Товарищеский переулок в Москве - первый русский фарфор, художники Коровины и таинственная старообрядческая община |
Товарищеский переулок в Таганском районе Москвы. Переулок с ходом времени претерпел изменения, но здесь сохранилось немало старинных домов, которые могут рассказать увлекательные истории.
Товарищеский переулок до революции назывался Чертовым и Дурным.
В XIX веке переулок, переименованный в советское время в Товарищеский, назывался Чертовым. Этимология топонима до сих пор не установлена: то ли он так был назван из-за того, что район издревле был заселен старообрядцами, людьми неправильной веры, то ли по другим причинам.
Но известно точно, что старообрядцам, живущим в Чертовом переулке, название сильно не нравилось и обратились они с просьбой о переименовании. Что и было сделано – Чертов переулок превратился в Дурной. Не сказать, чтобы стало намного благозвучнее/ А в 1919 году Дурной переулок превратился в Товарищеский. Им он остается и по сей день.
Плоский дом на углу Таганской улицы и Товарищеского переулка.
Начнем знакомство с Товарищеским переулком с одного из трех плоских домов в Москве. Он располагается на углу Таганской улицы и Товарищеского переулка. Это доходный дом 1914 года постройки. Долгое время он стоял в лесах, но недавно был отремонтирован и вновь привлекает внимание всех, кто приезжает на Таганку.
За торговым центром «Европа», на его задворках находится один из старейших домов Таганки – палаты Гребенщиковых.
Этот особняк (палаты Гребенщиковых) - свидетель появления русского фарфора.
Палаты были возведены Афанасием Гребенщиковым на месте, где располагалась его керамическая фабрика, первая в России начавшая выпуск майоликовой посуды с росписью по сырой эмали.
В 1740-х гг Афанасий Гребенщиков вместе с сыном Иваном вел опыты по созданию фарфора и уже в 1747 году Иван открыл секрет его изготовления из гжельских глин.
Таким образом, первую в России фарфоровую массу получили практически в одно и то же время Д.И. Виноградов, соученик и товарищ М.Ломоносова, и Иван Гребенщиков.
Как это часто бывает, один оказывается удачливее другого. В нашем случае "лотерейный билет" вытянул Д. Виноградов, считающийся основоположником производства фарфора в России.
Массовый выпуск фарфоровых изделий Гребенщиковы не стали налаживать, опасаясь навлечь на себя гнев барона Черкасова, курировавшего опыты Виноградова.
Сохранившиеся образцы посуды керамической фабрики Афанасия Гребенщикова
Свой «рецепт» Гребенщиковы продали Гарднерам, которые начали производство фарфоровых изделий на заводе в Вербилках.
От завода Гребенщиковых, который располагался по правой стороне Товарищеского переулка, сейчас ничего не осталось, но зато продолжает жить их дом.
Здание, в котором в 1919 году выступал В. Ленин.
Массивное здание из красного кирпича. Сейчас в нем размещается центр коррекции и развития. Построено же оно было в конце XIX века для 5-й женской гимназии. После Октябрьского переворота его занимали командные курсы тяжелой артиллерии. Здесь в 1919 году по случаю первого выпуска командиров выступал В.И. Ленин. Благодаря этому факту здание и вошло в историю.
«15 апреля на 1-х Московских советских командных курсах тяжелой артиллерии состоялось торжество вручения курсантам знамени Рогожским районным комитетом РКП(б). На торжестве присутствовали тт. Ленин, Калинин... Снявшись вместе с курсантами, т. Ленин, провожаемый шумными аплодисментами и восторженными криками, уехал с курсов»// Газета «Правда» от 17 апреля 1919 года
С вождем пролетарской революции в Товарищеском переулке связано еще одно здание. Здесь, в бывшем работном доме, в 1918 г. Ленин выступал на московской областной конференции работниц.
А на месте, где сейчас находится двухэтажное здание, до революции действовал общероссийский центр староверов филипповского согласия — Братский двор.
Филлиповцы - религиозное течение, одна из самых строгих и закрытых ветвей старообрядчества. Подвергаясь преследованиям со стороны государства и официальной церкви, порой применяли самосожжение как средство защиты своей веры.
На этом месте до революции находился молитвенный дом московских филипповцев. Он просуществовал до 1933 года. Здание было разрушено в 1982 году; в 1990 г. были уничтожены последние здания богадельни.
Филипповская моленная в Чертовом переулке появилась в 1790-е гг. и первоначально была деревянной; а после 1812 г. была вновь выстроена в камне. Также были построены богадельня, иконописная мастерская, меднолитейная, книгописная и переплетная мастерские.
Начиная с 40-х гг. XIX века многие окрестные дома были приобретены купцами-филипповцами, в них жили последователи согласия, приезжавшие на Братский двор из других городов. Здания соединялись потайными ходами, ворота моленной были устроены таким образом, что в нее можно было войти только по одному.
Этот дом, облицованный керамическим кирпичом, был построен в 1909 году для купчихи И. А. Лаптевой. Долгое время в здании размещалась редакция журнала «Наука и религия».
В доме 9/11 в угловой квартире с 1929 по 1948 год жил Иннокентий Жуков, один из родоначальников советской пионерии.
Товарищеский переулок.
Товарищеский переулок, 20. На этом месте до революции стоял дом Ушаковой.
Следующее с виду ничем не примечательное здание в Товарищеском переулоке, может поведать историю об удивительном человеке. До 1910 г здесь стоял дом Ушаковой, в котором в течение 10 лет (с 1900 по 1910) работала мастерская знаменитого старообрядческого иконописца Якова Богатенко.
Яков Богатенко называют старообрядческим Леонардо да Винчи. Это был разносторонне одаренный человек - иконописец, реставратор, теоретик иконописи, регент хора, теоретик и исследователь знаменного пения, педагог.
Старообрядческая икона Иоанна Домоскина написанная Яковом Алексеевичем Боготенко.
Яков Алексеевич Богатенко (1880-1941)
После революции Я. Богатенко участвовал в реставрации соборов Московского Кремля, сотрудничал с этнографической секцией Государственного института музыкальной науки, где пытался создать семинар по изучению крюкового пения. В июле 1941 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, этапирован в Саратов, где скончался в тюремной больнице. Реабилитирован в 1956 году.
Заведение Я.А. Богатенко было одним из самых известных в Москве. Журнал «Златоструй» на вопрос читателя: «Какая лучшая иконописная мастерская в духе старообрядческом?», отвечал: «Можем рекомендовать как наилучшую иконопись Я.А. Богатенко, Москва, Таганка, Дурной переулок, дом 20, кв. 8. По требованию высылается полный прейскурант с расценками икон…»
Городская усадьба, здание XIX века с деревянным вторым этажом и характерными именно для Москвы наличниками.
Московские наличники.
Главный дом бывшей городской усадьбы И. Л.Силкина. Здание начала XIX века (перестраивалось в 1888—1891 годах по проекту архитектора А. В. Петрова), является объектом культурного наследия регионального значения.
Очередной, казалось бы, невзрачный дом. Но он связан с выдающимся художником Константином Коровиным и его братом Сергеем. Этот флигель в Товарищеском переулке - единственное здание, уцелевшее от дореволюционной усадьбы Коровиных.
Часто пишут, что в этом доме, принадлежавшем Михаилу Емельяновичу Коровину, родились его внуки -Константин и Сергей. На деле это не совсем так. Михаилу Коровину действительно в Рогожской слободе принадлежала обширная усадьба. И в ней действительно родились будущие знаменитые художники.
Братья Коровины, фото конца XIX века
Художник Константин Коровин (1861-1939)
Вот как описывал дом деда Константин Коровин: ««Я помню прекрасный дом деда. Огромный особняк с большим двором; сзади дома был огромный сад, который выходил на другую улицу, в Дурновский переулок... Помню большой колонный зал в стиле ампир, где наверху были балконы и ниши, в которых помещались музыканты, играющие на званых обедах»
Так что, двухэтажное здание, которое сегодня мы видим в Товарищеском переулке, это флигель, оставшийся от некогда большой усадьбы Коровиных.
В конце Товарищеского переулка находится Московский Государственный Академический Художественный Институт Им. В.И. Сурикова.
И завершим прогулку по Чертову, Дурному, Товарищескому переулку у старинной усадьбы, принадлежавшей с XVIII по начало XX века представителям старообрядческой семьи Баулиных.
Городская усадьба Баулиных была построена в конце XVIII — начале XIX вв и ее возникновение связывают с именем Федора Филипповича Баулина.
Архивные данные позволяют отследить историю ансамбля с 1806 г., когда ядро современного главного дома уже существовало. Вероятно, двухэтажное здание было отстроено после пожара в Рогожской слободе 1794 г., хотя это не исключает и чуть более ранней датировки постройки. Кладка стен ранней части выложена из кирпича с клеймом «ГД», использовавшимся в 1780–1790 гг
Главный дом городской усадьбы Баулиных.
Флигель городской усадьбы Баулиных.
Одним из последних владельцев усадьбы был купец второй гильдии Дмитрий Иванович Баулин, почётный гражданин и видный деятель Рогожской старообрядческой общины, хозяин предприятия «Торговля листовым, сортовым и другим железом Д. Баулина, Москва».
Баулины продолжали владеть участком вплоть до октября 1917 г., что было весьма необычно для Москвы, где домовладения очень часто переходили из рук в руки.
На этом прогулка по историческому Товарищескому переулку, богатому на события и имена, подошла к концу.
Рубрики: | Старые фотографии/лица из прошлого Москва/Московские старости История Фото Россия Российская Империя архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |