Фламенко |
Пафии в День рождения от С нежного Тигренка и Собаки Чау
Идея и коллаж С нежного Тигренка
Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) — общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, т.е. серьезный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, т.е. облегченный, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует более 50 подклассов (жанров), точную границу между которыми порой провести трудно.
Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.
Ка́рмен Ама́йя (исп. Carmen Amaya, 2 ноября 1913, Барселона — 19 ноября 1963, Багур) — испанская танцовщица, певица, актриса кино, легендарная исполнительница танца фламенко.
Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.
В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там своё постоянное место. Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внёс в него новую живую струю и выразительность. Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передаётся от мастера к ученику.
Лена Эрнандес (урожд. Сильва Санта Эрнандес Мануэла Грантьерра дель Кармен де лас Касас; Лена (Елена) Эрнандес — имя, принятое при переезде в Россию из Испании в 1972 году; род. 7 апреля 1958 года, Толедо, Испания) — танцовщица, хореограф, автор танцевального курса «Женственность фламенко»
«Фламенко за кулисами» танцевальный спектакль студии фламенко Лены Эрнандес
Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.
Традиционная одежда байлаора — тёмные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки.
Испанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчёркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы. Ещё один классический женский атрибут фламенко — большой веер.
Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищёлкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию. Гармония фламенко сочетает черты как модальности, так и классико-романтической тональности. Два наиболее узнаваемых модализма во фламенко - фригийский оборот и цыганская гамма (иначе называемой «арабской гаммой»).
Фригийский оборот, например, встречается в солеарес, в большинстве булериас, сигирийяс, тангос и тьентос, цыганская гамма — в саэте. Типичная последовательность аккордов, в Испании называемая андалуcийской каденцией, представляет собой местную разновидность фригийского оборота, например, Am-G-F-E . Звуковысотную систему, опирающуюся на использование такой каденции, в литературе по фламенко называют "андалусийским", "фригийским", или "дорийским" ладом (его не следует отождествлять с монодическими фригийским и дорийским ладами в античной и средневековой музыке).
Па́ко де Луси́я (исп. Paco de Lucía, настоящее имя — Франси́ско Са́нчес Го́мес, исп. Francisco Sánchez Gómez, род. 21 декабря 1947, Альхесирас, провинция Кадис, Испания) — один из самых известных в мире испанских гитаристов-исполнителей фламенко. Сценическое имя Paco de Lucía артист выбрал в честь своей матери Лусии Гомес (Lucía Gómez).
Гитаристы используют два основных аппликатурных варианта андалусийской каденции - "por arriba" ("вверху") и "por medio" ("в середине"). Для транспозиции широко используется каподастр. Вариант "por arriba" соответствует (при игре без каподастра) последовательности аккордов Am-G-F-E, вариант "por medio": Dm-C-B-A.
Современные гитаристы, например, Рамон Монтойя, стали использовать и другие аппликатурные варианты андалусийской каденции. Монтойя создал новый жанр фламенко для гитары соло, ронденья, с каденцией F#m-E-D-C#, исполняемый со скордатурой (6я струна: ре; 3я: фа диез). Эти варианты включают в качестве дополнительных конструктивных элементов звучание открытых струн на неаккордовых ступенях, что стало специфической чертой гармонии фламенко в целом.
Позднее гитаристы продолжили расширять набор используемых аппликатурных вариантов и скордатур. Некоторые стили фламенко используют мажорный лад гармонической тональности, это кантинья и алегриа, гуахира, некоторые булериа и тона, а также кабале (разновидность сигирийи). Минорный лад ассоциируется с фаррукой, милонгой, некоторыми стилями танго и булериа.
В общем случае, традиционные стили с использованием мажорного и минорного лада ограничены по гармонии использованием двухаккордовых (тоника-доминанта) или трёхаккордовых (тоника-субдоминанта-доминанта) последовательностей. Однако современные гитаристы ввели в практику замены аккордов (англ. Chord substitution), переходные аккорды и даже модуляцию. Фанданго и производные от него стили такие как малагенья, таранта и картахенера используют два лада: гитарное вступление исполняется в фригийском ладе, тогда как вступающее пение осуществляется в мажоре, с переходом ближе к концу вновь в фригийский
Кáрмен Пачéко Родри́гес (исп. Carmen Pacheco Rodríguez, известная как Ка́рмен Лина́рес; род. 1951, Линарес, провинция Хаэн) — испанская певица, исполнительница фламенко и национальных испанских песен. Творчество Кармен Линарес отличается широким разнообразием стилей фламенко, что ставит её в один ряд с Niña de los Peines.
Пение во фламенко характеризуется следующими особенностями:
Ярко драматический, зачастую трагический характер (в большинстве стилей). Мелодическая импровизация с опорой на сравнительно небольшой набор традиционных мелодических типов. Чрезвычайно богатая орнаментика (мелизматика).
Использование микроинтервалов, т.е. интервалов, меньших по величине, чем полутон.
Портаменто: часто переход от одной ноты к другой происходит с использованием небольшого плавного "подъезда" к следующей ноте, то есть ноты не берутся сразу точно (в звуковысотном отношении). Узкая тесситура: большинство традиционных песен фламенко ограничено диапазоном в сексту (четыре с половиной тона). Мелодическое разнообразие достигается певцами за счет применения ими различных тембровых и динамических оттенков, микроинтервалов, мелизматического варьирования и др.
Настойчивое повторение одной ноты и близлежащих к ней по хроматической гамме нот (также используется и в гитарной игре).
Отсутствие устойчивого регулярного метра вокальной партии, особенно в жанрах канте хондо, таких как сигирийя и др. (при этом неметрическая вокальная мелодия может накладываться на метрическое инструментальное сопровождение).
Снижение интенсивности от начала к концу вокальной фразы.
Во многих стилях, например, в таких как солеа или сигирийя, мелодия имеет тенденцию следовать по близрасположенным ступеням. Скачки через ступень и более встречаются намного реже (однако в фанданго и производных от него стилях часто встречаются скачки через три-четыре ступени, особенно в начале каждой строки песни, что предположительно свидетельствует о более раннем происхождении песен этого стиля, испытавшего влияние кастильской музыки).
В связи с типичной диспозицией созвучий в формах фламенко метрически наиболее сильным оказывается доминантовый аккорд («сильный» оттого, что на нём заканчивается период), отсюда альтернативное название звуковысотной структуры такого типа — доминантовый лад.
Хоаки́н Корте́с (исп. Joaquín Cortés, настоящее имя Хоакин Педраха Рейес, род. 22 февраля 1969 года) — танцор фламенко, хореограф, актёр, с февраля 2007 года посол цыган в Европейском союзе. Известен также тем, что выступает против запрета слова Gypsy для обозначения цыган; вместо этой меры он предлагает работать над улучшением имиджа самого термина. Создатель Цыганского фонда в Испании. Принадлежит к артистической цыганской династии Рейесов.
16 ноября 2010 года ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта Всемирного Наследия.
источник текста Википедия
Серия сообщений " Совместно со С нежным Тигренком":
Часть 1 - Снежный джаз
Часть 2 - Волшебная флейта
...
Часть 6 - Васильки
Часть 7 - ***
Часть 8 - Фламенко
Часть 9 - Вера, Надежда, Любовь
Часть 10 - Переход на зимнее время
...
Часть 19 - Полярная сова
Часть 20 - Письмо из Венеции
Часть 21 - Тяньлун
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Оленька, поздравляю с Днем рождения!
В День рождения желаю
Быть Богиней красоты,
Чтоб улыбкой ты сияла,
Чтоб сбывались все мечты!
Чтоб мужчины обожали,
И смотрели тебе в след,
Ведь прекрасней и милее,
В этом мире тебя нет!
Я репетирую танец фламенко:
красная туфелька - тра-та-та.
Юбку отбрасываю коленкой...
Не суетиться! ведь красота -
в чёткости, в резкости и в атаке
звонких набоек, крылатых рук.
Сердце выстукивает
из-за
так-та...
Я - в окруженьи своих подруг.
2
Сшей мне алую юбку со шлейфом, швея,
посвободней корсет - для дыхания.
Я-твоя-не-твоя, я-твоя-не-твоя -
отстучу каблучками нахальными.
Я поймаю и выдержу бешеный ритм.
На стопе набухают вЕнки.
Ты танцОвщице нА ноги не смотри,
если хочешь понять фламенко.
3
Я с утра в причёске своей проста -
гребешки костяные в сумке.
так боялась на встречу к тебе опоздать -
не спала, не ела, осунулась.
Не брала браслетов, колец и серёг,
не шептала молитв от сглаза...
Ты зачем-то образ этот сберёг -
гордой плясуньи в красном...
4
Наступает вечер, наложен грим.
Наклонились софитов венчики.
Ты дождись - фламенко дотла сгорит,
и останется просто женщина.
http://foren.germany.ru/arch/367627/f/8767008.html
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |