1588 или 1589 год - 16 апреля 1623 год.
Доменико Фетти родился в Риме.
Потомственный художник.
Его отец Пьетро Фетти также был художником и, вероятно, приехал из Феррары.
У Доменико Фетти была младшая сестра Джустина, которая позже поступила в урсулинский
монастырь в Мантуе под именем Лукрина и тоже была художницей; его брат Винченцо был
Весьма вероятно, что Доменико научился основным принципам живописи у своего отца Пьетро.
Позже, по словам Манчини, он был учеником А. Коммоди и, как известно, учился у Людовико
Чиголи в Риме, где он соприкоснулся с новейшими художественными течениями своего времени,
в том числе с работами Карраччи , Караваджо , Бароччи , Орацио Борджанни , Адама Эльсхаймера,
а также Рубенса.
Около 1607 года он, вероятно, написал восемь аллегорических сцен для Палаццо Колонна в
Загароло (ныне Палаццо Паллавичини Роспильози , Рим) для герцога Марцио Колонны – самого
важного покровителя Караваджо.
В 1610–11 работал у монахов-ораторианцев в Кьеза Нуова , а также создал портрет блаженного
Филиппо Нери для герцога Баварского.
Изображение Чуда Пятидесятницы , которое он создал в 1611 году для церкви капуцинов в Таджии
(Империя), является его единственной сохранившейся работой, датированной ( Dominius Fettus Fecit
Romae 1611).
Примерно в то же время Фетти встретил своего самого важного покровителя, кардинала Фердинандо
Гонзага , который вскоре после этого стал герцогом Мантуи.
Письмо Фердинандо от октября 1613 года кардиналу Алессандро Дамаскени Перетти ди Монтальто
показывает, что Доменико Фетти в то время учился у иезуитов в Риме.
Предположительно по поручению кардинала Монтальто живописец создал алтарный образ «Ангелы,
поклоняющиеся Мадонне» (сегодня: Художественная галерея Уолтерса , Балтимор) для капеллы
Майнарди в Сан-Лоренцо-ин-Дамазо , который он завершил в начале 1614 года. [1]
Вероятно, в 1614 году Фердинандо Гонзага вызвал Фетти в Мантую в качестве придворного художника
и преемника Рубенса, где он познакомился с венецианскими картинами Тициана, Тинторетто, Веронезе
и Бассано в первоклассных герцогских коллекциях.
Это был решающий опыт для его собственной живописи.
С тех пор он работал в основном при дворе Гонзаги и получал заказы от церквей Мантуи, таких как
Санта-Мария Джентиле и СС Тринита; Некоторые из получившихся картин сейчас находятся в музеях.
Монументальные фрески свода апсиды собора Мантуи долгое время считались работой Фетти,
но теперь после реставрации были приписаны Антонио Марии Виани.
Помощниками Доменико были его сестра Лукрина, его брат Винченцо и его отец Пьетро, а
также художник Мотта («Камилло»), уроженцы Вероны Джованни Баттиста Барка и Дионисио Герри,
а также француз Микеле Маттеи ди Боргонья.
После того, как его сестры Джулиана Фердинанда (по прозвищу Катерина) и Лукреция Виттория
(по прозвищу Бригида) вошли в монастырь Санта-Кьяра-ин-Мильярето недалеко от Мантуи в августе
1618 года, Доменико передал настоятельнице 800 скуди для их поддержки.
Среди друзей Фетти был флорентийский актер Г.Б. Андреини, посвятивший ему свою комедию
«Венециана» , которая была показана в театре Сан-Кассиано в Венеции в 1619 году . [1]
Фетти был также крупным портретистом; один только его портрет актера Франческо Андреини
( Эрмитаж , Санкт-Петербург) является одним из самых известных и важных произведений
итальянского портретного искусства 17 века.
Для родовой галереи в Палаццо Дукале в Мантуе он создал, среди прочего, 23 портрета, из которых
только портреты Франческо II Гонзаги , четвертого маркиза Мантуи (?), и Федерико II Гонзаги , первого
герцога Мантуи, сохранились (в замке Велтрусы , Чехия, и Художественно-историческом музее , Вена).
Летом 1621 года Фетти отправился в Венецию — вероятно, не в первый раз — чтобы приобрести
несколько картин по поручению герцога Фердинандо.
Наконец, 28 августа 1622 года художник совершенно внезапно и навсегда переехал в Венецию.
Причины этого разрыва не ясны на 100%, хотя он и пытался обосновать его в письме Фердинандо
Гонзаге от 10 сентября того же года.
Он пытался использовать посредников, чтобы убедить своего придворного художника вернуться
в Мантую.
В городе-лагуне Доменико Фетти был протеже сенатора Джорджо Контарини дагли Скриньи,
который также поддерживал Карло Сарачени . [1] Ходили также разговоры о создании крупной
официальной комиссии Сената.
Однако всего через несколько месяцев здоровье Доменико резко ухудшилось, и он умер 16 апреля
1623 года, в день Пасхи , в своей квартире в приходе Сан-Симеоне-Гранде в Венеции.
В Мантуе по нему были отслужены панихиды, в том же году была опубликована речь, произнесенная
Г. А. Мартинелли. Могила Доменико Фетти неизвестна.
Доменико Фетти, умерший слишком рано, был одним из самых выдающихся художников своего
времени и одним из «основателей североитальянского барокко».
В своей ранней работе он находился под влиянием своего учителя Чиголи и римских караваджистов,
а также Аннибале Карраччи.
Он следовал натуралистическому идеалу.
Уже в Риме, благодаря работам Рубенса и Бароччи, он научился непринуждённому стилю живописи,
в котором цвет был главным акцентом, в духе венецианской живописи с её мастерским использованием
цвета и света.
Несмотря на свое очень короткое пребывание в Венеции, он не только создал там некоторые из
своих величайших шедевров, но также вместе с Иоганном Лиссом и Бернардо Строцци оказал
немалое влияние на венецианскую живопись.
Художники позднего барокко и рококо, такие как Себастьяно Риччи и Джан Баттиста Пьяццетта, а также
болонский Джузеппе Мария Креспи, особенно извлекли пользу из его примера.
(с)
Других достоверных сведений о художнике у меня нет.
Но имеется восхищение его талантом и трудолюбием, позволившим Доменико Фетти за столь короткую
жизнь занять достойное место в истории изобразительного искусства.
И я решил представить его творчество своим читателям и зрителям.
Стиль: раннее барокко. Фигуративная станковая и монументальная живопись: масло, холст; фреска.
Палитра: колоритная.
Жанр: библейские и мифологические сюжеты, портрет и другое.
Важнейшее достижение художника: умение внести светскую ноту в религиозное содержание
(моё мнение).
Палитра: колоритная.
Вернисаж прилагается:
По материалам интернета.