Константин Алексеевич Коровин. Пейзажи |
5 декабря 1861 года родился великий русский импрессионист, педагог, блестящий театральный художник, изумительный писатель Константин Алексеевич Коровин.
«...И, думал я, зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки. Там надо жить. Как глупо. Дивные реки России - какая красота. Какие дали, какие вечера, утро какое. Заря всегда сменяется, все для людей. Там надо жить. Сколько простора. А они - вот тут... где помойные ямы на дворах, все какие-то злые, озабоченные, все ищут денег да цепей, сказал я, вспомнив «Цыган» Пушкина. А я так любил Пушкина, что плакал, читая его. Он же всё сказал и сказал правду...»
Константин Алексеевич Коровин. «Моя жизнь». 1935
"Настурции". 1888
Полвека назад творчество Коровина было для нас, начинающих, настоящим откровением. Пожалуй, даже из всех пленивших нас русских художников он да Левитан открыли нам глаза на то, чем может быть живопись, освобожденная от указок академии. Я с товарищами были еще сущими юнцами-гимназистами, когда на Передвижной выставке впервые нас поразили картины этих двух художников, которых широкая публика не желала признавать. “Кому нужна эта некрасивая барышня, стоящая среди березовых стволов, или эти три ничего не выражающие девицы, позирующие перед каким-то пастушком?” — с недоумением спрашивали себя посетители Передвижной, пришедшиепоучиться жизни у Владимира Маковского и его товарищей. Александр Бенуа
«Ручей». Конец 1890-х
Картины Коровина, в которых художник добивался одной только красивой красочности, естественно, должны были смущать таких “калек вкуса”. Этому способствовала еще и самая живопись Коровина — дерзко небрежная, казавшаяся многим грубой и просто неумелой. Никто в широкой публике и даже среди специалистов не подозревал, что и живопись и краски в этих картинах отличаются высокими достоинствами и что автор ихподлинный живописец, мало того — большой и редкостный “гурман” живописи. [Гурманом в живописи называет Коровина Грабарь.] Александр Бенуа
«Хозяйка (Женщина с вином)». 1897
"Все в нем жило, копошилось, цвело и процветало. Костя был из того типа художников, которые неотразимо действовали на воображение - он влюблял в себя налево и направо, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное.
Все его качества покрывались его особым, дивным талантом живописца. Легко и жизнерадостно проходил Костя школьный, а потом и житейский путь свой. Везло Косте, и он, беззаботно порхая, срывал цветы удовольствия. То его увозило аристократическое семейство куда-нибудь в старую усадьбу на Волгу, в глушь, и там он пленял всех, от чопорных старух до тургеневских дворянских девушек, рассказывая, умирая, про какую-то несчастную судьбу свою.
То писал великолепные этюды и говорил так красиво, увлекательно об искусстве. То летними сумерками катался с барышнями на лодке и так прекрасно, с таким чувством пел." Из воспоминаний Нестерова
"Осенний пейзаж". 1909
"Так проходили счастливые дни Кости, дни «юного бога». Побыл он в Училище живописи и в ненужной ему Академии. Вернулся в Москву, понравился великолепному Савве Мамонтову и стал писать для его оперы превосходные декорации. Был приятелем всех театральных знаменитостей, всех этих Бевиньяни, братьев д'Андраде, Ван-Занд. Отлично имитировал Мазини. Кордебалет и хор поголовно были влюблены в Костю, а за кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя»... И было так, пока одна из хористок не стала его женой, так было и после того..." Из воспоминаний Нестерова.
"Зимой". 1914
“Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты.... Краски, могут быть праздником глаза... Глаза говорят Вашей душе — радость, наслаждение... Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы”.
Коровин
"Весна". 1917
“Необычайно эмоциональный, — писал о Константине Коровине его ученик Иогансон, — нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск... или ночные огни Парижа... Во всем он находил поэзию правды живописи... Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника”.
«Пейзаж с изгородью». 1919
В последние годы жизни Константин Коровин плодотворно работал в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии. О его творчестве прекрасно сказал Юон: “Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира”.
«Зимний пейзаж (Русская зима)». 1927
Было это в Нижнем Новгороде, в конце прошлого столетия, когда мне везло на знакомства. Служа в опере, я встретил там Мамонтова и много других замечательных людей, оказавших впоследствии большое и благотворное влияние на мое художественное развитие. Был обед у госпожи Винтер, сестры известной в то время певицы Любатович, певшей вместе со мною в мамонтовской опере. За столом, между русскими актерами, певцами и музыкантами, сидел замечательный красавец француз, привлекший мое внимание. Брюнет с выразительными, острыми глазами под хорошо начерченными бровями, с небрежной прической и с удивительно эффектной шелково-волнистой бородкой в стиле Генриха IV.
“Какое прекрасное лицо! — подумал я. — Должно быть, какой-нибудь значительный человек приехал на выставку из Франции”. За столом он сидел довольно далеко от меня и о чем-то беседовал со своей соседкой. Речи его мне не было слышно. И вот в тот момент, когда я хотел спросить, кто этот интересный француз, я услышал, как настоящим российским диалектом он обратился к кому-то с просьбой передать ему горчицу. Удивился и обрадовался я, что этакий красивый человек тоже вдруг русский.
— Кто это? — спросил я.
— Да это Коровин, Константин Алексеевич, русский талантливейший художник.
Помню, как я к концу обеда с кем-то поменялся местом и сел ближе к заинтересовавшему меня гостю. Вот с этого вечера и до сих пор, а именно тридцать пять лет, продолжается наша ничем не омраченная дружба.
Воспоминания Фёдора Шаляпина о Константине Коровине
"И вообще в живописи Коровина есть особая музыкальность, свой живописный красочный ритм." Герасимов С. В.
Русский художник Константин Алексеевич Коровин
Художник Константин Алексеевич Коровин и театр
Константин Коровин (1861-1939). Рассказы и воспоминания
"Воспоминания о Федоре Шаляпине". Константин Алексеевич Коровин
Рубрики: | живопись, графика, акварель/Пейзаж |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |