-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2513
Комментариев: 54
Написано: 2686


Римский-Корсаков Николай Андреевич

Понедельник, 18 Марта 2024 г. 13:41 + в цитатник

Украинская чертовщина и романтика Римского-Корсакова: ведьмы, русалки и загадочная Полтавщина

Римский-Корсаков Николай Андреевич

(6 [18] марта 1844Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба ЛюбенскСанкт-Петербургская губерния) — русский композиторпедагогдирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концертыкантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

В. А. Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898.

Николай Андреевич Римский-Корсаков, самый молодой участник творческого объединения русских композиторов "Могучая кучка" родился 18 марта (по новому стилю) на севере России, в Тихвине, где память о нем сохраняется по сей день с наибольшим трепетом

Семья

Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с Надеждой Пургольд (1848—1919) — пианистка, композитор, музыковед. У них родились 7 детей:

  • Михаил (1873—1951),
  • Софья (1875—1943),
  • Андрей (1878—1940),
  • Владимир (1882—1970),
  • Надежда (1884—1971),
  • Мария (1888—1893) - умерла в возрасте 5 лет,
  • Святослав (1889—1890) - умер во младенчестве.

Дом, в котором родился композитор.

Жизнь композитора, моряка, аранжировщика, дирижера и музыкального педагога (выучившего значительную часть русских композиторов позднеромантической школы) была связана прежде всего с Санкт-Петербургом, хотя побывать ему удалось во многих уголках России и за ее границами – по долгу морской службы.

Н. А. Римский-Корсаков в 1866 году в чине мичмана Российского Императорского флота

С Украиной судьба композитора напрямую связана не была, хотя его отец, Андрей Петрович Римский-Корсаков, в те годы начальник 1-го отделения канцелярии министра внутренних дел, в 1817 году проходил службу в Бессарабской и Херсонской губерниях, а с 1831 года в чине статского советника некоторое время состоял в должности гражданского губернатора Волынской губернии.

Портрет Н. А. Римского-Корсакова кисти Ильи Репина, 1893.

С малороссийским колоритом, мелодикой и сюжетами Николая Римского-Корсакова связало другое: любовь к модным в то время мистическим повестям Николая Гоголя.

Гоголевских опер у композитора две: "Майская ночь", написанная в 1880 году и "Ночь перед Рождеством" 1895 года. Оба повести одноименные (почти) повести Гоголя входят в книгу "Вечера на хуторе близ Диканьки" - любимое произведение юного Римского-Корсакова.

В операх он постарался сохранить все из гоголевского текста: не делал таких значительных отступлений от сюжета (как, например, Пётр Ильич Чайковский в своих "Черевичках"), бережно сохранял тот самый, колоритный малороссийский говор, без которого трудно представить себе тексты Гоголя о мистической Полтавщине. 

Женщины и волшебство

Среди 15-ти опер Римского-Корсакова всего несколько (включая самую первую – "Псковитянку") написаны не на сказочные, фантастические сюжеты. "Псковитянка", "Боярыня Вера Шеолга", "Сервилия" и "Царская невеста", основанные на драмах Льва Мея – исторические, "Моцарт и Сальери" - по драме Александра Пушкина, "Пан воевода" – тоже практически историческое посвящение Фредерику Шопену, и предпоследняя, почти венчающая оперный путь композитора "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" – опера-литургия, в жанровом и стилевом смысле не похожая ни на что, написанное до нее.

Все остальные сюжеты, которые композитор выбрал для своих опер (и оперы-балета "Млады") наполнены сказкой, волшебством, ориентальным сказительством, русской былинностью, мистикой.

Гоголь с его народными поверьями и таинственными обрядами не заинтересовать Римского-Корсакова не мог. Ведьмам, колдунам, духам и звездам загадочной Полтавщины композитор уделил немало внимания: Шестая картина "Ночи перед Рождеством" – торжественный разгул всей бесовщины. Созвездия устраивают настоящий бал, с мазуркой и чардашем, пляшут ведьмы и духи, бесы и крылатые мистические кони, Чёрт несет кузнеца Вакулу в Петербург, к Царице, а его мать, Солоха призывает к себе ведем и колдунов – "Коляду встречать".

Не менее завораживающая картина есть и в "Майской ночи": в ней русалки и водяные водят хороводы, парубки и девушки совершают традиционные для майских гуляний обряды, ведьма путает Левко, главного героя, сбивает его с толку.

В музыке фольклорные обряды и мелодии отражены в полной мере: здесь встречается и украинская народная троицкая песня "Завью венки", и хороводная "Просо", и русалочья – тоже хороводная, и мужская, "Зеленые святки".

 

Как и в других своих операх ("Снегурочка", "Садко", "Млада"), в малороссийских Римский-Корсаков изображает свой любимый драматургический конфликт: столкновение человека с силами природы, с миром потустороннего, неразгаданного, пантеистическое поклонение этим могущественным тайнам.

Другая отличительная черта опер композитора (и других его программных произведений) – в центре повествования у Римского-Корсакова всегда женщина. Идет ли речь о трепетной и жертвенной Снегурочке, таинственной Волхове, царевне подводного царства, оскорбленной и отвергнутой Любаше из "Царской невесты", самоотверженной, милосердной Февронии или даже роковой Шемаханской царице – женщина всегда в центре и во главе сюжета, вокруг ее чувственного мира и переживаний он построен, ее сила и отвага, ее любовь и страстность становятся движущими элементами.

В украинских, гоголевских сюжетах эта черта проявляется как нельзя более органично: украинскому фольклору, в целом, женское начало (матери, невесты или чародейки) всегда интереснее мужского, и потому образы героинь "Ночи и перед Рождеством" и "Майской ночи" так полны, рельефны, волнующи. 

Мир чудес без границ

Еще в юности, после окончания Морского корпуса, Римский-Корсаков был принят гардемарином на морскую службу.

Кругосветная экспедиция на клипере "Алмаз", в ходе которой будущий композитор побывал у берегов Северной Америки, Великобритании, Норвегии, Франции, Италии, Испании, Бразилии, подарила ему музыкальный материал для "Садко" и симфонической поэмы "Шехеразада", Первой симфонии и "Сказки о царе Салтане".

Как и любой романтик своего времени, Римский-Корсаков был очарован чужими культурами, народным мелосом самых дальних уголков мира и их культурой.

И, разумеется, всеми народами империи. Вслед за Михаилом Ивановичем Глинкой, в симфонической сюите "Антар" композитор воплотил интерес к "Ближнему Востоку", а гоголевские оперы (и в меньшей степени "Пан воевода") продемонстрировали притягательность украинской мелодики.

Умер 8 (21) июня 1908 года на 65-м году жизни от инфаркта миокарда в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится Мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы — дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище[16]. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Похороны Римского-Корсакова. Похоронная процессия на Вознесенском проспекте

Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых. Автор надгробия Н. К. РерихТихвинское кладбище (Александро-Невская лавра)

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Композиторы , музыканты
КЛАССИКА и КЛАССИКИ
Классическая музыка (музыкальная классика; от лат. classicus — «образцовый») — образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения[2]. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку