-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кудряшка_Сью

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 19537


пушкин, фрейд и я

Суббота, 07 Июня 2008 г. 11:39 + в цитатник
Не знаю, была ли очередная шумиха в российских СМИ по поводу дня рождения Александра Сергеича, но даже если и была, меня извиняет то, что я задумалась об этом еще зимой. А написать вот сподобилась только сейчас.

Если и есть имя, которое никак не сопоставляется с именем Пушкина, не может находиться с ним в одном ассоциативном ряду, не "помещается" рядом с ним, вбирая в себя все то, чего у Пушкина нет, то это имя Фрейда.

Там, где Пушкин апеллирует к простым и ясным "мудростям" типа "пора пришла - она влюбилась", - там Фрейд извлекает из каких-то темных и сонных недр "истинные" мотивы.

Там, где Пушкин с античной точностью, коротко и холодно диагностирует человечество ("о люди! все похожи вы..."), - там Фрейд отыскивает в истории человечества самые затемненные, коварные сюжеты, накладывая их, как трафарет, на рисунок психики человека.

Там, где Пушкин обращается к типизации, одним взмахом кисти рисуя точнейший портрет-шарж ("и всех выше и нос и плечи поднимал вошедший с нею генерал"), давая начало изысканной традиции русской литературы (ср. у Лермонтова: "усы, дискант - и мутный взгляд"), - там Фрейд длинно и многословно копается в анамнезе, пытаясь выстроить личную, единственную картину человека, реконструировать то неповторимое, что отличает одного от другого, даже если эти двое похожи, как питерские братки 90-х.

Там, где Пушкин поклоняется свободе, ставя ее выше любви, счастья и даже долга, - там Фрейд в принципе отменяет категорию свободы, создавая мир, в котором человек неизменно зависим от первых детских впечатлений и является программируемой игрушкой.

Там, где Пушкин интериоризирует высокие культурные образцы повседневного поведения ("ты знаешь, как я не люблю всего, что vulgar"), там Фрейд заявляет, что современная культура повседневности - источник неврозов.

Там, где Пушкин стремится к свету, - там Фрейд спускается в темноту.

Там, где у Пушкина "мир прост", и надо просто жить по чести, - там у Фрейда "мир сложен", и надо разобраться в себе и в мире.

Охохонюшки-хохо.

Но при этом эти имена не противопоставляются друг другу, не являются антонимами, а находятся в настолько разных культурных парадигмах, что не могут быть сопоставлены даже с приставкой "противо-".

И при этом за каждым - правда.

И я подумала, что мир, созданный Фрейдом, мир, в котором западный мир прожил почти весь 20 век, - в этот мир Россия пропуска не получила. Образцом мира для России до сих пор остается пушкинский мир - светлый, ясный, понятный. Я отнюдь не хочу сказать, что Россия стремится жить светло и ясно (хаха три раза), а хочу я сказать, что большая культурная парадигма (сверх-парадигма), в которой возникают, развиваются и умирают различные российские культуры, - она не соприкасается с культурной парадигмой западного мира примерно так же, как несопоставимы Пушкин и Фрейд.

Фрейдовский мир, в котором категория бессознательного стала проявителем для категории сознательного - то есть оттенила, выделила сознательное в отдельную категорию, - этот мир для России пока терра инкогнита. Россия продолжает жить, обращаясь в своей культуре к таким образцам, в которых бессознательного, темного, загадочного, ожидающего разгадки, - нет. Оттого и "русское сознательное" (термин мой - КС) становится не до конца ясным, поскольку не выделяется в отдельную акт-категорию. Оттого и акты, имеющие отчетливо "российский" характер (Октябрьская революция, например, или целина, или дачное безумие 70-х, или ельцинские реформы), являются мутными, туманными, иррациональными, невротическими по сути.

Страна не рефлексирует, не лечится, не обращается к сложным конструкциям типа "оно - я - сверх-я" - куда там! В парадигматике ее мышления подобные вещи просто отсутствуют. Нельзя надеть серое платье с бирюзовыми туфлями, если у тебя нет бирюзовых туфель. Разобраться в своих мотивах можно только тогда, когда знаешь слово "мотив". Вылечить невроз можно только методом свободных ассоциаций, вытолкнув из подсознания демонов, мешающих жить светло, ясно и чисто.

(Я намеренно оперирую только именем Фрейда и его терминами, потому что как бы далеко ни ушел от Фрейда современный психоанализ, аксиоматически он остался в конструкции, созданной Фрейдом.)

Получается замкнутый круг - отсутствие категории бессознательного препятствует рефлексии, препятствует излечению от глубокого невроза, оттого остается недостижим высокий пушкинский образец, оттого развивается очередной невроз.

(Я намеренно говорю "пушкинский", хотя прекрасно понимаю, что подавляющее большинство российского населения Пушкина "проходили" в школе и не более, но дело не в том, читают ли сейчас Пушкина или нет, а в том, что его имя прекрасно подходит для олицетворения российской культурной доминанты - "мир прост".)

Таким образом, прячась от сложности мира в очередной "национальный проект", придумывая тысячи слов для обозначения своего "особого пути", Россия все дальше уходит от Запада - но не на Восток, как этого можно было бы ожидать, а в прошлое. Неврастеник живет в своем прошлом, его поведение определяют случайности, которые когда-то запрограммировали его не любить, например, кошек. Излечение неврастеника - открытие ему пути в будущее, пути создания собственной биографии, осознанной и рациональной. Именно этого не хватает российской культуре. Именно поэтому таким чужим чувствует себя интеллигент среди российского народа - "дикие люди", в ужасе шепчет он про себя, разглядывая толпу, несущуюся голосовать за Медведева (например). Ясен пень, дикие.

Правда Пушкина возможна теперь только после того, как будет понята правда Фрейда. Жить "по Пушкину" - свободно, честно и пр - возможно только после победы над бесами. Нужны 80 лет Фрейда, чтобы Пушкин стал хотя бы возможен.

Вот такая вот загогулина.
Рубрики:  курлы

bzha   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 12:51 (ссылка)
А как насчет того,что сам Пушкин жил жизнью бесчестной,был вульгарен и подл в отношении с женщинами...
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 12:55 (ссылка)
Насчет этого убейтесь тапком-с.
Ответить С цитатой В цитатник
bzha   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 15:02 (ссылка)
Нечего сказать в ответ,это было и так понятно. Вот Раневская по этому поводу четко излагала свою позицию.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 15:40 (ссылка)
Бжа, а вот если вам сразу было понятно, что я в ответ ничего не скажу, то зачем вы задавали вопрос?
Ответить С цитатой В цитатник
bzha   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 15:47 (ссылка)
Потому что поразила некая однобокость восприятия этих двух несомненно гениальных творцов, и промолчать здесь было сложно. Естественно,что Пушкина читали все мы,вряд ли найдется сегодня человек,не знакомый с его творчеством. А что читали Вы Фрейда?
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 15:49 (ссылка)
(закрыла глаза, снова открыла - пост Бжи остался прежним)

Бжа, дорогая, давайте по-хорошему договоримся - я не буду взрывать мозг вам, а вы мне, ОК?

(про творцов в моем тексте нет ни слова, я анализирую исключительно парадигматику мировосприятия, символизированную в именах)
Ответить С цитатой В цитатник
bzha   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 15:59 (ссылка)
Кудряшка Сью,всегда и с большим удовольствием читаю Вас,посему мозг оставим в покое,а Вам по-прежнему большой респект,что в любом случае не оставляете равнодушными своими постами.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 16:08 (ссылка)
А зачем посты удаляем? ай-яй-яй. Запрещу-ка я это в настройках.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 16:10 (ссылка)
Сцуко. В настройках есть только "запретить удалять И редактировать". Я хотела редактирование оставить, а удаление запретить. Пришлось запретить все нахуй. Ну ладно, посмотрим, как оно так будет, а там решим.
Ответить С цитатой В цитатник
Breadseed   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 16:50 (ссылка)
Скажу честно, что многое из написанного в посте мне показалось мутным и отчасти притянутым за уши, но главное - сопоставление Европы (Запада) и России через миры Пушкина и Фрейда мне показалось интересным. В этом что-то есть здравое. Насчёт того, что: "Нужны 80 лет Фрейда, чтобы Пушкин стал хотя бы возможен", - могу заметить только то, что это звучит так, будто Запад мир Пушкина в свою очередь понял либо перед Фрейдом, либо сразу после него. На мой взгляд, Ни Западу, ни Евразии, ни Востоку, ни Африке, ни Латинской Америке (может, кого и забыл) никогда не сойтись в мировосприятии. Пока есть эти континенты, всегда будет и несходство.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 17:24 (ссылка)
Исходное сообщение Breadseed
Насчёт того, что: "Нужны 80 лет Фрейда, чтобы Пушкин стал хотя бы возможен", - могу заметить только то, что это звучит так, будто Запад мир Пушкина в свою очередь понял либо перед Фрейдом, либо сразу после него.


Я имела в виду, что пушкинский мир - свободный, честный, прогрессивный, осознанный, рациональный - сформировался как общественная цель (ориентир) на Западе (не только в Европе, Северная Америка тоже считается) после того, как были мучительно проработаны неврозы и комплексы прошлого - отгремела Вторая Мировая и процессы, с ней связанные (Женевская конвенция и пр), отбурлило движение за гражданские права, отыграла сексуальная революция и пр.

То есть я абсолютно уверена, что перечисленные мной общественные процессы - это реальная работа общественного сознания над своим подсознанием, результаты общественной рефлексии и общественной же дискуссии. Пусть это звучит мутно и отчасти притянуто за уши. И даже бредово пусть звучит - мне нравится все равно ))))

Таким образом, пушкинский мир (подчеркиваю - в качестве ориентира) на Западе является хотя бы возможным. Не важно, достижим он или нет, этот антично-христианский идеал бытия. Важно, что от классического сознания, которое видит мир простым, Запад пришел к видению мира как сложной результирующей, и пришел/прОшел через Фрейда, через, скажем так, пространство фрейдовской конструкции, в центре которой - человеческая личность как объект. И после прохождения этого уровня волшебным образом стал возможным пушкинский мир, в центре которого - личность как субъект.

Снова мутно, да?

В общем, по мне получается, что пушкинский мир стал возможным (обрел новую правду, стал ориентиром) на Западе не ранее 70-80х годов прошлого века. В России же, несмотря на то, что он им как бы остается, он невозможен, разрыв между ним и реальностью слишком огромен, потому что человек в России вообще не осознается. Не пройден фрейдовский этап.
Ответить С цитатой В цитатник
Breadseed   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 18:15 (ссылка)
Вы правы, всё мутно как-то (уж простите), но чувство юмора мне у Вас нравится, это точно :-)

Если же быть до конца серьёзным, мне кажется, что в Вашей логической цепочке аргументы логически не связаны, хоть - повторяю - здравое зерно в Вашей мысли явно есть.

Да, забыл сказать, что от Вашего поста про серый цвет я просто в восторге!
Ответить С цитатой В цитатник
Субурбанит   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 18:20 (ссылка)
Интересный пост, умный. Правда, от пушкинской простоты Россия отказалась еще при Достоевском и Чехове - большие были любители отсношать мозг, и вслед за ними поколение за поколением продолжало задавать идиотские вопросы типа "тварь я дрожащая или право имею?" Пока, наконец, в 1917-ом не появились люди, нашедшие правильный (для них) ответ.
Ответить С цитатой В цитатник
Nasprin   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 18:31 (ссылка)
Очень, очень интересно было читать, да и что там, пополнить свой активный словарный запас - тоже не лишнее. Направление мысли я понял, но почему-то хочется с чем-то не согласиться... Может быть с тем, что "Пушкин" и "Фрейд", как олицетворения направления современного образа мышления настолько уж антагоничны, или с тем, что "Фрейдовская" гребёнка без царапин причесала всю Европу вкупе с западом вообще... Хотя нет, тоже получается какой-то максимализм. Вообщем, кажется, что тут где-то та самая загогулина...
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 07 Июня 2008 г. 18:59 (ссылка)
(довольно урчу)

Ищем, ищем загогулину, друзья мои. Я сама чувствую, что что-то не так, но пока не врублюсь. Кстати, Субурбанит, вы правы насчет Достоевского. Я о нем как-то позабыла ))))))))

А где заклятые друзья Зути и Остройс? что за черт побери?
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2008 г. 02:56 (ссылка)
Привет.
Сью, бег ё пардон, у меня несколько безразличное восприятие LJ в последнее время, ува, формируется.

Что это за неясная категория: правда Пушкина? …Это какая: "Мы добрых граждан позабавим, и у позорного столба кишкой последнего попа последнего царя удавим!"? В семнадцатом году написал, заметьте. Как в воду глядел, хотя, как многое из Пушкина, это парафраз европейского источника. Кстати, то, как Александр Сергеевич метаморфировал "Войну богов" Парни в "Гаврилиаду" — это правда Пушкина? Или Фрейда? А? И сколько в Пушкине вообще фрейдятины? Что, впрочем, неважно.
Мир, опять-таки, скорее сложен, чем прост. И этот сложный мир прекрасно в себя все вбирает. И Фрейда, и Пушкина, и Греча с Кочетовым и атомной бомбой.

Опять-таки, Пушкин был изрядный русский имперьялист. При всей его нелюбви ("тебя, твой род я ненавижу…") к некоторым императорам. До конвенций всяких топать и топать. И лично мне эта его "правда" в некоторой конкретике просто отвратительна; вся Россия ей по сю пору нашпигована — да, да! — сверх меры. Смита он читал с приятелем, видать, но и не более.

И Пушкин гений был, как ни крути. Он конечно, эпоху опередил — в аспекте дарования и — в России. Но вот в прочем… Вот что до [b]правды…[b] То он её, эпохи, верный сын.
Излишний пиетет, по-моему, вреден как раз в силу атрибутики излишества. Так что ни таппком, ни бирюзовой туфелькой убивацца не будду.
Если уж Пушкина сопоставлять с кем, так не с Фрейдом, наверное. У них абсолютно несопоставимые системные свойства.
Что каждому нужно разобраться с собой и миром, это точно. Вот Александру Сергеевичу на это времени, к сожалению, просто не хватило — возможно. Глядишь, проживи он дольше, …эх. А кому хватило? Но современный русский он толкнул, за что ему низкие поклоны.
Охохонюшки, как ты говоришь, Сью.

Ну, где-то так. Может быть.
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2008 г. 02:58 (ссылка)
вот черт, / забыл поставить и не отредактировать теперичча…
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Понедельник, 09 Июня 2008 г. 11:15 (ссылка)
(жалобно)

Зути, вы это поиздевались надо мной, да? я ж не про Пушкина и не про Фрейда, а про символизируемые ими концепции мира и человека.

И я их не сопоставляла, а писала то же, что и вы - "у них абсолютно несопоставимые системные свойства". Вы зачем меня невнимательно читали, ась? или это я НАСТОЛЬКО мутно пишу? (испугалась)

Про "правду Пушкина" я попозже отвечу.
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2008 г. 00:52 (ссылка)
Сью, и в мыслях не держал обидеть Вас своим невниманием.
Просто как по мне, так не чрез Фрейда к Пушкину. И не наоборот.
По мне Пушкин — это Пушкин. А Фрейд — это, соответственно, Фрейд.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2008 г. 09:50 (ссылка)
(подумала)

Вы сейчас о гениях говорите или о созданных ими мирах? ну даже если, допустим, в простой пушкинский мир нельзя войти через сложный фрейдовский, то тогда зачем нужен сложный фрейдовский? он же со всей очевидностью не самоцель, а средство.
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2008 г. 15:43 (ссылка)
Для того, чтобы войти в пушкинский мир, не нужен Фрейд. Но его можно взять туда для всяких там исследований.
И для того, чтобы изучать Фрейда, совершенно не нужен Пушкин. Но он и не мешает.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2008 г. 18:48 (ссылка)
Е-мое, Зути. Я же о чем говорю? о том, что Фрейда в пушкинском мире - нет и быть не может, они не сопоставимы и не вмещают один другого. Глупо искать фрейдятину в "Гавриилиаде" - сверх-парадигма, в которой создавалась и функционировала "Гавриилиада", не содержит никаких фрейдовских положений. Понимаете? в пушкинском мире банан - это просто банан. То есть даже когда банан используется для похабных игрищ, он остается бананом, понимаете? в мире Фрейда же банан не всегда является бананом, и в этом их (миров Пушкина и Фрейда) основное отличие.

Насчет того, что фрейдятина (лучше я буду оперировать этим термином, чем именем Фрейда, потому что постоянно возникает путаница - я использую имя для обозначения мира, а вы можете подумать, что для обозначения человека, мир создавшего) так вот, насчет того, что фрейдятина не нужна для того, чтобы сделать пушкинский мир возможным - вопрос "а для чего она в таком случае нужна" остается открытым. Ибо фрейдятина возникла как метод психиатрии, а пушкинский мир - это здоровый мир, мир без психиатрии. Соответственно, имея психически больную страну, можем ли мы надеяться на обретение ею пушкинского мира (здоровья и рациональности) без излечения по Фрейду?
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 01:46 (ссылка)
Пушкинский мир? Здоровый?
Может быть, может быть, но только в некоем восприятии.
А ты, Сью, просто представь себе время, в которое Пушкин жил. Вспомни про сказки Афанасьева. Бог с ним, с бананом. Вспомни, что в этом мире мог значить, например, гребень. Подумай о том, что это за мир, в котором жил Пушкин, который без крепостных (сиречь рабства!) свой мир не мыслил. И в котором барин, случалось, продавал дворовую девку с их общим дитятей с глаз (и своих, и особливо барыни) долой. Такие случаи считались мерзостью, но место имели не так чтоб исключительно редко. Не то чтобы так зарабатывали, но дело было. Как и инцест, который, в принципе, ничем особым (ну, гадость и гадость!) в те времена не был. Вот уж здоровый мир, ничего не скажешь.

И вообще, вспомним, что Александра Сергеевича поймали в простую психологическую ловушку. Так что и он сам не особо справлялся со своим Ид.

И не Фрейдом ноне Россию лечить, по-моему, нужно.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 10:45 (ссылка)
Черт. Да не про пушкинское время речь идет. Ладно, это, если что, я потом объясню. А вот чем Россию лечить нужно?
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 23:00 (ссылка)
Не знаю. Ну не Фрейдом.
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Четверг, 12 Июня 2008 г. 23:11 (ссылка)
Пушкинский мир — это манера восприятия? В которой функция подсознания не имеет производной, отличной от нуля?
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Пятница, 13 Июня 2008 г. 09:37 (ссылка)
Ну наконец-то ))))
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Пятница, 13 Июня 2008 г. 11:16 (ссылка)
Это в принципе маловероятно. Как-то я и против таких констант 4me. Не хОчу.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку