник училища, видный инженер В.В.Разумов, представитель ЛенГИРДа, один из создателей первых советских ракет. 1890—1967».

1890
Носон-Нохим Абрамович Френкель (псевдоним - А.д’Актиль; при обращении в католичество – Анатолий Адольфович)
поэт и переводчик. Родился в Иркутске в мещанской еврейской семье; детство и отрочество провёл в Чите, Нью-Йорке и Иркутске. В 1909 он принял католичество (перекрестился в Анатолия Адольфовича) и поступил в Томский университет. Во время 1-й мировой войны был переводчиком-референтом иностранной военной хроники в "Биржевых ведомостях". Он восторженно принял Февральскую революцию, но чурался крайностей, каковыми считал черносотенство и большевизм. С 1919 работал в политотделе 1-й конной армии, написал тексты "Марша конницы Будённого" и "Марша энтузиастов". Переводил Дж.Лондона, Л.Кэрролла, О.Генри, В.Буша. Работал на радио в блокадном Ленинграде. Умер в Перми 23 ноября 1942 года.

1892
Одон Надь (Odon Nagy)
венгерский шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1956). Умер в Будапеште 4 ноября 1966 года.

 (528x699, 55Kb)
1894
Роберт Расселл (Рассел) Беннетт (Bennett)
американский аранжировщик популярной музыки, композитор и дирижёр. В конце 1920-х учился в Париже у Буланже. Работал аранжировщиком в театрах Бродвея (за 40 лет оркестровал около 300мюзиклов). Сочинял музыку для кино и «симфонические картины» на основе произведений Керна, Гершвина и др. Оригинальные композиции Беннетта (среди которых есть и симфонии) примечательны не столько качеством музыкального материала, сколько мастерством инструментовки. Его опера «Мария Малибран» (о жизни великой певицы XIX в.) ставилась в Нью-Йорке в 1935. Роберт Рассел Беннетт приобрёл широкую известность, как автор оркестровой сюиты на темы "Порги и Бесс". Привлекла внимание и его работа (современная оркестровка) в мюзикле "Кармен Джонс", «современной метаморфозе "Кармен" Мериме- Бизе. Либреттист Оскар Хаммерстайн перенёс действие из Севильи XIX века в Южные Штаты периода второй мировой войны. Кармен превратилась в Кармен Джонс, Хозе в капрала Джо, а тореадор Эскамилио в боксера Хаски Миллера. Мелодии Бизе безо всяких изменений перекочевали в мюзикл, но с новыми словами. Мюзикл был поставлен в 1943 году и не сходил со сцены два года», а в 1950-егоды его экранизировали. Имя Роберта Рассела Беннетта, фигурирует в разделе Классической музыки Книги рекордов Гиннеса. Симфония «Победа на море» Ричарда Роджерса к одноименному документальному фильму была аранжирована для телевидения Эн-Би-Си Робертом Расселом Беннеттом. Она звучала в течение 13 часов. Список наиболее известных Бродвейских мюзиклов и оперетт, которые он аранжировал: Rose Marie (1924), Lady, Be Good (1924), No, No, Nanette (1925), Show Boat (1927), Girl Crazy (1930), Of Thee I Sing (1931), Anything Goes (1934), Du Barry Was a Lady (1939), Carmen Jones (1943), Oklahoma! (1943), Carousel (1945), Annie Get Your Gun (1946), Finian's Rainbow (1947), Kiss Me, Kate (1948 ), South Pacific (1949), The King and I (1951), A Tree Grows in Brooklyn (1951), Bells Are Ringing (1956), Flower Drum Song (1958 ), The Sound of Music (1959), On a Clear Day You Can See Forever (1965). К этим произведениям можно добавить MyFairLady (1956) и Camelot (1961), где он был одним из соавторов. Умер в 1981 году.

1894
Николай Григорьевич Чеботарёв
советский математик, член-корреспондент Академии Наук СССР по разряду математическому (математика) Отделения физико-математических наук с 31 января 1929 г. В 1916 окончил Киевский университет. Профессор Казанского университета (с 1928). Родился в городе Каменец-Подольский, ныне Хмельницкой области. Основные исследования посвящены вопросам современной алгебры; в 1924 Чеботарёв решил проблему Фробениуса, получив таким образом наиболее глубокое обобщение теоремы Дирихле о простых числах в арифметической прогрессии, в 1930 дал первую общую теорему теории резольвент и другое. Сталинская премия (1948, посмертно). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1945), а также медалями. Умер в Москве 2 июля 1947 года. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—3, Москва—Ленинград, 1949—1950. Литература: Н.Г. Чеботарёв. Некролог, "Успехи математических наук", 1947, том 2, выпуск 6.

 (700x578, 147Kb)
1896
Иван Алексеевич Лихачёв
советский государственный и хозяйственный деятель, один из организаторов автомобильной промышленности СССР. В1928-1939 гг. и в 1940-1953 гг. директор 1-го Государственного автомобильного завода (впоследствии Акционерное московское общество "Завод имени И.А.Лихачева" (АМО ЗиЛ). В1939 г. нарком машиностроения. С1953 г. министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Лауреат Сталинской премии (1949). Родился в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии. Его по праву ставят в один ряд с ведущими автомобилестроителями века. Сам Генри Форд, восхищаясь деловой хваткой Ивана Лихачева, называл его крупным советским промышленником. Иван Лихачев же отвечал на это: «Я не промышленник, я слуга народа». 25 лет жизни отдал Иван Лихачев Московскому автозаводу, ныне носящему его имя. Он кардинально реорганизовал предприятие, создал автогигант, способный обеспечить машинами всю страну. После смерти Сталина его имя стало известно каждому советскому человеку, когда автозавод имени Сталина в Москве получил имя Лихачева (ЗИЛ). С двенадцати лет он работал на Путиловском заводе в Питере, с девятнадцати - служил на Балтийском флоте, в двадцать один вступил в партию большевиков и Красную гвардию. Молодой человек с идеальной для советской власти биографией продолжил карьеру в ЧК, а начиная с 1921 года, занимал ответственные посты в руководстве московских профсоюзов. В тридцать лет Иван Алексеевич получил главное назначение своей жизни - директором на завод АМО (с 1931 года - ЗИС). На плечи Лихачева легла работа по созданию современного автозавода, способного хоть как-то поспеть за планами индустриализации. Работой Лихачева «вождь народов» был доволен, в феврале 1939 года сделал его наркомом среднего машиностроения, а вскоре и членом ЦК. В среде высшей бюрократии Лихачев не прижился - уже в октябре 1940 года его разжаловали из наркомов за неисполнение правительственных решений и вновь отправили на ЗИС. Только после смерти Сталина Иван Алексеевич вновь стал министром - на сей раз автомобильного транспорта и автомобильных дорог СССР. 24 июня 1956 года, сразу после 60-летнего юбилея, подвижник советской автопромышленности скончался. Депутат Верховного Совета СССР 1—5-го созывов. Государственная премия СССР (1948). Награжден 5 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. В июне 1956 имя Лихачева присвоено Московскому автомобильному заводу. Литература: Добровольский Е.Н., Даешь автомобиль! Документальная повесть, Москва, 1971.

 (498x699, 135Kb)
1897
Терентий Давыдович Пугачёв
стрелок 744-го стрелкового полка 149-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, красноармеец. Родился в селе Кругленькое ныне Суджанского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Работал в колхозе. В Красной Армии с марта 1943 года. С этого же времени на фронте. Стрелок 744-го стрелкового полка (149-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) красноармеец Терентий Пугачёв в ночь на 16 октября 1943 года в числе первых в полку преодолел реку Днепр у деревни Щитцы Лоевского района Гомельской области Белоруссии, ворвался в траншею противника и вместе с бойцами занял выгодный рубеж, чем способствовал успеху других подразделений. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Пугачёву Терентию Давыдовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1599). В 1945 году Т.Д.Пугачёв демобилизован. Член ВКП(б)/КПСС с 1948 года. Жил и работал в селе Малая Локня Суджанского района Курской области. Скончался 12 октября 1970 года. Награждён орденом Ленина, медалями.

 (457x699, 51Kb)
1898
Михаил (Мушег) Агателович (Сагателович) Арутюнов
автоматчик 201-го гвардейского стрелкового полка (67-я гвардейская стрелковая дивизия, 6-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии ефрейтор. Родился в селе Гехануш Кафанского района, ныне области Сюник Республики Армения, в семье крестьянина. Армянин. Образование неполное среднее. Работал инспектором райфинотдела горисполкома города Самарканда (Узбекистан). В сентябре 1942 году был призван в Красную Армию. С того же времени на фронте. Воевал в пехоте, стал отличным стрелком-автоматчиком. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Особо отличился в летних боях 1944 году на территории Белоруссии и Прибалтики. 22 июня 1944 года бою за населенный пункт Орехи (Сиротинский район Витебской области) гвардии ефрейтор Арутюнов огнем из автомата уничтожил 5 гитлеровцев и подавил пулеметную точку. 24 июня в числе первых в составе ударной группы переправился через Западная Двина в районе деревни Узречье (Бешенковичский район Витебской области). Принимал активное участие в боях за удержание плацдарма. Был ранен, но вскоре вернулся. За героизм и мужество проявленные при форсировании Западной Двины и расширение плацдарма был представлен к званию Героя советского Союза. Высокую награду Родины герой получить не успел. Наступление продолжалось. 13 июля 1944 года при освобождении населенных пунктов Зарасайского района Литвы гвардии старший сержант Арутюнов погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии ефрейтору Арутюнову Михаилу Агателовичу присвоено звание Героя Советского Союза. Был похоронен на месте последнего боя, у деревни Салас (Острув) как неизвестный воин. После войны останки были перенесены на воинское кладбище в селе Смалвос Зарасайского района Литвы. На могиле установлен обелиск Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени.

1898
Губерт Штругхольт (Hubertus Strughold)
американский физиолог немецкого происхождения, известный как «отец космической медицины». В конце 1920-х годов, начал исследовать физиологические аспекты того, что он называл «верхними пределами» человеческих возможностей. Во время Второй мировой войны Штругхольт был директором «Центра медицинских исследований для авиации» и, как говорят, экспериментировал на заключенных в концентрационном лагере Дахау. После второй мировой войны Штругхольта пригласили в Школу авиационной медицины военно-воздушных сил США, где проводились исследования влияния на организм ускорений, шума и вибраций, атмосферного давления, невесомости и диеты. Он создал тренжер, имитирующий кабину космического корабля для того, чтобы исследовать реакции человека в условиях приближающихся к реальным, а также внес существенный вклад в решение таких проблем космического полета как невесомость, зрительные нарушения, и нарушение нормальных временных циклов. Умер 25 сентября 1986 года в Сан Антонио (Техас).

1899
Шон Мэррей (Murray)
деятель ирландского рабочего движения. Родился в Кашендолле, Антрим. По профессии рабочий-строитель. В 1917—1923 активно участвовал в национально-освободительном движении в Ирландии. Один из основателей (1933) и генеральный секретарь Коммунистической партии Ирландии (1933—1940). Участвовал в работе 7-го конгресса Коминтерна (1935). В 1942—1960 генеральный секретарь, в 1960—1961 председатель Коммунистической партии Северной Ирландии. Умер в Белфасте 26 мая 1961 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку