-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110866
Комментариев: 6802
Написано: 119339


31 августа родились...

Понедельник, 31 Августа 2009 г. 00:04 + в цитатник
 (697x699, 108Kb)
1855
Всеволод Фёдорович Руднев
контр-адмирал, командир крейсера «Варяг». Родился в Венёвском уезде, ныне Тульской области в семье потомственного морского офицера. В 1873 году окончил петербургское Морское училище, в 1876 году - Морскую стрелковую школу. После произведения в чин мичмана в 1877 году начал службу на Балтийском флоте. В 1880-1883 годах на крейсере «Африка» совершил кругосветное плавание. В последующем прошел все ступени карьеры корабельного офицера. Служил на Балтике старшим офицером на броненосцах «Гангут», «Император Николай I». С 1895 года командовал броненосцем «Адмирал Грейг», канонерской лодкой «Гремящий» и броненосцем береговой обороны «Чародейка». В 1900 году был назначен помощником командира военного порта в Порт-Артуре. В марте 1903 года принял командование крейсером «Варяг» эскадры Тихого океана. К началу русско-японской войны 1904-1905 годов крейсер в качестве стационера находился в корейском порту Чемульпо. В первый же день войны - 9 февраля 2004 года - «Варяг» вместе с канонерской лодкой "Кореец" был блокирован японской эскадрой. Вынужденные покинуть нейтральный порт, российские корабли отвергли требование о сдаче в плен и вступили в неравный бой с численно превосходящим противником. В бою Руднев действовал решительно, личным примером воодушевляя моряков, был ранен и контужен. Из-за сильных повреждений корабль был вынужден вернуться в порт. Не желая спускать Андреевский флаг и сдаваться врагу, Руднев приказал затопить крейсер «Варяг» и взорвать канонерскую лодку «Кореец». После боя моряки вернулись на родину на других судах. За мужество и личный героизм Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и пожалован званием флигель-адъютанта. В апреле 1904 года Всеволод Руднев был назначен командиром строящегося эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа. В ноябре 1905 года уволен в отставку (в звании контр-адмирала) за то, что не препятствовал матросам в организации митинга, осуждающего царский манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». В 1907 году Руднев покинул Санкт-Петербург и переехал в родовое село Никольское Тульской губернии. В 1908-1912 годах опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на крейсере «Африка» и ряд статей в «Морском сборнике».
 (515x699, 157Kb)
Скончался Всеволод Федорович Руднев 20 июля 1913 года. В сентябре 1956 года в Туле в торжественной обстановке ему был открыт памятник.

1855
Stefan Surzynski
композитор.

1856
Никогайос Фадеевич Тигранян
армянский композитор, фольклорист, пианист, народный артист Армении (1933), Герой Труда (1936). Один из основоположников национальной армянской фортепьянной музыки, а также фольклористики.

1858
Иван Афанасьевич Бычков
российский ученый-археограф и библиограф, член-корреспондент Академии Наук (1903), сын академика А.Ф.Бычкова. В 1880 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1881 г. стал хранителем Отделения рукописей Публичной библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина, Ленинград) и был им до конца жизни. Продолжая дело отца, издавал описания коллекций рукописей Публичной библиотеки и их пополнений в ежегодных «Отчетах» библиотеки, участвовал в работе Археографической комиссии (с 1887 г. ее член), продолжил издание «Писем и бумаг Петра Великого» (тт. 5-7). Опубликовал много материалов о русских государственных деятелях и писателях XIX в. (В.А.Жуковском, М.А.Корфе, А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе и др.). Был крупным знатоком рукописных фондов и вспомогательных исторических дисциплин. Во время Великой Отечественной войны оставался в осажденном Ленинграде и участвовал в сборе архивов погибших или эвакуировавшихся ученых и писателей.

1859
Александр Кисель
российский педиатр, заслуженный деятель науки СССР (1933). В 1883 г. окончил медицинских факультет Киевского университета. С 1910 г. преподавал, был профессором и директором детской клиники Высших женских курсов (с 1930 г. - 2-й Московский медицинский институт) и одновременно (с 1927) - научный руководитель Центрального института охраны здоровья детей и подростков (ныне Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения России). Основные работы по проблемам туберкулёза, ревматизма, малярии, острых детских инфекций и др. Создал учение о хронической туберкулёзной интоксикации у детей. Организовал первую в СССР ревматическую клинику. Пропагандировал профилактику многих заболеваний при помощи физических методов лечения (солнечный свет, воздух) и оздоровления внешней среды. Умер 8 марта 1938 года в Москве.

 (677x699, 93Kb)
1863
Сергей Михайлович Прокудин-Горский
известный русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского Технического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Родился в Муроме. Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. Вернувшись в Россию в середине 90-х годов XIX века, женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В 1898 Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. 2 августа 1901 года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С.М.Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель». 13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового красочного вещества делал бромо-серебряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал цветной фотографический портрет Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны сделанные им фотографии Шаляпина и царской семьи. 30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета. Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 году получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы. В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке. Вскоре после Октябрьской революции 1917 года стал профессором учреждённого А.В.Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов. Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом. Скончался Прокудин-Горский в Париже в «Русском доме» 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. В начале XX века ещё не существовало многослойных цветофотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал обычные чёрно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика — профессора Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых позитива. Для просмотра таких фотографий использовался проектор, работающий через соответствующие светофильтры. При проекции изображений с фотопластинок на экран получалось полноцветное изображение. Состав нового красочного вещества, запатентованного Прокудиным-Горским делал бромо-серебряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов. Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. Он также выступает на международных конгрессах по прикладной химии. Снимки производятся не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном расположении, что позволяет ускорить процесс съёмки, производя сдвиг пластины. Прокудин-Горский работает над конструкцией киноаппарата для цветной съемки по его методу и производит с съёмку в Туркестане в 1911. Для совершенствования своего изобретения — цветного кинематографа он учреждает в 1913 году акционерное общество. Сергей Михайлович Прокудин-Горский продолжает исследования и добивается новых успехов. Он патентует в Германии, Англии, Франции, Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для синематографии. В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через светофильтры. Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. Для этого использовалась литография. Однако, в связи с трудоёмкостью перевода изображения на литографский камень, лишь считанные фотографии Прокудина-Горского были опубликованы в цвете при жизни фотографа. В их числе — портреты Ф. Шаляпина и Л. Толстого.

1864
Макс Вильгельм Зах
композитор.

1869
Александр Николаевич Потресов
русский революционер, создатель газеты "Искра", лидер меньшевиков.

1869
Андрей Иванович Шингарев
политический деятель, кадет, министр земледелия, затем финансов во Временном правительстве, автор закона о хлебной монополии. По образованию врач. После революции арестован, убит в больнице моряками-анархистами.

 (637x699, 91Kb)
1870
Мария Монтессори (Maria Montesorri)
итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания. Родилась в маленьком итальянском городке Чиаравалле (Кьяравалле) в семье высокопоставленного государственного чиновника. Ее мать происходила из славящегося образованностью и ученостью старого итальянского рода Стопани. Родители дали ей несколько необычное для девочки ее круга воспитание, что позволило талантливой и упорной Марии в 12 лет поступить в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. По окончании школы Монтессори поступает на медицинский факультет Римского университета и в 26 лет, получив частную практику в университетской клинике, становится первой в Италии женщиной-врачом. Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори знакомится с трудами французских психологов Г.Итарда и Э.Сегена, и под влиянием их идей разрабатывает собственный метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1898 у Марии родился сын. Будучи незамужней, она отдала его на воспитание в интернат. Лишь через много лет, когда сын уже станет взрослым, они вновь встретятся. В 1899–1901 Монтессори работала в ортофренической школе, где всего за три месяца добилась ошеломляющих результатов в работе с умственно отсталыми детьми. В 1904 возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занималась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разрабатывает собственную методику обучения детей письму и чтению, принципиальное новаторство которой заключается в первичности именно письма, а не чтения, как это безоговорочно считалось до тех пор. Монтессори начинает интересоваться методами работы со здоровыми детьми.
 (699x598, 107Kb)
В январе 1907 в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», воспитание в котором было основано на принципах Монтессори, важнейший из которых звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому». В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача педагога заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе. Комната, где занимаются дети, разделена на пять зон: зону практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания; зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п.; математическую, языковую и, наконец, космическую зону. В последней ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук. Ребенок сам решает, в какую зону ему хочется пойти сегодня. В садах Монтессори детям предоставляют заниматься с теми материалами, с которыми им в данный момент интересно и хочется заниматься, доверяясь природе ребенка и давая возможность действовать заложенным в ней созидательным силам. Огромное значение для Монтессори имело качество пособия. Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Все монтессори-материалы выполнены из натурального сырья, даже из ценных пород дерева. Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить т.н. сензитивные периоды, когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный индикатор наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности. С 1909 метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К ней приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России. В нашей стране в те годы Монтессори-педагогика вызвала большой интерес. В 1913 Юлией Фаусек был создан детский сад, работавший по новому методу. В 1916 она же основала «Общество свободного воспитания». А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа, в которой Фаусек работала по системе Монтессори, была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х. В 1910 на английском языке вышла книга Метод Монтессори, которая сразу была переведена на 20 языков мира. В России эта книга была издана в 1913 под названием Дом ребенка. Метод научной педагогики. В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), действующую и в настоящее время. После установления фашистского режима в Италии Монтессори пришлось эмигрировать: она уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 – в Индию. Вернулась в Европу лишь после окончания войны, в возрасте 76 лет. Она много выступала, вела учебные курсы, писала психолого-антропологические труды. Последние годы жизни Монтессори жила вместе с сыном в Голландии. В 1950 ей была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, кроме того, она возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге. Мария Монтессори умерла в Голландии 6 мая 1952 года и была похоронена в городке Нордвиг на небольшом католическом кладбище. Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

1871
Вэл Таф-Джонс
поэт и переводчик. Всю жизнь он ратовал за возрождение валлийского языка, переводя на родной язык шедевры мировой литературы. В Британии о Таф-Джонсе знают немногие, что же касается его собственных литературных произведений, то их было-то всего два. Заурядные, малоинтересные, исторические романы, которые больше походила на пародии на знаменитые романы Дюма-папы. Кстати, фамилию писателя прославила его внучка, которая стала первой в Англии женщиной - летчиком-испытателем, было это в 1941.

 (493x699, 88Kb)
1872
Матильда Феликсовна Кшесинская (настоящая фамилия - Кржесинская)
знаменитая балерина Императорских Театров, артистка балета Мариинского театра. Родилась в Лигово близ Петербурга 19 (31) августа 1872 в артистической семье: отец Ф.И.Кшесинский, брат И.Ф.Кшесинский – оба артисты балета Мариинского театра. Первая из русских танцовщиц, которая заставила отступить заезжих знаменитостей (итальянок) и открыла дорогу прославившим русский балет Преображенской, Трефиловой, Павловой, Карсавиной. Роль только балерины не устраивала Кшесинскую смолоду. Терпсихора русского балета вызывала своим появлением на подмостках Императорских театров восхищение Петербурга и Москвы. Она прекрасно танцевала, но любила "жизнь высочайшую" больше сцены, вот почему она занимала одно из первых мест в ряду "роковых" героинь российской истории: одно время она была любовницей великого князя Николая Александровича (будущего Николая II), а с 1921 г. замужем за великим князем Андреем Владимировичем (членами Дома Романовых ей дарован титул княгини Красинской). В 1920 Кшесинская эмигрировала во Францию, открыла в 1929 г. в Париже балетную студию. Выпустила мемуары. "Россия способна, как никто, сочетать технику и вдохновение" - писала она в 1920 г. До сих пор остается не разгаданной тайна исчезновения огромного состояния самой Кшесинской и царской семьи из ее особняка на Троицкой площади, насчитывающего несколько центнеров (!) драгоценностей. Сразу после февральской революции особняк заняли большевики – в нем расположилась штаб-квартира ВКП(б): именно с балкона особняка Кшесинской Ленин произнес свои знаменитые «апрельские тезисы» (они так знамениты, что убейте – не помню, что в них). Нет никаких свидетельств, что обладателем богатств стала партия большевиков, равно как и нет таковых, что особняк успели ограбить другие «революционеры» в хаосе революции. Точно известно только то, что ценности, если они были, не вывозились за рубеж, и Кшесинская не раскрыла тайну перед смертью. Константин Севенард, депутат Государственной Думы Российской Федерации, который является правнуком Кшесинской и самого Николая II (факт, не подтвержденный историками, пока), предпринимал попытки частного, не законного поиска клада на территории особняка (ныне – Государственного музея политической истории России), которые были пресечены Минкультурой и ФСБ (это была темная история). Информацию о возможном местонахождении тайников во дворе особняка Кшесинской, со слов Севенарда, ему доверили в 1993 году потомки российских эмигрантов, проживавшие в Бельгии и Франции. Стоимость спрятанных культурных ценностей достигает "многих миллиардов долларов". Впрочем, с равной степенью вероятности таинственный «клад Кшесинской» следовало искать на даче в Стрельне, находящейся в 200 метрах от Константиновского дворца, ставшего ныне резиденцией Путина (уж не потому ли дворец стал резиденцией?). Краеведы и специалисты-историки (в том числе и из Эрмитажа) все больше склоняются к «стрельнинской» версии.
 (699x588, 94Kb)
По их мнению, если клад и существует, то искать его нужно именно здесь, в тихом дачном месте. Семья, клан Севенардов – известная в Петербурге фамилия: отец, Юрий Константинович, с апреля 1980 по 2001 – генеральный директор объединения "Ленгидроэнергоспецстрой", строящего комплекс сооружений для защиты города от наводнений – «дамбу» (против Юрия Севенарда возбуждено уголовное дело в связи с нецелевым расходом бюджетных средств), «правильный» коммунист, член фракции КПРФ в Госдуме Российской Федерации, боролся за кресло губернатора Санкт-Петербурга с Собчаком, позже – с Яковлевым; старший сын – Андрей Юрьевич – успешный бизнесмен; младший сын – Константин Юрьевич – бизнесмен и политик, в 2000 году избран депутатом Государственной Думы, вошел в состав фракции "Единство", но вскоре был исключен из фракции (выступал с позиций левого оппозиционного меньшинства). Аргументы (психологически достаточно убедительные) под прямое кровное родство семьи питерских Севенардов с Николаем II и известной балерины также трудно доказать, как и отвергнуть их. В сентябре 1910 года Николай жил без семьи в Константиновском дворце (Стрельна возле СПб). Матильда жила на своей даче в 200 метрах от него. Свободный доступ к императору был ей гарантирован через адъютанта Николая барона Зедделера, ее близкого родственника. Стареющая Матильда вновь, как и до женитьбы, соблазнила Николая в надежде забеременеть, что и получилось. Сразу вслед за этим Матильда уединяется вплоть до июля 1911 года в удаленном имении в Тверской губернии у своей подруги. Рожденный в июне ребенок (девочка Целина) записывается не за Матильдой, а за молодой женой ее брата и получает фамилию брата: Кшесинская. Впоследствии Матильда забирает девочку к себе и сама ее воспитывает. На киноплеках того времени запечатлены церемониальные почести, которые отдаются двухлетней Целине адъютантами императора. В 1920 году Матильда покинула Россию, оставив Целину с братом. Целина (внешне - вылитая Матильда Кшесинская) осталась в России, вышла замуж за инженера Севенарда, родила сына Юрия (ныне известного строителя Енисейской ГЭС и Петербургской «дамбы»). В 60-х годах старая Матильда писала Юрию из Парижа, умоляла о встрече, обещая открыть "важную тайну" - но по настоянию отца Юрия встреча не состоялась. Вот и получается, что хорошо известный в стране Юрий Севенард - побочный внук Николая II, а его сын, Константин Севенард - его правнук. Умерла Кшесинская в Париже 6 декабря 1971 года.

1874
Вячеслав Рудольфович Менжинский
советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1902. Родился в семье учителя. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1898). В революционном движении с 1895. Партийную работу вёл в Ярославле и Петербурге. В 1905 член военной организации при Петербургском комитете РСДРП, член редколлегии большевистской газеты "Казарма". В 1906 арестован, бежал, эмигрировал. Жил в Бельгии, Швейцарии, Франции, Америке; работал в заграничных организациях РСДРП, сотрудничал в большевистской газете "Пролетарий". Летом 1917 вернулся в Россию; член Бюро военной организации при ЦК РСДРП(б), член редколлегии газеты "Солдат" и "Правда", комиссар ВРК в Госбанке. После Октябрьской революции 1917 первый нарком финансов. В 1918-19 генеральный консул РСФСР в Берлине. В 1919 нарком Рабоче-крестьянской инспекции Украины. С конца 1919 член Президиума ВЧК, с 1923 заместитель председателя Объединённого государственного политического управления (ОГПУ), с 1926 председатель ОГПУ. Делегат 15-17-го съездов ВКП(б); на 15-м (1927) и 16-м (1930) съездах избирался членом ЦК ВКП(б). Член ЦИК СССР. Награжден орденом Красного Знамени. Скончался 10 мая 1934 г. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

 (535x699, 132Kb)
1874
Эдуард Ли Торндайк (Edward Lee Thorndike)
американский психолог, работавший в области сравнительной психологии и проблем обучения. Профессор Колумбийского университета (с 1904). Разработал методику изучения поведения животных при помощи "проблемных клеток" (т. е. клеток с "секретом", механизм которого должно "открыть" само животное), введя новую схему эксперимента: создание проблемной ситуации - регистрация движения. Сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, т. е. характерное для человека внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, он сформулировал закон "проб и ошибок": пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Его работы способствовали преодолению антропоморфического истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По существу он дал основную схему бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали его за не вполне преодоленный субъективный подход. Его работа "Педагогическая психология" (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в том числе на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось им как процесс приспособления индивида к среде, т. е. с биологических позиций; центральным был для него "закон эффекта" - зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения. Умер 9 августа 1949 года.

1875
Отокар Хлуп
чешский педагог, профессор Пражского университета (с 1953), академик Академии Наук ЧССР (1952). Окончил философский факультет Пражского университета, где, кроме философии, изучал педагогику и психологию. Его научные труды начала XX в. посвящены педагогической психологии, моральному и психологическому развитию детей. В 1919-1922 гг. преподавал педагогику на философском факультете Пражского университета, в 1922-1939 гг. - профессор педагогики университета в Брно. В 20-30-е гг. его научная деятельность была связана с борьбой за демократизацию школы, за развитие педагогики на основе марксистской методологии. С этих позиций он подвергал критике организацию школьного дела в буржуазной республике и освещал основное направление работы "школы будущего" - школы социалистической Чехословакии, разрабатывал теоретические проблемы профессиональной подготовки учителей. Вскрыл несостоятельность распространявшегося в Чехословакии буржуазно-педагогического реформизма, основанного на педоцентризме, американских биологизаторских концепциях воспитания и прагматистской педагогике. После освобождения в 1945 г. Чехословакии от фашистских захватчиков - активный участник создания социалистической педагогики, разрабатывает теоретические основы школьной системы, высшего педагогического образования. По его инициативе в 1946 г. были открыты педагогические факультеты в университетах, сам он стал первым деканом такого факультета в Пражском университете и читал курс педагогики на педагогическом факультете университета в Брно. В 1953 г. - организатор и руководитель кафедры педагогики Пражского университета, в 1954 г. создал при Академии Наук ЧССР кабинет педагогических наук, преобразованный в Институт педагогики Я.А.Каменского, который возглавлял до 1960 г.

1878
Александр Николаевич Крюков
российский терапевт, академик АМН СССР (1948), заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1949). В 1901 г. окончил медицинский факультет Московского университета, с 1917 г. профессор этого университета. С 1920 г. профессор Среднеазиатского университета (Ташкент) и Ташкентского медицинского института, в организации которых принимал активное участие. С 1930 г. директор клиники неотложной терапии института имени Н.В.Склифосовского. Один из основоположников современной гематологии; создал умеренно унитарную теорию кроветворения, выяснил роль авитаминоза в развитии пернициозной анемии. Им заложены основы изучения краевой тропической патологии в Средней Азии. Впервые в СССР описал (1923) спру, доказал наличие на территории СССР бруцеллеза.

1878
Альберт Рименшнейдер
композитор.

1879
Исидоро Айора
эквадорский государственный и политический деятель, президент Эквадора (1926-1931).

1879
Готфрид Гальстон
австрийский пианист. Ученик Т.Лешетицкого. В России гастролировал впервые в 1908 г. С 1927 г. жил в США.

1879
Бертран Гамбье
французский математик. Профессор университета в Лилле. Лауреат трех различных премий Парижской Академии Наук, автор более 200 мемуаров и статей. Основные труды относятся к дифференциальной и алгебраической геометрии. Первый в мировой науке разработал способ использования звуковых реперов.

1879
Ёсихито
император Японии. Родился в Токио, третий сын императора Муцухито (правил под именем Мэйдзи с 1867 по 1912). Ёсихито был провозглашен кронпринцем 3 ноября 1889, 10 мая 1900 женился на принцессе Садако. Взошел на престол 30 июля 1912, став 123-м императором Японии, принял имя Тайсё. Слабое здоровье вынудило его удалиться от дел в 1921, принцем-регентом был провозглашен его старший сын Хирохито. Умер Ёсихита в Токио 25 декабря 1926 года.

1879
Виктор Александрович Успенский
советский композитор и этнограф, народный артист Туркменской ССР и Узбекской ССР. Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, профессор Ташкентской консерватории. Умер в 1949 году.

 (535x699, 168Kb)
1880
Вильгельмина I (Wilhelmina)
королева Нидерландов, родилась в Гааге, при крещении получила имя Вильгельмина Елена Паулина Мария. Дочь короля Вильгельма III, трон которого унаследовала в 1890. Формально Вильгельмина вступила на трон 6 сентября 1898, когда ей исполнилось 18 лет, а до этого страной правила ее мать – Эмма Вильгельмина Вальдек-Пирмонт (1858–1934). В 1901 Вильгельмина вышла замуж за Генриха, герцога Мекленбург-Шверинского. 30 апреля 1909 родилась их единственная дочь Юлиана. Вильгельмина сумела сохранить нейтралитет Нидерландов в Первой мировой войне. В годы Второй мировой войны после оккупации Нидерландов Германией была вынуждена выехать в Англию. В мае 1940 Вильгельмина и ее кабинет министров создали эмигрантское правительство в Лондоне. Военно-морской флот Нидерландов был передислоцирован в Англию, как и торговый флот, большая часть которого в 1940 находилась за пределами Нидерландов. В 1945, после капитуляции Германии, она вернулась в Нидерланды. В сентябре 1948 отреклась от престола в пользу дочери Юлианы, оставив за собой титул принцессы Нидерландов. Умерла Вильгельмина во дворце Хет-Лоо близ Апелдорна (Нидерланды) 28 ноября 1962 года.

1884
Александр Константинович Воронский
деятель революционного движения в России, литературный критик, писатель. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в с. Хорошавка Кирсановского уезда (ныне Тамбовская область) в семье священника. Из Тамбовской духовной семинарии исключён за "политическую неблагонадёжность". Участник Революции 1905-1907; член военно-боевой организации большевиков в Свеаборге; в 1907 руководил Владимирской окружной организацией РСДРП. Вёл партийную работу в Петербурге, Москве, Саратове и других городах. Делегат 6-й (Пражской) конференции РСДРП. Подвергался репрессиям. Начал печататься в 1911. После Февральской революции 1917 член президиума Одесского совета, член Одесского комитета РСДРП (б), член Румчерода. Активный участник борьбы за установление Советской власти в Одессе. В 1918-1920 член губкома партии и губисполкома Совета в Иваново-Вознесенске, редактор газеты "Рабочий край". Делегат 8-го съезда РКП (б). Избирался членом ВЦИК четырёх созывов. В 1921-1927 редактировал основанный при участии В.И.Ленина журнал "Красная новь", превратив его в один из центров молодой советской литературы. Одновременно с 1922 редактор журнала "Прожектор". Возглавлял издательство "Круг", был членом редколлегии Госиздата. Опубликовал много статей по вопросам современного литературного движения (сборники "Искусство и жизнь", 1924; "Литературные типы", 1925; "Искусство видеть мир", 1928; "Литературные портреты", тома 1-2, 1928-1929 и др.). Воронский отстаивал реализм и традиции классической литературы, переоценивал роль "непосредственных впечатлений" в художественном творчестве; отрицал гегемонию пролетариата в области искусства. Некоторые идеи книги Воронского "Искусство видеть мир" (например, об интуиции) были развиты теоретиками "Перевала" конца 20-х гг. В 1926-1927 Воронский участник троцкистско-зиновьевского антипартийного блока, был исключён из ВКП (б); после разрыва с оппозицией восстановлен в партии. Работал в Гослитиздате.

1884
Джордж Эл Сартон
бельгийско-американский историк.

1884
Дидрик Аруп Сейп
норвежский языковед, историк норвежского языка. Сторонник слияния обеих норм литературного норвежского языка – букмола и норвежского, в одну. Ему принадлежат обстоятельные исследования «История норвежского языка приблизительно до 1370» (1931), а также «Краткая история норвежского языка» (1914).

1885
DuBose Heyward
писатель (Porgy).

1886
Яков Христофорович Петерс
Председатель ВЧК с июля по август 1918г. Родился в Брикенской волости Газенковского уезда (Никрацкий сельсовет Кулдигского района Латвии) в семье батрака. Член РСДРП(б) с 1904г. В декабре 1917г. назначен членом коллегии ВЧК. С 1918г. - председатель Революционного трибунала. С 7 июля по 22 августа 1918г. - председатель ВЧК

1886
Александр Николаевич Волков
советский русский художник, один из основоположников современного искусства Средней Азии. Родился в Скобелеве (ныне Фергана, Узбекистан) в семье военного врача. Учился в петербургской Академии художеств (1908–1910) у В.Е.Маковского, а также в Киевском художественном училище (1912–1916) у Ф.Г.Кричевского. Жил в Ташкенте. В 1927–1930 был членом местного объединения «Мастера нового Востока». Для ранней живописи Волкова характерны стилистика модерна, реминисценции «кристаллической» живописи М.А.Врубеля (Персиянка, 1916, Музей искусств народов Востока, Москва). Влияния кубизма органично соединились с навеянной искусством ислама орнаментальной плоскостностью форм в серии Восточный примитив (1918–1920, темпера). В первой половине 1920-х годов присущие его манере монументальность ритмики и мощная энергия колорита, порой претворенные в полуабстрактную футуристическую игру чистых природных стихий (Караван 1, Третьяковская галерея, Москва; Караван 3, Музей искусств народов Востока; обе работы – 1922–1923), достигли драматической кульминации в известнейшем полотне Волкова – Гранатовая чайхана (1924, там же), где патриархальный быт преображен пламенем багрово-красных тонов, прекрасных и трагических одновременно. Впечатляющая цветовая энергия сохраняется и в волковских вещах, написанных по программе соцреализма. Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок (Девушки с хлопком, 1932, там же). Не раз ошельмованный за «формализм» и в 1946 отстраненный от преподавания в Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929), мастер, однако, и в поздний период создал немало примечательных вещей – в частности, по-своему уникальный, «неофициально»-экспрессионистский образ войны, картину Пиета (1944, собственность семьи художника, Москва). Умер Волков в Ташкенте 17 декабря 1957 года.

 (696x699, 70Kb)
1887
Фридрих Адольф Панет (Friedrich Adolf Paneth)
австрийский химик, один из пионеров радиохимии. Учился в университетах Мюнхена и Глазго. В 1912-1918 гг. работал в Институте радия (Вена), в 1919-1922 гг. – профессор Гамбургского, 1922-1929 гг. – Берлинского, 1929-1933 гг. – Кенигсбергского, 1933-1938 гг. – Лондонского, 1939-1953 гг. – Даремского университетов. С 1953 г. – директор Института химии имени М.Планка в Майнце. Основные научные работы – в области радиохимии. В 1913 г. вместе с Д.Хевеш разработал метод меченых атомов. Определял возраст пород по содержанию гелия, образовавшегося впоследствии распада радия, исследовал содержание гелия в метеоритах. Нашел способ получения органических свободных радикалов и установил их большую реакционную способность.

1888
Ramon de Basterra
испанский писатель и дипломат (La Obra de Trajano).

1889
A.Provost Idell
отец современного волейбола.

1890
Аугуст Алле
эстонский писатель. Учился в Саратовском и Тартуском университетах. Начал печататься в 1911 г. В 1921 г. выпустил сборник «Саrminа bаrbаtа». В сатирических фельетонах и пародиях высмеивал эстонскую буржуазию, упадочную культуру Запада (сборник «Лиловый слон», 1923, и др.). В книге «Мутные волны» (1930) и особенно в сборнике «Суровые ритмы» (1934) разоблачал германский и эстонский фашизм. Наиболее остры его эпиграммы, стихи, фельетоны периода Великой Отечественной войны. В 1946-1952 гг. - редактор журнала «Лооминг».

1892
Эрих Герман Мюллер фон Азов
немецкий музыковед-эпистолограф. Работал в Дрездене, в 1933 г. эмигрировал (Зальцбург и др.), с 1945 г. жил в Западном Берлине, где основал «Международный архив писем музыкантов». Издал письма и документы Г. Шюца (1932), Г.Ф.Генделя (на английском языке 1935, на немецком языке 1949), И. С. Баха (1940), В. А. Моцарта (1942) и др.

1892
Claire Dubrey
актриса (Lightnin' in the Forest).

1893
Ольга Владимировна Бакланова
актриса.

1894
Александр Васильевич Грубе
российский скульптор, народный художник Белорусской ССР (1944). Скульптуре обучался самостоятельно. С 1918 г. работал в Белоруссии, с 1941 г. - в Москве. Председатель Правления Союза художников Белорусской ССР (1942-1944). Работал в области станковой и монументальной пластики. Испытал влияние белорусской народной деревянной скульптуры. Произведения: «Труд» (1929), «Трактористка» (1935) - оба дерево, Художественный музей Белорусской ССР, Минск; портрет Л.М.Доватора (гипс, 1942, Третьяковская галерея), памятник В.В.Куйбышеву в Кокчетаве (бронза, 1948), «Сталевары» (гипс, 1957, собственность Министерства культуры СССР).

1894
Артур Стэнли Гоулд Ли (Артур Ли Гоулд)
английский писатель, автор романа "Аэроплан в арабской ночи".

1895
Наталья Ивановна Бессарабова
российский художник-керамист. Училась в воронежском ВХУТЕМАСе (1919-1922). В 1944-1955 гг. работала в керамических мастерских Института художественной промышленности (Москва). Способствовала возрождению гжельской керамики и скопинской керамики, создавая для них на основе изучения традиций этих промыслов образцы бытовых изделий и скульптуры из фарфора, майолики и терракоты (хранятся в Музее народного искусства и в Историческом музее в Москве, в Русском музее в Ленинграде). Выступала и как театральный художник (оформление балета Ф.З.Яруллина «Шурале» в Татарском театре оперы и балета в Казани, 1945).

1895
Джозеф Шиллингер (собственное имя - Иосиф Моисеевич)
Американский музыкальный теоретик и композитор родом из России

1897
Marianne Bruns
писатель.

 (518x699, 86Kb)
1897
Отто Дитрих (Jacob Otto Dietrich)
рейхсляйтер, заведующий отделом печати НСДАП, обергруппенфюрер СС, публицист и журналист. Родился в Эссене. Участвовал в 1-й мировой войне, был награжден Железным крестом I степени. После войны изучал экономику, философию и политические науки в университетах Фрейбурга, Мюнхена и Франкфурта-на-Майне. В 1928 стал управляющим газеты "Аугсбургер цайтунг", где познакомился со многими известными нацистами. Женился на дочери владельца "Рейниш-Вестфалише цайтунг", рупора тяжелой промышленности, и благодаря этому выступал посредником между Гитлером и рейнландскими промышленными магнатами и прежде всего Эмилем Кирдорфом. В 1931 Дитрих был назначен пресс-секретарем нацистской партии. 24 декабря 1932 он стал членом СС (номер 301349). В 1933 Дитрих начал координировать германскую прессу. 30 июля 1934, во время событий "Ночи длинных ножей" сопровождал Гитлера в Бад-Висзее, где была устроена резня штурмовиков из СА, а на следующий день предоставил чудовищный отчет об этом в прессе. Он писал, что Гитлер испытал чувство потрясения от морального разложения своих старых товарищей. В 1938 Дитрих был назначен пресс-секретарем рейха и статс-секретарем министерства пропаганды. Его основной обязанностью было представлять нацистский вельтаншаунг (мировоззрение) германской общественности, например: "Отдельная личность не имеет никакого права на существование". С началом 2-й мировой войны Дитрих ежедневно направлял в германские газеты директивы о том, каким образом подавать новости с фронта. Он заботился о том, чтобы немецкая публика получала "спокойную пищу", победные репортажи, причем, даже тогда, когда всем в Германии было уже ясно, что конец Третьего рейха близок. Узнав о полете Рудольфа Гесса в Шотландию 10 мая 1941, Дитрих поспешил заявить, что Гесс оказался жертвой несчастного случая над вражеской территорией. Когда Геббельс решительно воспротивился этой версии, Дитрих тут же изменил свою позицию и назвал Гесса сумасшедшим. "Им двигал пацифизм, - добавил Дитрих. - Он не предатель, потому что выдавать было собственно нечего". Нападение Германии на Советский Союз на фоне того, как освещались советско-германские отношения в средствах информации обеих стран, оказалось полной неожиданностью не только для советских людей, но и для немцев. Отто Дитрих и вся его информационная машина оказались перед нелегкой задачей. Гитлер говорил про него: "Доктор Дитрих, хотя и маленького роста, но тем не менее выдающийся специалист и знаток своего дела. Пишет он плохо, но речи его зачастую просто великолепны. Я горжусь тем, что вместе с этими людьми смог разом - 22 июня 1941 - повернуть руль на 180 градусов. Ни одной другой стране этого не удалось бы". Сообщения Дитриха не отличались точностью. 8 октября 1941, когда немцы взяли Орел, Гитлер направил Дитриха в Берлин объявить, что последние русские армии зажаты в германские стальные тиски. "В военном отношении, - сообщил Дитрих, - Советская Россия закончилась. Британская мечта о войне на два фронта - мертва". В январе 1943, когда войска Фридриха фон Паулюса находились на грани капитуляции под Сталинградом, с Дитрихом случилось нервное расстройство.
 (558x699, 85Kb)
Во время покушения на Гитлера в 1944 Дитрих находился в ставке фюрера под Растенбургом и первым сообщил по телефону Геббельсу в Берлин, что фюрер жив. После поражения Третьего рейха, Дитрих предстал перед военным трибуналом №4 в Нюрнберге и 11 апреля 1949 его приговорили к 7 годам заключения. Он был освобожден в 1950. Умер 22 ноября 1952 года. В 1955 в Мюнхене вышла его книга "12 лет с Гитлером".

1897
Фредрик Марч
американский киноактёр. Учился в университете штата Висконсин. С 1920 выступал на сцене нью-йоркских театров. В 1929 дебютировал в кино, став в 30-е гг. одним из ведущих актёров Голливуда. Среди лучших ролей: Жан Вальжан ("Отверженные" по В. Гюго, 1935), Ал Стефенсон ("Лучшие годы нашей жизни", 1946), Метью Бреди ("Пожнёшь бурю", I960), Вилли Ломен ("Смерть коммивояжёра" по А. Миллеру, 1961), германский финансист ("Альтонские узники", 1962), американский президент ("Семь дней в мае", 1963). Марч создаёт сложные, противоречивые характеры, его искусство отличается мастерством перевоплощения, вниманием к духовному миру людей

1898
Патвакан Андреевич (Бархударян) Бархударов
советский режиссёр. Заслуженный артист Армянской ССР (1938). Родился в Джалалоглы (ныне Степанаван). В 1917-19гг. воевал на Турецком фронте, затем в Красной Армии. В 1923 окончил актерскую школу в Тбилиси. В 1923-27 - актер и ассистент режиссера в Госкинпроме Грузии. В 1937 окончил Высшие режиссерские курсы ВГИК. Режиссёрские работы Бархударяна в немом кино: «Злой дух» (совместно с М. Геловани, 1928), «Пять в яблочко», «Шестнадцатый» (оба в 1929), «Под чёрным крылом» (1930), «Кикос» (1931), «Две ночи» (1933). В 1935-37 учился на режиссер факультете ВГИКа. Поставил звуковые фильм «Горный поток» (1940), «Второй армянский киноконцерт» (1946) и др. Снял также ряд документальных фильм и киноочерков. Умер в Ереване 13 января 1948 года.

1899
Вальтер Мюллер фон Кульм
немецкий композитор.

1899
Даниил Яковлевич Черкес
российский художник и режиссер. Один из зачинателей детского мультипликационного кино. Окончил Московский университет и ВХУТЕМАС. Был художником в Театре имени Мейерхольда. В 1926 г. на киностудии «Межрабпом-Русь» работал над созданием коротких рекламных и агитационных мультфильмов. В 1927 г. совместно с И.П.Ивановым-Вано и Ю.А.Меркуловым по сказкам К. Чуковского снял первый детский приключенческий фильм «Сенька-Африканец». Совместно с И.П.Ивановым-Вано в том же году поставил детский фильм «Каток». Значительным событием советской мультипликации стал фильм «Органчик» (1933, совместно с Н.П.Ходатаевым и Г.Ечеистовым). В конце 30-х гг. оставил кино, занимался живописью.

 (488x699, 79Kb)
1900
Энрико Гавиола (Enrique Gaviola)
аргентинский физик. Учился в университете Ла-Платы (1917-1920), Геттингенском (1922-1923) и Берлинском (1923-1925) университетах (в последнем работал под руководством П. Прингсгейма до 1927). В 1928 г. работал в технологическом институте Карнеги (США), в 1929-1931 гг. – в университете Ла-Платы, в 1931-1936 и 1958-1961 гг. – профессор университета в Буэнос-Айресе, в 1937-1947 и в 1956 гг. в Национальной астрономической обсерватории в Кордоне (с 1940 г. – директор), в 1957 г. – профессор университета в Тукумане, в 1962 г. – в Сан-Жуане, с 1963 г. – в Рио-Негро. Научные исследования посвящены оптике и астрофизике. В 1924 г. совместно с П.Прингсгеймом (независимо от других) открыл явление концентрационной деполяризации, показав, что степень поляризации люминесценции сильно зависит от концентрации веществ в растворе, быстро уменьшаясь по мере ее возрастания. Создал один из первых флюорометров, использовав при этом ячейку Керра. Впервые измерил с его помощью величину длительности возбужденного состояния молекул для ряда красителей в растворах. В 1944-1950 и 1952-1954 гг. – президент Ассоциации физиков Аргентины.

1900
Roland Culver
английский актер (Thunderball, Encore).

1901
Александр Васильевич Мишулин
российский историк античности, доктор исторических наук (1943). Профессор МГУ (с 1934), заведующий сектором древней истории Института истории Академии Наук СССР (с 1938), главный редактор журнала «Вестник древней истории» (с 1938), заместитель директора Института истории материальной культуры (1943-1945), ректор Академии общественных наук при ЦК КПСС (1946-1948). Основные труды по истории социальных движений конца Римской республики («Спартаковское восстание. Революция рабов в Риме в I в. до н. э.», 1936) и истории борьбы за независимость античной Испании («Античная Испания до установления римской провинциальной системы в 197 г. до н. э.», 1952). Редактор первого советского учебника по истории древнего мира для школы.

1903
Мухамет Хайруллович Гайнуллин
советский литературовед, доктор филологических наук (1958), профессор, заслуженный деятель науки Татарской АССР (1963). Член КПСС с 1941. Родился в крестьянской семье. Окончил Восточно-педагогический институт в Казани (1931). В 1944-54 и 1959-61 директор института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР. Автор работ по истории татарской литературы.

1903
Бернард Ловелл
английский радиоастроном.

1905
Роберт Фокс Бэчер
американский физик-экспериментатор, член Национальной Академии Наук. Окончил Мичиганский университет (1926). В 1935-1949 гг. работал в Корнеллском университете (в 1943-1945 гг. - в Лос-Аламосе возглавлял отдел экспериментальной физики). С 1949 г. - профессор Калифорнийского технологического института. Научные работы посвящены ядерной и нейтронной физике, спектроскопии. Обнаружил (1938) испускание электронов внутренней конверсии веществами, захватывающими нейтроны. Принимал участие в создании американской атомной бомбы. Президент Американского физического общества (1964), президент Международного союза чистой и прикладной физики (1969-1972).

1905
Карл Мартынович Озолинь (Карлис Озолиньш)
латышский политический деятель. С 1926 г. — в подполье в Латвии. В 1940-1961 гг. — член ЦК КП Латвии. В 1952-1959 гг. — председатель Президиума ВС Латвии.

1905
Дор Скэри
американский сценарист и продюсер (Act 1, Boys Town, Big City).

1906
Vivienne Byerley
публицист.

 (545x699, 41Kb)
1907
Рамун Магсайсай (Ramón Magsaysay)
президент Филиппин. Родился в Иба (провинция Самбалес, остров Лусон). Учился в Филиппинском университете и колледже Хосе Рисаля в Маниле, который окончил в 1933. Работал механиком, бригадиром, генеральным директором автотранспортного концерна. Служил в армии США, стал одним из руководителей партизанского движения в Центральном Лусоне. В 1945 был назначен губернатором провинции Самбалес, в 1946 избран в конгресс. В 1950–1952 занимал пост министра обороны, потеснил повстанцев, объявивших себя Народно-освободительной армией. В ноябре 1953 победил на президентских выборах как кандидат от Национальной партии. Подписал мирный договор и договор о репарациях с Японией, провел земельную реформу, способствовал принятию государственной программы здравоохранения. В 1954 Филиппины стали членом СЕАТО. В 1955 парламент предоставил Магсайсаю полномочия на распределение земель латифундистов среди мелких крестьянских хозяйств. В том же году Национальная партия выдвинула список кандидатов, способных вытеснить из парламента наиболее сильных соперников. Эта тактика принесла успех на ноябрьских выборах, однако не сломила оппозиции реформам Магсайсая. Магсайсай погиб в авиакатастрофе близ Себу 17 марта 1957 года.

1907
Эдгар Семпсон
американский альт-, баритон-саксофонист, аранжировщик и композитор, один из самых исполняемых авторов эпохи свинга. В детстве играл на скрипке. Самостоятельно освоил саксофон. В середине 20-х гг. начал играть в танцевальных оркестрах Нью-Йорка, работал в бэнде Флетчера Хендерсона (1931-1932), в 1933 г. стал саксофонистом и главным аранжировщиком оркестра Чика Уэбба. В 1936 г. его сменил Луис Джордан, а решил полностью посвятить себя аранжировке и композиции (исключение сделал только для Лайонела Хэмптона - в 1938 г. играл с ним в студии на баритон-саксофоне). Готовил программы для оркестров Бенни Гудмена, Арти Шоу, Рэда Норво, Банни Беригена, Томми Дорси и др. Его лучшие композиции «Stompin` At The Savoy», «Don`t Be That Way», «If Dreams Come True», «Blue Lou», «Blue Minor», «Lulluby In Rhythm». В конце 40-х гг. вернулся на сцену, руководил биг-бэндом (1949-1951), в 50-е гг. сотрудничал с Тито Пуэнте и другими исполнителями латиноамериканской музыки. В 60-е гг. иногда играл в клубах, чаще всего представлял собственный квартет.

1908
Питер Конрад Баден
композитор.

William_Saroyan (554x699, 42Kb)
1908
Уильям Сароян (William Saroyan)
американский прозаик и драматург. Родился во Фресно (штат Калифорния). Героями его произведений всегда были простые и не очень счастливые люди, о которых он писал с теплотой, состраданием и надеждой на лучшее. Признание пришло к нему после первого же сборника рассказов Отважный молодой человек на летающей трапеции (The Daring Young Man on the Flying Trapeze, 1934); герой одноименного рассказа – безработный, умирающий с голоду юноша. Как драматург Сароян заявил о себе пьесой В горах мое сердце (My Heart's in the Highlands, 1939), о непризнанном счастливце-поэте, юноше, все принимающем близко к сердцу, и старом актере и музыканте, с его мыслями о прошлом и будущем. В последовавшей за ней пьесе Вся ваша жизнь (Time of your life, 1939; рус. перевод под назв. Путь вашей жизни) писатель в фантасмагорических сценах, разворачивающихся в таверне, живописует самых разных героев, каждый из которых имеет свое представление о счастье.
 (523x698, 211Kb)
Заурядное любовное приключение – тема Вечной нежной песни любви (Love's Old Sweet Song, 1940), повествующей об идиллическом знакомстве привлекательной старой девы из Калифорнии с неким коммивояжером и семейством из оклахомского захолустья. Энтузиазм молодости, ее порывы – то, что так любит изображать Сароян, – пронизывают пьесу Прекрасные люди (The Beautiful People, 1941). В 1943 была поставлена пьеса Уходи, старик (Get Away, Old Man), в 1957 – Пещерные люди (The Cave Dwellers). Меня зовут Арам (My Name Is Aram, 1940) и Дорогой малыш (Dear Baby, 1944) – сборники рассказов. Человеческая комедия (The Human Comedy, 1942), Приключения Весли Джексона (Adventures of Wesley Jackson, 1946) и Мама, я тебя люблю (Mama I Love You, 1956) – романы. В 1972 Сароян опубликовал книгу воспоминаний Места, где я проводил время (Places Where I've Done Time). Умер Сароян во Фресно (штат Калифорния) 18 мая 1981 года.

1908
Владимир Робертович Энке
российский композитор. Среди сочинений: оперы – «Любовь Яроваря» (постановка 1947), «Богатая невеста» (соавтор Б. Трошин, постановка 1950); 2 оперетты; вокально-симфонические произведения; для оркестра – симфония (1947), концерт мастеров оркестра (1936) и др.; концерт для виолончели с оркестром (1938); инструментальные пьесы, романсы; записи и обработка народных песен и частушек; театральная музыка.

1910
Геннадий Иванович Воронов
советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1931. Родился в семье сельского учителя. Трудовую деятельность начал в 1929, работал электромонтёром, бригадиром и мастером на строительстве Череповецкого стекольного и Пермского суперфосфатного заводов. В 1936 окончил электромеханическое отделение горного факультета Томского индустриального института имени С.М.Кирова, затем учился в Новосибирском институте марксизма-ленинизма. В 1937-1938 был заведующим культпропотделом Кировского райкома ВКП (б) г. Томска. В 1938-1939 заведующий отделом пропаганды и агитации, секретарь Прокопьевского горкома партии. В 1939-1948 секретарь, второй секретарь, в 1948-1955 первый секретарь Читинского обкома партии. Одновременно в 1948-50 первый секретарь Читинского горкома партии. В 1955-57 заместитель министра сельского хозяйства СССР. В 1957-1961 первый секретарь Оренбургского обкома КПСС. В январе - октябре 1961 заместитель председателя, с октября 1961 по ноябрь 1962 первый заместитель председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР. В 1962-1971 председатель Совета Министров РСФСР, с июля 1971 председатель Комитета народного контроля СССР. Делегат 19-24-го съездов партии; с 19-го съезда (1952) избирается членом ЦК КПСС. В январе - октябре 1961 кандидат в члены Президиума, с октября 1961 по апрель 1966 член Президиума ЦК КПСС, с апреля 1966 член Политбюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 3-8-го созывов. Неоднократно возглавлял советские партийно-правительственные делегации за рубежом; был участником переговоров между партийно-правительственными делегациями социалистических стран. Принимал участие в работе Международного совещания коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Москве в июне 1969. Награждён 2 орденами Ленина и медалями.

1910
Марк Либуркин
один из сильнейших наших шахматных этюдистов. Вел отдел этюдов в журнале "Шахматы в СССР" (1945-53).

1910
Петер Трифунович
югославский шахматный гроссмейстер, шахматный литератор. Доктор права. Автор ряда книг по теории дебютов. Очень редко проигрывал, но большинство его партий заканчивались вничью, иногда все в одном турнире.

1912
Reinoud Anders
нидерландский актер (Гамлет).

1912
Хабиб Мухамедович Абдуллаев
Геолог, петрограф. Член-корреспондент по Отделению геолого-географических наук (геология рудных месторождений) с 20 июня 1958 г.

1912
Рамон Винай
Чилийский певец французско-итальянского происхождения (баритон и тенор)

1912
Геннадий Модестович Молостнов
русский писатель, поэт и журналист, автор детской повести "Посланник планеты Альбос".

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку