-Рубрики

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры алмаз хоупа альфред сислей анри матисс аппликация балет барков а бумажная кукла бумажные куклы винсент ван гог вострецова анастасия выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета духи елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зверушки зимний пейзаж история история урала казанский собор календари клод лоррен книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукла кукольная миниатюра кукольный домик кулич лампы настольные лекарственные растения ленин летний дворец летний сад липовый чай манилова л маска для лица маски для лица медали мода молодогвардейцы мюллер в мясные блюда мята награды напитки народная медицина народные приметы настойки никола пуссен новый год ноты овощные блюда отвар липы открытки открытки музыкальные открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье поговорки портрет пословицы поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого пыльник пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама репин рецепты блюд рождество русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты санкт-петербург сервировка сказка сказки скачать славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про аквариум супы торты украшения уход за волосами фотоэффекты франсуа буше хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай черно-белый рисунок шаль шапочки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Иван Фомич Хруцкий (1810 - 1885). История жизни и творчества (часть 7). Последние годы

Понедельник, 02 Марта 2020 г. 17:34 + в цитатник

5158259_I__F__Hryckii_vid_v_imenii_1847 (700x456, 303Kb)

И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Вид в имении. 1847.
 
 
Иван Фомич Хруцкий (1810 - 1885), успешный живописец, достигший блестящих успехов в творчестве, получивший звание академика и ставший членом петербургской Академии художеств, получивший право на потомственное дворянство. Завершив свою плодотворную творческую работу в столице Российской империи, художник по ряду обстоятельств уезжает на родину.
 
 
 
Отъезд Хруцкого из Вильно в 1850-х связывают с рождением долгожданного наследника - сына Иосифа (названного так, возможно, в честь покровителя его отца) и необходимостью находиться вблизи семьи. Стало не до художеств и патрону Ивана Хруцкого митрополита Семашко, который "отпустил" его на некоторое время после десяти лет тесного общения: погруженный в мрачные мысли, митрополит думал о близкой смерти. Опасения были столь сильны, что в 1850 году по его распоряжению даже изготовили надгробие.
 
Этот уход Хруцкого из художественного центра связан также и с отсутствием заказов. До Вильно дошел новый способ портретирования - дагерротип,  изобретенный в 1830-е во Франции. Новинкой повально увлеклись все горожане, ведь заказать фотографию было гораздо дешевле, чем живописный портрет. 
 
Отъезд Хруцкого из Вильно являлся вынужденным, но и желанным уходом в семейный быт, хозяйство. Тогда он не мог знать, что возвращение в Захарничи приведет, в конечном счете, к забвению его как художника. Но пока требовало заботы приобретенное имение, в котором хозяйствовал он сам и увеличившаяся семья. В 1858 году родилась дочь - Мария-Анна ("Марылька"). Двое детей художника - частые модели его картин 1860-х.
 
Вторую половину XIX века Хруцкий провел в Захарничах с редкими отлучками в Вильно. Эти годы наполнены историческими событиями: отменой крепостного права в 1861 году, новым польским освободительным восстанием 1863 года, испепелившим и разорившим край. Никаких признаков исторических катаклизмов в картинах мастера нет. В редких архивных документах этого периода отразились семейные заботы: о признании во дворянстве его сына Иосифа, крещении внуков...
 
Построенный Хруцким фольварок   в Захарничах представлял собой простой усадебный дом с мансардой, деревянными колоннами и крыльцом, утопающим в зарослях сирени. Рядом - флигеля (в одном из них была мастерская художника) и хозяйственные постройки, озеро Щелопок, фруктовый сад и огород, устроенный семьей живописца.  План, составленный по памяти внуками мастера, отмечает анфиладу из шести небольших комнат и кухни. Островок покоя от жизненных бурь. В этом доме , простоявшем более девяноста лет, вырастут дети, внуки и правнуки Хруцкого.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_v_komnatah_ysadbi_hydojnika____1855 (700x544, 326Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885). В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого "Захарничи"
Полоцкого уезда Витебской губернии. 1855. 
 
 
Интерьеры комнат в Захарничах с играющими детьми поэтизируют скромный быт хозяина имения, занятого делами на своей земле, а на досуге предающегося музицированию в живописи. Деревенская идиллия. Гармоническое существование с природой. Белорусский эпохи бидермейера  воспевает поэтику уединенной жизни с ее сезонными радостями и прелестями размеренного устоявшегося уклада. "Полюбим наши усадьбы, будем лелеять там добродетель, а Бог укрепит общество", - эти слова в дневнике живописца Эдварда Ремера вполне отвечают философии Ивана Фомича: художник должен писать полотна, украшающие мир. Все стены дома Хруцких были увешаны картинами, что можно узнать по его собственным холстам. На них известные произведения выписаны подробно и легко узнаваемы: "Поцелуй" Моллера - соученика Ивана Хруцкого по Академии художеств, модного салонного живописца; "итальянские" пейзажи; изображение Мадонны и итальянки с обнаженной грудью.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_v_komnatah_ysadbi_deti_pered_molbertom_1850e (532x700, 290Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Дети перед мольбертом. 1850-е.
 
 
Работ последнего, усадебного, периода жизни художника известно немного. В 1855 году он написал портрет пятилетнего сына Иосифа, лесной пейзаж, в эти же годы интерьеры своего дома с играющими детьми - "В комнатах усадьбы художника. Дети перед мольбертом" (1850-е), "В комнате. Мальчики, рассматривающие альбом" (1854), "В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого "Захарничи" Полоцкого уезда Витебской губернии" (1855). Эти картины по созерцательному и умиротворенному настроению похожи на живопись крепостных художников - учеников школы Венецианова,   поэтизировавших усадебную жизнь, как Григорий Сорока  в цикле работ в Островке. Есть в них общее -  плавное и безмятежное течение жизни.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_v_komnate_malchiki_rassmatriv_albom_1854 (538x700, 351Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  В комнате. Мальчики, рассматривающие альбом. 1854. 
 
 
Последние известные произведения Хруцкого датируются концом 1860-х. Где же полотна 1870-х?  Они неизвестны. Художник умолк. Ушли главные заказчики его картин, та шляхетская прослойка, которая традиционно заказывала свои портреты. Заказов на портреты почти не было. Его стали забывать.
Со смертью в 1868 году покровителя - Иосифа Семашко перестали поступать редкие заказы из Вильно. Не нашел себя в Петербурге и младший брат Андрей, который приехал в Захарничи в 1870 году и поселился во флигеле. 
 
Выросли дети. Марылька уже давно стала баоышней. В 1887 году она обвенчалась с адвокатом Томковидом из рода соседей-священников Томковидов. Сын Иосиф закончил каморницко-таксаторские классы   при Витебской гимназии, женился. Вскоре Захарницкий дом наполнился  детскими голосами внуков художника. Теперь Иван Фомич стал писать портреты нового поколения.
 
Жил он скромно, в кругу большой разросшейся семьи, по-прежнему создавал натюрморты, в которых доминировали уже не цветы, а обычные прозаические овощи с собственного огорода: тыквы, огурцы, лук, помидоры.
 
 
5158259_naturmort_s_gribami (700x517, 258Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Натюрморт. Грибы и овощи.
 
 
Художник тесно общался с родственниками жены из соседнего Дубенца: ее братом, Александром Бебновским, племянником Александром. Младший из четверых племянников Анны Ксаверьевны, слабый здоровьем Вацлав, проявлял художественные способности. Иван Хруцкий с удовольствием давал уроки рисунка юному скульптору. Общение со старым мастером, направившим его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, запомнилось Вацлаву Бебновскому и определило всю его дальнейшую жизнь. 
 
В 1883 году Иван Фомич мог прочесть о себе и своей работе в Вильно в "Записках" покойного митрополита Иосифа Семашко, которые были опубликованы в Санкт-Петербурге. Неизвестно, сообщил ли мастеру кто-либо, что в 20-х числах марта 1884 года в столице на аукционе коллекционеров Варгуниных Павел Михайлович Третьяков приобрел у супруги  Варгунина за пятьсот рублей "Натюрморт. Фрукты и цветы", написанный в 1839 году. Еще при жизни Хруцкого первый его натюрморт попал в знаменитую галерею русской живописи, что было честью для любого российского художника.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_1810__1885__naturmort__frykti_i_cveti_1839 (700x538, 318Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885). Натюрморт. Фрукты и цветы. 1839.
 
 
В это же время, весной 1884 года, в Захарничах на семьдесят пятом году жизни живописец создал последние автопортреты - для дочери и сына. Автопортрет в очках, выполненный для дочери Марии, известен только по фотографии. По легенде, он находится в частном собрании в Санкт-Петербурге. Другой попал в собрание Государственного Русского музея. В этом предсмертном "Автопортрете" Иван Фомич предстает перед зрителем без внешних атрибутов художника-творца, а обычным провинциальным "гречкосеем" - работником и хозяином на своей земле, достойно завершающим жизнь  в кругу большой семьи.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_avtoportret_1884 (505x700, 260Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Автопортрет. 1884.
 
 
Иван Фомич Хруцкий умер 14 января 1885 года. Еще в 1920-е, как утверждают местные краеведы, на сельском кладбище в Захарничах стояла надмогильная стела художника. Какого-либо некролога, посвященного ему в прессе в Полоцке, обнаружить пока не удалось. В российских справочниках по искусству он давно уже числился умершим: знатоки запутались между  тремя Хруцкими-художниками и похоронили" Ивана Фомича задолго до его реальной смерти.
 
Семья Яна Хруцкого (внука художника) после национализации имения большевиками успела в 1927 году переехать в Слоним, ставший польским по Рижскому договору 1921 года. Они захватили с собой свернутые в трубку картины деда, которые в 1950-е попали в музеи Варшавы, Белостока и Кракова.
 
Более всего для увековечивания памяти Ивана Хруцкого сделали сотрудники Государственного художественного музея БССР (Белорусской советской социалистической республики) - директор Е. Аладова, И. Паньшина и Е. Ресина: в 1940-е - 1970-е годы они смогли найти и вернуть из частных российских собраний на родину  двадцать четыре работы живописца, в 1985 году провести представительную ретроспективную выставку мастера, собрав картины почти из всех советских и зарубежных музеев, а в 1990 году издать полный каталог его работ. Это, по сути, было открытием творчества Ивана Хруцкого - и не только для белорусов. Но истинная слава художника еще впереди - когда будут разгаданы многие тайные места его биографии, найдены и идентифицированы его картины, известные пока лишь по названиям, исследованы портреты неизвестных.
 
В 2010 году двухсотлетний юбилей Ивана Хруцкого был включен ЮНЕСКО в список памятных дат. 
 
 
Н. Усова 


 

 

Рубрики:  Живопись. Иллюстрация
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку