Комплекс находится рядом с одноимённым посёлком, на самой южной границе, регион зовётся,- Самцхе-Джавахети.
В очень живописном ущелье реки Куры. Ранее эти районы, были довольно плотно заселены. Остатки террас - бывшие пышные сады и огороды.
Сейчас всё заброшено.
Поселение было основано как монастырь, при Георгии 3, отце Царицы Тамары, в 1180 году.
Полагалось, что крепость перекроет ущелье для захватчиков с юга.
Город состоял из 3000 крупных пещер, не считая разных закутков. Вмещал в нужный момент до 50000 человек. К сожалению, в 13 веке сильное землетрясение обрушило передний пласт, толщиной 15 метров, и скрытые в скале помещения обнажились.
На данный момент сохранилось лишь 30% от былого величия, да и то в основном складские помещения.
Это звонница, у неё ещё был второй этаж и купол.
Чтобы попасть в Вардзию с трассы, надо перейти по мосту Куру. Справа на километр тянется горный обрыв, изрытый пещерами. Основные пещеры - в дальнем конце. Вардзия чем-то похожа на Уплисцихе, но она более вертикальна и несколько углублена в скалу, здесь надо ходить вверх-вниз и время от времени спускаться в подземелья. Спелеологи почувствуют тут себя дома, а вот людям непривычным бывает жутковато.
Прямо на территории Вардзии находится действующий монастырь, вход туда ограничен. Помимо монастыря, присутствуют действующие храмы с фресками. В Вардзии всего 15 храмов, из них крупнейшие - Успенская и Ананурская церковь. Сейчас весь комплекс окультурен, снабжен ограждениями, лесенками, и даже электрическим освещением. В одном месте даже есть родник - можно пить.
Вардзия - платный объект, но стоит всего 3 лари (в группе от 10 человек - 2 лари). За дополнительные 6 долларов можно арендовать гида - говорят, это имеет смысл.
Билеты продают внизу на ресепшене. Сразу от ресепшена начинается тропа наверх. Слева там можно увидеть несколько второстепенных гротов. Тропа выводит к небольшой башне, которая представляет собой что-то вроде парадного входа. Собственно Вардзия начинается за этой башенкой.
Башенка эта является колокольней. У неё было два этажа, но верхний не сохранился. Этой колокольни не существовало при Тамаре, как и не существовало в те годы отдельно стоящих колоколен - мода на них пришла в самом конце XIII века. Тогда было построено сразу несколько - в Гударехи, в монастыре Сапара и в армянском Ахпате. Предполагаю, что и колокольня Тирского монастыря - из той же серии. Вардзийскую колокольню строили уже после землетрясения 1283 года, уже на руинах, и её можно воспринимать как своего рода мемориал, как памятник тем страшным событиям.
От башенки посетители обычно выходят к центральному храму. он построен как бы в большом гроте, и за ним в глубине скалы находится большое свободное пространство, и там даже построен второй небольшой храм.
Храм Успения Богородицы.
Храм - смысловой центр всей Вардзии и хронологически то место, откуда всё началось. Именно с этого места пещеры потом расползлись во все стороны.
В центре крепости они вырезали место высотой 10 локтей, - писал Румлю после похода 1551 года, - и устроили церковь с четырьмя обширными помещениями и длинным притвором.
Стены изнутри и снаружи расписали золотом и лазурью и ликами идолов. Во втором помещении устроили престол и поставили золотую икону, украшенную драгоценными камнями. Вместо обоих глаз этому бездушному лику вставили два блестящих лала.
Сейчас сам храм находится как бы в глубине скалы, а снаружи видны только арки притвора. Этот притвор в прошлом был больше, но впоследствии частично обрушился. Сам храм - это большой зал с закруглением (апсидой) в восточной части.
Алтарная часть слегка приподнята, а под алтарем имеется потайной ход вниз, в секретное помещение, где предположительно хранили храмовую утварь и одеяния. Все стены храма сложены из камня, и только апсида вырублена в скале.
В храм имеется несколько входов. Западный прорублен, чтобы получился проход к роднику.
Основная культурная ценность этого храма в его фресках, которые созданы в 1184 и 1185 годах. Осознайте, что это год похода князя Игоря на половцев или же год гибели клана Тайра в Японии.
В алтарной нише изображены Богоматерь с архангелами, ниже изображены 12 первосвященников со свитками в руках. На своде храма изображены евангелические сюжеты: Благовещенье, Рождество, поврежденные Сретенье и Крещение.
На северном своде - Преображение и Воскрешение Лазаря.
На южной стороне - поврежденная сцена Входа в Иерусалим.
На западной стене храма три сцены: Вознесение, Сошествие Святого Духа и Успение Богородицы.
Самое интересное с исторической точки зрения - это изображения ктиторов (основателей храма), которые всегда помещаются на северной стене. Здесь мы имеем портрет царя Георгия и царицы Тамары. Это один из трех её портретов, еще один - в монастыре Кинцвиси и третий в монастыре Бетания.
Около портрета Тамары находилась надпись шрифтом асомтаврули, которая сейчас куда-то исчезла:
Расшифровывается так: "Царь царей всего востока, дочь Георгия, Тамар, которая да долгоденствует". Из этого текста следует, что портрет прижизненный.
Правее у портрета царя Георгия другая надпись:
Расшифровка: "Царь царей всего востока, Георгий, сын Димитрия царя царей".
Прочее.
Успенский храм и Колокольня - самые легко различимые визуально объекты. Все остальное - это множество пещер и несколько туннелей. Некоторые пещеры имеют свои условные названия, которые написаны на табличках.
Из интересного - туннель за храмом. Если добраться до северной стены храма, то там есть небольшая часовня с погребением, а сбоку - деревянная лестница. При ней сейчас висит табличка "убежище".
Поднявшись по этой лестнице (всего несколько ступеней), вы попадаете в начало узкого туннеля, который ведет высоко на верх, на несколько уровней выше храма. В целом ничего страшного, но с непривычки может быть жутковато.
Туннель выводит в одну из верхних комнат, и оттуда есть внешний спуск вниз. От начала до конца туннель - рукотворный.
В Грузии существует и еще один монастырь с названием "Вардзия". Он находится в Имеретии, немного южнее города Зестафони.