Музеи и университеты в бывших дворянских особняках для Петербурга не редкость. Однако Российский институт истории искусств – исключение. Владелец особняка сам основал институт и работал в нем директором, научным сотрудником и преподавателем. Больше того, в 1917 году граф Зубов особняк "сам у себя конфисковал", передав дворец советским властям. А потом еще восемь лет официально работал в своем институте.
В Зубовском институте изучали историю музыки, театра, словесных искусств, здесь была собрана обширная библиотека и работали лучшие исследователи. Конечно, граф не был готов отказаться от всего только потому, что к власти пришли большевики. Зубов договорился с наркомом просвещения Луначарским, что институт останется в особняке на Исаакиевской площади и продолжит исследования. Условие советской власти: перестроить работу по "марксистскому методу". На словах Зубов признавал этот метод, но как ученый следовать ему не собирался.
Институт был настоящим порождением Серебряного века. В нем открылись художественные и литературные салоны. Александр Блок, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд выступали на театральных и музыкальных вечерах. Вот, например, воспоминания Владислава Ходасевича о "святочном бале" 1921 года:
«…В огромных промерзших залах зубовского особняка на Исаакиевской площади – скудное освещение и морозный пар. В каминах чадят и тлеют сырые дрова. Весь литературный и художественный Петербург – налицо. ... И вот, с подобающим опозданием, является Гумилев под руку с дамой, дрожащей от холода в черном платье с глубоким вырезом. Прямой и надменный, во фраке, Гумилев проходит по залам. Он дрогнет от холода, но величественно и любезно раскланивается направо и налево. Беседует со знакомыми в светском тоне. Он играет в бал. Весь вид его говорит: “Ничего не произошло. Революция? Не слыхал”».
В августе 1921 года Гумилева арестовали, в 1925 году был вынужден эмигрировать Зубов. Зато Зубовский институт остается на своем месте и сегодня.
Адрес: Исаакиевская пл., д. 5; год постройки: 1870
Строгий Белый зал выполнен в традициях классицизма.
Красная гостиная.Красный зал, который также называют итальянским.
За Красной гостиной следует Зеленая гостиная. Это самый роскошный зал парадной анфилады. Зеленая (Малахитовая) гостиная, ее стиль близок к французскому рококо.
Малахита в ней почти не осталось, хотя прежде она дала бы фору знаменитому залу Зимнего дворца. Тем не менее это и сейчас самый пышный зал, где сохранились зеркала, великолепная люстра, позолота, старинные картины в затейливом обрамлении. Камин отделкой малахитом.
Малахитовая гостиная. (И малахитовый камин, как ни странно)
Библиотека (некогда бильярдная)
Фото: nastya_in_piter
Роскошная лестница в особняке П. А. Зубова
Слева и справа от парадной лестницы установлены четыре скульптуры - копии с античных образцов.
Особняк Зубова можно по праву назвать творческой «меккой» Петербурга. Здесь бывали на пышных балах А. Пушкин и П. Вяземский, читали свои стихи А. Блок и С. Есенин, проводили вечера поэты Серебряного века А. Ахматова и О. Мандельштам. В 1912 году Валентин Зубов открыл в своем доме на Исаакиевской площади первый в России Институт истории искусств, который занимаем дворец и по сей день.
МАРЬЯША7,
Валечка,еще раз с ДОБРЫМ УТРОМ!Какая же роскошь и старина...будто попадаешь совсем в другой Мир!Спасибо большое тебе,моя милая,за еще один шанс побывать и узнать Питер!Светлого благостного дня,Солнышко!!!
С добрым утром,Солнышко! (Было...по крупицам из разных источников...не легко дался.)
Институт Истории искусства...,экскурсии туда крайне редки...и Описания скупы и чаще-сумбурны) Но история...достойная!
Спасибо тебе! Желанного мира в душе и благости! БУДЬ...!