-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110899
Комментариев: 6802
Написано: 119372


24 января родились...

Пятница, 24 Января 2014 г. 07:17 + в цитатник
 (490x698, 65Kb)
1911
Василий Михайлович Старостин
командир 1-го отряда 3-го дивизиона бригады торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга. Родился в деревне Горки ныне Коломенского района Московской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Жил в Москве (с 1965 года – город-герой). Окончил 4 класса и профтехшколу. Работал на Московском заводе «Красный пролетарий». В Военно-Морском Флоте с 1933 года. В 1935 и в 1939 годах окончил курсы усовершенствования командного состава. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 30 мая 1944 года 1-й отряд торпедных катеров (3-й дивизион, бригада торпедных катеров, Краснознамённый Балтийский флот) под командованием капитана 3-го ранга Василия Старостина встретил в Нарвском заливе гитлеровские тральщики, которых было втрое больше. Но бесстрашный командир отряда пошёл в атаку и потопил три вражеских корабля. 16 июня 1944 года капитан 3-го ранга Старостин повел торпедные катера на неприятельский отряд, состоявший из трёх сторожевых кораблей, семи тральщиков и шести катеров. В этом бою советские торпедные катера отправили на дно два корабля и тральщик противника. К середине 1944 года командир 1-го отряда капитан 3-го ранга Старостин В.М. с вверенным ему отрядом потопил семь и повредил два вражеских корабля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану 3-го ранга Старостину Василию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4020). После войны отважный офицер продолжал службу в ВМФ СССР. В 1951 году он окончил Военно-морскую академию. С 1955 года капитан 1-го ранга Старостин В.М. - в отставке по болезни. Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 года – Санкт-Петербург). Скончался 17 января 1976 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище (участок 40). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени (№ 292), Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. На Аллее Героев в городе Коломне Московской области прославленному земляку установлен обелиск.

1912
Ван Бинь
китайский режиссер, сценарист. Учился на факультете западной литературы Пекинского университета, был актером и сценаристом. В 1949 г. поставил первый в Китае полнометражный художественный фильм «Мост», в котором была показано помощь китайских рабочих Народно-освободительной армии. В 1951 г. поставил один из лучших китайских фильмов «Седая девушка» (премия на VI Международном кинофестивале в Карлови-Вари). В 1956 г. участвовал в постановке фильма «Катера в бушующем море» о подвигах моряков Народно-морского флота в борьбе за освобождение страны. В 1958 г. поставил цветной сказочный фильм «Человек на картине».

1912
Савва Артемьевич Дангулов
известный русский писатель, Почетный гражданин города Армавира. Родился в в городе Армавире в семье служащего. Окончив среднюю школу, он, как корреспондент, начал активно сотрудничать в городской газете "Трудовой путь", а затем в ростовской газете "Молот", где и появились его первые очерки и рассказы еще в 1934 г. Важным этапом в жизни и деятельности С.А.Дангулова была его корреспондентская работа в "Красной Звезде" (1936-1943 гг.). С 1943 по 1946 гг. находился на дипломатической работе в качестве пресс-атташе в советском посольстве в Румынии. По-настоящему С.А. Дангулов начал писать в 50-е годы. В 1957 г. вышла в свет его повесть "Игнат Лоба в Румынии", а в 1961-м книга очерков и рассказов "Ленин разговаривает с Америкой", в 1965 г. "Трона". Но самыми главными его произведениями стали романы "Дипломаты" (1966 г.) и "Кузнецкий мост", о которых сразу же заговорила критика, а вскоре они были переведены на многие иностранные языки. Роман "Кузнецкий мост" - произведение о советской дипломатии в период Великой Отечественной войны. Книга открывается 22 июня 1941 г. и заканчивается последними числами ноября 1943 г. - изображением Тегеранской конференции, на которой наконец-то были установлены сроки открытия второго фронта. Все многочисленные сюжетные нити романа: Сталин, Черчилль, Рузвельт и второстепенные герои написаны уверенной рукой художника, в результате и сейчас события далекого прошлого воспринимаются как живые. В 1969 г. С.А.Дангулов стал главным редактором журнала "Советская литература" на иностранных языках и продолжал писать. В 1970 г. он создает пьесу "Признание", которая шла и на сцене Армавирского драмтеатра. В 1974 г. пишет автобиографическую книгу "Учитель словесности", в 1980 г. вновь возвращается к дипломатической теме и пишет роман "Заутреня в Рапалло", в 1981 г. создает книгу литературных портретов "Художники". Пишет рассказы об Армавирской юности, о гражданской войне. Многое делал С.А.Дангулов и для родного города. По его инициативе и при его материальной поддержке в центре города выросло прекрасное здание детской библиотеки имени Зои Космодемьянской, в дар которой писатель передал собранную им картинную галерею под общим названием "С мыслью о матери". Ежегодно приезжая на родину, С.А.Дангулов встречался с коллективами предприятий города, учащимися и молодежью. В 1986 г. в Армавирском драмтеатре был поставлен спектакль "Нана" (сценарий С. Дангулова и А. Курашинова). Решением Армавирского горсовета 9 апреля 1986 г. Савве Артемьевичу Дангулову присвоено звание "Почетный гражданин города Армавира". Имя Дангулова носят детская библиотека и дом-музей писателя. Умер в 1989 г. Похоронен в Москве.

1912
Всеволод Александрович Олиферко
Лётчик-испытатель 4-го класса (1942). Родился в городе Славянок ныне Донецкой области (Украина). С 1920 воспитывался в детском доме. С 1927 работал на шахте. В 1930 окончил ФЗУ, в 1931 - рабфак при Свердловском горном институте. До 1933 работал нормировщиком на стройках. В 1937 окончил Батайскую лётную школу ГВФ, в 1938 - курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе. В 1938-1939 - лётчик-инструктор Раменского аэроклуба. В 1939-1941 - лётчик ЦАГИ. С декабря 1941 по март 1945 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Участвовал в проведении ряда испытательных работ на тяжёлых самолётах по тематике института. С 1945 - лётчик транспортного отряда авиазавода №154. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер. Награждён орденом Красной Звезды.

 (520x699, 43Kb)
1912
Григорий Сергеевич Пинчук
командир самолета 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Балтийского флота, лейтенант. Родился в селе Лоев, ныне посёлок городского типа Гомельской области Белоруссии в семье рабочего. Белорус. Окончил 7 классов. Работал матросом речного флота, а затем чернорабочим сначала в цепном, а потом в механическом цехе завода «Сатурн» в Днепропетровске (Украина). В 1930 году поступил в Днепропетровский железнодорожный техникум. Учился без отрыва от производства. Был секретарем бюро комсомола техникума и председателем цехового комитета профсоюза на заводе. После окончания техникума поступил на электрофакультет Транспортного института. В Красной Армии с декабря 1934 года. В 1936 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиации ВВС Балтийского флота. Член ВКП(б) с 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. 2 февраля 1940 года во время возвращения из разведывательного полета, над островом Суурсари, самолёт лейтенанта Григория Пинчука был атакован финским истребителем. Советская крылатая машина получила серьёзные повреждеия и загорелась. Но лётчику все-таки удалось посадить её на лёд. Экипаж лейтенанта Пинчука (штурман старший лейтенант В.М.Харламов, стрелок-радист старшина А.И. Белогуров), совершивший вынужденную посадку в зоне действия финских береговых батарей, передал командованию важные разведывательные данные. Вскоре был найден и вывезен летающей лодкой МБР-2 капитана А.А.Губрия из 18-й эскадрильи ВВС Краснознамённого Балтийского Флота на свой аэродром. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Пинчуку Григорию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 275). После окончания советско-финляндской войны вернулся на Черноморский флот командиром звена в 40-й бомбардировочный авиационный полк. В конце 1940 года был откомандирован на учебу в Военно-морскую академию, которую окончил в 1942 году. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. В составе Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота командовал эскадрильей 35-го штурмового авиационного полка, был командиром по оперативной части 11-го авиационного полка. 14 мая 1944 года капитан Г.С.Пинчук погиб при выполнении боевого задания. Похоронен на русском (городском) кладбище в Кронштадте ныне администрации Санкт-Петербурга. Награждён орденом Ленина, медалями. Именем Героя названа улица в поселке городского типа Лоев Гомельской области Белоруссии.
 (700x525, 93Kb)
Мемориальная доска установлена на здании железнодорожного техникума в городе Днепропетровск.

1913
Тамаш Броди
венгерский композитор. В 1933 г. окончил Будапештскую консерваторию. Творческую деятельность начал в 1934 г. Впервые выступил в кино в 1948 г. в качестве дирижера оркестра киностудии в Будапеште. С 1949 г. работает как композитор кино в содружестве с режиссером М. Келети. Фильмы: «Яника» (1949), «Новички на стадионе» (1951), «С юным сердцем» (1953) и др. С успехом выступает в жанре музыкальной кинокомедии «Месть брака» (1951). Ему принадлежит также музыка к короткометражным фильмам: «Гол», «Обручи» (оба в 1955), фильму-концерту «Спектакль» (1955).

1913
Джойо Норман Делло
американский композитор, пианист.

 (443x699, 46Kb)
1913
Михаил Степанович Кожемякин
штурман 38-го бомбардировочного авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-ый Украинский фронт), майор. Родился в селе Верхнесолёный ныне Веселовского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. С раннего детства жил в селе Матрук Марктукского района Актюбинской области. Окончил строительный техникум в Алма-Ате. Работал на строительстве городского Дома Культуры. В Красной Армии с 1935 года. В 1937 году окончил Оренбургское военное авиационное училище. Участник советско-финляндской войны 1939-1940. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 17 июля 1943 года, будучи ведущим колонны шести девяток в Орловско-Курской операции, наносил бомбовый удар по железнодорожной станции Белые Ворота. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, удар был произведен точно в заданное время. В результате удара был уничтожен вокзал, три железнодорожных эшелона, разбиты входные и выходные стрелки. После освобождения станции нашими войсками выездом на место было подсчитано убитых при бомбежке более 200 солдат и офицеров противника, кроме техники. 13 августа 1943 года, будучи ведущим колонны из восьми девяток, наносил бомбовый удар по железнодорожной станции Ельня в Спас - Демянской операции. Несмотря на сильное сопротивление истребителей и зенитной артиллерии противника, приказ был выполнен точно в заданное время. В результате были уничтожены железнодорожная станция и 4 эшелона под парами. 16 января 1945 года в исключительно сложных метеоусловиях, будучи ведущим трех девяток, наносил бомбовый удар по аэродрому под Краковым. В результате уничтожено 10 и повреждено 5 самолетов. Повреждены также летное поле, приангарные здания. Результаты подтверждаются данными армейской разведки. 28 февраля 1945 года, будучи ведущим двух девяток, наносил бомбовый удар по военным казармам Гинденбурга в городе Бреслау. Разбито 4 здания, сожжен склад и вызвано 6 очагов пожара. 22 марта 1945 года в исключительно сложных метеоусловиях, являясь ведущим двух шестерок, наносил бомбовый удар по опорному пункту и скоплению техники на переднем крае обороны противника в районе Циннаталь. В результате удара возникло 10 очагов пожара, уничтожено 5 огневых точек и до 150 солдат и офицеров противника. Всего за годы войны майор Кожемякин совершил 122 боевых вылета на бомбардировку военных объектов, железно-дорожных станций, скоплений войск противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7684) майору Кожемякину Михаилу Степановичу присвоено 27 июня 1945 года. После войны в 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1960 года полковник Кожемякин М.С. – в запасе. Жил в городе-герое Москве. Умер 1 августа 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок 11). Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Lifshic_Mhl_Il_gst63 (512x700, 123Kb)
1914
Михаил Ильич Лифшиц
заместитель главного конструктора ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике СССР. Родился в городе Пенза. Трудовую деятельность начал в 1929 году в строительной конторе «Стройдомбюро» города Москва, был учеником чертежника, учеником слесаря. С 1930 года работал слесарем-разметчиком на электромашиностроительном заводе «Динамо». Одновременно учился на рабфаке имени Ленина, который закончил в 1935 году. Учебу продолжил в Московском авиационном институте имени С.Орджоникидзе, по окончанию которого в 1941 году получил специальность «оборудование самолетов». В 1940-1950 годах работал конструктором - начальником лаборатории п/я 2458 (город Москва). В 1954 году переведен в созданную под руководством В.Н.Челомея специальную конструкторскую группу (СКГ-10) по созданию морских крылатых ракет. В 1955 году группа была преобразована в союзное ОКБ-52 с перебазированием в городе Реутов (Московская область). Работал в этом конструкторском бюро заместителем главного конструктора, ответственным руководителем проектного комплекса № 2, начальник КБ - ведущим конструктором, начальником отдела, начальником комплекса - заместителем главного конструктора, заместителем главного конструктора ЦКБ машиностроения. Принимал участие в разработках крылатых ракет и ракетных комплексов для вооружения кораблей Военно-Морского флота. Постановлением правительства в 1956 году ОКБ-52 была поручена разработка для ВМФ двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей «П-6» и «П-35». После проведения полной программы летных испытаний комплекс П-6 24 июня 1964 года был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота. Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок. Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «не подлежит опубликованию») от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Лифшицу Михаилу Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В этом конструкторском бюро (ныне ОАО «ВПК «НПО машиностроения») М.И.Лифшиц работал до последних дней. Скончался 18 февраля 1987 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Награжден орденом Ленина, медалями. Лауреат Ленинской премии (1959).

1914
Донат Шайнер
чешский поэт, прозаик, автор книг для детей. Автор романов «Ветка добра», «Минувшее», «Поющий диггер», сборников стихов «Напоминания», «Если задумаешься, вспомнишь...» и др.

shelest (469x700, 48Kb)
1914
Игорь Иванович Шелест
лётчик-испытатель 1-го класса (1954), старший лейтенант запаса. Родился в Москве. С 1930 работал клепальщиком на авиазаводе. В 1932 окончил Высшую лётно-планерную школу. В 1932-1934 - планерист-инструктор Московской планерной школы. В 1934-1937-инструктор ВЛПШ. Провёл испытания планеров «П.Головин» (1937), «ПАИ-3» (1937). В 1937-1939 - лётчик, командир отряда Центрального аэроклуба. В 1939-1941 - лётчик-испытатель ЦАГИ. В 1940 окончил 2 курса МАИ. С апреля 1941 по сентябрь 1954 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 - лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО города Москвы). Провёл испытания: планеров «КАИ-5» «Сокол» (1941), «Орёл» (1941), «БДП-22 (1942), самолёта «УТ-2» на воздушной подушке (1940-1941); участвовал в испытаниях 2Ту-2С» (1943), «И-224» (1944), «Як-9» с мотором «ВК-107» (1944). Автор 7 авторских свидетельств. Совместно с В.С.Васяниным разработал систему заправки самолётов «с крыла на крыло» и участвовал в её испытаниях (1949). С 1954 работал в ЛИИ: учёным секретарём методсовета (1954-1959), начальником лётно-инспекторской группы (1959-1962), ведущим инженером-методистом (1962-1985). Член Союза писателей. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 13 апреля 1992 года. Похоронен в посёлке Островцы Раменского района Московской области. Награждён орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.

 (509x699, 55Kb)
1915
Афанасий Иванович Иванников
командир тральщика «Т-115» 6-го дивизиона тральщиков бригады траления охраны водного района Печенгской военно-морской базы Северного флота, капитан-лейтенант. Родился на хуторе Ганчуков (ныне Пролетарского района Ростовской области) в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 3 курса Ростовского института инженеров-механизаторов сельского хозяйства в 1937 году. В Военно-Морском Флоте с 1937 года. В 1939 году окончил Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. Служил на Тихоокеанском флоте. В 1942—1943 годах участвовал в приёме кораблей от США и проводке их в район дислокации Северного флота. В боях Великой Отечественной войны с ноября 1943 года. Командуя тральщиком «Т-115» (6-й дивизион тральщиков, бригада траления охраны водного района Печенгской ВМБ, Северный флот), капитан-лейтенант Иванников А.И. к январю 1945 года участвовал в 104-х боевых походах. Его тральщик вместе с другими кораблями отконвоировал 232 союзных и отечественных транспорта с военными грузами, отразил 8 атак вражеских подводных лодок. В ноябре — декабре 1944 года в условиях полярной ночи тральщик под командованием А.И.Иванникова произвёл 28 боевых выходов на траление фарватеров у населённых пунктов Петсамо (ныне Печенга Мурманской области) и Киркенес (Норвегия), уничтожив и обезвредив 110 вражеских мин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитан-лейтенанту Иванникову Афанасию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5075). После войны продолжал службу в ВМФ СССР. В 1953 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-морской академии. С 1960 года капитан 1-го ранга Иванников А.И. — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Калининграде. Афанасий Иванович Иванников скончался 29 марта 1996 года. Похоронен в Калининграде. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

1915
Роберт Мозеруэлл
американский художник и критик, один из лидеров абстрактного экспрессионизма. Родился в Абердине (штат Вашингтон). Изучал философию и историю искусств в Гарвардском и Колумбийском университетах (1937–1941). Как живописец был практически самоучкой. Испытал влияние сюрреализма, в том числе картин А.Массона и Р.Матта, вместе с которым совершил поездку в Мексику (1941). Активно выступал как художественный критик (с 1944; в журнале «VVV» и других изданиях). В 1940-е годы часто работал в технике коллажа (Переход, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Выйдя на художественную авансцену, быстро выдвинулся в качестве одного из ведущих мастеров «нью-йоркской школы», открывшей новый этап в истории абстракционизма. Его идеалом стала «абстрактная историческая картина» – с темой, заявленной в названии и образно зафиксированной в живописных знаках, напоминающих своеобразный беспредметный транспарант (Панчо Вилья, мертвый и живой, 1943, Музей современного искусства, Нью-Йорк; огромная серия «Элегии в память Испанской республики», с 1949). Суровый колорит его ранних вещей, с доминирующими в них большими черными мазками, сменился более мягкими тональностями, а исторические «иероглифы» – пейзажными мотивами (Итальянское лето, 1960, Государственная галерея, Штутгарт; Африка, 1964–1965, Художественный музей, Балтимор). В целом ряде полотен этого периода сочетал прежнюю импульсивную фактуру с гладко закрашенными зонами, характерными для нарождавшегося тогда стиля «живописи цветных полей» (цикл Бабье лето, 1962–1964). Окончательно перешел к новому стилю в полотнах конца 1960-х годов. С 1951 – профессор Хантеровского колледжа в Нью-Йорке. В 1944–1952 руководил публикацией серии «Документы современного искусства». В многочисленных статьях выступал как главный идеолог абстрактного экспрессионизма, подчеркивая роль интуитивно-иррациональных начал в искусстве и рассматривая живопись как «форму мистицизма». Умер в Провинстауне (штат Массачусетс) 16 июля 1991 года.

 (461x699, 51Kb)
1915
Василий Филиппович Сизов
командир эскадрильи 147-го истребительного авиационного полка 234-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант. Родился в деревне Боровая ныне Великолукского района Псковской области в семье рабочего. Русский. Окончил 8 классов. Работал на паровозовагоноремонтном заводе, затем на ТЭЦ в городе Великие Луки Псковской области. В Красной Армии с 1938 года. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Член ВКП(б) с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 147-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) старший лейтенант Василий Сизов к июлю 1942 года совершил триста сорок семь успешных боевых вылета, в шестидесяти трёх воздушных боях лично сбил девять и в составе группы - 12 вражеских самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Сизову Василию Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза. Отважный лётчик-истребитель не успел получить высоких правительственных наград. Он пал смертью храбрых в воздушном бою 23 августа 1942 года. Похоронен у села Клыково Козельского района Калужской области. Награждён орденом Ленина, 2-я орденами Красного Знамени. В городе Великие Луки именем Героя названа улица, на здании ТЭЦ установлена мемориальная доска. Героя Советского Союза старший лейтенант Сизов В.Ф. навечно зачислен в списки воинской части.

1915
Виктор Андреевич Яковлев
советский химик. Окончил Военную академию химической защиты (1940). До 1961 г. работал в различных лабораториях химических средств защиты растений в Ленинграде, в 1962-1967 гг. - в Институте химической физики Академии Наук СССР, в 1967-1977 гг. - директор Всесоюзного научно-исследовательского института. Научные работы посвящены изучению физиологически активных веществ, а также инсектицидов. Установил (1950-е) механизм взаимодействия фосфорорганических инсектицидов с ферментов холинэстразой, что позволило планировать (с 1967) синтез новых инсектицидов и лекарственных веществ с антихолинэстеразным действием. Развил исследования по кинетическому анализу ферментативных реакций в присутствии необратимо действующих ингибиторов. Изучил электронный механизм ферментативной фиксации азота, выделил участвующие в этом процессе белки, содержащие железо негеминовой природы и молибден (1963-1966). Изучал (с 1967) кинетику и механизм действия коферментов. Умер 20 апреля 1977 года.

 (463x699, 52Kb)
1915
Иван Алексеевич Яцков
начальник участка восстановления тоннелей Управления военно-восстановительных работ № 12. Родился в селе Иванково ныне Тамбовский район Тамбовской области в многодетной крестьянской семье. Русский. В шестнадцать лет с братом матери уехал в Москву, на строительство ТЭЦ завода АМО (нынешнего ЗИЛа). Трудился на пескомойке, готовил песок и гравий для бетонных работ. Позже стал бетонщиком, поработал и плиточником. В 1931 году, когда в Москве начали строить метро, по комсомольской путёвке в числе 10 тысяч комсомольцев пришёл в Метрострой. Сперва был откатчиком, потом монтировал тюбинги и закреплять пробитый проходчиками тоннель. Работал на строительстве станции «Площадь Дзержинского», потом станции «Курская». Но закончить эту стройку ему не пришлось. В числе лучших метростроевцев, как неженатый, в 1937 году командировали на Дальний Восток. Работал на строительстве секретного объекта оборонного значения - железнодорожного тоннельного перехода под рекой Амур в Хабаровске. Квантунская армия Японии уже была в Маньчжурии, и в случае войны на Дальнем Востоке хабаровский мост был бы заманчивой мишенью. Тоннель под Амуром должен был обеспечить безостановочное движение поездов, надежно связать Приморье со страной. Постройка тоннеля под крупной рекой была трудным делом. Приходилось часто применять кессонные работы. При давлении воздуха в 2,5 атмосферы строители находились в камере по 4-6 часов. В 11941 году Яцков вступил в ВКП(б)/КПСС. В начале 1942 года тоннельщики завершили сооружение тоннеля, который был принят правительственной комиссией в эксплуатацию с оценкой «отлично». В числе 22 отличившихся строителей Яцков был награжден орденом Ленина. После окончания работ 260 метростроевцев были срочно переброшены на строительство железнодорожной линии Гагра - Сухуми, где уже «пахло порохом» и на которой требовалось пробить много тоннелей. За полгода метростроевцы, среди которых был и Яцков, закончили работу, сдав участок на полмесяца раньше установленного срока. И когда летом 1942 года гитлеровцы прорвались на Северный Кавказ, эта линия сыграла важную роль в обороне выхода к морю от Майкопа к Туапсе. Осенью 1942 года нашим войскам удалось отбить у противника несколько тоннелей, которые были разрушен гитлеровцами и ударным трудом тоннельщиков, в числе которых был Яцков, бфли восстановлены в короткие сроки. Затем следуя за наступавшей армией бойцы Яцкова восстанавливали путь до Белореченской и Майкопа. Потом метростроевцев перебросили на восстановление разрушенных тоннелей в Новороссийске, где в составе Управления военно-восстановительных работ № 12 (УВВР-12) они дошли до станции Тоннельная. Часть строителей осталась для завершения работ на станции Тоннельная, а из остальных сформировали комсомольско-молодёжный восстановительный батальон, командиром которого стал И. Яцков. Батальону поручили восстановить мосты от станции Крымская на полуостров Тамань. Задача была нелёгкая: восстановить дорогу за два осенних месяца, хотя разрушены были не только мосты, но и подходы к ним - все насыпи, примерно 10 тысяч кубометров грунта. Работы были выполнены в ударные сроки, и 5 ноября по линии прошел первый эшелон. Тогда же Яцков был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Яцкову Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Он стал первым и единственным метростроевецем, удостоенный во время войны высшей награды Родины. Следующим заданием было восстановление тоннелей у Севастополя, который был освобождён 9 мая 1944 года Самоотверженно, трудился в Крыму сам Иван Яцков и его тоннельщики. 25 июля через восстановленные тоннели, по вновь проложенным и перешитым на отечественную колею путям, прибыл в Севастополь первый поезд. Утром 10 августа регулярное движение в город-герой, город русской воинской славы, было открыто досрочно. Немало Яцков потрудился при восстановлении железнодорожных линий на полуострове, восстанавливал Камышовский виадук. Затем была учёба на Центральных технических курсах Наркомата путей сообщения в Москве. Здесь встретил день Победы. После окончания железнодорожного техникума имени А.А.Андреева и Московского института инженеров транспорта дипломированный инженер вернулся на Метрострой. Стал начальником участка на шахте № 425 на строительстве перегона от станции «Белорусская» до «Новослободской». Здесь участок Яцкова поставил рекорд, соорудив за месяц с помощью эректора 72 метра тоннеля. В 1950 году Яцков вновь уехал на Дальний Восток, на это раз на строительство тоннеля под проливом Невельского (стройка Министерства путей сообщения № 6), который должен был связать Сахалин с материком. На этом строительстве, на мысе Лазарева Яцков был старшим прорабом, а затем заместителем начальника стройки. Но в 1953 году после смерти И.В.Сталина строительство тоннельного перехода на Сахалин было законсервировано на полвека. Вернувшись с Дальнего Востока, Яцков был утверждён главным инженером, а затем начальником СУ-100, в 1954 г. возглавил СМУ-1, переименованное позже в Тоннельный отряд № 6 Метростроя. Под руководством Яцкова за минувшие 20 с лишним лет были построены шесть станций метро, много перегонов, выполнены путейские работы на всех станциях и перегонах. В 1957 году Яцков сдал станцию «Фрунзенская» на участке «Парк культуры» - «Спортивная». Строил Яцков и перегон «ВДНХ» - «Ботанический сад», станцию «Пролетарская», линию до «Шоссе энтузиастов», перегон от станции «Горьковская» до «Маяковской». В 1975 году стал «Заслуженным строителем РСФСР». В 1982 году ушёл на пенсию. Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 января 1995 года. Награжден двумя орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями; ведомственными знаками «Почетному железнодорожнику» и «Отличный восстановитель».

1916
Михаил Тимофеевич Андросов
русский артист. Родился в Петрограде. Учился в Техникуме сценического искусства при Большом драматическом театре в Ленинграде. Профессиональную сценическую деятельность начал в 1934 в Музыкально-драматическом театре г.Константиновка в Донбассе. В 1935–1936 работал в Театре транспорта (Ленинград), в 1936–1937 в Ленинградском драматическом театре. Основные роли этого периода: Костя (Чудесный сплав), Макс (Продолжение следует А.Бруштейн), Скапен (Проделки Скапена Мольера). С 1937 – артист Центрального детского театра (ныне РАМТ). На сцене ЦДТ сыграны такие роли, как Митрофанушка (Недоросль Д.Фонвизина), Козел Петух (Сказки Маршака), Кот (Волшебный цветок Жень Де-Яо), Никита (Ее друзья В.Розова), Репетилов (Горе от ума А.С.Грибоедова), Белогубов (Доходное место А.Н.Островского), Самозванец (Борис Годунов А.С.Пушкина), Кресало (Волынщик из Стракониц К.Тыла). С годами Андросов перешел на возрастные роли, и этот переход, как нечасто случается, свершился для артиста органично, что свидетельствовало о большом мастерстве и значительном опыте. Из работ 1970–1990-х годов необходимо отметить Жильнормана (Отверженные В.Гюго), Мефистофеля (Фауст И.В.Гёте), Снежного короля (Сон с продолжением С.Михалкова). Последней ролью артиста стала роль мсье Хамиля в спектакле по пьесе Жизнь впереди Ажара. Здесь мастерство Андросова достигло большой глубины – создав образ подлинного философа, определившего во многом жизненный путь героя еще в ранней юности, Андросов словно обобщил в характере мсье Хамиля богатый опыт артиста и человека. Эту роль Андросов играл до последних дней жизни. Умер в Москве 15 марта 1998 года.

1916
Рафаэль Антонио Кальдера Родригес
венесуэльский государственный и политический деятель. Окончил юридический факультет Центрального университета Венесуэлы (1939), в 1943-1945 гг. профессор этого университета. В 1941-1944 гг. депутат Национального конгресса. В 1945-1946 гг. генеральный прокурор. В 1947-1969 гг. генеральный секретарь Социал-христианской партии. В 1969-1974 гг. президент Венесуэлы. С 1974 г. сенатор Национального конгресса Венесуэлы.

Temnov_Viktor_Pahomovich (534x700, 167Kb)
1916
Виктор Пахомович Темнов
штурман эскадрильи 164-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан. Родился в селе Богородское, ныне Духовницкого района Саратовской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил семь классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем в Ленинграде. В 1934 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Харьковское военное авиационное училище. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года, советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 26 июня 1941 года экипажу В.П.Темнова предстояло разведать войска противника в районах Ковель, Дубно, Луцк. Задание было выполнено отлично. По дороге из Ковеля на Сарны экипаж обнаружил колонну танков и автомашин численностью до 300 единиц, по дороге из Луцка на Ровно в движении до 400 автомашин и по дороге из Дубно на Острув до 200 автомашин. Эти данные были сообщены командованию радиограммой. Немедленно в воздух были подняты 5 групп наших бомбардировщиков, которые нанесли мощный бомбовый удар по колонне противника. 29 июня 1941 года при выполнении боевого задания В.П.Темнов был ранен осколками снаряда зенитной артиллерии в спину и руку. На самолёте был выведен из строя и загорелся правый мотор, но отважный экипаж не свернул с боевого курса и мастерски отбомбился по скоплению танков противника. На обратном маршруте вражеская зенитная артиллерия вторично обстреляла подбитый бомбардировщик, в результате чего был поврежден второй мотор и экипаж вынужден был посадить горящую машину на территории противника. В.П.Темнов несмотря на ранение и большую потерю крови, удачно провёл экипаж на свою территорию. Осенью 1941 года В.П.Темнов на ростовском направлении делал по 3-4 боевых вылета в день и каждый его вылет был насыщен примерами мужества и отваги. Однажды стало известно, что противник в честь "блистательной победы" собирается провести в одном из скверов города Мариуполь праздник. Полку была поставлена задача – произвести бомбометание по скверу в момент открытия праздника. На выполнение этого задания повёл группу бомбардировщиков В.П. Темнов. Опытный штурман в точно назначенное время появился над целью и очень удачно произвёл бомбометание. Как стало известно впоследствии, группа уничтожила одних только офицеров – 19 человек. 28 ноября 1941 года девятка бомбардировщиков вылетела на нанесение бомбового удара по скоплению вражеских войск на станции Морокая. На подходе к цели её атаковали 17 "Мессершмиттов-109". Дружным огнём наши лётчики отразили атаки "Мессершмиттов-109" и отлично выполнили задание. При этом они сбили три "Мессершмитта-109", один из них был сбит В.П.Темновым. После успешного прорыва нашими войсками обороны немцев на Лозовско-Барвенковском направлении, противник стал спешно подбрасывать по железной дороге с юга резервы. Выгрузка резервов происходила на станции Краматорская. 24 января 1942 года группа бомбардировщиков с ведущим штурманом В.П.Темновым нанесла бомбовый удар по этой станции. Для большей точности удар был произведен с высоты 500 метров. Точными попаданиями группа разбила два железнодорожных эшелона и уничтожила девятнадцать танков. Результаты бомбометания были подтверждены вышестоящим командованием и данными агентуры. Особенно прославился в эти дни В.П.Темнов своими дерзкими вылетами одиночным самолётом в плохую погоду на бомбометание и штурмовку войск противника. Он резко выделялся среди штурманского состава полка своей настойчивостью, смелостью, хитростью и умением в любой обстановке выполнить задание. Учитывая это, командование летом 1942 года полностью освобождает В.П.Темнова от полётов на бомбометание и поручает ему ведение разведки. Однажды, в период отхода наших войск на юге, В.П.Темнову поручили разведать район Богучар, Кантемировка, Миллерово. При подходе к цели экипаж обнаружил, что противник прикрывает свои мотомехколонны усиленными нарядами истребителей. Не имея кислорода, экипаж, не страшась кислородного голодания, принимает решение – набрать высоту и на 6000 метров отлично выполняет задание. В битве за Кавказ полностью определилось истинное призвание воздушного следопыта и фотографа. Изо дня в день совершенствуя способы и методы ведения воздушной разведки, избегая шаблонов, тщательно изучая противника, В.П.Темнов стал лучшим разведчиком полка. Доставляемые им разведданные, никогда не нуждались в доразведке. Однажды на Моздокском направлении обстановка сложилась так, что была потеряна связь с нашим танковым соединением. Вылетевшие на разведку экипажи, обнаружили движение танков и мотомехвойск по дороге на Моздок, но определить их принадлежность не смогли. Тогда командир отправил на разведку В.П.Темнова. Быстро обнаружив колонну, отважные разведчики снизились над ней до бреющего полёта и ясно увидели не только по опознавательным знакам на танках, но и по форме одежды солдат, что это были фашисты. Развернувшись, экипаж проштурмовал колонну и доставил необходимые сведения командованию. Ведя непрерывную авиаразведку, В.П.Темнов вскрыл группировку и выдвижение 40-го танкового и 52-го армейского корпусов немцев на Ворошиловско-Пятигорском и Пятигорско-Моздокском направлениях. Им было обнаружено выдвижение частей 17-й танковой и 372-й пехотной дивизии немцев на Моздок и далее по реке Терек до станицы Ищерская. По этим данным наша авиация в течение шести дней наносила мощные бомбардировочные удары по врагу, что в значительной степени замедлило дальнейшее продвижение противника и дало возможность частям 37-й и 9-й Армии произвести перегруппировку и занять наивыгоднейшую позицию для обороны. В период стабилизации фронта на реке Терек В.П.Темнов обнаружил подход к линии фронта частей 17-й танковой дивизии и дивизии СС "Викинг". В конце ноября 1942 года немцы сняли с Моздокского направления 23-й танковую дивизию и дивизию СС "Викинг" и направили их на помощь своей окружённой группировки под Сталинградом. Это не ускользнуло от зорких глаз В.П.Темнова. В результате наше командование своевременно приняло меры по разгрому Котельниковской группировки противника, состоящей из частей 23-й танковой дивизии и дивизии СС "Викинг". В дни подготовки наступления Красной Армии на Северном Кавказе В.П.Темнов непрерывно вёл разведку с фотографированием обороны, коммуникаций аэродромов противника. В частности им на аэродроме Солдатская было обнаружено строительство взлётно-посадочной полосы и 57 вражеских самолётов. В другой раз, вылетев на разведку железной дороги на участке Прохладный – Георгиевск, В.П.Темнов обнаружил на железнодорожной станции Зольный крупный склад с горючим. Девятибалльная облачность затрудняла прицеливание, но В.П.Темнов, воспользовавшись небольшим просветом в облаках, мастерски сбросил бомбы и уничтожил склад. С переходом наших войск в наступление, В.П.Темнов систематически вёл разведку отходящих войск противника. 21 января 1943 года, ведя разведку путей отхода противника, В.П.Темнов обнаружил на участке Армавир – Крапоткин автоколонну до 1000 автомашин. На обратном маршруте экипаж отбомбился по колонне и штурмовал её до полного расхода боеприпасов. 31 января 1943 года выполняя задание по разведке в районе Ростова, В.П.Темнов обнаружил движение до 2000 автомашин по дороге из станицы Кущевская на Батайск. Сфотографировав дорогу, экипаж произвёл бомбометание по железнодорожному узлу Батайск, где вызвал крупный очаг пожара. Весной 1943 года В.П.Темнов обнаружил концентрирование немцами авиации на аэродромах против Северо-Кавказского фронта. Эти данные помогли нашему командованию разгадать замысел противника, благодаря чему весеннее наступление немцев на Кубани было сорвано. Летом 1943 года В.П.Темнов принимал самое активное участие в фотографировании "Голубой линии" обороны немцев на Кубани. В одном из вылетов ему предстояло под прикрытием четырёх "Як-1" сфотографировать передний край обороны противника на участке Киевская – Молдаванская. Для выполнения задания нужно было произвести три захода. В районе цели четыре самолёта "Мессершмитт-109" пытались атаковать фотографа, но были перехвачены истребителями прикрытия. Тогда немецкие зенитчики, видя беспомощность своих истребителей, открыли сильный огонь по разведчику, но экипаж не свернул с боевого курса и полностью выполнил задание. 4 июня 1943 года в полёте на разведку с фотографированием самолёт В.П.Темнова атаковали четыре самолёта "Мессершмитт-109". Экипаж мужественно отбивал нападение, но численный перевес противника сказался. Лётчик и штурман были тяжело ранены, стрелок-радист убит. Собрав последние силы, лётчик и штурман общими усилиями привели повреждённую машину на одном моторе на свой аэродром и доставили ценные снимки. После изгнания немцев с Тамани В.П.Темнов систематически фотографировал развитие обороны немцев на Керченском полуострове, он выполнил целый ряд очень ответственных заданий по фотографированию переднего края обороны противника на рубежах: Горком, Керчь, Булганак, мыс Такыл; от мыса Мама Русская до мыса Хрони и обороны по Турецкому валу и Ак-Монайских позиций. Задание было особенно трудным, учитывая, что здесь насыщенность зенитной артиллерии переднего края у немцев доходила до трёх батарей на один километр фронта. За несколько дней до перехода Красной Армии в наступление, В.П.Темнов полностью сфотографировал оборону немцев на Керченском полуострове на глубину до 20 километров. Его снимки в значительной мере облегчили нашим войскам прорыв вражеской обороны и взятие города Керчь. В период подготовки летнего наступления Красной Армии в Белоруссии В.П.Темнов под ожесточённым обстрелом вражеской зенитной артиллерии полностью сфотографировал оборону немцев по реке Проня на глубину до 20 километров. За эту роботу В.П.Темнов получил благодарность от командующего 2-м Белорусским фронтом генерал-полковника Г.Ф.Захарова. Когда оборона противника была прорвана, В.П.Темнов систематически вёл разведку отступающих войск противника, железнодорожных узлов, аэродромов. 29 июня 1944 года на аэродроме Минск им зафиксировано 45 немецких самолётов и 3 планера. На северо-западной окраине аэродрома полевой склад боеприпасов. 4 июля 1944 года на железнодорожном узле Лида В.П.Темнов обнаружил 25 составов, до 500 вагонов и 200 гружёных платформ, на улицах города до 150 автомашин. По разведданным В.П.Темнова наша авиация нанесла врагу сокрушающие удары. В конце лета 1944 года В.П.Темнов вскрыл и сфотографировал оборону немцев на госгранице и по реке Нарев, что дало возможность нашему командованию успешно осуществить наступательные операции в районе Ломжа. За эту операцию полк был отмечен в приказе Верховного Главнокомандующего. К октябрю 1944 года штурман эскадрильи 164-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка гвардии капитан В.П.Темнов совершил 177 боевых вылетов на разведку, фотографирование и бомбардировку военных объектов и войск противника. Общий боевой налёт В.П.Темнова за этот период равен 262 часа. На его личном счету по самым скромным подсчётам находится не менее 25 уничтоженных танков, 45 железнодорожных вагонов, 155 автомашин и до 300 солдат и офицеров противника. За это же время он вырос с рядового штурмана до штурмана авиационной эскадрильи гвардейского полка. Сфотографировал около 9000 квадратных километров площади. В.П.Темнов был отлично подготовлен как штурман эскадрильи. Свой огромный опыт по разведке и фотографированию он умело и с желанием передавал своим подчинённым. Все экипажи эскадрильи отлично выполняли задания по площадным и перспективным съёмкам. Три экипажа освоили съёмку криволинейных маршрутов. Лётный состав эскадрильи под руководством В.П.Темнова успешно освоил самолётовождение в сложных метеоусловиях и умело пользовался радионавигационным оборудованием. К октябрю 1944 года эскадрилья произвела 2138 боевых вылетов, с налётом 3402 часа, не имея случаев потери ориентировки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Темнову Виктору Пахомовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5411). После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. С 1960 года подполковник В.П.Темнов – в запасе. Жил в Одессе. В 1964 году окончил Одесское мореходное училище рыбной промышленности. Работал электриком на теплоходе "Разлив". Скончался 20 апреля 1978 года. Похоронен в Одессе на Таировском кладбище. Награжден орденом Ленина (23 февраля 1945), четырьмя орденами Красного Знамени (9 сентября 1942, 19 февраля 1943, 15 июня 1944, …), орденом Отечественной войны 2-й степени (5 апреля 1943), орденом Красной Звезды, медалями.

CimbalVasTimof.jpg (540x700, 79Kb)
1916
Василий Тимофеевич Цымбал
командир отделения 386-го Отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота, главный старшина. Родился в городе Кролевец ныне Сумской области (Украина) в крестьянской семье. Украинец. Окончил 5 классов средней школы. Воспитанник детской трудовой коммуны имени Ф.Э.Дзержинского вблизи Харькова, куда попал после неудачных попыток устроиться на работу, которой руководил А.С.Макаренко. В Военно-Морском Флоте с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Командир отделения 386-го отдельного батальона морской пехоты (Черноморский флот) главный старшина Василий Цымбал в ночь на 1 ноября 1943 года в составе морского десанта высадился в районе поселка Эльтиген (ныне поселок Героевское в черте города Керчь, Крым). Вступив в единоборство с вражескими танками, гранатами подорвал один из них. В этом бою он погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, главному старшине Цымбалу Василию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденом Ленина (17 ноября 1943, посмертно).
CimbalVasilTimof_memdosla-scholl-nomer1_Krolevec (700x418, 111Kb)
Мемориальная доска установлена в городе Кролевец Сумской области (Украина) на здании Кролевецкой специализированной школы 1-3 ступеней №1 (проспект Мира), в которой в 1930-1932 годах учился В.Т.Цымбал.
CimbalVasilTimof_memdosla-scholl-Podolovo-nomer7_Krolevec (700x408, 115Kb)
Мемориальная доска установлена в городе Кролевец Сумской области (Украина) на здании Кролевецкой общеобразовательной школы 1-3 ступеней №7 (бывшее село Подолово, ныне в составе города Кролевец), в которой в 1923-1926 годах учился В.Т.Цымбал.
CimbalVasilTimof_memorplita-pam-pogibsh-gorog_Krolevec (524x700, 198Kb)
Мемориальная плита установлена в городе Кролевец Сумской области (Украина) у памятного знака погибшим горожанам (площадь Свободы). Его именем названа улица в Кролевце.

1917
Хьюз Фрэнсис Блендфорд (Hugh Francis Blandford)
британский шахматный композитор. Родился в Южном Стонхеме. Умер в Хатфильде 20 сентября 1981 года.

Ernest_Borgnine_2006 (661x700, 102Kb)
1917
Эрнест Боргнайн (Ernest Borgnine, настоящее итальянское имя — Эрмес Эффрон Борньино, Ermes Effron)
американский актёр, лауреат премии «Оскар» за лучшую мужскую роль (1955). Родился в Коннектикуте, в семье выходцев из Италии. После окончания школы он в течение десяти лет служил в ВМС США. В 1941 году Боргнайн ушёл в отставку, но из-за начавшейся Второй мировой войны вновь был призван в ряды армии и служил до 1945 года. После войны он пробовал заниматься различными ремёслами, пока не записался в театр. Его крупным прорывом была роль сержанта Джадсона в картине «Отныне и во веки веков» (1953). По сюжету, сержант убивает главного героя, которого сыграл сам Фрэнк Синатра. Впоследствии Боргнайн стабильно исполнял характерные роли второго плана в приключенческих фильмах, таких как «Викинги», «Приключение „Посейдона“», «Гаттака» и другие. В 1955 году Боргнайн удостоился премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA за главную роль в фильме «Марти». До последних дней, пребывая в преклонном возрасте, активно снимался в кино. Скончался в одном из госпиталей Лос-Анджелеса от почечной недостаточности 8 июля 2012 года.

1917
Тимофей Федорович Ивин
капитан, командир дивизиона минометного полка, Герой Советского Союза. Родился в селе Иннокентьевка Нанайского района Хабаровского края. После окончания семи классов поступил учиться во Владивостокский гидрометеорологический техникум. Работал в Дальневосточном морском пароходстве. В 1939 г. был призван на Тихоокеанский флот. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 г. Во время форсирования реки Одер одним из первых со своим дивизионом закрепился на левом берегу, обеспечив переправу частям группы. 2 февраля 1945 г. отбил 9 контратак фашистов. За героические действия дивизиона и личное мужество, проявленное в боях, 24 марта 1945 г. удостоен звания Героя Советского Союза. Умер 10 июля 1964 года. Похоронен в городе Новошахтинске

Syabaeva_Tat_Mih_gst58 (516x700, 38Kb)
1917
Татьяна Михайловна Сябаева
доярка совхоза «Борская ферма» Борского района Горьковской области. Родилась в деревне Михайловка ныне Починковского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русская. В родной деревне окончила начальную школу. В 1936 году поступила на Горьковский автомобильный завод и трудилась там подсобной рабочей до начала войны. В 1941 году Сябаева Т.М. становится дояркой в совхозе «Борская ферма» и начиная с этого времени все свои силы и опыт отдаёт животноводству, одной из первых сумела получить 5000 кг молока от одной фуражной коровы, в 1957 году от каждой коровы своей группы она надоила по 5028 кг молока. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1958 года за самоотверженный труд, долголетнюю безупречную работу на ферме и высокие надои молока Сябаева Татьяна Михайловна удостоена звания Герой Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1953 года Сябаева Т.М. - участница ВДНХ, имеет более 30 Почётных грамот и ценных подарков, была удостоена 3 золотых, 3 серебряных и 5 бронзовых медалей ВДНХ. Многие годы избиралась членом президиума Горьковского областного Совета профсоюзов, была делегатом XXII и XXIII съездов профсоюзов СССР, депутатом Борского городского и Горьковского областного Советов народных депутатов. С 1972 года она пенсионер союзного значения. Жила в городе Бор. Скончалась 25 октября 1986 года. Похоронена на Липовском кладбище города Бор. Награждена орденом Ленина (12 марта 1958), медалями.

 (487x699, 102Kb)
1917
Владимир Владимирович Чеботарёв
командир взвода 993-го стрелкового полка 263-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта, лейтенант. Родился в селе Чёрная Поляна ныне Фроловского района Волгоградской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 6 классов. Работал в колхозе и МТС. В Красной Армии с 1938 года, в том же году окончил курсы младших лейтенантов. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. На фронте в Великую Отечественную войну с 1941 года. Командир взвода 993-го стрелкового полка (263-я стрелковая дивизия, 51-я армия, 4-й Украинский фронт) лейтенант Владимир Чеботарёв во время штурма Сапун-горы, являвшейся ключевой высотой на подступах к Севастополю (с 1965 года – город-герой), 9 мая 1944 года заменил выбывшего из строя командира роты и организовал блокирование системы дотов на вершине горы. Мужественный офицер был ранен, но оставался в строю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Чеботарёву Владимиру Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10844). С 1945 года лейтенант Чеботарёв В.В. - в запасе. Жил в областном центре Донецкой области Украины - городе Донецке. До ухода на заслуженный отдых работал начальником шахты имени Максима Горького. Умер 2 августа 1991 года. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

ShabranskyVitalLeo (497x700, 113Kb)
1917
Виталий Леонидович Шабранский
начальник испытательной базы и руководитель работ в области испытаний жидкостных реактивных двигателей НПО «Энергомаш» (ныне - НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко, город Химки, Московской области). Родился в городе Мелитополь ныне Запорожской области Республика Украина. В 1940 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности инженер-механик. С 1942 года работал в ОКБ завода № 16 (город Казань), в КБ А.М.Добротворского по проектированию и изготовлению авиационного двигателя внутреннего сгорания МБ-100. С 1944 года работал испытателем ЖРД в конструкторском бюро, руководимом В.П.Глушко. В 1945 году в составе группы специалистов по ракетной технике был направлен в Германию, где до 1946 года работал директором испытательной станции завода “Форверк-Митте”. В.Л.Шабранский был организатором восстановления разрушенной испытательной базы двигателей ракет ФАУ-2, и лично в городе Леестене проводил огневые испытания этих двигателей. С 1947 года работал начальником испытательной базы для испытаний мощных ЖРД на заводе № 456 (ныне - НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко, город Химки, Московской области). С 1947 по 1974 годы руководил испытательной станцией ОКБ-456 (лаборатория № 51, НИК-751). Руководитель первого огневого испытания точной копии двигателя ракеты ФАУ-2 — РД-100 (24 мая 1948 года) на отстроенном огневом стенде № 1. На стенде № 1 с 1948 по 1954 годы были отработаны и сданы в серию ракетные двигатели РД-100, РД-101 и РД-103М. В 1956 году ракета Р-5М с двигателем РД-103М пролетела заданное расстояние и доставила в точку приземления боевую головку с ядерным зарядом. За создание мощного надежного ЖРД В.Л.Шабранский стал лауреатом Ленинской премии, а ОКБ-456 было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В конце 1959 года коллектив ОКБ В.Л.Шабранского приступил к отработке двигателя РД-111 на той же паре компонентов "жидкий кислород + керосин". Двигатель предназначался для новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. В период доводки двигателя РД-111 на стенде № 1 впервые в стендовой и заводской практике была отработана методика повторных испытаний без съёма двигателя со стенда с заменой на нём отдельных агрегатов, внедрён в эксплуатацию технологический процесс качания камер сгорания с переходом при испытании питания рулевых машин с масла на керосин - основной компонент топлива. Освоена технология переохлаждения жидкого кислорода. Преодолевая различные технические трудности, работники стенда № 1 и их руководитель В.Л.Шабранский успешно за 2,5 года закончили доводку двигателя РД-111, и предприятие сдало его в серию. Космический полет Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года стал выдающимся событием в истории человечества. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за подготовку и успешное осуществление первого в мире космического полёта советского человека на корабле-спутнике «Восток» Шабранскому Виталию Леонидовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1962 года В.Л.Шабранский руководил реконструкцией систем стенда № 1. 10 марта 1964 года впервые в нашей стране, в ракетно-космической отрасли, впервые в мире на стенде № 1 состоялось испытание двигателя РД 253 с «закрытым» выхлопом. В течение одиннадцати лет на стенде № 1 продолжались испытания двигателей на штатных компонентах топлива. На нем получили путёвку в жизнь двигатель РД-253 для ракеты "Протон", двигатели РД-263 и РД-268 для боевых ракет. В 1974-80 годах - заместитель Главного конструктора по экспериментальным работам. Под его руководством решена задача по реконструкции и вводу в эксплуатацию испытательных стендов для кислородно-керосинового ЖРД РД-170/171, в 1980 году проведено первое испытание полноразмерного двигателя РД-170. С 1980-го по 1988 год - научный консультант Генерального конструктора НПО “Энергия”. Большинство испытательных баз в отрасли (в Самаре, Красноярске, Омске, Днепропетровске, Нижней Салде, Подмосковье) были построены при его участии. В.Л.Шабранский занимался также научной деятельностью. В 1959 году защитил докторскую диссертацию. Был профессором филиала Московского Авиационного института, читал курс «Основы проведения экспериментальных работ». С 1988 года – на пенсии. Жил в городе Химки Московской области. Умер 9 декабря 1992 года. Похоронен в Химках на Машкинском кладбище. Лауреат Ленинской премии (1957). Награждён орденом Ленина (1961), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1958, 1974).

1918
Готфрид фон Айнем
австрийский композитор и педагог. Ученик Б.Блахера. В его музыке - влияние Р.Штрауса, И.Ф.Стравинского. Ему принадлежат оперы "Смерть Дантона" (по Г.Брюхнеру, 1947), "Процесс" (по Ф.Кафке, 1953), "Коварство и любовь" (по Ф.Шиллеру, 1976) и др.; балет "Принцесса Турандот" (1944) и др.; оркестровая музыка ("Филадельфийская симфония", 1960, и др.), хоры, песни. Профессор Венской академии музыки и сценического искусства (с 1965).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку