-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111482
Комментариев: 6803
Написано: 119956


21 июля родились...

Среда, 21 Июля 2010 г. 07:05 + в цитатник
 (500x700, 74Kb)
1897
Василий Данилович Соколовский
заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта, генерал армии. Родился в деревне Козлики Белостокского уезда Гродненской губернии (ныне территория Польши) в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. Окончил учительскую семинарию. В Красной Армии с 1918 года. Окончил 1-е Московские военно-инструкторские курсы в 1918 году. Во время Гражданской войны воевал на Восточном, Южном и Кавказском фронтах. Занимал должности: командира роты, адъютанта полка, помощника командира и командира полка, старшего помощника начальника штаба 39-й стрелковой дивизии, командира бригады, начальника штаба 32-й стрелковой дивизии. В 1921 году В.Д.Соколовский окончил Военную академию РККА. Он был направлен в Туркестан и в ноябре 1921 года назначен помощником начальника оперативного управления штаба Туркестанского фронта. С апреля 1922 года - начальник штаба, с мая 1924 - исполняющий должность командира 2-й Туркестанский стрелковой дивизии, командующий группой войск Ферганской и Самаркандской областей. Активно участвовал в борьбе с басмачеством. За успешное руководство войсками награждён орденом Красного Знамени. С ноября 1924 года - начальник штаба 14-й Московской стрелковой дивизии в Московском военном округе. С октября 1926 года - начальник штаба 9-го стрелкового корпуса. Служил в Северо-Кавказском и в Белорусском военных округах. В 1928 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе. С января 1929 года - начальник штаба 5-го стрелкового корпуса. С июля 1930 года - командир 43-й стрелковой дивизии. С января 1935 года - заместитель начальника штаба Приволжского военного округа. С мая 1935 года Соколовский В.Д. начальник штаба Уральского, а с апреля 1938 года - Московского военных округов. Генерал-лейтенант (4.06.1940). С февраля 1941 года - заместитель начальника Генерального штаба РККА по организационно-мобилизационным вопросам. В Великую Отечественную войну генерал Соколовский В.Д. - начальник штаба Западного фронта (июль 1941 года - январь 1942 года и май 1942 года - февраль 1943 года); начальник штаба Западного направления в июле - сентябре 1941 года (одновременно и начальник штаба Западного фронта) и феврале - мае 1942 года; командовал войсками Западного фронта (февраль 1943 года - апрель 1944 года); начальник штаба 1-го Украинского фронта (апрель 1944 года - апрель 1945 года); заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом (апрель - май 1945 года). Генерал-полковник (13.06.1942). 27 августа 1943 года генерал-полковнику Соколовскому В.Д. присвоено воинское звание "генерал армии". В годы Великой Отечественной войны особенно ярко раскрылись военные и организаторские способности В.Д.Соколовского. Работа штабов фронтов, которыми он руководил, отличалась чёткой организацией. Участник оборонительных боёв первого периода войны, в том числе Смоленского оборонительного сражения. Соколовский В.Д. активно участвовал в планировании и осуществлении контрнаступления под Москвой. Ржевско-Сычевской операции и операции "Марс" 1942 года. В начале 1943 года войска Западного фронта под его командованием, во взаимодействии с Калининским фронтом, успешно провели операцию по ликвидации ржевско-вяземского плацдарма гитлеровцев, а летом и осенью участвовали в Орловской и Смоленской наступательных операциях, в ходе которых прорвали мощную оборону врага. Генерал армии Соколовский В.Д. - участник подготовки и проведения Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской и Берлинской наступательных операций. За умелое руководство боевыми действиями войск в Берлинской операции и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года генералу армии Соколовскому Василию Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6454). После войны В.Д.Соколовский - заместитель, а с марта 1946 года - Главнокомандующий Группой советских войск в Германии и Главноначальствующий советской военной администрации в Германии, одновременно член Контрольного Совета от СССР по управлению Германией. 3 июля 1946 года генералу армии Василию Даниловичу Соколовскому первому в послевоенный период присвоено высшее воинское звание "Маршал Советского Союза". С марта 1949 года Маршал Советского Союза Соколовский В.Д. - первый заместитель министра Вооружённых Сил (с февраля 1950 года военного министра СССР). С июня 1952 года по апрель 1960 года он начальник Генерального штаба - первый заместитель военного министра (с марта 1953 года министра обороны СССР). В своей деятельности В.Д.Соколовский широко использовал глубокие военные знания, огромный боевой и практический опыт командной и штабной работы в обучении и воспитании войск, проводил большую работу по совершенствованию строительства Советских Вооружённых Сил и дальнейшему развитию военной науки. Он автор и руководитель разработки военно-теоретических и военно-исторических трудов: "Военная стратегия" (Издание 3-е. Москва, 1968), "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" (Москва, 1964). В 1960-1968 годы Маршал Советского Союза Соколовский В.Д. - генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Избирался членом ЦК КПСС (1952-1961 годы), кандидат в члены ЦК КПСС с 1961 года; депутатом Верховного Совета СССР 2-7-го созывов (1946 - 1968). Скончался 10 мая 1968 года. Похоронен в городе-герое Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Награждён 8 орденами Ленина (22 февраля 1941, 2 января 1942, 21 февраля 1945, 29 мая 1945, 20 июля 1947, 24 июня 1948, 20 июля 1957, 20 июля 1967), орденом Октябрьской Революции (22.02.1968), 3 орденами Красного Знамени (28 февраля 1928, 3 ноября 1944, 20 июня 1949), 3 орденами Суворова 1-й степени (9 апреля 1943, 28 августа 1943, 6 апреля 1945), 3 орденами Кутузова 1-й степени (27 августа 1943, 25 августа 1944, 18 декабря 1956), медалями СССР. Награждён Почётным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР (22 февраля 1968). В.Д. Соколовский награждён многочисленными иностранными орденами: орденом Республики (Тувинская народная Республика, 31.03.1942), двумя орденами "За заслуги перед Отечеством" в золоте (Германская Демократическая Республика), орденом Партизанской звезды (Югославия), орденом "За воинскаю доблесть" ("Virtuti Militari", Польша), орденом Крест Грюнвальда 3-го класса (Польша), орденом Белого Льва I степени (ЧССР), орденом "Легион Почёта" степени командующего (США), Великий офицер ордена Почётного Легиона (Франция), кавалер Большого Креста ордена Британской Империи (Великобритания), медалью "За Варшаву" (Польша), медалью "За Одру, Ниссу и Балтику" (Польшая), медалью Словацкого национального восстания (Чехословакия). Имя Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Соколовского В.Д. было присвоено Новочеркасскому высшему военному командному Краснознамённому училищу связи, судну Министерства рыбного хозяйства, в городе Гродно (Белоруссия) установлен его бюст, а на бывшем здании штаба Уральского военного округа (город Екатеринбуг, дом № 73) и на доме в городе-герое Москве, где жил Герой - мемориальные доски. Решением 60-й сессии Смоленского городского Совета 2-го созыва № 899 от 27 августа 2004 года В.Д.Соколовскому посмертно присвоено звание "Почётный гражданин города-героя Смоленска". Имя маршала носят улицы в Москве и Смоленске. Сочинения: Освобождение западных земель Украины. - В книге: В боях за Львовщину. Львов, 1965; Славный боевой путь. - В книге: От Москвы до Берлина. Москва, 1966; Великая битва под Москвой и ее историческое значение. - В книге: Беспримерный подвиг. Москва, 1968.

 (427x699, 121Kb)
1897
Эдмунд Хейнес (Edmund Heines)
один из высших руководителей штурмовых отрядов СА. Был офицером во время 1-й мировой войны, после окончания которой вступил в одно из многочисленных подразделений "Добровольческого корпуса" - группу Герхарда Россбаха в качестве его адъютанта. Принимал активное участие в уличных сражениях с коммунистами. Вступив в нацистскую партию, Хейнес стал ближайшим соратником Эрнста Рёма. В мае 1927 он был исключен из НСДАП под предлогом "утраты нравственных качеств", на самом же деле за то, что назвал Гитлера "кухонной тряпкой" и пытался объединить вокруг себя офицеров СА, недовольных единовластием фюрера. Вмешательство Рёма избавило Хейнеса от более серьезных последствий. В 1929 Хейнес был приговорен к 5 годам заключения за соучастие в убийстве, но вскоре освобожден по амнистии. В 1933 он был произведен в чин обергруппенфюрера СА (генерал) и назначен комиссаром полиции Бреслау. 30 июня 1934, во время событий "Ночи длинных ножей", эсэсовцы обнаружили Хейнеса в гостиничном номере в Бад-Висзее в постели с его молодым помощником. По приказу Гитлера, потребовавшего "безжалостно уничтожить эту разлагающую заразу", Хейнес был расстрелян на месте в числе других руководителей СА.

 (551x698, 70Kb)
1898
Ольга Николаевна Андровская (настоящая фамилия - Шульц)
русская актриса. Народная артистка СССР (1948). Родилась в Москве в семье юриста. Училась на Высших юридических курсах в Москве, выступала на сцене как любительница. Профессиональную театральную карьеру начала в 1918 под руководством Н.M.Радина в театре Корша, одновременно участвовала в Шаляпинской студии. С 1919 – во 2-й Студии Художественного театра. Первая крупная роль – Исабель в Даме-невидимке Кальдерона (1924). После слияния студии с Художественным театром этот спектакль был перенесен на филиальную сцену МХАТа. В 1925 в возобновлении Горя от ума Андровская сыграла Лизу, в 1927 – Сюзанну в Женитьбе Фигаро. Во время репетиций спектакля Станиславский предостерегал Андровскую от изображения «театральной субретки», от кокетничания, просил изображения «простонародной души». Даже в полном актерских удач спектакле МХАТа пара Сюзанна – Андровская и Фигаро – Баталов отличалась особой стремительностью исполнения, увлекательной легкостью диалога. После Сюзанны актриса с успехом играет Рокси в Рекламе М.Уоткинс (1930), Смельскую в Талантах и поклонниках (1933) и Варвару в Грозе (1934). В 1936 Андровская сыграла в пьесе К.Тренева Любовь Яровая истрепанную перипетиями гражданской войны красавицу-машинистку Панову. Шедевром актрисы стала роль леди Тизл в Школе злословия Р.Б.Шеридана (1940). Специально для этой роли она выучилась играть на арфе, как ее партнер М.Яншин – на флейте. Андровская и Яншин вели свои роли с комедийной серьезностью, мудрой наивностью и тонким чувством стиля. В 1952 она сыграла леди Тизл в фильме-спектакле Школа злословия. В конце 1930-х годов много снималась в кино. С большим изяществом и тонкой иронией сыграла в экранизациях чеховских рассказов и водевилей – Попова (Медведь, 1938); Варенька (Человек в футляре, 1939), Татьяна Алексеевна (Юбилей, 1944) и др. Грация, юмор, вкус к сценическому дуэту отличали роли миссис Чивли в Идеальном муже Уайльда (1945), Лебедкиной в Поздней любви Островского (1949), Веры Филипповны в Дачниках Горького (1953), Роз Григгс в Осеннем саду Л.Хелман (1956) и др. В 1957 с большим успехом сыграла роль жены профессора Полежаева в Беспокойной старости Рахманова. Последней ролью Андровской стала пани Конти в Соло для часов с боем Заградника (1973). Умерла в Москве 31 марта 1975 года.

1898
Леонид Сергеевич Соболев
русский советский писатель, Герой Социалистического Труда (1968). Окончил Петроградское морское училище. Участник Гражданской войны 1918-20; в годы Великой Отечественной войны 1941-45 военный корреспондент "Правды". Печатался с 1926. В романе "Капитальный ремонт" (т. 1, 1932, новые главы - 1962) показано разложение царского флота накануне 1-й мировой войны 1914-18, трудный путь идейного развития офицеров и матросов. Жизни флота в мирное время и героизму советских моряков в период Великой Отечественной войны 1941-45 посвящен сборник рассказов "Морская душа" (1942; Сталинская премия СССР, 1943), повесть "Зелёный луч" (1954) и др. Автор трагедии "Абай" (1941, совместно с М.Ауэзовым), множества статей на литературные и общественно-политические темы. Произведения Соболева переведены на иностранные языки. Председатель Оргкомитета (затем правления) Союза писателей РСФСР (1957-1970). Депутат Верховного Совета СССР 5-8-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Скончался 17 февраля 1971 года.

 (699x696, 47Kb)
1898
Эдмунд Лэнгли Хест (Эдмунд Лэнгли Херст; Edmud Lagley Hirst)
английский химик-органик, член Лондонского королевского общества (с 1934). Окончил Сент-Эндрюский университет в Шотландии (доктор философии, 1921). Преподавал в университетах Манчестера (1923-1924 и 1944-1947), Дарема (1924-1926), Бирмингема (1927-1936). В 1936-1944 гг. – профессор бристольского университета, с 1947 г. – Эдинбургского университета. Научные исследования относятся к химии углеводов. Многие работы проводил совместно с У.Н.Хеуорсом. Доказал существование пиранозной формы для всех метилгликозидов. Провел фундаментальные исследования структуры олиго- и полисахаридов. По предложению А.Сент-Дьердьи, выделившего из тканей животных и растений витамин С, совместно с Хеуорсом изучал структуру этого соединения и осуществил (1933, одновременно с Т.Рейхштейном) его первый химический анализ. Исследовал дисперсию оптического вращения углеводов, структуру полисахаридов, содержащихся в траве и морских водорослях. Президент Лондонского химического общества (1956-1958). Умер в Эдинбурге 29 октября 1975 года.

1899
Евгения Николаевна Бирукова
русская писательница, автор сказок "Мика, Мака и Микуха", "Молнейка", переводчица произведений Г.Дж.Уэллса, У.Шекспира.

1899
Харт Крейн
американский поэт. Близок футуризму. Автор сборника «Белые здания» (1926). В поэме «Мост» (1930), полной видений и аллегорий, воплощен «миф» современного американского города. Его перу принадлежит «Сборник стихотворений» (1933).

 (540x699, 80Kb)
1899
Эрнест Миллер Хемингуэй
американский писатель. Окончил школу (1917), работал репортёром в Канзас-Сити. Участник 1-й мировой войны 1914-1918. Журналистская практика сыграла важную роль в становлении писателя. Война, судьбы "потерянного поколения", поиски истинных ценностей жизни определили основное содержание творчества Хемингуэя в 1920-е гг. В книге рассказов "В наше время" (1925) появляется первый из "лирических" героев, сопутствовавших Хемингуэю на протяжении всего его творческого пути. Кризисные моменты жизни этого героя образуют историю "воспитания чувств" молодого американца 20 в. в мире жестокости, страданий и насильственной смерти. В романе "И восходит солнце" (1926, одновременное английское издание под название "Фиеста") писатель передал разочарование, боль и отчаяние "потерянного поколения" в годы послевоенного "процветания". Центральная этическая проблема Хемингуэя - как жить "в наше время" - остаётся для большинства его персонажей неразрешимой. В то же время в "фиесте" и в книге рассказов "Мужчины без женщин" (1927) четко определилось нравственное кредо Хемингуэя - мужество и достоинство человека в суровом испытании, величие духа, не сломленного в поражении. Роман "Прощай, оружие!" (1929) раскрывает откровенную враждебность войны человеку. Герои предстают как жертвы жестоких внеличных сил, которым Хемингуэй противопоставляет великое жизненное начало - любовь. Трагизм сочетается в книге с подлинной романтикой. В 1-й половине 1930-х гг. Хемингуэй переживает глубокий творческий кризис, пытается заново осмыслить пройденный путь и определить эстетические принципы своего творчества (авторские отступления в книгах "Смерть после полудня", 1932; "Зелёные холмы Африки", 1935; сборника рассказов "Победитель не получает ничего", 1933). Преодоление кризиса намечается в романе "Иметь и не иметь" (1937), где даны острогротескные зарисовки верхушки буржуазного общества США. В романе показана также обречённость борьбы в одиночку за свои права. В Испанской революции 1931-1939 военный корреспондент Хемингуэй увидел новую для него революционно-освободительную войну и показал её героику, романтику и трагедию в репортажах, очерках и художественных произведениях, из которых крупнейшее - роман "По ком звонит колокол" (1940). Обращение к опыту гражданской войны сообщило хемингуэевскому роману более глубокую связь с историей и народом. Прежде, пройдя через испытания войны, герои Хемингуэя отказывались участвовать в общественной борьбе. Теперь его герой становится борцом-антифашистом, сознающим личную ответственность за судьбы всего человечества. Однако наряду с сильным жизнеутверждающим началом в романе снова дают о себе знать трагический стоицизм Хемингуэя и присущее ему представление об иронии жизни и истории. После 2-й мировой войны 1939-45 в творчестве Хемингуэя наступает заметный спад. Он возвращается к уже исчерпанным темам, оказывается не в состоянии освоить новый жизненный материал (роман "За рекой, в тени деревьев", 1950; незавершенный роман "Острова в океане", опубликован 1970, русский перевод 1971). Свою веру в человека писатель утвердил в повести-притче "Старик и море" (1952), ставшей своего рода итогом творчества Хемингуэя и поводом для присуждения ему Пулицеровской (1953) и Нобелевской (1954) премий. Смерть, жестокость, насилие интересуют Хемингуэя прежде всего как типичные явления 20 в., порождающие важнейшие моральные проблемы современности. Писатель трагического мироощущения, Хемингуэй противопоставил несправедливости и хаосу окружавшей его жизни веру в нравственные силы человека и его способность к подвигу. В произведениях Хемингуэя претворились национальные (Марк Твен. Ш.Андерсон, Г.Стайн), западно-европейские (Стендаль, Г.Флобер, Г.Мопассан) и русская (И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов) литературные традиции. Хемингуэй создал один из характернейших стилей 20 в., которому присущи внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм и содержательный подтекст. Большое влияние на современную прозу оказали хемингуэевские интонации и диалог. Последние годы жизни Эрнест Хэмингуэй страдал тяжелой депрессией и паранойей, а также циррозом печени, из-за которых несколько раз тайно ложился в больницу, но поправить здоровье так и не смог. 1 августа 1961 года он покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в лоб из охотничьей двустволки.

1901
Леонид Романович Корниец
украинский политический и государственный деятель, председатель Президиума Верховного Совета (1938-1938; 1938-1939).

1901
Паулюс Винцович Славенс
литовский астроном, академик Академии Наук Литовской ССР (1968). В 1925 г. окончил Каунасский университет, в 1928 г. - Йельский университет (США). В 1930-1940 гг. - приват-доцент Каунасского университета, с 1940 г. - доцент, заведующий кафедрой математики, с 1941 г. - профессор. При фашистской оккупации Литвы был исключен из университета. С 1944 г. - профессор, в 1944-1952 и 1956-1969 гг. - заведующий кафедрой астрономии, с 1969 г. - профессор-консультант Вильнюсского университета. В 1949-1953 гг. - ученый секретарь Академии Наук Литовской ССР. В 1959 г. организовал Астрономический сектор Академии Наук Литовской ССР. Основные научные исследования посвящены изучению строения и эволюции звездных систем, астрофотометрии, теории относительности. Ряд работ касается истории науки и вопросов формирования научного мировоззрения. Активно участвует в организационной и координационной работе историков науки Литовской ССР. Член-корреспондент Международной академии истории науки (1966). Заслуженный деятель науки Литовской ССР (1959).

1902
Белькампо (настоящее имя - Вихерс Герман Шенфельд)
голландский писатель. Врач по образованию. Первая книга "Рассказы" (1935) содержит юмористические новеллы из студенческой жизни. Автобиографический характер носят "Скитания Белькампо" (1938). "Новые рассказы" (1946) проникнуты ироническим отношением к действительности. В 60-е гг. его творчество обогащается философской и научно-фантастической тематикой: "Прыжки в прибое" (1950) и "Дурман любви" (1953), сборники новелл "Фантазии Белькампо" (1958) и "Между небом и землей" (1959). Несовершенство окружающего мира — центральная тема сборника новелл "Под покровом тайны" (1964).

1902
Дмитрий Юрьевич Кобяков
поэт.

1902
Герман Питер Шёнфельд Вихерс (Белькампо)
нидерландский писатель, автор романа "Верландия", сборника "Затаенное".

1903
Пауль Баумгартнер
швейцарский пианист.

1903
Сильвина Окампо
аргентинская писательница. Друг Х.Л.Борхеса, жена А.Бьоя Касареса (втроем они составили "Антологию фантастической литературы", 1940, и др.). Книга стихов "Перечисление родины" (1942). Сборники фантастических новелл "Автобиография Ирен" (1948), "Званые гостьи" (1961), "Сообщение о рае и аде" (1970), "Корнелия перед зеркалом" (1988). Скончалась в 1994 году.

 (516x699, 62Kb)
1903
Николай Александрович Соколов
советский график и живописец, член творческой группы Кукрыниксы. Родился в селе Царицыно, с 1960 года в черте города Москвы (Южный Административный округ) в купеческой семье. Русский. Был старшим из шести детей, рано лишившихся поддержки отца. Начал работать с 14 лет. Весной 1920 года семья Соколовых переехала в Рыбинск (ныне в Ярославской области) на родину матери. Здесь Николай Соколов, работая конторщиком в Управлении Водного транспорта, окончил школу второй ступени. Одновременно занимался в изостудии Пролеткульта, получил первые профессиональные навыки в рисунке и живописи. Летом 1923 года уехал в Москву поступил во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), полиграфический факультет. В годы учебы подружился Куприяновым М.В. и Крыловым П.Н. Созданный в середине 1920-х годов творческий союз просуществовал более 60 лет, поражая своим удивительно плодотворным творческим долголетием. Коллективный псевдоним Кукрыниксы был составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Соколова. Трое художников работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность коллективу принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Этапными работами для художников были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни. С 1933 года Кукрыниксы - постоянные карикатуристы газеты "Правда", что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии. В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них - самый первый после нападения Германии плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", июнь 1941 - с карикатурой на Гитлера) и сатирических "Окон ТАСС", закончили более чем четырехлетнюю эпопею в Нюрнберге в качестве корреспондентов газеты "Правда". Одновременно с 1920-х годов Кукрыниксы выступали и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" и "Золотой телёнок", Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина, "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова, "Жизнь Клима Самгина", "Фома Гордеев" и "Мать" М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса. В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны. Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975), награждены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1937) и Брюсселе (1958) и многими другими наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 70-летием Соколову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Николай Александрович Соколов до последних дней жизни продолжал заниматься живописью и сохранял невероятную ясность ума. Соколова с полным правом называли свидетелем ХХ века: он до мелочей помнил свои встречи с Маяковским, Горьким, Ильфом и Петровым, Шостаковичем... Он был старейшим членом Российской академии художеств (с 1947 года). К своему 95-летию успел выпустить книгу "Наброски по памяти". Умер он по нелепой случайности: от осложнения после операции на сломанной ноге. Скончался 15 апреля 2000 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом со своими товарищами по перу - Куприяновым и Крыловым. Награжден двумя орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Дружбы народов (1993), медалями. Народный художник СССР (1958), Почетный гражданин города Рыбинска (1985)

 (527x699, 149Kb)
1905
Андроник Гевондович Иосифьян
советский ученый в области электротехники, изобретатель, основатель ВНИИ электромеханики (ВНИИЭМ), главный конструктор космической метеорологической системы «Метеор», академик Академии Наук Армянской ССР, Герой Социалистического Труда. Автор трудов по электрическим машинам и аппаратам в системах автоматического регулирования. Лауреат Ленинской премии (1970), Сталинской премии СССР (1949). Государственной премии СССР (1979). Родился в семье учителя в высокогорной армянской деревне Цмакаох в Карабахе. В 17 лет Андроник - записался добровольцем в Красную Армию, в 20 лет закончил рабфак и тогда же, т. е. в 1925-м, поступил в Бакинский политехнический институт на электромеханический факультет. В 1930 - принят на работу в электромашинную лабораторию Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). В 1931-1934 - разработал теорию комбинированной схемы синхронного управления коллекторным генератором переменного тока. Один из проектов, которым занимался А.Г.Иосифьян - создание "электрогеликоптера" - вертолета, приводимого в движение электродвигателями от источника тока, находящегося на земле или же на самом аппарате. Первая модель, способная поднять в воздух человека, бала создана в начале 1937. В 1936 - впервые в СССР предложил использовать тиратроны в системах слежения для управления в электромашинах постоянного тока. В 1939 - Андроник Гевондович впервые в мире построил многометровый магнитофугальный линейный двигатель, который в виде модели магнитофугальной железной дороги с большим успехом демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Крупнейшим достижением лаборатории было создание теплолокационной системы обнаружения кораблей противника. Она успешно прошла все испытания, была принята на вооружение и удостоена Сталинской премии, а лаборатория, ее разработавшая, была преобразована в институт. В 1941 - была выполнена интересная работа по переделке вертолета ЦАГИ 5-ЭА, заключавшаяся в постановке на нем взамен двух его поршневых двигателей М-2 двух особо облегченных электродвигателей. В июне 1941 - он добился того, что получил в свое распоряжение небольшой завод для выпуска разработанных им дистанционно-управляемых маленьких танкеток, предназначенных для подрыва вражеских танков. Так возникла научно-производственная организация-завод № 627 с профессором А.Г.Иосифьяном в качестве директора. Завод разрабатывал и выпускал для фронта новую военную технику: электротанкетки (торпеды) для подрыва танков и дзотов; источники питания для радиостанций и сами новейшие переносные радиостанции с частотной модуляцией; биротативные электродвигатели для морских торпед. Торпедами с этими двигателями был в 1944 г. потоплен крупный немецкий транспорт. Вскоре завод № 627 был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. Андроник Гевондович уделял большое внимание развитию института. С присущими ему смелостью и размахом им был создан Истринский филиал ВНИИЭМ, послуживший научно-производственной базой для ряда новых направлений, в том числе работ в области систем управления и защиты атомных реакторов, вычислительной техники, космических аппаратов и спутников. В конце 40-х годов А.Г.Иосифьян был назначен правительством Главным конструктором электрооборудования баллистических ракет и космических аппаратов. Под его руководством и при активном участии его заместителя Н.Н.Шереметевского были разработаны оригинальные электромеханические устройства для ракет, спутников и космических кораблей. В 1953 - по инициативе А.Г.Иосифьяна в институте было начато создание малогабаритной электронной вычислительной машины М-3. Первое применение М-3 нашла для расчетов серии электрических машин, которые были проведены уже в 1957 г. под руководством д. т. н. Т.Г.Сорокера и к. т. н. Б.М.Кагана. Вычисления ЭВМ М-3 выполняла с 30-разрядными двоичными числами. Запоминающее устройство на магнитном барабане имело емкость 2048 чисел. В это же время в институте были установлены аналоговые вычислительные машины. Создание во ВНИИЭМ аналогово-цифрового вычислительного комплекса показало, что прямое преобразование напряжения в цифровой код, как и обратное преобразование, могут выполняться достаточно просто и что, учитывая ожидаемый быстрый рост производительности ЭВМ, уже в ближайшее время возможно создание управляющих вычислительных машин (УВМ), в масштабе реального времени осуществляющих обработку реальных сигналов сложных электротехнических комплексов и управление этими комплексами. Именно это направление вычислительной техники и стало основным для ВНИИЭМ в последующие годы. В 1956 - совместно с С.Мергеляном основал в Ереване Институт математических машин. Его усилиями был создан Всесоюзный электромеханический научно-исследовательский институт (преобразованный во ВНИИ Электромеханики - НИИ-627). 1941-1973 – директор этого института. Главный конструктор метеорологических спутников «Метеор», «Метеор-природа», «ИнтеркосмосБолгария 1300». 1955- 1965 - главный редактор журнала «Электротехника». В начале 60-х правительство назначило А.Г.Иосифьяна научным руководителем направления по созданию электрооборудования атомных подводных лодок. Андроник Гевондович предложил принципиально новый подход к проектированию этого оборудования. Под его руководством в Истринском филиале был построен уникальный стенд для испытаний комплекса электрооборудования АПЛ. А.Г.Иосифьян, как никто другой, понимал возможности электромеханики, и у него в конце 50-х возникла идея построить и запустить собственные спутники Земли. При поддержке С.П.Королева Андроник Гевондович получил разрешение создать свой небольшой спутник для испытания электрооборудования в космосе. Под руководством А.Г.Иосифьяна и при его непосредственном участии был разработан, изготовлен и запущен спутник "Омега". Принципиальное значение этого спутника в том, что в нем впервые была реализована блестящая идея А.Г.Иосифьяна - трехосной электромеханической ориентации с питанием от солнечных батарей. Благодаря успеху этого проекта на ВНИИЭМ было возложено создание метеорологических спутников. А.Г.Иосифьян стал Главным конструктором спутника "Метеор". Андраник Гевондович много сделал и для становления науки и промышленности в Армении. Благодаря его участию были созданы такие крупные производственные объединения, как «Армэлектромаш», «Армкабель», «Армэлектроаппарат», «Электроточприбор» и другие. Не забывал он и родной Карабах - электрифицировал деревню Цмакаох, в которой родился, провел там воду, построил новую школу. Председатель Научного совета по космической электрорадиотехнике и электронике Академии Наук СССР, вице-президент, член Президиума (1950-1955, 1971-1975, 1981-1986) Академии Наук Армянской ССР. Умер 13 апреля 1993 в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Сочинения: Посвящены электрическим машинам и аппаратам в схемах автоматического регулирования; Об усреднении задач теории упругости с краевыми условиями Синьорини (2004); Об усреднении некоторых краевых задач с нелинейными граничными условиями в перфорированных областях (1996); О собственных значениях краевых задач для системы теории упругости с быстро осциллирующими коэффициентами в перфорированной области / Г.А.Иосифьян, О.А.Олейник, А.С.Шамаев // Матем. сборник, 1987; Об усреднении эллиптических уравнений, описывающих процессы в слоистых средах / Г.А.Иосифьян, О.А.Олейник, А.С.Шамаев. УМН, 1986; Асимптотическое разложение решений системы теории упругости в перфорированных областях / О.А.Олейник, Г.А.Иосифьян, Г.П.Панасенко // Математический сборник, 1983; Оценка отклонения решения системы теории упругости в перфорированной области от решения усредненной системы / О.А.Олейник, Г.А.Иосифьян. УМН, 1982; О существовании и асимптотическом поведении решений системы теории упругости в бесконечной области / Г.А.Иосифьян, О.А.Олейник. УМН, 1982; О затухании внутри области обобщенных решений краевых задач для эллиптических уравнений второго порядка при осциллирующих граничных условиях и правых частях // Функциональный анализ и его приложения, 1981; О поведении на бесконечности решений задачи Неймана для эллиптического уравнения второго порядка в неограниченной области / О.А.Олейник, Г.А.Иосифьян. УМН, 1980; О поведении на бесконечности решений эллиптических уравнений второго порядка в областях с некомпактной границей / О.А.Олейник, Г.А.Иосифьян // Математический сборник, 1980. Герой Социалистического Труда (1962), профессор (1941), член-корреспондент Академии Наук Армянской ССР (1945), действительный член Академии Наук Армянской ССР (1959), доктор технических наук (1960), заслуженный деятель науки и техники Армянской ССР (1962), заслуженный деятель науки и техники СССР (1965). Лауреат Сталинской премии СССР (1940), Лауреат Государственной премии СССР (1979), лауреат Ленинской премии СССР (1961), орден Ленина (4), орден Трудового Красного Знамени (2). Один из основоположников отечественного ракетостроения и космонавтики - в течение долгих лет являлся главным конструктором электротехнических систем отечественных ракет и космических объектов. Создатель первых метеорологических спутников. Основатель и первый руководитель Всесоюзного НИИ электромеханики. В 1995-м родной для Иосифьяна ВНИИЭМ (ныне Всероссийский НИИЭМ) был переименован в его честь, а в 2005-м в России и в Армении, а также в родном селе ученого Цмакаог торжественно отмечалось 100-летие Андраника Гевондовича Иосифьяна. На доме, в котором он жил в Ереване, установлена мемориальная доска. Его имя носит ФГУП «Научно-производственное предприятие – Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А.Г.Иосифьяна (НПП «ВНИИЭМ»). Литература: Академия наук Армянской ССР: Персональный состав 1943-1983. Ереван, 1984; Саркисян С.Т. Энциклопедия Арцах-Карабаха. Санкт-Петербург, 2005. - 312 страниц: иллюстрации. ISBN 5-9676-0034-5.

 (564x699, 51Kb)
1905
Семён Никифорович Перевёрткин
командир 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, генерал-майор. Родился в селе Анна, ныне посёлок городского типа Аннинского района Воронежской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1921 года. Окончил начальную школу. Работал в селе. В Красной Армии с 1921 года. Участник Гражданской войны. В 1932 году служил старшим секретарем начальника вооружений РККА М.Н.Тухачевского, затем - сотрудником для особых поручений при нем же. Окончил Орджиникидзевскую пехотную школу, в 1937 году - Военную академию имени М.В.Фрунзе. Работал курсовым командиром в училище имени Верховного Совета РСФСР. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В начале войны - начальник штаба 220-й стрелковой дивизии. В 1941-1943 годах - заместитель начальника Особого отдела 6-й, затем 5-й армии; в 1943-1944 годах - командир 207-й стрелковой дивизии, в 1944-1945 годах - командир 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии. Командир 79-го стрелкового корпуса (3-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-майор Перевёрткин С.Н. в Берлинской операции 16 апреля - 8 мая 1945 года умело руководил соединениями корпуса при прорыве обороны противника, выходе к столице гитлеровской Германии - Берлину, в уличных боях в городе. Части корпуса, в состав которого входили три стрелковые дивизии - 150-я генерал-майора Шатилова В.М., 171-я полковника Негоды А.И. и 207-я полковника Асафова В.М., первыми ворвались в центр столицы гитлеровского рейха - Берлина, рассекли вражескую группировку, штурмом взяли рейхстаг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за умелое руководство войсками корпуса, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками генерал-майору Перевёрткину Семёну Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6734). В 1946-1953 годах - заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск Советской Армии. С 8 июля 1953 по 15 марта 1956 года - заместитель министра внутренних дел СССР по войскам, с 15 марта 1956 по 13 января 1960 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. 18 февраля 1958 года ему было присвоено звание "генерал-полковник". С января 1960 по май 1961 года - начальник Управления военных учебных заведений Сухопутных войск Министерства обороны СССР. Погиб при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе 17 мая 1961 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награждён 2-я орденами Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды, медалями. В городе Воронеже именем Героя названа улица, установлена мемориальная доска.

1907
Артавазд Аршакович Авакян
армянский агробиолог, член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1946), академик ВАСХНИЛ (с 1948). Окончил Армянский сельскохозяйственный институт (1931). В 1931-1932 гг. работал в Наркомземе Армянской ССР и Сардарабадском хлопковом совхозе, в 1936-1939 гг. - во Всесоюзном селекционном генетическом институте, в 1939-1941 и 1946-1966 гг. - на экспериментальной базе ВАСХНИЛ, в 1941-1944 гг. - в Институте генетики Академии Наук СССР. Основные научные работы относятся к проблемам направленного изменения роста и развития растений, их наследственности, биологии оплодотворения, а также к теории стадийного развития и вегетативной гибридизации. Сталинские премии СССР (1941, 1951).

1907
Завен Гевондович Вартанян
армянский музыкальный деятель, заслуженный артист Армянской ССР (1940). Начальник Управления музыкальных учреждений Министерства культуры СССР. Автор либретто оперы «Арцваберд» А. Бабаева, статей по вопросам музыкального искусства

1907
Георг Рюдеберг
шведский актер. В 1929 г. окончил школу при Драматическом театре (Стокгольм), работал в различный шведских театрах. В 1933 г. дебютировал в кино (фильм «Фальшивая Грета»). Создал образы изящных, несколько загадочных лирических героев в фильмах «Девушка из универмага» (1933), «Вальпургиева ночь» (1935), «Доллар» (1938), «Эмилия Хегквист» (1939) и др. Дарование характерного актера он проявил в ролях мистера Ли («Домой из Вавилона», 1941), доктора Гласа (1943, по роману Я.Седерберга), Арне Лунделя («Два человека», 1945), фон Дотцена («Харальд Могучий», 1946), Офицера («Хлеб любви», 1953).

1907
Елена Ивановна Телига (девич. фам. - Елена Ивановна Шовгенева)
украинская поэтесса, публицист и общественно-политический деятель. С 1925 г. Жила в Чехии, а с 1929 г. - в Польше. Принадлежала к кругу поэтов-«вестнековцев», которые объединялись вокруг редактируемого критиком и публицистом Д.Донцовым журнала «Вестник». Основной темой ее произведений остается идея государственного самоутверждения Украины («Бессмертие», «Ответ»). Ее лирический герой – всегда яркая личность, с присущей ей самодисциплиной и чувством долга перед нацией («Современникам», «Вечерняя песня»). После ее смерти вышли в свет книги ее поэзии: «Душа на страже» (1946), «Флаги духа» (1947), «На чужбине» (1947). В оккупированном Киеве занималась организацией литературных сил, редактировала дополнение к газете «Украинское слово» - «Литавры». Расстреляна в Бабьем Яру.

1907
Алек Деруент Хоуп (Alec Derwent Hope)
австралийский поэт-сатирик, под влиянием которого современная австралийская поэзия возродила уважение к традиционным формам и освободилась от узкорегиональной тематики. Родился в Куме (штат Новый Южный Уэльс, Австралия). Учился в Сиднейском и Оксфордском (Англия) университетах, преподавал английский и историю в средней школе, читал курс английской филологии в учительском колледже в Сиднее и Мельбурнском университете и в должности профессора – в Австралийском национальном университете. После ухода на пенсию в 1969 был награжден орденом Британской Империи за вклад в австралийскую литературу. В 1943–1948 Хоуп печатал стихи в мелких периодических изданиях, однако до появления в 1955 сборника Блуждающие острова (The Wandering Islands) вряд ли можно было дать обоснованную оценку его поэтического творчества. Стихи этой книги выявили основную мысль поэзии Хоупа – отсутствие героического начала в делах человеческих – и ее характерные приметы: едкая ирония, афористичность, захватывающая образность, динамизм, тематическое разнообразие, обилие «ученых» аллюзий, богатство метафор, всепроникающая сексуальная символика. Традиционному австралийскому патриотизму Хоуп противопоставляет свое видение Австралии – страны, весьма далекой от идеала. Умер Хоуп 14 июля 2000 года в Канберре.

1908
Мария Гервасиевна Бараташвили
грузинская советская поэтесса и драматург. Окончила филологический факультет Тбилисского университета в 1945. Печатается с 1936. Автор поэмы о детях "Нанули" (1941), нескольких сборников стихов для детей, известной лирической комедии "Марине" (рус. пер. "Стрекоза", 1953; одноименный фильм, 1954), изображающей трудовую жизнь послевоенной грузинской деревни, пьес "Моё Квивилети" (1959), "Высокая мечта", "Этажи" и др. Некоторые стихи Бараташвили стали популярными народными песнями ("Саповнела" и др.).

 (476x699, 64Kb)
1908
Борис Владимирович Вильде (псевдоним - Борис Дикой)
писатель, этнограф, герой французского Сопротивления. Он родился под Санкт-Петербургом, после революции оказался в Эстонии, потом эмигрировал в Германию, переехал во Францию, где работал научным сотрудником в парижском Музее Человека. После оккупации страны фашистами небольшая группа сотрудников музея во главе с Вильде и другим молодым русским ученым-этнографом Анатолием Левицким основала Комитет национальной безопасности. В подвале музея была типография, в которой начали печатать листовки, а в декабре 1940 года они выпустили первый номер подпольной газеты «Резистанс», по названию которой стало называться все движение Сопротивления в оккупированной Европе. Автором передовой статьи первого номера газеты был Вильде, который призывал: «Сопротивляйтесь! Это крик всех непокорившихся, всех стремящихся исполнить свой долг». Деятельность группы была слишком открытой, чтобы не привлечь внимания гестапо. После выхода четвертого номера газеты в январе 1941 года был арестован за ее распространение парижский адвокат Леон Нордман. По настоянию друзей, Вильде покинул Париж и пробрался в Марсель, но узнав, что арестованы Левицкий и другие коллеги, вернулся в столицу Франции, чтобы взять на себя всю вину и добиться освобождения друзей. 15 марта его арестовали. Следствие шло 10 месяцев, которые Вильде с Левицким провели в одиночном заключении. Из 18 человек, судимых по делу Музея Человека, семеро были приговорены военным трибуналом к смертной казни, в том числе Левицкий и Вильде. Их расстреляли у стены форта Мон-Валериан близ Парижа 23 февраля 1942 года. Остальные были заключены в концлагеря.

 (517x699, 61Kb)
1908
Прокопий Дмитриевич Щетинин
сапёр сапёрного взвода 101-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии красноармеец – на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени. Родился в посёлке прииска Митрофановский ныне Северо-Енисейского района Красноярского края в семье рабочего. Русский. Образование начальное. Работал грузчиком в золотоприисковом управлении. В Красной Армии и на фронте в Великую Отечественную войну с 1942 года. Воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, наступлении на донбасском направлении, освобождении Украины, Польши, боях на территории Германии. Сапёр сапёрного взвода 101-го гвардейского стрелкового полка (35-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии красноармеец Щетинин при подготовке к форсированию реки Висла в районе города Магнушев (Польша) изготавливал подручные средства переправы. 1 августа 1944 года осуществлял переправу через реку личного состава и техники. С последним стрелковым подразделением высадился на правый берег реки и участвовал в боях по удержанию и расширению плацдарма, уничтожил 12 солдат противника. Приказом командира 35-й гвардейской стрелковой дивизии от 15 августа 1944 года за мужество, проявленное в боях с врагом, красноармеец Щетинин награждён орденом Славы 3-й степени (№ 154584). 14 января 1945 года при прорыве сильно укреплённой обороны противника в районе населённых пунктов Гловачув, Леженице (19 километров юго-восточнее города Варка, Польша) Щетинин в числе первых под огнём противника проделал проход в минных полях и проволочных заграждениях противника для стрелковых подразделений штурмового отряда. Приказом по 8-й гвардейской армии от 8 февраля 1945 года красноармеец Щетинин награждён орденом Славы 2-й степени (№ 18188). 17 апреля 1945 года в 5 километрах северо-западнее города Зелов (Германия) под огнём противника Щетинин устроил два прохода в минных полях и проволочных заграждениях. 24 апреля 1945 года при форсировании канала Тельтов (в городе Берлин) с группой сапёров под пулемётным и автоматным огнём противника разминировал мост через канал для наступающих подразделений полка и танков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, красноармеец Щетинин Прокопий Дмитриевич награждён орденом Славы 1-й степени (№ 1210). В октябре 1945 года демобилизован. Жил в городе Енисейск. Работал в енисейской конторе «Союззолото», на енисейской районной ветеринарной станции. В 1977 году Прокопию Дмитриевичу Щетинину было присвоено звание «Почетный гражданин города Енисейск». Награждён орденами Славы 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями. Умер 19 января 1979 года. Похоронен на городском кладбище города Енисейск.

1909
Александр Викторович Докукин
советский ученый в области горной науки, основатель научной школы, директор Института горного дела имени А.А.Скочинского (с 1950 г.), член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению геологии, геофизики и геохимии (горные науки) с 23 декабря 1976 г. Лауреат Сталинской премии СССР (1952). Уроженец города Тулы. Умер в 1984 году.

 (481x699, 68Kb)
1910
Владимир Афанасьевич Касатонов
первый заместитель главнокомандующего и член Военного совета Военно-Морского Флота СССР, адмирал флота. Родился в городе Петергофе (ныне город Петродворец администрации Санкт-Петербурга). Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Окончил среднюю школу. В Военно-Морском Флоте с 1927 года. В 1931 году окончил Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе, а в 1932 году - командирские классы учебного отряда подводного плавания имени С.М.Кирова, и до декабря 1932 года служил штурманом и помощником командира подводной лодки (ПЛ) Краснознамённого Балтийского флота. В 1933-1939 годах - помощник командирa, командир ПЛ, командир дивизиона ПЛ Тихоокеанского флота. В 1941 году В.А.Касатонов окончил Военно-морскую академию, после чего был назначен на должность начальника штаба отдельного дивизиона ПЛ Краснознамённого Балтийского флота. В Великую Отечественную войну Касатонов В.А. - старший командир-оператор, затем начальник отдела оперативного управления Главного морского штаба. Особое внимание уделял внедрению опыта воюющих флотов в боевую подготовку Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии. 24 мая 1945 года капитану 1-го ранга Касатонову В.А. присвоено воинское звание "контр-адмирал".С декабря 1945 года контр адмирал Касатонов В.А. - начальник штаба Кронштадтского морского оборонительного района (Краснознамённый Балтийский флот). В 1947-49 годах - начальник отдела и помощник начальника Главного управления Генерального штаба. С октября 1949 года - начальник штаба - первый заместитель командующего 5-м ВМФ, а с апреля 1953 года - Тихоокеанским флотом. 3 ноября 1951 года контр-адмиралу Касатнову В.А. присвоено воинское звание "вице-адмирал", а 8 августа 1955 года - воинское звание "адмирал".С ноября 1954 года В.А.Касатонов - командующий 8-м ВМФ, с 15 декабря 1955 года по 3 февраля 1962 года - Черноморским, а с 28 февраля 1962 года по 2 июня 1964 года - Северным флотами. Последним из флотов адмирал Касатонов В.А. командовал в период постоянного обновления флота, когда он пополнялся новыми кораблями, когда осваивалось современное оружие, в период поисков и создания новых тактических приёмов и методов ведения боевых действий на море. Командующий Северным флотом участвовал в то время в многочисленных плаваниях кораблей, а с экипажем одной из атомных ПЛ - "К-181" (командир Ю.А.Сысоев), вверенного ему флота, В.А.Касатонов совершил поход к Северному полюсу. С июня 1964 года адмирал Касатонов В.А. - первый заместитель главнокомандующего и член Военного совета ВМФ СССР. 18 июня 1965 года ему присвоено высшее воинское звание "адмирал флота". Как один из руководителей советского Военно-Морского Флота адмирал флота Касатонов В.А. внёс большой вклад в укрепление боевой готовности ВМФ СССР, в испытания новых кораблей и изучение условий действий сил флота в арктических районах. За большой вклад в повышение боевой готовности ВМФ, и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1966 года адмиралу флота Касатонову Владимиру Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10710). С сентября 1974 года адмирал флота Касатонов В.А. - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 5-9-го созывов. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 июня 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики. В Севастополе, в честь Героя, установлена мемориальная доска.

1910
Петр Семенович Кириллов
мордовский писатель. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1929 г. Автор сборников лирических стихов "Без межи" (1932), "По дорогам войны" (1945) и других, повестей "В Спасском монастыре" (1935) и "Первый урок" (1940), исторической драмы "Литова" (1940), пьес "Свет над дальним углом" (1950) и "Учительница" (1953).

1910
Владимир Александрович Серов
советский живописец и график, народный художник СССР, академик и президент Академии Художеств СССР. "Генерал от живописи", 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР, считался классиком социалистического реализма и первой кистью ленинианы и историко-революционной живописи. Все казенные учреждения СССР "украшали" его, растиражированные в миллионах экземпляров "гениальные" полотна. Сделал иллюстрации к "Войне и миру" Льва Толстого. Яростный сторонник соцреализма, он преследовал, "разоблачал", топтал и унижал всех "инакопишущих и инакомыслящих" живописцев. Автор картин "Ходоки у Ленина", "Декрет о мире". Лауреат Сталинских премий СССР (1948, 1951). Умер в 1968 году.

1911
Владимир Алексеевич Крат
советский астроном, один из создателей баллонной астрономии (астрономических исследований аэростатов, поднятых на высоту от 20 до 40 км), член-корреспондент Академии Наук СССР. Руководил созданием первой отечественной стратосферной обсерватории. Автор трудов по физике Солнца, двойным звездам, космогонии. Умер в 1983 году.

 (700x525, 1496Kb)
1911
Херберт Маршалл Мак-Люэн (Herbert Marshall McLuhan; также Маклюэн, Маклуэн)
канадский филолог, исследователь психологических и социальных последствий развития языка и средств массовой коммуникации. Родился в Эдмонтоне (провинция Альберта, Канада). Учился в университете Манитобы (Виннипег, Канада) (1928–1934) и Кембриджском университете (Англия) (1934–1936), где в 1943 получил степень доктора наук по риторике, защитив диссертацию Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени (The Place of Thomas Nash in the Learning of his Time). Специалист по литературе Средних веков и эпохи Возрождения, преподавал в ряде американских и канадских университетов. С 1948 преподавал в католическом колледже святого Михаила в Торонтском университете (с 1952 в должности профессора), где в 1963 возглавил Центр по изучению культуры и технологии. В 1973 был назначен советником Папской комиссии по общественным коммуникациям. Умер Мак-Люэн в Торонто 31 декабря 1980 года. Более всего Мак-Люэн известен своими исследованиями способов влияния различных средств массовой коммуникации (СМК) и новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества. По Мак-Люэну, возникновение письменности, а в Новое время создание типографского станка Гутенбергом привели к тому, что человек начал переживать вещи как следующие одна за другой (подобно буквам в тексте), линейно и последовательно, способом, характерным для визуального восприятия, в отличие от слухового. На смену «племенному» человеку, жителю деревни, пришел человек «типографский и индустриальный». В культурах «галактики Гутенберга» линия, ряд (логика, сборочный ковейер, цепочка команд) стали основной моделью организации любого приложения сил. Появление электрических и электронных СМК (телеграф, телефон, радио, телевидение) превратило современный мир в новую, «глобальную деревню», в которой все, что происходит, сразу же – благодаря практически мгновенному распространению электрического или радио-сигнала – становится известно всем ее жителям, а каждое новое событие сопрягается с другими. Согласно Мак-Люэну, электронные СМК способствуют децентрализации мирового общества и осуществлению максимального разногласия по всем вопросам, что приводит к нарастанию нестабильности и потенциальной взрывоопасности современного мира. На закате «книжной эры» необходимо расстаться с традиционными формами мышления и способами социальной, политической и экономической организации. Для управления этим миром необходимы инженерные, технологические методы менеджмента, подобные тем, что используются в управлении современной экономикой. В коммуникативной среде нового, «электронного общества», возникновение которого Маклюэн относит к середине 1950-х годов, центр тяжести перемещается с содержания коммуникативного сообщения (message) на само средство передачи (medium) данного сообщения. Важной становится не информация, а способ ее передачи. Эту идею любитель афоризмов Мак-Люэн выразил в парадоксальной формуле «the medium is the message», т.е. сообщением, которое передается средством коммуникации, оказывается само это средство. В 1967 Мак-Люэн опубликовал книгу своих афоризмов под названием, каламбурно переосмыслявшим эту формулу и прямо называвшим влияние СМК на людей «массажем». Книга The Medium is the Massage: An Inventory of Effects разошлась общим тиражом 1 млн экземпляров. К media – средствам коммуникации, общения – Мак-Люэн относит разнообразные вещи, предметы, орудия, явления (одежда, автомобиль, денежные знаки, реклама, электрический свет и т.п.), словом, все то, что становится продолжением, расширением человека (как палка или ружье стали продолжением руки человека). Их обратное воздействие на человека (так, создание механических часов изменило представление о характере времени – дискретно-линейное время пришло на смену непрерывно-циклическому) рассматривается в книге Средства межчеловеческого общения (Understanding Media: The Extensions of Man, 1964). В ней исследуются формы (грамматики) различных средств общения, переход от одних форм к другим и социальные последствия таких переходов. Особое внимание Мак-Люэн уделял телевидению, в котором мозаичность подачи информации и быстрая смена «картинок» разрушают привычное логическое линейно-последовательное восприятие действительности, заставляя зрителя мгновенно увязывать дробную мозаику образов в некое целостное представление. Среди других трудов Мак-Люэна – книга Механическая невеста (The Mechanical Bride, 1951), в которой он показал, как под влиянием технологий упаковки товаров и маркетинга происходило формирование фольклора индустриальной эпохи; Пункт исчезновения (Through the Vanishing Point, 1968, в соавторстве), Внутренний ландшафт: Маршалл Мак-Люэн – литературный критик (The Interior Landscape: The Literary Criticism of Marshall McLuhan, 1969), От клише к архетипу (From Cliché to Archetype, 1970, в соавторстве). Критики и почитатели канадского теоретика информационного общества наделяли его всевозможными эпитетами: от «клоуна», «утописта» до «оракула электронной эры», «пророка» и «гуру» СМК, «нового Руссо». Его сравнивали с Дарвином, Эйнштейном и Фрейдом. Идеи Мак-Люэна, получившие распространение в 1960-х годах, пережили ренессанс в 1990-х годах в связи с распространением персональных компьютеров и появлением «Всемирной паутины».

1913
Самуил Иосифович Алешин (настоящая фамилия - Котляр)
русский драматург. Родился в Замброве (Польша) в семье врача и учительницы. В 1935 окончил промышленный факультет Военной академии моторизации и механизации Красной Армии, работал в конструкторском бюро. Во время Великой Отечественной войны был инженером танковых войск, воевал на Сталинградском фронте, в промежутках между боями писал свою первую пьесу Мефистофель (1942, опубл. 1963), в которой, не без злободневно-публицистического прицела, традиционный дьявол немецкого средневековья «очеловечивается», пережив земную любовь. В 1941–1946 выступал на страницах журналов «Крокодил» и «Огонек» с юмористическими рассказами. После демобилизации до 1952 работал руководителем лаборатории в автотракторном НИИ (в 1946 защитил кандидатскую диссертацию). Первая опубликованная пьеса – Директор (поставлена в 1950 в Московском Театре драмы, ныне Театр имени В.В.Маяковского). Построив ее по формальным стандартам распространенных во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов «производственных» пьес, автор сумел, однако, избежать привычного для подобного жанра рассмотрения узко-технологических проблем, сделав упор на психологическом раскрытии характера главного героя, в духе времени натуры целеустремленной, успешно выдерживающей испытания на нравственную прочность в экстремальных производственных и семейно-бытовых ситуациях. Намеченный в Директоре мотив полной и бескомпромиссной самоотдачи как высшего проявления верности своему призванию был развит в пьесе Все остается людям (1959), поставленной почти одновременно в крупнейших театрах страны, а в 1963 экранизированной (режиссер Г.Г.Натансон). Ее герой, ученый-физик, сраженный в расцвете сил и таланта смертельной болезнью, самоотверженно стремится в отпущенное ему время завершить свою научную работу. Свойственный драматургии Алешина философско-публицистический аспект особенно отчетлив здесь в сценах диспута Дронова со священником Серафимом Николаевичем, показанным, вопреки канонам официального атеизма, умным и тонким психологом, вдумчивым собеседником и искренним гуманистом. В основе пьесы Лестница (другое назв. Проблема, 1976) лежит острый, драматически спрямленный конфликт таланта и бездарности в научной среде. В пьесах на ином социальном материале Алешин также тяготеет к «пограничным ситуациям», ставящим героев перед ответственным, «экзистенциальным» нравственным выбором на пороге решающих поворотов в их судьбе (писатель накануне операции на сердце – Палата, 1962; безымянный танкист в немецком плену, предпочитающий смерть предательству, – Каждому свое, 1965). Проявляя (в том числе в названных пьесах) постоянный интерес к документально обоснованному сюжету, Алешин в то же время стремится к обобщенно-типизирующему его осмыслению, допускающему художественный вымысел («повесть в диалогах» Дипломат, 1967–1977, рассказывающая о дипломатической миссии М.М.Литвинова в 1919–1920 по обмену военнопленными). В пьесах, посвященных проблемам частной жизни, любви и брака, драматург, следуя своим неизменным принципам личной ответственности и нравственного максимализма, выступает столь же бескомпромиссным демиургом и судьей изображаемых им событий (драмы Одна, впервые поставленная в 1956 на сцене Театра имени Евг.Вахтангова; Главная роль, другое назв. Белое платье для грешницы, 1964; Другая, 1968; Гражданское дело, другое название Была ведь любовь, 1974; Если..., 1975; Тема с вариациями, 1979). При этом с годами мотив бескорыстной любви к ближнему как истинной жизненной опоры, противостоящей и эгоизму честолюбия, и прагматизму материального преуспеяния, выступает все отчетливее (Очаг, 1991). Опора на прототипические образы и сюжеты, характерная для целого пласта драматургии Алешина, сочетается с неустанными (хотя и не всегда успешными) жанровыми поисками (литературная инсценировка в драме Гоголь, часть 1 – 1944, часть 2 – 1950; пародийная вариация на тему Дон Жуана в пьесе Тогда в Севилье, 1948; драматический монолог в пьесе об У.Шекспире Человек из Стратфорда, 1954; актуализированная притча о Сократе и его жене Ксантиппа и этот, как его... и пьеса о М.А.Булгакове Весь я не умру..., обе 1989). Большинству произведений Алешина, не сходящих с отечественной сцены на протяжении многих лет, присуща энергия театрального действия, выразительность образов, стремительность развития конфликта, «жизненное» сочетание «серьезного» и «смешного», отсылающее к «смешанному» жанру мелодрамы, идет ли речь о комедии (Ее превосходительство, 1979; Восемнадцатый верблюд, 1983), психологическом детективе (Следствие показало..., 1984) или своеобразных современных моралите (Сказки для взрослых детей, 1996).


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку