-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110444
Комментариев: 6802
Написано: 118917


18 июля родились...

Среда, 18 Июля 2012 г. 00:08 + в цитатник
 (551x699, 83Kb)
1552
Рудольф II
король Германии (римский король) с 27 октября 1575 по 2 ноября 1576, избран императором Священной Римской империи с 2 ноября 1576 (в последние годы фактически лишён власти), король Богемии с 6 сентября 1575 по 23 мая 1611 (под именем Рудольфа II коронация 22 сентября 1575), король Венгрии с 25 сентября 1572 по 25 июня 1608, эрцгерцог Австрийский с 12 октября 1576 (под именем Рудольфа V). Родился в Вене. Сын и преемник Максимилиана II. Воспитывался при дворе своего двоюродного дяди короля Испании Филиппа II и совершенно не походил на своих непосредственных предшественников; католики возлагали на него большие надежды, так как он вынес из Испании ненависть к ереси и мог быть послушным орудием в руках иезуитов. Немецкий историк Фолькер Пресс говорит о нём: «Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьезный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась все более характерным признаком его правления». Досадуя на своё бессилие, император стремился отгородиться от общества и предаться художественным и оккультным увлечениям; постепенно у него развивались телесные и психические заболевания. Любимцами императора были люди низкого происхождения, потакавшие его прихотям (Филипп Ланг, Иероним Маховский и другие). В Пражском Граде, где с 1583 г. жил Рудольф (стремясь покинуть Вену, где не пользовался популярностью), им была собрана громадная коллекция книг, рукописей, картин, монет и всяких редкостей, пострадавшая от грабежей во время Тридцатилетней войны. Рудольф сыграл большую роль в ренессансной перестройке Праги и особенно Града. К своему двору император, игравший роль мецената, привлёк учёных и деятелей искусства различных стран — при нём в Праге работали астрономы Иоганн Кеплер и Тихо Браге, художники Бартоломей Шпранглер и Джузеппе Арчимбольдо (автор знаменитого портрета Рудольфа), скульптор Адриан де Врис. Под руководством минералогов Рудольф собрал «Кунсткамеру» — коллекцию драгоценных камней и минералов различных регионов. Император занимался также различными «оккультными науками», в частности, пытался найти философский камень. В то время граница между астрономией и астрологией, минералогией и алхимией ещё была нечёткой. К нему были приглашены английские астрологи и алхимики Эдвард Келли и Джон Ди, занимавшиеся также и вполне серьёзными с современной точки зрения изысканиями в области математики и астрономии. Алхимиком был и работавший при его дворе (и умерший в Праге) великий астроном Тихо Браге. С кругом Рудольфа некоторые связывают таинственную рукопись Войнича. Став императором, Рудольф II шесть лет не собирал имперского сейма, но должен был созвать его в 1582 г., ввиду необходимости просить у империи помощи против турок, а также ввиду религиозных споров. Рудольф II начал искоренять протестантизм в Австрии, Чехии и Венгрии. В Австрии почти все дворянство и все города исповедывали протестантизм. С восшествием на престол Рудольфа здесь началась сильная католическая реакция, а также борьба абсолютизма с областными сеймами и самоуправлением городов. Особенной силой отличалась реакция в Моравии. Протестантские члены верхнеавстрийского и нижнеавстрийского ландтагов заключили между собою союз (1603) для защиты протестантизма; католики также составили унию (1605). В Венгрии владычество австрийцев переносилось весьма неохотно. Видя общее недовольство, Рудольф II думал привлечь общественное мнение на свою сторону войной с турками. Всеобщее восстание продолжало, однако, быть неизбежным, и родственники Рудольфа сочли необходимым отнять у него власть в пользу его брата Матвея (апрель 1606 г.), сделавшего громадные уступки протестантам. По договору 1608 г. Рудольф II отдал Матвею Венгрию, эрцгерцогство Австрийское и Моравию и объявил его своим наследником в Богемии. Для удержания за собой чехов Рудольф II вынужден был подписать 9 июля 1609 г. составленный сеймом акт, получивший название «грамоты величества» (Majestätsbrief). На основании этой грамоты утраквисты и чешские братья были уравнены в правах с католиками. Чехи-протестанты получили право строить храмы, заводить училища, иметь свои синоды и избирать комитет из 24 дефенсоров, по 8 от каждого из 3-х сословий сейма. Комитет должен был руководить действиями консистории, управлять делами Пражского университета, собирать войско, взимать налоги для его содержания, а в случае надобности — созывать представителей протестантского населения для совещаний об общем деле. Рудольф II придумывал средства отнять у Матвея отданные ему земли, интриговал против него, но всё-таки должен был отречься от чешской короны. 23 мая 1611 г. Матвей был коронован, а Рудольфу дали пенсию и сохранили за ним внешний почёт. Лишённый власти, изнурённый болезнью и помешательством, Рудольф II умер в Праге 20 января 1612 года, не оставив законного потомства, так как не был женат. Из шестерых незаконнорожденных отпрысков Рудольфа (от Катерины Страда, дочери императорского антиквара) старший, Юлий Цезарь Австрийский, унаследовал психическую болезнь отца и умер в заточении после того, как с особой жестокостью убил свою любовницу. Рудольф был похоронен в пражском соборе Святого Вита. Он был последним монархом, погребённым в Чехии. Литература: Gindely, «Rudolf II» (Прага, 1868); Bezold, «K. Rudolf II und die heilige Liga».

Robert Hooke (525x699, 54Kb)
1635
Роберт Гук (Хук; Robert Hooke)
английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист. Гука можно смело назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, но и во многих других науках ему принадлежат зачастую одни из первых основополагающих работ и множество открытий. Родился во Фрешуотере (графство Айл-оф-Уайт) в семье священника местной церкви. Отец Гука, пастор, подготавливал его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии, однако, молодой Гук получил интерес к научным занятиям и вследствие этого был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал языки латинский, древнегреческий, еврейский, но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учёными Оксфордского университета, в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом известного Роберта Бойля. C 1662 был куратором экспериментов при Лондонском Королевском обществе (с момента его создания). В 1663 Королевское общество, признав полезность и важность его открытий, сделало его своим членом. В 1677—1683 был секретарём этого общества. С 1664 — профессор Лондонского университета (профессор геометрии в Gresham College). В 1665 публикует «Микрографию», где описаны его микроскопические и телескопические наблюдения, содержащую публикацию существенных открытий в биологии. С 1667 Гук читает «Кутлеровские (Cutlerian or Cutler) лекции» по механике. В течение своей 68-летней жизни Роберт Гук, несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много научных открытий, изобретений и усовершенствований. Более 300 лет назад он открыл клетку, женскую яйцеклетку и мужские сперматозоиды. К числу открытий Гука принадлежат: открытие пропорциональности между упругими растяжениями, сжатиями и изгибами, и производящими их напряжениями (закон Гука); правильная формулировка закона всемирного тяготения (приоритет Гука оспаривался Ньютоном, но, по-видимому, не в части формулировки; кроме того, Ньютон утверждал о независимом и более раннем открытии этой формулы, которую, однако, до открытия Гуком никому не сообщал); открытие цветов тонких пластинок (то есть, в конечном итоге, явления интерференции света); идея о волнообразном распространении света (более или менее одновременно с Гюйгенсом), экспериментальное обоснование её открытой Гуком интерференцией света, волновая теория света; гипотеза о поперечном характере световых волн; открытия в акустике, например, демонстрация того, что высота звука определяется частотой колебаний; теоретическое положение о сущности теплоты как движения частиц тела; открытие постоянства температуры таяния льда и кипения воды; закон Бойля (каков здесь вклад Гука, Бойля и его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) — не до конца ясно); живая клетка (с помощью усовершенствованного им микроскопа; Гуку же принадлежит сам термин «клетка» — cell); непосредственное доказательство вращения Земли вокруг Солнца изменением параллакса звезды γ Дракона (во второй половине 1669 г.). Первое из этих открытий, как утверждает он сам в своём сочинении «De potentia restitutiva», опубликованном в 1678, сделано им за 18 лет до этого времени, а в 1676 было помещено в другой его книге под видом анаграммы «ceiiinosssttuv», означающей «Ut tensio sic vis». По объяснению автора, вышесказанный закон пропорциональности применяется не только к металлам, но и к дереву, камням, рогу, костям, стеклу, шёлку, волосу и проч. В настоящее время этот закон Гука в обобщённом виде служит основанием математической теории упругости. Что касается до прочих его открытий, то в них он не имеет такого исключительного первенства; так, цвета тонких пластинок в мыльных пузырях Бойль заметил за 9 лет ранее; но Гук, наблюдая цвета тонких пластинок гипса, подметил периодичность цветов в зависимости от толщины: постоянство температуры таяния льда он открыл не ранее членов флорентийской академии, но постоянство температуры кипения воды подмечено им ранее Ренальдини; идея о волнообразном распространении света высказана им позже Гримальди. Идею же об универсальной силе тяготения, следуя Кеплеру, Гук имел с середины 1660-х годов, затем, ещё в недостаточно определённой форме, он выразил её в 1674 в трактате «Попытка доказательства движения Земли», но уже в письме 6 января 1680 года Ньютону Гук впервые ясно формулирует закон всемирного тяготения и предлагает Ньютону, как математически более компетентному исследователю, строго математически обосновать его, показав связь с первым законом Кеплера для некруговых орбит (вполне вероятно, уже имея приближённое решение). С этого письма, насколько сейчас известно, начинается документальная история закона всемирного тяготения. Непосредственными предшественниками Гука называют Кеплера, Борелли и Буллиальда, хотя их взгляды достаточно далеки от ясной правильной формулировки. Ньютону также принадлежат некоторые работы по тяготению, предшествовавшие результатам Гука, однако большинство самых важных результатов, о которых позднее вспоминал Ньютон, во всяком случае не было им никому сообщено. В.И.Арнольд в книге «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук» аргументирует, в том числе документально, утверждение, что именно Гуком был открыт закон всемирного тяготения (закон обратных квадратов для центральной гравитационной силы), и даже вполне корректно обоснован им для случая круговых орбит, Ньютон же доделал это обоснование для случая орбит эллиптических (по инициативе Гука: последний сообщил ему свои результаты и попросил заняться этой задачей). Приводимые там цитаты Ньютона, оспаривающего приоритет Гука, говорят лишь о том, что Ньютон придавал своей части доказательства несоизмеримо большую значимость (в силу её трудности и т. д.), но отнюдь не отрицает принадлежность Гуку формулировки закона. Таким образом, приоритет формулировки и первоначального обоснования следует отдать Гуку (если, конечно, не кому-то до него), и он же, судя по всему, ясно сформулировал Ньютону задачу завершения обоснования. Ньютон, впрочем, утверждал, что сделал это же открытие независимо и раньше, но он никому об этом не сообщал, и не осталось никаких документальных свидетельств этого; кроме того, в любом случае, Ньютон забросил работы по этой теме, которые возобновил, по его признанию, под влиянием письма Гука. Ряд современных авторов полагают, что главным вкладом Гука в небесную механику было представление движения Земли в виде суперпозиции движения по инерции (по касательной к траектории) и падения на Солнце как тяготеющий центр, что оказало, в частности, серьёзное влияние на Ньютона. В частности, этот способ рассмотрения давал непосредственную базу для выяснения природы второго закона Кеплера (сохранения момента импульса при центральной силе), что явилось ключом и к полному решению кеплеровой задачи. В упомянутой выше книге Арнольда указывается, что Гуку принадлежит открытие закона, который в современной литературе принято называть законом Бойля, причём утверждается, что сам Бойль не только не оспаривает это, но явно об этом пишет (самому же Бойлю принадлежит лишь первенство публикации). Впрочем, реальный вклад Бойля и его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) в открытие этого закона мог быть и достаточно велик. С помощью усовершенствованного им микроскопа Гук наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки (термин «клетка» был введён Гуком). В своей работе «Микрография» (Micrographia, 1665) он описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе Гук изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоёв отражением света от их верхней и нижней границ. Гук придерживался волновой теории света и оспаривал корпускулярную; теплоту считал результатом механического движения частиц вещества. Изобретения Гука весьма разнообразны. Во-первых, следует сказать о спиральной пружине для регулирования хода часов; изобретение это было сделано им в течение времени от 1656 до 1658. По указаниям Гука часовой мастер Томпсон сделал для Карла II первые часы с регулирующей пружиной. Нидерландский механик, физик и математик Христиан Гюйгенс применил регулирующую спираль позже Гука, но независимо от него; зацепляющие части (echappement), придуманные ими, неодинаковы. Идею о применении конического маятника к регулированию часов Гук приписывал себе и оспаривал первенство у Гюйгенса. В 1666 он изобрёл спиртовой уровень, в 1665 представил королевскому обществу малый квадрант, в котором алидада перемещалась помощью микрометренного винта, так что представлялась возможность отсчитывать минуты и секунды; далее, когда найдено было удобным заменить диоптры астрономических инструментов трубами, он предложил помещать в окуляр нитяную сетку. Вообще Гук сделал немало усовершенствований в конструкции телескопов диоптрических и катоптрических; стёкла он шлифовал сам и много занимался наблюдениями; между прочим, он обратил внимание на пятна на поверхности Юпитера и Марса и по движению их определил, одновременно с Джованни Кассини, скорости вращений этих планет вокруг осей. В 1684 изобрёл первую в мире систему оптического телеграфа. Изобрёл множество различных механизмов, в частности для построения различных геометрических кривых (эллипсов, парабол). Предложил прототип тепловых машин. Кроме того, он изобрёл оптический телеграф, термометр-минима, усовершенствованный барометр, гигрометр, анемометр, регистрирующий дождемер; делал наблюдения с целью определить влияние вращения Земли на падение тел и занимался многими физическими вопросами, например, о влияниях волосности, сцепления, о взвешивании воздуха, об удельном весе льда, изобрёл особый ареометр для определения степени пресности речной воды (water-poise). В 1666 Гук представил Королевскому обществу модель изобретённых им винтовых зубчатых колёс, описанных им впоследствии в «Lectiones Cutlerianae» (1674). Эти винтовые колёса известны теперь под именем Вайтовых колёс. Карданово сочленение, служащее для подвеса ламп и компасных коробок на судах, Гук применил для передачи вращений между двумя валами, пересекающимися под произвольным углом. Установив постоянство температур замерзания и кипения воды, вместе с Гюйгенсом, около 1660 предложил эти точки в качестве реперных для шкалы термометра. Гук был главным помощником Кристофера Рена при восстановлении Лондона после великого пожара 1666. В сотрудничестве с Реном и самостоятельно построил в качестве архитектора множество зданий (например, Гринвичскую обсерваторию, церковь Вилленского прихода в Милтон Кинсе). В частности, сотрудничал с Реном в строительстве лондонского Собора святого Павла, купол которого построен с использованием метода, придуманного Гуком. Внёс серьёзный вклад в градостроительство, предложив новую схему планировки улиц при восстановлении Лондона. В 1665 году он опубликовал книгу под названием Micrographia, содержащую описание ряда исследований с использованием микроскопа и телескопа, а также оригинальных наблюдений в биологии. Умер Гук в Лондоне 3 марта 1703 года. Как выглядел Роберт Гук, неизвестно. Длительное время считалось, что на портрете, опубликованном 3 июля 1939 года в журнале «Тайм», изображен Гук. Лайза Джардин даже поместила его на обложку своей книги о Гуке. Однако позже исследователи пришли к заключению, что на портрете изображён фламандский химик и физиолог Ян Баптиста ван Гельмонт (1580—1644). Литература: В.И.Арнольд, «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук». Москва, Наука, 1989 г., 96 страниц; А.Н.Боголюбов, «Роберт Гук (1635—1703)». Москва: Наука, 1984; Филонович С., «Роберт Гук», Квант, 1985, № 7; L.D.Patterson, Hooke’s Gravitation Theory and Its Influence on Newton. I: Hooke’s Gravitation Theory, Isis, Vol. 40, No. 4 (Nov., 1949), pp. 327—341. Online; L.D.Patterson, Hooke’s Gravitation Theory and Its Influence on Newton. II: The Insufficiency of the Traditional Estimate, Isis, Vol. 41, No. 1 (Mar., 1950), pp. 32-45. Online; C.Wilson, Newton’s Orbit Problem: A Historian’s Response, The College Mathematics Journal, Vol. 25, No. 3 (May, 1994), pp. 193—200, doi:10.2307/2687647. Online; Early Science and Medicine, Volume 10, No. 4, December 2005. Выпуск журнала, содержащего ряд статей о вкладе Гука в теорию гравитации (авторы Niccolò Guicciardini, Michael Nauenberg, Ofer Gal, Domenico Bertoloni Meli).

Perpignan (521x700, 67Kb)
1659
Гиацинт (Иасент) Риго (французское имя - Hyacinthe Rigaud)
французский живописец-портретист, мастер парадного барочного портрета времён Людовика XIV и Людовика XV, член Королевской академии живописи и скульптуры (1700; ректор с 1735). Родился в Перпиньяне, Руссильон. Риго учился живописи в Монпелье, потом работал в Лионе. В 1681 г. он приехал в Париж, где создал обширную галерею выдающихся деятелей эпохи. Испытал влияние А. Ван Дейка. Поначалу востребованный третьим сословием, Риго с 1688 г. работал по заказам версальского двора. Излюбленный художник королевской семьи и аристократии, Ригов своих произведениях, ставших образцом для европейских парадных портретов 18 в., сочетал пышную театрализованность, парадность с индивидуальными характеристиками (портрет Людовика XIV). Интерес к реальному человеческому характеру проявился в исполненных Риго камерных портретах деятелей искусств (портрет писателя Б.Фонтенеля, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва). Следующие полвека он не писал ничего, кроме портретов. Тем не менее в 1700 году он был избран академиком живописи по исторической части. Умер в Париже 27 декабря 1743 года. Литература: Золотов Ю.К., Французский портрет XVIII века, Москва, 1968.

 (700x700, 350Kb)
1670
Джованни Батиста Бонончини (Giovanni Battista Bononcini)
итальянский композитор, виолончелист и капельмейстер. Сын Дж.М.Бонончини. Работал в Болонье, Риме, Вене, Лондоне и других городах. Известно его соперничество с Генделем в Лондоне, куда его пригласила группа аристократов, враждовавшая с поддерживавшим Генделя королем. Плодовитый, но поверхностный по стилю мастер, он написал около 25 опер (в том числе «Полифем», 1702, «Гризельда», 1718, «Астианакт», 1727) и свыше 15 сценических серенад, 7 ораторий, много кантат, хоровых композиций, мадригалов, симфоний, сонат и т. д. Умер 9 июля 1747 года.

 (538x698, 83Kb)
1720
Гилберт Уайт (Gilbert White)
английский священник и натуралист, автор труда «Естественная история и древние памятники Селборна» (1789), в котором он отразил свои наблюдения, сделанные в сельской местности вблизи своего дома в Гэмпшире. Его интересовали самые разные стороны жизни природы, в том числе пищевое поведение летучих мышей, вечерние маневры грачей и улучшение садовой почвы земляными червями. Умер 26 июня 1793 года.

 (582x699, 189Kb)
1724
Мария Антония Вальпургис (Maria Antonia Walpurgis)
жена курфюрста Саксонии Фридриха Кристиана, музыкант-любитель. Родилась в Мюнхене. Умерла в Дрездене 23 апреля 1780 года.

1754
Зикст Бахман (Sixt Bachmann)
немецкий композитор. Родился в Кеттерхаузене. В возрасте 12 лет состязался в игре на органе с 10-летним Моцартом. Впоследствии стал священником в Обермархтале, где занимался преподаванием и сочинял полифоническую музыку для церкви, фортепианную и органную музыку и др. Умер в Ройтлингендорфе 18 октября 1825 года.

1768
Жан Робер Аргáн (французское имя - Jean-Robert Argand)
был непрофессиональным математиком. В 1806 году, управляя книжным магазином в Париже, он издал идею геометрической интерпретации комплексных чисел, известную сейчас как диаграмма Аргана. Позже он ввёл термин «модуль комплексного числа» (1814—1815). Арган родился в Женеве, Швейцария. О его образовании в основном ничего неизвестно. Поскольку в изучении математики он был самоучкой, и он не принадлежит ни к одной математической организаций, то он скорее всего рассматривал математику как хобби, а не профессию. В 1806 году он с семьей переехал в Париж и, управляя книжным магазином там, издал свое «Эссе о методе представления мнимых величин» («Essai sur une manière de représenter les quantités imaginaires dans les постройки géométriques»). В 1813 году оно было переиздано во французском журнале «Annales de Mathématiques». В эссе обсуждался метод изображения в виде графика комплексных чисел через аналитическую геометрию. Темой комплексных чисел также занимались другие математики, особенно Карл Фридрих Гаусс и Каспар Вессель. Жан Робер Арган умер в Париже по неизвестным причинам 13 августа 1822 года.

feargus_oconnor (640x662, 120Kb)
1796
Фергюс Эдуард О`Коннор (Feargus Edward О'Connor)
один из лидеров чартистского движения в Великобритании, оратор и публицист. Родился в Коннорвилле, Корк, Ирландия. По национальности ирландец. С 1820-х гг. участвовал в ирландском национально-освободительном движении; занимал радикальные позиции. Был основателем (1837) и главным редактором чартистской газеты "Нортерн стар" ("Northern Star") и одним из руководителей чартистского Большого северного союза (основан в мае 1838). На чартистском конвенте 1839 в противовес У.Ловетту отстаивал революционные методы борьбы за "Народную хартию" принцип "физической силы"). Дважды (в 1840 и 1843) подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. Боролся против попыток буржуазных радикалов и фритредеров подчинить себе чартистское движение. С 1843 член Исполнительного комитета Национальной чартистской ассоциации. Антикапиталистические выступления и защита интересов рабочего класса сочетались у О`Коннора с пропагандой мелкобуржуазной утопии о возвращении рабочих к земле. В 1845 с этой целью О`Коннор основал Земельное общество. В 1847 стал первым пролетарским представителем в английском парламенте. В апреле 1848, во время подготовки выступления чартистов, проявил нерешительность, призвав по существу к отказу от революционной борьбы. После 1848 сторонники О`Коннор окончательно перешли на реформистские позиции. Умер в Лондоне 30 августа 1855 года. Сочинения: The employer and employed, L., 1844; The trial of . О`Connor and 58 others, Manchester, 1843. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, тома 4, 7, 11 (Указататель имен); Шлютер Г., Чартистское движение, перевод с немецкого, Москва, 1925; Cole С. D. Н., Chartist portraits, L., 1941.

Александр Осипович Корнилович (475x700, 59Kb)
1800
Александр Осипович Корнилович
декабрист, штабс-капитан гвардейского генерального штаба, католик. Родился в местечке Тульчин Подольской губернии (по другим сведениям — Могилёв-Подольский) Отец — Осип Яковлевич Корнилович (ум. в 1814 г.) — служитель Могилёвской таможни, мать — Розалия Ивановна Корнилович. Брат — Михаил Осипович Без-Корнилович. Сначала воспитывался в Одесском благородном пансионе, затем в Московском учебном заведении для колонновожатых, откуда 11 сентября 1816 года был выпущен прапорщиком в Свиту его императорского Величества по квартирмейстерской части. В 1816 г. вместе с Д.П.Бутурлиным занимался архивными изысканиями по проблемам военной истории Петра I и Отечественной войны 1812 г. С 1817 г. — на съёмке пространства, занимаемого войсками 1-й армии генерал-фельдмаршала М.Б.Барклая-де-Толли, после чего переведён в Гвардейский Генеральный штаб. С 1822 г. преподавал статистику и географию в школе топографов и училище колонновожатых. Опубликовал ряд статей по периоду первой четверти XVIII века и истории русских географических открытий. В 1824, вместе с Василием Дмитриевичем Сухоруковым, издал альманах «Русская Старина». Он состоял из пяти статей Корниловича под общим названием «Нравы русских при Петре Великом», и четырех статей Сухорукова, имевших заглавие «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетии».Участвовал в литературных обществах «Вольное общество любителей российской словесности» и «Общество громкого смеха». Член Южного общества с 1825 года. Прибыл в Санкт-Петербург за несколько дней до восстания, участвовал в его подготовке, арестован в 12 часу ночи 26 декабря 1825 года на квартире штабс-капитана Шенига в Главном штабе и доставлен в Зимний дворец для допроса, а оттуда на главную гауптвахту. 27 декабря переведен в Петропавловскую крепость на караул к Невским воротам. Осужден и по конфирмации 22 июля 1826 года приговорён к пятнадцатилетней каторге с поселением в Сибири навечно. Отбывал срок в Читинском остроге. В 1827 году в III Отделение поступил донос Фаддея Венедиктовича Булгарина о том, что якобы Александр Корнилович, проводя изыскания в архиве Министерства иностранных дел, передавал содержание важных государственных бумаг австрийскому правительству. Корниловича срочно вывезли из Читы в Санкт-Петербург для допроса. Обвинение в шпионаже не подтвердилось. Корнилович был оставлен в Санкт-Петербурге и заключён в Петропавловскую крепость. Ему было разрешено писать и он составил около сорока критических записок «на высочайшее имя» о государственном устройстве, хозяйственном управлении, военном деле, положении декабристов в Читинском остроге. В ноябре 1832 года отправлен рядовым в Ширванский пехотный полк, в Тифлис, где и умер от жёлчной лихорадки 11 сентября 1834 года. Сочинения А.О.Корниловича: «Карманная книжка для любителей отечественной истории» (Статьи об эпохе Петра I) (1824); Статья «Известие об экспедициях в Северо-Восточную Сибирь флота лейтенанта Барона Врангеля и Анжу в 21, 22 и 23 гг.» (1825). Литература: При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907);. Мемуары декабристов. Северное общество. Москва: Издательство МГУ, 1981, страница 338.

 (500x700, 47Kb)
1810
Петер (Алькантара) Зингер (Josef Anton Singer; собственное имя - Йозеф Антон, Pater Peter Singer)
австрийский композитор, органист, инструментальный мастер. Родился в Хезельгере. Умер в Зальцбурге 25 января 1882 года.

 (444x699, 84Kb)
1810
Арнольд Понграц (Arnold Pongracz; псевдонимы - Einsiedler von Tyrnau; Sphinz)
венгерский шахматный композитор. Умер 7 июля 1890 года.

 (601x699, 179Kb)
1811
Уильям Мейкпис Теккерей (William Makepeace Thackeray)
английский писатель-прозаик, мастер реалистического романа. Теккерей родился в Калькутте — его отец и дед служили в Индии. В раннем детстве Уильяма перевезли в Лондон, где он поступил в школу Charter House. Уже с детства Теккерей славился среди товарищей своими остроумными пародиями. 18-ти лет он вступил в Кембриджский университет, где пробыл не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, «Snob», доказывает, что уже тогда он стал изучать вопрос о «снобах», столь много занимавший его впоследствии. В «Snob» помещена была сатирическая поэма «Тимбукту», свидетельствовавшая о несомненном сатирическом таланте. Оставив Кембридж в 1830 г., Теккерей путешествовал по Европе; жил в Веймаре и в Париже, где учился рисованию у известного английского художника Бонингтона. Хорошо рисовать Теккерей не научился, но в его иллюстрациях к собственным романам сказывается уменье передавать характерные черты в карикатурном виде. В 1832 г. Теккерей, достигнув совершеннолетия, стал собственником капитала (около 500 фунтов дохода в год), но очень скоро растратил его, отчасти проигрышем в карты, отчасти в неудачных попытках литературного издательства. Обе предпринятые им газеты, «National Standard» и «The Constitutional», скоро погибли. Первые его произведения, «History of Samuel Titmarsh» и «The Great Hoggarty Diamond», напечатаны были в «Frazer’s Magazine». В 1837 г. Теккерей женился, но семейная жизнь принесла ему много горя вследствие психического недуга жены; её пришлось поселить отдельно от мужа, и всю остальную жизнь Теккерей жил в обществе двух дочерей - третья умерла в младенчестве; одна из них, м-сс Ричмонд-Ритчи — известная романистка, написавшая ценные воспоминания об отце. Кроме постоянного сотрудничества в «Frazer’s Magazine», Теккерей писал в «New Monthly Magazine», где под псевдонимом Михаила Титмарша появилась его «Paris Sketch Book». Теккерей часто писал под псевдонимами, по распространенному в то время обычаю (и Диккенс сначала подписывался Boz). Впервые Теккерей подписал настоящим именем роман «Vanity Fair» («Ярмарка тщеславия», 1848). К тому же времени относится начало его сотрудничества в «Punch'e», где появились его «Snob Papers» и «Ballads of the Policeman X». В 1843 г. вышла «Irish Sketch Book», а в 1846 г. — первый роман, доставивший Теккерею громкую славу: «Ярмарка тщеславия». Роман написан без точно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале его можно было растянуть на сколько угодно или же закончить столь же произвольно. Теккерей только задумал несколько центральных лиц и вокруг них группировал разные инциденты. Автор «Ярмарки тщеславия» стал видным членом лондонского общества и был в самых лучших отношениях с выдающимися писателями того времени. За «Ярмаркой тщеславия» последовали в 1850, 1853 и 1854 гг. большие романы: «Penndenis», «Esmond» и «The Newcomers». В 1854 г. Теккерей отказался от сотрудничества в «Punch» и написал в «Quarterly Review» статью о Дж. Личе «J. Leech’s Pictures of Life a. Character» с очень интересной характеристикой этого карикатуриста. К этому времени относится начало нового рода деятельности Теккерея: он стал читать публичные лекции в Европе, а потом в Америке, побужденный к этому отчасти успехами Диккенса. Но он не читал своих собственных повестей, как Диккенс, а составил несколько историко-литературных очерков, которые и читал, имея большой успех у публики. Из этих лекций составились две его книги: «Английские юмористы XVIII в.» и «Царствование четырёх Георгов». В 1857 г. написал роман «The Virginians» (продолж. «Esmond’а»), а в 1859 г. стал редактором-издателем журнала «Корнхилл». Он умер в Лондоне от удара 24 декабря 1863 года, оставив незаконченным роман «Denis Duval». Основа всех романов и юмористических очерков Теккерей — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов. В романе предполагается всегда идеальный герой или героиня; Т. называет своё лучшее произведение — «Ярмарку тщеславия» — романом без героя, и в этом романе, как и в остальных, ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путем тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями, возбуждает к ним интерес читателя. Глубокий пессимизм в связи с юмором, то есть со смехом, вносящим до некоторой степени гармонию в диссонансы жизни, создает в произведениях Теккерея очень своеобразный аккорд и делает их высокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приемам Теккерей сходен с Диккенсом, но отличается от него тем, что не делает никаких уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все его романы превращаются в сатиры, всегда имеющие, впрочем, нравственную подкладку: пороки изображены весьма ярко, но далеко не в симпатичном виде. В «Ярмарке тщеславия» героиня, Бекки Шарп, бедная девушка с очень положительными целями в жизни. Она хочет «устроиться» и не стесняется средствами: она пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать своими интригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых старых холостяков, эксплуатирует полюбившего её молодого офицера и, выйдя за него замуж, обманывает его; даже когда её проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить свое положение в свете и возможность жить в роскоши. Жадность, суетность и эгоизм, свойственный людям — и, по мнению сексистов, в особенности женщинам, — поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в Бекки Шарп чрезвычайно ярко и сильно. В романе интересны только героиня и другие отрицательные типы: добродетельная Эмилия Сэдли и другие жертвы Бекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне Джо Сэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Т. в том, что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта, делающая их человечными. Они борются за свое благополучие — но такова жизнь, и Теккерей обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни. В «Пенденнисе» есть эгоист дядя и легкомысленный племянник, подверженный всем слабостям и заблуждениям молодости — и оба они все-таки остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные весьма недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш Амори и др. В «Ньюкомах» — продолжении «Пенденниса» — Теккерей показывает, как люди склонны обманывать других и становиться жертвами обмана. Весь роман — сплошная сатира на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на «гениальных» молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами и т. д.; это целая галерея жизненнх, ярких и с блестящим юмором изображенных типов. Пессимизм Теккерей вносит в окончание «Ньюкомов» трагическую ноту — смерть разорившегося полковника Ньюкома в приютившей его общине «Grey Friars» — и заканчивает сатиру гуманным грустным аккордом. «Эсмонд» и «Виргинцы» — два исторических романа из быта XVIII в. В них есть благородные характеры, изображенные с большой любовью; только героиня «Эсмонда» — воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Общая картина проникнута грустью и мораль сводится к тому, что результат низких побуждений всегда печальный, хотя бы ими достигались кажущиеся внешние блага. В этих романах, как и в предыдущих, Теккерей дает историю целых семей — и эта эпичность замыслов углубляет реализм, прикрепляет образы к жизни, делает их типичными не для одной Англии. Блеск юмора и сатирического таланта Теккерей сказывается и в его «Snob Papers» и «Yellowplush-Papers» — остроумных карикатурах на высшее английское общество и на «снобов» всех классов общества. На русском языке переводы сочинений Теккерея появляются с 1850-х годов. На русском его произведения выходили в частности, в переводах Е.Н.Ахматовой. Отдельное издание «Ярмарка тщеславия» (Санкт-Петербург, 1851; то же под заглавием «Базар житейской суеты» (Санкт-Петербург, 1853); то же (Санкт-Петербург, 1873); то же (перевод И.И.Введенского, Санкт-Петербург, 1885); «История Пенденниса» (Санкт-Петербург, 1852), то же (Санкт-Петербург, 1874); то же (перевод И.И.Введенского, Санкт-Петербург, 1885); «Книга мишуры» (перевод Голенищева-Кутузова, Москва, 1859); «Ньюкомы» (Санкт-Петербург, 1856); то же (перевод С.М.Майковой, Санкт-Петербург, 1890); «Очерки английских нравов» (перевод Ф.Ненарокомова, Санкт-Петербург, 1859); «Ловель вдовец» (Санкт-Петербург, 1860); «Записки мистера Желтоплюша» (Санкт-Петербург, 1860); «Горас Сальтоун» (Санкт-Петербург, 1862); «Сатирические очерки» (Санкт-Петербург, 1864); «Приключения Филиппа в его странствовании по свету» (Санкт-Петербург, 1871); «Мужнина жена» (Санкт-Петербург, 1878); «Собрание сочинений» (в 12-ти томах, Санкт-Петербург, 1894—1895). Библиография: Из изданных сочинений Теккерей лучшее выходит с 1880 г. («Edit de luxe», 24 тома); Hannay, «Memoir of T.» (1864); Taylor, «T. the humourist a. the man of lettres» (2-е издание, 1868); «Thackerayana? Notes a. anecdotes» (1874); A.Trollope, «T.» (1887, «Engl. Men of Lettres»); Conrad, «T. ein Pessemist als Dichter» (1887); H.Merivale and Marzials, «Life of T.» (Лондон, 1891); «Chapters from some memoirs» дочери Теккерея. (Лондон, 1894); Jack, «T., a study» (Лондон, 1895); Александров, «Теккерей, биографический очерк»; Дружинин (Сочинения. том V); «Жизнь и сочинения В. Теккерея по Троллопу» («Век», 1882, № 10—12); И.Тэн, «Новая английская литература» (Санкт-Петербург, 1876); его же, «Теккерей» («Отечественные записки», 1864, № 7); «Диккенс и Теккерей» («Русский вестник», 1864, № 7; «Современник», 1864, № 11—12); «Жизнь и сочинения Теккерея» («Отеч. записки», 1855, № 1); Форг, «Из жизни Теккерея» (ibid., 1864, № 8); «В.Теккерей, литературная характеристика» («Библиот. для чтения», 1856, № 3); Собрание сочинений: В 12 томах. — Москва, 1974—1980; Теккерей в воспоминаниях современников. — Москва, 1990.

Egger_Emile_photograph (537x700, 48Kb)
1813
Огюст Эмиль Эггер (французское имя - Auguste Émile Egger)
выдающийся французский эллинист австрийского происхождения. Родился в Париже. Приобрел известность изданиями Варрона (Париж, 1837), Лонгина (ib., 1837), фрагментов Феста и Веррия Флакка (ib., 1839). В 1839 году стал в Нормальной школе преподавателем всеобщей и сравнительной грамматики. Позже был профессором греческого языка в Сорбонне и членом Высшего совета по народному образованию. Член Академии надписей и изящной словесности (1854). 3 декабря 1876 года был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии Наук. Умер в Руайя 30 августа 1885 года. Главные его труды: «Очерк истории древнегреческой критики » (Essai sur l’histoire de la critique chez les Grecs, Париж, 1849); «Notions élémentaires de grammaire comparée» (1852; 8-е издание, 1880); «Apollonius Dyscole, essai sur l’histoire des théories grammaticales dans l’antiquité» (1854); «Mémoires de littérature ancienne» (1862); «Mémoires d’histoire ancienne et de philologie» (1863); «Etudes historiques sur les traités publics chez les Grecs et les Romaines» (1866); «Le recueil des papyrus grecs du Louvre» (1866; в сотрудничестве с В.Брюне-де-Прель); «Эллинизм во Франции» (L’Hellénisme en France, 1869); «Наблюдения и размышления о развитии интеллекта и языковых навыков у детей» (Observations et réflexions sur le développement de l’intelligence et du langage chez les enfants, 1879); «История книги от её появления до наших дней» (Histoire du livre depuis ses origines jusqu'aux nos jours, 1880; перевод на русский язык в 1882 и 1900 г., но без предисловия автора.).

Louis_De_Geer_1818-1896_from_Hildebrand_Sveriges_historia (482x700, 157Kb)
1818
Луи Герхард де Геер из Финспонга (шведское имя - Louis Gerhard De Geer af Finspång)
шведский политик, первый премьер-министр Швеции в 1876—1880, барон. Луи де Геер родился в Финспонге, Эстергётланд, в аристократической семье. С 1851 года был членом Риксдага поместий. Получив юридическое образование, в 1855 году он стал членом апелляционного суда Гёталанда, а в 1858 году занял пост первого министра юстиции — одного из двух руководителей шведского правительства. Геер был одним из инициаторов реформы, вводящей двухпалатный избираемый Риксдаг, членом первого созыва которого он был избран в 1867 году. В 1870 году он ушёл в отставку, но в 1875 году вернулся на пост первого министра юстиции, а 20 марта 1876 года стал первым премьер-министром страны, хотя до 1879 года сохранял кресло министра юстиции. 19 апреля 1880 года Луи де Геер подал в отставку после провала предложенной им реформы вооружения. С 1881 по 1888 годы он занимал пост канцлера Упсальского и Лундского университетов. С 1862 года до своей кончины Луи де Геер был членом Шведской академии наук и Шведской академии. Умер в Ханаскоге, Сконе, 19 апреля 1880 года. Луи де Геер оставил после себя также ряд книг мемуарного характера и работ по экономике.

Алишан Гевонд  (528x700, 52Kb)
1820
Гевонд Алишан (армянское имя - Ղեվոնդ Ալիշան)
армянский поэт, филолог и историк. Член католической конгрегации мхитаристов (Венеция). Гевонд Алишан родился в семье учёного-нумизмата в Константинополе. Проучившись два года в местной армянской католической начальной школе, Керовпе едет в Венецию, где учится в школе мхитаристов, впоследствии (с 1870 года) получившей название Мурад-Рафаэлян. Здесь он в совершенстве изучает древнеармянский язык — грабар, а также итальянский, английский, немецкий, французский, приобретает обширные знания по истории, географии, филологии. В 14-летнем возрасте принимает религиозный сан и переименовывается в Гевонда (в честь героя национально-освободительной борьбы армянского народа 451 года — Аварайрской битвы). Будучи ещё учеником семинарии, Алишан становится членом арменоведческой конгрегации мхитаристов. Сразу же по завершении учёбы назначается учителем той же школы. В течение всей жизни Алишан занимается плодотворной педагогической деятельностью в Венеции и Париже. С 1849 по 1855 год был главным редактором периодического органа мхитаристов Венеции журнала «Базмавеп». С 1850-х годов Алишан проявляет серьёзный интерес к различным областям арменоведения. В библиотеках, музеях, книгохранилищах разных городов Западной Европы он изучает армянские рукописи, обнаруживая многочисленные ценные материалы, связанные с историей и культурой армянского народа. Алишан — автор капитальных трудов по армянской истории, этнографии, географии, культуре, многие из которых переведены на итальянский, английский, французский, немецкий языки. Научные труды Г.Алишана: «Политическая география»; «Древние верования армян»; «Шнорали и проблемы его творчества»; «Флора Армении»; «Сказания об Армении»; «Сисван»; «Сисакан»; «Арарат»; «Армения и Венеция в 13-14 и 15-16 вв.» и т. д. Как учёный Алишан приобретает общеевропейскую известность. В 1866 году он был награждён орденом Почётного легиона, являлся членом итальянского Азиатского общества, московского Археологического общества, Санкт-Петербургского Общества любителей русской словесности, Йенской Академии философии и др. Первые поэтические опыты Алишана относятся к 1830-м годам. Начал печататься с 1844 года в журнале «Базмавеп». Основное поэтическое наследие Алишана собрано в 5-ти томах, вышедших в свет в Венеции в 1857—1858 годах. Все стихотворные произведения в нём написаны на грабаре, объединённые в тематические циклы под общим названием «Напевы». Поэтический сборник «Напевы»: Том I — «О детстве»; том II — «О желаниях. О размышлениях. О природе»; том III — «Об отечестве»; том IV — «О Господе»; том V — «О печалях».Стихи Алишана, написанные на грабаре, отличаются широтой тематики, многообразием форм и размеров, а также лексическим богатством и представляют собой заметное явление в общем потоке художественного творчества мхитаристов. Однако они не выходят за рамки тематических, жанровых и формальных признаков поэзии армянского классицизма, следуя обязательным рационалистическим канонам этой школы. В поэме «Шаваршанова лилия» тепло и лирично излагается предание времён проникновения в Армению христианства (II-IV вв.), о мученичестве девы Сандухт. Алишан первым внёс в армянскую литературу принцип поэтического цикла и культуру исторической и языковой стилизации. Алишан, кроме множества поэм и стихотворений, писал и прозу; наиболее известен его роман «Воспоминания о родине армянской» (1869—1870). Перевёл на английский язык армянские народные песни, а на армянский — произведения Байрона, Грея, Мильтона, Лонгфелло и др., издав сборники «Антология английских поэтов», «Американская лира». Гевонд Алишан скончался в Венеции на острове Святого Лазаря 9 ноября 1901 года. «Я заранее предвкушал радость от свидания с нашим любимым Алишаном. Для нас, людей 90-х годов, имя его имело огромную притягательную силу. Мы знали наизусть чудесные стихотворения Патриарха: „Раздан“, „Соловей Аварайрский“, „Весна настала, армянский мирянин“, они были украшением наших учебников, мы с большим воодушевлением читали их на праздниках и вечерах. К книгам его мы относились с тем почтением, которое внушает абсолютный авторитет. С помощью его географических трудов „Айрарат“, „Ширак“, „Сисакан“ мы познавали Армению и подобно ему, еще не видя заветных мест, уже любили родину неизъяснимой любовью (Аветик Исаакян)». Библиография: Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней, под редакцией В.Я.Брюсова, Москва, 1916; Поэзия Армении. Народная — средневековая — новая в пер. рус. поэтов, Ереван, 1966; Армянские поэты Нового времени. — Ленинград, 1983.

 (461x699, 70Kb)
1821
Полина Виардо-Гарсиа (Pauline García-Viardot; полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо, Pauline Michelle Ferdinande García-Viardot)
французская певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Родилась в Париже. Дочь и ученица испанского певца и педагога Мануэля Гарсиа, сестра Марии Малибран. Выступала в различных театрах Европы и много концертировала. Была знаменита партиями Фидес («Пророк» Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Россини). Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, её близкого друга. Вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры. В 1837 году 16-летняя Полина Гарсиа дала свой первый концерт в Брюсселе, а в 1839 дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини в Лондоне, став гвоздем сезона. По мнению музыкальных критиков, несмотря на некоторые недостатки, в голосе девушки соединялись изысканная техника с изумительной страстью. В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо, композитора и директора Théatre Italien в Париже. Будучи старше жены на 21 год, муж стал заниматься ее карьерой. В 1844 году в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Батиста Рубини. У Виардо было много поклонников. В частности, русский писатель Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав ее исполнение в «Севильском цирюльнике». В 1845 он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырем детям Полины, как к своим собственным, и обожал ее до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а ее положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете. Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий. Кроме того, Полина Виардо общалась и с другими великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз. Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес. Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для нее. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием Le dernier sorcier. Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные техники в своем творчестве. Благодаря своему таланту, она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга (в течение 1843—1846 гг.). Популярность Виардо была столь велика, что Жорж Санд сделала ее прототипом главной героини романа «Консуэло». Виардо пела партию меццо-сопрано в Tuba Mirum («Реквием» Моцарта) на похоронах Шопена 30 октября 1849 г. Исполняла заглавную роль в опере Глюка «Орфей и Эвридика». В 1863 Полина Виардо-Гарсиа оставила сцену, с семьей покинула Францию (её муж был противником режима Наполеона III) и обосновалась в Баден-Бадене. После падения Наполеона III семья Виардо вернулась во Францию, где Полина преподавала в Парижской Консерватории вплоть до смерти мужа в 1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен. Среди её учениц были Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин. Полина Виардо умерла в Париже 18 мая 1910 года, окруженная любящими родственниками. Похоронена на кладбище Монмартра в Париже.

1821
Эужен фон Шмидт (Eugen von Schmidt)
эстонский шахматный автор, психолог. Умер 30 ноября 1905 года.

Schleyer (524x700, 56Kb)
1831
Иоганн Мартин Шлейер (немецкое имя - Johann Martin Schleyer)
немецкий католический священник, создатель языка волапюк. Родился в Оберлауде, в настоящее время Лауда-Кёнигсхофен. Посвящён в сан в 1856, служил в различных приходах. В период Культуркампф провёл четыре месяца в тюрьме (1875). В 1870-е годы издавал литературно-религиозный журнал Арфа Сиона. В 1879 опубликовал в нём первую статью о волапюке «Проект всемирного языка и всемирной грамматики для образованных людей всех наций Земли», в 1880 выпустил учебник «Волапюк, всемирный язык». В 1894 году назначен папским прелатом. С 2001 года идёт международный процесс беатификации Мартина Шлейера. Умер в Констанце 16 августа 1912 года.

Александр_Александрович_Пушкин (504x700, 88Kb)
1833
Александр Александрович Пушкин
русский военный и государственный деятель. Родился в Санкт-Петербурге. Старший сын Александра Сергеевича и Наталии Николаевны Пушкиных. Воспитанник 2-й Санкт-Петербургской гимназии и Пажеского корпуса, из которого в 1851 году выпущен корнетом в лейб-гвардии Конный полк. В 1869 году — полковник. Во время войны за освобождение Балкан 1877—1878 годов командовал Нарвским гусарским полком, награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. 13 июня 1880 год пожалован в флигель-адъютанты Его Величества, уже через месяц — в Свиты Его Величества генерал-майоры и назначен командиром первой бригады 13-й кавалерийской дивизии, которой командовал до октября 1881 года. 11 сентября 1890 Александр Александрович Пушкин был произведён в генерал-лейтенанты с формулировкой «за отличие по службе».В 1891 году, как занимающий гражданские должности, переименован из военного чина генерал-лейтенанта в гражданский чин тайного советника. Активно занимался развитием образования, в том числе женского. Был заведующим учебной частью Московского Императорского Коммерческого училища, членом советов по учебной части Екатерининского и Александровского женских институтов, московским губернским гласным. С 1895 года и до конца жизни занимал должность почётного опекуна Московского присутствия Опекунского совета Учреждений императрицы Марии. В 1896 году участвовал в торжестве Священного коронования императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. В 1898 году вновь переименован в чин генерал-лейтенанта, с зачислением по армейской кавалерии. Военных должностей не занимал, продолжая оставаться почётным опекуном. В 1908 году произведён в генералы от кавалерии. Числился в списках 13-го гусарского Нарвского полка. Скончался 1 августа 1914 в селе Малое Останкино (под Москвой) в возрасте 81 года. Похоронен в селе Богатищево (сейчас Каширский район Московской области). В 1963 году, после сноса церкви в Марыгине, прах Александра Пушкина из фамильного некрополя Павловых, по просьбе потомков, был перезахоронен возле Анно-Зачатьевской церкви в Чехове, рядом с могилами его первой жены и троих детей. За годы военной службы стал кавалером многих орденов Российской империи и иностранных государств. Чины и звания: 19 августа 1851 года — вступил в службу; 19 августа 1851 года — корнет гвардии; 18 декабря 1853 года — поручик гвардии; 4 апреля 1858 года — штабс-ротмистр гвардии; 24 апреля 1859 года — ротмистр гвардии; 7 февраля 1861 года — 24 июля 1862 года — в отставке; 5 августа 1862 года — 2 апреля 1866 года — в гражданской службе; 2 апреля 1866 года — 16 февраля 1867 года — в отставке; 7 мая 1865 года — переименован в подполковники армии; 13 января 1869 года — полковник; 27 июля 1870 года — 13 июля 1880 года — командир 13-го гусарского Нарвского полка; 13 июня 1880 года — флигель-адъютант; 13 июля 1880 года — Свиты Его Величества генерал-майор; 13 июля 1880 года — 12 ноября 1881 года — командир 1-й бригады 13-й кавалерийской дивизии; 11 сентября 1890 года — генерал-лейтенант; 1890 — переименован в тайные советники; 6 апреля 1898 года — генерал-лейтенант; 3 мая 1908 года — Генерал от кавалерии. Награды: 1871 — орден Святой Анны 2-й степени;1873 — Императорская корона к ордену Святой Анны 2-й степени; 1878 — золотая сабля с надписью «За храбрость»; 1879 — орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом; 1883 — орден Святого Владимира 3-й степени; 1887 — орден Святого Станислава 1-й степени; 1896 — орден Святой Анны 1-й степени; 1899 — орден Святого Владимира 2-й степени; 1903 — орден Белого орла; 1906 — орден Святого Александра Невского; 1911 — бриллиантовые знаки ордена Святого Александра Невского; 1884 — орден Франца Иосифа 1-й степени (Австро-Венгрия); 1889 — орден Князя Данилы I 1-й степени (Черногория); 1890 — орден Итальянской короны большого креста (Италия). Первая жена — Софья Александровна Ланская (1838—1875). Дети: Ната́лия Алекса́ндровна Пу́шкина–Воронцо́ва-Вельями́нова (17 августа 1859 —18 декабря 1912). Муж — Павел Аркадьевич Воронцов-Вельяминов (2 мая 1854 — февраль 1920), мировой судья, офицер 13-го гусарского Нарвского полка, которым командовал А. А. Пушкин; Софи́я Алекса́ндровна Пу́шкина (1860—1861); Мари́я Алекса́ндровна Пу́шкина-Бы́кова (1862—1939). Муж (1881) — Николай Владимирович Быков (1856—1918), сын сестры Гоголя, Елизаветы Васильевны, штабс-ротмистр, непременный член Полтавского губернского присутствия; Алекса́ндр Алекса́ндрович Пу́шкин (1863—1916). В 1894 — земский начальник в Бронницком уезде. С 1899 года камер-юнкер, Бронницкий уездный предводитель дворянства. В 1913—1916 — председатель Бронницкой Уездной Земской Управы. Камергер. Жена (с 1902) — Ольга Николаевна Решетова (умерла в 1916); О́льга Алекса́ндровна Пу́шкина-Па́влова (1864—?). Муж — Николай Николаевич Павлов (1857—1916). В 1904 году она была начальницей Приюта для неизлечимых больных в Москве, в 1909 — смотрительницей Стрекаловской больницы в Москве; А́нна Алекса́ндровна Пу́шкина (1866—1949); Григо́рий Алекса́ндрович Пу́шкин (1868—1940). В 1913 — полковник 92-го пехотного Печорского полка. Жена (с 1911) — Юлия Александровна Бартенева (1873—?) (1-й муж (до 1910, развод) Катыбаев Александр Фёдорович). В 1920 — учительница народной школы на станции Лопасня. Сын Григорий Григорьевич Пушкин (1913—1997); Пётр Алекса́ндрович Пу́шкин (1870—1870); Наде́жда Алекса́ндровна Пу́шкина (1871—1915). В 1909—1915 — настоятельница Иверской общины в Москве; Ве́ра Алекса́ндровна Пу́шкина-Мезенцо́ва (1872—1909). Муж (с 1901) Сергей Петрович Мезенцов (1866—1909). Полковник гвардейской конной артиллерии; Серге́й Алекса́ндрович Пу́шкин (1874—1898). Холост. Застрелился. Вторая жена — Мария Александровна Павлова (1852—1919). Дети: Никола́й Алекса́ндрович Пу́шкин (1885—1964). В 1910 — земский начальник в Венёвском уезде Тульской губернии. Жена (с 1905) — Надежда Алексеевна Петунникова (1878—1974). Дети: Пушкин Александр Николаевич и Пушкина Наталья Николаевна. Внук — Пушкин Александр Александрович (родился 10 сентября 1942, женат на Дурново Марии Александровне — прапраправнучке Александра Сергеевича Пушкина, живёт в Бельгии); Еле́на Алекса́ндровна Пу́шкина-фон-дер-Розенмайер (1890—1943). Муж — Николай Алексеевич фон-дер-Розенмайер (1892—?).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку