-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110415
Комментариев: 6802
Написано: 118888


6 июля родились...

Пятница, 06 Июля 2012 г. 00:05 + в цитатник
AhmedVefikPasha (448x700, 60Kb)
1823
Ахмет Вефик-паша (Ahmet Vefik Pasa)
турецкий писатель, государственный деятель Османской империи. Родился в Константинополе в 1819, образование получил в Париже. Политическую карьеру начал в качестве первого секретаря Османского посольства в Париже в правление Луи Филиппа. Позднее служил в той же должности в Санкт-Петербурге. В 1848 стал комиссаром Придунайских княжеств, а с 1851 по 1855 был послом в Персии. После назначения в 1857 министром юстиции много сделал для реформирования судебной системы страны. В 1860 был направлен послом в Париж. Его назначение совпало с резней в Сирии, поэтому уже в следующем году Франция потребовала его отзыва. Во время русско-турецкой войны Ахмет Вефик-паша занимал пост генерал-губернатора Адрианополя, а в 1877 стал председателем первого парламента страны. В 1878 султан Абдул-Хамид II назначил его великим визирем, но после подписания Сан-Стефанского договора Ахмет Вефик-паша был отправлен в качестве вали (генерал-губернатора) в Бурсу, где оставался с 1878 по 1882. Ахмет Вефик-паша внес большой вклад в развитие местного сельского хозяйства, экономики и образования. В 1882 он был арестован своими противниками по обвинению в измене. После освобождения по приказу Абдул-Хамида был назначен великим визирем. Однако уже через три дня его сменил на этом посту давний соперник - Саид-паша. Остаток дней Ахмет Вефик-паша провел в своем загородном доме на берегу Босфора. Под его редакцией в свет вышло несколько словарей, он приступил к публикации ежегодника Османской империи, перевел на турецкий язык произведения Мольера, Шиллера и Шекспира. Умер в Стамбуле 2 апреля 1891 года.

 (583x699, 135Kb)
1832
Максимилиан I Габсбург (Maximilian; полное немцкое имя - Фердинанд Максимилиан Иосиф фон Габсбург, Ferdinand Maximilian Joseph von Habsburg,)
эрцгерцог Австрийский, император Мексики с 10 апреля 1864 по 15 мая 1867 под именем Максимилиана I (исп. Emperador Maximiliano I de Mйxico). Младший брат австрийского императора Франца Иосифа. Максимилиан родился в Вене. Военную службу проходил на флоте. В 1854 году, в возрасте 22 лет, стал главнокомандующим австрийским флотом. В связи с тем, что он любил флот, в его лице австрийский флот получил мощного сторонника в австрийской императорской фамилии. Он провёл много реформ флота и организовал военно-морские базы в Триесте и Поле. По его инициативе в 1857—1859 годах была организована научная экспедиция, в ходе которой фрегат «Новара» стал первым австрийским кораблём, совершившим кругосветное путешествие. В 1857 году Максимилиан стал вице-королём Ломбардии-Венеции. В том же году он вступил в брак с бельгийской принцессой Шарлоттой (1840—1927), дочерью бельгийского короля Леопольда I. В качестве австрийских наместников они поселились в Милане. В 1859 году император Франц-Иосиф, возмущённый либеральной политикой Максимилиана, сместил его с поста вице-короля. Так как Австрия вскоре почти полностью потеряла свои владения в Северной Италии, то супруги поселились на вилле Мирамаре близ Триеста. Детей у супругов не было. В 1863 году при поддержке французского императора Наполеона III получил титул и корону Императора Мексики. После прибытия в Мексику в 1864 году столкнулся с противодействием со стороны республиканцев во главе с Бенито Хуаресом. Максимилиан написал Хуаресу письмо с предложением объединить усилия в выводе страны из кризиса. Император и на деле продолжил либеральный курс республиканцев, вопреки интересам консервативных сил, которые его «пригласили» занимать императорский трон. В декабре 1864 года Максимилиан подтвердил национализацию церковных имуществ и все остальные антицерковные законы Хуареса. Были декларированы свобода печати, амнистия сложившим оружие республиканцам и даже обязательное среднее образование. Создана комиссия по изучению нужд коренного населения. Пеоны объявлены полноправными гражданами империи. Отменялась оплата труда пряностями. Однако Максимилиану не удалось убедить республиканцев сложить оружие. А после окончания Гражданской войны в США Соединенные Штаты начали активную помощь правительству Хуареса. В это время Наполеон III был вынужден отозвать мексиканский контингент своих войск, после чего участь Максимилиана была решена. Максимилиан попытался организовать собственную армию, но без особого успеха.
Maxmexhietzing (525x700, 161Kb)
Памятник Максимилиану Габсбургу, Вена.
В поиске поддержки консервативных вооружённых сил Максимилиан согласился с многими их требованиями и одобрил расстрел на месте мятежных республиканцев, пойманных с оружием в руках (3 октября 1865 года). С остатками своей армии он был окружён под Керетаро. После 71-дневной обороны один из полковников сдал свой участок фронта, император был захвачен в плен. Несмотря на просьбы всех европейских монархов, президента США Эндрю Джонсона, Дж.Гарибальди и Виктора Гюго, Хуарес, в соответствии с законным порядком, оставил судьбу Максимилиана в руках военного суда, который приговорил к смерти «Максимилиана Габсбурга, называющего себя императором Мексики», вместе с оставшимися до конца ему верными генералами Мигелем Мирамоном и Томасом Мехиа. Они были расстреляны на холме Лас-Кампанас, близ Керетаро, 19 июня 1867 года. Тело Максимилиана было доставлено на французском военном корабле в Европу, привезено в Вену и захоронено в Императорском склепе венской Капуцинеркирхе.

WЕ‚adysЕ‚aw Е»eleЕ„ski (561x700, 68Kb)
1837
Владыслав Желеньский (Wadysaw eleski)
польский композитор и пианист. Профессор Музыкального института в Варшаве, позднее – директор консерватории в Кракове. Родился в Гродковице, близ Кракова. Среди сочинений: оперы (даты постановок) – «Конрад Валленрод» (1885), «Гоплана» (1896), «Янек» (1900), «Старая басня» (1907); 2 симфонии, 2 увертюры, «Польские танцы» для оркестра; камерные органные, фортепьянные и вокальные произведения; трактат по гармонии (1897). Умер в Кракове 23 января 1921 года.

Vatroslav_Jagic_1877 (656x700, 176Kb)
1838
Игнатий Викентьевич Ягич (хорватское имя - Vatroslav Jagi)
выдающийся австрийский и российский филолог-славист, лингвист, палеограф и археограф. Академик Санкт-Петербургской Академии наук (1880). Один из крупнейших экспертов в области славянского языкознания во второй половине XIX века. Ватрослав Ягич родился в хорватском городе Вараждин. Начальное образование получал в начальной школе Вараждина, а потом в гимназии города Загреб. Дальнейшее образование Ягич продолжил в Венском университете на философском факультете, окончил который в 1860 году. После завершения образования он преподавал в Загребской гимназии, где начал публикацию своих стаей (первая статья Ягича «Pabirci po cviecu nasega narodoga pjesnictva» — о сербской народной поэзии, была напечатана в приложении к годовому отчёту Загребской гимназии в 1861 году), и в которой получил звание профессора в 1863 году. В 1866 году Ягича избрали членом недавно организованной Юго-славянской Академии наук и искусств. В 1869 году он был избран членом Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности, а в 1870 году по инициативе И.И.Срезневского Санкт-Петербургским университетом ему была присвоена степень доктора славянской филологии. С 1872 по 1874 год Ягич преподавал в Новороссийском университете сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрита. С 1874 по 1880 год он возглавлял кафедру славянской филологии в Берлинском университете. После смерти Измаила Срезневского, кандидатура Ягича была выдвинута на замещение должности руководителя кафедры Петебургского университета, которую возглавлял Срезневский. С 1880 по 1886 год Ягич являлся профессором церковнославянского и русского языков в университете, а кроме того преподавал на Высших женских курсах и в Археологическом институте Калачова. В 1886 году Ягич стал профессором Венского университета, в котором преподавал до 1908 года. Ягич был разносторонним учёным, он всегда увлекался разнообразными темами. Им было многое сделано для «реабилитации» славянской филологии и славянства вообще в глазах германо-романского западного мира. В 1876 году он основал журнал «Archiv fьr slavische Philologie», ставший первым славянским специальным журналом в области филологии. Учёный занимался исследованием славянских языков, древних литературных памятников, их изданием, опубликовал более семисот славистических работ на разных языках в разных странах. Он имел замыслы создания сравнительного словаря всех славянских языков, славянской энциклопедии. Имея хорошие отношения с некоторыми украинскими деятелями (в частности, с И.Франко), Ягич в то же время выступал против украинского сепаратизма, так как считал, что склонность славян к раздроблению ведет к их ослаблению. Он скептически относился к попыткам создания украинского языка, отдельного от русского: «Что все русские наречия в отношении к прочим славянским языкам (кому не нравится выражение „наречие“, может заменить его словом „язык“, — в науке это второстепенное дело) составляют одно целое, отличающееся многими замечательныи чертами внутреннего единства, это для языковедов не представляет спорного вопроса.»(Archiv fur Slavische Philologie, 1898. Bd. ХХ. 1. 33) Также Ягич категорически протестовал против оформления украинства как национальной идентичности. В 1915 году он подверг критике записку, поданную украинскими самостийниками австрийскому правительству, в которой те пытались обосновать необходимость использования терминов «Украина», «украинский народ» для подвластных Австрии русинских земель. Ягич писал: «В Галиции, Буковине и Прикарпатской Руси эта терминология („Украина“, „украинец“ и т. д.), а равно все украинское движение является чужим растением, извне занесенным продуктом подражания. <…> Таким образом, о всеобщем употреблении имени украинец в заселенных русинами краях Австрии не может быть и речи; даже господа, подписавшие меморандум, едва ли были бы в состоянии утверждать это, если бы они не хотели быть обвиненными в злостном преувеличении.». Умер в Вене 5 августа 1923 года. Труды: Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь, в церковно-славянском переводе, по русским рукописям 1096—1097 годов. Санкт-Петербург, 1886, издание Академии Наук; Opisi i izvodi iz nekoliko juznoslov. rukopisa. «Starine», V, VI, IX, X и отдельно, Загреб, 1878; Prilozi k historii knizevnosti naroda hrvatskoga i srbskoda. Загреб, 1868; Zivot Aleksandra Velikoga. «Starine», V; Missale glagoliticum Hervojae ducis spalatensis. B., 1891; Kako se pisalo bugarski prije dviesti godina. «Starine», IX; Slavische Beitrage zu d. bibischen Apokryphen. «Denksriften» венской академии, 1893; Katharinen-Legende im altkroat. Fassung. «Archiv f. sl. Ph.», IX; Житие сербского деспота Стефана Лазаревича. «Глас», XLII; Исследованием о языке Добромирова Евангелия. «Sitzungsberichte» Венской Академии Наук, том CXL; Grammatika jezika hervatskoga. Загреб, 1864, часть I, фонетика; Четыре палеографические статьи. «Сборник II отделения», XXXIII; Zur Entstehungsgeschichte der Kirchenslav. Sprache. Вена, 1900; Historija knizevnosti naroda hrvatskoga i srpskoga. Загреб, 1867, русский перевод в Казани, 1871; Вопрос о Кирилле и Мефодии в славянской филологии. «Сборник II отделения», XXXVIII; Исследования по русскому языку. Санкт-Петербург, 1895; Bibliographische Uebersicht der Erscheinungen auf dem Gebiete der slav. Philologie und Alterthums-kunde seit dem Jahre 1870. «Archiv f. sl. Ph.», I; История славянской филологии. Санкт-Петербург, 1910.

Jakob_AljaЕѕ (513x700, 69Kb)
1845
Якоб Альяз (Jakob Aljaz)
словенский богослов, композитор и альпинист. Якоб Альяз родился в Завре, под горой Смарна. После окончания средней школы в Любляне, он уехал в Вену изучать философию, но скоро изменил предмет изучения на богословие. С 1889 года до самой его смерти в 1927 году он служил священником в Довье в Верхней Карниоле. Он имел всесторонние таланты и поэтому заслужил уважительное отношение и широкую огласку своей деятельности в течение всей своей жизни. Как композитор, он выражал свою любовь к родине в сочинениях "Триглав", "О моем доме и Словении" и др. Он сыграл важную роль в развитии словенского альпинизма, так как он инициировал и помогал в строительстве различных хижин для альпинистов в области горы Триглав, таких как "Станицева", "Триглав", "Часовня на Кредарице" и "хижина Альяза у Врат". Наиболее важным событием стало возведение Альязом башенки на вершине горы Триглав, потому что благодаря этому, Триглав стал словенским национальным символом. Умер 4 мая 1927 года.

Angela_Peralta_full_length_portrait (475x700, 181Kb)
1845
Анхела Перальта (Angela Peralta; полное имя - Кастера Анхела Перальта)
мексиканская певица (колоратурное сопрано). Дебютировала в 1860 в Большом наиональном. театре в Мехико. В 1862-1865 гастролировала в Европе; особый успех имела в Италии (в репертуаре главные партии из опер В.Беллини, Дж.Верди, Г.Доницетти). Перальта - первая мексиканская певица, получившая международную известность. В 1872 г. организовала собственную оперную труппу в Мехико, с к-рой гастролировала в Мексике, исполняя лучшие сочинения западно-европейских классиков (главным образом итальянских и французских). Партии: Норма, Амина, Эльвира ("Норма", "Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Лючия; Адина ("Любовный напиток" Доницетти), Динора ("Динора" Мейербера), Джильда, Виолетта. Автор музыкальных сочинений. Умерла 22 августа 1883 года.

Иван Николаевич Жданов  (700x686, 66Kb)
1846
Иван Николаевич Жданов
профессор русской литературы и фольклорист, академик Санкт-Петербургской Академии Наук (1899; член-корреспондент 1893). Родился в городе Шенкурск Архангельской губернии. Учился в Санкт-Петербургском университете; в 1879—1982 гг. доцент университета святого Владимира и преподаватель киевских женских курсов, с 1882 г. — профессор историко-филологического института в Санкт-Петербурге; читает также лекции на высших женских курсах и в Александровском лицее. С 1894 г. член-корреспондент академии наук. Магистерская диссертация Жданова "К литературной истории русской былевой поэзии" (1881) примыкает к целому ряду трудов его по древней литературе и народной словесности, в которых он изучает памятники русской литературы сравнительно с произведениями других литератур. Важная сторона работ Жданова также, — отыскание связи и взаимодействия между книжными памятниками и народными произведениями. Сопоставление намеков и свидетельств исторических с произведениями литературными позволило Жданову построить ряд остроумных гипотез об исконном существовании у нас песен и поэтических произведений, в частности — былевого эпоса. Доказательно обставленные гипотезы его определяют даже иногда содержание утраченных эпических произведений. Умер в Алупке 24 июля 1901 года. Главнейшие труды Жданова: "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876), "Русская поэзия в домонгольскую эпоху" ("Киевские университетские известия", 1879), "Литература Слова о Полку Игореве" (ibid., 1881), "Песни о князе Романе" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1890), "Песни о князе Михаиле" ("Живая Старина", 1891), "Повести о Вавилоне и сказание о князех владимирских" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1891), "Беседа трех святителей и Joca monachorum" (ibid., 1892), "Василий Буслаевич и Волк Всеславьевич" (ibid., 1893). Сочинения: Сочинения, тома 1-2. Санкт-Петербург, 1904-1907. Литература: Чебышев А.А., И.Н.Жданов. Биографический очерк, Санкт-Петербург, 1907; Азадовский М.К., История русской фольклористики, том2, Москва, 1963, страницы 262-66.

Kempe_2 (600x665, 41Kb)
1849
Альфред Брей Кемпе (Alfred Bray Kempe)
английский математик и механик, член Лондонского королевского общества (с 1881). Окончил Кембриджский университет. Работал адвокатом в Лондоне. Исследования посвящены теории шарнирных механизмов, главным образом механизмов для воспроизведения математических законов. Доказал теорему о возможности воспроизведения алгебраической кривой с помощью механизма с низшими кинематическими парами, которая была обобщена С.А.Гершгориным. Совместно с Дж.Дж.Сильвестером построил инверсор. Исследовал основные положения символической логики и установил соответствия между геометрической теорией точек и логической теорией классов. Одновременно с Д.Гильбертом улучшил доказательство П.А.Гордона о конечном числе бинарных форм. В 1879 году публикует решение проблемы четырех красок. Королевское математи­ческое общество тотчас же избирает его своим членом, позднее он возведен в рыцарское звание за вклад в развитие математики. В «доказательство» Кемпе верили 11 лет. Но в 1890 году Перси Хивуд публикует работу, потрясшую математический мир: он указал принципиальную ошибку в рассуждениях Кемпе. Однако некоторые идеи его «доказательства» были правильные и через век были использованы в компьютерном доказательстве проблемы. Умер в Лонбоне 21 апреля 1922 года.

 (649x699, 198Kb)
1858
Хосе Мигель Гомес (José Miguel Gómez)
президент Кубы. Родился в Санкти-Спиритус (провинция Санта-Клара). Учился в Гаванском университете, однако в 1876 оставил учение и принял участие в антиколониальной Десятилетней войне (1868–1878) на стороне повстанческой армии. Не знавший поражений в битвах с испанцами, Гомес вскоре получил звание подполковника. Во время испано-американской войны 1898 Гомес стал генерал-майором и губернатором провинции Санта-Клара. Входил в состав дипломатической миссии на переговорах с президентом США Мак-Кинли. В 1905 безуспешно баллотировался в президенты Кубы в качестве кандидата от Либеральной партии. На переизбрание президентом консерватора Эстрады Пальмы либералы ответили восстанием. В 1908 Гомес был избран президентом Кубы. Хотя его правление (1909–1913) в целом было успешным, на перевыборах он потерпел поражение. В 1917 Гомес возглавил антиправительственный мятеж, был арестован и выслан из страны. Умер Гомес в Нью-Йорке 13 июня 1921года.

hobson (520x700, 121Kb)
1858
Джон Аткинсон Гобсон (Джон Аткинсон Хобсон; John Atkinson Hobson)
английский экономист. Родился в Дерби. Окончил Линкольнз-колледж Оксфордского университета (1878), в 1887–1897 читал лекции по политической экононии в Оксфорде и Лондонском университете. С 1897, оставив преподавание, занялся публицистикой. Его статьи выходили в журнале «Оратор» («The Speaker») и пришедшего ему на смену журнала «Народ» («The Nation»), а также в газете «Манчестер гардиан». Публикации Гобсона касаются самых разных тем, от реформы налоговой системы до экспорта капитала. Наиболее важными его работами являются Империализм (Imperialism, 1902); Индустриальная система (Industrial System, 1909); Труд и богатство (Work and Wealth, 1914). Гобсон полагал, что главной задачей экономической науки является нахождение способов более равномерного распределения дохода, и, следуя Дж.Рёскину, подчеркивал значимость человеческих ценностей в противовес ценностям рынка. Экономические спады Гобсон объяснял недопотреблением и считал, что от нестабильности и кризисов развитые страны может спасти только экспорт избыточного капитала в менее развитые регионы. Гобсон призывал также бороться с монополиями и призывал к возвращению к классической модели капитализма, пороки которого, как он считал, можно было бы искоренить с помощью парламентской демократии. Умер Гобсон в Лондоне 1 апреля 1940 года.

Verner_von_Heidenstam_in_the_1890s (521x700, 47Kb)
1859
Карл Густав Вернер фон Хейденстам (шведское имя - Carl Gustaf Verner von Heidenstam)
шведский писатель. Единственный сын знатных родителей родился в Ольсхаммаре. Учился в школе в Стокгольме, затем уехал сначала в Италию, потом на Восток, всего пробыв за границей десять лет. Намеревался стать профессиональным художником; чувство цвета и способность видеть жизнь глазами художника составили несомненное достоинство его поэзии. Первый сборник стихотворений Хейденстама "Паломничество и годы странствий" (Vallfart och vandringsеr, 1888) сразу же вывел его в ряды ведущих оппонентов натурализма 1880-х годов. Сформулировав натуралистические идеи в предисловии к роману "Эндимион" (Endymion, 1889), он тогда же опубликовал памфлет "Ренессанс" (Renaissance, 1889), в котором утверждал, что литература отказалась от принципов натурализма. Критикой натурализма является и сатира "Свадьба Пепиты" (Pepitas brцllop, 1890; совместно с О.И.Левертином, 1862–1906). Хейденстам сделал попытку реализовать свою литературную программу в романе "Ханс Алиенус" (Hans Alienus, 1892), где некоторые места написаны стихами. С литературной точки зрения, сборник "Стихи" (Dikter, 1895), в котором молодой поэт предстал зрелым мастером, по-прежнему остается его наиболее значительным произведением. Идеализм и глубокий национализм характерны для его исторических романов "Воины Карла XII" (Karolinerna, 1897–1898), "Паломничество святой Биргитты" (Heliga Birgittas pilgrimsfдrd, 1901), "Древо Фолькунгов" (Folkungstrдdet, 1905–1907), "Шведы и их вожди" (Svenskarna och deras hцvdingar, 1908–1910). В 1915 Хейденстам опубликовал сборник "Новые стихи" (Nya dikter), в котором нашли выражение его религиозный гуманизм и возвышенное смирение. В 1912 был избран членом Шведской академии, а в 1916 удостоен Нобелевской премии по литературе. Скончался Хейденстам в Эвралиде (провинция Эстерйётланд) 20 мая 1940 года. Список произведений:
Vallfart och vandringsеr (1888); Frеn Col di Tenda till Blocksberg (1888); Endymion (1889); Renдssans (1889); Pepitas brцllop (1890); Hans Alienus (1892); Dikter (1895); Karolinerna (1897-1898); Klassicitet och germanism (1898); Tankar och tekningar (1899); Ett folk (1899); Sankt Gцran och draken (1900); Heliga Birgittas pilgrimsfдrd (1901); Skogen susar (1904); Folkungatrдdet (2 vol., 1905—1907); Svenskarna och deras hцvdingar (1910); Dagar och hдndelser (1909); Samlade skrifter (1909); Proletдrfilosofiens upplцsning (1911); Nya dikter (1915); Uppsatser, tal och fanasier (1929); Tankar och utkast (1941); Nдr kastanjerna blommade (1941). Переводы на русский: Эндимион // «Современный мир», 1917, № 7—9; Воины Карла XII // «Вернер Фон Хейденстам. Воины Карла XII. Пер Лагерквист. Улыбка вечности», 1999. Литература: Bjцrck S. Heidenstam och sekelskiftets Sverige, (1946); Bццk F. Verner von Heidenstam (1945-1946).

1864
Алберту Непомусену
бразильский композитор. Один из основоположников национальной бразильской музыки. Учился в Риме, Берлине, Париже. С 1895 г. директор консерватории в Рио-де-Жанейро, в 1902-1916 гг. – Национального музыкального института. Среди сочинений – оперы «Артемида» (1898), «Абул» (1913); симфония, «Бразильская сюита» для оркестра, фортепьянные пьесы. Лучшее в его наследии – многочисленные песни, отмеченные ярким национальным колоритом.

1865
Эмиль Жак-Далькроз (Jaques-Dalcroze; настоящее имя - Эмиль Жак)
швейцарский композитор и педагог. Родился в Вене. Музыке учился в Женевской консерватории; совершенствовался в Вене у Р. Фукса и А. Брукнера, в Париже у Л. Делиба. В 1892-1910 гг. преподавал в Женевской консерватории, где и создал систему музыкально-ритмического воспитания (ритмическая гимнастика), разработал систему развития музыкальных и ритмических способностей (пластической свободы и выразительности, систему тренировок, способствующих выработке абсолютного слуха и способности к музыкальной импровизации). В 1911-1914 гг. преподавал ритмическое воспитание в специальной школе в Хеллерау, с 1915 г. - в созданном им институте в Женеве. Подобные же институты и школы были основаны в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне и других городах его последователями и учениками, среди которых были М. Вигман, Р. Сен-Дени, М.Рамбер, В.Ф.Нижинский и др. В 1920 г. в Москве и Петрограде были организованы институты ритма по его методу. Написал 7 опер, произведения для симфонического оркестра, 3 кантаты, 2 концерта для скрипки с оркестром и др. Умер в Женеве 1 июля 1950 года. Сочинения: Eurhythmics, art and education. L., 1930; musique et nous. Gen., 1945 (с перечнем всех педагогических работ и музыкальных сочинений). Литература: Шторк К., Система Далькроза, перевод с немецкого, Ленинград - Москва, 1924; Brunet-Lecomte Н., Jacques-Dalcroze; sa vie, son oevre, Geneve, 1950.

1866
Иосиф Юлиус Миккола (Mikkola)
финский языковед. Специалист по сравнительной грамматике славянских языков. Профессор славянской филологии в университете Хельсинки (1900-1934). Родился в Волоярви. Занимался славистикой (особенно известна его "Праславянская грамматика", тома 1—3, 1913-1950), в том числе акцентуацией славянских языков и связями славянских языков с прибалтийско-финскими, финноугроведением, балтийскими и германскими языками, древней историей Северной и Восточной Европы. Иностранный член-корреспондент Академии Наук СССР (1925). Умер в Хельсинки 28 сентября 1946 года. Сочинения: Berьhrungen zwischen den westfinnischen und slavischen Sprachen, Helsingfors, 1894; Die дlteren Berьhrungen zwischen Ostseefinnisch und Russisch, Hels., 1938. Литература: Arumaa P., I.I.Mikkola, 1886—1946, «Studia linguistica», 1948, № 1.

1873
Сергей Федорович Жемчужный
советский химик-неорганик и металлограф. Родился в Керчи. Окончил Московский университет (1895) и Санкт-Петербургский горный институт (1900). Ученик и ближайший сотрудник Н.С.Курнакова, который совместно с Жемчужным опубликовал ряд работ, легших в основу физико-химического анализа. Жемчужный установил диаграммы состояния многих металлических и соляных систем, предложил оригинальный метод изучения микроструктуры сплавов солей, открыл пластичность сплавов на основе марганца, положил начало исследованию сплавов высокого электрического сопротивления. Умер в Ленинграде 27 сентября 1929 года. Литература: Уразов Г.Г., Биографический очерк и личные воспоминания о С.Ф.Жемчужном, "Изв. института физико- анализа", 1931, том 5, страницы 2-9 (имеется список трудов Жемчужного).

1873
Карл Адольфович Круг
советский электротехник, член-корреспондент Академии Наук СССР (1933). Родился в Немирове, ныне Винницкой области. Окончил Московское высшее техническое училище (1898) и Московский университет (1903). С 1905 преподавал в МВТУ, создав там электротехническую специализацию, а впоследствии электротехнический факультет. Участвовал в составлении плана ГОЭЛРО, в создании Московского энергетического института и Всесоюзного электротехнического института, директором которого был в 1921-1930. В эти же годы член Госплана СССР. Основные работы по теоретической электротехнике и преобразованию постоянного тока в переменный; известен его учебник "Основы электротехники" (тома 1-2, 6-е издание, 1946). Награжден 2 орденами Ленина и 3 др. орденами. Умер в Москве 24 апреля 1952 года. Литература: Белькинд Л.Д., Карл Адольфович Круг, Москва- Ленинград, 1956; К.А.Круг, (некролог), "Электричество", 1952, № 6.
1873
Александр Александрович Царман
артист балета, композитор

1876
Луис Эмилио Рекабаррен (Recabarren)
деятель рабочего движения Чили и других стран Латинской Америки. Будучи рабочим-типографом, Рекабаррен возглавил ряд забастовок печатников и явился инициатором создания в Чили рабочих ежедневных газет марксистского направления ("El Grito Popular", 1911, "El Socialista", 1912, "El Despertar", 1912, "La Vanguardia", 1915, "La Defensa Obrera", 1917, и др.). Он был организатором многих рабочих и профсоюзных кружков, пропагандистом марксизма-ленинизма. Рекабаррен - один из основателей и руководителей Социалистической рабочей партии Чили (основана в 1912), которая в 1922 встала на позиции Коминтерна и стала называться Коммунистической. Находясь в эмиграции, он участвовал в создании Коммунистической партии Аргентины и был её первым генеральным секретарём. В ноябре 1922 - феврале 1923 находился в Советском Союзе. По возвращении в Чили написал книгу "Рабочая Россия". Автор ряда брошюр по истории рабочего и социалистического движения в Чили. Скончался 19 декабря 1924 года. Сочинения: Obras selectбs, (2 ed., Santiago de Chile, 1972). Литература: Ермолаев В.И., Королев Ю.Н., Рекабаррен — великий гражданин Чили, Москва, 1970.

1876
Гарри Синклер
американский нефтяной магнат, основатель Федеральной Лиги бейсбола.

1877
Иван Платонович Каляев
русский революционер, эсер. Родился в Варшаве. В 1897-1899 студент Московского и Санкт-Петербургского университетов. С 1898 член Санкт-Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". С 1903 - в партии эсеров, член ее боевой организации в Женеве. В 1904 в Санкт-Петербурге участвовал в покушении на министра внутренних дел В.К.Плеве. 4 февраля 1905 в Москве Каляев бомбой убил московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. На суде 5 апреля 1905 произнес речь, обличающую царское правительство. Казнен в Шлиссельбургской крепости 23 мая 1905 года.

 (477x699, 92Kb)
1877
Алексей Михайлович Ремизов
русский писатель. В августе 1921 эмигрировал. Родился в Москве. Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище. За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университеа, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897, первая книга Посолонь, куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907. Год спустя опубликован роман Пруд, которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Ф.М.Достоевского в современной литературе, «великого жалостника» (А.А.Блок). В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А.Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник Лимонарь, 1907, пьеса Бесовское действо, 1907), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд (Бесноватые, 1951, и др.). В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно». Хотя в дореволюцинный период Ремизовым опубликовано несколько романов с четко проявленной социальной тенденцией (Крестовые сестры, Неуемный бубен, оба 1910, и др.), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольлоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, «новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия – века». Вместе с тем эта «повесть», особенно если она связана с изображением событий революции и последуюшщей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, – автобиографическая по материалу книга Взвихренная Русь (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние Санкт-Петербургские годы, – Блока, Д.С.Мережковского, философа Л.Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М.Пришвина. Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его Слове о погибели Русской Земли, опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237. Взвихренная Русь описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»). Рассказ, как и в книге Подстриженными глазами, образующей со Взвихренной Русью автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок «взвихренной» будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции Учитель музыки (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров Встречи (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть Иверень (1986). В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести Оля (1927) и романе В розовом блеске (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П.Довгелло). Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, – от книги Россия в письменах (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге Огонь вещей (1954). Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник М.Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде». Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» – умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением. Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Л.М.Леонов, Вяч.Шишков и др.), которые выступили приверженцами «орнаментальной прозы». Умер Ремизов в Париже 26 ноября 1957 года. Сочинения: Сочинения, тома 1-8, Санкт-Петербург, 1910-1912. Литература: Чуковский К., Психологические мотивы в творчестве Алексея Ремизова, в его книге: Книга о современных писателях, Париж, 1914; Кодрянская Н., Алексей Ремизов, Париж, 1959; Эренбург И., Люди, годы, жизнь, книга 1-3, Собрание. Сочинения, том 8, Москва, 1966; Куприн А.И., Алексей Ремизов. Часы. (Рецензия), в книга: А.И.Куприн о литературе, Минск, 1969; История русской литературы конца XIX - начала XX в. Библиографический указатель, Москва - Ленинград, 1963.

1877
Нисето Алькала Самора-и-Торрес (Niceto Alcalá Zamora)
президент Испании. Родился в Приего. Получил образование в университетах Гранады и Мадрида. Посвятил себя политической деятельности, вошел в кортесы от Либеральной партии (1906–1923); в 1917 был назначен министром общественных работ; в 1922 стал первым гражданским военным министром. В период правления Примо де Риверы от поддержки монархии Самора перешел к республиканским воззрениям. В апреле 1931 одержал победу на муниципальных выборах в Мадриде. Встал во главе Революционного комитета, который потребовал отречения Альфонса XIII. 14 апреля 1931 Самора был избран председателем временного правительства, а 11 декабря 1931 – президентом Испанской республики. В конце концов под давлением левого большинства 7 апреля 1936 вынужден был уйти в отставку. Эмигрировал во Францию, затем на Кубу. Был заочно приговорен к пятилетней ссылке и штрафу в 50 млн. песет. Умер Самора в Буэнос-Айресе 18 февраля 1949 года.

1878
Ульрих Граф
один из ближайших соратников Гитлера в первые годы нацистского движения. Работал мельником и мясником. Был одним из основателей Национал-социалистической рабочей партии Германии. Во время "Пивного путча" 1923 в Мюнхене был тяжело ранен. В 1925 Граф стал членом мюнхенского городского совета, а в 1936 был избран в рейхстаг от нацистской партии. Во время 2-й мировой войны служил в СС в звании бригаденфюрера СС (генерал - майор).

1878
Эйно Лейно (Ленбум) Лейно (Leino; псевдоним; настоящая финская фамилия – Ленбум, Lцnnbohm)
финский писатель. Родился в местечке Палтамо. Учился в Хельсинкском университете. Первые сборники Лейно включают лирические стихи, многие из которых - в духе народных песен ("Баллада о большом дубе", 1896, "Сто одна песня", 1898, и др.). Пьеса "Пентти Пяккёнен" (1905), роман "Туомас Витикка" (1906) направлены против социальных верхов. Революционным событиям 1905 в России посвящен его роман "Яна Рэнтю" (1907). В стихах сборников "Зимняя ночь" (1905), "Заморозки" (1908) преобладает социальная и философская проблематика. В пьесе "Соль земли" (1911) Лейно критически изобразил финскую буржуазную интеллигенцию. Лейно написал шесть серий пьес "Маски" (1905-11) и цикл "Калевала на сцене" (1911). В 1911-13 опубликовал антибуржуазную тетралогию "Раб", в которой сказалось влияние европейского декаданса. В поздней лирике Лейно усиливаются трагические мотивы (сборник "Ветряное кантеле", 1919). Автор романа "Иллюстрированная книга моей жизни" (1925). Скончался в Тусуле 10 января 1926 года. Сочинения: Kalevala nдyttдmцllд. Sovittanut, sarja 1—3, Hels., 1911; Kootut teokset, 2 painos, nide 1—16, Hels., 1931—49; Runot , Hels., 1961; в русском переводе — Избранное, (вступительная статья Л.А.Виролайнен), Москва—Ленинград, 1959; (Стихи), в книге: Поэзия Финляндии, Москва, 1962. Литература: Maailman kirjat ja kirjailijat. Toirn. Т. Anhava, Hels., 1957.

1879
Мармадуке Грове Вальехо
чилийский военный, государственный и политический деятель. Получил военное образование. В 1925 г. входил в правительственную хунту. С 1926 г. - военный атташе в Лондоне. В 1928 г. порвал с правительством диктатора Ибаньеса, эмигрировал в Аргентину. После свержения Ибаньеса (1931) - командующий ВВС Чили. В 1932 г. в правительстве "Социалистической республики" Чили занимал пост военного министра. В дальнейшем, будучи лидером Социалистической партии Чили (СПЧ, основана в 1933), принимал активное участие в создании Народного фронта (1936), был его председателем в апреле 1938 г. - декабре 1940 г. В 1933-1949 гг. - сенатор, выступал за признание СССР; генеральный секретарь СПЧ в 1935-1937 гг., с 1937 г. председатель СПЧ.

1881
Владимир Михайлович Гиттис
российский комкор (1935). Окончил, юнкерское пехотное училище (1902). Участник 1-й мировой войны, в 1917 г. командовал полком, полковник. Был военным руководителем Северного участка завесы (август - сентябрь 1918), командовал 6-й (сентябрь - ноябрь 1918) и 8-й (декабрь 1918 - январь 1919) армиями, Южным (январь - июль 1919), Западным (июль 1919 - апрель 1920) и Кавказским (май 1920 - май 1921) фронтами. После Гражданской войны командующий войсками Заволжского и Петроградского (позже Ленинградского) военных округов. С 1921 г. для особо важных поручений при РВС СССР. С 1926 г. заместитель начальника снабжения РККА. С 1930 г. уполномоченный Нарком-военмора при Наркомторге. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

1882
Иван Александрович Якушев
бывший председатель Сибирской областной думы. Родился в в Сургуте Тобольской губернии. Служил в Иркутске, в 1917 участвовал в областнических съездах, был сторонником автономии Сибири, осенью 1918 пытался при поддержке Чехословацкого корпуса противостоять узурпаторам из Административного Совета (И.А.Михайлов, И.И.Серебренников), но сам был арестован. В 1919 принял активное участие в подготовке антиколчаковского переворота Радолы Гайды (не удался). В эмиграции жил с 1922. Вместе с профессором Е.Л.Зубашевым создал в Чехословакии сибирское земляество, издавал "Вольную Сибирь" и "Сибирский архив". Умер в Праге 11 октября 1935 года.

1884
Виллем Маринус Дюдок (Willem Marinus Dudok)
голландский архитектор. Родился в Амстердаме. Его творчество связано как с амстердамской школой, которая подчеркивала выражение индивидуальности, так и с группой «Де Стиль», которая обращала особое внимание на геометрические формы. Он посещал Королевскую военную академию в Бреде и оставался в армии до 1913 г. В 1915 г. стал муниципальным архитектором Хилверсюма и впоследствии спроектировал много зданий для города, особенно примечательными являются школа Доктора Х.Бравинка (1921), Школа Вонделя (1928-1929), и Городской театр (1928-1930). Эти строения, хотя и представляющие кубические композиции, передают твердость и текстуру посредством использования монолитного кирпича. Другие работы включают в себя Дом Нидерландов, Университетский городок, Париж (1927-1928); универмаг Бидженкорфа, Роттердам (1929-1930), который был разрушен во время второй мировой войны и Эрасмум Хьюс, Ротгердам (1939-1940). Умер 6 апреля 1974 года. Литература: (Magnйe R. М. (составитель)), . М. Dudok, Amst., 1954.

1884
Андре Дюнуайе де Сегонзак
французский художник

1885
Фриц Георг Арндт (Ernst Morits Arndt)
немецкий химик-органик. Окончил Фрайбургский университет (доктор философии, 1908). Работал там же, в 1910-1915 в Кильском университете. В 1915-1918 преподавал в Стамбульском университете (Турция), в 1918-1933 - в университете Бреслау (с 1927 профессор). С приходом к власти фашистов покинул родину. В 1933 читал лекции в Оксфордском университете (Англия). В 1934-1966 вновь работал в Стамбульском университете. Основные работы посвящены синтезу диазометана и изучению его реакций с альдегидами, кетонами и хлоангидридами кислот, разработке теории мезомерии. Исследовал (1921-1923) циклизацию гидразодитиодикарбонамида и показал, что в зависимости от среды циклизация приводит либо к производным триазола, либо к производным тиодиазола. Выдвинул (1924) электронную теорию промежуточных состояний. Получил (1924) дегидрацетовую кислоту нагреванием ацетоуксусного эфира в присутствии следов бикарбоната натрия при температуре 200° С с одновременным удалением спирта. Открыл совместно с Эйстертом (1927) реакцию получения высших гомологов карбоновых кислот из низших взаимодействием хлорангидридов с диазометаном (реакция Арндта-Эйстерта). Предложил (1930) метод получения диазометана при 5°С взаимодействием нитрозометилмочевины с водным раствором гидроксида калия под слоем эфира.

1885
Владимир Андреевич Артемьев
конструктор в области ракетной техники, лауреат Сталинских премий (1941 г. и 1943 г.). Добровольцем участвовал в Русско-японской войне 1904–1905 гг. После окончания в 1911 г. Алексеевского военного училища служил в крепостной артиллерии. С 1915 г. сотрудник Главного артиллерийского управления. С 1921 г. работал над созданием реактивных снарядов на бездымном порохе. Сконструировал первую советскую ракету на бездымном порохе. Один из создателей реактивных снарядов для «катюши». Умер в 1962 году.

1885
Эрнст фон Буш
немецкий генерал-фельдмаршал (1943). Участник 1-й мировой войны, затем служил в рейхсвере. С 1938 г. командовал 8-м армейским корпусом, участвовал в Польской кампании 1939 г. С октября 1939 г. командующий 16-й армией во время Французской кампании и на советско-германском фронте. С ноября 1943 г. командующий группой армий "Центр", после поражения в Белоруссии в августе 1944 г. зачислен в резерв. С марта 1945 г. командовал группировкой немецких войск на северо-западе Германии. Умер в плену в Англии.

 (489x699, 61Kb)
1885
Александр Яковлевич Таиров
русский актер, режиссер. Настоящая фамилия Корнблит. Народный артист РСФСР (1935). Родился в городе Ромны Полтавской губернии в семье учителя. Гимназистом выступал в любительских спектаклях по пьесам А.Н.Островского, исполняя роли Незнамова (Без вины виноватые, 1901, 1903) и Карандышева (Бесприданница, 1902). В 1904 поступил на юридический факультет Киевского университета, в 1906 перевелся в Санкт-Петербургский университет. Летом 1904 дебютировал как актер в Бердичеве и Житомире в труппе Драматического товарищества под руководством А.Н.Лепковской, сыграл Петю Трофимова в Вишневом саде А.П.Чехова. Осенью того же года выступил в роли Пепла (На дне М.Горького) на сцене киевского Железнодорожного театра под управлением К.И.Соловцова. В 1905 вступил в труппу М.М.Бородая в Киеве, играл в пьесах У.Шекспира (Сон в летнюю ночь) и Г.Гауптмана (Ганнеле). За участие в организации всеобщей забастовки киевских театров в октябре 1905 подвергся аресту. В 1906 – в труппе «Новая драма» А.А.Пасхаловой. Сезон 1906–1907 Таиров провел в Санкт-Петербургском Театре В.Ф.Комиссаржевской, где главным режиссером в ту пору был В.Э.Мейерхольд. Играл здесь Голубую маску (Балаганчик А.А.Блока), Нищего (Сестра Беатриса М.Метерлинка), Шаняву (Вечная сказка С.Пшибышевского). Общего языка с Мейерхольдом Таиров не обрел: «принимая целиком его разрушительную платформу по отношению к старому театру, я в то же время не принимал его созидательной платформы». В 1907 Таиров вступил в руководимую П.П.Гайдебуровым труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Лиговском Народном доме в Санкт-Петербурге. Помимо насыщенной актерской деятельности (Борис Годунов в трилогии А.К.Толстого, Гемон в Антигоне Софокла, Валер в Тартюфе Мольера, Борис в Грозе Островского и другие) предпринял здесь и режиссерские опыты – поставил шекспировского Гамлета (1907), Дядю Ваню Чехова и Эроса и Психею Ю.Жулавского (1908). В собственных спектаклях исполнял роли Лаэрта, Астрова и Эроса. Готовил к постановке пьесу Л.Н.Андреева Черные маски. Расставшись в 1909 с труппой Гайдебурова, работал в театрах Риги, Симбирска, Санкт-Петербурга, ставил драматургию Чехова, Андреева, Горького, Пшибышевского, Х.Ибсена, Дж.Байрона, Б.Шоу, Г.Гауптмана, Фр.Шиллера и других; много играл в своих и чужих постановках. Однако со временем Таиров-режиссер явственно берет верх над Таировым-актером: последней стала роль Мизгиря в Снегурочке Островского в Санкт-Петербургском Новом Драматическом театре А.К.Рейнеке в постановке Е.П.Карпова (1912). После окончания Санкт-Петербургского университета (1913) Таиров приехал в Москву «с твердым намерением не заниматься театром», поступил на работу в Московскую адвокатуру. И в том же году принял приглашение К.А.Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре. Таирова привлекли гарантии полной творческой независимости, свободы от узких жанровых ограничений. Одна за другой им были выпущены пантомима А.Шницлера Покрывало Пьеретты на музыку Э.Донаньи (отзыв рецензента: «надменный фатализм, порыв и излом») и искусная стилизация в духе старинного китайского театра Желтая кофта Г.Бенримо и Дж.Хазлтона. В этих спектаклях наметились основные постановочные принципы Таирова, сплотился круг актеров-единомышленников. После первого сезона Свободный театр был вынужден прекратить свое существование, однако идея создания синтетического театра не была отброшена. 25 декабря 1914 спектаклем Сакунтала Калидасы в переводе К.Д.Бальмонта и оформлении П.В.Кузнецова Таиров и его первая актриса А.Г.Коонен (покинувшая ради Свободного театра Художественный, где провела несколько сезонов) открывают свой собственный театр, которому было дано название Камерный: «мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились – напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям» (Таиров). Как и многие его современники, режиссер стремился к синтезу, союзу театра со смежными видами искусства – музыкой, балетом, живописью. Таировская программа была четка и последовательна, симпатии и антипатии – конкретны и внятны. В своем театральном манифесте «Записки режиссера» и в ряде других публикаций Таиров утверждал, что Камерный театр задумывался и создавался в противовес театрам Натуралистическому (подразумевался Художественный театр) и Условному (искания Мейерхольда). Рожденному им театральному организму, обозначенному как «театр эмоционально-насыщенных форм» или театр неореализма, Таиров отводил роль синтеза. Парадокс состоял в том, что вопреки таировскому (вслед за Н.Н.Евреиновым) лозунгу «театрализации театра» и призывам к избавлению от гнета драматурга и художника «Камерный театр вошел в историю как театр большой литературы и самой изысканной живописи» (Николаевич). Вслед за Сакунталой в предреволюционные и революционные годы увидели свет рампы Веера К.Гольдони (1915, художники Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов), Женитьба Фигаро П.Бомарше (1915, художник С.Ю.Судейкин), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1915, художник В.А.Симов), Фамира-Кифарэд И.Ф.Анненского (1916, художник А.А.Экстер), Саломея О.Уайльда (1917, художник Экстер) и другие. Таировские спектакли вызывающе демонстрировали нежелание соответствовать злобе дня, служить целям утилитарным: Король-Арлекин Р.Лотара и пантомима Ящик с игрушками К.Дебюсси (оба 1917, художник Б.А.Фердинандов), Обмен П.Клоделя (1918, художник Г.Б.Якулов), Адриенна Лекуврер Э.Скриба и Э.Легуве (1919, художник Фердинандов; спектакль оставался в репертуаре вплоть до закрытия театра в 1949), Принцесса Брамбилла по Э.Т.А.Гофману (1920, художник Якулов), Благовещенье П.Клоделя (1920, художник А.А.Веснин), Ромео и Джульетта Шекспира (1921, художник Экстер), Федра Ж.Расина (1922, художник Веснин), Жирофле-Жирофля Ш.Лекока, текст А.М.Арго и И.А.Адуева (1922, художник Якулов). Принцесса Брамбилла, явившись испытанием на музыкальность, пластичность и выносливость, подвела черту под экзерсисами на тему театральной гофманиады; Жирофле-Жирофля сочетала опереточное неправдоподобие с элементами эксцентрического капустника и отточенностью эстрадного шоу; Федра, будучи, по словам П.А.Маркова, «спектаклем решительным и бескомпромиссным», принадлежащим к «событиям историческим в развитии советского театра». В 1921 публикуется книга размышлений Таирова Записки режиссера (издание Камерного театра), в 1923 – ее немецкий перевод. В том же году состоялись первые гастроли Камерного театра во Франции и Германии, они длились семь месяцев. В 1923 Таиров организовал при театре училище, утвержденное Луначарским как высшее учебное заведение, – ВГЭКТЕМАС (Высшие государственные экспериментальные театральные мастерские), с четырьмя факультетами: актерский, режиссерский, историко-теоретический и хорео-пантомимеский. Принципиальным требованием при обучении была тесная взаимосвязь между студентами-актерами и студентами-режиссерами. В середине 1920-х годов программой таировского театра становится «конкретный реализм», ознаменовавший новый этап деятельности Камерного театра. Постановки 1924 – Гроза Островского и Святая Иоанна Шоу (художники В.А. и Г.А.Стенберги, в первом случае в соавторстве с К.К.Медунецким) свидетельствовали о разрыве Таирова с «абстракциями» и изысканными эффектами, о решительном переходе к простоте линий и ритмов. Главные спектакли этого периода – цикл постановок пьес Ю.О'Нила Косматая обезьяна и Любовь под вязами (обе 1926) и Негр (1929; сценография всех трех Стенбергов). В эти же годы Таировым были поставлены Человек, который был Четвергом по Г.Честертону (1923, художник Веснин), спектакль-обозрение Кукироль П.Г.Антокольского, В.З.Масса, А.П.Глобы и В.Г.Зака (1925), оперетты День и ночь Ш.Лекока, текст Масса (1926) и Сирокко Л.А.Половинкина, текст Зака и Ю.Б.Данцигера (1928, совместно с Л.Л.Лукьяновым; все названные спектакли в оформлении Стенбергов), Антигона В.Газенклевера (1927, художник А.И.Наумов), Багровый остров М.А.Булгакова (1928, совместно с Лукьяновым, художник В.Ф.Рындин), Опера нищих Б.Брехта – К.Вейля (1930, художники Стенберги), Машиналь С.Тредуэлла и Оптимистическая трагедия В.В.Вишневского (оба 1933, художник Рындин). В 1930-е годы Таировым декларирует и воплощает в искусстве Камерного театра принципы «структурного», «организованного», «динамического» реализма. Дискуссиями и резким неприятием были встречены спектакли Египетские ночи – композиция из Цезаря и Клеопатры Б.Шоу, Египетских ночей А.С.Пушкина и Антония и Клеопатры Шекспира (1934, художник Рындин) и комическая опера Богатыри А.П.Бородина, текст Д.Бедного (1936, художник П.Баженов). 14 ноября 1936 Комитет по делам искусств принял постановление о запрещении Богатырей; следом в газете «Правда» появилась статья П.М.Керженцева Фальсификация народного прошлого, в которой коллектив и его руководитель подвергались безжалостной проработке. В августе 1937 были слиты воедино эстетически взаимоисключавшие друг друга коллективы Камерного и Реалистического театров (возглавляемого Н.П.Охлопковым). Название «Камерный» за театром было, однако, сохранено. Другие спектакли Таирова тех лет: Дети солнца Горького (1937, художник В.А.Щуко), Думы о Британке Ю.И.Яновского (1937, художники Е.К.Коваленко и В.Ф.Кривошеин), Чертов мост А.Н.Толстого (1939, художник Альберто), Мадам Бовари по Г.Флоберу (1940, премьера состоялась во время деятимесячных гастролей на Дальнем Востоке), Адмирал Нахимов И.В.Луковского (1941, художники двух последних Коваленко и Кривошеин). В первые два года войны театр играет и выпускает новые спектакли в эвакуации, в Барнауле и на Балхаше. По возвращении в 1943 в Москву Таиров работает над планом постановки Плодов просвещения Л.Н.Толстого, размышляет над Драконом Е.Л.Шварца, задумывается о Маскараде М.Ю.Лермонтова и Идиоте по Ф.М.Достоевскому (спектакли не были осуществлены), выпускает спектакль-концерт Чайка А.П.Чехова (1944, художники Коваленко и Кривошеин), Без вины виноватые Островского (1944, художник Рындин), У стен Ленинграда Вишневского (1945, художники Коваленко и Кривошеин), Он пришел Д.Б.Пристли (1945, художник Коваленко), Старик Горького (1946, совместная постановка с Лукьяновым, художники Коваленко и Кривошеин), Лев на площади И.Г.Эренбурга (1948, художник Р.Р.Фальк). Последней постановкой Таирова стали Актеры А.Васильева и Л.М.Эльстона (1949, художник Коваленко). 25 июня 1949 в «Советском искусстве» публикуется сообщение о том, что А.Я.Таиров освобожден от обязанностей художественного руководителя Камерного театра и назначен режиссером в Театр имени Евг.Вахтангова. Закрытие Камерного театра под видом реорганизации и расправу с его художественным руководителем Н.П.Акимов назвал «типичным актом вандализма», характерным для тех лет. Верной спутницей Таирова в творческой и семейной жизни на протяжении трех с половиной десятилетий была А.Г.Коонен: «глубоко современный и вместе с тем необычный, небытовой темперамент Алисы Коонен электризовал режиссерские композиции Таирова; со своей стороны руководитель Камерного театра дал актрисе необходимый простор и точную форму большого стиля» (Б.И.Зингерман). Из работ Таирова вне стен Камерного театра: Демон А.Г.Рубинштейна в Оперном театре Совета рабочих депутатов (б. Опера Зимина) в 1919; Оптимистическая трагедия Вишневского в Ростовском драматическом театре в 1936 и несколько не слишком удавшихся киноопытов, среди которых фильм Мертвец (1916) – попытка создания безнадписной пантомимы на сюжет пьесы К.Лемонье. Многие годы Таиров являлся активным общественным деятелем. В 1917 он стал первым председателем Московского союза артистов; в 1919–1936 был членом президиума ЦК Рабис; с 1944 – вице-президентом театральной секции ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей). Выступал на страницах советской печати. Умер Таиров в Москве 25 сентября 1950 года.

1886
Пьер Бенуа
французский писатель, автор романов "Атлантида", "Забытый", "Прокаженный король", "Дорога гигантов", "Соленое озеро", "Полуночное солнце".

1886
Марк Блок
французский историк. Учился в Высшей нормальной школе, дополнил своё образование (в 1908-1909) в Лейпцигском и Берлинском университетах. Профессор Страсбурского университета (1919-1936), затем Сорбонны. В период немецкой оккупации Франции активный участник Движения Сопротивления; расстрелян гестапо 16 июня 1944 г. В конкретно-исторических работах Блока на основе обобщения большого фактического материала дана наиболее глубокая в буржуазной науке трактовка западноевропейского феодализма как целостной социальной системы. В 1929 совместно с Л.Февром основал и возглавил журнал "Annales d'histoire economique et sociale" (ныне "Annales. Economies, Societes, Civilisations"), способствовавший усилению изучения во Франции социально-экономической истории, а также более широкому использованию в исторических исследованиях материалов смежных наук (психологии, географии, экономики, статистики и др.). Научная школа, сложившаяся вокруг Блока в 1930-е гг., сохраняет своё влияние и в современной историографии (особенно в области изучения средних веков и нового времени).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку