-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110491
Комментариев: 6802
Написано: 118964


21 августа родились...

Вторник, 21 Августа 2012 г. 06:44 + в цитатник
63
Клавдия Августа (латинское имя - Claudia Augusta),
единственная законная дочь Нерона от его второй жены Поппеи Сабины. Была наречена Августой при рождении. Умерла во младенчестве в декабре 63 года, через 4 месяца после рождения. После смерти была обожествлена, в её честь были построены храмы, в которых жрецы отправляли культ божественной Клавдии Августы (латинское имя - Divi Claudia Augusta). Литература: E.Groag, A.Stein, L.Petersen — e.a. (edd.), Prosopographia Imperii Romani saeculi I, II et III, Berlin, 1933; Smith, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology. V. 1, page 762.

 (554x699, 87Kb)
1165
Филипп II Август
король Франции (1180—1223). Родился в Иль-де-Франсе. Сын короля Людовика VII Молодого и Адель Шампанской. Уже в последние месяцы жизни своего отца пятнадцатилетний юноша умел показать свою самостоятельность. Самым близким к нему человеком был граф Фландрский, руководивший его рыцарским воспитанием. По его совету Филипп без ведома матери женился на Изабелле де Эно, родственнице и предполагаемой наследнице графа Фландрского. Когда умер Людовик VII, согласие между Филиппом и его воспитателем быстро нарушилось. Филипп был типичный Капетинг. Едва ли у кого-нибудь из его предшественников, не исключая и Людовика VI, собирательная тенденция этой династии выражалась так сознательно и проводилась столь последовательно. Энергичный и даровитый, Филипп прекрасно понимал всё неудобство своего положения. Его домен был отовсюду окружен владениями могущественных баронов, стеснявших свободу его действий и служивших постоянной угрозой самому существованию королевства. В частности, владения английского короля втрое превосходили по пространству владения самого Филиппа. Среди других баронов наиболее могущественным был граф Фландрии. Филипп рано поставил себе целью округлить свою территорию; к этой цели он шёл прямо и неуклонно, пользуясь малейшим поводом. Его внешняя политика — политика собирания, внутренняя — политика укрепления за собой завоеванных областей. И Филипп одинаково легко справлялся как с одной, так и с другой задачей. Он обнаружил и талант полководца, и искусство дипломата, и мудрость законодателя и организатора. Поссорился Филипп с графом Фландрским потому, что последний хотел играть руководящую роль в королевстве. Обманутый в своих ожиданиях, граф покинул Париж и сейчас же составил коалицию, в которую вошли графы Геннегау, Намюра, Блуа, Сансерра, Шампани и герцог Бургундский; Филиппу едва удалось удержать от вступления в неё Генриха II Английского. Он обратился за поддержкой к Папе римскому и сумел привлечь на свою сторону сыновей Генриха II, управлявших его континентальными владениями. С их помощью он справился с врагами. Со времён Гуго Капета это была самая крупная победа, одержанная королевской властью над баронами. К владениям Филиппа по договору с Фландрией (1186) были присоединены Амьен и графство Вермандуа, за исключением Сен-Кантена и Перонна. Теперь Филипп тем смелее мог обратиться против Англии, что у него был совершенно обеспечен тыл. Впрочем, пока был жив Генрих II, Филиппу не удалось достигнуть ни одного сколько-нибудь важного результата. Он постоянно поддерживал раздоры между сыновьями Генриха и им самим, ослабляя таким образом противника и подготовляя почву для решительного удара. Почти сейчас же после смерти Генриха Филипп помирился с его наследником Ричардом I и вместе с ним принял крест для третьего крестового похода (1190). Согласие между обоими королями продолжалось недолго. Ещё до прибытия в Сирию отношения их были очень натянуты. Филипп постоянно интриговал против своего простоватого союзника; тот выходил из себя, чувствуя себя на дипломатическом поприще совершенно беспомощным, но пускать в ход силу не решался. Едва взят был Сен-Жан-д’Акр, как Филипп вернулся во Францию, поклявшись Ричарду, что не будет нападать на его владения. Он на них и не нападал, но затеял какие-то таинственные переговоры с Иоанном Безземельным, который правил Англией в отсутствие брата. Ричард, прослышав про это, поспешил домой, но на пути попал в руки своего врага Леопольда Австрийского. Отсутствием Ричарда Филипп превосходно воспользовался для укрепления своего положения и успел даже отхватить от Нормандии Вексен. Ричард вернулся из плена, но крупных событий при его жизни не произошло. Воспользовавшись загадочной смертью Артура, племянника нового короля Иоанна, Филипп потребовал последнего к своему суду, а когда тот не явился, объявил его нарушившим вассальную присягу и отнял у него Нормандию, Анжу, Турень, Мэн и Пуату (1202—1206). Иоанн составил против Филиппа коалицию, в которую вошли германский император Оттон IV, обеспокоенный усилением Франции, и графы Фландрии и Булони. Филипп наголову разбил союзников в знаменитой битве при Бувине и, чтобы доконать Иоанна, послал в Англию своего сына Людовика, который предъявил притязание на английскую корону. Иоанн, покинутый своими вассалами, бежал, но после его смерти (1216) англичане сплотились и прогнали Людовика. Эта неудача была с избытком заглажена для Филиппа приобретением Лангедока, законченным уже после его смерти (1224); оно явилось результатом крестового похода против альбигойцев. Территориальное расширение Франции было одним из результатов деятельности Филиппа-Августа; другим явилось упрочение королевской власти и создание стройной административной системы. Чтобы укрепить своё положение, Филипп не пренебрегал ничем. С Папой он старался поддерживать хорошие отношения, но нимало его не боялся. Интердикт, наложенный на него Иннокентием III за то, что он удалил от себя свою жену Ингеборгу Датскую и женился на Агнесе Меранской, остался без всякого политического значения; а когда Иннокентий пытался вмешиваться в серьёзные политические комбинации, Ф. всегда мягко, но решительно отстранял его. Важным политическим орудием в его руках сделались коммуны. Оба его предшественника не понимали значения коммунального движения для королевской власти; отношение их к коммунам устанавливалось в зависимости от случайных причин и прежде всего от выгоды фиска. Филипп понял, что коммуны — важный союзник короля, потому что у них общие враги: бароны, как духовные, так и светские, — и он из всех сил покровительствовал движению. В своих собственных доменах он был гораздо скупее на вольности и остерегался даровать городам политическую свободу. Реформу администрации, произведённую Филиппом, можно характеризовать как замену частнохозяйственной точки зрения государственной. Наряду со старыми придворными должностями сенешаля, коннетабля, маршала, камерария, чашника и проч., которые частью совершенно теряют своё значение, частью превращаются в государственных чиновников, Филипп создаёт центральное учреждение смешанного состава — королевскую курию, заменяющую архаические феодальные съезды. В провинции всюду развивается институт прево — королевского приказчика, который сосредоточивает в своих руках функции судебные, административные, хозяйственные. Прево действовали в городах, селах, местечках; более крупные областные деления были подчинены бальи. Наследственность всех этих должностей исчезла. Замещение их стало зависеть от короля. Для объединения финансовой деятельности областных властей в Париже была учреждена счётная палата. Умер в Манте 14 июля 1223 года. Семья, и дети: 1-я жена: (с 1180) Изабелла де Эно (1170—1190), графиня д'Артуа, дочь графа Бодуэна V де Геннегау. Имели сына: Людовик VIII, король Франции. 2-я жена: (с 1193) Ингеборга Датская (1176—1238), дочь Вальдемара I, короля Дании, сестра Кнуда VI, короля Дании. Отвергнута в 1193, официально восстановлена в супружеских правах в 1200. Детей не имели. 3-я жена: (с 1196) Агнесса Меранская (ок. 1172—1201), дочь Бертольда IV Меранского. Имели трёх детей, которые были признаны законными детьми Филиппа Августа папой Иннокентием III: Мария (около 1198—1224); м1- (с 1206) Филипп I (1175—1212), граф Намюра; м2- (с 1213) Генрих I (около 1165—1235), герцог Брабанта. Жан-Тристан (1200—1200); Филипп Юрпель (1201—1234), граф де Клермон-ан-Бовези и Булонский; ж- (с 1216) Матильда де Даммартен (около 1202—1259). Внебрачная связь: «некая дама из Арраса»: Пьер Шарло (1205—1249), епископ Тура (или Нуайона). Литература: Luchaire, «Philippe-Auguste» (1884); Williston-Walker, «On the increase of the royal power in France under Ph.-Aug.» (1888).

 (584x699, 146Kb)
1583
Дионисий Петавиус (Denis Pйtau, Dionisius Petavius ; Дионисий Малый; Петавий; Пето)
французский католический богослов и историк, учёный-иезуит, один из основоположников современной хронологии. Дионисий Петавиус родился в Орлеане, в 19 лет стал профессором философии университета Буржа, и позднее — каноником Орлеанского собора. В 1605 г. он вступил в общество иезуитов. В 1621 г. стал профессором позитивной теологии в Париже. Умер 11 декабря 1652 года в своей келье коллежа Клермон. Петавиус известен своими историческими, астрономическими и хронологическими трудами. В честь него назван один из кратеров Луны. В области хронологии Петавиус дополнил труды протестантского хронолога И. Скалигера: в 1627 г. Дионисий Петавиус предложил расширить христианскую эру за счёт лет до рождества Христова (AD — anno Domini, по-русски до Р.Х., до н.э.) методом обратного отсчёта времени назад от «рождества Христова», применив идею обратной нумерации, так — как это делается на географических картах. Таким образом, благодаря изобретению Петавиуса любая дата оказалась привязанной к современной обиходной хронологической системе, тогда как ранее в древней истории существовал собственный счёт лет. Действительно, вплоть до конца XVIII века, когда система Петавиуса окончательно восторжествовала, в трудах по древней истории события датировались по древним же эрам (от основания Рима, по олимпиадам и т. д.), а также по введённой Ашшером эре «от сотворения мира» и юлианскому периоду Скалигера, так что для того, чтобы досконально разобраться в древней хронологии, нужны были определённые специальные навыки. Реформа Петавиуса устранила эти неудобства и сделала хронологию простой и понятной любому школьнику. Критики, в основном из числа астрономов и вообще естественников, считают систему Петавиуса «неудачной» ввиду того, что 1 году от РХ непосредственно предшествует 1 год до РХ: нулевой год является «пустым» и ему соответствует только «точка отсчёта». Это, полагают они, «соответствовало уровню понимания арифметики учёными-гуманитариями XVII в., и опиралось на аристотелевский догмат «Природа не терпит пустоты». Такой способ счёта лет, получивший наименование исторического, создал сложности в астрономических и календарных расчётах при переходе через момент начала эры.» Поэтому изобретение Петавиуса оценивается критиками как шаг назад по сравнению с методом счёта «юлианских дней» по Скалигеру. Однако система Петавиуса и была создана именно для исторических, а не астрономических или иных нужд; в бытовом отношении она чрезвычайно удобна и во всяком случае удобнее скалигеровского периода. Это и обеспечило ей популярность. Что же до остального, то уже в середине XVIII в. для нужд соответствующих учёных был введён астрономический счёт лет с нулевым годом и обозначением предшествующих лет как 1, 2 и т. д. Труды: «Paraphrasis psalmorum omnium nec non canticorum» (1627); «Opus de doctrina temporum» (1627); «Uranologion» (1630); «Rationarium temporum» (1633) (английский перевод); «De ecclesiastica hierarchia» (1641); «De potestate consecrandi» (1646); «De lege et gratia» (1648); «De Tridentini concilii interpretatione et S. Augustini doctrina» (1649)4
«De theologicis dogmatibus» (1644—1650).

 (468x699, 179Kb)
1609
Жан де Ротру (Rotrou)
французский драматург и поэт. Родился в Дрё. Был одним из литературных секретарей А.Ж.Ришельё. Первые пьесы, написанные в жанре трагикомедии, отмечены запутанностью интриги, приподнятостью чувств, обилием сценических эффектов: "Ипохондрик" (1631), "Диана" (1635), "Невинная неверность" (1637) и др. В конце 30-х гг. под влиянием П. Корнеля и успехов классицизма обратился к опыту античной драматургии: трагедии "Антигона" (1639), "Велизарий" (1644), комедия "Двое Созиев" (1638) и др. Наиболее значительные пьесы "Истинный святой Генезий" (1647), "Венцеслав" (1648) и "Козроэс" (1649) воспевают самоотречение, победу долга над чувством. Творчество оказало влияние на Мольера и др.Умер в Дрё 27 июня 1650 года. Сочинения: uvres, v. 1-5, P., 1820; Thйвtre choisi, v. 1-2, P., 1882; в русском переводе, в книге: Русская Талия, Санкт-Петербург, 1824. Литература: История французской литературы, том 1, Москва - Ленинград, 1946, страницы 43Д-36; Jarry J., Essai sur les ceuvres dramatiques de J. Rotrou, Lille, 1968: Knutson H. C., The ironic game: a study of Rotrou's comic theater, Berk. - Los Ang., 1966.

1642
Johann Friedrich Treiber
композитор. Умер в 1719 году.

 (509x699, 120Kb)
1643
Афонсу VI
король Португалии (1656-1667),. второй монарх династии Браганса. Он унаследовал престол от отца в 1656 г. в возрасте шестнадцати лет. В его правление были выиграны сражения с Испанией в Амейксиале (8 июня 1663 г.) и Монтеш Кларуше (17 июня 1665 г.), за которыми последовало окончательное признание Испанией португальской независимости 13 февраля 1668 г. В колониальной политике был отдан Голландцам Жаффнапатам, последняя португальская колония на Шри Ланке (1658) и переданы Англии Танжер и Бомбей (23 июня 1661 г.) в качестве приданного за сестрой Афонсу, Катериной Браганса, которая вышла замуж за Чарльза II, короля Англии. Английское посредничество 6 августа 1661 г. помогло добиться признания Голландией португальских прав на Бразилию в обмен на бесспорный контроль на Шри Ланка. В 1667 г. супруга-француженка и брат Дон Педру уговорили Афонсу отречься от престола и он был удален на остров Терсейра. Эти действия были проведены с согласия Кортесов в 1668 г. и были связаны с неустойчивым состоянием рассудка Афонсу. Умер в Синтре 12 сентября 1675 года.

 (560x700, 178Kb)
1660
Юбер Готье (Hubert Gautier)
французский инженер, автор первой известной книги о строительстве мостов. Умер в 1737 году.

1689
Хосе Прадас Гальен (Josй Pradas Gallйn)
композитор. Умер 11 августа 1757 года.

1698
Джузеппе Антонио Гварнери (Bartolomeo Giuseppe Antonio Guarneri; по прозвищу - Дель Джезу; del Gesщ)
итальянский мастер скрипичных инструментов, внук Андреа Гварнери, прозванный дель Джезу. Наряду с А.Страдивари он крупнейший итальянский скрипичный мастер. Создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются силой и полнотой тона, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество его скрипок, был Н.Паганини. Родился в итальянском городке Кремона, в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери. Умер 17 октября 1744 года. Кремона в течение 200 лет была столицей струнных инструментов. Здесь работали Амати и Страдивари. Если инструменты Страдивари отличает воздушный и блестящий звук, то скрипкам Гварнери присущ голос более мощный, круглый и теплый. Джузеппе Гварнери прозвали «дель Джезу» за то, что он в отличие от других Гварнери, традиционно посвящавших свои инструменты Святой Терезе, сопровождал свою подпись на скрипках крестом - символом Христа. Сделать хорошую скрипку – большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно. Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебства. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно. Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери – инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается во всех нюансах даже в самых, казалось бы, акустически сложных точках зрительного зала. При этом современные скрипичные мастера и эксперты, взращенные на изысканных образцах Амати и Страдивари, не пропустили бы этот инструмент даже на первый тур конкурса, - настолько он далек от идеала скрипки по внешнему виду. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в 19 веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее, прежде всего, смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая — из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. Такого пренебрежения к внешней форме не позволил бы себе ни один копиист! А для Джузеппе Гварнери это было естественно. Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке – «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, и он умер в 46 лет, а его скрипкам пришлось тяжеловато. Из-за внешнего неизящества форм их не раз пытались улучшить и переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около 130 скрипок работы Гварнери, они стоят сотни тысяч долларов. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми, и стоят они несколько миллионов долларов каждая. Недавно из престижного музыкального училища в Кельне была похищена одна из скрипок Гварнери. Инструмент стоимостью свыше полумиллиона долларов принадлежал одному из шведских банков и был предоставлен напрокат 22-летней скрипачке. Скрипку украли во время перерыва в репетиции, когда девушка, выйдя покурить, легкомысленно оставила ее в раздевалке. Инструмент так и не нашли.

 (619x699, 418Kb)
1721
Lucretia Winter-van Merken
нидерландский поэт. Умерла October 24, 1789

 (555x699, 132Kb)
1725
Жан Баптист Грез (Jean Baptist Greuze)
французский живописец. Родился в Турню, в Бургундии. Между 1745 и 1750 годами учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Вскоре он привлек внимание публики картиной "Отец, объясняющий Библию своему семейству". В 1755-1756 годах Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Вскоре по возращении в Париж он начал писать жанровые сцены, которые принесли ему первый успех. Жанровые композиции Грёза ("Деревенская помолвка", 1761 г., Лувр, Париж; "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания", 1763 г., Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Дидро. Под влиянием культа чувствительности, свойственного сентиментализму, Грёз наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом. Идеализация натуры в произведениях Грёза приводит к слащавости образа (женские и детские головки); более реалистичны и жизненно-конкретны подготовительные рисунки и портреты ("Гравёр И.Г.Билль", 1763 г., Музей Жакмар-Андре, Париж). Популярность Грёза основывалась на вкусах, распространенных во второй половине 18 века. Он писал сцены из повседневной жизни - жанр, который принес успех Шардену и положил начало моде на коллекционирование голландских жанровых картин. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Красота формы подчинена дидактической цели. Среди наиболее характерных картин Грёза - "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания" (1763 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж) и "Разбитый кувшин" (Нью-Йорк, музей Метрополитен). После неудачной попытки стать членом Академии Грёз никогда не выставлял свои картины, однако это не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов, когда его затмил классицизм Давида. Умер Грёз в Париже 4 мая 1805 года.

 (689x699, 81Kb)
1735
Тобиас Фюрно (Captain Tobias Furneaux)
британский мореплаватель, офицер Королевского военно-морского флота, сопровождавший известного путешественника Джеймса Кука во время его второго кругосветного плавания. Фюрно родился недалеко от английского города Плимут, в семье Уильяма Фюрно (1696—1748) и Сьюзанн Уилкокс (1698—1775).[1] Поступив на службу в военно-морской флот, принимал участие в плаваниях к побережью Франции и Африки. В период с августа 1766 по май 1768 года был вторым лейтенантом на британском корабле HMS Dolphin, находившемся под командованием капитана Самюэля Уоллиса, который совершил на нём кругосветное путешествие. В течение короткого промежутка времени командовал экспедицией ввиду болезни Уоллиса и его первого лейтенанта. Так, 25 июня 1767 года он объявил остров Таити британским владением, назвав его «островом короля Георга». В ноябре 1771 года Фюрно стал командором и возглавил судно HMS Adventure, которое сопровождало экспедицию Джеймса Кука. В ходе экспедиции судно Фюрно дважды разлучалось с кораблём британского путешественника. Вынужденный самостоятельно продолжить плавание, Фюрно исследовал южное и восточное побережье острова Тасмания, составив их подробную карту и дав название ряду географических объектов.[1] Впоследствии Джеймс Кук подтвердил открытия Фюрно и назвал в его честь группу островов в проливе Банкс. После того как корабль HMS Adventure покинул экспедицию недалеко от Новой Зеландии в октябре 1773 года, Фюрно вернулся домой, привезя с собой полинезийца с острова Раиатеа, Омаи, который помогал Джеймсу Куку. В 1775 году Фюрно получил звание капитана. В ходе Войны за независимость США он командовал кораблём Siren. Умер 18 сентября 1781 года.

1751
Johann Georg Witthauer
композитор. Умер в 1802 году.

 (675x699, 83Kb)
1752
Жак Ру (Jacques Roux)
деятель Великой французской революции, один из руководителей «бешеных». Родился в городке Пранзак. Преподаватель философии, физики, с 1785 г. – приходский священник. В своих проповедях восторженно приветствовал начавшуюся революцию. В 1790 г., покинув свой приход в Сен-Тома-де-Конак, переехал в Париж; стал священником церкви в районе, населенном ремесленниками и беднотой. Вступил в Клуб кордельеров. В 1792 г. был избран членом Парижской Коммуны. Требовал смертной казни для спекулянтов, обличал богачей. Непримиримый противник жирондистов, участвовал в восстании 31 мая – 2 июня 1793 г., приведшем к установлению якобинской диктатуры. В июне 1793 г. подверг резкой критике якобинскую конституцию 1793 г. как необеспечивающую защиту интересов бедноты. Был исключен из Клуба кордельеров. После убийства Ж.П.Марата стал издавать свою газету (рассматривал ее как продолжение газеты «Друг народа»), в которой пропагандировались идеи «бешеных». Ру, с его радикальными целями вступил в политическое противостояние с Робеспьером, который приказал в конце концов арестовывать его, в связи с выступлением масс в сентябре 1793 года, как возмутителя спокойствия. После того, как Ру был приговорен к смерти, и не дожидаясь приговора 10 февраля 1794 года совершил самоубийство. Литература: Я.М.Захер Последние работы, Жак Ру в 1792 году. Литература: 3ахер Я.М., Последний период деятельности Ж.Ру, в книге: Французский ежегодник. 1958, Москва, 1959; Markov W., Die Freiheiten des Priesters Roux, B., 1967; его же, Exkurse zu Jacques Roux, B., 1970 (литература).

 (618x699, 64Kb)
1754
Уильям Мердок (William Murdoch, иногда - Murdock)
английский механик. Родился в Окинлеке, Эр, Шотландия. С 1777 ученик и помощник Джеймса Уатта. Принимал участие в усовершенствовании Дж.Уаттом паровой машины. Впервые произвел сухую перегонку каменного угля (1792), применил полученный газ для освещения завода в Сохо (1803). Умер в Сохо, близ Бирмингема, 15 ноября 1839 года.

KingWilliam_IV (457x700, 217Kb)
1765
Вильгельм IV (William IV, William Henry; полное имя - принц Вильгельм Генри, герцог Кларенс и Сент-Андрус, граф Мюнстерский)
король Великобритании и Ганновера с 26 июня 1830 года и до своей смерти. Вильгельм был третьим сыном Георга III и младшим братом Георга IV. Он являлся последним британским королём Ганноверской династии. В молодости будущий король служил на флоте, впоследствии носил прозвище «Король-моряк». Он служил в Северной Америке, но в военных действиях практически не участвовал. Вильгельм унаследовал трон после смерти двух старших братьев, не оставивших законных потомков, в возрасте 64 лет. За семь лет его правления было проведено несколько важных реформ: пересмотрено законодательство о бедных, проведена демократизация муниципалитетов, впервые ограничен детский труд, а во всей Британской империи отменено рабство. Вильгельм был последним британским монархом, назначавшим премьер-министра против воли парламента. Королевству Ганновер он даровал либеральную конституцию. Оба законных ребёнка Вильгельма IV умерли в детстве, поэтому британский престол унаследовала его племянница Виктория, а королём Ганновера стал его младший брат Эрнст Август. Вильгельм, третий ребёнок короля Георга III и королевы Шарлотты, родился в Бакингем-хаусе. У него было два старших брата, Георг и Фредерик, поэтому Вильгельм не рассматривался как наследник престола. Он был крещён в Сент-Джеймсском дворце 20 сентября 1765 года, его крёстными были дяди: герцог Глостер и принц Генрих (впоследствии герцог Камберленд), а также тётя, принцесса Августа. Большую часть детства принц Вильгельм провёл в Ричмонде и дворце Кью, где его образованием занимались частные педагоги. В тринадцать лет принц поступил в королевский флот мичманом, в 1780 году он присутствовал при сражении у мыса Сент-Винсент. Хотя на борту корабля Вильгельма сопровождал наставник, его морской опыт мало отличался от службы других мичманов, так он наравне со всеми участвовал в готовке пищи и даже был арестован вместе с другими членами команды за пьяную драку в Гибралтаре (хотя принца отпустили сразу же, как установили его личность). Во время войны за независимость США принц служил в Нью-Йорке. Революционеры с одобрения Джорджа Вашингтона, планировали похитить принца, пока он находился в Америке. Однако британцам стало известно об этих планах похищения, после чего к Вильгельму, ранее передвигавшемуся по Нью-Йорку без сопровождения, приставили охрану. Вильгельм получил звание лейтенанта в 1785 году, а через год стал капитаном фрегата Pegasus. В конце 1785 года принц служил в Вест-Индии под командованием Горацио Нельсона, который высоко отзывался о профессиональных качествах Вильгельма. Вильгельм и Нельсон стали добрыми друзьями, практически каждый вечер вместе ужинали, принц был свидетелем на свадьбе Нельсона. В 1788 году Вильгельм стал капитаном фрегата Andromeda, а через год вместе со званием контр-адмирала получил командование над линейным кораблём Valiant. Вильгельм хотел получить герцогский титул, подобный тем, что имели его старшие братья, и, как следствие, получить место в Палате лордов. Однако король Георг III не спешил производить третьего сына в герцоги, опасаясь, что он примкнёт к парламентской оппозиции. Тогда Вильгельм пригрозил, что будет избираться в Палату общин от округа Тотнес в Девоне. Под давлением Георг сдался, и 16 мая 1789 года Вильгельм получил титулы герцога Кларенса и Сент-Эндрюс и эрла Мунстера. Вильгельм как и его старшие братья, принц Уэльский и герцог Йоркский, публично поддерживал оппозиционную по отношению к королю партию Вигов, но, как и многих политиков того времени, политическая ориентация принца была весьма изменчива, поэтому нельзя однозначно приписать его к какой-то одной партии. В 1790 году Вильгельм оставил службу на флоте. Когда в 1793 году Великобритания вступила в войну с Францией, принц был готов служить своей стране и рассчитывал принять в этой войне участие, но ему не был предоставлен корабль. Возможно, причиной тому было падение пьяного принца с лестницы, в результате которого он сломал руку, а также выступление перед Палатой лордов, в котором Вильгельм выступал против войны. В следующем году принц высказывался уже в поддержку войны, но Адмиралтейство проигнорировало его просьбу о возвращении на службу. Вильгельм не оставлял попыток принять активное участие в войне, но даже полученное им в 1798 году звание адмирала было чисто формальным. Во время Наполеоновских войн принцу также не удалось добиться командной должности. В 1811 году он получил почётное звание адмирала флота. В 1813 году Вильгельм прибыл с визитом в расположение британских войск в Южных Нидерландах. Наблюдая с колокольни за бомбардировкой Антверпена, принц сам попал под обстрел. Пуля пробила его мундир. В Палате лордов Вильгельм выступал против отмены рабства, которое, хотя и было незаконным в Великобритании, всё ещё существовало в британских колониях. Много путешествуя, принц видел, что свободные люди на севере Шотландии живут хуже, чем рабы в Вест-Индии, поэтому считал, что свобода ничего хорошего рабам не принесёт. Многие парламентарии считались с мнением принца, принимая во внимание его опыт жизни в Вест-Индии. Выступая в Палате лордов, Вильгельм заявил, что все приверженцы идей аболиционизма, и в частности Уильям Уилберфорс, являются либо фанатиками, либо лицемерами. В иных вопросах принц чаще всего занимал более либеральную позицию. На престол Вильгельм IV вступил в возрасте без малого 65 лет — он был самым пожилым британским монархом в момент воцарения. Несмотря на почтенный возраст и недолгое правление, Вильгельм успел довольно много. При нём были предприняты важные реформы: пересмотрено законодательство о бедных, проведена демократизация муниципалитетов, впервые ограничен детский труд, а во всей Британской империи отменено рабство. Кроме того, по акту 1832 года была изменена электоральная система Британии. Вильгельм был последним королём, назначившим премьер-министра против воли парламента (1834). Со смертью Вильгельма прекратилась личная уния Великобритании и Ганновера: как британскому монарху ему наследовала племянница Виктория, дочь умершего в 1820 году его младшего брата Эдуарда Кентского, однако она не могла унаследовать ещё и королевство Ганновер, где действовал салический закон, и следующим ганноверским королём стал ещё один младший брат Вильгельма, герцог Камберлендский Эрнст Август. В 1791—1811 годах он состоял в фактическом браке с актрисой Дороти Джордан (1761—1816), от которой имел потомство — 10 детей (по фамилии Фицкларенс, «фиц» — традиционная старофранцузская приставка к имени незаконнорожденных детей). После вступления на престол Вильгельм присвоил своему старшему сыну Джорджу титул графа Мунстера (род пресёкся в 2002 году). После смерти племянницы, принцессы Шарлотты, в 1817 году (что ставило под угрозу будущее династии), вместе с рядом других своих братьев спешно обзавёлся законной семьёй и 11 июля 1818 года женился на Аделаиде Саксен-Мейнингенской (13 августа 1792 — 2 декабря 1849). От этого брака родились две девочки, но ни одна из них не выжила. Награды: (KT) Орден Чертополоха 1770; (KG) Орден Подвязки 1782. Литература: Allen, W. Gore. King William IV. — London: Cresset Press, 1960. — 255 страниц; Somerset, Anne. The Life and Times of William IV. — London: Weidenfeld and Nicholson, 1980. — ISBN 0-297-83225-5; Ziegler, Philip. King William IV. — London: Collins, 1971. — ISBN 0-00-211934-X.

Kopitar Jernej (700x589, 65Kb)
1780
Ерней Бартол Копитар (словенское имя - Jernej Bartol Kopitar)
словенский лингвист, один из основоположников славистики. Родился в Репне. Окончив гимназию в Любляне, Копитар стал гувернёром в доме Зигмунда Цойза, а в 1808 году переехал в Вену, где занялся изучением юриспруденции, а также славянских языков. Работал в Венской придворной библиотеке библиотекарем, а впоследствии директором и цензором по изданиям на новогреческом и славянских языках. В 1808 году Копитар опубликовал первую грамматику словенского языка, Slovnica slovanskega jezika na Kranjskem, Korokem in tajerskem («Грамматика славянского языка Краины, Каринтии и Штирии»). Он также издал сборник Glagolita Clozianus (1836), в который вошли так называемые «Брижинские (Фрейзингенские) отрывки» (словен. Briinski spomeniki), древнейший известный текст на словенском и первый текст, написанный на славянском языке латиницей, с переводом и комментариями. Выдвинул теорию о паннонском происхождении церковнославянского языка, впоследствии отвергнутую научным сообществом. Занимался лексикографией, реформированием алфавита, составлением учебников, сбором фольклора и общепросветительской деятельностью. Благодаря его стараниям в 1817 году в люблянском лицее открылась кафедра словенского языка. Копитар поддерживал дружеские отношения с Вуком Караджичем и помогал ему в работе над созданием литературного сербскохорватского языка, несмотря на то, что в бытность цензором Венской библиотеки отказался пропустить книгу Караджича о поражении первого сербского восстания. Копитар также впервые отметил сходство между неродственными языками Балкан. Начиная с 1830 года, после размолвки с Чопом и Прешерном, влияние Копитара в научном сообществе пошло на убыль. Идеи Копитара в дальнейшем развивали Франц Метелко и Франц Миклошич. Умер в Вене 11 августа 1844 года. Сочинения: Briefwechsel zwischen Dobrovsky und Kopitar, 1808—1828, В., 1885; в русском переводе.— Новые письма Добровского, Копитара и других юго-западных славян, Санкт-Петербург, 1897. Литература: Петровский И.М., Библиографический список трудов В.Копитара, Варшава, 1912; Ягич И.В., История славянской филологии, Санкт-Петербург, 1910; Kopitarjeva spomenica, Ljubljana, 1880.

 (476x699, 60Kb)
1789
Огюстен Луи Коши (французское имя - Augustin-Louis Cauchy)
французский математик. Родился в Париже, в семье чиновника, глубоко верующего монархиста. Первым учителем мальчика был его отец, который занимался со своими сыновьями историей и древними языками, заставляя их читать античных авторов в подлиннике. В 1802 Коши поступил в Центральную школу в Париже, где изучал главным образом древние языки. В 1805 сдал вступительный экзамен в Центральную школу общественных наук Пантеона (переименованную впоследствии в Политехническую школу). Профессорами были лучшие ученые того времени; многие выпускники школы рано начали карьеру и стали знаменитыми учеными (например, Пуансо, Био, Араго). Окончив школу, Коши поступил в Институт путей сообщения, затем работал в Шербуре инженером на строительстве порта. С 1813 Коши начал публиковать работы по математике. В 1816 был назначен членом Парижской Академии наук вместо Г.Монжа, уволенного по политическим причинам. В том же году мемуар Коши по теории волн на поверхности тяжелой жидкости получил первую премию на конкурсе по математике, и его автор был приглашен в качестве преподавателя сразу в три учебных заведения – Политехническую школу, Сорбонну и Коллеж де Франс. После революции 1830 Коши, верный королю Карлу X, уехал за границу, давал уроки математики, физики и химии внуку короля – герцогу Бордоскому. В 1838 году Коши вернулся в Париж, но не пожелал из-за своей неприязни к новому режиму занять никаких государственных должностей. Он ограничился преподаванием в иезуитском колледже. Только после новой революции (1848) он получил место в Сорбонне, хотя и не принёс присяги; Наполеон III оставил его в этой должности в 1852 году. С тех пор ученый жил в Париже, занимаясь математикой. Научные работы Коши посвящены арифметике, теории чисел, алгебре, математическому анализу, дифференциальным уравнениям, механике, математической физике и т.д. Всего Коши написал свыше 800 работ, полное собрание его сочинений содержит 27 томов. Коши впервые дал четкое определение основным понятиям математического анализа – пределу, непрерывности функции, сходимости ряда и т.д. Он установил точные условия сходимости ряда Тейлора к данной функции и провел различие между сходимостью этого ряда вообще и его сходимостью к данной функции. Ввел понятие радиуса сходимости степенного ряда, дал определение интеграла как предела сумм, доказал существование интегралов от непрерывных функций. Нашел выражение аналитической функции в виде интеграла по контуру (интеграл Коши) и вывел из этого представления разложение функции в степенной ряд. Таким образом, он развил теорию функций комплексного переменного: используя интеграл по контуру, нашел разложение функции в степенной ряд, определил радиус сходимости этого ряда, разработал теорию вычетов, а также ее приложения к различным вопросам анализа и т.д. В теории дифференциальных уравнений Коши впервые поставил общую задачу о нахождении решения дифференциального уравнения с заданными начальными условиями (называемую с тех пор задачей Коши), дал способ интегрирования дифференциальных уравнений в частных производных первого порядка. Коши занимался также геометрией (теорией многогранников, поверхностями 2-го порядка), алгеброй (симметрическими многочленами, свойствами определителей), теорией чисел (теоремой Ферма о многоугольных числах, законом взаимности). Ему принадлежат исследования по тригонометрии, механике, теории упругости, оптике, астрономии. Коши был членом Лондонского королевского общества, Санкт-Петербургской академии наук и ряда других академий Европы. Умер Коши в Со (Франция) 23 мая 1857 года. Сочинения: CEuvres complиtes, sйr. 1, t. 1—12, sйr. 2, t. 1—13, ., 1882—1932; в русском переводе — Алгебраический анализ, Лейпциг, 1864; Краткое изложение уроков о дифференциальном и интегральном исчислении, Санкт-Петербург, 1831; Исследование о многогранниках, "Успехи математических наук", 1944, выпуск 10. Литература: Бобынин В.В., Огюстен Луи Коши. (Очерк его жизни и деятельности), "Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем", 1887, том 3, № 1—3; Маркушевич А.И., Очерки по истории теории аналитических функций, Москва— Ленинград, 1951; Белхост Б. Огюстен Коши. Москва: Наука, 1997, 174 страницы. ISBN 5-02-014723-0; Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии; Том I. Москва-Ленинград, ГОНТИ, 1937, 432 страницы; Том II. М.-Ижевск, 2003, 239 страниц; Математика XIX века. Геометрия. Теория аналитических функций. Под редакцией А.Н.Колмогорова и А.П.Юшкевича. Москва: Наука, 1981; Молодший В.П. О.Коши и революция в математическом анализе первой четверти XIX века. // Историко-математические исследования. — Москва: Наука, 1978. — № 23. — Страницы 32-55.


 (584x699, 186Kb)
1792
Пётр Александрович Плетнёв
известный критик пушкинской эпохи. Родился в Теблеши (Бежецкий уезд, Тверская губерния). Происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте, был учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 году занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 года состоял и ректором. Плетнёв принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 года; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и другим особам царского дома. Очень рано Плетнёв близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили. В «Книге Тверской епархии Бежецкого уезда села Теблеши церкви Рождества Христова… 1791 года», хранящейся в Тверском областном архиве, есть запись: «В сентябре. 1-е. Села Теблеши у диакона Александра Петрова жена Агрипина Никитина родила сына Петра, которой крещён 8-го числа. Воспреемником был Бежецкого уезда сельца Носилова господин Михайло Александров сын Чаплин». Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в «Соревнователе», «Трудах Вольного общества любителей российской словесности», «Северных цветах» и других журналах и альманахах и которые при гладкости стиха местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнёв вскоре перешёл к литературной критике, став выразителем теоретических воззрений пушкинского кружка. Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова («Соревнователь», 1822), Плетнёв доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врождённый талант должен потратить массу труда чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество, красоту. Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма с его стремлением путём риторики и пиитики искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачею которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга Плетнёва заключалась в том, что уже в начале 1820-х годах, ещё ранее критических очерков не только Веневитинова, Киреевского, Надеждина, но и Полевого, он ввёл характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся ещё в 1822 году оценки Жуковского и Батюшкова. Плетнёв уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать, наконец, на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича «Рыбаки» (1822) он делит поэзию на «всеобщую», или «неопределенную», и «народную» и отдаёт предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе Плетнёв в 1833 году посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годах Плетнёв составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, о её связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости «красок и жизни», без которых литература стала бы «сухим изложением отвлечённостей». Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнёв не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнёв всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и вообще признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок «Мертвых Душ» («Современник», 1842). Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетнёву с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840 г. — Тургенева, Достоевского, Писемского, Островского, Плещеева, Аполлона Майкова, Полонского, Белинского. В течение семи лет (с конца 1824 года) с бароном Дельвигом, а с 1832 г. — с Пушкиным, Плетнёв разделял труды по редактированию «Северных цветов», а в 1838—1846 гг. был преемником Пушкина по редактированию «Современника»; журнал в руках Плетнёва мало принимал участия в новом литературном движении. Умер в Париже 10 января 1866 года. Похоронен в Санкт-Петербурге. «Сочинения и переписка» Плетнёва изданы Я.Гротом в трёх томах (Санкт-Петербург, 1885). Много материалов для характеристики Плетнёва в «Переписке Я.К.Грота с П.А.Плетневым» (Санкт-Петербург, 1896). Литература: Статья Скабичевского в «Вестнике Европы» (1885, № 11) и Л.Майков, «Историко-литературные очерки» (Санкт-Петербург, 1895); Литература: Азбукин В.Н., Литературно-критические взгляды П.А.Плетнева, в книге: Романтизм в художественной литературе, Казань, 1972.

 (570x699, 158Kb)
1798
Жюль Мишле (Jules Michelet)
французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). Родился в Париже.С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор Коллеж де Франс. В годы Июльской монархии М. стал кумиром радикального студенчества как страстный борец против католической церкви (социологические этюды "Иезуиты", "Священник, женщина и семья", "Народ", русский перевод, Москва, 1965). Если в юности идеалы Мишле не шли дальше "либеральной монархии", то в дальнейшем он становится приверженцем республики. Принимая Великую французскую революцию, Мишле, однако, отрицательно относился к деятельности якобинцев, к коммунистическим идеям (рассматривая экономическое неравенство как божественный закон). За отказ присягнуть Наполеону Мишле в 1852 был лишен профессорской кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива (которую занимал с 1831). В учебниках по новой истории и всемирной истории, оказавших большое влияние на французскую историографию, Мишле обнаружил наряду со способностью к широким историческим обобщениям эклектизм философско-исторической мысли (соединение циклизма Дж.Вико с теорией прогресса Г.Гегеля). Герой исторического процесса, согласно Мишле, — народ (без деления на классы); великие люди — лишь "символы" (выражение обществ. идей цивилизации), по существу "пигмеи", вскарабкавшиеся "на послушные плечи доброго гиганта — Народа". Наиболее значительные из работ Мишле — многотомная "История доведенная до 1789, и являющаяся ее продолжением "История Французской революции"; они основаны главным образом на источниках (архивных и печатных), на данных географии, нумизматики и др. Мишле ставил перед собой цель раскрыть психологию французского народа, выявить "народный дух" в языке, фольклоре, литературе, искусстве. Историческое прошлое он стремился "воскресить" с помощью художественных средств. Исторический метод Мишле отличается субъективизмом оценок: в его основе — интуиция, воображение, симпатия к изображаемым людям и явлениям. Умер в городе Йер 9 февраля 1874 года. Сочинения: CEuvres complйtes, v. 1—40, ., 1893—1898; в русском переводе — Обозрение новейшей истории, Санкт-Петербург, 1838; Реформа (Из истории в XVI в.), Санкт-Петербург, 1861; Женщина, Одесса, 1863; История XIX в., тома 1—3, Санкт-Петербург, 1882—1884; Жанна д"Арк, Петроград, 1920; Ведьма, Москва, 1929. Литература : Вайнштейн О.Л., Историография средних веков, Москва — Ленинград, 1940, страницы 191—193; Реизов Б.Г., Французская романтическая историография, Ленинград, 1956, глава 9; Косминский Е.А., Историография средних веков, Москва, 1963, страницы 401—410; Monod G., vie et la pensйe de J. Michelet, v. 1—2, ., 1923; Alff ., Michelet"s ideen, Gen. — ., 1966.

August_Bournonville (551x700, 115Kb)
1805
Август Бурнонвиль (датское имя - August Bournonville)
датский балетмейстер, хореограф, педагог, создатель собственной системы хореографического обучения, основатель уникального датского балетного стиля, получившего название «школы Бурнонвиля». Август Бурнонвиль родился в Копенгагене в семье французского балетмейстера. В 1820 году совершенствовался в Париже у балетмейстера О. Вестриса. Выступал совместно с балериной М.Тальони. После учёбы стал солистом Королевского балета в Копенгагене. В 1830—1848 гг. работал балетмейстером и педагогом датского Королевского балета, в том числе переносил самые известные и удачные постановки с других европейских сцен (в 1834 году возобновил в Копенгагене балет известного французского балетмейстера Л.Милона «Нина, или Сумасшедшая от любви» композитора Н.Далейрака); в 1861—1864 гг. — главный балетмейстер и педагог Королевской оперы в Стокгольме. Бурнонвиль был талантливым балетмейстером; поставил свыше 50 балетов. Около 15 сохранилось в репертуаре датского балета до сегодняшнего дня. Среди них: «Сильфида» (музыка Хермана Северина Лёвенскьола, 1836), «Неаполь» (музыка Нильса Вильгельма Гаде, Эдварда Матса Эббе Хельстеда, Хольгера Симона Паулли и Ханса Кристиана Лумбю, 1842), «Ярмарка в Брюгге» (музыка Паулли, 1849), «Народное сказание» (музыка Гаде и Йоханна Петера Эмилиуса Хартманна, 1854), «Далеко от Дании» (музыка Йозефа Глезера, Луи Готшалка, Лумбю, Эдуарда Дюпюи, Андреаса Фредерика Линке, 1860) и др. Бурнонвиль придал датскому балету национальное своеобразие, использовал в постановках национальный танцевальный фольклор, вводил национальные танцы других стран, использовал большое количество пантомимных эпизодов. Действие балетов Бурнонвиля происходит в разных странах: в Дании, Италии, Шотландии, России, Южной Америке. Балеты Августа Бурнонвиля стали широко известны за пределами Дании лишь после Второй мировой войны. Умер в Копенгагене 30 ноября 1879 года. Сочинения: Mit teaterliv. — Kbh., 1848—1878; Det kongelige danske theater. — Kbh., 1849. Литература: Классики хореографии. — Ленинград- Москва, 1937.

1806
Йоханнес Фредерик Фрёлих (Johannes Frederik.Frшhlich)
датский композитор, скрипач, дирижер немецкого происхождения. Умер в Копенгагене 21 мая 1860 года.

1809
Франческо Скира (Francesco Schira)
композитор. Родился на Мальте. Ученик миланской консерватории (Базили). В 1832 поставил свою первую оперу "Elena e Malvina" в Милане, на сцене Скала, после чего приглашен был в Лиссабон капельмейстером итальянской оперы. 1842 Скира отправился в Париж, где Мэддокс ангажировал его в английскую оперу (Princess’s Theatre) в Лондоне. 1847 он перешел в Друри-Лэн, затем Ковентгарден, и 1852 снова Друри-Лэн. Позднее Скира посвятил себя преподаванию пения. Скира написал для Лиссабона оперы: "Il fanatico per la musica" и "I cavalieri di Valenza", для Лондона английские "Mina" и "Theresa, the orfan of Geneva" (третья "Kenilworth" не была поставлена) и итальянскую "Niccolo dе’ Lapi"; для Венеции "La salvaggia" (1875) и "Lia" (1876). Кроме того исполнялись его оперетка "The earring", кантата "The lord of Burleigh" (1873) и много мелких пьес. В качестве учителя пения Скира пользовался большой популярностью. Умер в Лондоне 15 октября 1883 года.

WilliamKelly (569x700, 126Kb)
1811
Уильям Келли (William Kelly)
американский металлург. Родился в Питсбурге (штат Пенсильвания). С юных лет увлекался изобретательством, но вынужден был работать торговым агентом в родном городе. В 1846 поступил на чугунолитейный завод в Луисвилле (штат Кентукки), где занялся поиском более эффективного способа очистки чугуна. В 1851 Келли разработал процесс выплавки стали, основанный на продувке воздуха через расплав чугуна. Качество первой полученной таким способом стали было не очень высоким, и Келли не подал заявку на изобретение, а занялся усовершенствованием процесса. Через некоторое время он узнал, что аналогичный способ производства стали запатентовал английский металлург Г.Бессемер, который к тому же получил в 1857 патент на производство стали в Америке. Келли оспорил это последнее решение и получил приоритетное право на применение метода в своей стране. Скопив достаточно денег, в 1862 построил собственный сталелитейный завод, а в 1863 организовал компанию «Келли ньюмэтик просес». Умер Келли в Луисвилле (штат Кентукки) 11 февраля 1888 года.

1812
Антон Августович Герке (Антон Антонович Герке)
российский пианист и музыкальный педагог. Родился в городе Пулины (ныне Червоноармейск, Житомирская область Украины). Музыкант в четвёртом поколении, получил первые уроки музыки у своего отца, польско-немецкого скрипача Августа Герке, в 1818 г. впервые выступил в концерте под руководством своего отца, в этот период руководившего домашней капеллой графов Ганских. С 1820 г. учился в Москве у Джона Фильда; 7 февраля 1823 года, как сообщала «Всеобщая музыкальная газета», исполнил в Киеве один из концертов Фильда «с единодушным одобрением и успехом». Затем совершенствовал исполнительское мастерство под руководством Фридриха Калькбреннера в Париже, Игнаца Мошелеса в Лондоне, Фердинанда Риса в Гамбурге. Самостоятельно концертировал с 1832 года, в следующем году получил звание придворного пианиста. В Санкт-Петербурге входил в кружок артистов, собиравшихся у инспектора студентов Санкт-Петербургского университета А.И.Фицтума и участвовавших в так называемых Университетских концертах под руководством Карла Шуберта, а в 1840 г. стал одним из основателей Санкт-Петербургского симфонического общества, предшественника Русского музыкального общества. В 1837 г. гастролировал в Париже и Лейпциге — как утверждает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Роберт Шуман характеризовал исполнение Герке как «соединение лёгкости, нежности и спокойствия с верностью и отчётливостью и особенным искусством владеть инструментом». В 1866 г. впервые в Санкт-Петербурге исполнил «Пляску смерти» Ференца Листа. Тем не менее, «Всеобщий биографический словарь музыкантов» Франсуа Жозефа Фети в 1862 г. утверждал, что Герке принадлежит к числу музыкантов-вундеркиндов, которые не оправдали возлагавшихся на них надежд. С основанием в 1862 г. Санкт-Петербургской консерватории Герке стал профессором по классу фортепиано, среди его учеников, в частности, были Модест Мусоргский, Герман Ларош и будущий директор консерватории Николай Заремба. В общей сложности, по утверждению сына Герке Августа Антоновича (1841—1902), опубликовавшего биографию своего отца, у Герке было более 2000 учеников. По словам советского музыковеда Т.В.Поповой, В своей педагогической деятельности Герке следовал традициям Фильда. От учеников он добивался прежде всего хорошей, аккуратной техники, отчётливости, точности и элегантности исполнения. Идеалом его была полная неотразимой прелести фильдовская «jeu perle» — «жемчужная игра»… Своим ученикам Герке давал играть главным образом блестящие салонные пьесы модных виртуозов: Гензельта, Гуммеля, Герца, а порою и некоторые виртуозные пьесы Листа. Случалось, в их репертуаре проскальзывала какая-нибудь из бетховенских сонат, а иногда и пьеса Шопена или Шумана. Герке пробовал свои силы и на композиторском поприще, но его сочинения почти все остались в рукописи. Почётный член Санкт-Петербургского Филармонического общества (1858). Умер в имении Крелье, Валдайский уезд Новгородской губернии, 17 августа 1870 года.

 (569x699, 158Kb)
1813
Жан Серве Стас (Jean Servais Stas)
бельгийский химик, член Бельгийской Академии Наук (1841). Родился в небольшом фламандском городе Лувен. Изучал медицину и химию в Лувенском университете; в 1835 г. отправился в Париж, где с 1837 г. работал под руководством Ж.Б.А.Дюма в его лаборатории в Политехнической школе. В 1840-1865 гг. профессор Военной школы в Брюсселе. В 1865 г. принял предложение правительства занять пост комиссара Монетного двора, но в 1872 г. из-за своих либеральных взглядов был вынужден уйти в отставку. Член Королевской бельгийской академии наук, литературы и изящных искусств (с 1841); член-корреспондент Парижской академии наук (с 1880), почётный член многих научных обществ; член международной комиссии мер и весов. Совместно с Дюма Стас изучал действие щелочей на спирты; они выработали ставший классическим приём перехода от спиртов к соответствующим кислотам, например, от метилового спирта к муравьиной кислоте. В 1850 г., выступая как эксперт в судебном процессе об отравлении ядом, природу которого затруднялись определить, Стас предложил способ открытия и выделения алкалоидов. Важнейшие работы Стаса посвящены определению атомных масс химических элементов. В 1860 г. он предложил за единицу атомной массы принимать 1/16 часть массы атома кислорода (кислородная единица была принята в 1906 г. и использовалась до 1961 г.). Совместно с Дюма установил, что атомная масса углерода равна 12 (а не 6, как полагали ранее). Определённые Стасом значения атомных масс долгое время (вплоть до конца XIX века) были непревзойдёнными по точности. При этом он показал, что самые разнообразные способы, основанные и на синтезе, и на анализе различных соединений, содержащих элемент, атомный вес которого подлежит определению, всегда приводят к тождественным результатам. Таким образом был окончательно доказан один из основных законов химии – закон постоянства состава химических соединений. Исследования Стаса опровергли гипотезу У.Праута, согласно которой из все элементы образовались путём конденсации самого лёгкого элемента – водорода, и, следовательно, относительные атомные массы всех элементов должны выражаться целыми числам. Как показал Стас, "между числами, выражающими весовые количества, в которых соединяются между собою простые тела, образуя сложные соединения, не существует общего делителя". Умер 13 декабря 1891 года

1815
Густав Адольф Гирн (Gustave Adolfe Нirn)
французский физик и инженер, член-корреспондент Парижской Академии Наук. Родился в Логельбахе (Эльзас). Получил домашнее образование, самостоятельно изучал физику и химию. Работал инженером в Логельбахе, был техническим директором ткацкой фабрики. Работы посвящены термодинамике и теплотехнике. Изучал свойства газов и водяных паров, в частности насыщенных и перегретых, работы пара в паровых машинах. Провел (1855-1858) оригинальные исследования определения механического эквивалента теплоты в опытах по превращению тепла в работу, осуществленных в паровой машине, получил значение механического эквивалента теплоты, равное 413 кГм/ккал. Эти опыты сыграли большую роль в утверждении механической теории света. Выполнил (1850-е) большой цикл работ по экспериментальному исследованию работы паровых машин и их совершенствованию. Доказал (1857) преимущество применения в них перегретого пара по сравнению с насыщенным, указал на необходимость учитывать теплообмен между паром и стенками цилиндра, влияющий на расход пара, разработал теорию этого явления и метод так называемого калориметрического анализа паровых машин, дающий возможность определить количество тепла, поглощенное или отданное стенкой за период. Широко известна его книга «Механическая теория тепла» (1854). Исследования относятся также к климатологии и метеорологии. Член Санкт-Петербургской Академии Наук (1866) и Академии деи Линчеи (1888). Умер 14 января 1890 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку