Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы |
Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.
Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.
Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.
Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
Шесть лепестков — шесть типов вопросов
Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании
В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.
http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy
Серия сообщений ".развитие речи":
Часть 1 - Раннее развитие ребенка (ссылки полезные)
Часть 2 - Дисграфия у детей
...
Часть 8 - Тематические картинки с описанием действия
Часть 9 - Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Часть 10 - Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы
Часть 11 - Лето – набор картинок для рассказов
Часть 12 - Игра на развитие речи. Слуховое внимание, речевая память, речевой выдох
...
Часть 38 - Литература - детям ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 5+
Часть 39 - (!!!) КНИЖНАЯ СЕРИЯ - Литература - детям ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ 6+
Часть 40 - Литература детям - СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Серия сообщений "! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ":
Часть 1 - Советы родителям детей от логопедов
Часть 2 - Советы родителям от логопедов - 2
Часть 3 - 20 советов родителям от логопеда
Часть 4 - Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Часть 5 - Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы
Часть 6 - !!!!!!! ЗАНЯТИЯ С МАЛЫШОМ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ: КРАТКИЙ ПЛАН
Часть 7 - ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МАЛЫША после года
...
Часть 44 - Шпаргалки для родителей и ребят: работа над ошибками по чтению - полезные памятки - ОЧЕНЬ НУЖНОЕ - часть третья
Часть 45 - Шпаргалки для родителей и ребят: работа над ошибками по математике - полезные памятки - ОЧЕНЬ НУЖНОЕ - часть вторая
Часть 46 - Шпаргалки для родителей и ребят: работа над ошибками по русскими языку - полезные памятки - ОЧЕНЬ НУЖНОЕ - часть первая
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |