-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109848
Комментариев: 6802
Написано: 118321


22 июля родились...

Воскресенье, 22 Июля 2012 г. 00:04 + в цитатник
Лев Осипович Леванда  (535x700, 60Kb)
1835
Лев Осипович Леванда
видный русско-еврейский писатель. Родился в Минске, в бедной семье. Рано по обыкновению отданный в хедер, Леванда узнал здесь, что над еврейством нависла грозовая туча — введенная правительством новая школа для еврейских детей, и что злейший враг еврейства — доктор Лилиенталь. Леванда был в числе тех хедерников, которых устращали новой школой и водили по вечерам в синагогу, чтобы чтением псалмов отвратить беду; Леванда, как он сам писал об этом, исполнял приказания меламеда, но втайне желал, чтобы его молитва не была услышана. Его желание сбылось. Минский деятель Д.А.Лурье, считая, что для успеха реформы в системе воспитания еврейских детей следует действовать снизу вверх, т. е., избегая столкновений с имущими классами, привлекать в общеобразовательную школу детей бедных кругов, ввел в местной талмуд-торе после долгой борьбы с обществом преподавание общих предметов и придал ученикам внешний благообразный вид. В этой талмуд-торе и обучался Леванда, как сын бедных родителей, а когда она была закрыта в 1846 году, Леванда поступил во вновь учрежденное казенное еврейское училище. Пробыв здесь три года, Леванда без посторонней помощи отправился в Вильну и поступил в 4-й класс местного раввинского училища. Леванда. рано обнаружил большие способности и любовь к занятиям. По окончании в 1854 г. педагогического отдела в раввинском училище Леванда получил место учителя в минском казенном училище, где оставался до 1860 года; с этого времени до смерти он состоял в звании "ученого еврея" при виленском генерал-губернаторе. Живя в Минске, Леванда стал посвящать свободное время литературным занятиям и поместил в местных губернских ведомостях несколько фельетонов за подписью Ладнева. Шестидесятые годы, принесшие евреям правовые облегчения, пробудили в лучших интеллигентных еврейских кругах желание принять на себя посильную заботу об участи народа: бороться за улучшение его гражданского положения и добиваться преобразования его внутреннего быта. В этих видах Леванда, как и некоторые другие, считали необходимым иметь специальный орган, "который был бы живым проводником здравых мыслей и который притом издавался бы на понятном для наших сограждан языке". Леванда даже обратился в 1858 г. к известному писателю Осипу Рабиновичу с предложением издавать подобный журнал, не зная, что Рабинович уже хлопотал перед правительством об издании журнала "Рассвет". Леванда стал ближайшим сотрудником "Рассвета"; он занял в нем видное место "как по величине своего дарования, так и по тем нравственным тенденциям, которые нашли в нем страстного защитника". Журнал обрел в лице Леванды человека, сразу сделавшего общепонятными идеи, которые в ту пору казались опасными с точки зрения ортодоксов. Между Левандой и Рабиновичем решено было, как писал впоследствии Леванда, "действовать оборонительно против нападок извне, когда дело идет о защите наших человеческих и конфессиональных интересов, а наступательно — против нашего внутреннего врага: мракобесия, рутины, общинных неурядиц и т. д.". Это направление и было дано журналу Левандой в первом же его номере статьей "Несколько слов о евреях Западного края России", и в том же направлении было написано его первое беллетристическое произведение (напечат. в "Рассвете") "Депо бакалейных товаров. Картины еврейского быта" (имеется еврейский перевод под заглагием ""); слабое в художественном отношении, оно дает представление лишь о внешних формах, а не о внутренних мотивах, которые служили гранью между прогрессивными и консервативными элементами евр. общества. Автор, обуреваемый жаждой протестовать против установившихся форм еврейского быта, зовет к новой жизни, к той, которой живет окружающее нееврейское общество; но этот призыв не покоился на ясно сознанных потребностях дня, и потому Леванда был вынужден прибегнуть к резонерству, к тенденциозному окрашиванию явлений еврейской жизни в темные, а нееврейской — в светлые цвета. По закрытии недолговечного "Сиона", явившегося на смену "Рассвета", Леванда стал писать в либеральных в то время газетах "Санкт-Петербургские ведомости" и "Новое время", помещая в них статьи о Северо-Западном крае, а также сотрудничал в "Виленском вестнике", где напечатал ряд статей по еврейскому вопросу и много фельетонов беллетристического содержания. В это же время Леванде. приходилось составлять различные докладные записки об организации быта евреев в Северо-Западном крае; он участвовал в "Виленской комиссии об устройстве евреев", выпускал учебники для еврейских школ. В 1871 г. А.Ландау стал издавать сборники "Еврейская библиотека", уступившие в 1881 году место "Восходу"; в этих двух изданиях Леванда напечатал ряд своих произведений. В первых томах "Еврейской библиотеки" (также отдельно, 1875) появился его роман "Горячее время", который признается лучшим из сочинений Леванды; роман читался в свое время с захватывающим интересом; отличаясь живостью изложения и пестрыми бытовыми картинами, он приковывал к себе внимание тем тревожным настроением, которое переживали евреи в Северо-Западном крае в годину польско-русского брожения; надо было определить путь — куда идти, к полякам или к русским? Сам Леванда, проникнутый русским патриотизмом, не только звал евреев к России, но готов был устами своего героя Сарина даже уничтожить еврейские "смоковницы и виноградники", чтобы посеять вместо них зерна русского просвещения и гражданственности. Этот лозунг Леванды — растворение еврейской самобытности в культурной жизни русского народа — явился как бы вызовом тем, кто тянул евреев в противоположную сторону, к полному подчинению польской культуре, польским политическим мечтаниям. Сарин слишком схематичен, но наряду с ним в романе имеются и жизненные образы, преимущественно из среды польского общества. Однако дарование беллетриста более рельефно проявилось в таких сочинениях, как его "Очерки прошлого" ("День", 1870), "Школобоязнь" — воспоминания из собственного детства, "Путевые впечатления" (там же); известной живостью и колоритностью отличаются также его исторические картинки "Гнев и милость магната" (еврейский перевод "Ir u-Behaloth" в Keneset Israel, I) и "Авраам Иозефович" (переведен на еврейский, польский и немецкий языки). Однако и в лучших своих произведениях Леванды не достигает истинной художественности; он порой живо и тепло рассказывает то, что видит в родной среде, но не создает литературных типов. — С 1879 г. начинается усиленная публицистическая деятельность Леванды. Примкнув к возникшему тогда "Русскому еврею", Леванда формулировал (№ 1, письмо в редакцию) программу журнала в ассимиляционном направлении: надо "стоять на страже наших общих со всеми гражданами России и наших частных внутренних, специально еврейских интересов, насколько последние содействуют преуспеянию нашего общего отечества; энергически способствовать всему тому, что ведет к бесповоротному перерождению русского еврея в русского гражданина, с оттенком своей религиозной особенности". Вера Л. в спасительную силу приобщения евреев к русской культуре была столь упорна, что, когда в 1880 г. возник вопрос о возможности погромов, Л. заранее возложил ответственность за это на самих евреев, говоря, что их любовь к внешнему блеску, ненужной роскоши питает ненависть к евреям, доводит ее до "яростного ожесточения" ("Русский еврей", № 16; Привислянская хроника). Однако уже в следующем году ("В чем трудность разрешения еврейского вопроса", "Восход", 1881) Леванда пришел к сознанию, что пропасть, отделяющая евреев от окружающего населения, вырыта ограничительным законодательством. Погромы же 1881 г. вызвали во взглядах Леванды значительный поворот; он вынес убеждение, что когда "серый народ" громил евреев, "белый народ стоял издали, любуясь картиной моего разгромления". А затем, отмечая ("Русский еврей", 1881 г., № 1), что все старания евреев слиться с окружающим народом остановлены погромами, он горестно говорил: "не от радости многие из нас предаются теперь самым несбыточным планам"; пусть обстоятельства хотя немного переменятся к лучшему, и тот, кто столь "живописно рисует перед нами картину самостоятельной Палестины, т. е. гальванизированной мумии, запоет со многими русскими евреями: Я русский и люблю свой край!". Однако под конец жизни Леванда стал поборником палестинофильской идеи; он не ограничился идейным сочувствием, но и входил в подробности практической деятельности, которой он, вообще, был недоволен; особенно же отрицательно относился он к "билуйцам". В статье "Сущность так называемого палестинского движения" (сборник "Палестина", 1884 г.) Леванда пытался обосновать и осветить это движение. Последней работой Л. явились его статьи "об ассимиляции" ("Нед. хрон. Восхода", 1885 г. №№ 37—38), в которых он указывал на необходимость, "следуя общему примеру всех культурных народов, считаться с воцарившимся в мире принципом национальности". — В конце 1886 г. обнаружились первые признаки тяжкого недуга Леванды; в мае 1887 г. он был помещен в одну из лечебниц в Санкт-Петербурге, и с этого времени его умственная деятельность прекратилась. Умер в Санкт-Петербурге 6 марта 1888 года. Перечень сочинений Леванды приведён в "Систематическом указателе литературы о евреях". —А.Волынский, "Бытописатель русского еврейства", "Восход", 1888 г.; Б.Гольдберг, "Л.Леванда как публицист", "Вильна", 1900; М.Лазарев, "Задача и значение русско-еврейской беллетристики", "Восход", 1885 г., книги 5 и 6 ("Литературная летопись"); Из переписки Леванды, "Еврейская библиотека", тома IX, X; S.Zitron, Achiasaf, V, 205—17; L. Kantor, Zichronot,. Ha-Schiloach, I; M. Kahan, Meereb ad-Ereb., I, Me-Achure ha-Pargud. В третьем томе сборнике "Пережитое" напечатана статья Леванды "Старинные еврейские свадебные обычаи" по рукописи, сохранившейся у брата Леванды, В.О.Леванды.

22 июля родились...



Jakob_Hurt (442x700, 63Kb)
1839
Якоб Хурт
эстонский фольклорист, богослов, лингвист и общественный деятель. Якоб Хурт родился в эстонской деревне Химмасте, , Верросский уезд, Лифляндская губерния, в крестьянской семье. Его отец — бедный, но грамотный и набожный крестьянин — работал сельским школьным учителем. Несмотря на бедность, Якоб успешно окончил сельскую школу, приходское и сельское училища. В 1859 году он поступил в Тартуский университет, при этом столкнувшись с определенными трудностями: способного молодого человека приняли на обучение, но при этом признали «личностью совершенно без имущества»: преподаватели Тартуской гимназии, где учился Хурт, собрали ему 100 рублей. С учетом дальнейшей жизненной перспективы, а также настояний отца, Якоб поступил в университет на богословский факультет, хотя самого юношу привлекали такие науки, как филология и фольклористика. Еще будучи студентом, Хурт стал принимать участие в работе Эстонского ученого общества. В 1863 году он издал сборник народных преданий Пылваского прихода. Известный лингвист, специалист по финно-угорским языкам, член Санкт-Петербургской Академии Наук Фердинанд Иванович Видеман сделал Якоба своим помощником в работе по изучению южноэстонских диалектов. В 1864 году Хурт выпустил небольшую брошюру в поддержку новой орфографии эстонского языка. В следующем году он окончил Тартуский университет кандидатом богословия. Кандидатская диссертация Хурта была посвящена исследованию деятельности Хейнриха Шталя — пастора и известного литератора, создателя первого учебника эстонского языка. По окончании университета Якоб устроился домашним учителем детей академика А. Ф. Миддендорфа, одновременно стажируясь в отепяской церкви. Однако консистория в Риге не утвердила его кандидатуру на пасторскую должность, и Хурт, сдав учительский экзамен при университете, в 1868 году уехал на остров Сааремаа а потом, спустя некоторое время, вернулся в Тарту (Юрьев), где стал учителем гимназии. Тартуский период в жизни Якоба Хурта стал крайне плодотворным. В 1869 году он — член оргкомитета I Всеэстонского певческого праздника 1869 года — был избран президентом Общества эстонских литераторов, а также президентом комитета по созданию Александровского училища. Это училище, названное в честь Александра II Освободителя, было создано по инициативе эстонского крестьянства. В течение двух лет Хурт исполнял обязанности президента Тартуского общества эстонских земледельцев. В 1872 году он становится партером в поселке Отепя. Влияние нового партера в приходе было очень велико: при его содействии были построены три школы, созданы три оркестра, переработан порядок обучения в школах. В начале 1870-х годов Якоб Хурт всерьез увлекся фольклористикой. Он привлек к сбору эстонского фольклора 114 человек, собравших около 13 тысяч текстов в 58 приходах. На их базе были составлены и изданы два тома народных песен «Вана кан-нель» («Старые гусли»). К 1880 году окончательно обострились отношения Хурта с немецкими и онемеченными священниками, что вынудило его оставить приход в Отепя и с семьей перебраться в Санкт-Петербург, став пастором Яниского прихода. В российской столице на тот момент проживало не менее 20 тысяч эстонцев, и это давало Хурту большие возможности для занятия фольклористикой. В 1886 году он защитил докторскую диссертацию по языкознанию в Гельсингфорсе, получив степень доктора философии. В 1888 году пастор возглавил организованное им массовое движение по сбору эстонских народных песен, легенд, преданий, поверий. Его призыв поддержали 1400 волонтеров. Эти добровольные корреспонденты посещали эстонские дома и собирали фольклористический материал, в итоге насчитавший приблизительно 124 000 страниц. Впоследствии этот материал систематизировался Хуртом и его помощниками и объединялся в отдельные тома. Как следствие, в Эстонии был создан один из богатейших фондов национального фольклора: 162 тома, состоящих из 114700 страниц. Было записано и сохранено для потомков и науки 47556 народных песен. Из-за финансовых затруднений свет увидели только два сборника народных песен из шести: они были изданы в 1875 и 1876 годах, объединившись под названием «Старая Арфа» («Vana kannel»). Еще два сборника были изданы некоторое время спустя, в 1938 и 1941 годах, уже задолго после смерти Хурта. Хурт также издал три коллекции сборников «Песни Сетуса» («Setukeste laulud») между 1894 и 1907 годами. Многолетняя непрерывная работа, сопровождавшаяся постоянным напряжением, подорвала здоровье Якоба Хурта, и 13 января 1907 года он ушел из жизни в Санкт-Петербурге. Похороны выдающегося лингвиста и богослова состоялись в Тарту при огромном стечении народа. Вклад Якоба Хурта в эстонскую науку и культуру высоко ценится в современной Эстонии: на протяжении почти двадцати лет, пока Эстония не перешла на евро, портрет знаменитого подвижника находился на лицевой стороне банкноты достоинством 10 эстонских крон. На территории страны есть также несколько памятников Хурту. Самые известные из них — это памятники в Тарту и Отепя, где пастор жил и работал. Литература: Rudolf Pхldmдe, «Noor Jakob Hurt». Eesti Raamat, Tallinn 1988; «Jakob Hurt 1839—1907». Koostanud Mart Laar, Rein Saukas, Ьlo Tedre. Eesti Raamat, Tallinn, 1989; Mart Laar, «Raamat Jakob Hurdast». Ilmamaa, Tartu 1995.

 (699x686, 208Kb)
1843
Дмитрий Александрович Корсаков
русский историк, член-корреспондент Российской Академии Наук (1917; член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук с 1905), профессор. Из дворян. Окончил Казанский университет (1864), с 1881 г. - профессор этого университета. В магистерской диссертации "Меря и Ростовское княжество" (1872) собрал ценный материал по истории Ростово-Суздальской земли с 862 г. по 1237 г. Ростово-Суздальская земля интересовала его как место сложения "великорусского племени", развития начал единовластия, которое он считал основой государственного строя России. В докторской диссертации "Воцарение императрицы Анны Иоанновны" (1880) он одним из первых исследовал борьбу дворянских группировок за власть. Автор статей по истории XVIII в., собранных позже в сборнике "Из жизни русских деятелей XVIII в." (1891), и статей о русских историках (К.Д.Кавелине, Н.И.Костомарове, Н.Я.Аристове, К.Н.Бестужеве-Рюмине). Умер в 1920 году. Литература: Сборник статей в честь Д.А.Корсакова, Казань, 1913 (имеется список трудов Корсакова).

Antal_Stasek (524x700, 100Kb)
1843
Антал Сташек (Antal Staek; настоящее имя - Антонин Земан, Zeman)
чешский писатель. Родился в селе Станов, близ Йилемнице. Окончил Краковский университет (1866). Работал адвокатом. Посещал Россию (1874—1875, 1889; 1897). Пропагандист демократической русской культуры в Чехии. В романтических стихах 1860—1870-х гг. воспевал борцов за национальное освобождение Чехии, участников Революции 1848. Затем обратился к реалистической прозе, посвященной жизни и борьбе чешских трудящихся: романы «В мутном водовороте» (1900), «В пограничье» (1908), «О сапожнике Матоуше и его друзьях» (1927, русский перевод 1954). В 3-томном собрании повестей и небольших романов «Мечтатели наших гор» (1895) С. рисует суровую и безрадостную жизнь жителей Подкрконошского края, мечтающих о счастье и справедливости. В ряде произведений 20-х гг. дал картины страшных последствий 1-й мировой войны 1914—1918. Автор «Воспоминаний» (1926) о политической и литературной жизни Чехии. Сташек стремился раскрыть в своих книгах движение общественной жизни, сочетая реалистическое повествование с элементами фантазии и романтизма. Умер в Праге 9 октября 1931 года. Сочинения: Vybrane spisy, sv. 1—10, Praha, 1955—1964. Литература: Очерки истории чешской литературы XIX—ХХ вв., Москва, 1963; Polk K., О Antalu Staskovi, Praha, 1951; Dejiny ceske litera-tury, dl. 3, Praha, 1961.

kolodkevich2 (489x700, 77Kb)
1849
Николай Николаевич Колодкевич
революционер-народник, член Исполнительного комитета "Народной воли". Родился в Черниговской губернии. Из дворян. За революционную деятельность исключен из Киевского университета Святого Владимира (1876). В июне 1879 участник Липецкого и Воронежского съездов народников; примкнул к "Народной воле". Готовил покушение на царя Александра под Одессой (1879), в Санкт-Петербурге (1880). Вместе с А.И.Желябовым осуществлял связь Исполнительного комитета "Народной воли" с военной народовольческой организацией. В начале 1881 арестован. По "процессу 20-ти" (1882) приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Через 3 года сошел с ума и умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости 4 августа 1884 года..

Victor-Roger (611x700, 110Kb)
1853
Виктор Роже (Victor Roger)
французский композитор и критик. Родился в Монпеллье. Умер в Париже 2 декабря 1903 года.

Амосов Антон Алексеевич (492x700, 17Kb)
1854
Антон Александрович Амосов (известен под псевдонимом - А.Архангельский)
талантливый литератор, поэт, публицист, автор революционного похоронного марша 'Вы жертвою пали в борьбе роковой'. Родился в Архангельске. В 1875 году А.Амосов с похвальным листом окончил мужскую гимназию и поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет. Сблизился здесь с идеологом народничества Н.К.Михайловским. Писал стихи, очерки, фельетоны, был редактором неофициальной части "Архангельских губернских ведомостей", членом Архангельского общества изучения Русского Севера. Детище Амосова - "Вы жертвою пали в борьбе роковой" - один из двух знаменитых похоронных маршей русского революционного движения (второй - "Замучен тяжелой неволей"). Текст представляет собой контаминацию двух стихотворений А. Архангельского: "Идет он усталый, и цепи звенят..." и "Мы жертвою пали борьбы роковой...". Мелодия восходит к популярной песне "Не бил барабан перед смутным полком..." на стихи Ивана Козлова. Еще ранее этот мотив заимствовали военные: в связи с похоронами генерала Бистрома песня Козлова была переделана под реалии Кавказской войны, и в переделанном виде ее запели казаки. Мелодия "Вы жертвою пали..." в исполнении духового оркестра знакома по фильмам о Гражданской войне - под нее хоронили павших красных бойцов. Впервые легально песня прозвучала на похоронах жертв Февральской революции. Песню часто пели перед смертью. В частности, есть свидетельство очевидца, что ее пели перед расстрелом 19 матросов - участников Кронштадтского восстания 1906 года. Умер в 1915 году.

Jan Gnatowski (450x700, 33Kb)
1855
Антоний Ян Мауриций Гнатовский (польское имя - Antoni Jan Maurycy Gnatowski; псевдоним: Ян Лада, Jan ada)
польский писатель и публицист. Католический священник (рукоположен в 1887). Родился в деревне Скаржинувка, Подолье. Учился в гимназиях Одессы и Риги. Изучал философию в Ягеллонском университете (1877-1880). В 1880-1882 изучал в Италии и Греции, а в 1882-1884 в Варшаве историю искусств. В 1884 выехал в Инсбрук, где изучал теологию. В 1889-1890 был секретарем апостольского нунциата в Мюнхене. В 1890 переехал во Львов, где был викарием костела Святого Антония, а позднее преподавателем закона божьего в V, а с 1904 - IV государственной гимназии. С 1905 вышел на пенсию и поселился в Варшаве. Активно участвовал в культурной жизни Львова, вел литературный салон. Едва не получил кафедру истории искусств в Львовском университете. Много лет редактировал католические журналы "Вера" ("Wiara") и "Пшеглёнд католицки" ("Przegla,d Katolicki"). Сотрудничал с журналами "Нива" ("Niwa"), "Век" ("Wiek"), "Атенеум" ("Athenaeum"), в последнем вел отдел рецензий после Г.Сенкевича. Отличался догматизмом оценок, в частности, не признавал критического реализма. Основной корпус литературных произведений издал во Львове под псевдонимом Ян Лада (Jan L'ada) в 1912-25. Пьеса "Как листья..." ставилась в театрах Львова и Кракова. Многие произведения Гнатовского содержат элементы мистицизма и фантастики. К катастрофической разновидности научной фантастики относится повесть "Антихрист: Повествование о последних днях мира" (1920, Antychrist: Opowies'c' z ostatnich dni s'viata). Из Святой Земли на Европу обрушивается армия пророка Иуды Геснареха, с помощью военной техники будущего покоряющего страну за страной. В финальном противостоянии властелин мира оказывается поражен не современным оружием, а молитвой папы Петра II. Однако это пришествие Антихриста лишь прелюдия к окончательной гибели мира, наступающей в финале через полвека после решающей битвы от столкновения Земли с кометой. Сильные морализаторские и религиозные мотивы пронизывают эту безнадежную "историю будущего". Умер в Варшаве 9 октября 1925 года.

1856
Октав Гамлен (Octave Hamelin)
французский философ, последователь неокритицизма. Родился в Ле-Лион-д'Анже (Мэн и Луара). Преподавал в Высшей нормальной школе и Сорбонне (с 1905). Ученик Ренувье, испытал также влияние идей Ж.Лашелье. Занялся анализом категорий рассудка, пытался построить систему общих отношений феноменов. Исходным пунктом при решении этой задачи избрал категорию отношения; новизна его подхода состоит в том, что из этой категории при помощи синтетического метода выводятся все остальные категории (число, время, пространство, движение, качество, инаковость, спецификация, причинность, целесообразность); венчает это построение, как у Ренувье, категория личности. В концепции Гамлена сказалось также влияние немецкого идеализма, в частности Гегеля, поскольку каждая из категорий представлена как синтез тезиса и антитезиса; так, число есть синтез единства и множественности. В отличие от Гегеля высшей категорией является здесь не Дух, а личность. Идея личности стала основой персонализма Гамлена. Философская система Гамлена изложена в работе Опыт о главных элементах репрезентации (Essai sur les éléments principaux de la représentation, 1907), которая представляет собой важный этап в развитии французского неокритицизма. Среди других его трудов: Система Декарта (Le système de Descartes, 1911), Система Ренувье (Le système de Renouvier, 1927) Система Аристотеля (Le système d' Aristote, 1931); Теория интеллекта у Аристотеля и его комментаторов (Théorie de l'intellect d'après Aristote et ses commentateurs, 1953). Умер Гамлен в Юше 11 сентября 1907 года.

1864
Аполинарио Мабини (Mabini)
деятель филиппинского национально-освободительного движения. Один из учредителей и лидеров тайной патриотической организации - Филиппинской лиги (1892-93). С 1898 активно участвовал в руководстве революционной борьбой и в организации правительства Филиппинской республики. Являлся идеологом мелкой буржуазии, лидером революционно-демократического народнического крыла в республиканском лагере. 2 января 1899 стал премьером и министром иностранных дел. Выступал за продолжение борьбы против американских захватчиков в американо-филиппинской войне 1899-1901, но буржуазно-помещичья группировка, склонная к компромиссу с США, вынудила Мабини 7 мая 1899 уйти в отставку. В декабре 1899 был пленен американскими войсками. В сентябре 1900 освобожден; в январе 1901 за публикацию патриотических статей сослан на остров Гуам. Незадолго до смерти, в феврале 1903 согласился признать власть США на Филиппинах и был возвращен на родину. В ссылке Мабиби написал историю филиппинской революции, в которой отстаивал свою политическую позицию и осуждал капитулянтов. Умер 13 мая 1903 года. Сочинения: revoluciуn filipina, v. 1-2, Manila, (1951). Литература: Губер А, А., Филиппинская республика 1898 года и американский империализм, 2-е издание, Москва, 1961; Левтонова Ю.О., Мабини - национальный герой Филиппин, Москва, 1970.

1866
Франческо Чилеа
итальянский композитор и педагог. Представитель музыкального веризма. Ему принадлежат оперы, в том числе "Адриенна Лекуврер" (1902). Преподаватель и директор ряда консерваторий Италии (Палермо - 1913-1916, Неаполь - 1916-1935).

1868
Александр Сергеевич Лукомский
русский контрреволюционный деятель, генерал-лейтенант (1916). Окончил Академию Генштаба (1897). В 1914-1915 гг. — начальник канцелярии военного министра, а в 1915-1916 гг. — помощник военного министра, в 1916-1917 гг. — генерал-квартирмейстер Ставки. В 1917 г. — начальник штаба верх, главнокомандующего. Активный участник корниловщины. Был арестован, при содействии генерала Н.Н.Духонина бежал из Быховской тюрьмы в Новочеркасск и участвовал в формировании белогвардейской Добровольческой армии. С 1918 г. — помощник главнокомандующего Добровольческой армией, начальник военного и морского управления (фактически министерства) у генерала А.И.Деникина, в 1919-1920 гг. — председатель деникинского правительства — т.н. Особого совещания. В 1920 г. уехал в Турцию, где был представителем генерала П.Н.Врангеля при Союзном комитете в Константинополе. Автор «Воспоминаний» (том 1—2, 1922). Умер в Париже 25 января 1939 года.

griffith (505x699, 80 Kb)
1872
Ричард Клевин Гриффит (Richard Clewin Griffith)
британский шахматист, писатель и редактор. Получил образование в школе Чартерхаус. Он выиграл Британский чемпионат в 1912 году в Ричмонде, по его было его единственным участием в этом мероприятии. Кроме того, в 1912, он был оригинальным соавтором Джона Герберта Уайта известной книги шахмат, Современные шахматные дебюты (Modern Chess Openings), которая многократно переиздана до сегодняшнего дня. Он был редактором Британского шахматного журнала (British Chess Magazine) 1920-1937 и повторно в течение нескольких месяцев в 1940 году. Во время Второй мировой войны Гриффит был избран почетным казначеем Британской шахматной федерации, а членом ее совета и исполнительного совета. По профессии - металлург. Умер в Хендоне (Лондон) 11 декабря 1955 года.

1873
Михаил Иванович Лавров
один из первых воздухоплавателей в российском военно-морском флоте, лейтенант. В 1903 году М.И.Лавров предложил проект судна с традиционным воздухоплавательным оборудованием: паровой лебедкой и кислотным газодобывательным аппаратом. Этот проект также не был реализован. Был смертельно ранен при отражении штурма Порт-Артура и умер 6 декабря 1904 года..

 (500x699, 119Kb)
1874
Мечислав Центнершвер (Centnerszwer)
польский физикохимик, член Краковской Академии Наук (с 1931). Окончил Лейпцигский университет (доктор философии, 1898). С 1898 г. работал в Рижском политехническом институте (с 1917 г. — профессор). В 1919-1929 гг. — профессор Латвийского университета, с 1929 г. — Варшавского университета. Основные научные работы посвящены химической кинетике, коррозии металлов и электролизу. При изучении электропроводности и других свойств неводных растворов обнаружил, что жидкая цианистоводородная кислота имеет более высокую диссоциирующую способность, чем вода. Разработал новые методы определения критического объема, давления и температуры (1903-1909). Исследовал кинетику растворения металлов в кислотах, показал большое влияние примесей в металлах на скорость этого процесса (с 1914). Работал в области истории химии.

 (448x698, 46Kb)
1876
Федор Николаевич Петров
советский государственный, партийный и научный деятель, врач-революционер, член главной редакции и научного редакционного совета издательства «Советская энциклопедия». Член КПСС с 1896. Родился в городе Москве, в семье рабочего. Русский. Поступил на медицинский факультет Киевского университета. С 1894 года участвовал в революционном движении. Принимал участие в деятельности Киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», встречался с В.И.Лениным. Член РСДРП/ВКП(б)/КПСС с 1896 года. В 1902 году Ф.Н.Петров получил диплом врача. Остался в Киеве, стал работать ординатором в клинике. В 1905 году участвовал в восстании солдат-саперов киевского гарнизона, был ранен, затем переправлен в Польшу. В 1906 году в Варшаве был арестован и приговорён военным судом к каторжным работам. Был заключен в Шлиссельбургскую крепость, в которой находился почти 7 лет до 1914 года. В 1915 году Ф.Н.Петров был сослан в Сибирь на вечное поселение в село Манзурку Верхоленского уезда Иркутской губернии, ныне Качугского района Иркутской области. Ему разрешили работать по специальности - врачом. Приходилось выполнять обязанности не только терапевта и хирурга, но быть и акушером, глазным врачом, т.е. работать по всем специальностям. После победы февральской революции 1917 году был избран депутатом Городской думы Иркутска от большевиков. Участвовал в становлении советской власти, в партизанском движении в Сибири и на Дальнем Востоке в 1918-1920 годах. В апреле 1920 года Ф.Н.Петров был назначен заместителем председателя Совета Министров, а затем министром здравоохранения Дальневосточной республики (ДВР), начальником Главного военно-санитарного управления Народно-революционной армии ДВР. Был членом Дальневосточного бюро ЦК РКП(б), возглавлял делегацию ДВР на переговорах с Японией на Дайренской конференции в 1921-1922 годах. В 1922 году Ф.Н.Петров был отозван в Москву и назначен начальником Главнауки Наркомпроса РСФСР (Главного управления научными, художественными, музейными, театральными и литературными учреждениями и организациями Народного комиссариата просвещения РСФСР). За время работы на этом посту 1922-1928 годах участвовал в реорганизации Академии наук, создании ряда научно-исследовательских институтов, подготовил к печати книгу «Десять лет советской науки» (1927). С 1929 по 1933 годы возглавлял Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС). Активно участвовал в развитии советского энциклопедического дела. Был заместителем главного редактора 1-го издания Большой советской энциклопедии (1927-1941), директором Государственного института «Советская энциклопедия» (1941-1949), членом Главной редакции трёх изданий БСЭ, в 1959-1973 членом Научно-редакционного совета издательства «Советская энциклопедия», главным редактором и членом редакций многих энциклопедических и словарных изданий. Ф.Н.Петрову принадлежат труды по истории науки и партии, он был членом редколлегии многотомной «Истории Коммунистической партии Советского Союза» и журнала «Вопросы истории КПСС» (с 1962). Автор работ и воспоминаний по истории партии, о В.И.Ленине и ряда статей по вопросам истории науки, музееведения и культурного строительства в СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 года Петрову Фёдору Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№ 10000). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1971 года Петров Фёдор Николаевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда. Жил в городе-герое Москве. Скончался в Москве 28 мая 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7-й участок). Награждён 4 орденами Ленина (22 июля 1946, 23 марта 1956, 21 июля 1961, 21 июля 1966), орденом Трудового Красного Знамени (25 сентября 1944), медалями. Сочинения: 65 лет в рядах Ленинской партии. Воспоминания. Москва, 1962; Героические годы борьбы и побед. Москва, 1968.
Petrov_memdoska_Moskva (597x700, 197Kb)
Памятник установлен в Москве по адресу: Страстной бульвар, 13. В этом доме размещалось историко-литературное объединение старых большевиков при Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Памятник открыт в 1977 году. Скульптор Б.В.Едунов, архитектор М.Д.Насекин. Сочинения: 65 лет в рядах Ленинской партии. Воспоминания, Москва, 1962; Героические годы борьбы и побед, Москва, 1968.

1878
Леон Иосифович Кордыш
украинский физик-теоретик. Окончил Киевский университет (1900). Работал с перерывами в Киевском университете (с 1917 г. – профессор) и Киевском политехническом институте (с 1922 г. – профессор). С 1927 г. также руководил секцией теоретической физики Киевской научно-исследовательской кафедры физики, а после ее преобразования в 1929 г. в Научно-исследовательский институт физики возглавлял отдел этого института. Работы в области механики, акустики, спектроскопии, атомной физики, термодинамики, квантовой теории, теории относительности, квантовой механики.

1878
 (554x699, 222Kb)
1878
Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя и фамилия – Генрик Гольдшмит, Goldszmidt)
польский писатель, педагог, врач. Родился в Варшаве в семье юриста. Мальчику не исполнилось двенадцати лет, когда, внезапно обанкротившись, заболел и умер его отец. Генрик, продолжая учиться в гимназии, становится гувернером в богатых домах. Владел польским, еврейским и русским языками. Хорошо знал немецкий и французский. В 1898 оканчивает русскую гимназию и становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак начинает активную журналистскую деятельность. Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный талант формировала великая русская литература 19 в, особенно творчество Чехова. В 1904 заканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице Варшавы. В том же году участвует в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя. По возвращению с войны снова работает в одной из детских клиник. В 1905 выходит первая повесть Дитя Гостиной, принесшая ему первую известность. Кроме того, он работает в десткой клинике, где на протяжении семи лет лечит не только тела, но и души детей, делает все возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли. Больных детей он воспринимает, как самый «обездоленный и распятый класс». Он попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых. Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью становится для него доверие детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания и провозглашает: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание». Педагогический талант Корчака проявляется в организации детских лагерей, где он помогает детям строить свое государство, в котором все равны. В 1907 и 1908 гг. работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей. В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Первой мировой войны он – ординатор полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год он живет в Киеве, где знакомится с польской общественницей Марией Фальской, а после войны они вместе организует варшавский детский приют «Наш Дом». В военные годы зарождается одна из главных его педагогических книг Как любить ребенка (1918), ставшая жизненным кредо автора. «Детей нет – есть люди, – утверждал Корчак. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Он решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке… В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта». В 1918 возвращается в Варшаву. Преподает в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете. Работая на польском радио, он становится советчиком для десятков тысяч слушателей. Стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Корчак создает в «Доме Сирот» выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры. Понять и простить – вот лейтмотив детского суда. Этот суд рассмаиривал и поступки самого Корчака: «Когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда сгоряча оскорбил судью. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни». Корчак создал «Малый Пшеглёнд», печатную газету, выпускаемую самими детьми. Помимо новаторской газеты, он мечтал, чтобы для детей было создано столько же театров, сколько и для взрослых. Столько же концертных залов и галерей, с произведениями детей-художников.
 (464x699, 385Kb)
Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. Он возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался. 5 августа 1942 детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру. Помимо работы с детьми, Корчак успел воплотить свой опыт в книги: Школа жизни (1907–1908), Слава (1913), Исповедь мотылька (1914), Роковая неделя (1914), Воспитательные моменты (1919), О школьной газете (1921), Банкротство юного Джека (1924), Когда я снова стану маленьким (1925), Право ребенка на уважение (1929), Правила жизни (1930), Кайтусь-волшебник (1935), Упрямый мальчик. Жизнь Л.Пастера (1938), Шутливая педагогика (1939). Особое место среди книг Корчака занимает дилогия Король Матиуш I и Король Матиуш на безлюдном острове (1923). Сочинения: Wybуr pism, t. 1—4, Warsz., 1958; в русском переводе — Избранные педагогические произведения. (Предисловие М.Ф.Шабаевой), Москва, 1966; Когда я снова стану маленьким. Повести, Москва, 1964. Литература: Мойтлис Е.Л., Януш Корчак, "Советская педагогика", 1958, № 8; Mortkowicz-OIczakowa ., J. Korczak, 2 wyd., Warsz., 1961.

1878
Люсьен Февр
французский историк. Член Академии моральных и политических наук (1951). Профессор университетов Дижона (1912-1914), Страсбург (1919-1933), Коллеж де Франс (с 1933). С 1948 г. возглавил в Практической школе высших знаний 6-ю секцию («Экономические и социальные науки»). Совместно с М.Блоком основал в 1929 г. журнал «Аnnаlеs D`histоirе Есоnоmiquе Еt Sосiаlе» (с 1946 г. – «Аnnаlеs. Есоnоmiеs. Sосiеtеs. Сivilisаtiоns»). Подчеркивал, что путь к познанию истории лежит через всестороннее познание общества. Обращался к изучению географии, аграрных отношений, торговли, социального строя, языка, религии, культуры, исторической психологии. Хронологически его исследования охватывают как средние века, так и новое время (вплоть до современности); однако в центре его интересов – Возрождение, особенно ХVI в. Придавал большое значение изучению общественной психологии в разные эпохи, признавая обусловленность психического склада людей их общественным бытием.

1879
Д’Ор Осип Львович (полный псевдоним - О.Л.Д’Ор, по созвучию с названием популярного французского одеколона «Олд’ор»; настоящее имя - Иосиф Лейбович Оршер)
прозаик-сатирик, юморист и журналист. Примерно в 1906 г. познакомился с Тэффи в Санкт-Петербургской газете «Свободные мысли». В 1908–1918 гг. публиковался в «Сатириконе» и в «Новом Сатириконе». Автор книги «Русская история, обработанная «Сатириконом» (Санкт-Петербург, 1911, 1912), дополняющей написанную Тэффи, Дымовым и Аверченко «Всеобщую историю, обработанную «Сатириконом» (Санкт-Петербург, 1910). После революции сотрудничал в органах советской печати («Правда», «Красные огни», «Бегемот» и др.). Умер 19 февраля 1942 года.

1882
Конрад Кнопп
немецкий математик. Работал в Тюбингене. Основные работы относятся к математическому анализу, в частности к теории рядов. Известнее метод суммирования Кноппа.

1882
Эдуард Хоппер (Edward Hopper)
американский художник, представитель магического реализма. Родился в Найаке (штат Нью-Йорк) в семье владельца магазина. Решив стать художником, учился в Нью-йоркской художественной школе (1900–1906), где его главным наставником был Р.Генри (Хенрай). В 1906–1910 совершил три поездки в Европу. Испытал большое влияние как местного, американского («школа мусорных ящиков», главой которой был Генри), так и французского импрессионизма. Принял участие в авангардной выставке «Армори шоу» в Нью-Йорке (1913), но в целом остался равнодушным к радикальному арт-авангарду. Освоив техники офорта и литографии, до 1924 зарабатывал на жизнь в сфере рекламы и книжно-журнальной иллюстрации. В 1920-е годы сформировался его самобытный живописный стиль, нашедший оптимальное выражение в городских жанрах, интерьерах, а также в пейзажах Нью-Йорка и провинциальной Америки. Сдержанные, прохладные по тону, сравнительно небольшие по формату картины Хоппера проникнуты лирической меланхолией, поэзией пустых пространств либо (при наличии фигур) мотивами человеческого одиночества и отчуждения (Дом у железной дороги, 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Двусветный маяк, 1929, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Раннее воскресное утро, 1930, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк; Полунощники, 1942, Чикагский художественный институт). Близкие по тематике регионализму, вещи Хоппера, однако, лишены свойственного последнему социального гротеска, воплощая в себе «золотую середину» углубленно-созерцательного реализма. С годами в его живописи усилилась эмоциональная роль света, предстающего порой главным «героем» образов (Солнечный свет на втором этаже, 1960, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк). Умер Хоппер в Нью-Йорке 15 мая 1967 года. Многие из картин мастера, пользуясь большой популярностью, стали национальными художественными архетипами, часто фигурируя на книжных обложках, в визуальной рекламе, расходясь рекордными тиражами в открытках и постерах.

1884
Александр Осипович Маковельский
советский философ, историк философии, переводчик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946), академик Академии Наук Азербайджанской ССР (1949). Родился в Гродно. Окончил историко-филологический факультет Казанского университетата, / 1907 /, с 1912 – доцент, с 1918 - профессор этого же университетата. С 1920 жил в Баку. В 1920—1960 профессор университета и других учебных заведений в Баку. В 1945—1950 директор, с 1950 старший научный сотрудник института философии и права Академии Наук Азербайджанской ССР. Основные труды по истории античной философии, а также по истории философии народов Ближнего Востока, диалектическому материализму, логике и психологии. В переводе Маковельского и с его комментариями изданы многочисленные труды древнегреческих философов. Выдающихся успехов достиг в области комментированных переводов и издания 'Фрагментов досократиков' Дильса. (Огурцов А. в книге: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. Москва, 1995. Страница 333). Умер в Баку 16 декабря 1969 года. Основные труды – по истории античной философии, философии народов Ближнего Востока. Главные сочинения 1. Введение в философию. Тома 1-2. Казань, 1912 - 1916; 2 / Досократики. Части 1 - 3. Казань, 1914 - 1919. Сочинения: Введение в философию. Казань, 1912-1916. Части 1-2; Мораль Эпиктета. Казань, 1912; Понятие о душе в Древней Греции. Варшава, 1913; Досократики. Казань, 1914-1919. Части 1-3; Досократова философия: Обзор источников. Казань, 1918. Часть 1; Софисты. Баку, 1940-1941. Выпуски 1-2; Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; Авеста. Баку, 1960; История логики. Москва, 1967; Категория причинности и законы природы и общества, Москва, 1961.

1885
Иван Вячеславович Якушкин
российский растениевод, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (с 1935). Окончил Московский сельскохозяйственный институт (1909). В 1909-1911 гг. – уездный агроном Полтавской губернии, в 1912-1917 гг. работал в Московском сельскохозяйственном институте, в 1917-1920 и 1922-1932 гг. – профессор Воронежского сельскохозяйственного института, одновременно в 1922-1932 гг. – директор организованной им Рамонской свекловичной опытной станции. С 1932 г. – профессор и заведующий кафедрой растениеводства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Основные научные работы относятся к теории и практике растениеводства. Разрабатывал вопросы агротехники и селекции сахарной свеклы, кукурузы, пшеницы, картофеля и других сельскохозяйственных культур. Обобщил научные достижения и производственный опыт в учебнике «Растениеводство» (1947). Сталинские премии (1942, 1948).

1886
Хелла Вуолийоки (Wuolijoki; псевдонимы - Юхани Тервапяя и Феликс Тули)
финская писательница. По национальности эстонка. Окончила Хельсинкский университет (1908). Входила в группу "Кийла". Член Демократического союза народа Финляндии, депутат сейма в 1946-1948. Первая пьеса Вуолийоки "Дети дома" (1912), роман "Жители Затуманного" (части 1-2, 1914-1933), пьесы "Койдула" (1932) и "Горящая земля" (1936, на эстонском языке) - о жизни эстонского народа. Социальные драмы "Министр и коммунист" (1932) и "Закон и порядок" (1933, издание 1948) - первые сочинения Вуолийоки на финском языке. В цикле реалистических пьес об обитателях родового поместья Нискавуори - "Женщины Нискавуори" (1936, русский перевод 1956), "Хлеб Нискавуори" (1938, русский перевод 1957), "Молодая хозяйка Нискавуори" (1940), "Хета Нискавуори" (1953) и др. показан крах патриархального быта и помещичьих "каменных гнёзд". Вуолийоки - автор пьес "Хулда Юуракка" (1937), "Юстина" (1937, русский перевод 1959), "Зелёное золото" (1938) и др. В 1943 за антифашистскую деятельность Вуолийоки был вынесен смертный приговор, заменённый пожизненным заключением; освобождена в 1944. В тюрьме написала две части автобиографической трилогии: "Школьницей в Тарту" (1945), "Студенческие годы в Хельсинки" (1945); 3-я часть - "Я стала деловой женщиной" (1953). Автобиографическая книга "Я не была заключённой" (1944) проникнута верой в победу СССР над фашизмом и в демократические силы Финляндии. Умерла 2 февраля 1954 года.

 (700x595, 85Kb)
1887
Густав Людвиг Герц (Gustav Ludwig Hertz)
немецкий физик. Нобелевская премия по физике (совместно с Дж.Франком), 1925. Родился в Гамбурге в семье юриста, племянник знаменитого физика Генриха Герца. После окончания школы в Гамбурге, продолжил образование в Геттингенском университете (1906), затем учился в университетах Мюнхена и Берлина (окончил в 1911). Работал ассистентом-исследователем в Институте физики Берлинского университета (1913). В Первую мировую войну был мобилизован (1914), в 1915 был тяжело ранен. В Берлин вернулся приват-доцентом в 1915. С 1920 по 1925 работал в лаборатории физики при фабрике ламп накаливания Сименса в Эндховене (Нидерланды). В 1925 был избран профессором-резидентом и директором Института физики в Галле, в 1928 вернулся в Берлин как директор Института физики Шарлоттенбургском технологическом университете. По возвращении в Берлин перестраивал Институт физики. К этому времени относятся его работы по созданию метода разделения изотопов неона посредством диффузионного каскада. В 1935 из-за еврейских корней вынужден был покинуть свой пост, не имел права преподавать в Германии. Вернулся в промышленность директором исследовательской лаборатории компании Сименс. С 1945 по 1954 был заведующим исследовательской лабораторией в Советском Союзе, а затем стал профессором и директором Института физики при университете Карла Маркса в Лейпциге. В 1961 – заслуженный деятель науки в отставке, с тех пор жил на пенсии сначала в Лейпциге, затем в Берлине. Научная деятельность Герца началась с исследования поглощения инфракрасного излучения двуокисью углерода в зависимости от давления и парциального давления. До мобилизации он занимался и измерениями потенциалов ионизации различных газов. Позже вместе с Франком он занялся одной из фундаментальных нерешенных проблем того времени – установлением количественных соотношений между длинами волн спектральных линий атома. Герц и Франк определили потери энергии электрона при столкновениях с атомом и полученные результаты оказались в хорошем согласии с теорией атома Бора, согласно которой у атома может быть бесчисленное число стационарных состояний, каждое из которых характеризуется некоторым уровнем энергии, и разность между двумя уровнями энергии, деленная на постоянную Планка, является частотой колебаний спектральной линии, которую может излучать атом. В 1925 Густав Герц и Джеймс Франк получили Нобелевскую премию по физике за открытие законов, управляющих столкновением электрона с атомом. Г.Герц был членом Германской Академии Наук (Берлин), членом-корреспондентом Геттингенской Академии Наук, почетным членом Венгерской Академии Наук, членом Чехословацкой Академии Наук, иностранным членом Академии Наук СССР. Обладатель медали Макса Планка (Германское физическое общество). Скончался 30 октября 1975 года в Берлине. Сочинения: Hertz Gustav. Über die Anregungs- und Ionisierungsspannungen von Neon und Argon und ihren Zusammenhang mit den Spektren dieser Gase. Braunschweig 1923 in: Zeitschrift für Physik. 18. S.307–316, Abb. Z 452–18; Hertz Gustav. Bohrsche Theorie und Elektronenstoss. Berlin, 1923 in: Die Naturwissenschaften. 11(1923)27. S.564–567 Z 668-11; Hertz Über die Anregung von Spektrallinien durch Elektronenstoss. 1924; in: Zeitschrift für Physik. 22. S.18-26, Abb. Z 452–22, 1925

 (560x699, 97Kb)
1888
Зельман Абрахам Ваксман (Selman Abraham Waksman)
американский микробиолог, удостоенный в 1952 Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие стрептомицина – первого эффективного противотуберкулезного антибиотика. Родился в Прилуках близ Киева. В 1910 переехал в США. Окончил сельскохозяйственный колледж университета Рутгерса в Нью-Браунсуике (1915) и Калифорнийский университет (1918). В 1940 стал профессором микробиологии университета Рутгерса, в 1949 возглавил институт микробиологии при этом университете. Основные работы Ваксмана посвящены микробиологии и изучению антибиотиков. Ученый исследовал процессы распада растительных и животных тканей, природу и происхождение гумуса, почвенные и морские микроорганизмы. В 1932 Американская ассоциация по борьбе с туберкулезом поручила Ваксману провести исчерпывающие поиски продуцентов антимикробных веществ. Исследуя причину гибели туберкулезной палочки в почве, он сделал вывод, что исчезновение бацилл связано с микробным антагонизмом: одна бактерия продуцирует вещество, убивающее другую бактерию. Для подобных веществ им было предложено общее название «антибиотики». В 1943 Ваксман получил мощный антибиотик стрептомицин, синтезируемый грибами из группы актиномицетов. Он великолепно дополнял пенициллин, уничтожая те бактерии, которые еще оставались неуязвимыми. В частности, испытания, проведенные в клинике Мейо в Рочестере, показали его эффективность при терапии неизлечимых ранее форм туберкулеза. Помимо стрептомицина Ваксман выделил неомицин, кандицин и другие антибиотики. Среди его многочисленных трудов – Ферменты (Enzymes, 1926, совместно с У.Дэвисоном), Почва и микроб (The Soil and the Microbe, 1931, совместно с Р.Старки), Антагонизм микробов и антибиотические вещества (Microbial Antagonisms and Antibiotic Substances, 1945; 2-е изд. 1947) и Моя жизнь с микробами (My Life with the Microbes, 1954). Умер Ваксман в Хайаннисе (штат Массачусетс) 16 августа 1973 года.

1888
Маргарита Ксиргу
испанская актриса. Выступала в театрах Барселоны, Мадрида. После установления франкистского режима (1939) работала в Аргентине, Уругвае. Играла в пьесах Ф.Гарсии Лорки.

1889
Фридрих Веллер
немецкий индолог и буддолог. В 1938-1958 профессор и заведующий кафедрой санскрита (индологии), а также руководитель Индийского института Лейпцигского университета (с 1953 - университета имени Карла Маркса). Автор многих исследовательских работ в области индологии, истории и культуры Центральной Азии (а также тибетологии), В. внёс значительный вклад в исследование индийских, тибетских, китайских, монгольских и согдийских письменных источников, важных для изучения буддизма. Издал и перевёл ряд буддийских памятников (тибетский текст "Буддхачариты" Ашвагхоши, тибетские и монгольские тексты "Брахмаджаласутры", перевод "Кашьяпа-париварты" и др.). Национальная премия ГДР (1955).

1889
Жорж Жюльен Адольф Жиро
французский математик, член-корреспондент Парижской Академии Наук (с 1936). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1914). В 1915-1931 гг. - профессор факультета наук в Клермон-Ферране. Затем ушел в преподавательской работы по состоянию здоровья и занялся исключительно научной работой. Один из создателей теории псевдодифференциальных операторов. Многие работы посвящены эллиптическим операторам и соответствующим граничным задачам. Изучил (1940) фигуры равновесия вращающейся жидкости с твердым ядром. Трижды лауреат премий Парижской Академии Наук.

1889
Джеймс Уэйл
американский режиссер.

1890
Вера Александровна Варсанофьева
советский геолог. Первая женщина, получившая учёную степень доктора геолого-минералогических наук (1935). Ученица А.П.Павлова. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1945). Профессор 2-го Московского университета (1925-1929), с 1930 - Московского педагогического института имени В.И.Ленина; вице-президент Московского общества испытателей природы (1942). Варсанофьева изучала стратиграфию палеозойских отложений бассейна верхней Печоры, геоморфологию Северного Урала и провела первый анализ развития его рельефа. Варсанофьева известна также работами по истории геологической науки и истории преподавания геологических дисциплин в России, популяризации геологических знаний. За совокупность геологических работ удостоена золотой медали имени А.П.Карпинского Академии Наук СССР (1950). Награждена орденом Ленина и др. орденами и медалями. Именем Варсанофьевой названа одна из вершин Приполярного Урала. Скончалась 29 июня 1976 г.

1890
Юрий (Георгий) Николаевич Зубовский
русский поэт и прозаик, автор фантасмагорического сборника стихотворений "Из городского окна". В его поэзии сказочные и экзотические сюжеты мирно уживались с подчеркнуто реалистическими, а "кабацкие" мотивы - с тонко выписанными картинами природы. Одно из стихотворений сборника - "Было зимно... Пели вьюги..." - до сих пор ошибочно приписывается Александру Вертинскому (песня "Пикколо Бамбино").

1891
Александр Иванович Гегелло
советский архитектор, вице-президент Академии архитектуры СССР (1950-1953). В 1920 г. окончил Институт гражданских инженеров, в 1923 г. - Академии Художеств в Петрограде. Его творчество сложилось под влиянием И.А.Фомина. В конце 20-х-1-й половине 30-х гг. участвовал в разработке новых типов обществ, зданий - домов культуры, кинотеатров и др.: Дворец культуры имени А.М.Горького (1925-1927, с Д.Л.Кричевским), Выборгский дом культуры (1925-1927, с Г.А.Симоновым), больница имени С.П.Боткина (1927-1938), кинотеатр Гигант (1934-1936, с Д.Л.Кричевским) - в Ленинграде. В 1927 г. по его проекту в простых и строгих формах был сооружён памятник-шалаш В.И.Ленину в Разливе. Участвовал в строительстве крупных жилых массивов Ленинграда - Тракторной улицы (1925-1927), Московского проспекта (1937-1940) и др. Преподавал в Политехническом институте в Петрограде (1920-1924) и Ленинградском институте инженерного коммунального строительства (1928-1933).

1891
Илай Калбертсон
самый авторитетный американский мастер карточной игры бридж. Его отец был разведчиком нефтяных месторождений и большую часть своей жизни провел в поисках нефти в Европе. Детские и юношеские годы Калбертсона поэтому прошли в России. Он учился в Женеве и Париже, юношей принимал активное участие в революционных событиях на Кавказе, в Мексике и Испании. Когда отец потерял все свое состояние во время русской революции, Калбертсон перебрался в Америку, где раньше учился в Йельском университете. Перебрав ряд профессий, он стал профессиональным игроком в бридж, основал журнал Bridge World, с успехом выступал в турнирах в паре с женой, читал лекции и выпускал книги по бриджу. Когда в конце 30-х гг. стала очевидной угроза новой войны, он бросил карты и вернулся к политической деятельности. Калбертсон стал основателем Всемирной федерации, а в 1946 — Комитета граждан за реформы в ООН, в которых ратовал за поддержание мира на планете с помощью международных миротворческих сил. Он автор книг "Всеобщий мир" и "Должны ли мы воевать с Россией?".

1892
Кирилл Михайлович Зданевич
Xудожник-авангардист; один из первооткрывателей, коллекционер, пропагандист и исследователь творчества знаменитого груз. художника Нико Пиросманашвили. Родился в Коджори близ г. Тифлис. В 1911 окончил 1-ю Тифлисскую гимназию и Курсы живописи и рисования Н.В.Склифосовского в Тифлисе; затем студент Академии Художеств в СПб. В 1912 "открыл" Н.Пиросмани. В 1917-1920 жил в независимой Грузии, в 1920-1921 в Константинополе и Париже. В марте 1921 вернулся в Тифлис, затем жил в Москве. Член Московского товарищества художников. Арестован; 30 июля 1949 ОСО при МГБ СССР осужден на 15 лет ИТЛ (статья 58-1а); отбывал срок в ДубравЛаге (Мордовия). Освобожден 25 феврале 1957, в марте того же года реабилитирован. Умер в Тбилиси.

1892
Артур Зейс-Инкварт
бывший министр внутренних дел Австрии, который после аншлюса страны возглавил нацистское правительство. К концу войны он был рейхскомиссаром оккупированной Голландии, а до того успел отличиться и в Польше. На Нюрнбергском процессе Зейс-Инкварт числился среди главных военных преступников и был приговорен к смертной казни через повешение.

1892
Владимир Иванович Пономарев
балетный танцовщик, педагог и балетмейстер, главный репетитор Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Заслуженный артист РСФСР (1934). Родился в Санкт-Петербурге. По окончании Санкт-Петербургского театрального училища с 1910 в Мариинском театре. Участник Русских сезонов (1911-1912). Партии: раб Клеопатры ("Египетские ночи"). Кузнечик ("Капризы бабочки"), Солор; Юноша ("Шопениана"), Франц; Арлекин ("Карнавал"), Голубая птица; Сатир ("Царь Кандавл"), Грен-гуар ("Эсмеральда"), Монтекки ("Ромео и Джульетта"). Пономарев - мастер классического танца. Отличался благородной манерой дуэтного танца, строгим изяществом исполнения сольных вариаций. Разработал собственный метод преподавания мужского классического танца. В 1913-1950 преподавал в ЛХУ. Ученики: П.А.Гусев, А.Н.Ермолаев, Л.M.Лавровский, В.M.Чабукиани, К.M.Сергеев, А.И.Пушкин, С.С.Каплан, Ю.Н.Григорович, А.А.Макаров, Н.А.Зубковский. Преподавал в Венгерском оперном театре (Будапешт). С 20-х гг. выступал как балетмейстер. Поставил "Красный мак" (1929, совместно с Ф.В.Лопуховым, Л.С.Леонтьевым); возобновил балеты: "Баядерка" (1941, совместно с Чабукиани), "Жизель" (1941), "Тщетная предосторожность" (1943), "Ручей" Л.Делиба и Л.Ф.Минкуса (1925, совместно с А.Я.Вагановой). В 1935-1938 помощник художественного руководителя балетной труппы, в 1941-1944 исполняющий обязанности художественного руководителя, в 1944-51 главный репетитор Театра имени Кирова, в 1938-1939 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского Малого театра. Литература: Михайлов M.M. Молодые годы Ленинградского балета. Ленинград. 1974; Альберт Г., Тысячекратно в детях возрождающийся. "Советский Балет", 1983, ј 2. Умер в Будапеште 21 марта 1951 года.

1893
Карл Меннингер (Karl Augustus Menninger)
американский врач-психиатр, который вместе со своим отцом Чарльзом Меннингером и младшим братом разрабатывали новые методы лечения психических больных. Они соединили две концепции: психоаналитическое понимание поведения больных, с точки зрения их лечения, и использование социальной среды больницы как дополнение к основной терапии. С целью объединения медицинской практики, научных исследований и специального образования, семейство Меннингеров создало в 1941 году Фонд Меннингера и четыре года спустя – Меннингеровскую школу психиатрии. Умер 18 июля 1990 года.

1894
Оскар Мария Граф
немецкий писатель. В 1933 г. эмигрировал, обратился к нацистскому правительству с открытым письмом-памфлетом «Сожгите меня» (1933). Его первые книги – сборники стихов «Революционеры» (1917), повесть «Ранняя пора» (1922, русский перевод 1925). Роман «Мы в ловушке» (1927) автобиографичен. Одно из значительных произведений антифашистской литературы – роман «Антон Зиттингер» (1937, русский перевод 1939). Роман «Беспокойство, вызванное миротворцем» (1948) рисует быт баварской деревни. В романе «Завоевание мира» (1948) описываются страшные последствия атомной войны. Известны также пьеса «Баллада маленького городка» (1952), роман «Бегство в посредственность» (1959), сборник рассказов «Большое зеркало крестьянина» (1962).

1894
Бьерн Коллиндер
шведский лингвист, член Шведской академии Густава Адольфа (1936 г.). Профессор университета в Упсале (с 1933 г.). Автор этимологического словаря и сравнительной грамматики уральских языков, трудов по проблемам родства уральских языков с индоевропейскими, алтайскими, юкагирскими работ по саамскому и другим финно-угорским языкам (описательная и историческая фонетика, заимствования и др.). Опубликованы работы по индоевропеистике, германистике, тюркологии, интерлингвистике, по общему языкознанию. Переводчик У. Шекспира, Еврипида, Старшей Эдды, Млад

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку