-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110468
Комментариев: 6802
Написано: 118941


8 августа родились...

Среда, 08 Августа 2012 г. 06:42 + в цитатник
1452
Андрей Васильевич Меньшой (Молодой)
удельный князь Вологодский, сын великого князя Московского Василия II Тёмного и Марии Ярославны. Княжил, не вступая в противоречия и в целом не противясь воле своего старшего брата, великого князя Московского Ивана III, в связи с чем пользовался его благосклонностью и расположением. В 1471 году Иван III, выступая в поход против Великого Новгорода, оставлял "блюсти вотчину" старшего сына Ивана Молодого и брата Андрея Меньшого. В 1472 году Иван III, довольный поведением младшего брата в период конфликта с другими братьями Андреем Большим (Горяем) и Борисом, придал к его вологодским владениям еще и Тарусу. Умирая, в 1481 году Андрей, будучи бездетным в своей духовной грамоте завещал свой удел старшему брату Ивану III. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Умер 10 июля 1481 года. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

 (533x699, 118Kb)
1602
Жиль Роберваль (французское имя - Gilles Personne de Roberval)
выдающийся французский математик, астроном и физик. Его настоящее имя было Жиль Персонье или Персон (Giles Personier или Personne), псевдоним Роберваль происходит от названия деревни Роберваль, где родился учёный. В 1631 году Роберваль был назначен на кафедру философии в коллеже Жерве (Gervais College) в Париже. В 1634 году он перешёл на кафедру математики в Коллеж-Руайяль. К занимающим эту должность предъявлялось требование: ставить математические проблемы и решать их. В том случае, если кто-либо решит поставленную проблему лучше занимающего эту должность, должность переходит к «победителю». Несмотя на это условие, Роберваль оставался на своей должности до своей смерти. С 1666 года Роберваль — член Парижской Академии наук. Роберваль занимался проблемами бесконечно малых, пределами, проблемой квадратуры круга и вычислением объёмов различных тел. Для некоторых простых тел он изобрёл оригинальные методы вычисления объёмов. Но Роберваль потерял приоритет во многих своих методах, так как держал их для собственного использования. Роберваль нашёл метод построения касательных, рассматривая кривые, как результат перемещения точки, которое складывалось из нескольких более простых движений. Считается, что Роберваль первым рассмотрел такую кривую, как строфоида, которою он называл птероидой (от греческого - крыло). Роберваль и Декарт скептически относились друг к другу. Декарт критиковал методы, которые применяли Роберваль и Пьер Ферма. Роберваль отвечал на это критикой методов, которые вводил в геометрию Декарт. Роберваль поддерживал гелиоцентрическую модель устройства солнечной системы Коперника и теорию взаимного тяготения между материальными телами. Роберваль известен как изобретатель «весов Роберваля». Умер в Париже 27 октября 1675 года. Литература: Роберваль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-петербург, 1890—1907; Шаль. Исторический обзор происхождения и развития геометрических методов. Глава 2, § 7-9. Москва, 1883.

 (579x698, 49Kb)
1646
Годфри Неллер (Sir Godfrey Kneller, 1st Baronet)
английский живописец немецкого происхождения. Родился в Любеке. Сын городского землемера. В 1660-х находился в Амстердаме, занимаясь у Ф.Бола, ученика Рембрандта, возможно, общался с великим мастером. До 1672 испытывал сильное влияние манеры своего учителя, затем продолжил образование в Италии. Посетил Неаполь, Венецию и Рим, где встречался с К.Маратти и Л.Бернини. Ок. 1675 поселился в Англии, сделав там головокружительную карьеру портретиста. Пережил пятерых монархов. С 1688 занимал место главного художника короля, сначала вместе с Дж.Райли, а с 1691 единолично. Мастер был отмечен всеми наиболее почетными знаками отличия своего времени. В 1692 удостоен рыцарского звания, в 1715 получил титул баронета, в 1711 стал во главе Академии живописи, учрежденной в Лондоне. Большую роль сыграли не только талант и профессиональная выучка, но и невероятная плодовитость, скорость в работе и организаторские способности мастера. Под его руководством работала большая мастерская в Лондоне, где изготовление портретов превращено было в своеобразный конвейер. Модель позировала мэтру только при наброске лица, все остальное выполнялось позже с помощью ассистентов. Иногда в день принималось до 14 заказчиков. Поэтому наследие мастера оказалось неравноценно. Диапазон созданных им образов варьируется от внутренне пустых и легковесных изображений знати до притягивающих силой интеллекта и характера портретов творческой элиты эпохи. Неллер возродил моду на портрет в полный рост. Изображая придворных, он писал немного тяжеловесных мужчин в париках, часто облаченных в доспехи, женщин в ниспадающих массами материала платьях на фоне барочной колонны или занавеса. Круг его заказчиков не замыкался королевским двором. После т. н. Славной революции (1688) в условиях ограничения монархии все большую роль стали играть деловые люди Сити и политические партии. Неллер был тесно связан с этими набиравшими силу новыми властителями страны. Наиболее знаменита выполненная им серия изображений членов Кит-Кэт клуба (около 1702—1717, Лондон, Нац. портретная галерея), объединявшего лидеров партии вигов. В него входили видные политики, писатели и ученые, которые собирались под председательством известного издателя Дж.Томпсона. Поясные портреты членов клуба, выполненные в едином формате, по простой, но строгой композиционной схеме, являют собой собирательный образ эпохи становления Англии как великой мировой державы с особенностями ее внутренней духовной среды и политического быта. В лучших портретах блестящей плеяды своих современников Неллер сумел передать напряжение внутренней жизни творческой личности, что связывает его полотна с идеями эпохи Просвещения. Умер в Лондоне 19 октября 1723 года. Основные произведения: Илия и ангел (1672, Лондон, галерея Тейт), Герцогиня Портсмутская (1684, Сассекс, Гудвуд-Хаус), Автопортрет (1685, Лондон, Нац. портретная галерея), Герцог Шрусбери (1685—1690, Херефордшир, Истнор-Касл), Портрет Г.Гиббонса (не позднее 1690), Портрет Дж.Локка (1697, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Портрет поэта Дж.Драйдена (около 1698, Кембридж, Тринити-колледж), Портрет Ньютона (1702), Френсис, граф Годолфин (около 1710), Портрет Кристофера Рена (1711, все — Лондон, Национальная портретная галерея). Литература: Kilanin M.M. Sir Godfrey Kneller. London, 1971.

 (598x699, 29Kb)
1689
Вацлав Вавржинец Рейнер
один из выдающихся чешских художников эпохи высокого барокко. Будучи внуком архитектора и сыном скульптора, жизнь его обеспечила идеальными предпосылками для успешной карьеры в области искусства. Кроме пейзажей, батального жанра и портретов, он создавал уникальные фрески, которыми обогащал в основном архитектуру известного чешского скульптора, работающего в стиле "динамичного" барокко Килиана Игнаца Динценгофера. Среди его значимых произведений можно выделить масштабную фреску "Гигантомахия" (бой олимпийских богов с гигантами) над лестницей, ведущей в пражский Чернинский дворец, а также фреску "Страшного суда" в куполе костёла святого Франциска на площади Крестоносцев в Праге.

 (530x699, 57Kb)
1694
Фрэнсис Хатчесон (Francis Hutcheson)
шотландско-ирландский педагог и философ. Родился в Друмалиге (Северная Ирландия) в семье пресвитерианского старшины. Получил образование в университете Глазго в 1710–1716. В 1719–1729 преподавал в основанной им частной академии в Дублине. В 1729 Хатчесон занял кафедру моральной философии в университете Глазго, где преподавал до конца жизни. В этот поздний период, посвященный главным образом чтению лекций в университете, он пробуждал живой интерес шотландских студентов к философии, его считают инициатором т.н. «шотландского Просвещения». Хотя Хатчесон был одним из первых философов Нового времени, писавших труды по эстетике (ему принадлежит понятие внутреннего чувства, способности непосредственно чувствовать красоту и гармонию), знаменит он прежде всего этическими сочинениями. Согласно Хатчесону, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам; добродетель заключается в содействии благополучию других; стимулом к совершению добродетельных поступков является их красота, а не проистекающая из них польза; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей. Как представитель школы морального чувства Хатчесон был тесно связан с Шефтсбери и Дж.Батлером. Он отличался от Батлера тем, что не считал себялюбия само по себе добродетельным. У Шефтсбери, учеником которого он был и идеи которого распространял в Шотландии, Хатчесон позаимствовал понятие морального чувства (которое сам Шефтсбери почти не использовал), поставив его в центр тщательно разработанной этической системы. Моральное чувство являтся врожденным и направлено на одобрение тех поступков, которые способствуют благу человеческих существ. Моральное чувство в чем-то родственно другим чувствам, однако отличается от них тем, что его результатом является моральная установка, одобрительное или неодобрительное отношение к тем или иным поступкам. Взгляды Хатчесона получили распространение в Великобритании, Франции и Германии. Он предвосхитил учение утилитаристов, первым сформулировав (1725) известный принцип «наибольшего счастья наибольшего числа людей» (см. также платоновское Государство, IV, 420), что чуть не вызвало его преследование со стороны шотландского пресвитерианства (он был обвинен в прововеди «ложного и опасного учения о том, что критерием моральной праведности является способствование счастью других людей»). Учеником Хатчесона был А.Смит; Хатчесон оказал влияние на Д.Юма, Т.Рида и Т.Брауна, а также на Т.Джефферсона и Дж.Адамса. Среди наиболее важных его работ – Исследование о происхождении идей красоты и добродетели (An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue, 1725); Опыт о природе и действии страстей и склонностей с примерами морального чувства (Essay on the Nature and Conduct of the Passions and Affections with Illustrations upon the Moral Sense, 1728); Система моральной философии (System of Moral Philosophy, опубликовано посмертно в 1755). Умер Хатчесон в Глазго 8 августа 1746 года.

 (600x621, 125Kb)
1698
Франсуа Франкёр (французское имя - Franзois Francur)
французский скрипач, композитор и дирижёр. Родился в Париже. Сын скрипача Жозефа Франкёра, Франсуа начал играть в оркестре парижской Оперы в возрасте 15 лет. В 1730 г. он был включён в число «24 королевских скрипок», составив в этом списке компанию своему отцу. С середины 1720-х гг. начинается композиторская деятельность Франкёра — как камерная (ему принадлежит ряд скрипичных сонат), так и оперная, причём последняя на протяжении нескольких десятилетий протекала в соавторстве с Франсуа Ребелем. Из совместных работ Франкёра и Ребеля наиболее известны самая первая, «Пирам и Тисба» (фр. Pyrame et Thisbй; 1726), и «Скандербег» (фр. Scanderbeg; 1735, либретто Антуана де Ламотта). В 1757 г. Франкёр и Ребель, также вместе, возглавили парижскую Оперу в качестве дирижёров и руководили ею на протяжении десятилетия, несмотря на значительные трудности: на этот период пришёлся пожар 1763 г. и обострение недовольства со стороны той части публики, которая не принимала французскую оперу, полагая, что опера должна оставаться исключительно итальянской. Зато Франкёр пользовался неизменной симпатией Людовика XV, в 1760 г. назначившего его королевским композитором. Умер 5 августа 1787 года.

Johann_Georg_Gmelin (438x700, 148Kb)
1709
Иоганн Георг Гмелин старший (немецкое имя - Johann Georg Gmelin)
немецкий естествоиспытатель на русской службе, врач, ботаник, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Урала, адъюнкт химии и натуральной истории Санкт-Петербургской Академии наук (30 августа 1727 года), профессор c 22 января 1731 года по 1 января 1748 года, действительный член Санкт-Петербургской Академии наук. Натуралист академического отряда Великой Северной экспедиции. По результатам исследований в Сибири им, в 1747—1759 годах, были изданы 4 тома книги «Флора Сибири», где даны описания 1178 видов произрастающих в Сибири растений. В 1751—1752 годах вышло «Путешествие по Сибири» в четырёх томах на немецком языке. Академик и почётный член Стокгольмской академии наук. Дядя Самуила Готлиба Гмелина (Гмелина-младшего), путешественника-натуралиста, и Иоганна Фридриха Гмелина, профессора медицины в Тюбингене и Гёттингене. Иоганн Георг Гмелин — сын аптекаря нем. Johann Georg Gmelin der Дltere, родился на юго-западе Германии. Получив домашнее образование, в 13 лет становится студентом Тюбингенского университета. В 1725 году 16-летний Иоганн окончил медицинский факультет со степенью доктора медицины. По совету отца, профессора университета, и друга семьи, учёного Г.Бюльфингера, Иоганн Гмелин летом 1727 года переехал в Россию. С рекомендательным письмом и коллекцией природных окаменелостей, которые были переданы в Санкт-Петербургскую Академию наук, он прибыл в Санкт-Петербург, где сначала занимался естественной историей. В августе 1727 года он стажируется при Санкт-Петербургской Академии наук. Пока решался вопрос об его утверждении профессором, он получал на расходы по 10 рублей в месяц. Этот год был знаменателен для Санкт-Петербургской академии. За два месяца до Гмелина в Санкт-Петербург по рекомендации Даниила Бернулли, которому самому было 25 лет, прибывает девятнадцатилетний Леонард Эйлер. В том же году в Академию прибыл недоучившийся студент Герард Фридрих Миллер, которому исполнилось 22 года. Впоследствии он станет старшим товарищем Гмелину в многотрудном путешествии по Сибири. Ещё до приезда Гмелина по предложению Президента Академии Лаврентия Блюментроста на профессорские должности рекомендовали Эйлера, Гмелина, Крафта, Миллера. Случай беспрецедентный для науки всех времён. Старшему — Крафту — было 26 лет. Первые три года жизни в России И.Г Гмелин посвятил работе в Кунсткамере и кабинете натуральной истории. Он составил каталог минералов, приступил к составлению каталога древних окаменелостей вместе с академиком Иоганном Амманом (но эту работу он не окончил, а заканчивал её в 1741 году М.В.Ломоносов). 30 августа 1727 года Гмелин был утверждён в должности адъюнкта по химии и естественной истории. Помогал в издании трудов профессора ботаники И.Х.Буксбаума. В 1724 году Пётр I снарядил экспедицию под руководством Витуса Беринга для изучения северной части Тихого океана и прилегающих к нему земель. Эта экспедиция, известная как Первая Камчатская экспедиция (1725—1729), выехала уже после смерти императора Петра. Одной из её задач было изучение перешейка между Америкой и Азией (открытие Семёна Дежнёва стало известно позднее). Однако экспедиция не выполнила полностью поставленных задач. В связи с этим была организована в 1733 году Вторая Камчатская экспедиция (1733—1743), также под началом В. Беринга. Число участников доходило до 2 000 человек: морские офицеры, учёные, художники, переводчики, административные и технические работники. Из натуралистов в экспедиции участвовали — И.Г.Гмелин, Г.В.Стеллер, С.П.Крашенинников. Силами различных отрядов были составлены первые карты и описания побережья России от Архангельска до Колымы, Охотского моря и Камчатки; описаны природа, народы и история Сибири. Совершены плавания к берегам Японии и Северо-Западной Америки, обследованы по пути Курильские и Алеутские острова. И.Г.Гмелин избрал маршрут через Ярославль, Казань, Тобольск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Томск, Енисейск и Иркутск на Якутск, откуда вернулся в Санкт-Петербург через Иркутск, Томск, Верхотурье, Великий Устюг, Вологду и Шлиссельбург. Он обследовал северо-западную часть Алтая, Салаирский кряж, от Кузнецка спустился по реке Томи до Томска, прошёл по долине Чулыма до Енисея, по реке поднялся до Красноярска, оттуда прибыл в Иркутск. Изучал Забайкалье от Селенги до Шилки и Аргуни. Затем проехал по Ангаре до Братского острога, прошёл через Илимск в Усть-Кут на Лене и, свернув на юг, добрался до устья Илги, далее на речном судне прибыл в Якутск. Здесь пожар уничтожил большую часть собранных им материалов. Для восстановления утраченного и дополнительных исследований прошёл по Витиму до Мамы. Впервые исследовал Северо-Байкальское нагорье. Двигаясь по Лене, описал её берега до Олёкмы, рассказал о прибрежных утёсах — «щёках». В 1736—1737 годах открыл ряд месторождений полезных ископаемых в Якутском крае. В следующем году спустился на лодках по Ангаре и Енисею до Туруханска, описал северные отроги Енисейского кряжа. Несколько лет путешествовал по югу Западной Сибири и восточному склону Урала, описал месторождение горы Магнитной. В 1741—1742 годах изучал Барабинскую степь и восточные склоны Урала. Ученый-энциклопедист и великолепный художник, он за 10 лет проехал по Сибири около 34 000 км, положив начало её научному исследованию. Вернувшись в Санкт-Петербург, начал заниматься обработкой привезённых коллекций и дневников. Ботанические коллекции послужили основой его многотомного труда «Флора Сибири», изданного in 8° в течение 1747—1759 годов, содержавшего описание почти 1 178 видов сибирских растений, причём 500 новых видов флоры, до путешествия Гмелина почти совершенно неизвестных в Европе, 300 их изображений. Первые два тома редактировал сам Гмелин, третий и четвёртый тома вышли под редакцией С.Г.Гмелина—младшего, племянника автора, пятый том (споровые растения) остался в рукописи. Одним из первых Гмелин обосновал разделение Сибири на две естественно-исторические провинции: Западную и Восточную Сибирь, широко использовав для этого ботанические и зоологические коллекции экспедиции. После того как Академии наук был представлен оконченный первый том, Гмелин подписал новый контракт на четыре года. В соответствие с этим контрактом он был вновь принят в члены Академии наук в должности профессора ботаники и естественной истории с жалованием в 1000 рублей в год. Гмелин попросил на академическом заседании разрешения уехать в Германию сроком на один год, с условием, что за это время он будет получать жалование и выполнять работу. Такое разрешение им было получено 1 июня 1747 года. 5 августа 1747 года Гмелин уехал в Тюбинген, где с 1749 года до своей смерти был профессором ботаники и химии местного университета. В 1748 и 1749 годах поручители Гмелина — М.В.Ломоносов и Г.Ф.Миллер уплатили 715 рублей за не вернувшегося Гмелина. Позднее Гмелин вернул поручителям эти деньги. С 1751 по 1755 годы в Гёттингене он опубликовал свои экспедиционные дневники под названием «Путешествие по Сибири с 1741 по 1743 годы» в 4-х томах. У российского правительства книга вызвала раздражение. В ней Гмелин опубликовал свои записи о закрытой Камчатской экспедиции и неодобрительно отзывался о деятельности российских властей в Сибири. Академия Наук принялв решение выступить с опровержением И.Г.Гмелина. Писать опровержение было поручено Г.Ф.Миллеру и М.В.Ломоносову, но они отказались. По цензурным соображениям книга не переводилась на русский язык. После смерти рукописи и гербарий учёного были доставлены в Санкт-Петербург и проданы Санкт-Петербургской Академии наук. Так как первые два тома «Флоры Сибири» вышли до систематической реформы в ботанике Карла Линнея, а в остальных Гмелин-младший не привёл ботанические материалы Гмелина в соответствие с систематикой Линнея, большинство описанных Гмелином новых для Сибири видов растений не сохранили авторства И.Г.Гмелина. Умер Гмелин в Тюбингене 20 мая 1755 года. Труды: «Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733 bis 1743» Gцttingen, Verlegts Abram Vandenhoecks seel., Wittwe, 1751—1752 (нем.) (4 тома, in 8°, с 7 картами и 18 рисунками); «Flora Sibirica sive historia plantarum Sibiriae» Petropoli ex Typogr. Acad. sci. I — 1747; II — 1749; III — 1758; IV — 1759;] «Leben Herrn Georg Wilhelm Stellers» : gewesnen Adiuncti der Kayserl. Academie der Wissenschaften zu St. Petersburg; worinnen die bissher bekannt gemachte Nachrichten von deselben Reisen, Entdeckungen, und Tode, theils wiederleget, theils ergaenzet und verbessert werden. Frankfurt, 1748; «Joannis Georgii Gmelini Reliquias quae supersunt commercii epistolici cum Carolo Linnaeo, Alberto Hallero, Guilielmo Stellero et al., Floram Gmelini sibiricam ejusque Iter sibiricum potissimum concernentis … curavit Guil» Henr. Theodor Plieninger. Addita Autographa lapide impressa Stuttgartiae, 1861. На русском: Перевод с предисловия, сочиненного профессором Гмелиным к первому тому Флоры сибирской / Перевод с немецкого С.П.Крашенинникова. — Санкт-Петербург.: Типография Академии наук, 1749. Растения, названные в честь И.Г.Гмелина: Цветки Гмелины лесной (Gmelina arborea Roxb.). Западная Бенгалия, Индия; В честь И.Г Гмелина Карл Линней назвал род Гмелина (Gmelina L.) (семейство Вербеновые) и около 60 видов растений. Видовые эпитеты многих растений образованы в честь Гмелина от его имени: Angelica gmelinii (DC.) Pimenov; Betula gmelinii Bunge; Carex gmelinii Hook. & Arn; Elymus gmelinii (Ledeb.) Tzvelev; Hedysarum gmelinii Ledeb; Larix gmelinii (Rupr.) Kuzen. — Лиственница Гмелина; Limonium gmelinii (Willd.) Kuntze — Кермек Гмелина; Ranunculus gmelinii DC. — Лютик Гмелина; Rumex gmelinii Turcz. ex Ledeb; Viola gmeliniana Schult. Литература: Литвинов Д.И. Библиография флоры Сибири. // Труды Ботанического музея АН. Том 5. — Санкт-Петербург, 1909; Обручев В.А. История геологических исследований Сибири, период первый. — Ленинград: 1931; Тихомиров В.А., Софиано Г.А. 200 лет со дня смерти академика И.Г.Гмелина. // Известия Академии Наук СССР. Серия геологическая. — № 2. — Cтраница 130; Белковец Л.П.Иоганн Георг Гмелин, 1709—1755. — Москва: Наука, 1990.

 (537x699, 90Kb)
1732
Йоганн Кристоф Aделунг (Johann Christoph Adelung)
немецкий мыслитель, лингвист, переводчик и библиотекарь эпохи Просвещения. Родился в общине Шпантеков (недалеко от Анклама) в Померании в семье пастора. В 1752—1758 годах изучал евангельскую теологию в университете Мартина Лютера в Халле под руководством Баумгартена. В 1759 году был назначен преподавателем евангелической гимназии в Эрфурте. В 1765 году переехал в Лейпциг, сотрудничал с лейпцигскими газетами и журналами, работал редактором и корректором, занимался переводами и самостоятельными историко-филологическими разысканиями. В 1787 году получил в Дрездене место главного библиотекаря частной библиотеки курфюрста Саксонии Фридриха Августа I, которое и занимал до самой смерти. Аделунг скончался 10 сентября 1806 года в Дрездене. Племянником Йоганна Кристофа Аделунга был поселившийся в России историк, археолог и библиограф, в дальнейшем член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук Фридрих (Фёдор Павлович) Аделунг (1768—1843). В эссе «Опыт истории культуры человеческого рода» (немецкое название - Versuch einer Geschichte der Cultur des menschlichen Geschlechts) (1782) развил данное им в «Грамматико-критическом словаре немецкого языка» просвещенческое определение культуры как деятельности по облагораживанию склонностей и способностей человека и народа, их самовоспитанию (точнее — само-образованию, приданию им идеального образа). В труде «Митридат, или Всеобщее языкознание» (немецкое название - Mithridates, oder allgemeine Sprachenkunde), I том которого вышел 1806 году, представлены языки и языковые системы мира на примере перевода «Отче наш» на почти 500 языков, диалектов и наречий (с более или менее подробными сведениями о каждом). Этот труд был предпринят с целью облегчить сравнение разных языков и установить их родство. Аделунг полагал, что таким образом можно выявить древнейшие корни слов. Тома II—IV этого труда были закончены и изданы учеником Аделунга Йоханном Северином Фатером в 1809—1817 годах. Избранные труды: Glossarium manuale ad scriptores mediae et infimae latinitatis (1772—1784); Grammatisch-kritisches Wцrterbuch der hochdeutschen Mundart (1774—1786, 2-е издание 1793—1801); Deutsche Sprachlehre fьr Schulen (1781); Umstдndliches Lehrgebдude der deutschen Sprache (1782); Ueber den deutschen Styl (1785—1786); Geschichte der menschlichen Narrheit, oder Lebensbeschreibungen berьhmter Schwarzkьnstler, Goldmacher, Teufelsbanner, Zeichen- und Liniendeuter, Schwдrmer, Wahrsager, und anderer philosophischer Unholden (1785—1789); Kleines Wцrterbuch fьr die Aussprache, Orthographie, Biegung und Ableitung (1788, 2-е издание 1790); Anweisung zur Orthographie" (1788); Gallerie der neuen Propheten … und Revolutionsprediger (1799); Directorium diplomaticum (1802); Aelteste Geschichte der Deutschen, ihrer Sprache und Litteratur, bis zur Vцlkerwanderung (1806); Mithridates, oder allgemeine Sprachenkunde (1806—1817, с дополнениями Иоганна Северина Фатера). Издавал «Журнал немецкого языка» (Magazin fьr die deutsche Sprache, Лейпциг, 1782—1784). Литература: Strohbach M. Johann Christoph Adelung. Ein Beitrag zu seinem germanistischen Schaffen mit einer Bibliographie seines Gesamtwerkes. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1984. (Studia Linguistica Germanica; 21)

 (534x699, 101Kb)
1755
Луиджи Маркези (Лодовико Маркезини) (Маркезини, Luigi Marchesi, Marchesini)
итальянский певец-кастрат. Родился в Милане. Сын трубача. Учился игре на охотничьем рожке, затем пению в Модене (у педагога Кайрони и певца О.Альбуцци). В 1765 стал одним из учеников капеллы Миланского собора. В 1773 дебютировал в оперном театре в Риме, затем пел в Милане, Венеции, Мюнхене. Большую известность приобрёл, выступив в 1779 в театре "Ла Скала" (Милан), после чего пел в театрах Турина, Вены, Берлина, Лондона, Санкт-Петербурга (1785-1788), Триеста, Флоренции, Падуи, Неаполя. В 1805 оставил сцену (последнее публичное выступление Маркези состоялось в 1820 в Неаполе). Маркези исполнял женские партии в операх П.Анфосси, Л.Алессандри, П.А.Гульельми, позже мужские сопрановые партии в операх-сериа. Среди лучших партий - Армида ("Армида" Мысливечека), Эцио ("Эцио" Алессандри), Джулио, Ринальдо ("Джулио Сабино", "Армида и Ринальдо" Сарти), Ахилл ("Ахилл на Скиросе" да Капуа). Участвовал в первом исполнении опер "Артаксеркс" Чимарозы (1784, Турин). "Джиневра Шотландская" Майра (1801, Триест). Один из последних знаменитых певцов-кастратов конца 18 - начала 19 вв., Маркези обладал голосом мягкого тембра, Виртуозной колоратурной техникой. Его пение отличалось благородством, тонкой музыкальностью. Стендаль в книге "Рим, Неаполь, Флоренция" назвал Маркези "Бернини в музыке". Умер в Инзаго, близ Милана 14 декабря 1829 года. Литература: Monaldi G., Cantanti evirati celebri, Roma, 1920; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 2, Gen., 1951; Smith W. C, The italian opera and contemporary ballet in London, L., 1955; Heriоt A., The castrati in opera. L., 1956.

 (534x698, 117Kb)
1763
Чарлз Булфинч (Charles Bulfinch)
американский архитектор. Родился в Бостоне (штат Массачусетс). Окончив Гарвардский университет в 1781, уехал в Европу, где много путешествовал и совершенствовал свои знания. По возвращении на родину в 1786 получил заказ на проектирование первого в Новой Англии жилого квартала с единой планировкой, получившего название Тонтин-Креснт (Бостон). Булфинч построил несколько домов в фешенебельном районе Бикон-Хилл в Бостоне, а в возрасте 32 лет создал проект нового здания администрации штата Массачусетс. В 1818 президент США Дж.Монро назначил его главным архитектором здания конгресса США (Капитолия в Вашингтоне) вместо Б.Латроба. Прежде всего Булфинчу пришлось перестраивать те части здания, которые были сожжены англичанами в 1814. Булфинч является также автором зданий законодательного органа штата в Хартфорде (штат Коннектикут, 1792–1796) и в Огасте (штат Мэн, 1829–1831). В 1830 он вернулся в Бостон. Стиль Булфинча представлял собой оригинальное сочетание ренессансных мотивов и отдельных деталей, заимствованных из построек братьев Адам. Умер Булфинч в Бостоне 15 апреля 1844 года.

 (400x700, 70Kb)
1790
Ференц Кельчеи (венгерское имя - Ferenc Kцlcsey)
венгерский писатель. Автор текста венгерского национального гимна. Один из наиболее значимых представителей венгерской литературы начала XIX века, оказал огромное влияние на её развитие. Вместе со своим другом Ференцем Казинци вёл борьбу за возрождение венгерской литературы и венгерского языка. Родился в Сёдеметере, вырос в аристократической семье из Трансильвании, обучался в протестантском колледже в Дебрецене и получил профессию юриста. Ранний уход из жизни родителей отразился на зрении Кёльчеи и наложил отпечаток меланхолии на его характер. Поезия Кёльчеи гармонично сплела воедино классицизм, французское Просвещение и немецкий романтизм. Кёльчеи был также выдающимся критиком и политическим писателем. Он требовал от поэтов совершенства во всем и отличался категоричностью в критике. Ференц Кёльчеи был страстным патриотом и с трепетом относился к своей родине, переживавшей не лучшие времена. В своих поэмах «Песнь Зрини» и «Вторая песнь Зрини» он пессимистично предрекал конец Венгрии как единой нации от нашествия иностранцев. В 1826 году основал журнал «Йlet йs Literatura» («Жизнь и литература»), для которого написал много статей по философии, истории искусства и литературной критике. Кёльчеи также писал для журнала «Аврора», выпускавшегося братьями Кишфалуди. На сейме 1832—1836 Кёльчеи заявил о себе как о крупнейшем ораторе либеральной партии. Умер в Сатмарчеке 24 августа 1838 года. Полное собрание сочинений Кёльчеи опубликовал Р.Szemere (2-е издание, Пешт, 1863). Исторический интерес представляет дневник Кёльчеи, который он вёл в 1832—1836 (Пешт, новое издание, 1874).

 (576x699, 150Kb)
1792
Джон Рассел, 1й граф Рассел
британский политический деятель, 32-й и 38-й премьер-министр Великобритании с 1846 по 1852 гг. и с 1865 по 1866 гг. Дед философа Бертрана Рассела. Младший сын 6го герцога Бедфорда. Обучался в Вестминстерской школе и Университете Эдинбурга (который, правда, не закончил). В 1813 году попал в парламент как виг. Проводил репрессии против чартистов и ирландского освободительного движения. В 1835-1839 гг. — министр внутренних дел, в 1839-1841 гг. — министр по делам колоний, в 1852-1853 и 1859-1865 гг. — министр иностранных дел. Умер 28 мая 1878 года.

 (561x699, 63Kb)
1799
Натаниэль Браун Палмер (Nathaniel Brown Palmer)
американский полярный исследователь. Родился в Стонингтоне (штат Коннектикут). В 1819–1831 совершил несколько плаваний в районы мыса Горн, Южных Шетландских и Южных Оркнейских островов, где занимался промыслом тюленей. Во время второго из этих плаваний в 1820 на шлюпе «Герой», выслеживая тюленей к югу от промысловой территории, Палмер впервые увидел берега Антарктиды. Замеченная им земля позднее была названа Землей Палмера. В дальнейшем во время своих плаваний Палмер открыл острова Анверс, Биско, Аделейд и др. Умер Палмер в Сан-Франциско 21 июня 1877 года.

svistynov (452x700, 69Kb)
1803
Пётр Николаевич Свистунов
декабрист, член Южного общества. Родился в Санкт-Петербурге Отец — действительный камергер Николай Петрович Свистунов (умер в 1815), мать — Мария Алексеевна Ржевская (перешла в католичество, умерла в Париже в 1866). За семьей до 5 тысяч душ в разных губерниях и каменный дом в Санкт-Петербурге. Воспитывался в иезуитском пансионе и пансионе барона Шабо, затем в Пажеском корпусе, выпущен из камер-пажей корнетом в лейб-гвардии Кавалергардский полк — 2 мая 1823. Член Санкт-Петербургской ячейки Южного общества (1823), участвовал в деятельности Северного общества. Приказ об аресте — 31 декабря 1825, арестован в Москве в ночь на 2 января 1926, 4 января доставлен в Петропавловскую крепость («посадить в Алексеевский равелин, дав бумагу и содержа строго, но снабжая всем, что пожелает, т.е. чаем») в №1 офицерского дома. В июне 1826 пытался покончить жизнь самоубийством. Осужден по II разряду и по конфирмации 22 июля 1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет — 3 сентября 1826. Отправлен из Петропавловской крепости в Сибирь — 30 января 1827 (приметы: рост 2 аршина 6 вершков, «лицо белое, продолговатое, глаза серые, нос большой с маленькою горбинкою, волосы на голове и бровях светлорусые, на левой стороне шеи родимое небольшое пятнышко»), доставлен в Читинский острог — 15 марта 1827, прибыл в Петровский завод в сентябре 1830, срок сокращен до 10 лет — 20 ноября 1832. По указу 26 декабря 1835 обращен на поселение в с. Идинское (Каменку) Иркутской губернии, по ходатайству мужа сестры генерал-майора графа Бальмена разрешено перевести в город Курган Тобольской губернии — 29 августа 1837, отправлен туда — 16 декабря 1837, прибыл — 2 февраля 1838, купил в Кургане дом (за 3320 рублей), принадлежавший декабристу М.А.Назимову — 1838. По просьбе брата, А.Н.Свистунова, разрешено (не в пример другим) вступить на службу в одно из присутственных мест г. Тобольска — 12 октября 1841, определен канцелярским служителем в тобольское общее губернское управление — 5 декабря 1841, сверх того, был письмоводителем тобольского губернского административно-статистического комитета с 8 ноября 1844 по 2 февраля 1847, прикомандирован для письмоводства в Комитет для рассмотрения проекта законов для бродячих и кочевых инородцев Тобольской губернии — 23 октября 1847, за отличие по высочайшему повелению произведен в коллежские регистраторы — 29 марта 1849, а затем по выслуге лет в губернские секретари. По манифесту об амнистии 7 сентября 1856 ему и детям, рожденным после приговора, дарованы права потомственного дворянства, прибыл с семьей в Москву — 22 марта 1857, выехал в Калугу — 28 марта, высочайше разрешено выехать за границу на 6 недель для свидания с матерью — 13 апреля 1857, с высочайшего разрешения (27 ноября 1857) получил от своего брата, А.Н.Свистунова, часть отцовского наследства — имение в Лихвинском и Козельском уездах Калужской губернии при селе Салтановском с деревнями и в селе Мишневе и деревне Алешне (733 души). Избран в члены Калужского губернского комитета по устройству быта помещичьих крестьян — 1859, разрешено пребывание в столицах, но под надзором — 8 июня 1860, состоял членом от правительства в Калужском по крестьянским делам присутствии, вице-президент губернского статистического комитета, преподавал французскую литературу в калужской женской гимназии (1862). В 1863—1889 жил в Москве, где и умер 27 февраля 1889 года. Похоронен в Алексеевском монастыре (в 1929 прах перенесен в Донской монастырь). Мемуарист. Жена (с 6 февраля 1842) — Татьяна Александровна Неугодникова (умерла в 1875), приемная дочь смотрителя курганского уездного училища Александра Ивановича Дуранова, отец ее — курганский квартальный надзиратель Степан Елисеевич Неугодников. Дети: Магдалина (родилась 23 июня 1848), Николай (родился и умер в 1850), Иван (родился 15 октября.1851) и Екатерина (29 мая 1853 — 1878) в замужестве Масленникова; Варвара (родилась в 1867). Брат — Алексей (1808—1872), в 1826 юнкер лейб-гвардии Конного полка; сестры: Александра, замужем за французским консулом бароном де Мальвирад; Глафира, в замужестве де Бальмен; Варвара.

Ljudevit_Gaj (493x700, 150Kb)
1809
Людевит Гай (хорватское имя - Ljudevit Gaj)
крупнейший хорватский общественный и политический деятель 1830-1840-х гг, поэт, один из руководителей иллиризма, в котором представлял либеральное течение. Родился в городе Крапине, в семье аптекаря. Учился в Венском и Грацком университетах. С юности включился в национальное движение. Гай стал одним из создателей литературного хорватского языка. В 1830 он написал и опубликовал грамматику хорватского языка — «Краткую основу хорвато-славянского правописания» («Kratka osnova hrvatsko-slavenskoga pravopisanja, Budp,.1830»). До этого в Хорватии существовало семь различных правописаний, из которых Гай вывел одно, взяв за основу штокавский диалект, близкий к сербскому. Алфавит единого хорватского языка стал базироваться на латинице, с дополнительными «чешскими» надстрочными знаками. В 1835 начал издавать газету "Новине хрватске" ("Novine hrvatske") [с 1836 "Илирске народце новине" ("Ilirske narodne novine")] с литературным приложением "Даница хрватска, словонска и далматинска", "Danica hrvatska, slovenska i dalmatinska" (c 1836 - "Даница илирска", "Danica ilirska"), в которых выступал с пропагандой идей национального и культурного сближения южных славян, политического воссоединения и автономии хорватских земель в составе Венгерских королевства, входившего в монархию Габсбургов. В 1840 и 1867 посетил Россию, сблизился с московскими славянофилами. В период Революции 1848-49 утратил политический авторитет. Гай - один из создателей общенационального литературного языка хорватов на основе штокавского наречия. Написал слова и музыку песни "Ещё Хорватия не погибла" (опубликована 1835). В конце жизни отошел от активной общественной деятельности. Умер 20 апреля 1872 года. Л.Гаю принадлежал земельный участок, на котором в XIX в. было основано загребское кладбище Мирогой — на сегодняшний день одно из красивейших кладбищ в Европе. Там же похоронен и сам Гай.

Roumanille (542x700, 66Kb)
1818
Жозеф Руманиль (французское имя - Antoine Louis Rouillй)
французский писатель, один из виднейших деятелей возрождения провансальской литературы (фелибров). Родился в Сен-Реми-де-Прованс, в семье садовника. Был учителем в Авиньоне, где познакомился с Фредериком Мистралем и основал книжную торговлю. Первым поэтическим опытом Руманиля были стихотворения, написанные на французском литературном языке. Когда они появились в печати, мать автора с глубокой печалью созналась ему, что она их не понимает. Это заставило Руманиля впервые оценить значение родного языка, теоретическим и практическим поборником которого он сделался. С 1836 по 1847 год он собирает свои изящные «Margarideto». На революцию 1848 года отзывается стихотворным диалогом «Li Sounjarello». В 1854 году заканчивает героико-комическую эпопею «La campano mountado». Появившиеся в 1859 году «Nuove» доставили поэту широкую популярность в провансальском простонародье. Сознавая ограниченность своих поэтических сил, Руманиль главное свое внимание отдавал другим провансальским поэтам, поддерживая и давая надлежащее направление их стремлениям. В 1851 году он издал первую лирическую антологию: «Li Provenзalo», в 1854 году — «Lou Roumavаgi deпs Troubaпres»; позже он издавал журнал «Armana provenзau», ставший средоточием «фелиберства». Один из создателей литературной нормы новопровансальского языка; вместе с Ф.Мистралем написал грамматику. Славу "отца провансальской прозы" принесли Руманилю его "Сказки" (1884), незатейливые и изящные, написанные с подлинным блеском.Умер в Авиньоне 24 мая 1891 года. Литература: Соловьев С.В., Очерки из истории французской и провансальской литературы, Санкт-Петербург, 1914, страницы 217, 221—226, 238—239; Ripert Е., G.Roumanille, polйmiste catholique, P., 1948; Garavini F., L'Empиri dуu Soulиu, Mil. — Napoli. 1967 (литература): Dumas R., Les annйes de formation de J. Roumanille 1818—1848. Thиse..., [P., 1970] (литература).

Panteleimon_Kulish (498x700, 63Kb)
1819
Пантелеймон Александрович Кулиш (украинское имя - Пантелеймон Олександрович Кулиш; псевдонимы - Т.Вешняк; Панько Казюка; П.Корока; Никола М.; Роман П.; Данило Юс)
украинский писатель, поэт, фольклорист, этнограф, переводчик, критик, редактор, историк, издатель. Создатель «кулишовки» — одной из ранних версий украинского алфавита. В XIX веке — один из крупнейших деятелей украинского просвещения, по популярности одно время соперничал со своим давним другом Т. Шевченко, однако более умеренные позиции Кулиша по политическим вопросам и в особенности его негативное отношение к казацкому движению, выраженное в его исторических трудах, привели к утрате его популярности среди украинофилов. При советской власти Кулиш практически не упоминался в школьном курсе украинской литературы. Родился в городке Воронеж бывшего Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области). Был ребёнком от второго брака состоятельного крестьянина из козацко-старшинского рода Александра Андреевича Кулиша и дочери казачьего сотника Ивана Гладкого — Катерины. На хуторе под Воронежем с детства слышал от матери разные сказки, легенды, народные песни. Была у него и «духовная мать» — соседка по хуторам Ульяна Терентьевна Мужиловская, которая настояла на его обучении в Новгород-Северской гимназии. О своих первых сознательных годы жизни и обучения Кулиш позднее расскажет в повестях «История Ульяны Терентьевны» (1852), «Феклуша» (1856) и «Яков Яковлевич» (1852). Однако первым его литературным произведением был рассказ «Цыган», созданный на основе услышанной от матери народной сказки. С конца 1830-х гг. Кулиш — вольный слушатель в Киевском университете. Однако ему так и не удалось стать студентом университета, и посещение лекций прекратилось в 1841 году. У Кулиша не было документального свидетельства о дворянском происхождении, хотя его отец и принадлежал к казацко-старшинскому роду. Следовательно, Кулиш не имел права на обучение в университете. В то время Кулиш написал «малороссийские рассказы» на русском языке: «О том, от чего в местечке Воронеже высох Пешевцов став» и «О том, что случилось с козаком Бурдюгом на Зелёной неделе», а также повесть на основе народных сказаний «Огненный змей». Благодаря протекции инспектора школ М. Юзефовича получил должность преподавателя в Луцком дворянском училище. В то время он пишет на русском языке исторический роман «Михайло Чарнышенко…», стихотворную историческую хронику «Україна» и рассказ-идиллию «Орися». Позднее Кулиш работает в Киеве, в Ровно, а когда журнал «Современник» начинает публиковать в 1845 г. первые части его известного романа «Чорна рада», ректор Санкт-Петербургского университета П.Плетнёв (вместе с редактором «Современника») приглашает его в столицу на должность старшего учителя гимназии и лектора русского языка для иностранных слушателей университета. Через два года Санкт-Петербургская Академия наук по рекомендации направляет П. Кулиша в командировку в Западную Европу для изучения славянских языков, истории, культуры и искусства. Он едет вместе со своей 18-летней женой Александрой Михайловной Белозерской, на которой женился 22 января 1847 г. Боярином на свадьбе был друг Пантелеймона — Тарас Шевченко. Однако уже в Варшаве Кулиша как члена Кирилло-Мефодиевского братства арестовали и возвратили в Санкт-Петербург, где в течение трёх месяцев он подвергался допросам в III отделении. Доказать его принадлежность к тайной антиправительственной организации не удалось. Тем не менее, приговор гласил: «…хотя и не принадлежал к указанному обществу, однако находился в дружеских связях со всеми его участниками и … поместил даже в опубликованные им произведения много двусмысленных мест, которые могли вселять в малороссов мысли о праве их на отдельное существование от Империи, — поместить в Алексеевский равелин на четыре месяца и затем отправить на службу в Вологду…» После «чистосердечного раскаяния», хлопот сановных друзей жены и её личных ходатайств наказание было смягчено: его поместили на 2 месяца в арестантском отделении военного госпиталя, а оттуда отправили в ссылку в Тулу. Несмотря на бедственное положение, за три года и три месяца в Туле Кулиш написал «Историю Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца», исторический роман «Северяки», который позднее опубликован под названием «Алексей Однорог», автобиографический роман в стихах «Евгений Онегин нашего времени», роман «Петр Иванович Березин и его семейство, или Люди, решившиеся во что бы то ни стало быть счастливыми», изучает европейские языки, увлекается романами В.Скотта, Ч.Диккенса, поэзией Дж.Байрона и Р.Шатобриана, идеями Ж.-Ж. Руссо. После долгих хлопот перед III отделением Кулиш получил должность в канцелярии губернатора, а позднее начал редактировать неофициальный раздел «Тульских губернских ведомостей». Накануне 25-летия царствования Николая І, вероятно, благодаря ходатайствам супруги, П.Плетнёва и сенатора А.В.Кочубея, Кулиш возвращается в Санкт-Петербург, где продолжает писать. Не имея права на публикацию своих произведений, он помещает под псевдонимом «Николай М.» в некрасовском «Современнике» повести на русском языке и двухтомные «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя». Знакомство на Полтавщине (где Кулиш хотел приобрести собственный хутор) с матерью автора «Тараса Бульбы» и «Мёртвых душ» побудило его начать подготовку шеститомного собрания сочинений и писем Гоголя. В то же время Кулиш подготовил двухтомник фольклорно-исторических и этнографических материалов «Записки о Южной Руси», опубликованный в Санкт-Петербурге в 1856—1857 гг. Сборник был написан «кулишовкою» — разработанным Кулишом украинским фонетическим алфавитом, который позднее пригодился и для издания «Кобзаря» в 1860 г., и для журнала «Основа». Творчески богатым и успешным был для П.Кулиша 1857 год. Издан роман «Чорна рада» («Чёрный совет»), украинский букварь «кулишовкой» и книга для чтения — «Граматка», «Народні оповідання» («Народные рассказы») Марко Вовчок, которые он отредактировал и опубликовал, открывается собственная типография. Он приезжает вместе с женой в Москву, гостит у своего друга С.Т.Аксакова, затем отвозит жену на хутор Мотроновку (ныне Черниговская область), чтобы затем оттуда в марте 1858 г. вместе отправиться в путешествие по Европе. Путешествие приводит к разочарованию европейской цивилизацией — напротив, идеалом Кулиша становится патриархальная жизнь на хуторе. В Санкт-Петербурге Кулиш начинает издавать альманах «Хата», поскольку разрешение на издание журнала получено не было. Тем временем брат его жены В. Белозерский ходатайствует об издании первого украинского журнала «Основа». П.Кулиш вместе с супругой, которая начинает публиковать рассказы под псевдонимом Г.Барвинок, сразу же увлекается подготовкой материалов для этого литературного и общественно-политического издания. Кулиш приступает к написанию «Історичних оповідань» («Исторические рассказы») — научно-популярных очерков по истории Украины — «Хмельнищина» и «Выговщина». Эти очерки опубликованы в 1861 г. в «Основе». На страницах журнала появляются и его первые лирические стихи и поэмы, написанные уже после второй поездки по Европе совместно с Н.Костомаровым. Одновременно Кулиш составляет свой первый поэтический сборник «Досвітки. Думи і поеми», который издаётся в Санкт-Петербурге в 1862 г., накануне издания печально известного Валуевского циркуляра, который запретил публиковать произведения на украинском языке. Несмотря на указ, известность Кулиша к тому времени уже дошла до Галиции, где львовские журналы «Вечерниці» и «Мета» публикуют его прозу, поэзию, статьи… «Кулиш был главным двигателем украинофильського движения в Галиции в 1860-х и почти до половины 1870-х годов», — писал Иван Франко, особо отмечая его сотрудничество в народническом журнале «Правда». Четыре года пребывания в Варшаве, материальный достаток (в этом городе Кулиш занимал должность директора по духовным делам и члена комиссии по переводу польского законодательства) дали писателю возможность приобрести немалый опыт и знания (работа в государственном учреждении, изучение архивов, дружба с польськой интеллигенцией и галицкими украинцами, в частности, во Львове, куда он часто приезжает). Человек эмоциональный и деятельный, склонный к безоглядному отстаиванию выношенной идеи, П.Кулиш терпеливо и целенаправленно собирает материалы для обоснования концепции о негативном влиянии казачьих и крестьянских восстаний на развитие украинской государственности и культуры (идеи Кулиша оказали большое влияние на Н.И.Ульянова, который неоднократно ссылается на его труды). Работая в Варшаве в 1864—1868 гг., с 1871 г. в Вене, а с 1873 — в Санкт-Петербурге на должности редактора «Журнала Министерства путей сообщения», он подготовил 3-томное исследование «История воссоединения Руси», в котором стремился документально подтвердить идею исторического вреда народно-освободительных движений XVII века и восславить культуртрегерскую миссию польской шляхты, ополяченного украинского дворянства и Российской империи в истории Украины. Публикация этого труда оттолкнула от Кулиша почти всех его прежних друзей из числа украинофилов. Позднее Кулиш сам разочаровался в своих москвофильских позициях. Поводом стало то, что в 1876 г. был опубликован эмский указ, согласно которому запрещалось публиковать любые тексты на «малорусском наречии», за исключением художественных произведений и исторических документов, запрещалась постановка на этом языке театральных спектаклей, проведение публичных чтений, преподавание любых дисциплин. Он поселился на хуторе Мотроновка. Здесь он ведёт хозяйство и пишет, в частности, составляет из своих русскоязычных статей и украиноязычных художественных произведений сборник «Хуторская философия и удалённая от света поэзия», который после публикации в 1879 был запрещён цензурой и изъят из продажи на основании того самого «эмского указа». В конце жизни Кулиш проявляет интерес к мусульманской культуре, к этике ислама (поэма «Магомет і Хадиза» (1883), драма в стихах «Байда, князь Вишневецький» (1884)). Кулиш много переводит, особенно Шекспира, Гёте, Байрона, готовит к изданию в Женеве третий сборник стихотворений «Дзвін», завершает историографический труд в 3-х томах «Отпадение Малороссии от Польши», переписывается с многими корреспондентами, выступает на тему конфликтов между славянскими народами (особенно в связи с шовинистическими действиями польской шляхти в Восточной Галиции по отношению к украинскому населению). Умер Кулиш на своём хуторе Мотроновка 14 февраля 1897 года. Творчество: Исторический роман «Чёрный совет» («Чорна рада») посвящён борьбе за гетманский титул после смерти Богдана Хмельницкого. По словам Ивана Франко, «Чорна рада» — «лучшая историческая повесть в нашей литературе». Юмористические рассказы: Циган, Пан Мурло, Малоросійські анекдоти. Рассказы на тему несчастной любви: Гордовита пара, Дівоче серце. Исторические рассказы: Мартин Гак, Брати, Січові гості; Роман «Михайло Чарнишенко, або Малоросія 80 літ назад»; Романтически-идиллический рассказ «Орися». Другие произведения: При жизни Кулиша были изданы три поэтических сборника на украинском языке: «Перед рассветом» («Досвітки»), 1862; «Хуторская поэзия» («Хутірна поезія»), 1882; «Колокол» («Дзвін»), 1892. Кроме того, в 1897 году вышел сборник переводов «Одолженная кобза» («Позичена кобза»), куда вошли переводы с Гете, Гейне, Шиллера, Байрона. В сборнике «Перед рассветом» Кулиш продолжает стилистику раннего (романтического) творчества Т.Шевченко, претендуя на роль его преемника. Поздние сборники отражают перемену в мировоззрении автора, который привнес в украинскую литературу технику западноевропейской предромантической и романтической поэзии. Исторические труды: Записки о южной Руси, тома 1-2 (Санкт-Петербург, 1856); Исторія возсоединенія Руси. Том I. Том II. Том III. (Санкт-Петербург, 1874); Материалы для Истории воссоединения Руси. Том 1. 1578—1630 (Москва, 1877); Отпаденіе Малороссіи от Польши (1340—1654). Томъ 1. Томъ 2. Томъ 3. (Москва, 1888); Владимирия или искра любви // Київська старовина. — К.: АртЕк, 1998. — № 1-3. Литература: Гринченко, Б. «П.А.Кулиш. Биографический очерк». — Чернигов: Типография губернского земства, 1899. — 100 страниц; Жулинський М.Г. «Із забуття — в безсмертя (Сторінки призабутої спадщини)». Київ: Дніпро, 1990. — Страницы 43—66; Кулиш, Пантелеймон Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Maria_Alexandrovna_1 (505x700, 141Kb)
1824
Мария Александровна
признанная дочь великого герцога Людвига II Гессенского; супруга российского императора Александра II и мать будущего императора Александра III. Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская (1824—1841), после замужества получила титул великой княгини (1841—1855), после восшествия супруга на российский престол стала императрицей (2 марта 1855 — 8 июня 1880). Мария была внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской, великой герцогини Гессенской и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Муж Вильгельмины, великий герцог Людвиг II Гессенский, чтобы избежать скандала и благодаря вмешательству брата и сестёр Вильгельмины (Великого Герцога Баденского, Императрицы России Елизаветы Алексеевны, Королев Баварии, Швеции и Герцогини Брауншвейгской), официально признал Марию и её брата Александра своими детьми (двое других внебрачных детей умерли в младенчестве). Несмотря на признание, они продолжали жить отдельно в Хайлигенберге, в то время как Людвиг II — в Дармштадте. В 1838 году будущий император Александр II, путешествуя по Европе, влюбился в 14-летнюю Марию Гессенскую и женился на ней 16 апреля 1841, хотя и прекрасно знал о тайне её происхождения (некоторое время против брака возражали его родители). «Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось вышла из рамки средневековой картины. Религия различно отражается на душе человека: для одних она — борьба, активность, милосердие, отзывчивость, для других — безмолвие, созерцание, сосредоточенность, самоистязание. Первым — место на поприще жизни, вторым — в монастыре. Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю». — А.Ф.Тютчева. По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, и учреждён Красный Крест. «Из всей императорской фамилии, без сомнения, наиболее симпатичной была императрица Мария Александровна. Она отличалась искренностью, и когда говорила что-либо приятное кому, то чувствовала так. Она, без сомнения, не была счастлива в семейной жизни. Не любили её также и придворные дамы, находившие её слишком строгой: они не могли понять отчего это Мария Александровна так близко принимает к сердцу «шалости» мужа. Императрица принимала далеко не последнее участие в освобождении крестьян. Учрежденные ею женские гимназии, были хорошо поставлены с широкой программой в демократическом духе. Её дружба с Ушинским спасла этого замечательного педагога от участи многих талантливых людей того времени, то есть от ссылки» — П.А.Кропоткин. Императрица долго болела туберкулёзом и умерла в 1880 году, при жизни мужа. Последние годы были омрачены тем, что муж создал вторую семью (1866) с княжной Екатериной Долгоруковой, причём княжна с детьми от Александра жила в Зимнем дворце (хотя всё же не непосредственно над покоями умирающей императрицы, как утверждали противники фаворитки). Умерла в Санкт-Петербурге 8 июня 1880 года. Через месяц после её кончины Александр обвенчался с Долгоруковой, а ещё менее чем через год был убит. Дети: Александра (1842—1849); Николай (1843—1865), воспитывался как наследник престола, умер от воспаления лёгких в Ницце; Александр III (1845—1894) — император России в 1881—1894 годах; Владимир (1847—1909); Алексей (1850—1908); Мария (1853—1920), великая княгиня, герцогиня Великобритании и Германии, супруга Альфреда Эдинбургского; Сергей (1857—1905); Павел (1860—1919). Города, названные в честь Марии Александровны: Мариинский Посад (Чувашия). До 1856 года — село Сундырь. 18 июня 1856 года император Александр II в честь супруги переименовал село в город Мариинский Посад; Мариинск (Кемеровская область). Переименован в 1857 году (прежнее название — Кийское). В 2007 году здесь открыт памятник Марии Александровне работы томского скульптора Леонтия Усова. Императрица сидит на скамейке и держит в руке голубя — традиционный символ мира и Святого Духа. При этом на скамейке специально оставлено место для желающих сфотографироваться с ней; Мариехамн (главный город Аландских островов, автономной территории в составе Финляндии). Основан в 1861 году. Названы в честь Марии Александровны: Мариинский театр (Санкт-Петербург); Мариинский дворец (Киев).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку