Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 14 | Звенигород. Городок. Собор Успения Пресвятой Богородицы |
28 марта 2009 г. Фотопрогулка по г. Звенигород (Московская область, Одинцовский район) от КЦ им. Л. Орловой до скита преп. Саввы и обратно.
<…>В 1390-е гг. начинается строительство собора Успения Богородицы. Храм возводится как домовый для княжеской семьи с хорами над западным входом, на которых во время службы находился князь. В храме был устроен придел св. великомученика Георгия — небесного покровителя князя. Это единственное уцелевшее здание от тесной когда-то застройки площади Городка являлось архитектурным и оборонительным центром звенигородского кремля. Сегодня Успенский собор — один из немногих сохранившихся памятников раннемосковского зодчества (XIV — первой четверти XV вв.), тесно связанных с традициями архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Это сказывается и в технике возведения стен, и в конструкции. Стены собора сложены с наружной и внутренней стороны из правильных хорошо обтёсанных квадров известняка, а промежуток между ними заполнен обломками известняка, туфа или булыжника и залит известковым раствором. Белый камень для строительства звенигородских соборов добывали недалеко от Звенигорода, рядом с селом Хотяжи, откуда сплавляли его по Москве-реке. По своему типу Звенигородский собор ближе всего примыкает к владимирским храмам XII в. — церкви Покрова на Нерли и Дмитриевскому собору во Владимире. Это кубической формы одноглавый четырёхстолпный храм с тремя выступами-апсидами с востока. Уникальность его архитектуры — в идеально найденных пропорциях, стройности, устремлённости ввысь, богатстве декора. Непосредственным предшественником храма называют церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, построенную в 1393 г. великой княгиней Евдокией, женой князя Дмитрия Донского. До наших дней сохранилась только нижняя часть этой церкви, обстроенной Большим Кремлёвским дворцом. Юрий с братьями Василием, Андреем, Петром и Константином присутствовал на освящении этого храма митрополитом Киприаном. Белокаменная кладка церкви Рождества, формы портала, окон и детали декора свидетельствуют о том, что именно этот храм взяли за образец приглашенные Юрием в Звенигород зодчие. Размеры Успенского собора гармоничны не только сами по себе, храм идеально вписан в окружающий ландшафт, согласуясь с небольшой территорией Городка. Наружный декор храма изящен: западный, южный и северный фасады украшены тонкими полуколонками с резными капителями. Полуколонки протянуты и по апсидам и углам храма. В храм ведут три перспективно углубляющихся портала, украшенные на половине высоты «дыньками». Узкие щелевидные окна (часть из них растесана) прорезали апсиды и верхнюю половину фасадов храма. В средней части западной стены находится окошечко в виде розетки с верхним килевидным лепестком. Оно освещает хоры. Такое же, но меньшее по размерам, окно устроено в нижней части западной стены, освещая внутристенную лестницу. Несомненно, в Звенигороде работали талантливые зодчие и строители. Опираясь на многовековые традиции, они применили интересное конструктивное решение интерьера. При строгой симметрии трёх фасадов был увеличен вынос апсид и сдвинуты к востоку два восточных столпа. Средние продольный и поперечный нефы из-за этого стали шире боковых, что увеличило внутреннее пространство храма. Барабан был также смещён к востоку, что восстанавливало равновесие масс в облике храма. Тщательность белокаменной кладки, ювелирная отделка орнаментальных украшений собора свидетельствуют о высоком уровне строительной техники того времени. По трём фасадам собора приблизительно на половине высоты стен проложен трёхчастный орнаментальный пояс. Чтобы сохранить пояс от осадков, придумана интересная конструкция: верхняя полоса с полочкой — отливом для воды — выступает вперёд, а две нижние углубляются, образуя ступеньки. Пояс хорошо сохранился и до сих пор ясно читается на белой глади стен. Зодчие украсили резным двухчастным орнаментом и верх апсид, и барабан под куполом. Мастера высекали орнамент не на отдельных блоках камня, как во владимиро-суздальских храмах, а прямо на стенах, отчего рисунок имеет вид непрерывного плетения, выполненного как бы на одной каменной полосе. Различная ширина ветвей в разных полосах орнамента создаёт тонко продуманную игру светотени: в средней — ветви и цветы крупнее, а рисунок проще, в верхней и нижней — рисунок более тонкий, с изысканно переплетёнными ветвями и цветами. К сожалению, в XVIII в. позакомарное покрытие храма, подчёркивавшее его устремленность ввысь, было заменено плоской четырёхскатной крышей, сохранившейся до наших дней. Для украшения собора фресками и написания иконостаса в Звенигород были приглашены выдающиеся живописцы. К сожалению, письменных свидетельств об этом не сохранилось, но о высоком художественном уровне живописи в соборе свидетельствуют фрагменты фресок начала XV в., позже закрытые иконастасом. Они были обнаружены ещё в XIX в. на западных плоскостях восточных столпов. В 1918 г. Комиссией по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством И. Э. Грабаря были проведены работы по разборке иконостаса, промывке и укреплению древних изображений. Сейчас эти фрагменты открыты и видны любому посетителю собора. В верхней части столпов в кругах изображены полуфигуры святых Флора и Лавра, в средней части — Голгофские, или Поклонные, кресты. Нижние части столпов заняты композициями: на левом — явление Ангела св. Пахомию Великому, на правом — беседа преподобного Варлаама с индийским царевичем Иоасафом. Авторство древних фресок Успенского собора приписывают знаменитому иконописцу — преподобному Андрею Рублёву. Об этих росписях академик И. Э. Грабарь сказал: «Кто хочет получить представление о фресках начала XV века, должен ехать отныне в Звенигород». Выбор изображений не является случайным. Известно, что в день святых Флора и Лавра (18 августа) преподобный Сергий Радонежский, крёстный отец звенигородского князя, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Композиция «Явление ангела св. Пахомию» рассказывает о том, как создателю многих египетских монастырей отшельнику Пахомию явился ангел в одежде схимника. В руке у него — свиток. Ангел указывает правой рукой на куколь как на образец облачения, которое должны носить монахи, принявшие великую схиму. Перед ангелом стоит Пахомий в рубище, со скрещенными на груди руками. Вторая сцена изображает преподобного Варлаама, беседующего с царевичем Иоасафом об истинах христианской веры. Эти изображения в иносказательной форме напоминают нам, что по желанию князя недалеко от города преподобным Саввой был основан новый монастырь с общежительным уставом. В начале XIX в. почти вся древняя штукатурка с росписью была сбита и собор расписали заново. После первых реставрационных работ 1918 г., работы по укреплению штукатурного и красочного слоя на столпах проводились Д.Е. Брягиным в начале 1960-х гг., а в 1969-72 гг. и 1983 г. были проведены фундаментальные реставрационные работы под руководством В.В. Филатова. В Успенском соборе не было каменной алтарной преграды. Возможно, царские врата и иконы иконостаса располагались между столпами. В начале XVII в. храм был разграблен во время польско-литовской интервенции. Ничего из древнего убранства интерьера и предметов ризницы не сохранилось. В 1918 г. художником-реставратором Г.О. Чириковым были обнаружены три иконы, сейчас известные как «Звенигородский чин». Происходили они из, предположительно, семифигурного деисусного чина кисти преподобного Андрея Рублёва. Иконы были вывезены в Москву, отреставрированы и позже переданы в Государственную Третьяковскую галерею. Это знаменитые иконы «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Сейчас в храме находится пятиярусный иконостас, большая часть икон которого относится ко второй половине XVII в. В наше время при храме можно видеть двухпролётную двухъярусную кирпичную колокольню. Она была выстроена в начале XIX в. на месте ветхой деревянной. Собор был закрыт в середине 1930-х гг., а открыт вновь в апреле 1946 г. Когда в феврале 1995 г. была возобновлена монашеская жизнь в Саввино-Сторожевском монастыре, Успенский собор стал подворьем обители. Первые службы в монастырском Рождественском соборе были проведены настоятелем Успенского храма архимандритом Иеронимом (Карповым) <…>До середины XX в. Успенский собор не имел отопления. В 1893 г. было решено построить рядом с храмом теплую деревянную Богоявленскую церковь. Её возвели за 4 месяца и 30 декабря храм был освящён епископом Можайским Тихоном. С этого времени в Успенском соборе службы совершались только летом. К сожалению, деревянный храм XIX в. погиб в довоенное время. В наши дни было решено восстановить храм на месте деревянной церкви. 22 февраля 2003 г. состоялось освящение нового, уже каменного храма Богоявления Господня наместником Саввино-Сторожевского монастыря архимандритом Феоктистом. Рядом с алтарём нового храма восстановлены кресты на могилах похороненных здесь священнослужителей.<…>
200. Вид на собор Успения Богородицы с улицы Городок. 201. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Юго-западный фасад с белокаменным орнаментальным поясом. 202. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Юго-западный фасад. Табличка «Памятник архитектуры Звенигородский Успенский собор что на Городке». 203. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (XIX в.). 204. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (XIX в.). Справа, на северо-западном фасаде собора - окно в виде розетки. 205. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Юго-западный фасад. Парадный вход в собор. 206. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Табличка «Здесь хранится обращение звенигородцев к потомкам 2039 г.» на южном фасаде колокольни. 207. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Вход в собор, расположенный под звонницей. 208. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Северо-западный и северо-восточный фасады. 209. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (XIX в.). 210. Собор Успения Пресвятой Богородицы - северо-западный фасад. Колокольня. 211. Собор Успения Пресвятой Богородицы с колокольней (XIX в.). Северо-восточный фасад. 212. Колокольня (XIX в.) собора Успения Пресвятой Богородицы. 213. Купол собора Успения Пресвятой Богородицы. 214. Храм Богоявления Господня. Вид c ул. Городок. 215. Храм Богоявления Господня. Вид от ул. Городок. 216. Храм Богоявления Господня. Виды с северной стороны. 217. … 218. Келейный корпус с Воскресной школой - улица Городок, д. 2. |
Серия сообщений "Прогулка по Звенигороду 28.03.2009":HDR-версии фотографий с прогулки по Звенигороду 28 марта 2009 года.Часть 1 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 1 | Звенигород. Московская улица - от ул. Ленина до ул. Чехова.
Часть 2 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 2 | Звенигород. Улица Фрунзе — Ратехинское шоссе
...
Часть 12 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 12 | Звенигород. Скит Преподобного Саввы
Часть 13 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 13 | Звенигород. Ратехинское шоссе - Городок
Часть 14 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 14 | Звенигород. Городок. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Часть 15 - Фото (HDR+TM) | 28.03.2009 г., ч. 15 | Звенигород. От Городка до Украинской улицы
Рубрики: | Фотоблог: Московская область/Московская область: городаФотопрогулки по городским округам и городским поселениям Московской области. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |