Крещенские купания: Для чего люди окунаются в прорубь, и почему она называется «иордань»|Картины художников. |
Художник Антон Овсяников. Крещение.
Немногие задумывались над тем, откуда появилась на Руси столь экстремальная славянская традиция - купаться в лютый мороз в проруби. Она корнями уходит глубоко во времена древних скифов, окунавших своих младенцев в студеную воду, когда христианства еще и в помине не было. А вот массовые купания в проруби-иордани, приуроченные празднику Крещения Господнего - это совершенно новый обряд.
Художник В. В. Сизов. В крещенскую ночь.
Немного из истории о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей
Иоанн Креститель крестит Иисуса в Иордане. Картина Giorgetti.
Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир.
Альбани (1578 -1660). Крещение Христа.
И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех.
Художник Иван Крамской. Христос в пустыне. (1872).
Богоявление и Крещение Господне
Художник Олифиров Григорий. Крещение.
Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.
Художник Теодор Аксентович. Swieto Jordanu 1893 г
В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.
Художник Т. Аксентович. Водосвятие, конец XIX века
«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей»
Константин Войнов. Таинство освящения воды в день Богоявления на речке Базаиха в Красноярске.
Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался крестный ход.
Борис Кустодиев. Крещение. Водосвятие. 1921 год.
Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии, за ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, после шествовали все церковнослужители согласно рангу, а за ними - верующий народ.
Ниже по течению от «иордани», как правило, была бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того как главный священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлению вода мгновенно в это время делалась святою. Остальных же верующих священник окроплял просто водою.
Художник Н.Грандковский. Купание после освящения воды. 1903 год.
В основном окунались в студеную воду те, кто "святошничал" и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде, а некоторые купались просто «для здоровья», проявляя таким образом силу духа. И это все невзирая на лютый мороз, как правило, всегда сопутствующий этому празднику.
Художник Авраменко А. Ледяной Крест.
Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести.
Художник Панцырева Е. Ю. Купание на Крещение.
Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь появилась совсем недавно. Со слов протоиерея Георгия Рощина: «... купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция... Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало».
Художник Анатолий Данилов. Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь.
На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни.
А так как купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это способ очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако это глубокое заблуждение - человек не может грешить целый год, а потом, окунувшись в прорубь, освобождаться от греха. Это может быть для него лишь символом обновления.
Художник Гайдеров Михаил. Крещенские морозы. Звонят колокола.
Источник
![]()
![]()
Серия сообщений "художники разных стран":
Часть 1 - Маленькие кокетки.
Часть 2 - Уникальный рисунок.
...
Часть 9 - Как учили детей 200 лет тому назад. Школа, учителя и ученики на картинах художников разных стран.
Часть 10 - Древняя педагогика: Где детей могли казнить за непослушание, а где уважали как личность. Картины разных художников.
Часть 11 - Крещенские купания: Для чего люди окунаются в прорубь, и почему она называется «иордань»|Картины художников.
Часть 12 - Чулки в живописи разных эпох.| Картины разных художников. Видео.
Часть 13 - Прически в стиле барокко времен Людовика XIV. | Картины художников.
...
Часть 31 - Во что играли дети 150 лет тому назад: Картины известных художников.
Часть 32 - Игра в шахматы. Описание картин разных художников.
Часть 33 - Бытовая случайность: Казусы прислуги в картинах разных художников.
Рубрики: | • живопись/российские художники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |