![5103149_tar6 (700x654, 74Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689535_5103149_tar6.jpg)
Богатый сложного узора принт, почти как у английского "Wedgwood" того времени. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чем южнее находится территория, тем плотнее она заселена, а значит, количества потребителей всего и вся на такой территории больше. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что при сравнении двух русских фаянсо-фарфоровых предприятий империи М.С. Кузнецова - в Твери и в Будах - цифры будут не в пользу Твери. В остальном же предприятия являлись почти близнецами, и продукция на выходе получалась похожей до уровня смешения (поскольку там и там использовали одни и те же формы, деколи и рисунки под роспись).
![5103149_tar7 (574x666, 59Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689536_5103149_tar7.jpg)
Такой же сложный узор синего кобальта в стиле "Wedgwood". Фото взято из свободного доступа в интернете.
Вклад Матвея Сидоровича Кузнецова в развитие фарфоро-фаянсового дела в России поистине неоценим. Как говорится, с младых ногтей промышленник вёл политику широкой экспансии, т.е. старался выходить с продукцией собственных предприятий на как можно большую территорию, в том числе путём постройки на местах новых производств или выкупа и переоснащения уже готовых фабрик. Несколько десятилетий Кузнецовы торговали своей посудой на Харьковщине, пока в 1870 году двадцатичетырёхлетний Матвей Сидорович не решился взять в аренду у купца И.И. Никитина местный керамический заводик в селе Байрак (под Люботином). Затея оказалась не самой удачной - как подсчитали, из-за удаленности фабрики от основных дорог и ярмарок весь доход проедали траты на гужевой транспорт.
![5103149_tar8 (696x692, 38Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689537_5103149_tar8.jpg)
Фото взято из свободного доступа в интернете.
Тогда в следующем, 1871-м году М.С. Кузнецов приобрёл у помещика Т. Г. Котляра из посёлка Буды участок с винокурней, расположенный рядом с ж/д веткой Мерефа-Люботин, и на новом месте построил фабрику "с нуля". Процветанию фабрики, открытой в 1887 году, способствовало наличие как огромного рынка сбыта, охватывающего весь Юг Российской империи, близость необъятного азиатского рынка, так и наличие дешёвой рабочей силы, богатых источников топлива, каолинового сырья, и что не менее важно, оснащение нового предприятия самым современным на тот момент оборудованием. Для поселения в тысячу человек предприятие сразу стало градообразующим.
![5103149_tar1 (655x700, 38Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689538_5103149_tar1.jpg)
Интересная тарелочка с сильным "греческим" рельефом, крытьём, полученным методом аэрографии и деколью на рождественскую тему. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar2 (700x613, 47Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689539_5103149_tar2.jpg)
Тарелки с росписью принтом в один колер - самая модная технология того времени, дающая возможность при сохранении в достаточной степени сильной эстетической составляющей удешевить производство посуды в разы и разы.
![5103149_tar3 (700x673, 53Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689540_5103149_tar3.jpg)
![5103149_tar4 (467x515, 20Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689541_5103149_tar4.jpg)
Сырная доска с рисунком принтом в один колер.
![5103149_tar5 (700x614, 50Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689542_5103149_tar5.jpg)
![5103149_tar9 (700x669, 48Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689543_5103149_tar9.jpg)
![5103149_tar10 (700x695, 56Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689544_5103149_tar10.jpg)
![5103149_tar11 (700x677, 42Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689545_5103149_tar11.jpg)
![5103149_tar12 (700x696, 76Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689546_5103149_tar12.jpg)
Тарелка с серым принтом сложного узора. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar13 (503x700, 29Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689547_5103149_tar13.jpg)
Представитель солнечного Узбекистана держит в руках похожие фаянсовые блюда с одним и тем же однотонным растительным рисунком. Отличия только в цвете рисунка, нанесённого принтом (шелкографией) и в размере блюд. А также в том, что одно из блюд произведено на фабрике в Будах, а другое - на Тверской фабрике "Т-ва М.С. Кузнецова" в начале XX-го века. Угадать - где какое? - не представляется возможным (только по клейму). Фото взято из свободного доступа в интернете. Да, очень много "кузнецовской" посуды уходило на азиатские рынки. И не только на внутренний для Российской империи рынок Туркестана (ныне - страны Средней Азии), но и в Афганистан, Турцию, Египет... Производство некоторых фабрик (например, в Песочном.) было полностью ориентировано на азиатские (мусульманские) рынки.
![5103149_tar14 (502x700, 25Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689548_5103149_tar14.jpg)
Самая известная фотография "императора русского фарфора", Поставщика Двора Его Императорского Величества, кавалера орденов св. Станислава III-й степени и св. Анны III-й степени ("Анна на шее") Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911). Фото взято из Википедии.
![5103149_tar15 (700x589, 20Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689549_5103149_tar15.jpg)
Такой формы тарелки и в такой росписи (как правило,присутствуют две основные цветовые гаммы - розовая и голубая (как на фото)) выпускались многими предприятиями России. Причём, не только на фабриках "Т-ва М.С. Кузнецова", но и на фабриках кластера И.Е. Кузнецова. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar16 (700x695, 36Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689550_5103149_tar16.jpg)
Вот такая же точно по форме тарелка, но в чуть более сложной росписи и в превосходном состоянии, по которому можно увидеть, как "кузнецовские" фаянсовые тарелки выглядели изначально. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar17 (640x480, 16Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689552_5103149_tar17.jpg)
Тарелки в точно такой же росписи, но с розового колера каймой. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar18 (565x577, 41Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689554_5103149_tar18.jpg)
Кажется - вполне себе современная (во всяком случае - Советского времени) тарелка с милым рисунком "Курочки" и узором. Цветной принт в два колера - узор, и принт в один колер с подрисовкой - рисунок. Однако... Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar19 (700x343, 41Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689556_5103149_tar19.jpg)
Тарелка с буквально газетными принтами на животрепещущую тематику Русско-Японской войны 1904-1905гг. Даны изображения на тему боестолкновений первого этапа войны (1904-го года), а также портреты армейских и флотских командующих Е.И. Алексеева, Н.И. Скрыдлова и А. Н. Куропаткина. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar20 (681x700, 48Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689557_5103149_tar20.jpg)
Тарелка с крытьём, полученным методом аэрографии, и цветочной деколью. Также заметен рельеф и позолота по окаёму. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar21 (700x675, 77Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689558_5103149_tar21.jpg)
Интересная тарелка с принтом в два колера. Фото взято из свободного доступа в интернете.
![5103149_tar22 (700x638, 23Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/689/161689559_5103149_tar22.jpg)
Самая обычная фаянсовая тарелка того времени - с чётким рельефом, сложной формы окаёмом и росписью деколью. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фабрика в Будах стала четвёртым предприятием, включённым в «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых и майоликовых изделий», основанное в сентябре 1887-го года. До 1892 года Ново-Харьковская фабрика изготавливала посуду из полуфаянса, затем перешла на фаянс. В 1894 году были изготовлены первые изделия из фарфора.
Ассортимент фабрики включал свыше 1000 видов посуды и скульптур малой пластики. Фарфор составлял примерно третью часть от всего объёма производства. В Будах была впервые опробована техника шелкографии с дорисовкой. Это позволило ускорить нанесение сложных изображений, сохраняя эффект ручной росписи.
В 1897-м году руководство фабрикой перешло к сыну М.С. Кузнецова - Александру Матвеевичу Кузнецову. К началу XX-го века фабрика в Будах стала лидером фаянсовой отрасли России. В 1901-м году в Будах была установлена самая мощная в России паровая машина "Компаунд", а 1911-й год ознаменовался запуском на фабрике новейшей технологической новинки того времени - большой тоннельной печи для обжига литых изделий. В результате таких кардинальных усовершенствований фабрика за 1913-й год выдала рекордную цифру выпуска посуды - 11 миллионов изделий, а штат работников расширился до 2500 человек!.
А дальше были война, две революции, Гражданская война и переподчинение Харьковщины новой республике в составе СССР...
источник