-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Sema_Kudryavtsev

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.05.2013
Записей: 18
Комментариев: 0
Написано: 123


Штандарт-алам

Четверг, 20 Июня 2013 г. 15:42 + в цитатник
Представляет собой двустороннюю плоскую резную пластину с ажурным симметричным изображением правой и левой частей. В нижней части — две профильные фигуры соколов, соприкасающихся спинами и отвернувшихся друг от друга. В зашеек им упираются хвостами две размещенные вертикально над ними рыбы, они соприкасаются вплотную животами так, что их контур образует еще одну, единую рыбу. Вся композиция увенчана трезубцем, напоминающим также форму одного из аламов. Резным контуром обозначены крылья и строение хвоста соколов, чешуя и глаза рыб. Острые плавники и соколиные лапы переданы припаянными цельными пластинками. В ажурный геометрический орнамент, заполняющий контуры туловищ рыб и соколов, вписаны арабской вязью краткие тексты заклинаний, повторяющиеся в зеркальной симметрии. Но каждое такое заклинание не соответствует отдельному определенному каллиграфическому отрезку, а отдельные его слова, словно ребусы, разбросаны в разных направлениях, в разных частях композиции — по горизонтали, диагонали, вертикали. В последнем случае они могут быть написаны как сверху вниз, так и снизу вверх.

Пока удается прочитать только отдельные имена — «Аллах», «Мухаммад», «Али» (перевод и работа с текстом Д. О. Васильевой).

Штандарт в виде профильного изображения боевого сокола — не самая распространенная форма штандартов алам. Похожий тип штандарта XVII в. хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Zebrowski 1997, pl. 485), но он состоит из ажурной фигурки одного сокола в отличие от эрмитажного варианта, на котором представлена искусная композиция. Резные изделия из позолоченной меди характерны именно для прикладного искусства Декана (Zebrowski 1997, p. 332). Шиитские молитвы в декоре штандарта, как и симметричность самой композиции и ее декора, и главное, зеркальный характер расположения надписей — а для деканской каллиграфии характерна именно зеркальность каллиграфического орнамента (Zebrowski 1997, pl. 331) — позволяют считать Декан местом производства эрмитажного экспоната. Тонкий характер работы позволяет предположить, что по времени создания он ненамного отстает от английского образца.

Штандарт поступил в Эрмитаж из коллекции известного русского художника XIX в. В. В. Верещагина (1842—1904), который приобрел его во время одного из своих путешествий в Индию.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку