В центре Москвы, на Воздвиженке, стоит поистине волшебный дом. Один из самых красивых московских особняков, постройки конца XIX века.
Арсений – младший сын Абрама Абрамовича Морозова, потомка Саввы Морозова, и его жены Варвары, урожденной Хлудовой. Абрам Абрамович умер рано, оставив молодой жене троих детей, огромное состояние, ткацкую мануфактуру в Твери, а также распоряжение лишить всего наследства, если она второй раз выйдет замуж.
Варвара Алексеевна
Замуж Варвара Алексеевна не вышла, ткацким производством управляла очень грамотно и успешно, состояние преумножила, занималась благотворительностью, и вообще дама была во всех отношениях весьма достойная, но, разумеется, властная.
Арсений Морозов
Сыновья у нее уродились прямо по русским народным сказкам – двое умных, а третий дурак. Старшие занимались делом, стали известными в Москве меценатами и коллекционерами. Младший – пил да гулял.
В начале 90-х годов позапрошлого века Арсений Морозов, двоюродный племянник Саввы Тимофеевича Морозова, получил в подарок от матери Варвары Алексеевны участок земли неподалеку от Кремля с небольшим особняком.
дворец Пена в Португалии
В начале 1890-х годов он совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино
Строительство здания велось в 1894-1899 годах по проекту архитектора В.А. Мазырина. В течение пяти лет проект неоднократно менялся, в него вносились изменения и переделки, совмещающие черты средневековья с мотивами позднего Ренессанса.
Более всего были переработаны фасады, в которых появились экзотические для Москвы того времени мотивы элементы "мавританской архитектуры". В 1899 году строительство уникального здания было закончено.
Мечта Арсения Морозова исполнилась: ничего похожего Москва еще не видывала. 1900-й год он встречал в своем новом доме, а москвичи любовались диковинным зданием. Спорили, ругали и хозяина, и автора, восхищались - равнодушных не было.
Дом Арсения Морозова на Воздвиженке. 1905-1906 годы.
Крупный объём дома – ассиметричен и повёрнут к улице монументальной аркой, исполняющей роль въездных ворот крепости. Дополняют ансамбль ворот круглые башенки с зубчатыми узорными завершениями. Практически все каменные элементы декора, сделаны крупными и зачастую даже гротескными.
Интересно решён декор обрамления окон внутренней лестницы на левом боковом фасаде и необычное исполнение стен башен. Мозаика внутреннего дворика, выполненная в античном стиле ещё в 1898 году, также сохранилась до настоящего времени.
Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях, ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит.
В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.
Кроме того, cтены декорированы "корабельными канатами", завязанными в морские узлы – символ удачи в Португалии, главный вход сделан в виде подковы – символ удачи в России, а над ним – прикованный цепью дракон, чей символ удачи, не помню, но тоже чей-то. Теперь Арсений был уверен, что удача от него никуда не денется.
Дом вызывал недоумение и даже насмешки. Все залы особняка были решены в разных стилях – не было повторяющихся, даже похожих, как и потребовал Морозов изначально. Впрочем, от гостей отбою не было. Дом на Воздвиженке славился шикарными банкетами, которые устраивал хозяин, гостей собиралось столько, что "дамскому вееру было негде упасть". Арсений мог пригласить на банкет целый кавалерийский полк, а однажды заходивших встречало чучело медведя, в лапах у которого был серебряный поднос, полный черной икры.
Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.
Хозяин дома, Арсений Абрамович Морозов, пировал в Рыцарском зале, в ампирном Золотом проходили балы, а будуар супруги был выполнен в стиле барокко. По дому бродила ручная рысь, а в укромных уголках "жили" чучела кабанов, лисиц и волков и повсюду - медвежьи шкуры: хозяин-охотник убил за свою жизнь 82 огромных зверя.
Убранство парадных залов дома восхищает не меньше, чем оригинальность его внешнего убранства. От главного входа со стороны Воздвиженки через двойные двери с тамбуром открывается перспектива вестибюля, заканчивающаяся расписным камином с живописным, упирающимся в потолок зеркалом. Сам потолок украшен расписными балками, опирающимися на кронштейны в виде голов оленей, кабанов, медведей и других зверей.
Стены по всему периметру на высоту, превышающую человеческий рост, украшены филенчатыми дубовыми панелями, завершающимися вверху резным фризом из гроздьев и листьев винограда. На панелях укреплены светильники в виде руки в рыцарских доспехах, держащей канделябр. Из вестибюля в парадные залы ведут три двери, крайняя правая открывается в самый роскошный из них - гостиную. Из полутемного коридора открывается перспектива залов. Их убранство должно было поражать своей роскошью и поэтому строилось на контрасте.
Умер Арсений Морозов в 35 лет нелепо, по собственной глупости. В 1908 году в Твери на банкете после местных выборов речь зашла о силе воли, и он пытался доказать присутствовавшим, что настоящий мужчина может преодолеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.
Леон Манташев
Согласно завещанию Морозова, наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная — Нина Александровна Коншина. Законная супруга Морозова, Вера Сергеевна, с которой он не жил с 1902 года, пыталась это завещание оспорить, но даже старания лучших московских юристов не увенчались успехом и во владение домом вступила Н. Коншина, которая тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву.
После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов. Так, с 1918 по 1928 годы в нем размещался Пролеткульт и его театр. В доме при театре жили такие поэты как : Сергей Есенин и Сергей Клычков, в этом театре ставил свои спектакли знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн.
Особняк Морозова в день похорон Фрунзе 20 ноября 1925 года
Затем дворец передали в ведение Наркомата иностранных дел, и начиная с 1928 по 1959 год здесь располагались посольства разных стран Японии, Великобритании и Индии. С 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты "Британский союзник"
После 1959 года до конца 1990-ых здесь находился Дом дружбы с народами зарубежных стран. В настоящее время здесь находится Дом приемов Правительства Российской Федерации, он открылся в 2006 году после масштабной реконструкции здания и реставрации внутренних помещений дворца. Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.
Дом Морозова - один из знаменитых особняков конца 19 в. За более чем вековое существование дома произошло изменение вкусов и представлений о прекрасном, теперь этот образчик странной для современников архитектуры воспринимается как нечто замечательное и даже чудесное.
Найти фото внутреннего интерьера так и не удалось, сделать фото тоже, так как попасть туда не очень легко, только в дни культурного наследия, и то по записи... Хотя в последние несколько лет это стало совсем невозможно.
блог Сударушки
|
|
|